Феномен кураторства в современном искусстве
В работе автор рассматривает феномен арт-кураторства в современном искусстве, предпосылки его возникновения и процесс становления. Уделяет особое внимание основным методам и принципам функционирования современной кураторской практики. Автор подвергает анализу концептуальную природу деятельности арт-куратора и производит её философское осмысление. Затрагивает этические аспекты современной кураторской практики и особенности функционирования кураторского проекта в цифровую эпоху.
Фигура куратора за последние пол века стала неотъемлемой частью мира искусства. Рождённая в эпоху социальных, экономических перемен и радикальных сдвигов во всей системе европейской культуры, она стала соучастницей кардинальных изменений в традиционной практике работы с искусством. В наши дни внимание к фигуре арт-куратора возрастает с каждым годом. Сегодня можно встретить множество книг, посвящённых истории становления фигуры куратора (В. Мизиано “Пять лекций о кураторстве”, П. О’Нил “Культура кураторства и кураторство культур(ы)”), журналов, затрагивающих, его актуальное состояние (“Художественный журнал”, “Manifesta Journal”), публикаций и статей об отдельных кураторских проектах. Следует отметить, что существует ряд серьёзных исследовательских и философских трудов об арт-кураторстве таких отечественных исследователей как Виктор Мизиано, Валерий Савчук и Борис Гройс. Важно отметить, что в наши дни открывается все больше образовательных программ, посвящённых кураторским исследованиям. Так, например, Санкт-Петербургский Государственный Университет уже несколько лет выпускает молодых кураторов по программе магистратуры “Кураторские исследования”. Также, Музей современного искусства “Гараж” открывает в этом году совместно ВШЭ в Москве новую образовательную программу “Практики кураторства в современном искусстве”.
Таким образом, не сложно заметить, что фигура современного куратора не остаётся без внимания. Однако это внимание не всегда носит положительный характер. Арт-куратора часто критикуют, упрекают в надуманности его профессии, осуждают его притязания на авторство.
В данной работе мы предпримем попытку осмыслить феномен арт-кураторства в современном искусстве и определить его действительное положение. Мы проанализируем предпосылки и причины его возникновения, проведём философский анализ концептуальной природы современной кураторской практики и рассмотрим новейшие условия цифровой культуры, в которых функционирует современная кураторская практика.
Объект исследования: современная кураторская практика
Предмет исследования: фигура арт-куратора в современном искусстве
Цель: исследовать феномен фигуры арт-кураторства в современной культуре
Задачи работы:
• Рассмотреть исторические предпосылки и процесс становления фигуры куратора.
• Выявить основные методы и принципы функционирования современной кураторской практики.
• Исследовать концептуальную природу кураторской практики и провести её философский анализ.
Работа состоит из трёх глав, введения и заключения. В первой главе мы обратимся к рассмотрению исторических предпосылок возникновения фигуры арт-куратора. Исследуем процесс перехода от смотрителя музейной коллекции к независимой фигуре арт-куратора. Установим характер его взаимосвязи с процессом становления новой художественной парадигмы. Во второй главе проведём теоретическое исследование концептуальной природы кураторской практики. Ответим на вопрос о том, как функционирует арт-кураторство в современном искусстве. В третьей главе мы предпримем попытку осмыслить актуальное положение фигуры арт-куратора в мире искусства.
Методология данного исследования основывается на использовании историко-генетического метода, позволившего выявить причинно-следственные связи исторического развития фигуры куратора. Проблемно-хронологический метод использовался при рассмотрении основных этапов становления кураторской деятельности. Метод анализа использовался при исследовании выставочных проектов.
Апробация работы
Апробация основных положений выпускной квалификационной работы проводилась в ходе прохождения педагогической практики, где результаты исследования использовались в качестве материалов для проведения лекций и семинаров. Также апробация проводилась в ходе выступления на следующих конференциях и круглых столах: “IV Международная конференция Usable Pasts” 2019 г. ВШЭ Санкт-Петербург; “XII Кагановские чтения. Коммуникативные стратегии в современной художественной культуре” 2019 г. СПбГУ.; Молодёжный круглый стол “Культурное наследие: между аффектом и смыслом” 2019 г. СПбГУ.
В ходе исследования мы выяснили, что фигура куратора возникла из революционного духа искусства XX века и серьёзных экономических и политических изменений. Положение, которое пришлось занять арт-куратору, оказалось не самым простым, поскольку на него легла ответственность за настоящее и будущее искусства.
В современном арт-мире куратор сталкивается с рядом сложных и порой противоречивых задач, связанных с необходимостью выполнения куратором сразу большого количества ролей. Также куратору приходится прилагать все больше усилий, чтобы сохранять статус своей актуальности. Мы выяснили, что современная кураторская практика носит концептуальный характер, обеспечивающий одновременно как оперативное реагирование на новые феномены искусства и их осмысление, так их адекватный показ. Мы выяснили, что, с одной стороны, благодаря развитию современных технологий в наши дни кураторы получают все больше технических и материальных ресурсов для разработки и популяризации проектов. С другой, некоторые исследователи феномена арт-куратора сходятся во мнении, что время грандиозных кураторских проектов прошло. Однако, как мы выяснили из анализа многочисленных проектов среднего и малого масштабов кураторская практика остаётся актуальной и востребованной. Дело в том, что кураторство не статично и изменяется вместе с искусством, поэтому вопрос состоит лишь в том, какие формы кураторской практики будут необходимы искусству будущего.
Таким образом, мы рассмотрели феномен арт-кураторства, предпосылки его возникновения и процесс становления. Выявили основные методы и принципы функционирования современной кураторской практики. Исследовали концептуальную природу деятельности арт-куратора и произвели её философское осмысление.
Литература и источники на русском языке
James Tok. Овощи для святой Розалии. 12-я Манифеста в Палермо // newsproplan.ru – Новости и не только [Электронный ресурс]. URL:
The Manifesta Journal Reader: Избранные статьи по кураторству – СПб.: Издательство «Арка», 2014. – 288 с.
Адорно В. Эстетическая теория. М.: Республика, 2001. – 527 с.
Анонс выставки “Комар и Меламид”. Сайт Московского музея современного искусства MMOMA. [Электронный ресурс]. URL:
Балаш А. Подлинность произведения искусства в культуре XX-XXI В.: концептуальный и институциональный аспекты. СПб: СПбГИК, 2018 г., – 319 с.
Беньямин В. Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости / В. Беньямин. 1996. – 240 с.
Бирюкова М.В. Выставка современного искусства как авторский проект. СПб: Издательство СПбГУТД, 2013. – 186 с.
Бирюкова М.В. Проблема куратора, как автора художественно-эстетической концепции в западном искусстве 1970-ых гг.: Харальд Зееман и 5. Кассельская Документа: автореф. дисс. канд. искусствоведения. – СПб., 2008. – 34 с.
Бирюкова Марина Валерьевна ЭВОЛЮЦИЯ КУРАТОРСКИХ ПРОЕКТОВ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ ХХ ВЕКА В КОНТЕКСТЕ ТЕОРИИ И ФИЛОСОФИИ КУЛЬТУРЫ Дис. 2017, 304 с.
Бычков В. Эстетика: Учебник. М.: Гардарики, 2004. – 556 с.
Бюргер П. Теория авангарда. М.: V-A-C press, 2014. – 200 с.
Генеральная репетиция. Представление в трёх актах. Анонс выставки на сайте музея MMOMA. [Электронный ресурс]. URL:
Гринберг К. Модернистская живопись / Искусствознание. М.: ГИИ, 2007 г. – 546 – 553 с.
Гройс Б. В Потоке. М.: Ад Маргинем Пресс, 2018. – 208 с.
Гройс Б. Куратор как иконоборец // Художественный Журнал №73-74 2009. [Электронный ресурс]. URL:
Гройс Б. Художник как куратор плохого искусства // Гройс Б. Искусство утопии. Художественный журнал, 2003. – С. 232-239.
Гройс Б., Комментарии к искусству. М.: Издательство Художественный журнал. 2003. – 344 с.
Гройс Б., Топология современного искусства // Художественный журнал 61/62. М. 2006. — С. 40-44
Данто А. Мир искусства. М.: Ад Маргинем Пресс. 1964 — 33 с.
Захарченко И. “Виртуальный тур по музею как интермедиальный проект” // Конференция “Современные методы изучения культуры – XI. 2019”.
Иноземцева Е. Вступительный комментарий к выставке Павла Пепперштейна «Человек как рамка для ландшафта”. Музей современного искусства “Гараж”. М. 2019 г.
Кандинский В. О духовном в искусстве. Ленинград.: Тип. ЛОСПС, 1989 – 69 с.
Кантор М. Распад культуры // Русский портрет. Около искусства. [Электронный ресурс]
Кошут Дж. Искусство после философии // Искусствознание 2001, №1.
Леняшин В. Единица хранения. Русская живопись – опыт музейного истолкования. СПб: ООО «Арт-салон “Золотой век”», 2014. – 440 с.
Лиотар Ж. Состояние постмодерна. СПб.: Алатейя, 1998. – 160 с.
Мизиано В.А. Пять лекций о кураторстве. М.: Ад Маргинем Пресс, 2015. – 232с.
Обрист Х. Краткая история кураторства. М.: «Ад Маргинем Пресс», 2012. – 256 с.
Обрист Х. Пути кураторства. М.: Ад Маргинем Пресс, 2016. – C. 160.
О’Нил П. Культура кураторства и кураторство культур(ы). М.: Ад Маргинем Пресс, 2015. – 272 с.
Порчайкина Н. К вопросу о классификации современных художественных выставок // Известия Алтайского государственного университета. 2011. №2. С. 187-188. 2016. – С. 211-212.
Прилашкевич Е. Кураторство в современной художественной практике: Автореф. Автореферат дис. канд. иск. – СПб, 2009. – 185 с.
Радеев А. К методологии изучения современной философии искусства // Искусство после философии. Отв. ред. Н.В.Голик. СПб, 2010. С. 219-225.
Савчук В. В. Философия фотографии. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2005. 256
Савчук В. Возвращение определенности // Художественный журнал №101. М.: Artguide Editions, 2017. – С.17-25.
Савчук В. Режим Актуальности. – СПб. 2004. – 200 с.
Савчук В. Ритуал очищения Аниша Капура. Статья к выставке на сайте ММОМА [Электронный ресурс]. URL:
Торопова Е. Выставка произведений декоративно-прикладного искусства: история и специфика экспонирования: автореф. дис. канд. искусств. СПб., 2003.
Фостер Х, Краусс Р., Буа И., Бухло Б., Джослит Д. Искусство с 1900 года: модернизм, антимодернизм, постмодернизм. М.: Ад Маргинем Пресс, 2015. – 816 с.
Фотограф Кузнецова Надя. // PHOTOGRAPHER.RU. [Электронный ресурс]. URL:
Шустерман Р. Прагматическая эстетика: живая красота, переосмысление искусства. Научная монография / Р. Шустерман. М.: “Канон+”, РООИ “Реабилитация”, 2012. – 408 с.
Последние выполненные заказы
Хочешь уникальную работу?
Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!