Девять медитаций для органа О.Мессиана «Рождество Господне»

Бесплатно
Работа доступна по лицензии Creative Commons:«Attribution» 4.0
Юсупова Анна Юрьевна
Бесплатно
Работа доступна по лицензии Creative Commons:«Attribution» 4.0

Выпускная квалификационная работа имеет название «Девять медитаций для органа О. Мессиана “Рождество Господне”».
Автор: Юсупова Анна Юрьевна, студентка II курса магистратуры.
Работа состоит из Введения, трёх Глав, Заключения, Списка литературы и трех Приложений. ВКР содержит 69 страниц печатного текста, 3 приложения, 25 нотных примеров и 11 иллюстраций. Для написания работы использованы 26 литературных источников.
Во Введении раскрывается актуальность выбранной темы, описываются главная цель и задачи данной ВКР.
В Главе I указана роль цикла «Рождество Господне» в эволюции органного творчества Оливье Мессиана, приведён список органных сочинений композитора.
Глава II раскрывает связь творчества О. Мессиана с католицизмом, Священного Писания с музыкальным языком композитора.
В Главе III обнаруживается новаторская трактовка композитором органной фактуры и регистровки в цикле «Рождество Господне». В данной главе имеются два структурных раздела: «О жанровом наклонении цикла», «О музыкальном языке органного цикла «Рождество Господне».
В Заключении сформулированы основные выводы ВКР.
Студент – Юсупова А. Ю.
Научный руководитель – доктор искусствоведения,
профессор Азарова В. В.

В 2018 году отмечался 110-летний юбилей со дня рождения выдающегося французского композитора XX века Оливье Мессиана. Интерес к творчеству Мессиана всё более возрастает как среди музыкантов, так и среди научных исследователей. Творческое наследие композитора раскрывает комплекс вопросов, связанных с католицизмом. Рассмотрение последних в России происходило лишь частично.
В области органной музыки композитор дал истолкование основополагающих истин христианства и католической веры. Музыка Мессиана пронизана множеством символов, скрытыми знаками и тайнами, мистическими откровениями.
В числе исследований, посвященных творчеству Мессиана, автору настоящей диссертации известны следующие: диссертация Рудник О. Л, монографии К. Ростана, П. Мари, X. Халбрайха, Р. Джонсона, П. Гриффитс, Т. Качиньски, В. Екимовского и К. Мелик-Пашаевой.
На многих языках опубликованы беседы с Мессианом известных журналистов и музыкальных писателей — К. Самюэля и А. Голеа, А. Рёсслера и К. Пинцаутти. Достойно упоминания интервью П. Хилла с Ивонн Лорио, вдовой Мессиана.
Значительное количество статей посвящено отдельным проблемам творчества композитора. Это статья о ритме П. Булеза, исследование о теме птиц Т. Холд, П. Хилла, Р. Джонсона; описание музыкально-цветовых соответствий в труде В. Бернара. Об инструментовке оркестровых произведений Мессиана написана работы Э. Денисова и В. Екимовского; о проявлении принципа ostinato в композиции Мессиана — статья В. Задерацкого. О модусах ограниченной транспозиции первым написал исследование Ю. Холопов.
Творчеству Мессиана отведено значительное место в учебных пособиях о музыке XX века, в которых отдельные главы написаны Н. Гуляницкой, Л. Дьячковой, Д. Шульгиным [Сборник статей о творчестве Мессиана под редакцией П. Хилла, 1995]. Примечательна статья Дайнгла о последних сочинениях Мессиана, опубликованная в журнале «Tempo» (1995).
Важным событием в музыкальном мире стало издание «Трактата о ритм, цвет и орнитологии» копозитора (1996). Отдельным вопросам творчества Мессиана посвящены диссертация В. Алеева «Фортепианное творчество Мессиана», дипломная работа и депонированная рукопись Н. Koлмoгopoвой о проблемах формообразования.
Творчеству Мессиана уделено внимание в диссертациях Е. Кривицкой, Э. Герштейн, Т. Рошдной.
Диссертация М. Н. Чебуркиной «Органная музыка О. Мессиана» содержит рассмотрение религиозной стороны музыки композитора. Проблеме ритма в творчестве Мессиана посвящена диссертация Т. Цареградской.
Отметим статьи У. Майерса «Мистицизм и теология», И. Маттезон «Конец времени: библейская тема в «Квартете» Мессиана»; главу из монографии Р. Джонсона «Христианство и символизм». Диссертация Рудник О. Л. носит название «Образы Священного Писания в творчестве Мессиана» [Часть I, М., 1999].
Из современных научных исследований представляет интерес сборник статей «Век Мессиана», ред.-сост. К. В. Зенкин, Т. С. Кюрегян (2011).
В исследованиях отечественных авторов произведения Мессиана обычно разделяют на религиозные и светские. В беседах с Клодом Самюэлем композитор выразил мысль о том, что разделяет светскую музыку и религиозную. Речь идет о «всеисполняемости» его произведений, об исполнении их как в концертах, так и в церкви.
Мессиан утверждал идею Божественной любви, «которая объединяет три главных аспекта его сочинений: католическую веру, миф о Тристане и природу» [1, с. 9].
Основной целью данной ВКР является комплексное исследование органного цикла «Рождество Господне». В частности, осмысление жанра крупного органного цикла, предшествующего появлению развернутого фортепианного цикла «Образы слова Аминь» (1943).
Задачи автора диссертации:
прослеживание взаимодействия музыкальных символов в нотном тексте органного цикла с символическими фрагментами текста Священного Писания о таинстве Рождества;
истолкование определения Мессианом формы «Медитация».
Автор с различных сторон рассматривает взаимодействие названных категорий: со стороны изучения текста Священного Писания и со стороны музыкальной композиции Мессиана.
Материалом исследования данной диссертации являются оригинальные тексты Священного Писания и нотный текст органного цикла «Рождество Господне».
В ВКР упоминаются все основные сочинения Мессиана для органа.
Структура ВКР
Работа состоит из Введения, трёх Глав, Заключения, Списка литературы и Приложения. В Главе III имеются два структурных раздела: «О жанровом наклонении цикла», «О музыкальном языке органного цикла «Рождество Господне».

Органный цикл «Рождество Господне» (1935) — яркое произведение центрального периода творческой эволюции композитора, ознаменовавшее возникновение жанра крупного органного цикла. Инструментальные циклы развернутого масштаба до О. Мессиана создавали К. Дебюсси («Образы» для фортепиано) и М. Равель («Ночной Гаспар»). В творчестве Мессиана крупный органный цикл «Рождество Господне» предшествует появлению его цикла для двух фортепиано «Образы слова Аминь» (1943). О. Мессиан выступил, таким образом, как продолжатель национальной традиции в создании крупного инструментального цикла и преобразователь названного жанра.
В органном цикле «Рождество Господне» проявилось индивидуальное композиторское мышление Мессиана. Речь идет о дальнейшем развитии техники ладов ограниченной транспозиции, о теории дополнительной длительности, которые подробным образом будут изложены в «Технике моего музыкального языка» (1942).
В ВКР обоснован выбор композитором особых тем для произведений, в которых Мессиан последовательно ведет непрерывный диалог со Священным Писанием. Названный диалог представлен в виде музыкального истолкования христианских таинств Вознесения и Рождества. Это придаёт особую значимость периоду 1930–1940-х годов в творчестве Мессиана, утвердивших высшую идею его творчества как синтез католической веры и искусства.
В данной работе было обозначено важнейшее для Мессиана взаимодействие его творчества с христианской философией. Современные исследователи отмечают близость религиозных взглядов Мессиана неотомизму; вместе с тем, высказывания композитора обнаруживают родство идей Мессиана с линией христианского неоплатонизма.
Исследование органного цикла «Рождество Господне» позволило автору данной ВКР проследить взаимосвязь между текстами Священного Писания и музыкальным языком О. Мессиана и обнаружить музыкальные символы и образы как послания, обращённые к слушателям. В работе выявлена связь католических идей и музыкальных символов. Каждая часть крупного органного цикла в тексте ВКР соотнесена с текстами Катехизиса о таинстве Рождества.
Основой идейного замысла композитора определено создание крупного органного цикла, в котором развернуто представлены новации в области органной фактуры. Сформулировав своеобразную словесную программу в виде названия каждой из частей, Мессиан обозначил основную тему для каждой из этих частей.
В ВКР дано истолкование композиторского определения «медитация» —средство философского познания мира. Жанр медитации Мессиан использует в крупных органных произведениях, например, «Медитации на таинство Святой Троицы» (1969).
В ВКР отмечено отсутствие лейтмотивов в органном цикле «Рождество Господне». Выявлены основные темы, благодаря которым зарождается принцип лейтмотивности. Это тема Сошествия, тема Восхождения, а также тема Креста. Трансформации последней встречаются в каждой из частей органного цикла. Звуковой символ (тема) креста несет позитивный смысл, что является отличительной особенностью рассматриваемого произведения.
В ВКР сделан вывод о связи медитативных частей органного цикла. Эта связь осуществлена на основе мистическо-религиозной и нумерологической символики. Названная символика, как показано в тексте Главы 2, имеет смыслообразующую роль в формировании религиозно-философской и музыкальной концепции органного цикла «Рождество Господне». В работе обнаружена неразрывная связь программного контекста цикла с текстами Священного Писания. Названный диалог во многом служит ключом к истолкованию музыкального текста произведения. Отмечена особая роль чисел 3, 5 и 9. Выявлена смысловая значимость риторических фигур, позволивших композитору по-новому осмыслить проблему органной фактуры.
В качестве тонального центр цикла «Рождество Господне» рассмотрена тональность E-dur, символизирующая восхваление имени Христа. Драматургической антитезой в тональной сфере органного цикла определена тональность e-moll. В ВКР охарактеризовано сложное явление «Божественного Присутствия» в музыке композитора, которое характеризует мистическое переживание Божественной любви, закрепленное за тональной сферой Fis-dur. В ВКР отмечен полный отказ в нотном тексте цикла «Рождество Господне» от обозначения размеров. Сделан вывод о новом отношении композитора к проблеме времени и ритма – центральной проблеме музыкально-эстетической системы О. Мессиана.
В структуре ВКР ее автор уделяет внимание содержанию Приложений к основному тексту работы. Поэтому автор ВКР сознательно приводит в Приложении №1 оригинальный текст вступительного слова-комментария О. Мессиана к органному циклу «Рождество Господне» и выполняет посильный перевод названных ремарок. Столь пристальное внимание к авторскому тексту музыканта автор ВКР объясняет тем, что ремарки Мессиана служат основанием для рассмотрения органного цикла «Рождество Господне» с различных точек зрения: музыкальной, теологической и инструментально-фактурной. Автор ВКР опирается на обозначение Мессианом отдельных технических приёмов, использованных в данном органном цикле.
В Приложении №3 приведены нотные примеры с указанием их смыслового значения в драматургии цикла. В Приложении имеется полный список нотных примеров и иллюстраций, используемых в настоящей ВКР.
Сверхзадачей автора ВКР являлось стремление к дальнейшей творческой самореализации как исполнителя на органе, заинтересованного в более глубоком понимании и истолковании музыкального смысла инструментального цикла «Рождество Господне», занимающего одну из центральных позиций в репертуаре ведущих органистов мира.

Рудник О. Л. Образы Священного Писания в творчестве Мессиана, диссертация на соискание учёной степени кандидата искусствоведения, часть I, М., 1999, 155 с.
Чебуркина М. Н. Органная музыка О. Мессиана / Диссертация на соискание учёной степени кандидата искусствоведения; специальность: Музыкальное искусство. Московская государственная консерватория им. П. И. Чайковского. Т. 1–2. — М., 1994. — 401 с.
Екимовский В. Оливье Мессиан: Жизнь и творчество. М., 1987. – 304 с.
Высоцкая М. С. Хиндемит и Мессиан: два взгляда в будущее // Органная книжечка: Очерки по истории и теории органного искусства / Ред.-сост. Е. Н. Цыбко. — М.: Научно-издательский центр «Московская консерватория», 2008, 328 с.
Из истории мировой органной культуры XVI-XX веков: Учебное пособие Второе издание, исправленное – М.: ООО «Музиздат», 2008. – 864 с., илл., нот.
Самюэль К. Клод Самюэль Беседы с Оливье Мессианом / Claude Samuel Entretiens avec Olivier Messiaen: 1967, ed. Pierre Belfond, 236p. / К. Самюэль (пер. с фр.) — Париж. — 1967, 103 с.
Розеншильд К. К. О. Мессиан // Сов. музыка. – 1975 – № 2 – С. 121–128
Калошина Г. Е. Теологические концепции в творчестве Оливье Мессиана Г. Е. Калошина // Музыка в системе культуры – Из истории зарубежной музыки – Ростовская государственная консерватория (академия) им. С. В. Рахманинова 2011, 6 с.
Христианская философия: миф или реальность? Полемические заметки. Взгляд «непрофессионала» / Катасонов В. Ю. http://reosh.ru/xristianskaya-filosofiya-fantom-ili-realnost.html
Мессиан О. Техника моего музыкального языка. / О. Мессиан (пер. с фр. М. Чебуркиной). – М.: Греко-латинский кабинет Ю.А. Шичалина. – 1994. – 124 с.
https://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Damaskin/filosofskie_glavy/7
К 100-летию со дня рождения Оливье Мессиана.: сб. ст. междунар. науч. конф., сост. Л.С. Аваев. – М.: изд-во МГК. – 2008, С. 60-64
Цареградская Т. В. Время и ритм в творчестве Оливье Мессиана. М., 2002, 373 с.
Век Мессиана: сб. ст. / ред.-сост. К. В. Зенкин, Т. С. Кюрегян. – М.: Московская консерватория, 2011. – 272 с.

Заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 5 000 ₽

Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

    Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных и с правилами пользования Платформой

    Читать «Девять медитаций для органа О.Мессиана «Рождество Господне»»

    Последние выполненные заказы

    Хочешь уникальную работу?

    Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!

    Юлия К. ЮУрГУ (НИУ), г. Челябинск 2017, Институт естественных и т...
    5 (49 отзывов)
    Образование: ЮУрГУ (НИУ), Лингвистический центр, 2016 г. - диплом переводчика с английского языка (дополнительное образование); ЮУрГУ (НИУ), г. Челябинск, 2017 г. - ин... Читать все
    Образование: ЮУрГУ (НИУ), Лингвистический центр, 2016 г. - диплом переводчика с английского языка (дополнительное образование); ЮУрГУ (НИУ), г. Челябинск, 2017 г. - институт естественных и точных наук, защита диплома бакалавра по направлению элементоорганической химии; СПХФУ (СПХФА), 2020 г. - кафедра химической технологии, регулирование обращения лекарственных средств на фармацевтическом рынке, защита магистерской диссертации. При выполнении заказов на связи, отвечаю на все вопросы. Индивидуальный подход к каждому. Напишите - и мы договоримся!
    #Кандидатские #Магистерские
    55 Выполненных работ
    Виктор В. Смоленская государственная медицинская академия 1997, Леч...
    4.7 (46 отзывов)
    Имеют опыт грамотного написания диссертационных работ по медицине, а также отдельных ее частей (литературный обзор, цели и задачи исследования, материалы и методы, выв... Читать все
    Имеют опыт грамотного написания диссертационных работ по медицине, а также отдельных ее частей (литературный обзор, цели и задачи исследования, материалы и методы, выводы).Пишу статьи в РИНЦ, ВАК.Оформление патентов от идеи до регистрации.
    #Кандидатские #Магистерские
    100 Выполненных работ
    AleksandrAvdiev Южный федеральный университет, 2010, преподаватель, канд...
    4.1 (20 отзывов)
    Пишу качественные выпускные квалификационные работы и магистерские диссертации. Опыт написания работ - более восьми лет. Всегда на связи.
    Пишу качественные выпускные квалификационные работы и магистерские диссертации. Опыт написания работ - более восьми лет. Всегда на связи.
    #Кандидатские #Магистерские
    28 Выполненных работ
    Мария А. кандидат наук
    4.7 (18 отзывов)
    Мне нравится изучать все новое, постоянно развиваюсь. Могу написать и диссертацию и кандидатскую. Есть опыт в различных сфера деятельности (туризм, экономика, бухучет... Читать все
    Мне нравится изучать все новое, постоянно развиваюсь. Могу написать и диссертацию и кандидатскую. Есть опыт в различных сфера деятельности (туризм, экономика, бухучет, реклама, журналистика, педагогика, право)
    #Кандидатские #Магистерские
    39 Выполненных работ
    Дарья С. Томский государственный университет 2010, Юридический, в...
    4.8 (13 отзывов)
    Практикую гражданское, семейное право. Преподаю указанные дисциплины в ВУЗе. Выполняла работы на заказ в течение двух лет. Обучалась в аспирантуре, подготовила диссерт... Читать все
    Практикую гражданское, семейное право. Преподаю указанные дисциплины в ВУЗе. Выполняла работы на заказ в течение двух лет. Обучалась в аспирантуре, подготовила диссертационное исследование, которое сейчас находится на рассмотрении в совете.
    #Кандидатские #Магистерские
    18 Выполненных работ
    Дмитрий Л. КНЭУ 2015, Экономики и управления, выпускник
    4.8 (2878 отзывов)
    Занимаю 1 место в рейтинге исполнителей по категориям работ "Научные статьи" и "Эссе". Пишу дипломные работы и магистерские диссертации.
    Занимаю 1 место в рейтинге исполнителей по категориям работ "Научные статьи" и "Эссе". Пишу дипломные работы и магистерские диссертации.
    #Кандидатские #Магистерские
    5125 Выполненных работ
    Екатерина Д.
    4.8 (37 отзывов)
    Более 5 лет помогаю в написании работ от простых учебных заданий и магистерских диссертаций до реальных бизнес-планов и проектов для открытия своего дела. Имею два об... Читать все
    Более 5 лет помогаю в написании работ от простых учебных заданий и магистерских диссертаций до реальных бизнес-планов и проектов для открытия своего дела. Имею два образования: экономист-менеджер и маркетолог. Буду рада помочь и Вам.
    #Кандидатские #Магистерские
    55 Выполненных работ
    Петр П. кандидат наук
    4.2 (25 отзывов)
    Выполняю различные работы на заказ с 2014 года. В основном, курсовые проекты, дипломные и выпускные квалификационные работы бакалавриата, специалитета. Имею опыт напис... Читать все
    Выполняю различные работы на заказ с 2014 года. В основном, курсовые проекты, дипломные и выпускные квалификационные работы бакалавриата, специалитета. Имею опыт написания магистерских диссертаций. Направление - связь, телекоммуникации, информационная безопасность, информационные технологии, экономика. Пишу научные статьи уровня ВАК и РИНЦ. Работаю техническим директором интернет-провайдера, имею опыт работы ведущим сотрудником отдела информационной безопасности филиала одного из крупнейших банков. Образование - высшее профессиональное (в 2006 году окончил военную Академию связи в г. Санкт-Петербурге), послевузовское профессиональное (в 2018 году окончил аспирантуру Уральского федерального университета). Защитил диссертацию на соискание степени "кандидат технических наук" в 2020 году. В качестве хобби преподаю. Дисциплины - сети ЭВМ и телекоммуникации, информационная безопасность объектов критической информационной инфраструктуры.
    #Кандидатские #Магистерские
    33 Выполненных работы
    Елена Л. РЭУ им. Г. В. Плеханова 2009, Управления и коммерции, пре...
    4.8 (211 отзывов)
    Работа пишется на основе учебников и научных статей, диссертаций, данных официальной статистики. Все источники актуальные за последние 3-5 лет.Активно и уместно исполь... Читать все
    Работа пишется на основе учебников и научных статей, диссертаций, данных официальной статистики. Все источники актуальные за последние 3-5 лет.Активно и уместно использую в работе графический материал (графики рисунки, диаграммы) и таблицы.
    #Кандидатские #Магистерские
    362 Выполненных работы

    Другие учебные работы по предмету

    Н.Г. Чернышевский о религии
    📅 2019 год
    🏢 Санкт-Петербургский государственный университет
    Еврейское кладбище как место памяти и культурное наследие
    📅 2018 год
    🏢 Санкт-Петербургский государственный университет
    Права человека в исламском праве
    📅 2018 год
    🏢 Санкт-Петербургский государственный университет