Противодействие картелям как способ борьбы с нарушением антимонопольного законодательства

Гончар Даниил Иванович
Бесплатно
В избранное
Работа доступна по лицензии Creative Commons:«Attribution» 4.0

Цели и задачи исследования: • проанализировать понятие картеля и его признаки; • исследовать виды картельных соглашений, показать их межвидовые различия; • выявить проблемы квалификации картелей, а также разработать решение этих проблем; • проанализировать методы идентификации картелей, выработать решения для развития обнаружения и предупреждения картелей; • провести анализ уголовной и административной ответственности за картели, выявить проблемы и предложить пути их решения; • рассмотреть вопросы гражданско-правовой ответственности за участие в картелях выработать рекомендации по возмещению убытков вследствие нарушения антимонопольного законодательства. Выводы, сделанные по результатам исследования: 1) Установленное законодателем понятие картеля, ограничивает круг субъектов-участников картеля уже состоявшимися конкурентами, тем самым запрещает квалифицировать, как картель, соглашения между потенциальными конкурентами. Предлагается выделить, запрещенные соглашения между потенциальными конкурентами в отдельный состав, учитывая потенциальную сложность доказывания таких соглашений, либо расширить субъектный состав ч.1 ст. 11 Федерального закона от 26.07.2006 №135 ФЗ «О защите конкуренции» (далее ЗоЗК) потенциальными конкурентами, а также дополнить ст.4 ЗоЗК определением «потенциальные конкуренты». 2) Действующее законодательство, запрещающее картели на торгах, не отражает всю опасность данных сговоров, а также не охватывает все разновидности картельных соглашений на процедурах конкурентного отбора. Предлагается, вынести картельные сговоры на любых процедурах конкурентного отбора, в отдельный состав, а также ужесточить административное и уголовное наказание за указанные деяния. 3) В целях увеличения эффективности обнаружения противозаконных сговоров на электронных аукционах и конкурсах в открытой форме, предлагается возложить на оператора электронной площадки обязанности по разработке и внедрению комплекса мероприятий, направленных на выявление в ходе проведения торгов соглашений, имеющих признаки антиконкурентных, с последующим информированием антимонопольного органа об этом. 4) Картели, последствия которых, предусмотрены п. 5 ч. 1 ст. 11 ЗоЗК экономически не обоснованы для участников картельного сговора, а лишь являются способом исполнения соглашения предусмотренного п. 2 ч. 2 ст. 11 ФЗ «О защите конкуренции», предлагается расширить квалификацию таких соглашений обязательным участием субъектов-конкурентов, и, ввести безусловный запрет на такие соглашения. 5) В настоящее время не существует единого подхода к установлению и расчету убытков от картельных сговоров, что является основным препятствием привлечения к гражданско-правовой ответственности за картельные соглашения. Для решения данной проблемы, предлагается, разработать разъяснения Федеральной антимонопольной службы РФ по определению и расчету убытков от нарушений антимонопольного законодательства, унифицировав все имеющиеся подходы к определению убытков и их размеров, а также используя зарубежный опыт. В случае невозможности доказать размер убытков, при уже доказанном картеле, следует включить в ст.37 ЗоЗК положения о назначении штрафа в пользу лица понесшего убытки, рассчитываемого в зависимости от дохода картеля на рынке совершённого правонарушения. Так же необходимо включить в единую методику, положения, о том, что в рамках гражданско-правовой ответственности, убытки могут быть результатом не только прямой причинно-следственной связи, но и косвенной, так как, в рамках нарушений антимонопольного законодательства, достаточно часто убытки несут не контрагенты участников картеля, а конечные потребители.

Конкуренция является неотъемлемым элементом любых рыночных отношений, так без конкурентных отношений невозможно ни становление, ни развитие рынка. Как известно, режим свободного рынка стремится к удовлетворению максимального количества потребностей потребителя, но, как показывает практика, саморегуляция рынка не приводит к достаточному эффекту противостояния монополизации, и, следовательно, появляется потребность в регулировании антимонопольных отношений посредствам государственного вмешательства. Одной из наиболее опасных форм монополизации рынка являются антиконкурентные соглашения хозяйствующих субъектов-конкурентов (картели).
Именно на борьбу с данной формой монополизации рынка на сегодняшний день в наибольшей степени направлена конкурентная политика нашего государства, что подтверждается Указом Президента РФ №618 от 27.12.2017, которым был утвержден план действий по развитию конкуренции до 2020 года. Одним из декларируемых направлений деятельности выступает активизация совместной работы ФАС и правоохранительных органов по выявлению и пресечению картелей.
По данным ФАС РФ, в 2017 году было возбуждено 423 дела об антиконкурентных соглашениях, из них 360 дел о картелях, что на 8% больше, чем в 2016 году (334 дела) (График 1).
График 1.

По итогам проведенной работы сформулированы следующие предложения:
1. Установленное законодателем понятие картеля, подразумевает запрещенное соглашение между уже состоявшимися конкурентами и не устанавливает запрет на соглашения между потенциальными конкурентами. При установленном законодателем безусловном запрете таких соглашений, обоснованно будет выделить, запрещенные соглашения между потенциальными конкурентами в отдельный состав, учитывая потенциальную сложность доказывания таких соглашений, либо дополнить существующее определение словами «хозяйствующими субъектами-потенциальными конкурентами».
Так же, дополнить основные понятия, используемые в ФЗ «О защите конкуренции», определением потенциальных конкурентов.
«Потенциальные конкуренты – лица, имеющие намерения осуществлять деятельность в качестве продавца или покупателя на определенном товарном рынке, при условии наличия реальной возможности выступать конкурентом действующим на соответствующем рынке хозяйствующим субъектам.»
2. Так как, картельные соглашения на торгах встречаются наиболее часто по отношению к остальным картелям, влекут за собой повышенную опасность для экономики и государственной безопасности, а так же встречаются не только в виде манипулирования ценами на торгах, следует вынести картельные сговоры на торгах в отдельный состав с последующим ужесточением административного и уголовного наказания за указанные деяния.
Для этого необходимо исключить из ч.1 ст.11 ФЗ «О защите конкуренции» пункт 2 и дополнить ст. 11 указанного Закона, новым составом –
«Признаются картелем на торгах и запрещаются соглашения между хозяйствующими субъектами-конкурентами либо потенциальными конкурентами, в ходе и до совместного участия в любых процедурах конкурентного отбора:

если такие соглашения приводят или могут привести к следующим последствиям:
Изменения цены;
получение участником торгов преимущественных условий участия в торгах;
нарушение порядка определения победителя или победителей торгов;
Дополнить ч.2, ст.178 УК РФ пунктом «г» «совершенные на торгах».
3. Учитывая массовость и латентный характер картелей на торгах, в целях увеличения эффективности обнаружения противозаконных сговоров, законодателю следует комплексно пересмотреть систему правового регулирования процедуры электронных аукционов и конкурсов в открытой форме, путем ужесточения контроля процедуры закупок операторами торговых площадок.
Для этого необходимо дополнить Главу 5 ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд” Статьей 99.1 в следующей редакции:
В целях выявления соглашений, нарушающих антимонопольное законодательство РФ оператор электронной площадки осуществляет контроль в ходе проведения торгов.
При осуществлении такого контроля оператор электронной площадки обязан:
1) установить правила выявления соглашений, нарушающих антимонопольное законодательство РФ, в том числе критерии операций осуществляемых поставщиками (подрядчиками, исполнителями) в ходе проведения торгов, имеющие признаки согласованных действий, (далее – нестандартные операции);
2) осуществлять дополнительную проверку нестандартных операций на предмет согласованных действий;
3) направлять в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок уведомления обо всех выявленных нестандартных операциях и о результатах проведенных дополнительных проверок. Требования к содержанию уведомления, а также порядок и сроки его представления в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок определяются нормативными актами ФАС РФ.
2. При осуществлении дополнительной проверки, предусмотренной настоящей статьей, оператор электронной площадки вправе:
1) требовать от участников торгов представления дополнительной информации в рамках его технического взаимодействия с соответствующей электронной площадкой, объяснений по конкретным операциям.
2) осуществлять иные действия, предусмотренные внутренними документами оператора электронной площадки, направленные на выявление соглашений, нарушающих антимонопольное законодательство РФ.
3. Оператор торговой площадки не вправе предпринимать какие-либо действия, предусмотренные 2 частью настоящей статьи, во время проведения аукциона в электронной форме.
Пункт 6, ст. 66 ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд” изложить в следующей редакции:
Требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частями 3 и 5 настоящей статьи, а также частью 2 статьи 99.1 настоящего Закона документов и информации, не допускается.
4. Так как, соглашения, предусмотренные п. 5 ч. 1 ст. 11 ФЗ «О защите конкуренции» экономически не обоснованы для участников картельного сговора, а лишь являются способом исполнения соглашения предусмотренного п. 2 ч. 2 ст. 11 ФЗ «О защите конкуренции», следует расширить квалификацию таких соглашений обязательным участием субъектов-конкурентов, и, ввести безусловный запрет на такие соглашения.
Соответственно, дополнить ст.11 ФЗ «О защите конкуренции» составом:
Запрещаются соглашения между хозяйствующими субъектами, если такие соглашения приводят или могут привести к отказу от заключения договоров с определенными продавцами или покупателями (заказчиками).
Данный запрет не распространяется на соглашения об организации покупателем продажи товаров под товарным знаком либо иным средством индивидуализации продавца или производителя.
5. Основным препятствием в осуществлении гражданско-правовой ответственности за картельные соглашения является отсутствие единой методики определения и расчета убытков, так же то, что в некоторых случаях размер убытков невозможно доказать. Для решения данной проблемы, антимонопольному органу необходимо создать разъяснения по определению и расчету убытков от нарушений АМЗ, унифицировав все имеющиеся подходы к определению убытков и их размеров, а также используя зарубежный опыт. В случае невозможности доказать размер убытков, при уже доказанном картеле, следует включить в ст.37 ФЗ «О защите конкуренции» положения о назначении штрафа в пользу лица понесшего убытки, рассчитываемого в зависимости от дохода картеля на рынке совершённого правонарушения.
Так же необходимо включить в единую методику, положения, о том, что в рамках гражданско-правовой ответственности, убытки могут быть следствием не только прямой причинно-следственной связи, но и косвенной, так как, в рамках нарушений АМЗ, достаточно часто убытки несут не контрагенты участников картеля, а конечные потребители.

О защите конкуренции на рынке финансовых услуг: Федеральный закон от 23 июня 1999 года № 117-ФЗ // Российская газета, № 120. 1999.
Постановление Президиума ВАС РФ №9966/10 от 21 декабря 2010 года // Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, 2011. № 4.
О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках: закон РСФСР от 22 марта 1991 № 948-1 (ред. от 26.07.2006) // Ведомости СНД и ВС РСФСР, 1991. № 16.
Антиконкурентные соглашения и недобросовестная конкуренция: учебное пособие / Гаврилов Д.А., Кинев А.Ю., Пузыревский С.А., Серегин Д.И., Хохлов Е.С., , Под ред. Пузыревского С.А. – М.: Проспект, 2016. – 288 с.
Артемьев И.Ю., Пузыревский С.А. Правовые позиции коллегиальных органов ФАС России. Сборник. – М.: Проспект, 2018. – 208 с.
Алешин, К. Внеплановые выездные проверки: надуманная дискуссия / К. Алешин. – Конкуренция и право, 2014. № 6. – 96 с.
Астанин, А. В. Доказывание картелей. Актуальная практика антимонопольных органов. // Юрист компании. 2017. №14. С.45-47.
Барышкова, К.В. Картельное право Германии конца XIX – первой половины XX веков: историко-правовое исследование / К.В. Барышкова. – Диссертация, 2005. – 87 с.
Башлаков-Николаев, И.В. Гражданско-правовая ответственность в сфере защиты конкуренции. Система частных и групповых исков / И.В. Башлаков-Николаев. – Законы России: опыт, анализ, практика, 2013. № 7. – 95 с.
Борзова, М.А. Частные иски в антимонопольном праве / М.А. Борзова, К.Г. Подгузова. – Закон, 2013. № 7. – 78 с.
Галкин В.В. Методы недобросовестной конкуренции: экономическое содержание и правовое регулирование / В.В. Галкин. – Воронеж: Центр.- Чернозем. кн. изд-во, 1996.
Дианов В., Егорушкин А., Хохлов Е. Комментарий к “третьему антимонопольному пакету”. М.: Статут, 2012. 253 с.
Егорова, М.А. Правовые критерии антиконкурентности “вертикальных” соглашений / М.А. Егорова. – Вестник арбитражной практики, 2016. № 1. – 134 с.
Егорова М.А. Координация экономической деятельности в российском правовом пространстве: монография / К.М. Беликова, А.В. Габов, Д.А. Гаврилов и др.; отв. ред. М.А. Егорова. М.: Юстицинформ, 2015. 656 с.
Качмазов, Г.Э. Защита конкуренции нормами уголовного права в США и его значение для России / Г.Э. Качмазов. – Бизнес в законе. Экономико-юридический журнал, 2007. № 4. – 356 с.
Кинев, А. Ю. Административная ответственность за антиконкурентные соглашения / А.Ю. Кинев, А. Филимонов. – Государственный антимонопольный контроль, 2015. №2. – 176 с.
Кинев, А.Ю. Картели и другие антиконкурентные соглашения / А.Ю. Кинев. – Инфотропик, 2011. – 368 с.
Лаптев, Д.Б. Уголовная ответственность за недопущение, ограничение или устранение конкуренции / Д.Б. Лаптев. – Диссертация, М, 2016. – 26 с.
Неуймин Ю.В. Соглашения и согласованные действия субъектов предпринимательства, запрещенные антимонопольным законодательством // Южно-Уральский юридический вестник. – 2000. – № 12/13 (5/6). – С. 75.
Петров Д.А. Антимонопольное законодательство. Теория и практика применения. – М.СПб: Нестор-История, 2012.
Райзберг Б.А. Современный социоэкономический словарь. М.: ИНФРА-М, 2009. С. 208.
Сулакшина А. Правовые критерии определения согласованных действий и соглашений, ограничивающих конкуренцию // Право. 2007. N 8.
Ткачев А. Антимонопольный контроль соглашений и согласованных действий // Конкуренция и рынок. – 2002. – № 12.
Тенишев А.П., Филимонов А.А. От смертной казни к оборотным штрафам: наказание за картель // Юрист. 2015. N 17. С. 30 – 37.
Хамуков, М.А. Электронные доказательства картелей на торгах / М.А. Хамуков. – Вестник Университета имени О.Е. Кутафина. 2017. –76 с.
Хамуков, М. А. Методы выявления картелей на электронных аукционах / М.А. Хамуков. – АКСОР. №3-2014 (31) – С. 222-225
Шаститко А.Е. Картель: организация, стимулы, политика противодействия // Российский журнал менеджмента. Том 11. 2013. N 4. С. 36 – 37
Шишко, И.В. Преступное ограничение конкуренции (часть 1 статьи 78 УК РФ): признаки объективной стороны / И.В. Шишко, О.Е. Деревягина. – Всероссийский криминологический журнал, 2017. – 603 с.
Антитрестовский закон Шермана, 1890 г. [Электронный ресурс]: Тихоокеанский государственный университет. URL:http://pnu.edu.ru/ru/faculties/full_time/uf/iogip/study/studentsbooks/histsources2/ipgzio23/ (дата обращения : 17.04.2018).
Вступил в силу первый приговор по статье 178 УК об участии в картеле [Электронный ресурс]: ПРАВОдник. URL: https://pravo.ru/news/view/109265/ (дата обращения : 13.04.2018).
Выявление ценового сговора производителей на товарных рынках Белоруссии [Электронный ресурс]: научная электронная библиотека. URL: http: // elibrary.ru / download / 77433755.pdf (дата обращения 27.04.2018).
Дело управления по борьбе с картелями ФАС России [Электронный ресурс]: решение по делу от 3 июня 2009 года № 111/101-09. // Федеральная антимонопольная служба. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
Дело управления по борьбе с картелями ФАС России [Электронный ресурс]: решение по делу от 06 октября 2011 № 111/188-11. // Федеральная антимонопольная служба. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
Договор о Европейском Союзе в ред. Лиссабонского договора 2007 г., Маастрихт, 7 февраля 1992 г. [Электронный ресурс]: Право Европейского Союза. URL: http://eulaw.ru/treaties/tfeu (дата обращения : 19.04.2018).
«Методичка» по убыткам [Электронный ресурс]: PEPELIAEV GROUP – юридические услуги. URL:https://www.pgplaw.ru/news/article/training-manual-for-losses (дата обращения : 25.04.2018).
О взыскании упущенной выгоды, вызванной необоснованным прекращением ответчиком поставки сырья [Электронный ресурс]: постановление ФАС Московского округа от 07 сентября 2012 по делу № А40-118546/2010 по делу. // Федеральная антимонопольная служба РФ. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 09 апреля 2007 года № 45-ФЗ // Собр. законодательства РФ. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
О внесении изменений в Федеральный закон “О защите конкуренции” и отдельные законодательные акты Российской Федерации [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 06 декабря 2011 года № 401-ФЗ // Собр. законодательства РФ. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
О внесении изменений в Федеральный закон “О защите конкуренции” и отдельные законодательные акты Российской Федерации [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 5 октября 2015 года № 275-ФЗ // Собр. законодательства РФ. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
О демонополизации народного хозяйства [Электронный ресурс]: Постановление Совета министров СССР от 16 августа 1990 г. № 835 // Совет министров СССР. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
О заключении соглашений в рамках союзов производителей и переработчиков агропродовольствия [Электронный ресурс]: Письмо ФАС России от 12.10.2010 № ЦА/34538. // Федеральная антимонопольная служба. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 18 июля 2011 № 223-ФЗ (ред. от 31.12.2017, с изм. и доп., вступ. в силу с 09.01.2018). // Собр. законодательства РФ. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
О защите конкуренции [Электронный ресурс]: научно-практический комментарий к Федеральному закону от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ (2-е издание, переработанное и дополненное, отв. ред. И.Ю. Артемьев). // Федеральная антимонопольная служба РФ. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 05 апреля 2013 № 44-ФЗ (ред. от 31.12.2017, с изм. и доп., вступ. в силу с 11.01.2018). // Собр. законодательства РФ. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
О наложении на ООО «Рентол» штрафа по делу об административном правонарушении [Электронный ресурс]: постановление от 28 декабря 2009 года №СЮ 06-07/2009-99А. // Федеральная антимонопольная служба РФ. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства [Электронный ресурс]: постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30 июня 2008 г. № 30. // Верховный суд РФ. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
О пересмотре в кассационном порядке судебных актов по делу о признании недействительным решения антимонопольного органа [Электронный ресурс]: определение Верховного Суда РФ от 18 декабря 2015 № 309-КГ15-16865 по делу № А50-23235/2014. // Верховный суд РФ. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
О пересмотре в порядке надзора судебных актов о признании недействительными пунктов и предписаний антимонопольного органа [Электронный ресурс]: определение Верховного Суда РФ от 17 октября 2014 № 308-КГ14-2250 по делу № А53-35635/2012. // Верховный суд РФ. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 27.07.2010 № 224-ФЗ (ред. от 03.07.2016). // Собр. законодательства РФ. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
Об отказе в передаче дела в президиум высшего арбитражного суда РФ [Электронный ресурс]: определение ВАС РФ от 30 июня 2008 № 8484/08 по делу № А11-5841/2006-К1-17/194. // Верховный суд РФ. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
Об отказе в удовлетворении ходатайства об исправлении описок в судебном акте [Электронный ресурс]: Определение Верховного Суда РФ от 18.04.2016 № 305-КГ16-1421 по делу № А40-22931/2014. // Верховный суд РФ. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
Об отмене решения и предписания антимонопольного органа [Электронный ресурс]: постановление ФАС Московского округа от 13 ноября 2012 по делу № А40-79874/11-84-461. // Федеральная антимонопольная служба РФ. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по проведению проверок соблюдения требований антимонопольного законодательства Российской Федерации [Электронный ресурс]: приказ ФАС России от 25 мая 2012 № 340. // Федеральная антимонопольная служба РФ. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
Об утверждении Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке [Электронный ресурс]: Приказ ФАС России от 28.04.2010 № 220 (ред. от 20.07.2016). // Федеральная антимонопольная служба. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
Определение ВС РФ [Электронный ресурс]: от 17 февраля 2016 г. № 305-АД15-10488 по делу № А40-143256/2013. // Верховный суд РФ. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
Отчет о глобальной конкурентоспособности 2017-2018 [Электронный ресурс]: Всемирный Экономический Форум. URL: http://reports.weforum.org/global-competitiveness-index-2017-2018/ (дата обращения : 19.04.2018).
О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 05 апреля 2013 № 44-ФЗ (ред. от 31.12.2017, с изм. и доп., вступ. в силу с 11.01.2018). // Собр. законодательства РФ. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
Перечень отобранных операторов электронных площадок [Электронный ресурс]: Федеральное казначейство. URL: http://zakupki.gov.ru/epz/etp/list/index.html (дата обращения 19.04.2018).
По определению размера убытков, причиненных в результате нарушения антимонопольного законодательства [Электронный ресурс]: разъяснение президиум ФАС России 11 октября 2017 г. № 11. // Федеральная антимонопольная служба РФ. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
Портал закупок [Электронный ресурс]: Федеральное казначейство. URL: http://zakupki.gov.ru (дата обращения 18.04.2018).
Постановление ФАС Москвы [Электронный ресурс]: // от 26 августа 2014 г. по делу № А40-14219/2013 Арбитражный суд Московского округа. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
Проверка Пулково. Цены кусаются, но пассажиры голодными не останутся [Электронный ресурс]: Санкт-Петербургское УФАС России. URL: http://spb.fas.gov.ru/news/10219 (дата обращения 16.04.2018).
Рейтинг стран мира по уровню глобальной конкурентоспособности по версии IMD [Электронный ресурс]: ИАА Центр гуманитарных технологий. URL: http://gtmarket.ru/ratings/the-imd-world-competitiveness-yearbook/info (дата обращения : 21.04.2018).
Решение Татарстанского УФАС России [Электронный ресурс]: от 24 октября 2016 № 05-51/2015 по делу № ПК-05/15363. // Федеральная антимонопольная служба. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
Решение Воронежского УФАС России [Электронный ресурс]: от 25.11.2009 по делу № 209-11К // Федеральная антимонопольная служба. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
Решение Татарстанского УФАС России [Электронный ресурс]: от 24 октября 2016 № 05-51/2015 по делу № ПК-05/15363. // Федеральная антимонопольная служба. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
Статья 14.32. Заключение ограничивающего конкуренцию соглашения, осуществление ограничивающих конкуренцию согласованных действий, координация экономической деятельности [Электронный ресурс]: в ред. Федерального закона от 17 апреля 2017 № 74-ФЗ // Собр. законодательства РФ. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
Статья 15. Возмещение убытков гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) [Электронный ресурс]: от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 29.12.2017). // Собр. законодательства РФ. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
Стенограмма выступления начальника Управления по борьбе с картелями Федеральной Антимонопольной Службы А. Ю. Кинёва в информационном агентстве “Гарант” [Электронный ресурс]: сайт ФАС РФ URL: https://fas.gov.ru/content/verbatim_reports/57 (дата обращения : 12.04.2018).
Уголовный кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс]: федер. закон от 13 июня 1996 № 63-ФЗ (ред. от 19.02.2018) // Собр. законодательства РФ. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
Указ Президента Российской Федерации от 21.12.2017 г. № 618 «Об основных направлениях государственной политики по развитию конкуренции» [Электронный ресурс]: сайт Президента России. URL: http://kremlin.ru/acts/bank/42622 (дата обращения: 26.04.2018).
Федеральная Антимонопольная Служба [Электронный ресурс]: сайт Федеральной антимонопольной службы РФ. URL: http:// fas.gov.ru / (дата обращения 20.04.2018).
McAfee, R. Preston and John McMillan Auctions and Bidding / McAfee, R. Preston and John McMillan // Journal of Economic Literature – 1987 . – № 25. – С. 699-738.

Заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 5 000 ₽

Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

    Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных и с правилами пользования Платформой

    Последние выполненные заказы

    Хочешь уникальную работу?

    Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!

    Александр Р. ВоГТУ 2003, Экономический, преподаватель, кандидат наук
    4.5 (80 отзывов)
    Специальность "Государственное и муниципальное управление" Кандидатскую диссертацию защитил в 2006 г. Дополнительное образование: Оценка стоимости (бизнеса) и госфин... Читать все
    Специальность "Государственное и муниципальное управление" Кандидатскую диссертацию защитил в 2006 г. Дополнительное образование: Оценка стоимости (бизнеса) и госфинансы (Казначейство). Работаю в финансовой сфере более 10 лет. Банки,риски
    #Кандидатские #Магистерские
    123 Выполненных работы
    Екатерина Б. кандидат наук, доцент
    5 (174 отзыва)
    После окончания института работала экономистом в системе государственных финансов. С 1988 года на преподавательской работе. Защитила кандидатскую диссертацию. Преподав... Читать все
    После окончания института работала экономистом в системе государственных финансов. С 1988 года на преподавательской работе. Защитила кандидатскую диссертацию. Преподавала учебные дисциплины: Бюджетная система Украины, Статистика.
    #Кандидатские #Магистерские
    300 Выполненных работ
    Анна Александровна Б. Воронежский государственный университет инженерных технол...
    4.8 (30 отзывов)
    Окончила магистратуру Воронежского государственного университета в 2009 г. В 2014 г. защитила кандидатскую диссертацию. С 2010 г. преподаю в Воронежском государственно... Читать все
    Окончила магистратуру Воронежского государственного университета в 2009 г. В 2014 г. защитила кандидатскую диссертацию. С 2010 г. преподаю в Воронежском государственном университете инженерных технологий.
    #Кандидатские #Магистерские
    66 Выполненных работ
    Рима С.
    5 (18 отзывов)
    Берусь за решение юридических задач, за написание серьезных научных статей, магистерских диссертаций и дипломных работ. Окончила Кемеровский государственный универси... Читать все
    Берусь за решение юридических задач, за написание серьезных научных статей, магистерских диссертаций и дипломных работ. Окончила Кемеровский государственный университет, являюсь бакалавром, магистром юриспруденции (с отличием)
    #Кандидатские #Магистерские
    38 Выполненных работ
    Александра С.
    5 (91 отзыв)
    Красный диплом референта-аналитика информационных ресурсов, 8 лет преподавания. Опыт написания работ вплоть до докторских диссертаций. Отдельно специализируюсь на повы... Читать все
    Красный диплом референта-аналитика информационных ресурсов, 8 лет преподавания. Опыт написания работ вплоть до докторских диссертаций. Отдельно специализируюсь на повышении уникальности текста и оформлении библиографических ссылок по ГОСТу.
    #Кандидатские #Магистерские
    132 Выполненных работы
    Дмитрий Л. КНЭУ 2015, Экономики и управления, выпускник
    4.8 (2878 отзывов)
    Занимаю 1 место в рейтинге исполнителей по категориям работ "Научные статьи" и "Эссе". Пишу дипломные работы и магистерские диссертации.
    Занимаю 1 место в рейтинге исполнителей по категориям работ "Научные статьи" и "Эссе". Пишу дипломные работы и магистерские диссертации.
    #Кандидатские #Магистерские
    5125 Выполненных работ
    Анастасия Б.
    5 (145 отзывов)
    Опыт в написании студенческих работ (дипломные работы, магистерские диссертации, повышение уникальности текста, курсовые работы, научные статьи и т.д.) по экономическо... Читать все
    Опыт в написании студенческих работ (дипломные работы, магистерские диссертации, повышение уникальности текста, курсовые работы, научные статьи и т.д.) по экономическому и гуманитарному направлениях свыше 8 лет на различных площадках.
    #Кандидатские #Магистерские
    224 Выполненных работы
    Оксана М. Восточноукраинский национальный университет, студент 4 - ...
    4.9 (37 отзывов)
    Возможно выполнение работ по правоведению и политологии. Имею высшее образование менеджера ВЭД и правоведа, защитила кандидатскую и докторскую диссертации по политоло... Читать все
    Возможно выполнение работ по правоведению и политологии. Имею высшее образование менеджера ВЭД и правоведа, защитила кандидатскую и докторскую диссертации по политологии.
    #Кандидатские #Магистерские
    68 Выполненных работ
    Мария Б. преподаватель, кандидат наук
    5 (22 отзыва)
    Окончила специалитет по направлению "Прикладная информатика в экономике", магистратуру по направлению "Торговое дело". Защитила кандидатскую диссертацию по специальнос... Читать все
    Окончила специалитет по направлению "Прикладная информатика в экономике", магистратуру по направлению "Торговое дело". Защитила кандидатскую диссертацию по специальности "Экономика и управление народным хозяйством". Автор научных статей.
    #Кандидатские #Магистерские
    37 Выполненных работ

    Другие учебные работы по предмету

    Секьюритизация инфраструктурных проектов
    📅 2019год
    🏢 Санкт-Петербургский государственный университет
    Отдельные вопросы признания иностранного судебного решения
    📅 2021год
    🏢 Санкт-Петербургский государственный университет
    Фальсификация доказательств по уголовному делу
    📅 2019год
    🏢 Санкт-Петербургский государственный университет
    Раздел имущества супругов
    📅 2019год
    🏢 Санкт-Петербургский государственный университет