Мистические аспекты философского учения В.Ф.xa0Одоевского

Богаткова Алёна Александровна
Бесплатно
В избранное
Работа доступна по лицензии Creative Commons:«Attribution» 4.0

В данной работе был изучен мистический аспект учения В. Ф. Одоевского и выявлено влияние его философских воззрений на русскую культуру. В целом, проведенное исследование показало, что начальное мировоззрение В. Ф. Одоевского, в основе своей шеллингианское, осложненное в 30-х—начале 40-х гг. мистицизмом и учением об «инстинктуальной силе», и привело писателя к особому пониманию бытия, как «космоса», определив при этом В. Ф. Одоевского как предтечу русского космизма и связав его этим пониманием с учениями одних из основных мыслителей-космистов, Н. Ф. Фёдорова, К. Э. Циолковского и В. И. Вернадского. Результаты исследования могут быть использованы в научной, преподавательской, лекционной работах, в базовых курсах по философии, культурологии, в спецкурсах по истории отечественной научно-философской мысли, в осмыслении современных проблем футурологии и глобалистики.

Одним из видных представителей русской культуры XIX века является писатель и публицист, князь Владимир Федорович Одоевский (1804 – 1869).
Актуальность данного исследования заключается в том, что философские и теоретические воззрения В.Ф. Одоевского будут рассмотрены с их мистической стороны. Переосмысление философской направленности произведений В.Ф. Одоевского, несомненно, необходимо. Сопоставление творчества писателя с сочинениями других мыслителей XIX и XX веков позволяет глубже постичь его художественное наследие. Это также способствует, с одной стороны, углубленному изучению литературного процесса первой половины 1830-х годов как такового, а с другой стороны – обозначению и раскрытию ‘забытых’ позиций ряда деятелей культуры XIX и XX веков по многим проблемам, актуальным и в XXI веке.
Темы, поднимаемые В. Ф. Одоевским в своём творчестве: переосмысление роли науки и техники в развитии цивилизации и эволюции человечества, выделение нравственных и духовных сторон жизни, усиленные философские размышления и искания, стремление к гуманизации социального устройства общества и государства, раздумья о месте России в мировом историческом процессе и об особенностях русской ментальности – актуальны и злободневны и сегодня.
Библиография: несмотря на большое количество исследований об В. Ф. Одоевском, наследие его остается малоизвестным широкому читателю. Как первые исследователи этого русского писателя-мыслителя (Н.Ф.Сумцов, А.П.Пятковский, Н.АКотляревский, Б.А.Лезин, П.Н.Сакулин и др.), так и современные (Н.Корнуэлл) характеризуют В.Ф. Одоевского как «забытое имя русской культуры». Сложность в изучении наследия В.Ф. Одоевского состоит и в необыкновенной разносторонности его деятельности, и в философской наполненности и отсутствии адекватного осмысления теоретической системы его взглядов. Энциклопедические знания В. Ф. Одоевского определили узкоспециализированный характер изучения его творчества. Первые биографы, например, занимались исследованием его общественной деятельности. Исключением является уникальная, но, к сожалению, незаконченная работа П.Н.Сакулина «Из истории русского идеализма. Князь В.Ф.Одоевский. Мыслитель – писатель» в 2-х томах (1913 г.).
В годы СССР изучались педагогические взгляды В. Ф. Одоевского (Д.Тарасов, В.Струминский); его музыкальное наследие (Г.Бернандт, В.Смирнова, Б.Грановский, Г.Глущенко); труды В. Ф. Одоевского в области естественных наук (В. Виргинский); была исследована его работа в качестве помощника директора Публичной библиотеки и на посту заведующего Румянцевского музея (О.Голубева), его издательская и журнальная деятельность (В.Егорова). Но наибольшее количество исследований посвящено литературно-художественному творчеству писателя (Ю.В.Манн, М.А.Турьян, Н.М.Михайловская, Е.А.Маймин, М.И.Медовой, В.И.Сахаров, и др.). На сегодняшний день защищено не менее 15 диссертаций, посвященных различным сторонам творчества В. Ф. Одоевского (из них одна историческая, одна музыковедческая, две философские, две педагогические и девять филологических).
В то же время, изучение его философских и теоретических взглядов до сих пор остается недостаточным и односторонним. Литература, рассматривающая философские воззрения В. Ф. Одоевского, в основном концентрируется вокруг проблемы его отношения к Шеллингу и немецкой философии вообще. Таким образом, наиболее освещена в научной литературе проблема идейного влияния на В. Ф. Одоевского. При этом теоретическое наследия В. Ф. Одоевского оценивается в противопоставлении шеллингианец – нешеллингианец.
Наиболее самостоятельные философские и теоретические взгляды В. Ф. Одоевского на сегодняшний день остаются, систематически, не исследованы. Прежде всего, это касается его философских взглядов, которые до недавнего времени в самостоятельную область вообще не выделялись.
Именно поэтому вопрос о философской позиции В. Ф. Одоевского до сих пор является предметом дискуссий. Одни авторы (Н.Ф. Сумцов) считают, что В.Ф. Одоевский перешёл от славянофильства к западничеству; другие (Е.А. Маймин, И.А. Кубасов, В.И. Егорова) отмечают, что он шёл своим особым путем, отличным, как от западников, так и от славянофилов; третьи (Ч. Ветринский) утверждают, что его взгляды представляли собой синтез того и другого; четвертые (П.Н. Сакулин) относят его к славянофилам, хотя и выделяют своеобразные акценты в его взглядах; часть исследователей (М.И. Медовой , Б.Ф Егоров,) решительно отрицают его славянофильство и относят к западникам; наконец, большая часть зарубежных авторов, в том числе философы русского зарубежья, квалифицируют его как предшественника славянофилов (А. Койре, С.Левицкий, Н. Рязановский, А. Валицкий и др.). Прояснить этот весьма запутанный вопрос может только систематическое исследование философских и теоретических взглядов В. Ф. Одоевского, в настоящее время отсутствующее. Но анализ этих взглядов необходимо осуществлять в более широком контексте, рассматривая мистическую сторону философского учения В. Ф. Одоевского и его влияние на мыслителей 19 и 20 веков.
Впервые, В. Ф. Одоевского как мистика и космиста рассмотрела кандидат филологических наук А. В. Воробьева в своей диссертации «Идея бытия как космоса в творчестве В. Ф. Одоевского» (2001 год). В работе А.В. Воробьевой представлены не все возможные пункты мистического учения В. Ф. Одоевского и не оценено влияние этого учения на русскую культуру, в связи, с чем также определятся актуальность и необходимость данного исследования.
Итак, мы можем выделить цель данной работы: изучение мистического аспекта учения В. Ф. Одоевского и выявление влияния его философских воззрений на русскую культуру, а именно на мыслителей XIX и XX веков: Н. Ф. Фёдорова, К. Э. Циолковского и В. И. Вернадского.

В ходе работы был изучен мистический аспект учения В. Ф. Одоевского и выявлено влияние его философских воззрений на русскую культуру, а именно на сочинения мыслителей XIX и XX веков, таких, как Н. Ф. Фёдоров, К. Э. Циолковский и В. И. Вернадский.
В первой главе исследования были рассмотрены некоторые новые аспекты общетеоретических (философских и религиозных, эстетических и научных, политических и социальных) воззрений В. Ф Одоевского, учитывая необычайную разносторонность его деятельности и его вклад в различные области знаний.
Опираясь на одно из лучших исследований XX века об В. Ф. Одоевском, монографии П. Н. Сакулина, были представлены три этапа идейного развития В. Ф. Одоевского: первый этап — «период любомудрия» (20-е гг.); второй – философско-мистический идеализм» (преимущественно 30-е гг.) и третий период – «научный реализм».
Было доказано, что как и другие любомудры, В.Ф. Одоевский являлся представителем такого литературного течения, как философский романтизм, которое стремилось к объединению философии с поэзией и к философским содержанию и формам в литературе.
К началу 40-х годов в мировоззрении В. Ф. Одоевского были синтезированы германский идеализм и мистика. П. Н. Сакулин этот синтез назвал философско-мистический идеализм. В своих произведениях В. Ф. Одоевский опирается на представления первых русских и западных мистиков, а также создает свою мистическую концепцию, связанную, например, с особым пониманием бытия, как «космоса».
Мистическая составляющая прозы В. Ф. Одоевского – это не органическая часть художественного метода писателя, это не ширма, за которой, как полагали многие советские исследователи, скрывается его материалистический, научный взгляд на мир, а его мировоззрение. При этом отмечается своеобразный «рационализм» мистики В. Ф. Одоевского на фоне мистицизма его современников (в частности, Н. В. Гоголя, В. А. Жуковского, И. В. Киреевского, П. Я. Чаадаева и др.), ее служебный характер.
Религия в мистическом учении Одоевского занимала особое место. Мыслитель всегда защищал христианство с этической, а православие — с политической точки зрения. При этом догматическая сторона христианства как-то совершенно отсутствует в его творчестве. В целом, отношение Одоевского к религии схоже с «религиозным движением мысли 60-х годов»: Ф.Достоевским, В. Соловьевым и Л. Толстым. Данные мыслители критически относились к церковному аппарату и считали, что религия отражает мистическую связь каждой личности с миром и с духовными силами мира.
Характерные черты для творчества Одоевского: пессимистическая окрашенность многих произведений; многократные и неудачные попытки посредством учения Шеллинга преодолеть традиционный для христианства дуализм духовного и телесного; специфическое отношение к религии (весьма близкое к позиции Л. Н. Толстого); неопределенное отношении к западничеству и славянофильству.
И в первой во второй главе исследования с разных позиций анализируется уникальное произведение В. Ф. Одоевского, роман «Русские ночи». В этом романе было выражено отношение В. Ф. Одоевского к истории и культуре России и их месте во всемирной истории. В. Ф. Одоевский противопоставлял Россию Западу и его “загнивающей культуре”, верил в цельность русской жизни и русского сознания, думал об особом “мессианском” призвании России. При этом о России В. Ф. Одоевский судил, пользуясь правилами европейского просвещения, выделял также деятельность Петра I. Несомненно, что автор “Русских ночей”, занимая данную позицию, шел своим особенным путем, отличным как от пути западников, так и славянофилов. Со славянофилами его роднило романтическое восприятие России, признание её «миссионерской миссии» во всемирной истории, а разделяло неприятие В. Ф. Одоевским самой истории, как науки, обогащающей человечество. С западниками В. Ф. Одоевского объединяла приверженность к европейскому просвещению и выделение роли Петра I в становлении российского государства, а отталкивал от них монархизм князя.
Позиция позднего В. Ф. Одоевского близка к взглядам Н. Я. Данилевского, для которого тоже был характерен и союз традиционного православия с новым научным знанием, и своеобразный сплав позитивистской и романтико-теологической методологии, и сочетание политического консерватизма с идеей научно-технической модернизации России. Помимо этого в поздних идеях В. Ф. Одоевского мы находим то же стремление к научно-философско-художественно-религиозному синтезу, которое было характерно и для предыдущего творчества мыслителя.
На основании первой главы исследования можно говорить о том, что в творчестве В. Ф. Одоевского проявляется, с одной стороны, естественный способ реалистического изображения действительности, а, с другой стороны, романтический и мистический. Таким образом, происходит соединение в его творчестве натурфилософского и мистического аспектов, послужившее в дальнейшем основанием для развития ряда религиозно-философских, художественных и научно-футурологических течений начала XX века, объединенных под общим названием – русский космизм.
Во второй главе исследования доказывается, что князя В. Ф. Одоевского по праву можно назвать пионером русского космизма, так как в становлении этого феномена в отечественной культуре и философии не малую роль сыграли романтические универсалисты, главным из которых был В. Ф. Одоевский.
Занимая позицию «романтического универсализма», В. Ф. Одоевский говорит о целостности бытия и одновременно о его внутреннем росте, движении к совершенству. При этом ключевая роль в этом движении принадлежит человеческому роду. В данном утверждении В. Ф. Одоевского сходятся две ветви русского космизма, естественнонаучная и религиозная, имеющие своего родоначальника в Н.Ф. Федорове, А сходятся они в перспективе преображения бытия в благобытие, где ключевая роль отводится именно человеку – как существу активно, творчески действующему в мире, способному не только претерпевать жизнь, но и строить ее.
Кроме того, во взглядах Н. Ф. Федорова и В. Ф. Одоевского сходятся идеи о возможности преображения, воскрешения человечества, с одной стороны, уподоблением человека Богу, а с другой, самостоятельной самосознательной деятельностью каждого отдельного индивида. И ещё одна черта романтического универсализма В. Ф. Одоевского, представителем которого он был и которая роднит его с русским космизмом и непосредственно с Н. Ф. Федоровым, – это единство мышления и фантазии.
Было доказано, что русский космизм – это течение научно-философской мысли глубоко укорененное в отечественном культурном наследии, и В. Ф. Одоевский является предтечей этого направления, а Н. Ф. Федоров – его родоначальником. Прежде всего, и в русском космизме Н. Ф. Федорова и в романтическом универсализме В. Ф. Одоевского воплотилась заветная мысль романтизма об органической общности философии и науки. О космизме, как о романтизме можно говорить не только как об определенной культурно-философской традиции, которая не принадлежит только прошлому, но как о «жизненном явлении», которое отвечает задачам и настоящего времени.
В философской прозе В. Ф. Одоевского, а также в «новой поэтической философии», создать которую он стремился, соединив мысль и поэзию, также находятся те идеи, что в XX веке станут истоками «космических» учений В. И. Вернадского и К. Э. Циолковского.
В. Ф. Одоевского с данными мыслителями сближает несколько моментов: 1.«всечеловеческое», планетарное восприятие мира; 2. сопряжение космической темы с социально-этическими вопросами; 3. желание построить модель будущего всего человечества; 4. понимание первостепенного места России во всемирной истории.
Современный отечественный космизм продолжает развиваться, опираясь, в том числе, и на специфику и особенность учений мыслителей его естественнонаучного направления, К. Э. Циолковского и В. И. Вернадского, которые акцентировали роль человека в эволюции природы и общества, планеты Земля и всего Космоса. В. Ф. Одоевский в этом плане опережает философов-космистов почти на полвека, выдвигая идею о «цельной» науке, где ключевая роль отводится именно человеку.
Практическая значимость данной работы определяется тем, что ее материалы и выводы могут быть использованы в научной, преподавательской, лекционной работе, в базовых курсах по философии, культурологии, в спецкурсах по истории отечественной научно-философской мысли, в осмыслении современных проблем футурологии и глобалистики. Исследование представляет интерес для философов, культурологов.
В целом, проведенное исследование показало, что начальное мировоззрение В. Ф. Одоевского, в основе своей шеллингианское, осложненное в 30-х—начале 40-х гг. мистицизмом и учением об «инстинктуальной силе», и привело писателя к особому пониманию бытия, как «космоса», определив при этом В. Ф. Одоевского как предтечу русского космизма и связав его этим пониманием с учениями одних из основных мыслителей-космистов, Н. Ф. Фёдорова, К. Э. Циолковского и В. И. Вернадского.

Художественная литература:
Одоевский В.Ф. Орлахская крестьянка // Русская романтическая новелла / Сост., подгот. текста, вступительная ст. и примеч. А. Немзера. М., 1989. С. 339-348.
Одоевский, В.Ф.4338-й год: Петербургские письма / В.Ф. Одоевский. – М., 1926. C. 216.
Одоевский В. Повести и рассказы. М., 1959. C. 164 -236.
Одоевский В.Ф. Русские ночи. Л.: Наука, 1975. 320 с.

Заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 5 000 ₽

Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

    Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных и с правилами пользования Платформой

    Последние выполненные заказы

    Хочешь уникальную работу?

    Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!

    user1250010 Омский государственный университет, 2010, преподаватель,...
    4 (15 отзывов)
    Пишу качественные выпускные квалификационные работы и магистерские диссертации. Опыт написания работ - более восьми лет. Всегда на связи.
    Пишу качественные выпускные квалификационные работы и магистерские диссертации. Опыт написания работ - более восьми лет. Всегда на связи.
    #Кандидатские #Магистерские
    21 Выполненная работа
    Татьяна П. МГУ им. Ломоносова 1930, выпускник
    5 (9 отзывов)
    Журналист. Младший научный сотрудник в институте РАН. Репетитор по английскому языку (стаж 6 лет). Также знаю французский. Сейчас занимаюсь написанием диссертации по и... Читать все
    Журналист. Младший научный сотрудник в институте РАН. Репетитор по английскому языку (стаж 6 лет). Также знаю французский. Сейчас занимаюсь написанием диссертации по истории. Увлекаюсь литературой и темой космоса.
    #Кандидатские #Магистерские
    11 Выполненных работ
    Шиленок В. КГМУ 2017, Лечебный , выпускник
    5 (20 отзывов)
    Здравствуйте) Имею сертификат специалиста (врач-лечебник). На данный момент являюсь ординатором(терапия, кардио), одновременно работаю диагностом. Занимаюсь диссертац... Читать все
    Здравствуйте) Имею сертификат специалиста (врач-лечебник). На данный момент являюсь ординатором(терапия, кардио), одновременно работаю диагностом. Занимаюсь диссертационной работ. Помогу в медицинских науках и прикладных (хим,био,эколог)
    #Кандидатские #Магистерские
    13 Выполненных работ
    Алёна В. ВГПУ 2013, исторический, преподаватель
    4.2 (5 отзывов)
    Пишу дипломы, курсовые, диссертации по праву, а также истории и педагогике. Закончила исторический факультет ВГПУ. Имею высшее историческое и дополнительное юридическо... Читать все
    Пишу дипломы, курсовые, диссертации по праву, а также истории и педагогике. Закончила исторический факультет ВГПУ. Имею высшее историческое и дополнительное юридическое образование. В данный момент работаю преподавателем.
    #Кандидатские #Магистерские
    25 Выполненных работ
    Шагали Е. УрГЭУ 2007, Экономика, преподаватель
    4.4 (59 отзывов)
    Серьезно отношусь к тренировке собственного интеллекта, поэтому постоянно учусь сама и с удовольствием пишу для других. За 15 лет работы выполнила более 600 дипломов и... Читать все
    Серьезно отношусь к тренировке собственного интеллекта, поэтому постоянно учусь сама и с удовольствием пишу для других. За 15 лет работы выполнила более 600 дипломов и диссертаций, Есть любимые темы - они дешевле обойдутся, ибо в радость)
    #Кандидатские #Магистерские
    76 Выполненных работ
    Мария М. УГНТУ 2017, ТФ, преподаватель
    5 (14 отзывов)
    Имею 3 высших образования в сфере Экологии и техносферной безопасности (бакалавриат, магистратура, аспирантура), работаю на кафедре экологии одного из опорных ВУЗов РФ... Читать все
    Имею 3 высших образования в сфере Экологии и техносферной безопасности (бакалавриат, магистратура, аспирантура), работаю на кафедре экологии одного из опорных ВУЗов РФ. Большой опыт в написании курсовых, дипломов, диссертаций.
    #Кандидатские #Магистерские
    27 Выполненных работ
    Лидия К.
    4.5 (330 отзывов)
    Образование высшее (2009 год) педагог-психолог (УрГПУ). В 2013 году получено образование магистр психологии. Опыт преподавательской деятельности в области психологии ... Читать все
    Образование высшее (2009 год) педагог-психолог (УрГПУ). В 2013 году получено образование магистр психологии. Опыт преподавательской деятельности в области психологии и педагогики. Написание диссертаций, ВКР, курсовых и иных видов работ.
    #Кандидатские #Магистерские
    592 Выполненных работы
    Петр П. кандидат наук
    4.2 (25 отзывов)
    Выполняю различные работы на заказ с 2014 года. В основном, курсовые проекты, дипломные и выпускные квалификационные работы бакалавриата, специалитета. Имею опыт напис... Читать все
    Выполняю различные работы на заказ с 2014 года. В основном, курсовые проекты, дипломные и выпускные квалификационные работы бакалавриата, специалитета. Имею опыт написания магистерских диссертаций. Направление - связь, телекоммуникации, информационная безопасность, информационные технологии, экономика. Пишу научные статьи уровня ВАК и РИНЦ. Работаю техническим директором интернет-провайдера, имею опыт работы ведущим сотрудником отдела информационной безопасности филиала одного из крупнейших банков. Образование - высшее профессиональное (в 2006 году окончил военную Академию связи в г. Санкт-Петербурге), послевузовское профессиональное (в 2018 году окончил аспирантуру Уральского федерального университета). Защитил диссертацию на соискание степени "кандидат технических наук" в 2020 году. В качестве хобби преподаю. Дисциплины - сети ЭВМ и телекоммуникации, информационная безопасность объектов критической информационной инфраструктуры.
    #Кандидатские #Магистерские
    33 Выполненных работы
    Виктор В. Смоленская государственная медицинская академия 1997, Леч...
    4.7 (46 отзывов)
    Имеют опыт грамотного написания диссертационных работ по медицине, а также отдельных ее частей (литературный обзор, цели и задачи исследования, материалы и методы, выв... Читать все
    Имеют опыт грамотного написания диссертационных работ по медицине, а также отдельных ее частей (литературный обзор, цели и задачи исследования, материалы и методы, выводы).Пишу статьи в РИНЦ, ВАК.Оформление патентов от идеи до регистрации.
    #Кандидатские #Магистерские
    100 Выполненных работ

    Другие учебные работы по предмету

    История античной философии в российских журналах XIX века
    📅 2020год
    🏢 Санкт-Петербургский государственный университет
    Время после холокоста: как работает нарратив памяти
    📅 2020год
    🏢 Санкт-Петербургский государственный университет
    Философия политики и права Фихте
    📅 2018год
    🏢 Санкт-Петербургский государственный университет
    Трансформация гуманизма в пространстве постмодерна
    📅 2018год
    🏢 Санкт-Петербургский государственный университет