Финансовые аспекты создания и развития региональных сетевых изданий (на примере онлайн-СМИ Санкт-Петербурга)
Будущее за Интернетом – эта фраза стала аксиомой нашей жизни. В полной степени это относится и к СМИ: уже давно в сетевом пространстве существует и развивается новая форма медиа – сетевые СМИ. Количество онлайн-СМИ постоянно растет. Интернет не имеет ограничений, а для создания сетевого СМИ требуется гораздо меньший стартовый капитал. Большая ценность сетевых СМИ в том, что они могут дать возможность реализовать свои проекты не только крупным компаниям и инвесторам, но и молодым специалистам. Однако есть и подводный камень: не так сложно создать сетевое СМИ, как удержать его на плаву. Хорошо знакомые и привычные инструменты получения финансирования тут не работают, реклама в Интернете как рынок развивается по своим собственным правилам и постоянно меняется, следуя за настроениями и потребностями аудитории. Глядя на СМИ, которые успешно устоялись в Интернете, нашли своего читателя, нишу и способ заработка, возникает вопрос: какие финансовые стратегии они применяют? Какие инструменты они планируют? Как они проводят работу по увеличению финансирования? Сосредоточившись на медиарынке Петербурга, мы можем подробно рассмотреть финансовые аспекты создания сетевых СМИ, уделив внимание уникальному опыту каждого сетевого издания. Цель дипломной работы – проанализировать финансовые аспекты создания и развития онлайн-СМИ Петербурга в соответствии с параметрами, заданными теоретическими исследованиями в области менеджмента и медиаэкономики. Для достижения этой цели автором выделены следующие задачи: Изучить необходимый теоретический материал о сетевых СМИ как феномене медиарынка. Исследовать медиарынок как специфическое поле для формирования финансовых стратегий создания и развития сетевых СМИ. Проанализировать финансовые аспекты деятельности сетевых изданий Петербурга в соответствии с тематикой исследования. Вывести основные правила создания и развития сетевых СМИ на российском рынке с финансовой точки зрения. Объект исследования – сетевые СМИ, не имеющие печатных аналогов, действующие на медиарынке Санкт-Петербурга. Предмет исследования – финансовые аспекты создания и развития сетевых СМИ. К теоретическим методам, задействованным в данной работе, относятся анализ, синтез, обобщение. К практическим – экспертное интервью. Научно-методическая база исследования включает в себя литературу по стратегическому менеджменту, финансовому менеджменту, медиаэкономике и медиаменеджменту. Это работы таких исследователей, как И. Бланк, И. Ансофф, Ю. Бригхем, Е. Вартанова и др. Эмпирическая база исследования состоит из экспертных интервью с журналистами, возглавляющими сетевые СМИ в Петербурге. Второй компонент –материалы специализированных СМИ, посвященные финансовым стратегиям и финансовому развитию онлайн-СМИ, а также интервью топ-менеджеров и собственников СМИ, которые подходят под предмет исследования. Также анализу подверглись медиакиты и коммерческие предолжения сетевых СМИ Петербурга. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, а также приложений. Структуру работы можно обозначить как «дедуктивную», то есть от общего – к частному. В первой главе мы рассматриваем сетевые СМИ как феномен журналистики. Во второй главе исследуются конкретные этапы создания сетевого СМИ: начиная с определения концепции развития, заканчивая перечислением источников доходов и расходов СМИ. И, наконец, в третьей главе следует подробный анализ финансовых аспектов деятельности сетевых СМИ Петербурга. На основании анализа делается вывод об основных правилах, которые необходимо соблюдать при создании регионального сетевого СМИ для достижения финансового успеха. Приложение к дипломной работе составили фрагменты интервью с журналистами.
Будущее за Интернетом – эта фраза стала аксиомой нашей жизни. С глобальной паутиной нам приходится сталкиваться каждый день и на каждом шагу, и с каждым годом соотношение реального мира и виртуального все более меняется в пользу последнего. Телефонные коммуникации заменены мессенджерами и электронной почтой, огромный прорыв в ведении бизнеса совершен благодаря созданию корпоративных программ электронного документооборота. В Интернет уходят банковские операции и платежи, постепенно бюрократическая машина документооборота становится легче за счет ухода в сеть.
Еще на заре появления Интернета средства массовой информации стали флагманом колонизации сети. Игроки медиарынка вовремя поняли, что Интернет станет основным источником информации в ближайшие несколько лет, и застолбили звание основных поставщиков информации за собой, переведя в электронные версии газеты и телеканалы и создав новую форму журналистики – сетевые СМИ.
Если взять исследования 2000-2005 годов, многие специалисты были настроены очень пессимистично: электронные СМИ неизменно вытеснят традиционные с рынка. На наш век придется смерть газет и телевизора, утверждали эксперты. Так или иначе, в 2017 году этого не случилось – сетевые СМИ стали лишь еще одной разновидностью СМИ, наряду с традиционными прессой, радио и телевидением. Вторая волна страхов была связана с возникновением блогосферы и так называемой гражданской журналистики – пессимисты видели в гражданской журналистике смерть для основной. Однако оба формата смогли мирно сосуществовать: читатель не отвернулся от традиционных СМИ, помня про качественный и проверенный контент, а элементы гражданской журналистики стали использоваться профессионалами.
К настоящему моменту мы имеем сетевые издания как полноценный вид журналистики, в который входит всё многообразие СМИ – от освещающих федеральную повестку информационных порталов до узкоспециализированных корпоративных сайтов.
Количество онлайн-СМИ постоянно растет. Интернет не имеет ограничений, а для создания сетевого СМИ требуется гораздо меньший стартовый капитал. Большая ценность сетевых СМИ в том, что они могут дать возможность реализовать свои проекты не только крупным компаниям и инвесторам, но и молодым специалистам – выпускникам журфаков, молодым главным редакторам, в общем, профессионалам от СМИ.
Такое многообразие создает конкуренцию на рынке и, как следствие, повышает уровень СМИ, а возможность реализовать свой проект для профессионалов в сфере медиа на своих правилах дает толчок к развитию качественной журналистики в России и формирует разнообразное освещение информационной повестки дня.
Однако тут в дело вступает финансовый аспект ситуации: какими источниками финансирования необходимо воспользоваться, чтобы создать сетевое СМИ, и как впоследствии удержать его на плаву? Хорошо знакомые и привычные инструменты получения финансирования тут не работают, реклама в Интернете как рынок развивается по своим собственным правилам и постоянно меняется, следуя за настроениями и потребностями аудитории. Чтобы не просто создать новое издание в сети, но и «удержаться на плаву», нужно обладать не просто хорошим знанием «матчасти», но и четким пониманием того, как именно зарабатывать на онлайн-СМИ и каким образом увеличивать прибыль.
Глядя на СМИ, которые успешно устоялись в Интернете, нашли своего читателя, нишу и способ заработка, возникает вопрос: при помощи каких источников финансирования им удалось запустить проект? Какие финансовые стратегии применяются ими? За счет чего им удается выходить на самоокупаемость и получать прибыль?
Безусловно, за прошедшие несколько лет расцвета онлайн-СМИ в мировой и российской медиасистеме сложились определенные подходы и финансовые стратегии создания и развития сетевых СМИ. На данный момент этот вопрос не слишком широко освещен в научной литературе. Но на тех же Интернет-просторах основатели и топ-менеджеры успешных проектов с удовольствием делятся опытом, как им удалось покорить Интернет и заставить его работать на себя. Систематизация и анализ этого опыта могут стать ценным источником знаний как для специалистов, которые хотят заняться созданием своего средства, так и для специалистов которые уже работают в онлайн-СМИ, чтобы они расширили возможный арсенал своих приемов.
Сосредоточившись на достаточно узком сегменте онлайн-СМИ –медиарынке Петербурга – мы можем подробно рассмотреть финансовые аспекты создания сетевых СМИ и уделить достаточно времени каждому уникальному кейсу.
Это исследование будет интересно и для читателя сетевого СМИ: представляя, как Интернет-издания выстраивают свою финансовую стратегию, какие цели перед собой ставят, на чем зарабатывают, читатель будет гораздо лучше разбираться в бэкграунде информационной повестки дня.
В этих трех аспектах и заключается актуальность данной работы.
Как уже было упомянуто выше, научных исследований в области аспектов финансирования сетевых СМИ немного: не только потому, что этот рынок появился сравнительно недавно, но и потому, что он развивается и меняется буквально на глазах.
Вопрос финансовых аспектов создания и развития предприятий в принципе, разработки их финансовых стратегий, напротив, вызывает большой интерес у научного сообщества. Благодаря существованию таких дисциплин, как стратегический менеджмент, финансовый менеджмент научная база знаний о финансовых аспектах деятельности постоянно пополняется новыми исследованиями.
Было бы интересно применить обширный теоретический материал, выведенные за годы существования исследований в области стратегического и финансового менеджмента к сетевым СМИ, выявив основные закономерности и пути развития, объяснив финансовые аспекты создания и развития сетевых СМИ научным языком. И сделать это не просто как «исследование для исследования», а составить тем самым реальный кейс, который может быть полезен собственникам СМИ, которые действуют в условиях отсутствия первоначального инвестора или тем, кто только задумывается о подобном стартапе. В этом состоит новизна данного исследования.
Цель дипломной работы – проанализировать финансовые аспекты создания и развития онлайн-СМИ Петербурга в соответствии с параметрами, заданными теоретическими исследованиями в области менеджмента и медиаэкономики.
Для достижения этой цели автором выделены следующие задачи:
Изучить необходимый теоретический материал о сетевых СМИ как феномене медиарынка.
Исследовать медиарынок как специфическое поле для формирования финансовых стратегий создания и развития сетевых СМИ.
Проанализировать финансовые аспекты деятельности сетевых изданий Петербурга в соответствии с тематикой исследования.
Вывести основные правила создания и развития сетевых СМИ на российском рынке с финансовой точки зрения.
Объект исследования – финансовые аспекты создания и развития сетевых СМИ.
Наше исследование, посвященное финансовым аспектам создания региональных онлайн-СМИ на примере медиарынка Санкт-Петербурга подошло к концу. Вспомним первоначальные цели и задачи работы и проанализируем полученный результат.
Целью работы было проанализировать финансовые аспекты создания и развития онлайн-СМИ Петербурга в соответствии с параметрами, заданными теоретическими исследованиями в области менеджмента и медиаэкономики.
Для достижения этой цели автором были выделены следующие задачи:
Изучить необходимый теоретический материал о сетевых СМИ как феномене медиарынка.
Исследовать медиарынок как специфическое поле для формирования финансовых стратегий создания и развития сетевых СМИ.
Проанализировать финансовые аспекты деятельности сетевых изданий Петербурга в соответствии с тематикой исследования.
вывести основные правила создания и развития сетевых СМИ на российском рынке с финансовой точки зрения.
Все цели удалось выполнить при помощи изучения теоретического материала по нескольким научным дисциплинам: стратегический менеджмент, финансовый менеджмент, медиаэкономика, медиаменеджмент.
Сначала мы рассмотрели сетевые СМИ как специфическое явление медиарынка, уделив внимание технологическим особенностям порталов, конвергентной журналистике, специфике источников финансирования онлайн-СМИ.
После того, как была разработана поэтапная схема действий при создании сетевого СМИ – от продумывания концепции до разработки конкретных шагов исполнения финансовой стратегии – мы перешли к рассмотрению специфики регионального медиарынка сетевых СМИ, а затем исследовали реальные практики финансовых стратегий сетевых СМИ Петербурга. В ходе исследования удалось выявить тенденции и закономерности, по которым составляются и реализуются финансовые стратегии различных сетевых СМИ, на основе этого материала были выделены правила создания сетевого СМИ на региональном медиарынке.
Особое место в материале заняло исследование финансовой политики сетевых СМИ: в него вошли такие подразделы, как анализ источников доходов, оптимизация расходов, политика в области кадрового состава, анализ деятельности конкурентов.
В ходе исследования стало понятно, что писать лишь о финансовых аспектах не получится: на медиарынке вопрос финансирования СМИ тесным образом переплетен с изучением целевой аудитории СМИ. Поэтому где-то, мы проанализировали не только финансовую стратегию изданий, но и их кадровую стратегию.
Многие выводы, сделанные в ходе исследования, имеют практическую пользу для действующих руководителей и сотрудников сетевых СМИ, также как и живой опыт журналистов, чьи высказывания и кейсы приводились в тексте исследования.
Важно и то, что в ходе исследования нам удалось выйти за рамки темы и произвести анализ основных тенденций развития медиарынка на несколько лет вперед. Первой такой тенденцией стала нативная реклама, которая стремительно приходит на смену стандартным баннерам на сайтах. Помимо того, что такой вид рекламы гораздо эффективнее традиционной и больше нравится аудитории, он объединяет редакцию и рекламный отдел, предоставляя журналисту свободу самовыражения и творчества.
Второй важной тенденцией стало партнерство между СМИ, находящимися в одной нише по целевой аудитории. Это связано с тем, что изменился сам подход читателя. Теперь больше нет читателя, который выбирает либо «Бумагу», либо TheVillage – читатель выбирает обоих и приобретает их продукт. В сотрудничестве сетевые издания, специализирующиеся на одной теме, способны реализовывать высокопрофессиональные кейсы и улучшать финансовые показатели друг друга.
И, наконец, третьей важной тенденцией медиарынка стал вертикальный рост: редакция превращается в ивент-агентство, в бюро маркетинговых исследований, в издательский дом, специализирующийся на выпуске корпоративных «историй успеха».
Авторитет у целевой аудитории и умение быстро интерпретировать информацию любого рода в востребованный у читателя продукт дает СМИ практически неограниченные возможности в информационную эпоху. Можно разрабатывать новые форматы, заниматься мероприятиями, которые будут приносить доход и новую целевую сторону, развиваться как экспертное СМИ благодаря исследованиям – двигаться в любую сторону.
Очень важной подцелью исследования было выяснить – как выживают и зарабатывают сетевые СМИ в условиях отсутствия инвестора? Может ли специалист в медиаменеджменте, собрав вокруг себя инициативную команду, создать свой проект и удержать его на плаву.
В итоге нашего исследования мы можем сказать: сетевые СМИ и их развитие больше не являются неизведанной тропой, лотереей, которая зависит от действия неизвестных внешних флуктуаций. Составляющие успеха сетевого СМИ понятны, измеримы и основаны целиком и полностью на работе с целевой аудиторией.
Стержнем, вокруг которого строится работа любого сетевого СМИ, является как раз стратегия его развития – где финансовая, маркетинговая и кадровая стратегии переплетены в одно целое и влияют друг на друга. Так, повышение квалификации кадров неизменно отражается на качестве контента, а значит, увеличивает целевую аудиторию, что в свою очередь, увеличивает доходы издания. Изучать «матчасть» в виде теоретических тезисов стратегического менеджмента и интерпретировать ее на современную Интернет-среду, используя богатейший опыт уже существующих сетевых СМИ – дело молодых медиаменеджеров, которые готовы внести свой проект в сетевое пространство.
И какими бы неутешительными не были первоначальные прогнозы экспертов относительно будущего журналистики в условиях активного внедрения Интернета, в итоге именно сетевая среда способствует появлению огромного количества новых СМИ, а значит, конкуренции и повышению качества контента; возвращению лонгридов, которым не страшно ограничение в объемах полос; разнообразию форматов и возможности для читателя получить действительно разностороннюю информацию из разных источников. И несмотря на существующие проблемы роста в виде информационного перегруза, неумения многих сетевых СМИ зарабатывать на контенте и других ограничений, развитие сетевых СМИ продолжается. Будущее действительно за Интернетом, – а будущее журналистики – за качественными и добросовестными сетевыми изданиями.
Последние выполненные заказы
Хочешь уникальную работу?
Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!