Государственное регулирование цен на лекарственные средства

Смирнова Ксения Михайловна
Бесплатно
В избранное
Работа доступна по лицензии Creative Commons:«Attribution» 4.0

Цели и задачи исследования: 1. Изучение моделей регулирования цен на лекарственные средства в следующих зарубежных странах и сообществах: США, Европейского Союза, Германии, Индии. 2. Исследование методы регулирования цен на лекарственные средства в Российской Федерации через призму методов регулирования в исследованных зарубежных странах. 3. Автор предпринимает попытку ответить на следующие вопросы: – Допустимо ли и целесообразно ли регулирование цен на лекарственные средства? – Если оно допустимо, то какова цель регулирования? Определена ли данная цель в действующем законодательстве Российской Федерации? – Соответствуют ли методы государственного регулирования цен на лекарственные средства цели(-ям) регулирования? – Какие изменения могут быть предложены для развития правового регулирования в данной сфере? Основные выводы: 1. Государства стремятся придерживаться смешанной системы регулирования цен на лекарственные средства. Чаще всего, регулированию подлежат цены на лекарственные средства, включенные в определенные перечни, рецептурные лекарственные средства и лекарственные средства с добавленной эффективностью. 2. Цель регулирования цен на лекарственные средства заключается в защите прав граждан и обеспечении доступа к лекарственным средствам, при этом доступность лекарственных средств понимается не только через возможность их приобретения по приемлемым ценам, но также и через их фактическое наличие на рынке. 3. Поскольку для достижения данной цели государство неизбежно вынуждено в той или иной мере ограничивать права производителей (продавцов) лекарственных средств в части свободного установления ими цен, такие ограничения с учетом положений ч. 3 ст. 55 Конституции РФ должны быть пропорциональны. 4. Исследование методов регулирования цен на лекарственные средства в России позволяет прийти к выводу, что целью регулирования цен на лекарственные средства в России является обеспечение доступности лекарственных средств для широких слоев населения, и в этой части методы регулирования соответствуют целям. В то же время прослеживается перегиб регулирования в сторону сохранения государственного бюджета. Интересы фармацевтических производителей учитываются в меньшей степени, что не соответствует принципу пропорциональности ограничения прав, установленному в ч. 3 ст. 55 Конституции РФ. 5. Методы государственного регулирования цен в России в виде регистрации предельных отпускных цен, определения предельных оптовых и розничных надбавок, а также механизмы государственных закупок нуждаются в реформировании. 6. Реформирование касается определения категорий лекарственных средств, включенных в ЖНВЛП, в части его возможного ограничения только оригинальными лекарственными средствами, и исключения из него лекарственных средств до 500 рублей. Регулирование цен на последнюю категорию лекарственных средств может обеспечиваться механизмами государственных закупок. C учетом Стратегии лекарственного обеспечения населения Российской Федерации на период до 2025 года совершенствование государственного ценового регулирования на фармацевтическом рынке должно осуществляться путем формирования системы референтных цен и разработки оптимальной модели установления референтных цен. Разработка оптимальной модели установления референтных цен может основываться на положительном опыте стран Европейского союза, с учетом рекомендаций, представленных Европейской федерацией фармацевтической промышленности и ассоциаций.

Вопросы государственного регулирования цен на лекарственные средства в течение последних десятилетий не теряют своей актуальности не только в России, но и во всем мире. Не прекращающееся противостояние между фармацевтическим бизнесом, который стремится реализовывать лекарственные средства по наиболее выгодным для себя (высоким) ценам, и гражданами, которые обладают определенным уровнем социальных притязаний на доступ к лекарственному обеспечению, требует активной позиции государства в вопросах регулирования ценообразования на лекарственные средства.
Государственное регулирование цен – это воздействие органов государственной власти на условия и прядок формирования и применения цен, предусмотренное федеральными законами и иными нормативными правовыми актами. Цель государственного регулирования цен на лекарственные средства заключается в поиске баланса интересов потребителя лекарственных средств, в роли которого может выступать и само государство, и фармацевтического бизнеса. Иными словами, цель заключатся в обеспечении доступности лекарственных средств для населения при сохранении уровня инвестиционной привлекательности фармацевтической отрасли.
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что с 1998 года в российское законодательство включены нормы, определяющие государственное регулирование цен на лекарственные средства. Однако формирование данных норм осуществлялось без анализа и учета соответствующего опыта зарубежных стран. Изучение последнего позволяет выявить достоинства и недостатки действующего законодательства России в данной сфере и определить пути его развития. Последующий учет данного опыта (как положительного, так и отрицательного) при формировании национального законодательства, в свою очередь, позволяет избежать «правового экспериментирования» в столь чувствительной сфере.
При оценке государственного регулирования цен необходимо учитывать не только существующее нормативное правовое регулирование, но также и ближайшие планы его модернизации. Так, согласно Стратегии лекарственного обеспечения населения Российской Федерации (далее – Стратегия) в целях увеличения доступности лекарственных средств для медицинского применения и сдерживания цен на них предусматривается совершенствование государственного регулирования цен на основе внедрения системы референтных цен.
Хотя отдельные элементы референтного ценообразования уже существуют в действующем законодательстве, они также нуждаются в исследовании как с точки зрения целесообразности перехода к модели референтного ценообразования в целом, так и с точки зрения качества их существующего нормативного воплощения. Прежде всего, важно определить, соответствуют ли целям регулирования цен на лекарственные средства конкретные методы его осуществления. В Стратегии разъясняется, что внедрение системы референтных цен позволит избежать рисков неуправляемого роста цен на лекарственные средства и расходов на лекарственное обеспечение населения Российской Федерации. В то же время обеспеченность населения лекарственными препаратами зависит не только от их цены, но и от их фактического наличия на рынке. Непродуманное ужесточение ценового регулирования может привести к отсутствию на рынке определенного сегмента лекарственных средств. Такие примеры уже случались в истории современной России, когда в 2014-2015 годах на рынке лекарственных средств сократилось присутствие так называемого «дешевого сегмента» лекарственных средств до 500 рублей.
Степень разработанности темы исследования нельзя назвать высокой. Научные статьи, описывающие проблематику регулирования цен на лекарственные средства, особенно в России, немногочисленны. Исследования, посвященные изучению зарубежного опыта в данной сфере, также практически отсутствуют, а существующие не изобилуют наличием ссылок на первоисточники, то есть нормативные правовые акты, регламентирующие правила регулирования цен на лекарственные средства в разных странах. Это приводит не только к неактуальности выводов таких исследований, но и их некорректности.
Целью настоящего исследования является изучение моделей регулирования цен на лекарственные средства в следующих зарубежных странах: США как страны англо-саксонского права, а также страны с преимущественно свободным ценообразованием на лекарственные средства; Европейского Союза как объединения государств с глубоко проработанным регулированием цен на лекарственные средства; Германии как страны континентального права с одним из наиболее многоаспектных механизмов регулирования цен на лекарственные средства; Индии как развивающейся страны с мощным фармацевтическим сектором, близкой к России по целям развития фармацевтического рынка. В последующем действие в России методы регулирования цен анализируются через призму методов регулирования в исследованных зарубежных странах.
В данной работе предпринимается попытка ответить на несколько следующих вопросов:
1) Допустимо ли и целесообразно ли регулирование цен на лекарственные средства?
2) Если оно допустимо, то какова цель регулирования? Определена ли данная цель в действующем законодательстве Российской Федерации?
3) Соответствуют ли методы государственного регулирования цен на лекарственные средства цели (-ям) регулирования?
4) Какие изменения могут быть предложены для развития правового регулирования в данной сфере?
Научная новизна работы заключается в исследовании правового регулирования цен на лекарственные средства в разных странах. Существующие исследования не являются в достаточной степени проработанными в части изучения актуального нормативного материала.
Теоретическая и практическая значимость работы заключается в возможности ее использования при пересмотре или дальнейшем развитии государственной политики регулирования цен на лекарственные средства.
Структурно работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы, и Приложения. В первой главе дается теоретическое описание правовых основ и методов государственного регулирования цен на лекарственные средства. Вторая глава представляет собой исследование правового регулирования цен на лекарственные средства в США, Европейском Союзе, Германии и Индии. В третьей главе представлен анализ действующего государственного регулирования цен в Российской Федерации. Приложение № 1 составляет сравнительная таблица регулирования цен на лекарственные средства в разных странах Европейского союза.

Исследование зарубежного законодательства показало, что государства стремятся придерживаться смешанной системы регулирования цен на лекарственные средства, сочетая регулируемые и свободно определяемые производителями цены для разных категорий лекарственных средств. Чаще всего, регулированию подлежат цены на лекарственные средства, включенные в перечни жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств (например, Индия, Россия), рецептурные (Германия), лекарственные средства с добавленной эффективностью (Германия, Франция). Безрецептурные лекарственные средства, или не включенные в специальные перечни важнейших лекарственных средств, как правило, не подлежат регулированию (Индия, Германия).
Цель регулирования цен на лекарственные средства заключается в защите прав граждан и обеспечении доступа к лекарственным средствам, при этом доступность лекарственных средств понимается не только через возможность их приобретения по приемлемым ценам, но также и через их фактическое наличие на рынке. Для достижения данной цели государство неизбежно вынуждено в той или иной мере ограничивать права производителей (продавцов) лекарственных средств в части свободного установления ими цен.
Исследование законодательства зарубежных стран показало, что могут избираться разные модели регулирования, когда чаша весов перевешивает в пользу прав одной или другой стороны. Так, в Индии и России, – это, определенно, права граждан, в США напротив, права фармацевтического бизнеса, однако права граждан также защищаются механизмами нескольких специальных программ. Германия, в свою очередь, представляет собой пример страны с наиболее сбалансированной моделью регулирования. В то же время, несмотря на всю привлекательность системы Германии, необходимо учитывать, что в этой стране лекарственное обеспечение населения в ее существенной части покрывается обязательным или добровольным медицинским страхованием. Для достижения баланса во многих европейских странах используется и метод проведения переговоров о ценах на лекарственные средства, в то время как в России для данного сегмента рынка официальные переговоры с регулятором по цене не практикуются в целом.
В российском законодательстве цель регулирования цен на лекарственные средства прямо не определена. Однако цель – это самый первый и важный этап управления в сфере регулирования. Исследование методов регулирования цен на лекарственные средства в России позволяет прийти к выводу, что главной на сегодня является цель обеспечения доступности лекарственных средств для широких слоев населения, и в этой части методы регулирования соответствуют целям. В то же время прослеживается перегиб регулирования в сторону сохранения государственного бюджета. Учет интересов фармацевтических производителей осуществляется в меньшей степени, что не соответствует принципу пропорциональности ограничения прав, установленному в ч. 3 ст. 55 Конституции РФ. Принятые государством социальные обязательства защиты, прежде всего, прав граждан на охрану здоровья, а также провозглашение свободы предпринимательской деятельности, должны обеспечиваться за счет принятия компромиссных решений.
Методы государственного регулирования цен в России основываются на жестком административном подходе, в то время как подходы зарубежных стран свидетельствуют об использовании более гибких подходов.
Методы государственного регулирования цен в России в виде регистрации предельных отпускных цен, определения предельных оптовых и розничных надбавок, а также механизмы государственных закупок нуждаются в реформировании. Реформирование касается определения категорий лекарственных средств, включенных в ЖНВЛП, в части его возможного ограничения только оригинальными лекарственными средствами, и исключения из него лекарственных средств до 500 рублей. Регулирование цен на последнюю категорию лекарственных средств может обеспечиваться механизмами государственных закупок.
Совершенствование государственного регулирования цен на лекарственные препараты для медицинского применения в России является одной из основных задач Стратегии лекарственного обеспечения населения Российской Федерации на период до 2025 года. В соответствии с этим документом совершенствование государственного ценового регулирования на фармацевтическом рынке должно осуществляться путем формирования системы референтных цен и разработки оптимальной модели установления референтных цен. Представляется, что с предлагаемой задачей можно полностью согласиться, поскольку действующая модель определения референтной цены не совершенна. Разработка оптимальной модели установления референтных цен может основываться на положительном опыте стран Европейского союза, с учетом рекомендаций, представленных Европейской федерацией фармацевтической промышленности и ассоциаций.

Заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 5 000 ₽

Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

    Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных и с правилами пользования Платформой

    Последние выполненные заказы

    Хочешь уникальную работу?

    Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!

    Александра С.
    5 (91 отзыв)
    Красный диплом референта-аналитика информационных ресурсов, 8 лет преподавания. Опыт написания работ вплоть до докторских диссертаций. Отдельно специализируюсь на повы... Читать все
    Красный диплом референта-аналитика информационных ресурсов, 8 лет преподавания. Опыт написания работ вплоть до докторских диссертаций. Отдельно специализируюсь на повышении уникальности текста и оформлении библиографических ссылок по ГОСТу.
    #Кандидатские #Магистерские
    132 Выполненных работы
    Андрей С. Тверской государственный университет 2011, математический...
    4.7 (82 отзыва)
    Учился на мат.факе ТвГУ. Любовь к математике там привили на столько, что я, похоже, никогда не перестану этим заниматься! Сейчас работаю в IT и пытаюсь найти время на... Читать все
    Учился на мат.факе ТвГУ. Любовь к математике там привили на столько, что я, похоже, никогда не перестану этим заниматься! Сейчас работаю в IT и пытаюсь найти время на продолжение диссертационной работы... Всегда готов помочь! ;)
    #Кандидатские #Магистерские
    164 Выполненных работы
    Екатерина Б. кандидат наук, доцент
    5 (174 отзыва)
    После окончания института работала экономистом в системе государственных финансов. С 1988 года на преподавательской работе. Защитила кандидатскую диссертацию. Преподав... Читать все
    После окончания института работала экономистом в системе государственных финансов. С 1988 года на преподавательской работе. Защитила кандидатскую диссертацию. Преподавала учебные дисциплины: Бюджетная система Украины, Статистика.
    #Кандидатские #Магистерские
    300 Выполненных работ
    Дарья С. Томский государственный университет 2010, Юридический, в...
    4.8 (13 отзывов)
    Практикую гражданское, семейное право. Преподаю указанные дисциплины в ВУЗе. Выполняла работы на заказ в течение двух лет. Обучалась в аспирантуре, подготовила диссерт... Читать все
    Практикую гражданское, семейное право. Преподаю указанные дисциплины в ВУЗе. Выполняла работы на заказ в течение двух лет. Обучалась в аспирантуре, подготовила диссертационное исследование, которое сейчас находится на рассмотрении в совете.
    #Кандидатские #Магистерские
    18 Выполненных работ
    Ксения М. Курганский Государственный Университет 2009, Юридический...
    4.8 (105 отзывов)
    Работаю только по книгам, учебникам, статьям и диссертациям. Никогда не использую технические способы поднятия оригинальности. Только авторские работы. Стараюсь учитыв... Читать все
    Работаю только по книгам, учебникам, статьям и диссертациям. Никогда не использую технические способы поднятия оригинальности. Только авторские работы. Стараюсь учитывать все требования и пожелания.
    #Кандидатские #Магистерские
    213 Выполненных работ
    Татьяна С. кандидат наук
    4.9 (298 отзывов)
    Большой опыт работы. Кандидаты химических, биологических, технических, экономических, юридических, философских наук. Участие в НИОКР, Только актуальная литература (пос... Читать все
    Большой опыт работы. Кандидаты химических, биологических, технических, экономических, юридических, философских наук. Участие в НИОКР, Только актуальная литература (поставки напрямую с издательств), доступ к библиотеке диссертаций РГБ
    #Кандидатские #Магистерские
    551 Выполненная работа
    Шиленок В. КГМУ 2017, Лечебный , выпускник
    5 (20 отзывов)
    Здравствуйте) Имею сертификат специалиста (врач-лечебник). На данный момент являюсь ординатором(терапия, кардио), одновременно работаю диагностом. Занимаюсь диссертац... Читать все
    Здравствуйте) Имею сертификат специалиста (врач-лечебник). На данный момент являюсь ординатором(терапия, кардио), одновременно работаю диагностом. Занимаюсь диссертационной работ. Помогу в медицинских науках и прикладных (хим,био,эколог)
    #Кандидатские #Магистерские
    13 Выполненных работ
    Кормчий В.
    4.3 (248 отзывов)
    Специализация: диссертации; дипломные и курсовые работы; научные статьи.
    Специализация: диссертации; дипломные и курсовые работы; научные статьи.
    #Кандидатские #Магистерские
    335 Выполненных работ
    Егор В. кандидат наук, доцент
    5 (428 отзывов)
    Здравствуйте. Занимаюсь выполнением работ более 14 лет. Очень большой опыт. Более 400 успешно защищенных дипломов и диссертаций. Берусь только со 100% уверенностью. Ск... Читать все
    Здравствуйте. Занимаюсь выполнением работ более 14 лет. Очень большой опыт. Более 400 успешно защищенных дипломов и диссертаций. Берусь только со 100% уверенностью. Скорее всего Ваш заказ будет выполнен раньше срока.
    #Кандидатские #Магистерские
    694 Выполненных работы

    Другие учебные работы по предмету

    Секьюритизация инфраструктурных проектов
    📅 2019год
    🏢 Санкт-Петербургский государственный университет
    Отдельные вопросы признания иностранного судебного решения
    📅 2021год
    🏢 Санкт-Петербургский государственный университет
    Фальсификация доказательств по уголовному делу
    📅 2019год
    🏢 Санкт-Петербургский государственный университет
    Раздел имущества супругов
    📅 2019год
    🏢 Санкт-Петербургский государственный университет