Конфигурация городских маршрутов как фактор формирования транспортных практик «компьютеров» (на примере Санкт-Петербурга и Шанхая)

Иванова Анастасия Олеговна
Бесплатно
В избранное
Работа доступна по лицензии Creative Commons:«Attribution» 4.0

В работе исследованы практики коммьютеров, проживающих в агломерациях Санкт-Петербурга и Шанхая. В ходе работы было исследовано 14 кейсов, взято 14 глубинных полуструктурированных интервью. Информанты были поделены на группы по двум критериям : город проживания (агломерация Санкт-Петербурга или Шанхая) и количество маршрутов (большое или маленькое). Было выявлено, что практики коммьютеров зависят как от конфигурации маршрутов общественного транспорта, так и от других факторов, среди которых: расстояние от места проживания до ядра агломерации, режим работы транспорта, предыдущий опыт поездок, уровень информированности о транспортных маршрутах и личные предпочтения. Жители агломерации Шанхая чаще комбинируют поездки на общественном транспорте с поездками на такси и службами велопроката, в то время как жители Санкт-Петербурга чаще используют либо только маршрутный транспорт, либо службы такси или велопроката, почти не комбинируя их в одной поездке. Жители, проживающие в городах с маленьким количеством маршрутов транспорта чаще используют практики, направленные на минимизацию времени в пути и комфортную поездку, в то время как жители городов с большим числом маршрутом наряду с этими практиками используют практики построения маршрута с целью уменьшить число пересадок и минимизировать финансовые затраты.

Актуальность исследования.
В последние десятилетия набирают обороты исследования городов и транспорта. Большое число людей использует общественный транспорт каждый день, многие города стремительно растут и развиваются. В современных исследованиях транспорта в центре внимания оказываются прикладные градостроительные теории, исследуются пассажиропотоки, большое внимание уделяется техническим характеристикам транспорта.На сегодняшний день в методологии исследований в области транспорта можно выделить два ключевых направления, в логике которых осуществляются большинство прикладных исследований. «Управленческое» направление ставит своей задачей решение управленческих задач. «Академическое» направление проявляется в произошедшем в начале ХХI века так называемом «повороте к мобильностям» в современной социологической теории. Предметом исследований всё чаще становятся многочисленные образцы протекания мобильных практик, их специфика, особенности и последствия. Причем в понятие «мобильности» включена не только телесная подвижность, но и воображаемые путешествия, перемещения образов, движение информации и материальных объектов (Urry, 2010: 348). Мобильность оказывается основой современного образа жизни, трансформируя «социальное как общество» в «социальное как мобильность». Изменение и разнообразие сложных паттернов социальной активности людей является необычным отправным пунктом в изучении их транспортного поведения.В данном исследовании был выбран несколько иной ракурс:была поставлена цель узнать, каким образом конфигурация городских и пригородных маршрутов влияет на транспортные практики коммьютеров – людей, которыерегулярно совершают поездки в соседний город, в котором работают или учатся. В данном исследовании описаны и проанализированы способы, которыми конфигурация городских маршрутов влияет на транспортные практики коммьютеров.Были изучены транспортные практики жителей, живущих в разных поясах агломерации. Было проведено сравнение, показывающее, насколько отличаются практики коммьютеров, проживающих в агломерации Санкт-Петербурга и агломерации Шанхая.
Уникальность данного исследования состоит в том, что было проведено сравнение между транспортными практиками жителей агломерации Санкт-Петербурга и транспортными практиками жителей агломерации Шанхая.
Объектом исследованияявляютсяпрактики коммьютеров, проживающих в агломерациях Санкт-Петербурга и Шанхая.
Предмет исследования–влияние конфигурации городских маршрутов общественного транспорта в агломерации Санкт-Петербурга и агломерации Шанхая на практики коммьютеров.
Основная гипотеза–жители, проживающие в агломерации Санкт-Петербурга и в агломерации Шанхая используют различные стратегии при планировании своих перемещений, выборе своего маршрута и вида общественного транспорта. Практики, в которые они вовлечены, зависят как от пояса агломерации, в которой они проживают, так и от конфигурации городских маршрутов.
Цель исследования – изучитькак трансфигурация городских маршрутов влияет на выбор маршрута коммьютеров, проживающих в Санкт-Петербургской городской агломерации и Шанхайской городской агломерации.
Достижения поставленной цели потребовало решения следующих ключевых задач:
– изучить способы, которые используют респонденты для перемещения внутри города и по агломерации, составить картину о достоинствах и недостатках различных видов транспорта, узнать о приоритетных видах транспорта для жителей различных городов.
– выявить, как проживание в том или иномгороде влияет на повседневные практики людей и на их видение города и роль транспорта в их жизни.
– определить, насколько важным является фактор места жительства при формировании транспортных практик
– изучить, проанализировать и классифицировать транспортные практики жителей Санкт-Петербурга и Шанхая.
-выработать ряд рекомендаций для центра транспортного планирования Санкт-Петербурга.
Теоретическую базу исследования составили труды по городским исследованиям и исследованиям общественного транспорта В. Вучика, Е. Трубиной, Дж. Урри. Также были изучены фундаментальные труды по социальным практикам Гофмана, Штомпки, Шюца, Элиаса, Гидденса, Ильина, Хабермаса.
Эмпирическая база исследования.
В исследовании была реализована качественная стратегия. Были проведены интервью с жителями городской агломерации Санкт-Петербурга (Колпино, Волосово, Кировск, Тосно, Гатчина) и Шанхая (Суджоу, Чонминг, Соньян, Линьян, Цзядин).
Изучались кейсы четырнадцатикоммьютеров. Они выбирались из совокупности коммьютеров, регулярно использующих транспорт на протяжении минимум 3 лет. В каждой городской агломерации были выбраны информанты, проживающие в разных поясах агломерации, на разном расстоянии от ядра агломерации и в разных направлениях. В каждом районе были определены наиболее густонаселённые кварталы и были выбраны информанты из этих кварталов. Анализ данных осуществлялсяпо следующему сценарию: были выявлены существенные тематические категории («выбор маршрута», «район проживания», «безопасная поездка», «любимый вид транспорта», «отношение к метрополитену», «факторы выбора транспорта», «комфортная поездка», «поведение в транспорте», «ожидания от транспорта», «близость к метро» и т.д.), которые в процессе анализа наполнялись смыслами, иллюстрировались цитатами, концептуализировались.
Практическая значимость исследования – состоит в том, что полученные результаты могут быть использованы для дальнейшего анализа практик использования общественного транспорта в агломерациях и самого феномена коммьютера. Результаты исследования будут переданы в Центр транспортного планирования Санкт-Петербурга.
Методика изучения маршрутов состояла из трёх частей. Первая часть проходила после получения согласия информанта на интервью, но до самого интервью перед каждым интервью были изучены маршруты транспорта, проходящие в месте проживания информанта. Была собрана информация, показывающая, какие виды транспорта существуют в городе проживания информанта, как осуществляется транспортная связь с ядром агломерации. Вторая часть состояла из непосредственного интервью. Третья часть состояла из более подробного изучения системы общественного транспорта уже после интервью.

Антонюк В.С., Эрлих Г.В. Инфраструктурная обеспеченность как фактор экономического развития региона. Вестник Тульского Государственного Университета, т.11, вып. 116
Белоусов Ю.Н. Маршрутка на городской территории: развенчание мифов //Транспорт Российской Федерации. 2010. №5(30). С.50-52
Бергер, П., Лукман, Т. (1995) Социальное конструирование реальности: трактат по социологии знания. М. : МЕДИУМ.
Бизюков П.В., Савельев Е.Б. Метод структурированного наблюдения при оценке работы городского транспорта// Социологические исследования. № 1, 1991. С. 88-89.
Бурдье, П. (1994) Начала. Chosesdites / пер. с фр. Н. А. Шматко. М. :SocioLogos.
Бурдье, П. (2001) Практический смысл / пер. с фр. А. Т. Бикбова, К. Д. Вознесенской, С. Н. Зенкина, Н. А. Шматко ; общ.ред. и послесл. Н. А. Шматко. СПб. : Алетейя.
Вагин В.В. Русский провинциальный город: ключевые элементы жизнеустройства//Мир России. №4, 1997. С.53-88.

Заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 5 000 ₽

Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

    Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных и с правилами пользования Платформой

    Последние выполненные заказы

    Хочешь уникальную работу?

    Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!

    Катерина В. преподаватель, кандидат наук
    4.6 (30 отзывов)
    Преподаватель одного из лучших ВУЗов страны, научный работник, редактор научного журнала, общественный деятель. Пишу все виды работ - от эссе до докторской диссертации... Читать все
    Преподаватель одного из лучших ВУЗов страны, научный работник, редактор научного журнала, общественный деятель. Пишу все виды работ - от эссе до докторской диссертации. Опыт работы 7 лет. Всегда на связи и готова прийти на помощь. Вместе удовлетворим самого требовательного научного руководителя. Возможно полное сопровождение: от статуса студента до получения научной степени.
    #Кандидатские #Магистерские
    47 Выполненных работ
    Шагали Е. УрГЭУ 2007, Экономика, преподаватель
    4.4 (59 отзывов)
    Серьезно отношусь к тренировке собственного интеллекта, поэтому постоянно учусь сама и с удовольствием пишу для других. За 15 лет работы выполнила более 600 дипломов и... Читать все
    Серьезно отношусь к тренировке собственного интеллекта, поэтому постоянно учусь сама и с удовольствием пишу для других. За 15 лет работы выполнила более 600 дипломов и диссертаций, Есть любимые темы - они дешевле обойдутся, ибо в радость)
    #Кандидатские #Магистерские
    76 Выполненных работ
    Анна Н. Государственный университет управления 2021, Экономика и ...
    0 (13 отзывов)
    Закончила ГУУ с отличием "Бухгалтерский учет, анализ и аудит". Выполнить разные работы: от рефератов до диссертаций. Также пишу доклады, делаю презентации, повышаю уни... Читать все
    Закончила ГУУ с отличием "Бухгалтерский учет, анализ и аудит". Выполнить разные работы: от рефератов до диссертаций. Также пишу доклады, делаю презентации, повышаю уникальности с нуля. Все работы оформляю в соответствии с ГОСТ.
    #Кандидатские #Магистерские
    0 Выполненных работ
    Ксения М. Курганский Государственный Университет 2009, Юридический...
    4.8 (105 отзывов)
    Работаю только по книгам, учебникам, статьям и диссертациям. Никогда не использую технические способы поднятия оригинальности. Только авторские работы. Стараюсь учитыв... Читать все
    Работаю только по книгам, учебникам, статьям и диссертациям. Никогда не использую технические способы поднятия оригинальности. Только авторские работы. Стараюсь учитывать все требования и пожелания.
    #Кандидатские #Магистерские
    213 Выполненных работ
    AleksandrAvdiev Южный федеральный университет, 2010, преподаватель, канд...
    4.1 (20 отзывов)
    Пишу качественные выпускные квалификационные работы и магистерские диссертации. Опыт написания работ - более восьми лет. Всегда на связи.
    Пишу качественные выпускные квалификационные работы и магистерские диссертации. Опыт написания работ - более восьми лет. Всегда на связи.
    #Кандидатские #Магистерские
    28 Выполненных работ
    Мария Б. преподаватель, кандидат наук
    5 (22 отзыва)
    Окончила специалитет по направлению "Прикладная информатика в экономике", магистратуру по направлению "Торговое дело". Защитила кандидатскую диссертацию по специальнос... Читать все
    Окончила специалитет по направлению "Прикладная информатика в экономике", магистратуру по направлению "Торговое дело". Защитила кандидатскую диссертацию по специальности "Экономика и управление народным хозяйством". Автор научных статей.
    #Кандидатские #Магистерские
    37 Выполненных работ
    Кирилл Ч. ИНЖЭКОН 2010, экономика и управление на предприятии транс...
    4.9 (343 отзыва)
    Работы пишу, начиная с 2000 года. Огромный опыт и знания в области экономики. Закончил школу с золотой медалью. Два высших образования (техническое и экономическое). С... Читать все
    Работы пишу, начиная с 2000 года. Огромный опыт и знания в области экономики. Закончил школу с золотой медалью. Два высших образования (техническое и экономическое). Сейчас пишу диссертацию на соискание степени кандидата экономических наук.
    #Кандидатские #Магистерские
    692 Выполненных работы
    Мария А. кандидат наук
    4.7 (18 отзывов)
    Мне нравится изучать все новое, постоянно развиваюсь. Могу написать и диссертацию и кандидатскую. Есть опыт в различных сфера деятельности (туризм, экономика, бухучет... Читать все
    Мне нравится изучать все новое, постоянно развиваюсь. Могу написать и диссертацию и кандидатскую. Есть опыт в различных сфера деятельности (туризм, экономика, бухучет, реклама, журналистика, педагогика, право)
    #Кандидатские #Магистерские
    39 Выполненных работ
    Кормчий В.
    4.3 (248 отзывов)
    Специализация: диссертации; дипломные и курсовые работы; научные статьи.
    Специализация: диссертации; дипломные и курсовые работы; научные статьи.
    #Кандидатские #Магистерские
    335 Выполненных работ

    Другие учебные работы по предмету

    Социальные факторы стабильности китайского общества
    📅 2020год
    🏢 Санкт-Петербургский государственный университет
    Экономика одиночества в Китае и России: социологический анализ
    📅 2020год
    🏢 Санкт-Петербургский государственный университет
    Формирование финансовой культуры домохозяйств в России и Китае
    📅 2020год
    🏢 Санкт-Петербургский государственный университет