Правовое регулирование предпринимательской деятельности в особых экономических зонах в Российской Федерации
Цель: анализ форм и методов правового регулирования общественных отношений, которые регламентируют предпринимательскую деятельность в особых экономических зонах (ОЭЗ), выявление на основе данного анализа пробелов в правовом регулировании. Задачи: – Анализ понятия «особая экономическая зона». – Изучение правового регулирования создания, функционирования и прекращения ОЭЗ в Российской Федерации и правового положения субъектов ОЭЗ. – Исследование особого правового режима осуществления предпринимательской деятельности в ОЭЗ, который включает в себя нормативно-правовой, организационно-правовой, договорно-правовой, охранительный режим предпринимательской деятельности в ОЭЗ. Выводы: – Особый правовой режим осуществления предпринимательской деятельности в ОЭЗ представляет собой совокупность преференций и ограничений, устанавливаемых для резидентов ОЭЗ. – В настоящее время существует ряд проблем, связанных как с функционированием ОЭЗ, так и с регламентацией правового положения субъектов ОЭЗ. – Вопросы, связанные с соглашением об осуществлении деятельности в ОЭЗ требуют наиболее пристального внимания со стороны законодателя. В частности, это вопросы, связанные с компенсациями при досрочном прекращении соглашения, правовой природой соглашения и арбитрабельностью.
Особые экономические зоны (далее – ОЭЗ) или, как их называют в некоторых странах – свободные экономические зоны, являются одним из способов налаживания внешнеэкономических связей и повышения роли государства на мировой арене.
Их особенностью является то, что ОЭЗ не свойственны только развитым странам, они активно создаются и в развивающихся странах. Это обуславливает их существенную роль в экономическом развитии конкретной страны или даже определенного региона внутри отдельного государства.
Именно ОЭЗ позволяют наиболее эффективно обеспечить толчок к преобразованиям на определенных территориях, реанимировать неблагоприятные с экономической точки зрения регионы.
С другой стороны, организация ОЭЗ на территории с развитыми экономическими связями позволяет получить новый приток ресурсов и капитала, создать необходимые условия для дальнейшего стабильного процветания и упрочнения внешнеэкономических связей.
Институт ОЭЗ стал новым для российского законодателя и российской экономики в целом. В связи с этим актуальным является вопрос четкой регламентации функционирования ОЭЗ в Российской Федерации. Необходима детальная проработка всех аспектов их деятельности, недопустимо копирование иностранного опыта создания ОЭЗ.
Таким образом, тема исследования приобретает особую актуальность на современном этапе развития законодательства об ОЭЗ. Данные зоны созданы на территории Российской Федерации несколько лет назад, однако они до сих пор являются объектом пристального изучения со стороны исследователей.
Особую важность при этом приобретают вопросы, связанные с правовым регулированием предпринимательской деятельности в ОЭЗ. Резидент ОЭЗ, осуществляющий предпринимательскую деятельность, представляет собой главный элемент данного явления.
Объектом исследования является правовой режим предпринимательской деятельности в ОЭЗ. Предметом исследования выступают те формы и методы правового регулирования общественных отношений, которые регламентируют предпринимательскую деятельность в ОЭЗ.
Первая глава работы посвящена общим вопросам функционирования ОЭЗ в Российской Федерации.
В первом параграфе раскрываются основные понятия, используемые в законодательстве об ОЭЗ, дается краткая характеристика нормативно-правовых актов, регламентирующих функционирование ОЭЗ, а также представляется анализ современного этапа развития ОЭЗ.
Второй параграф посвящен особенностям создания, действия и прекращения ОЭЗ в Российской Федерации. Автор раскрывает основные методы создания ОЭЗ, изучает сложившуюся практику, связанную с организационными вопросами функционирования ОЭЗ.
В третьем параграфе дается краткая характеристика субъектов, осуществляющих деятельность, связанную с ОЭЗ. Рассматриваются их основные функции и задачи, выявляются пробелы в законодательстве об ОЭЗ, связанные с регламентацией полномочий указанных субъектов.
Вторая глава посвящена вопросам правового регулирования предпринимательской деятельности субъектов, являющихся резидентами ОЭЗ. Правовое регулирование в рассматриваемой сфере осуществляется путем установления на территории ОЭЗ особого режима осуществления предпринимательской деятельности, что нашло свое отражение в наименовании данной главы.
Первый параграф раскрывает понятие «особый правовой режим осуществления предпринимательской деятельности в ОЭЗ». Для этих целей автор анализирует содержание таких понятий, как «правовой режим», «правовой режим предпринимательства». Выделяются четыре режима, составляющие особый правовой режим осуществления предпринимательской деятельности в ОЭЗ: нормативно-правовой режим, организационно-правовой режим, договорно-правовой режим и охранительный режим.
Второй параграф посвящен нормативно-правовому режиму осуществления предпринимательской деятельности в ОЭЗ. В нем раскрываются средства регулятивного воздействия, которые закреплены в нормативно-правовых актах об ОЭЗ, такие как запреты, дозволения и обязывания, связанные с предпринимательской деятельностью в ОЭЗ.
В третьем параграфе рассматривается специфика организационно-правового режима деятельности резидентов ОЭЗ. Автор анализирует различные льготы, особое таможенное и налоговое регулирование. Значительное внимание уделяется вопросам правоприменения указанные преференций.
Четвертый параграф раскрывает особенности договорно-правового режима осуществления предпринимательской деятельности в ОЭЗ. Автор изучает основные характеристики соглашения об осуществлении промышленно-производственной, технико-внедренческой, туристско-рекреационной деятельности или деятельности в портовой ОЭЗ.
Пятый параграф посвящен охранительному режиму осуществления деятельности в ОЭЗ, который заключается в предоставлении со стороны государства определенных мер, направленных на стимулирование и защиту деятельности резидентов в ОЭЗ. Такими мерами являются гарантии осуществления предпринимательской деятельности в ОЭЗ и контроль за осуществлением данной деятельности.
В заключении подводятся итоги исследования в рамках выпускной квалификационной работы. Автор выделяет основные проблемы правового регулирования предпринимательской деятельности в ОЭЗ, формулирует выводы и предложения по совершенствованию законодательства об ОЭЗ.
По результатам исследования можно сделать вывод о том, что правовое регулирование предпринимательской деятельности в ОЭЗ с одной стороны характеризуется установлением значительного числа льгот и преимуществ для резидентов ОЭЗ – лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность на территории ОЭЗ, а с другой стороны, значительно ограничивает свободу такой деятельности.
Совокупность таких преференций и ограничений составляет особый правовой режим осуществления предпринимательской деятельности в ОЭЗ. Его установление происходит при заключении соглашения об осуществлении деятельности в ОЭЗ, которым регламентируется долгосрочный порядок взаимодействия субъектов ОЭЗ.
Особый правовой режим осуществления предпринимательской деятельности в ОЭЗ регулируется Законом об ОЭЗ, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации и иными принимаемыми в соответствии с ними нормативно-правовыми актами.
Помимо этого, при регулировании предпринимательской деятельности в ОЭЗ применяются нормы Налогового и Таможенного кодекса Российской Федерации.
По результатам анализа норм законодательства об ОЭЗ и судебной практики, был выявлен ряд проблем, которые требуют решения.
Критерии создания ОЭЗ, которые действуют в настоящее время, не отвечают целям стимулирования развития отдельных регионов, не решают проблему экономического неравенства субъектов Российской Федерации и требуют корректировки.
Требуется дальнейшее совершенствование подходов к созданию ОЭЗ, анализу необходимости и целесообразности их создания. Досрочное прекращение существования в 2016 году сразу 8 ОЭЗ наглядно демонстрирует несовершенство в регулировании законодателем данного процесса.
Нормы Закона об ОЭЗ о лицах, которые могут осуществлять предпринимательскую деятельность на территории ОЭЗ, не являясь при этом резидентами ОЭЗ, необходимо дополнить положениями, касающимися предпринимательской деятельности некоммерческих организаций.
Наблюдательный совет ОЭЗ необходимо наделить полномочиями, которые позволили бы ему осуществлять реальное, а не номинальное воздействие на регулирование предпринимательской деятельности в ОЭЗ. Кроме этого в Законе об ОЭЗ должен быть четко прописан перечень лиц, которые могут входить в наблюдательный совет ОЭЗ.
Требуется расширение перечня предпринимательской деятельности, которую могут осуществлять резиденты ОЭЗ.
Необходимо изменить положения, касающиеся нормативно-правового режима осуществления предпринимательской деятельности в ОЭЗ, о возможности размещения жилищного фонда на территории ОЭЗ.
Нормы Закона об ОЭЗ, касающиеся таможенного режима свободной таможенной зоны должны предусматривать возможность применения такого режима в отдельных случаях и на территории ОЭЗ туристско-рекреационного типа.
Значительной корректировки требуют нормы, касающиеся порядка проведения проверок на территории ОЭЗ, в частности, необходимо увеличить продолжительность проведения плановых и внеплановых проверок.
Вопросы, связанные с соглашением об осуществлении деятельности в ОЭЗ требуют наиболее пристального внимания со стороны законодателя. В частности:
при расторжении соглашения ввиду досрочного прекращения существования ОЭЗ, резиденту должна быть обеспечена компенсация на основе действующего гражданского законодательства;
в Законе об ОЭЗ должна быть четко прописана природа данного соглашения;
необходимо решить вопрос об арбитрабельности споров, вытекающих из соглашения об осуществлении деятельности в ОЭЗ;
порядок разрешения споров между субъектами ОЭЗ требует дальнейшего совершенствования.
Нормативно-правовые акты и иные официальные документы
Соглашение по вопросам свободных (специальных, особых) экономических зон на таможенной территории Таможенного союза и таможенной процедуры свободной таможенной зоны : Бюллетень международных договоров. – 2012. – №7.
Международная конвенция по упрощению и гармонизации таможенных процедур (заключена в Киото 18.05.1973 г.) // Собр. законодательства Рос. Федерации. – 2011. – № 32. – Ст. 4810.
Конституция Российской Федерации : принята всенародным голосованием 12.12.1993 г. // Собр. законодательства Рос. Федерации. – 2014. – № 31. – Ст. 4398.
Земельный кодекс Российской Федерации от 25 окт. 2001 г. № 136-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. – 2001. – № 44. – Ст. 4147.
Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31 июля 1998 г. № 146-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. – 1998. – № 31. – Ст. 3824.
Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05 авг. 2000 г. № 117-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. – 2000. – № 32. – Ст. 3340.
Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26 янв. 1996 г. № 14-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. – 1996. – № 5. – Ст. 410.
Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30 нояб. 1994 г. № 51-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. – 1994. – № 32. – Ст. 3301.
О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации : федер. закон от 13 июля 2015 г. № 224-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. – 2015. – № 29. – Ч. I. – Ст. 4350
О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации : федер. закон от 29 дек. 2014 г. № 473-ФЗ // Собр. Законодательства Рос. Федерации. – 2015. – № 1. – Ч. I. – Ст. 26.
О развитии Республики Крым и города федерального значения Севастополя и свободной экономической зоне на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя : федер. закон от 29 нояб. 2014 г. № 377-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. – 2014. – № 48. – Ст. 6658.
О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в части стимулирования реализации региональных инвестиционных проектов на территориях Дальневосточного федерального округа и отдельных субъектов Российской Федерации : федер. закон от 30 сент. 2013 г. № 267-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. – 2013. – № 40. – Ч. III. – Ст. 5037.
О зонах территориального развития в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации : федер. закон от 03 дек. 2011 г. № 392-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. – 2011. – № 49. – Ч. V. – Ст. 7070.
О внесении изменений в Федеральный закон «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации : федер. закон от 30 нояб. 2011 г. № 365-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. – 2011. – № 49. – Ст. 7043.
О внесении изменений в Федеральный закон «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» и статью 33 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» : федер. закон от 16 окт. 2010 г. № 272-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. – 2010. – № 42. – Ст. 5294.
Об инновационном центре «Сколково» : федер. закон. 28 сент. 2010 г. № 244-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. – 2010. – № 40. – Ст. 4970.
Об особых экономических зонах в Российской Федерации : федер. закон от 22 июля 2005 г. № 116-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. – 2005. – № 30. – Ч. II. – Ст. 3127.
О концессионных соглашениях : федер. закон от 21 июля 2005 г. № 115-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. – 2005. – № 30. – Ч. II. – Ст. 3126
Вопросы Министерства экономического развития Российской Федерации : указ Президента Рос. Федерации от 05 окт. 2009 г. № 1107 // Собр. законодательства Рос. Федерации. – 2009. – № 41. – Ст. 4731.
О некоторых мерах по развитию свободных экономических зон на территории России : Указ Президента Рос. Федерации от 4 июня 1992 г. № 548 // Собр. Законодательства Рос. Федерации . – 2003. – № 50. – Ст. 4850
Об утверждении Концепции развития острова Русский : распоряж. Правительства Рос. Федерации от 30 мая 2017 № 1134-р // Собр. законодательства Рос. Федерации. – 2017. – № 24. – Ст. 3544.
О внесении изменений в критерии создания особой экономической зоны : постановление Правительства Рос. Федерации от 10 мая 2017 г. № 552 // Собр. законодательства Рос. Федерации. – 2017. – № 21. – Ст. 3005.
О признании утратившим силу пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 20 апреля 2015 г. № 372 : постановление Правительства Рос. Федерации от 25 янв. 2017 г. № 69 // Собр. законодательства Рос. Федерации. – 2017. – № 5. – Ст. 814.
О досрочном прекращении существования особых экономических зон : постановление Правительства Рос. Федерации от 28 сент. 2016 г. № 978 // Собр. законодательства Рос. Федерации. – 2016. – № 41. – Ст. 5826.
О создании на территории муниципального образования «Конаковский район» Тверской области особой экономической зоны туристско-рекреационного типа : постановление Правительства Рос. Федерации от 20 апр. 2015 г. № 372 // Собр. законодательства Рос. Федерации. – 2015. № 17. – Ч. IV. – Ст. – 2566.
Об утверждении критериев создания особой экономической зоны// Постановление Правительства Рос. Федерации от 26 апр. 2012 г. № 398 // Собр. законодательства Рос. Федерации. – 2012. – № 19. – Ст. 2423.
О Министерстве экономического развития Российской Федерации : постановление Правительства Рос. Федерации от 05 июня 2008 г. № 437 // Собр. законодательства Рос. Федерации. – 2008. – № 24. – Ст. 2867.
Об утверждении критериев и методики оценки бизнес-плана экспертным советом по промышленно-производственным, технико-внедренческим, туристско-рекреационным или портовым особым экономическим зонам…[Электронный ресурс] : приказ Минэкономразвития России от 31 авг. 2016 г. № 560 // Официальный интернет-портал правовой информации. – Режим доступа : http://www.pravo.gov.ru.
Об утверждении порядка осуществления контроля за исполнением резидентом особой экономической зоны соглашения об осуществлении промышленно-производственной, технико-внедренческой, туристско-рекреационной деятельности или деятельности в портовой особой экономической зоне : приказ Минэкономразвития России от 23 авг. 2016 г. № 530 // Рос. газ. – 2016. – 5 окт.
Об утверждении перечня документов, подтверждающих право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов [Электронный ресурс] : приказ Минэкономразвития России от 12 янв. 2015 г. № 1. – СПС «КонсультантПлюс».
Об утверждении Административного регламента предоставления Министерством экономического развития Российской Федерации государственной услуги по выкупу земельных участков, расположенных в особой экономической зоне и находящихся в государственной или муниципальной собственности, под объектами недвижимости арендаторами земельных участков – собственниками созданных ими объектов недвижимости : приказ Минэкономразвития России от 24 окт. 2013 г. № 615 // Рос. газ. – 2014. – 10 янв.
Об утверждении Порядка оформления и подачи заявки на создание особой экономической зоны, в том числе перечня документов, прилагающихся к заявке : приказ Минэкономразвития России от 19 июля 2012 г. № 439 // Рос. газ. – 2012. – 15 авг.
О Порядке передачи отдельных полномочий по управлению особыми экономическими зонами управляющей компании : Приказ Минэкономразвития России от 06 апр. 2012 № 187 // Рос. газ. – 2012. – 28 мая.
Об утверждении Положения об экспертном совете особой экономической зоны : Приказ Минэкономразвития России от 23 марта 2012 г. № 145 // Рос. газ. – 2012. – 6 июля.
Об утверждении формы бизнес-плана, прилагаемого к заявке на заключение соглашения об осуществлении деятельности в портовой особой экономической зоне : приказ Минэкономразвития Рос. Федерации от 12 мар. 2011 г. № 101 // Рос. газ. – 2011. – 25 июня.
Об утверждении Положения о наблюдательном совете особой экономической зоны : приказ Минэкономразвития России от 20 окт. 2010 г. № 502 // Рос. газ. – 2010. – 24 нояб.
Об утверждении формы бизнес-плана, представляемого для заключения (изменения) соглашения об осуществлении туристско-рекреационной деятельности, и критериев отбора банков и иных кредитных организаций для подготовки заключения на бизнес-планы, представленные лицами, намеревающимися получить статус резидента туристско-рекреационной особой экономической зоны, либо резидентами туристско-рекреационной особой экономической зоны, намеревающимися изменить условия соглашения об осуществлении туристско-рекреационной деятельности : приказ Минэкономразвития России от 09 нояб. 2007 г. № 384 // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. – 2008. – № 4.
Об утверждении примерных форм Договоров аренды недвижимого имущества и земельных участков для обеспечения функционирования особых экономических зон : приказ Минэкономразвития России от 12 апр. 2006 г. № 95 // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. – 2006. – 19 июня. – № 25.
Об утверждении форм бизнес-планов, представляемых для заключения (изменения) соглашений о ведении промышленно-производственной (технико-внедренческой) деятельности, критериев отбора банков и иных кредитных организаций для подготовки заключения на бизнес-планы, критериев оценки бизнес-планов, проводимой Экспертным советом по технико-внедренческим особым экономическим зонам : приказ Минэкономразвития России от 23 марта 2006 г. № 75 // Рос. газ. – 2006. – 14 апр.
О применении налога на имущество организаций, в частности пункта 17 статьи 381 Налогового кодекса Рос. Федерации : письмо Министерства финансов Рос. Федерации от 28 февр. 2008 г. № 03-05-04-01/09. Документ опубликован не был. – СПС «Консультант Плюс».
О результатах контрольного мероприятия “Проверка деятельности акционерного общества “О” и юридических лиц, созданных для управления особыми экономическими зонами в субъектах Российской Федерации, в части, касающейся эффективности использования средств федерального бюджета, государственного имущества и иных средств при создании и функционировании особых экономических зон в Российской Федерации в 2014 – 2015 годах // Представление Счетной палаты Рос. Федерации в Министерстве экономического развития Рос. Федерации от 13 апр. 2016 г. № ПР 08-41/08-01. – Документ опубликован не был. – СПС «Консультант Плюс».
Пояснительная записка к проекту федерального закона № 231602-7 «О внесении изменений в статью 9 Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации : постановление Гос. Думы Фед. Совета от 27 мар. 2018 г. // Собр. законодательства Рос. Федерации. – 2018. – № 14. – Ст. 1932.
Об изменениях в Налоговом кодексе Российской Федерации, касающихся налогообложения имущества и применяющихся в т.ч. с 2018 года : письмо ФНС России от 30 нояб. 2017 г. № БС-4-21/24271@. – Документ опубликован не был. – СПС «Консультант Плюс».
О налоговых льготах : закон Санкт-Петербурга от 14 июля 1995 г. № 81- 11 // Вестник Законодательного Собрания Санкт-Петербурга. – 1995. – № 10.
Материалы судебной практики
Последние выполненные заказы
Хочешь уникальную работу?
Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!