Правовое регулирование применения упрощенной системы налогообложения индивидуальными предпринимателями
Выпускная квалификационная работа посвящена проблеме применения упрощенной системы налогообложения индивидуальными предпринимателями. В работе рассматривается понятие и сущность специальных налоговых режимов, анализируется зарубежный опыт установления специальных налоговых режимов для представителей малого бизнеса, описывается история становления и развития УСН в России. В рамках второй главы проводится сравнительная характеристика налогообложения индивидуального предпринимателя по общей системе налогообложения и в рамках УСН, а также рассматривается проблема наличия “двойного статуса” налогоплательщика – индивидуального предпринимателя. Третья глава работы посвящена анализу судебно-арбитражной практики разрешения налоговых споров, связанных с применением УСН.
Одним из приоритетных направлений современной налоговой политики в России является совершенствование специальных мер налогового регулирования, стимулирующих развитие перспективных отраслей и сфер экономики. Установление специальных налоговых режимов для субъектов предпринимательской деятельности представляется эффективным инструментом такого стимулирования. Грамотное правовое регулирование указанных режимов способно принести ощутимый экономический эффект как для хозяйствующих субъектов, так и для бюджетной системы РФ.
Особую роль в развитии экономического потенциала страны играет малый бизнес, который нуждается в особой поддержке со стороны государства, в том числе посредством грамотно выстроенной налоговой политики. Установление на территории России упрощенной системы налогообложения для малых организаций и индивидуальных предпринимателей (далее – ИП) свидетельствует о намерениях государства облегчить налоговое бремя указанных субъектов и упростить порядок исполнения ими своей налоговой обязанности, что в свою очередь способно увеличить предпринимательскую активность, повысить уровень доверия к государству, а также избежать различного рода налоговых злоупотреблений и незаконного уклонения от уплаты налогов.
Целью данной работы является выявление и анализ особенностей правового регулирования применения специального налогового режима «Упрощенная система налогообложения» индивидуальными предпринимателями. Стоит отметить, что в Российской Федерации налогообложение доходов индивидуальных предпринимателей по общей системе налогообложения существенно отличается от налогообложения организаций, тогда как упрощенная система налогообложения в основном содержит единые правила ее применения, как для индивидуальных предпринимателей, так и для юридических лиц. Анализ законодательства зарубежных стран показал, что в ряде государств налогообложение индивидуальных предпринимателей и организаций имеет единое регулирование не только в рамках специальных налоговых режимов, но и по общей системе налогообложения. Учитывая данное обстоятельство, необходимо отметить, что в большинстве нормативных актов зарубежных стран и литературных источников, посвященных изучению иностранного опыта, используемых в данной работе, не проводится четкого разграничения между индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, как субъектами налогообложения.
Для достижения заявленной цели данной работы были поставлены следующие задачи:
анализ понятия «специальный налоговый режим»;
выявление отличительных особенностей специальных налоговых режимов от общего режима налогообложения;
рассмотрение основных элементов специальных налоговых режимов;
анализ зарубежного опыта применения специальных налоговых режимов
выявление главных предпосылок к возникновению упрощенной системы налогообложения в России;
анализ истории развития и становления упрощенной системы налогообложения в России;
исследование основных особенностей налогообложения доходов индивидуальных предпринимателей по общей системе налогообложения;
рассмотрение основных элементов упрощенной системы налогообложения и выявление ее специфических черт;
изучение проблемы разграничения «двойного статуса» налогоплательщика – индивидуального предпринимателя;
анализ судебно-арбитражной практики применения упрощенной системы налогообложения индивидуальными предпринимателями.
В Налоговом кодексе РФ отсутствует определение специальных налоговых режимов. Законодатель ограничился перечислением их возможных элементов. В литературе специальные налоговые режимы определяют, как альтернативные общему налоговому режиму, представляющие собой совокупность правовых норм, устанавливающих изменение общего порядка возникновения и исполнения налоговых обязанностей и значительное его упрощение. Особое внимание обращается на те цели, ради достижения которых те или иные специальные налоговые режимы были установлены. В связи с тем, что использование специальных налоговых режимов, как правило, позволяет уменьшать совокупный размер уплачиваемых налогов и упрощает порядок исполнения налоговой обязанности, характер специальных налоговых режимов определяется как льготный. Несмотря на то, что специальные налоговые режимы имеют большое количество общих черт, каждый из них отличается друг от друга неоднородностью элементов налогообложения и специфическими целями. Между тем, выявление тех особенностей, которые присущи именно специальным налоговым режимам позволяет сделать вывод о том, что в налоговом законодательстве имеют место и иные системы налогообложения, включение которых в перечень, установленный ст. 18 НК РФ, представляется необходимым.
Анализ мирового опыта налогового стимулирования представителей малого бизнеса показал, что многие развитые страны не предусматривают для своих налогоплательщиков возможности применения специальных налоговых режимов, ограничиваясь лишь введением определенных льгот в рамках общей системы налогообложения. Широкое распространение специальные налоговые режимы получили в странах СНГ и некоторых европейских странах. Имея общие черты, правовое регулирование специальных налоговых режимов разных стран сильно различается, что объясняется разными целями их введения и особенностями экономической ситуации в стране.
В России одним из наиболее распространенных и популярных в применении специальных налоговых режимов является упрощенная система налогообложения, регулирование которой предусмотрено главой 26.2 НК РФ. Предпосылки к ее установлению в налоговом законодательстве России стали формироваться еще в 80-х годах прошлого столетия. УСН того времени сильно отличалась от современной упрощенной системы налогообложения и не пользовалась особой популярностью у налогоплательщиков. С тех пор правовое регулирование упрощенной системы налогообложения сильно изменилось, и сегодня УСН является одним из наиболее популярных налоговых режимов и важнейшим подспорьем развития предпринимательской деятельности в России.
Применение упрощенной системы налогообложения существенно облегчает налоговое бремя индивидуальных предпринимателей, освобождая их от исчисления и уплаты сразу нескольких налогов, позволяя сокращать общий объем налоговых отчислений и упрощая порядок ведения учета и предоставления отчетности. Однако, упрощенная система налогообложения применима только в отношении тех доходов индивидуального предпринимателя, которые получены им от осуществления предпринимательской деятельности. Сложность заключается в том, что являясь субъектом предпринимательской деятельности, индивидуальный предприниматель сохраняет за собой и статус налогоплательщика – физического лица, а, значит, вынужден разграничивать свои налоговые обязательства в соответствии с требованиями разных налоговых систем. Анализ правоприменительной и судебной практики показал, что такое разграничение зачастую вызывает споры между налогоплательщиками и налоговыми органами, что можно объяснить отсутствием в налоговом законодательстве проработанных критериев отнесения определенных доходов к доходам, полученным от предпринимательской деятельности.
Отдельная глава настоящей работы посвящена выявлению проблем, возникающих при применении индивидуальными предпринимателями упрощенной системы налогообложения, путем анализа судебно-арбитражной практики. Сделан вывод о том, что большинство споров связано с неправильным пониманием и толкованием норм, регулирующих порядок применения УСН, налогоплательщиками и налоговыми органами. Отдельный параграф работы посвящен проблеме широкого распространения в практике получения индивидуальными предпринимателями необоснованной налоговой выгоды при применении упрощенной системы налогообложения. Анализ судебной практики показал, что налоговыми органами и судами выработан специальный набор критериев, которыми необходимо руководствоваться при определении степени добросовестности налогоплательщика – индивидуального предпринимателя для разрешения подобных споров.
Нормативно-правовые акты и иные официальные документы
Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть первая и вторая: текст с изм. и доп. на 20 февр. 2017 г. – М.: Проспект, 2017. – 1038с.
Налоговый кодекс Азербайджанской Республики [Электронный ресурс]: утвержден Законом Азербайджанской Республики от 11 июля 2000 года № 905-IQ. Доступ из информационной системы «Континент».
Налоговый кодекс Кыргызской Республики от 17 октября 2008 года № 230 [Электронный ресурс]: Доступ из информационной системы «Континент».
Налоговый кодекс Украины от 2 декабря 2010 года № 2755-VI [Электронный ресурс]: Доступ из информационной системы «Континент».
Налоговый кодекс Республики Беларусь (Особенная часть) от 29 декабря 2009 года № 71-З. [Электронный ресурс]: Доступ из информационной системы «Континент».
Об основах налоговой системы в РФ: закон РФ от 27 декабря 1991 г. № 2118-1 // Российская газета. – 1992. – № 56. – (утр. силу).
Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства: федер. закон от 29 декабря 1995 г. № 222-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. – 1996. – № 1. – Ст. 15. – (утр. силу).
Об индивидуальной трудовой деятельности: закон СССР от 19 ноября 1986 г. // Ведомости ВС СССР. – 1986. – № 47. – Ст. 964. – (утр. силу).
Об организационных мерах по развитию малого и среднего бизнеса в Российской Федерации: указ Президента РФ от 30 ноября 1992 г. № 1485 // Собрание актов Президента и Правительства РФ. -1992.- № 23. – ст. 1971. – (утр. силу).
О внесении изменений и дополнений в часть первую НК РФ: федер. закон от 09 июля 1999 г. № 154-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. – 1999. – № 28. – Ст. 3487.
О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации: федер. закон от 30 ноября 2016 г. № 401-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. – 2016. – № 49. – Ст. 6844
О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование: федер. закон от 3 июля 2016 г. № 243-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. – 2016. – № 27. – Ст. 4176
О государственной поддержке предпринимательства в Российской Федерации: федеральный закон РФ от 14 июня 1995г. № 88-ФЗ // СЗ РФ. – 1995. – № 25. – ст. 2343. – (утр. силу).
О кооперации в СССР: закон СССР от 26 мая 1988 г. № 8998-XI // Ведомости ВС СССР. – 1988. – № 22. – Ст. 355. – (утр. силу).
Об установлении на территории Санкт-Петербурга налоговой ставки для организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения: закон Санкт-Петербурга от 05 мая 2009 года № 185-36 [Электронный ресурс] // СПС «КонсультантПлюс»
О мерах по созданию и развитию малых предприятий: постановление Совмина СССР от 08 августа 1990 № 790 // СП СССР. – 1990. – № 19. – Ст. 101. – (утр. силу).
О некоторых изменениях в налогообложении и во взаимоотношениях бюджетов различных уровней: указ Президента РФ от 22 декабря 1993г. № 2270 // Собрание актов Президента и Правительства РФ. – № 52. – ст. 5076. – (утр. силу).
О порядке применения упрощенной системы налогообложения индивидуальными предпринимателями: письмо Мин. финансов России от 11 марта 2004 г. № 04-04-06/40 [Электронный ресурс] // СПС «КонсультантПлюс»
О предоставлении налоговых льгот налогоплательщикам, применяющим специальные налоговые режимы: письмо Мин. финансов России от 25 мая 2016 г. № 03-01-11/2977 [Электронный ресурс] // СПС «КонсультантПлюс»
Письмо Министерства финансов РФ от 13 июля 2016г. № 03-11-11/41133 [Электронный ресурс] // СПС «КонсультантПлюс»
Письмо Министерства финансов РФ от 12 июля 2016г. № 03-11-11/40882 [Электронный ресурс] // СПС «КонсультантПлюс»
Письмо Министерства финансов РФ от 31 мая 2016 г. № 03-08-13/31219 [Электронный ресурс] // СПС «КонсультантПлюс»
Письмо ФНС РФ от 12 мая 2016 г. № 3Н-3-17/2012@ [Электронный ресурс] // СПС «КонсультантПлюс»
Письмо Министерства финансов РФ от 16 февраля 2016 года № 03-11-11/8396
Письмо Министерства финансов РФ от 05 ноября 2013 г. № 03-11-11/47084 [Электронный ресурс] // СПС «КонсультантПлюс»
Письмо ФНС России от 10 октября 2012 г. № ЕД-4-3/17109@ [Электронный ресурс] // СПС «КонсультантПлюс»
Письмо Министерства финансов РФ от 04 мая 2009 г. № 03-11-06/2/76 [Электронный ресурс] // СПС «КонсультантПлюс»
Письмо Министерства финансов РФ от 05 марта 2012 г. № 03-11-11/67 [Электронный ресурс] // СПС «КонсультантПлюс»
Письмо Министерства финансов РФ от 03.08.2010 № 03-07-11/341 [Электронный ресурс] // СПС «КонсультантПлюс»
Письмо ФНС от 26.04.2011 № АС-4-3/6753 [Электронный ресурс] // СПС «КонсультантПлюс»
Письмо Министерства финансов РФ от 30.06.2016 № 03-04-05/38420 [Электронный ресурс] // СПС «КонсультантПлюс»
Приказ Министерства финансов РФ № 86Н, МНС России №БГ-3-04/420 от 13.08.2002 года [Электронный ресурс] // СПС «КонсультантПлюс»
Материалы судебной практики
Постановление АС Московского округа от 29 ноября 2016 г. по делу № А41-92205/2015 [Электронный ресурс] // СПС «КонсультантПлюс»
Постановление ФАС Уральского округа от 4 октября 2013 г. по делу № Ф09-10049/13 [Электронный ресурс] // СПС «КонсультантПлюс»
Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 03 ноября 2010 г. по делу № А33-2847/2010 [Электронный ресурс] // СПС «КонсультантПлюс»
Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 8 мая 2015 г. по делу № А78-10058/2014 [Электронный ресурс] // СПС КонсультантПлюс»
Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 8 сентября 2015 г. по делу № А11-6829/2014 [Электронный ресурс] // СПС «КонсультантПлюс»
Постановления ФАС Волго-Вятского округа от 14 июня 2016 г. по делу № А43-29348/2014 [Электронный ресурс] // СПС «КонсультантПлюс»
Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 24 июля 2015 г. по делу № А74-4527/2014 [Электронный ресурс] // СПС «КонсультантПлюс»
Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 21 июня 2013 г. по делу № А46-26663/2012 [Электронный ресурс] // СПС КонсультантПлюс»
Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 22 апреля 2016 г. по делу № А27-9464/2015 [Электронный ресурс] // СПС «КонсультантПлюс»
Постановление ФАС Дальневосточного округа от от 6 апреля 2012 г. № Ф03-802/2012 [Электронный ресурс] // СПС «КонсультантПлюс»
Определение ВС РФ от 27 марта 2015 г. № 309-КГ15-1507 [Электронный ресурс] // СПС «КонсультантПлюс»
Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 24 июля 2015 г. по делу № А74-4527/2014 [Электронный ресурс] // СПС «КонсультантПлюс»
Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 2 марта 2015 г. по делу № А70-4269/2014 [Электронный ресурс] // СПС «КонсультантПлюс»
Постановление ФАС Поволжского округа т 27 июля 2017 г. № Ф06-22590/2017 [Электронный ресурс] // СПС «КонсультантПлюс»
Постановление ФАС Поволжского округа от 8 ноября 2017 г. № Ф06-25957/2017 [Электронный ресурс] // СПС «КонсультантПлюс»
Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 14.09.2011 по делу № А27-15172/2010 [Электронный ресурс] // СПС «КонсультантПлюс»
Постановление ФАС Уральского округа от 01.09.2010 № Ф09-6147/10-С2 по делу № А76-44241/2009-39-19 [Электронный ресурс] // СПС «КонсультантПлюс»
Постановление Пленума ВАС РФ от 30.05.2014 № 33 [Электронный ресурс] // СПС «КонсультантПлюс»
Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 21.02.2006 № А58-3303/05-Ф02-384/06-С1; постановление ФАС Поволжского округа от 01.06.2006 по делу № А06-4643У/4-21/05; постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 16.11.2006 № Ф08-5887/2006-2451А по делу № А32-52738/2005-5/719
Постановление Президиума ВАС РФ от 14.02.2006 № 11670/05 по делу № А16-1432/2004-1[Электронный ресурс] // СПС «КонсультантПлюс»
Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 23.05.2007 по делу № А28-9827/2005-258/29 [Электронный ресурс] // СПС «КонсультантПлюс»
Постановление ФАС Дальневосточного округа от 18.07.2008 № Ф03-А04/08-2/1996 по делу № А04-8253/07-16/84 [Электронный ресурс] // СПС «КонсультантПлюс»
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 21.09.2017 № Ф09-5339/17 по делу № А76-26143/2016 [Электронный ресурс] // СПС «КонсультантПлюс»
Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.04.2014 № А56-63110/2013 [Электронный ресурс] // СПС «КонсультантПлюс»
Постановление Президиума ВАС РФ от 01.09.2009 № 17472/08 по делу № А41-К2-25787/04 [Электронный ресурс] // СПС «КонсультантПлюс»
Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.01.2017 № 17АП-19157/2016-АК по делу № А60-38874/2016 [Электронный ресурс] // СПС «КонсультантПлюс»
Определение ВС РФ от 14 сентября 2015 г. № 301-КГ15-5301 [Электронный ресурс] // СПС «КонсультантПлюс»
Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 28 сентября 2017 г. по делу № А67-9646/2016 [Электронный ресурс] // СПС «КонсультантПлюс»
Постановление ФАС Севрео-Кавказского округа от 10 ноября 2017 г. по делу № А53-5955/2017 [Электронный ресурс] // СПС «КонсультантПлюс»
Постановление Президиума ВАС РФ от 04.03.2014 № 17283/13 [Электронный ресурс] // СПС «КонсультантПлюс»
Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 9 февраля 2015 г. по делу № А31-13485/2013 [Электронный ресурс] // СПС «КонсультантПлюс»
Постановление Четвертого АС от 25.01.2017 по делу № А19-13979/2016 [Электронный ресурс] // СПС «КонсультантПлюс»
Определение ФАС Московского округа от 10 октября 2017 г. по делу № А40-20645/2017 [Электронный ресурс] // СПС «КонсультантПлюс»
Определение ВС РФ от 15 июня 2017г. №309-КГ17-68 [Электронный ресурс] // СПС «КонсультантПлюс»
Определение ВС от 20 января 2017 г. № 301-КГ16-16143 [Электронный ресурс] // СПС «КонсультантПлюс»
Решение ВАС РФ от 8 октября 2010 г. № ВАС-9939/10 [Электронный ресурс] // СПС «КонсультантПлюс»
Определение Верховного Суда РФ от 23.09.2015 N 306-КГ15-11736 по делу № А72-7355/2014 [Электронный ресурс] // СПС «КонсультантПлюс»
Последние выполненные заказы
Хочешь уникальную работу?
Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!