Совершенствование коммуникационных процессов в компании в условиях перехода к цифровой экономике
На современном этапе развития отечественной экономики происходит постепенное осознание руководством компаний роли коммуникаций в управлении организацией, что в значительной степени определяет актуальность проблемы формирования системы эффективных внутрикорпоративных и внешних коммуникаций компании. Организация должна регулярно совершенствовать систему коммуникационных процессов в целях поддержания уровня организационной стабильности, конкурентоспособности, а также для повышения скорости адаптации к изменениям внешней среды. Современный этап развития экономики диктует необходимость внедрения цифровых технологий в практику управления компаниями. В условиях перехода к цифровой экономике цифровые технологии выступают в качестве средства совершенствования экономической деятельности и отдельных процессов функционирования компаний. Цель выпускной квалификационной работы заключается в совершенствовании коммуникационных процессов компании при помощи цифровых методов для повышения эффективности ее функционирования. Автор систематизировал теоретические знания по вопросу совершенствования коммуникационных процессов предприятий отрасли IT в современных условиях цифровой экономики, выявил источники совершенствования коммуникационных процессов, в условиях цифровизации экономики. Основным практическим достижением, предлагаемого автором метода, является интеграция внутренних отношений и мотивации проектной команды в процессе адаптации Agile методологии с целью повышения эффективности работы, коммуникационной составляющей команды и ее самоорганизации. Также в рамках исследования выявлена сущность и роль коммуникационных процессов в управлении компанией, определены современные подходы к формированию коммуникационной системы предприятия, а также установлено какие из них в большей степени являются оптимальными для IT-индустрии, проанализированы цифровые методы совершенствования бизнес-процессов.
Актуальность работы. Проведение анализа управленческого процесса предполагает изучение таких функций организации, как планирование, организация, мотивация и контроль, где коммуникационный процесс и процесс принятия управленческих решений проходят красной нитью через все этапы, являясь связующим звеном в хозяйственной деятельности предприятия. Под коммуникацией понимается информационный обмен, в результате которого менеджер получает необходимую для принятия управленческих решений информацию, чтобы впоследствии спустить эти решения вниз, доведя их до сведения сотрудников компании. Одним из ключевых факторов, оказывающих непосредственное влияние на качество процессов принятия и практической реализации управленческих решений, является уровень эффективности коммуникационного процесса.
Любая организация должна постоянно совершенствовать систему коммуникационных процессов в целях поддержания уровня организационной стабильности, конкурентоспособности, а также для повышения скорости адаптации к изменениям внешней среды. На современном этапе развития отечественной экономики происходит постепенное осознание руководством компаний роли коммуникаций в управлении организацией, что в значительной степени определяет актуальность проблемы формирования системы эффективных внутрикорпоративных и внешних коммуникаций компании.
Современный этап развития экономики диктует необходимость внедрения цифровых технологий в практику управления компаниями. В условиях перехода к цифровой экономике цифровые технологии выступают в качестве средства совершенствования экономической деятельности и отдельных процессов функционирования компаний.
Совершенствование деятельности современных IT- организаций в условиях непредсказуемо развивающегося рынка – это необходимое условие успешного функционирования и устойчивого роста бизнес. Предприятием необходимо предпринимать различные тактические и стратегические действия для адаптации и развития, имеющихся бизнес-коммуникаций. В свою очередь, значимость коммуникаций в деятельности предприятия сложно переоценить, так как они являются основой роста и развития предприятия.
Бизнес находится сейчас в самом начале пути своей кардинальной трансформации и модернизации, предполагающих проведение принципиальных изменений в теории и практической реализации управленческих подходов на постоянной основе, что стало возможным вследствие успешной деятельности в сфере инноваций и в частности в области развития применения искусственного интеллекта. Благодаря использованию систем, базирующихся на применении технологии искусственного интеллекта, появляются возможности по осуществлению автоматизации и, соответственно, повышению эффективности различных процессов, а также выведению на качественно новый уровень взаимодействия людей и машин. Изменения традиционных моделей бизнес-процессов влекут за собой радикальное изменение всего процесса управленческой деятельности в организации наряду с изменением характера иных видов работ вследствие перемен в коммуникационной сфере, где осуществляется взаимодействие между организацией ее партнерами и потребителями, а также процесс внутренней коммуникации с сотрудниками организации, не говоря уже о коммуникации с использованием машин и технологий Industry 4.0. Таким образом актуальность выбранной нами темы исследования не вызывает никаких сомнений.
Цель выпускной квалификационной работы заключается в совершенствовании коммуникационных процессов компании при помощи цифровых методов для повышения эффективности ее функционирования.
Для достижения поставленной цели был определен ряд задач, в число которых входит:
Выявить сущность и роль коммуникационных процессов в компании.
Установить, как цифровая экономика способствует трансформации коммуникационных процессов.
Проанализировать коммуникационные процессы в контексте теории бизнес-процессов.
Выявить современные подходы к формированию коммуникационной системы предприятия, а также установить какие из них в большей степени являются оптимальными для IT-индустрии;
Определить наиболее эффективные цифровые методы совершенствования бизнес-процессов;
Проанализировать коммуникационные процессы ООО «Абсолют» и на основе полученных результатов разработать управленческое решение для их совершенствования;
Провести расчет экономической эффективности предложенных мероприятий и сформулировать рекомендации, для компаний анализируемой отрасли (IT, диджитал-маркетинг) по совершенствованию внутренних и внешних коммуникационных процессов.
Объектом исследования является коммуникационная система организации.
Предметом исследования выступают коммуникационные процессы в организации и их цифровизация.
Теоретическая и методическая основа исследования: научную основу исследования составляют учебные материалы, монографии, статьи отечественных и зарубежных авторов по проблемам совершенствования коммуникационных процессов и формировании эффективной системы коммуникаций. Теоретические аспекты коммуникационных процессов в системе управления организацией рассматриваются у зарубежных и отечественных авторов, таких как Р. Айзенберг, Ч. Бернард, Т.Н. Каликина, А.О. Конушкина, Т.В. Ковалева, Р.Г. Леонтьев, М. Мескон, П. Нивз, Т.М. Орлова, В.Е. Рева, И.В. Тоцкая, М.Г. Федотова, Ф.И. Шарков, К. Ясперс и др.
Методами исследования являются наблюдение, классифицирование, систематизация, синтез и анализ, сравнение, аналогия, абстрагирование, мысленное моделирование а также сопоставление факторов влияющих на процесс коммуникаций. Основными подходами применяемыми в работе можно назвать системный метод и теоретико-методологический подход.
Научная новизна заключается в применении цифрового гибкого подхода к совершенствованию коммуникационных процессов в компании. Также автор рассматривает эффекты цифровизации экономики с точки зрения новой парадигмы коммуникации «машина-человек» и доказывает, что применение гибкой методологии Agile является актуальным решением для адаптации IT- предприятия к новым условиям среды. Автором предложен метод внедрения методологии Agile (инструмент Scrum) с учетом фокусировки на проблематике управления коммуникации в Agile команде.
Планируемая теоретическая значимость исследования состоит в систематизации теоретических знаний по вопросу совершенствования коммуникационных процессов предприятий отрасли IT в современных условиях цифровой экономики. Помимо этого работа будет направлена на рассмотрение коммуникационных процессов, как бизнес – процессов, в условиях формирования гибкого IT предприятия согласно методологии Agile.
Планируемая практическая значимость исследования заключается в выявлении источников совершенствования коммуникационных процессов, в условиях цифровизации экономики. Основным практическим достижением, предлагаемого автором метода, является интеграция внутренних отношений и мотивации проектной команды в процессе адаптации Agile методологии с целью повышения эффективности работы, коммуникационной составляющей команды и ее самоорганизации.
Обоснование структуры ВКР и ее логики. Логика построения структуры выпускной квалификационной работы обусловлена сформулированной целью и задачами исследования.
Первая глава носит теоретический характер и посвящена раскрытию сущности и роли коммуникационных процессов в компаниях. Кроме того, в первой главе автор выявляет характер влияния цифровой экономики на развитие внутренних и внешних коммуникаций компании.
Вторая глава носит методический характер. Автором будет предложена собственная методика формирования коммуникационной системы компании, основанная на цифровых методах совершенствования коммуникационных процессов.
Третья глава содержит практические разработки для конкретной компании. Также автором будут разработаны рекомендации по совершенствованию коммуникационных процессов для компаний определенной отрасли. Кроме того, будут даны рекомендации по реализации предложенных автором мероприятий и обоснована экономическая эффективность.
Книги и учебные пособия
Белялова С.С. Современные тенденции эффективного структурного построения внутренних организационных коммуникаций // Таврический научный обозреватель. 2016. №5-1 (10). – 325 с.
Борисов Д.Н. Корпоративные информационные системы: уч.-метод. пособие. — Воронеж: ВГУ, 2007. – 247 с.
Варзунов А. В., Торосян Е. К., Сажнева Л. П., Анализ и управление бизнес-процессами // Учебное пособие. – СПб: Университет ИТМО, 2016 –112 с.
Елиферов В.Г., Репин В.В. Процессный подход к управлению. Моделирование бизнес-процессов. 7-е изд. М., 2016.
Ильин В.В. Реинжиниринг бизнес-процессов. 2-е изд. СПб., 2015.
Каплан Р., Нортон Д. Организация, ориентированная на стратегию. -М.: ЗАО “Олимп-Бизнес”, 2004.
Катлип С., Сентер А., Брум Г. Паблик рилейшенз. Теория и практика: пер. с англ. М.: Вильямс, 2008. – 645 с.
Кибанов, А. Я. Этика деловых отношений / А. Я. Кибанов [и др.]. – М. : Дрофа, 2013. – 365 с.
Коваленко, М. Ю. Теория коммуникации / М. Ю. Коваленко, М. А. Коваленко. – М. : Юрайт, 2016. – 466 с.
Крылов А. Н. Коммуникационный менеджмент. Теория и практика взаимодействия бизнеса и общества. 2-е изд. М., 2015. – С. 354.
Мескон М. Х. Основы менеджмента / Пер. с англ. / М. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури. 3-е изд. М.: Вильямс, 2007. – 235 с.
Почепцов Г. Г. Теория коммуникации: Учебник. М.: Омега-Л, 2008. 470 с.
Спивак В.А. Современные бизнес-коммуникации СПб., 2001. URL: http://eup. ru/Documents/2003-08-18/16BD2.asp. (Дата обращения 08.12.18).
Таратухина, Ю. В. Деловые и межкультурные коммуникации : учеб. пособ. / Ю. В. Таратухина. – М. : Юрайт, 2016. – 462 с.
Paul R. Daugherty и H. James Wilson Human + Machine Reimagining Work in the Age of AI // Harvard Business Review Press 2017Андреева, Г. М. Социальнаяпсихология : учеб. пособ. / Г. М. Андреева. – М. : АспектПресс, 2016. -С. 120-145.
Последние выполненные заказы
Хочешь уникальную работу?
Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!