Интервью со «звездой» в современной спортивной журналистике: когнитивно-прагматический аспект

Черняков Александр Андреевич
Бесплатно
В избранное
Работа доступна по лицензии Creative Commons:«Attribution» 4.0

Аннотация магистерской диссертации Чернякова Александра Андреевича «ИНТЕРВЬЮ СО СПОРТИВНОЙ ЗВЕЗДОЙ: ПРАГМАТИЧЕСКИЙ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ» Interview with sport celebrity: pragmatical and psychological aspect Н. рук. – Ильченко Сергей Николаевич, д-р. филол. наук, доцент Направление подготовки – Журналистика Профиль – Спортивная журналистика Ключевые слова: спорт, журналистика, интервью, журналистская подготовка, спортивная психология, физическая культура. Key words: sports, journalism, interview, journalistic background, sports psychology, physical culture. Актуальность исследования. Присутствие в спортивном медиа контенте интервью с персонами, которые являются лидерами мнений, а именно – спортивными «звёздами», способствует повышению популяризации соответствующих журналистских материалов, независимо от канала коммуникации. При всей схожести использования метода интервью в иных сферах, у интервью со «звездой» существует своя специфика – индивидуальные стратегии и тактики ведения беседы, описание которых представляем актуальным. Отдельного внимания заслуживает вопрос персонификации информации, так как мнение «звезды» может повлиять на способ подачи материала. Дополнительным фактором актуальности является то, что спорт в определённом событийном контексте становится доминирующей темой в информационном пространстве. Степень разработанности научной проблемы. Основой настоящей диссертации стали труды учёных в области системы жанров СМИ: Е. Л. Вартановой, М. Н. Кима, Г. С. Мельник, О. Р. Самарцева, А. А. Тертычного, Л. Ю. Шибаевой; исследования типологической структуры: А. И. Акопова, Я. Н. Засурского, О. В. Коноваловой, С. Г. Корконосенко. Теоретическая концепция применения метода интервью получила развитие во многих работах зарубежных исследователей: Л. Гроссберг, Р. Бойл, Дж. Болтер. При выявлении особенностей специализированных журналистских материалов и типологизации текстов спортивной направленности были использованы наработки Е. А. Войтик, Е. Г. Малышевой, С. Н. Ильченко, С. А. Михайлова. Работа в жанре интервью со «звездой» описаны в книгах Л. Г. Парфёнова, У. Отта, О. В. Пушкиной. В данном исследовании проводится экстраполяция теоретических концепций на практический опыт. Хронологические рамки исследования охватывают период с 1 января 2014 по 1 апреля 2018 гг. Условием выборки материала для анализа стали интервью, которым в рамках специализированных спортивных программ телевизионного и радио эфира отводилось более 10 минут эфирного времени. Научная новизна диссертации. В данной работе определяются самые эффективные современные приёмы ведения интервью с персоной высокого профессионального (спортивного) и социального статуса. Описывается значение участия «звезды» для популяризации программ о спорте. В исследовании выявляются и сопоставляются наиболее запоминающиеся авторские стили журналистов в спортивных программах; рассматриваются формы выражения интенциональности в авторских спортивных программах, а также способы воздействия на аудиторию, посредством различных типов подачи интервью. Объект исследования – интервью с известными спортсменами, выходившие на федеральных и региональных российских СМИ, в обозначенном хронологическими рамками периоде. Предмет исследования – структурно-типологические особенности жанра спортивного интервью (со «звездой»). Цель работы – выявить особые функции интервью со «звездой», которые характерны для современной спортивной журналистики. Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи: 1. На основе общепринятых классификаций интервью, представить собственную разработку типологии жанра; 2. Описать отличительные черты подготовки к интервью со «звездой»; 3. Классифицировать типологию вопросов, которые использует журналист в ходе интервью, и раскрыть их роль в тактике ведения беседы; 4. Выявить наиболее эффективные журналистские приёмы, используемые для общения с «трудными» «звёздными» собеседниками; 5. Определить модели поведения спортивных «звёзд» при общении с журналистами Гипотеза исследования состоит в том, что проведение спортивного интервью со «звездой» требует от журналиста особых навыков ведения беседы и глубоких знаний в исследуемой области. Вместе с тем необходимо обращать внимание на творческий подход, так как беседа с использованием стандартных вопросов не сможет привлечь широкую аудиторию. Методы исследования. В работе был использован комплексный описательно – аналитический метод. Он позволил проанализировать работу журналиста в жанре интервью при подготовке к работе со «звёздной» личностью. Контент-анализ структуры диалогов помог определить самые действенные психологические и тактические приёмы ведения интервью, которые работали в большинстве из рассмотренных примеров. Сравнительный метод был использован для выявления общих тенденций работы спортивного журналиста в жанре интервью со «звездой». Эмпирическим материалом данного исследования были выбраны интервью, проведённые журналистами спортивного телеканала «Матч.ТВ», которые вышли как в прямом телевизионном эфире, так и на сайте холдинга, а также беседы со спортсменами радиожурналистов «Спорт.фм» и Радио «Зенит». Эти материалы отличаются как содержательно-тематическим разнообразием, так и большим количеством примеров работ ведущих спортивных журналистов данного периода. Положения, выносимые на защиту: • Интервью, как формат работы спортивного журналиста имеет ряд специфических особенностей, которые обусловлены характером спортивных событий и подачи информации о них; • Формат интервью со «звездой» имеет как общие с типовым интервью характеристики, так и характеристики ситуативные; • Понятие статуса спортивной «звезды» можно считать особенным, так как в основе этого понятия лежат количественные и качественные показатели; • Инструментарий спортивного журналиста носит более дискретный характер из-за того, что к каждому отдельному спортсмену нужен индивидуальный подход и нет универсальных способов получить необходимую информацию Основные выводы: Интервью – востребованный жанр в журналистском творчестве, а применительно к спортивной журналистике у него есть ряд отличительных черт: 1. индивидуальный подход при журналистской подготовке; 2. активная позиция журналиста при интервьюировании, в силу ограниченного количества времени на беседу; 3. большее количество интервью-мнений, связанных с событиями, происходящими на площадке, чем интервью-портретов; 4. увеличение влияния персонификации информации. Структура работы: выпускная квалификационная работа, исходя из поставленных цели и задач, строится на принципах комплексного анализа журналистской деятельности в жанре интервью со «звездой» и следования от общих вопросов к частным и состоит из введения, трёх глав, заключения, приложений и списка использованной литературы.

В практике современных журналистов интервью является одним из самых востребованных методов работы с информацией. Для того чтобы сделать качественное интервью, уметь общаться со спикерами так, чтобы это дало хороший результат, современным журналистам необходимо знать специфику этого метода, его отличительные черты и признаки.
Актуальность исследования. Присутствие в спортивном медиа- контенте интервью с персонами, которые являются лидерами мнений, а именно – спортивными «звёздами», способствует повышению популяризации соответствующих журналистских материалов, независимо от канала коммуникации. При всей схожести использования метода интервью в иных сферах, у интервью со «звездой» существует своя специфика – индивидуальные стратегии и тактики ведения беседы, описание которых представляем актуальным. Отдельного внимания заслуживает вопрос персонификации информации, так как мнение «звезды» может повлиять на способ подачи материала. Дополнительным фактором актуальности является то, что спорт в определённом событийном контексте становится доминирующей темой в информационном пространстве.
Степень разработанности научной проблемы. Основой настоящей диссертации стали труды учёных в области системы жанров СМИ:
Е. Л. Вартановой, М. Н. Кима, Г. С. Мельник, О. Р. Самарцева,
А. А. Тертычного, Л. Ю. Шибаевой; исследования типологической структуры: А. И. Акопова, Я. Н. Засурского, О. В. Коноваловой,
С. Г. Корконосенко. Теоретическая концепция применения метода интервью получила развитие во многих работах зарубежных исследователей:
Л. Гроссберг, Р. Бойл, Дж. Болтер. Принципы овладения навыками построения эффективной коммуникации представлены в наработках
С. А. Муратова, Э. Фихтеллиуса, В. В. Ульянова. При выявлении особенностей специализированных журналистских материалов и типологизации текстов спортивной направленности были использованы материалы Е. А. Войтик, К. А. Алексеева, Е. Г. Малышевой, С. Н. Ильченко, С. А. Михайлова. Работа в жанре интервью со «звездой» описаны в книгах Л. Лаундеса, Л. Г. Парфёнова, У. Отта, О. В. Пушкиной, Л. Кинга.
Хронологические рамки исследования охватывают период с 1 января 2014 по 1 апреля 2018 гг.
Научная новизна диссертации. В данной работе определяются самые эффективные современные приёмы ведения интервью с персоной высокого профессионального (спортивного) и социального статуса. Описывается значение участия «звезды» для популяризации программ о спорте.
В исследовании рассматриваются формы выражения интенциональности в авторских спортивных программах, а также способы воздействия на аудиторию, посредством различных типов подачи интервью.
Объект исследования – интервью с известными спортсменами, выходившие на федеральных и региональных российских СМИ, в обозначенном хронологическими рамками периоде.
Предмет исследования – структурно-типологические особенности жанра спортивного интервью (со «звездой»).
Цель работы – выявить особые функции интервью со «звездой», которые характерны для современной спортивной журналистики, а также проанализировать прагматические и психологические аспекты использования данного метода на практике.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
На основе общепринятых классификаций интервью, представить собственную разработку типологии жанра;
Описать отличительные черты подготовки
к интервью со «звездой»;
Классифицировать типологию вопросов, которые использует журналист в ходе интервью, и раскрыть их роль в тактике ведения беседы;
Выявить наиболее эффективные журналистские приёмы, используемые для общения с «трудными» «звёздными» собеседниками;
Определить модели поведения спортивных «звёзд» при общении с журналистами
Гипотеза исследования состоит в том, что проведение спортивного интервью со «звездой» требует от журналиста особых навыков ведения беседы и глубоких знаний в исследуемой области. Выбор конкретных приёмов и моделирование поведения определяется не только вышеперечисленными требованиями, но и особенностями и своеобразием спортивной личности, а также ситуацией, в которой берётся интервью. Вместе с тем, к процессу следует подходить творчески, так как беседа с использованием стандартных вопросов не привлечёт широкую аудиторию.
Методы исследования. В работе был использован комплексный описательно – аналитический метод. Он позволил проанализировать работу журналиста в жанре интервью при подготовке к работе со «звёздной» личностью. Контент-анализ структуры диалогов помог определить самые действенные психологические и тактические приёмы ведения интервью, которые работали в большинстве из рассмотренных примеров. Сравнительный метод был использован для выявления общих тенденций работы спортивного журналиста в жанре интервью со «звездой».
Эмпирическим материалом данного исследования были выбраны более 70 интервью, проведённые журналистами спортивного телеканала «Матч.ТВ», которые вышли как в прямом телевизионном эфире, так и на сайте холдинга, а также беседы со спортсменами радиожурналистов
«Спорт FM» и Радио «Зенит». Дополнением к этому списку служат интервью автора исследования, в ходе его творческой практики на радио «Петербург». Представленные материалы отличаются как содержательно-тематическим разнообразием, так и характерными признаками построения беседы ведущими спортивными журналистами данного периода.
Положения, выносимые на защиту:
Интервью, как формат работы спортивного журналиста имеет ряд специфических особенностей, которые обусловлены характером спортивных событий и подачи информации о них;
Формат интервью со «звездой» имеет как общие с типовым интервью характеристики, так и характеристики ситуативные;
Понятие статуса спортивной «звезды» можно считать особенным, так как в основе этого понятия лежат количественные и качественные показатели;
Инструментарий спортивного журналиста носит более дискретный характер из-за того, что к каждому отдельному спортсмену нужен индивидуальный подход и нет универсальных способов получить необходимую информацию
Структура работы: выпускная квалификационная работа, исходя из поставленных цели и задач, строится на принципах комплексного анализа журналистской деятельности в жанре интервью со «звездой» и следования от общих вопросов к частным и состоит из введения, трёх глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.

В данной исследовательской работе мы проверили, насколько теоретические основы метода интервью, заложенные учеными и исследователями, соответствуют реальной практике работы журналистов в проведении интервью с известными спортсменами. Для этого в первой главе мы отдельно рассмотрели теоретические взгляды на интервью таких исследователей, как М. Лукина, Л. Кинг, М. Шостак, С. Ильченко,
В. Аграновский, Е. Голанова и многих других. Во второй части работы мы экстраполировали выводы, сделанные в первой части, на реальный опыт применения жанра интервью со спортивной «звездой» и разобрали особенности журналистской подготовки. Третья глава была посвящена психологии интервью и включила в себя анализ психотипов «звёздных» собеседников, также вопросы специфики журналистского настроя на диалог.
Основные выводы: Интервью – востребованный жанр в журналистском творчестве, а применительно к спортивной журналистике у него есть ряд отличительных черт:
индивидуальный подход при журналистской подготовке;
активная позиция журналиста при интервьюировании, в силу ограниченного количества времени на беседу;
большее количество интервью-мнений, связанных с событиями, происходящими на площадке, чем интервью-портретов;
увеличение влияния персонификации информации.
Часть диссертации раскрыла нюансы подготовки к интервью со спортивной «звездой», как очень важной составляющей работы корреспондентов и ведущих. В ходе исследования было выявлено, что современные корреспонденты к интервью готовятся редко, в большинстве случаев это происходит из-за недостатка времени. Из-за этого многие часто не знают, что спросить у собеседника и обходятся «дежурными» вопросами. Конечно, все меняется, когда речь идет о проведении портретных интервью. Как показывает практика, когда собеседник видит, что ведущий имеет какие-то знания по теме, беседа получается намного интереснее и глубже. Мы проанализировали основные этапы и методы подготовки к интервью, предложенные российскими и зарубежными исследователями, обратили внимание на часто совершаемые ошибки начинающих журналистов и дали советы, как облегчить работу по подготовке к интервью: как можно больше узнать о личности собеседника, его характере, привычках, отношении к журналистам, и в частности к тому СМИ, для которого берется интервью.
Важной частью работы журналиста в проведении интервью со «звездой» является выбор места и времени встречи. Были описаны наиболее типовые ситуации, которые журналист может использовать для собственной выгоды при выборе места, а также возможность привлечения к беседе третьих лиц.
В рамках работы была проведена адаптация классической модели спикеров под тематику данного исследования, изучены основные и вспомогательные типы вопросов в жанре интервью, поскольку зачастую именно от них зависит успех беседы. Развивающие и уточняющие вопросы могут заметно помочь журналисту в работе, они способствуют развитию беседы и проясняют ранее непонятные моменты. Иногда помочь в интервью могут и вопросы-перебивки, которые возвращают разговор в нужное русло и помогают журналисту узнать от собеседника именно то, что необходимо. Внимательно журналисты должны относиться к провокационным вопросам. С одной стороны, они могут спровоцировать спикера на яркий, эмоциональный ответ, а с другой – часто вызывают негативную реакцию.
В исследовании была проанализирована тактика ведения беседы. Выявлено, что помимо сбора информации о собеседнике, чтения его прошлых интервью и составления списка вопросов журналист должен думать «на шаг вперед» – представлять, какие ответы даст человек на поставленные вопросы и что после этого можно будет у него спросить.
Следует подчеркнуть, что «звёздная» личность обладает определённой целостностью, которая обеспечивается интегрирующей функцией эмоций, мотивов и воли. Эмоции и мотивы побуждают спортсмена к проявлению определённых черт характера, а воля (через волевые усилия) осуществляет реализацию деятельности с помощью этих черт характера. Поэтому записать качественное интервью, можно только подходя со знанием того, что «звезда» ожидает от журналиста, и каким образом реагирует на различные речевые конструкции.
Сама непредсказуемость спортивных соревнований, исхода того или иного поединка, способствует тому, что «звёздные» персоны этого вида человеческой деятельности наиболее близки народу. И не в последнюю очередь потому, что эмоции, которые испытывают болельщики и спортсмены после триумфального восхождения, например, на олимпийский пьедестал – имеют одинаковую природу. А дополнительным передатчиком этих эмоций служат журналисты, которые в самые волнительные моменты могут задать спортсмену правильный вопрос или же объяснить зрителям, какие, на самом деле эмоции испытывает человек, находясь в гуще событий.
В завершении исследования мы попытались выделить типы собеседников, общение с которыми представляет некоторые сложности для журналистов. Одними из таких являются «неговорящие» собеседники. Те, кто в силу каких-либо причин крайне неохотно рассказывают о себе и кратко, сдержанно отвечают на вопросы журналистов. Однако на практике встречаются и те, кто говорит слишком много и не по делу. Для журналистов такие гости также представляют определенные сложности. Основываясь на опыте современных журналистов, можно сказать, что практически все спортивные «звёзды» относятся к «трудным» собеседникам. Во-первых, их достаточно сложно пригласить в эфир, во-вторых, в беседе они могут вести себя непредсказуемо и импульсивно. У «звезд» всегда очень насыщенный график, и иногда у них просто нет времени, чтобы прийти в эфир.
Кроме того, некоторые знаменитости считают журналистов недостойными собеседниками и смотрят на них свысока. К сожалению, с «трудными» спикерами журналистам приходится сталкиваться довольно часто, но такова специфика профессии. Далее были представлены несколько полезных советов для журналистов, которые помогут облегчить общение с «трудными» спикерами. По мнению психологов, перед любым общением, и особенно с «трудными» спикерами, нужно внутренне себя подготовить. Журналист, общаясь со «звездой», всегда должен говорить то, в чем твердо убеждён.
Таким образом, в данной работе мы рассмотрели отличительные черты интервью со спортивной «звездой», выделив некоторые закономерности и проанализировав реальные примеры применения этого метода, взятые из практики современных петербургских журналистов. Как оказалось, все теоретические взгляды на интервью со знаменитыми персонами, данные известным исследователями, в целом, остаются актуальными. Однако прикладная сторона журналистской деятельности показывает, что иногда ведущим и корреспондентам приходится отходить от теоретических основ, применять те методы и способы интервью, которые не описаны в учебниках, сталкиваться с проблемами, которые могут возникнуть только в ходе практической деятельности. Выявить особые функции интервью со «звездой», которые характерны для современной спортивной журналистики, и определить специфику работы журналиста в проведении интервью со спортивной «звездой» – цель, которая была реализована в исследовании.

Заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 5 000 ₽

Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

    Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных и с правилами пользования Платформой

    Последние выполненные заказы

    Хочешь уникальную работу?

    Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!

    Сергей Е. МГУ 2012, физический, выпускник, кандидат наук
    4.9 (5 отзывов)
    Имеется большой опыт написания творческих работ на различных порталах от эссе до кандидатских диссертаций, решения задач и выполнения лабораторных работ по любым напра... Читать все
    Имеется большой опыт написания творческих работ на различных порталах от эссе до кандидатских диссертаций, решения задач и выполнения лабораторных работ по любым направлениям физики, математики, химии и других естественных наук.
    #Кандидатские #Магистерские
    5 Выполненных работ
    Татьяна С. кандидат наук
    4.9 (298 отзывов)
    Большой опыт работы. Кандидаты химических, биологических, технических, экономических, юридических, философских наук. Участие в НИОКР, Только актуальная литература (пос... Читать все
    Большой опыт работы. Кандидаты химических, биологических, технических, экономических, юридических, философских наук. Участие в НИОКР, Только актуальная литература (поставки напрямую с издательств), доступ к библиотеке диссертаций РГБ
    #Кандидатские #Магистерские
    551 Выполненная работа
    Анна В. Инжэкон, студент, кандидат наук
    5 (21 отзыв)
    Выполняю работы по экономическим дисциплинам. Маркетинг, менеджмент, управление персоналом. управление проектами. Есть опыт написания магистерских и кандидатских диссе... Читать все
    Выполняю работы по экономическим дисциплинам. Маркетинг, менеджмент, управление персоналом. управление проектами. Есть опыт написания магистерских и кандидатских диссертаций. Работала в маркетинге. Практикующий бизнес-консультант.
    #Кандидатские #Магистерские
    31 Выполненная работа
    Лидия К.
    4.5 (330 отзывов)
    Образование высшее (2009 год) педагог-психолог (УрГПУ). В 2013 году получено образование магистр психологии. Опыт преподавательской деятельности в области психологии ... Читать все
    Образование высшее (2009 год) педагог-психолог (УрГПУ). В 2013 году получено образование магистр психологии. Опыт преподавательской деятельности в области психологии и педагогики. Написание диссертаций, ВКР, курсовых и иных видов работ.
    #Кандидатские #Магистерские
    592 Выполненных работы
    Анастасия Б.
    5 (145 отзывов)
    Опыт в написании студенческих работ (дипломные работы, магистерские диссертации, повышение уникальности текста, курсовые работы, научные статьи и т.д.) по экономическо... Читать все
    Опыт в написании студенческих работ (дипломные работы, магистерские диссертации, повышение уникальности текста, курсовые работы, научные статьи и т.д.) по экономическому и гуманитарному направлениях свыше 8 лет на различных площадках.
    #Кандидатские #Магистерские
    224 Выполненных работы
    Рима С.
    5 (18 отзывов)
    Берусь за решение юридических задач, за написание серьезных научных статей, магистерских диссертаций и дипломных работ. Окончила Кемеровский государственный универси... Читать все
    Берусь за решение юридических задач, за написание серьезных научных статей, магистерских диссертаций и дипломных работ. Окончила Кемеровский государственный университет, являюсь бакалавром, магистром юриспруденции (с отличием)
    #Кандидатские #Магистерские
    38 Выполненных работ
    Ксения М. Курганский Государственный Университет 2009, Юридический...
    4.8 (105 отзывов)
    Работаю только по книгам, учебникам, статьям и диссертациям. Никогда не использую технические способы поднятия оригинальности. Только авторские работы. Стараюсь учитыв... Читать все
    Работаю только по книгам, учебникам, статьям и диссертациям. Никогда не использую технические способы поднятия оригинальности. Только авторские работы. Стараюсь учитывать все требования и пожелания.
    #Кандидатские #Магистерские
    213 Выполненных работ
    Евгений А. доктор, профессор
    5 (154 отзыва)
    Более 40 лет занимаюсь преподавательской деятельностью. Специалист в области философии, логики и социальной работы. Кандидатская диссертация - по логике, докторская - ... Читать все
    Более 40 лет занимаюсь преподавательской деятельностью. Специалист в области философии, логики и социальной работы. Кандидатская диссертация - по логике, докторская - по социальной работе.
    #Кандидатские #Магистерские
    260 Выполненных работ
    Алёна В. ВГПУ 2013, исторический, преподаватель
    4.2 (5 отзывов)
    Пишу дипломы, курсовые, диссертации по праву, а также истории и педагогике. Закончила исторический факультет ВГПУ. Имею высшее историческое и дополнительное юридическо... Читать все
    Пишу дипломы, курсовые, диссертации по праву, а также истории и педагогике. Закончила исторический факультет ВГПУ. Имею высшее историческое и дополнительное юридическое образование. В данный момент работаю преподавателем.
    #Кандидатские #Магистерские
    25 Выполненных работ

    Другие учебные работы по предмету

    Социально-культурные факторы популярности массовой прессы
    📅 2018год
    🏢 Санкт-Петербургский государственный университет
    Имидж китайской компании ALIBABA в российской медиасреде
    📅 2018год
    🏢 Санкт-Петербургский государственный университет
    СМИ в популяризации искусства Китая за рубежом
    📅 2018год
    🏢 Санкт-Петербургский государственный университет