Стратегические коммуникации в проекте «Один пояс — один путь»
Актуальность темы настоящего исследования обусловлена высокой важностью стратегических коммуникаций стран при формировании новой геополитической картины мира. Ранее существовала биполярная система международных отношений, но после распада Советского Союза в мире начала функционировать многополярная система. В условиях этой системы многие государства, которые не играли первостепенную роль на мировой арене, становятся лидерами мировой политики.
Феномен китайского чуда известен всему миру. Китай за сравнительно небольшой промежуток времени из слаборазвитого государства превратился в одну из мировых сверхдержав. В экономике, в политике и других сферах жизни Китай демонстрирует беспрецедентные успехи, которые привлекают внимание все большего круга исследователей со всего мира. Успехов Китай достиг и во внешней политике. В связи с этим особый интерес представляет стратегия формирования международных отношений, используемая Китаем.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ СТРАТЕГИЧЕСКИХ КОММУНИКАЦИЙ В МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЯХ 9
1.1 Понятие стратегической коммуникации 9
1.2 Виды и формы стратегической коммуникации 13
1.3 Роль стратегической коммуникации в международных отношениях и формировании позитивного имиджа страны 15
ГЛАВА 2. КИТАЙСКАЯ ИНИЦИАТИВА НОВОГО ШЕЛКОВОГО ПУТИ 19
2.1 Исторические предпосылки формирования концепции Нового шелкового пути 19
2.2 Идеологическое, культурологическое и экономическое содержание проекта «Один пояс – один путь» 29
2.3 Стратегическая коммуникация в рамках проекта «Один пояс – один путь» и ее роль в формировании позитивного имиджа Китая 36
ГЛАВА 3. РАЗВИТИЕ РОССИЙСКО-КИТАЙСКОЙ КОММУНИКАЦИИ В РАМКАХ ПРОЕКТА «ОДИН ПОЯС – ОДИН ПУТЬ» 41
3.1 Особенности межгосударственных отношений Китая и России на современном этапе 41
3.2 Место России в проекте «Один пояс – один путь» 46
3.3 Перспективы развития китайской инициативы «Один пояс – один путь» и будущее российско-китайских отношений 49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 57
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 60
Актуальность темы настоящего исследования обусловлена высокой важностью стратегических коммуникаций стран при формировании новой геополитической картины мира. Ранее существовала биполярная система международных отношений, но после распада Советского Союза в мире начала функционировать многополярная система. В условиях этой системы многие государства, которые не играли первостепенную роль на мировой арене, становятся лидерами мировой политики.
Феномен китайского чуда известен всему миру. Китай за сравнительно небольшой промежуток времени из слаборазвитого государства превратился в одну из мировых сверхдержав. В экономике, в политике и других сферах жизни Китай демонстрирует беспрецедентные успехи, которые привлекают внимание все большего круга исследователей со всего мира. Успехов Китай достиг и во внешней политике. В связи с этим особый интерес представляет стратегия формирования международных отношений, используемая Китаем.
В сентябре 2013 года во время своего визита в Казахстан президент Китая Си Цзиньпин призвал к созданию новой модели регионального сотрудничества путем совместного строительства «Экономического пояса Шелкового пути». Месяц спустя, в Индонезии, президент Си вновь призвал к созданию Азиатского банка развития инфраструктуры и строительству «Морского шелкового пути XXI-го века». Эти предложения в совокупности официально получили название инициатива «Один пояс – один путь». В ноябре 2013 года эта инициатива была включена в комплексный план реформ, принятый руководством партии в качестве ключевого политического курса до 2020 года.
Международное сообщество воспринимает эту инициативу довольно неоднозначно. Некоторые сравнивают ее с американским планом Маршалла после Второй мировой войны, в то время как другие рассматривают его скорее как механизм международного экономического сотрудничества, а не международной помощи. Некоторые рассматривают это как свидетельство стремления Китая в конечном итоге заменить управляемую США международную экономическую архитектуру путем экспорта так называемой «модели Китая», в то время как другие видят пространство для сотрудничества между китайской инициативой и существующей системой. Кроме того, многие страны в регионе «Один пояс – один путь» приветствуют усилия Китая по содействию региональному сотрудничеству и развитию, но некоторые страны все же беспокоятся о возможных негативных последствиях для своей внутренней экономики, поскольку Китай по своей производственной мощности во много раз превосходит страны, которые расположены вдоль «Один пояс – один путь». Так или иначе, в международном сообществе инициатива Китая воспринимается неоднозначно.
Особое место в рамках инициативы занимает Россия. В последние годы отношения между Россией и Китаем достигли особой степени взаимного доверия и представляют собой беспрецедентный пример близости между двумя странами. В рамках инициативы «Один пояс – один путь» Россия играет важную роль, поскольку по ее территории проходит значительная часть пути, кроме этого, многие страны Центральной Азии, например, Казахстан, Таджикистан, Туркменистан и другие относятся к постсоветским государствам, которые находятся в дружественных отношениях с Российской Федерацией, поэтому в случае каких-либо разногласий Китай может использовать возможности России для урегулирования споров с этими странами. Поэтому в стратегической коммуникации Китая в рамках проекта «Один пояс – один путь» у России особая роль.
Объект исследования – стратегические коммуникации Китая в рамках реализации проекта «Один пояс – один путь».
Предметом исследования являются конкретные способы и механизмы коммуникации Китая с другими странами, направленные на укрепление экономического и политического сотрудничества в рамках инициативы «Один пояс – один путь».
Цель диссертационного исследования заключается в исследовании стратегических коммуникаций в проекте «Один пояс – один путь».
В соответствии с целью исследования, в работе были поставлены следующие задачи исследования:
Китайская инициативы «Один пояс – один путь» является беспрецендентным по масштабам многостороннего сотрудничества глобальным проектом, который неоднозначно воспринимается международным сообществом.
В ходе комплексного изучения стратегических коммуникаций Китая в рамках проекта «Один пояс – один путь» были сделаны следующие основные выводы исследования.
Стратегические коммуникации – это широкая деятельность, имеющая связь с достижением каких-либо целей стратегического характера, а также необходимостью синхронизированных действий, направленных на решение поставленных задач и продвижение или изменение ценностей целевой аудитории, улучшения имиджа государства в мире. Для стратегической коммуникации характерными являются девять принципов – массовость, объективность, продуктивность, внезапность, эффективность применения силы, гибкость, единство управления, безопасность, простота.
Для международной коммуникации характерным является многообразие форм, видов и типов общения между людьми, культурами, расами, этносами. Это связано с тем, что в разных условиях человек может проявлять себя по-разному и взаимодействовать с людьми разными способами.
Имидж страны – это социально-исторический феномен, формируемый в обществе в течение длительного времени (при естественных условиях). Имидж страны складывается в массовом сознании, поскольку процесс формирования имиджа страны направлен на широкую часть аудитории, включающую как население своей страны, так и население зарубежных стран.
Стратегическая коммуникация играет важную роль в международных отношениях, способствуя формированию имиджа страны на международной арене. В свою очередь, имидж страны играет огромную роль в международных отношениях. Особенности восприятия страны международным обществом оказывают влияние на позиции, занимаемые страной на международной арене, а также особенности формирования и развития связей с другими странами в области политики, экономики, культуры.
Главной исторической предпосылкой создания концепции «Один пояс – один путь» выступил существующий в древности Великий шелковый путь, связывающий Восточную Азию и Средиземноморье, который способствовал формированию системы международных отношений, способствовало диалогу культур. Воссоздание идеи шелкового пути по мнению Китайского правительства будет способствовать совместному процветанию, сотрудничеству и обоюдному выигрышу стран в результате многовекторного сотрудничества, которое будет осуществляться в формах политической координации, взаимосвязи инфраструктуры, бесперебойной торговли, свободного передвижения капитала, а также укрепления близости между народами. В настоящее время инициатива «Один пояс – один путь» сплотила уже более 70 стран, в которых проживает более 60% мирового населения и производится около 1/3 мирового ВВП. При этом расширяется и круг государств, не участвующих в «новой глобализации» непосредственно, но проявляющих к ней интерес. Китай сталкивается с конкуренцией Индии в Южной Азии. На этом фоне именно Россия становится ключевым партнёром КНР в деле создания единого экономического пространства на Евразийском континенте.
Стратегические коммуникации Китая в рамках реализации проекта «Один пояс – один путь» уже достигли определенных успехов в продвижении положительного имиджа страны за рубежом. Китайским правительством активно используются мероприятия в информационной, культурной и образовательной сферах с целью воздействия других государств в рамках концепции Нового шелкового пути.
Отношения между Китаем и Россией характеризуются многолетней историей развития. На современном этапе для двух стран характерно всеохватывающее стратегическое партнерство, которое необходимо двум странам. Руководители стран превращают Россию и Китай в симбионтов. Перспективность отношений подчеркивается рядом совместных проектов, встраивающихся в рамки инициативы «Один пояс – один путь».
Россия играет важную роль в стратегической коммуникации Китая в проекте «Один пояс – один путь». Она, являясь ключевым звеном в концепции, обеспечивает улучшение международного имиджа Китая в странах Центральной Азии.
Среди перспективных направлений инициативы «Один пояс – один путь» – сопряжение ее с ЕАЭС и содействие взаимной торговле; расширению инвестиционного сотрудничества; развитию инфраструктуры в рамках реализации стратегии Экономического пояса Шелкового пути; сотрудничество в финансовой сфере; создание условий для развития делового, научно-технического и технологического сотрудничества.
Инициатива «Один пояс – один путь» –- это стратегия, включенная в долгосрочные правительственные документы Китая, и каждый регион строит планы на перспективу с учетом этого. ЕАЭС – это самое глобальное интеграционное объединение на постсоветском пространстве. Таким образом, сопряжение двух проектов поможет совместно реализовать масштабные планы развития государств в ближайшей и долгосрочной перспективах.
Чжан С., Янь Ж. Публичная дипломатия «Один пояс – один путь»: цели, вызовы и решения // Leading Journal of Ideological & Theoretical Education. 2016. № 6. С. 79-83.
28 глав государств и правительств прибыли в Пекин на форум международного сотрудничества «Один пояс — один путь» [Электронный ресурс]. – URL: https://www.1tv.ru/news/2017-05-14/325241-28_glav_gosudarstv_i_pravitelstv_pribyli_v_pekin_na_forum_mezhdunarodnogo_sotrudnichestva_odin_poyas_odin_put
30 стран подвели итоги форума “Один пояс – один путь” [Электронный ресурс]. – URL: http://www.vestifinance.ru/articles/85381
Анохин Е. В. Имидж страны: проблемы формирования и управления // Проблемы современной экономики. 2014. №3 (51) С. 214-216.
Богданов Е. Психологические основы «Паблик рилейшнз» / Е. Богданов, В. Зазыкин. – СПб.: Питер, 2003. – С. 68.
Богданов С. В. Стратегические коммуникации: концептуальные подходы и модели для государственного управления / С. В. Богданов // Государственное управление. Электронный вестник. – 2017. – №61. – С. 132-152.
Боголюбова Н. М. Межкультурная коммуникация и международный обмен: учебное пособие / Н. М. Боголюбова, Ю. В. Николаева. – СПб: СПбКО, 2016. – С. 52-58.
Боголюбова Н. М., Николаева Ю. В. Культурный обмен в системе международных отношений. – СПб., 2003. – С. 3.
Бурлаков В. А. Стратегическая коммуникация как метод современной геополитики // Ойкумена. Регионоведческие исследования. – 2016. – №2 (37). – С. 7-15.
Василенко И.А Имидж России: концепция национального и территориального брендинга / И.А. Василенко, Е.В. Василенко, В.Н. Ляпоров, А.Н. Люлько; Под ред. И.А. Василенко. — Москва: Экономика, 2012. — 222 с.
Великий шелковый путь – история [Электронный ресурс]. – URL: http://taynikrus.ru/zagadki-istorii/velikij-shelkovyj-put-istoriya.
Виноградов, А. О. Новый тип отношений и новый Шелковый путь. К вопросу о внешнеполитических инновациях Китая // Китай в мировой и региональной политике. История и современность, 2015. – №20. – С. 72.
Виноградова С. М. Внешнеполитический имидж России в медийном пространстве посткризисного периода / С. М. Виноградова, Г. С. Мельник // Управленческое консультирование, 2009. – №3. – С. 80.
Галумов Э. Основы PR. – М.: «Летопись XXI», 2004. – С. 333.
Геополитика Китая [Электронный ресурс]. – URL: http://uchebnik-online.com/129/507.html.
Губин, А. В. Проект «Экономического пояса Нового Шёлкового пути» // Проблемы национальной стратегии, 2016. – №4 (37). – С. 138-139.
Деркач А. А. Политическая имиджелогия / А. А. Деркач, Е. Б. Перелыгина. – М., 2006. – С. 351.
Ду Сянжуй, Ли Линсяо. Исследование ситуации коммуникации Китая с Россией на фоне стратегического планирования «Один пояс – один путь» // Universum: общественные науки. 2018. №4 (45). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/issledovanie-situatsii-kommunikatsii-kitaya-s-rossiey-na-fone-strategicheskogo-planirovaniya-odin-poyas-odin-put (дата обращения: 02.11.2018).
Значение Морского Шелкового пути XXI века [Электронный ресурс]. – URL: http://www.kitaichina.com/se/txt/2015-03/09/content_675608.htm.
Импичмент президента Южной Кореи привел к беспорядкам, погибли двое – Газета.Ru [Электронный ресурс]. – URL: https://www.gazeta.ru/politics/2017/03/10_a_10567673.shtml
Итоги стабильности: Китай окончательно отобрал Шелковый путь у России. [Электронный ресурс]. – URL: http://novostidnja.ru/blog/43347396132/Itogi-stabilnosti:-Kitay-okonchatelno-otobral-SHelkovyiy-put-u-R
Китай набрасывает шелковую удавку на Россию и США [Электронный ресурс]. – URL: http://news24today.info/kitay-nabrasyvaet-shelkovuyu-udavku-na-rossiyu-i-ssha.html
Кравченко, Л. И. «Новый шелковый путь – не экономика, а геополитика» 2016 [Электронный ресурс]. – URL: http://russianpulse.ru/continentalist/2016/08/03/1557476-novyy-shelkovyy-put-ne-ekonomika-a-geopolitika.
Ларин, А. Г. Возрождение Китая и некоторые вопросы российско-китайского сотрудничества // Китай в мировой и региональной политике. История и современность, 2015. – №20. – С. 38-41.
Лобанова Т. Н. Стратегическая коммуникация Китая в рамках БРИКС // Государственное управление. Электронный вестник. – 2014. – №47. – С. 390-401.
Маныкин А. С. Основы общей теории международных отношений: учебное пособие. – М.: Изд-во МГУ, 2009. – С. 341.
Новость: Об итогах саммита “Один пояс – один путь” в Китае [Электронный ресурс]. – URL: https://i-news.kz/news/2017/05/16/8501736-ob_itogah_sammita_odin_poyas_-_odin_put.html
Новый миропорядок по версии Китая [Электронный ресурс]. – URL: http://inosmi.ru/politic/20170515/239346600.html
Новый шелковый путь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/Новый_шёлковый_путь.
О нейтралитете и тревогах Монголии (взгляд западного аналитика) – Новости Монголии, Бурятии, Калмыкии, Тывы [Электронный ресурс]. – URL: http://asiarussia.ru/articles/11230/
Образ Китая в России и внешняя политика России в конце ХХ – начале ХХI века [Электронный ресурс]. – URL: http://russian.china.org.cn/international/archive/china-russian/txt/2008-05/23/content_15421980.htm
Общее положение о Фонде Шелкового пути [Электронный ресурс]. URL: http://www.silkroad-fund.com.cn/cnweb/19854/19858/index.html (дата обращения: 21.10.2018). На кит. яз.
Один пояс – один путь. Смогут ли монголы ухватиться за инициативу? [Электронный ресурс]. – URL: http://news.mongolnow.com/16_05_a01.html
Посольство Китайской Народной Республики в Республике Казахстан. Укреплять дружбу народов, вместе открыть светлое будущее. Выступление Председателя КНР Си Цзиньпина в Назарбаевском университете. 16.09.2013. URL: http://kz.chineseembassy.org/rus/zhgx/t1077192.htm.
Россия и Китай подписали меморандум о приграничном сотрудничестве [Электронный ресурс] // Информационное агентство Regnum. URL: https://regnum.ru/news/1962441.html (дата обращения: 21.10.2018).
Сибирский тракт [Электронный ресурс] // URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Сибирский_тракт.
Тихомирова Е. И. Коммуникация и стратегические коммуникации // Петербургская школа PR: от теории к практике. Сборник статей. Санкт-Петербург, 2015. – С. 44-50.
Форум “Одного пояса – одного пути”: Россия стала ключевым партнёром Китая в деле новой глобализации : Аналитика : Накануне.RU [Электронный ресурс]. – URL: https://www.nakanune.ru/articles/112886/
Чжао Хуашэн. “Новый Шёлковый путь”: стратегические интересы России и Китая. Российский Совет по международным делам. 20 декабря 2013. URL: http://russiancouncil. ru/inner/?id_4=2883&active_id_11=38#top-content
Щербина Н. Г. Политическая имиджелогия: учебно-методическое пособие. – Томск, 2016. – С. 26-37.
Экономический пояс Шелкового пути и Морской Шелковый путь 21-го века [Электронный ресурс]. – URL: http://eurasianeconomic.org/1001/2017/01/30/Ekonomicheskij-poyas-SHelkovogo-puti-i-Morskoj-SHelkovyj-put-21-go-veka.phtml
Chung, C.P., 2017. What are the strategic and economic implications for South Asia of China’s Maritime Silk Road initiative? The Pacific Rev. https://doi.org/10.1080/09512748.2017.1375000.
Dulek, R. E., & Campbell, K. S. (2015). On the dark side of strategic communication. International Journal of Business Communication, 52(1), 122–142.
Frandsen, F., & Johansen, W. (2015). The role of communication executives in strategy and strategizing. In D. Holtzhausen, & A. Zerfass (Eds.). The Routledge handbook of strategic communication (pp. 230–244). New York, NY: Routledge.
Frandsen, F., & Johansen, W. (2017). Strategic communication. In C. R. Scott, & L. K. Lewis (Eds.). The international encyclopedia of organizational communication. Chichester, West Sussex, UK: Wiley Blackwell.
Gan, J., 2010. “‘丝绸之路’复兴计划与中国外交.” 东北亚论坛, Northeast Asia Forum 2010: 5.
Hallahan, K. (2015). Organizational goals and communication objectives in strategic communication. In D. Holtzhausen, & A. Zerfass (Eds.). The Routledge handbook of strategic communication (pp. 244–266). New York, NY: Routledge.
Liu, W., Dunford, M., 2016. Inclusive globalization: unpacking China’s belt and road initiative. Area Develop. Policy 1, 323–340.
Macnamara, J. (2012). Public relations: Theories, practices, critiques. Frenchs Forest NSW, Australia: Pearson.
Toledano, M. (2018). Dialogue, strategic communication, and ethical public relations: Lessons from Martin Buber’s political activism. Public Relations Review, 44(1), 131–141. doi:10.1016/j.pubrev.2017.09.009
Walker P. Branding a nation. URL: http://www.profile-extra.co.uk/ sitesearch-page.aspx?sid=1EBD0113-1EAF-4FE1- ABE0-864B4D20B1B6&spg=1.
Wang, J., 2016a. Great Power Strategy: Research and Reflection on the International Strategy. CITIC Publishing Group, Beijing.
Who We Are [Электронный ресурс] // Asian Infrastructure Investment Bank. URL: https://www.aiib.org/en/about-aiib/in-dex.html (дата обращения: 21.10.2018).
Последние выполненные заказы
Хочешь уникальную работу?
Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!