Темпоральность в жизненных стратегиях студентов в контексте образовательной мобильности
В тексте магистерской диссертации представлены теоретико-методологические разработки по темам жизненных стратегий и социального времени. На основе социально-антропологического подхода проведено качественное исследование жизненных стратегий внутренних образовательных мигрантов с использованием метода биографического интервью. Автор утверждает, что фактор темпоральности оказывает значимое влияние на формирование жизненных стратегий у студентов, которые находятся в ситуации образовательной мобильности. Восприятие индивидом своего прошлого задает его представление о себе в настоящем и направляет устремления в будущее.
Актуальность исследования. В условиях процессов глобализации в современном российском обществе, которые характеризуются трансформацией таких базовых категорий социальной жизни как время и пространство, представляется особенно важным социологическое изучение жизненных стратегий студентов. Студенты, являясь наиболее активными представителями молодежи, занимают особенное положение в обществе, поскольку от них зависит будущее России. Они вовлечены в мировое информационное пространство и гибко реагируют на социальные изменения, которые происходят в различных сферах общественной жизни.
Наибольший интерес для социологии и социальной антропологии представляют жизненные стратегии студентов, которые являются внутренними образовательными мигрантами, поскольку, изучая данную социальная общность, можно наглядно наблюдать перемены, которые происходят в современном российском обществе на индивидуальном уровне. Значимость данной темы связана со снижением роли традиционных институтов социализации и модификацией ценностных ориентиров, а также тем, что внутренние образовательные мигранты, как наиболее легко адаптирующаяся часть молодежи, могут выступать в качестве показателя, помогающего представить будущие социальные процессы и тенденции в развитии российского общества. Выявить особенности этих перемен на индивидуальном уровне возможно при помощи изучения жизненных стратегий внутренних образовательных мигрантов с фокусировкой на темпоральности, как одной из базовых категорий человеческого бытия, подвергшейся, согласно мнению ряда ведущих социальных теоретиков существенным изменениям. При всех перечисленных выше аргументах, категория внутренних образовательных мигрантов является малоизученной в социологии, а собственно исследований темпоральности в жизненных стратегиях обозначенной социальной общности ранее не проводилось. Поэтому данная работа обладает не только общественной, но и непосредственно научной актуальностью.
Целью данного исследования является выявить темпоральность в жизненных стратегиях студентов в контексте образовательной мобильности.
В соответствии с целью поставленные следующие задачи:
• Концептуализировать понятие жизненных стратегий;
• Охарактеризовать контекст образовательной мобильности;
• Рассмотреть классические и современные концепции социального времени;
• Проанализировать субъектов социального времени;
• Определить темпоральность и связанные с данным понятием категории;
• Выявить темпоральность в жизненных стратегиях внутренних образовательных мигрантов;
• Описать темпоральность в жизненных стратегиях внутренних образовательных мигрантов.
Объект исследования: жизненные стратегии студентов.
Предмет: темпоральность в жизненных стратегиях студентов в контексте образовательной мобильности.
Гипотеза исследования: внутренние образовательные мигранты ориентированы на гедоническое настоящее т.е. получение удовольствия от жизни здесь и сейчас.
Положения, выносимые на защиту:
• Темпоральность содержится в основных компонентах жизненных стратегий внутренних образовательных мигрантов: субъективных представлениях о своем прошлом, настоящем и будущем; жизненных планах, выборах и ориентациях; самоидентификации и опыте мобильности.
• Внутренние образовательные мигранты являются субъектами социального времени, ориентированными в будущее, которые нацелены прежде всего на личную и профессиональную самореализацию.
Теоретико-методологическая база исследования. Основной данной работы стала концепцию «текучей модерности» З. Баумана в сочетании с интерпретативным подходом К. Гирца и теоретическим разработками М. Оже в области антропологии «ближней современности». По теме жизненных стратегий наибольший вклад внесли работы В.Н. Кашириной, Н.А. Хафизовой и О.В. Рудаковой. Раскрытию характера контекста образовательной мобильности основано на работах Л.Л. Рыбаковского, Д.Н. Митина. При рассмотрении теорий социального времени наибольшее влияние оказали соответствующие ей элементы «теории структурации» Э. Гидденса и «социологии социальных изменений» П. Штомпки. При определении субъектов социального времени наиболее существенными оказались идеи М.Ю. Резника. Определению понятия темпоральности и связанных с ним категорий послужили идеи немецкого историка Г. Люббе, а также их развитие у Н. А. Тельновой.
Методы и методика. Исследование выполнено в качественной методологии, что позволяет выявить субъективны смыслы, которыми руководствуются студенты в контексте образовательной мобильности; раскрыть значения, придаваемые настоящему, прошлому и будущему в жизненных стратегиях данных студентов. Для сбора данных использован биографический метод с опорой на гайд глубинного полуструктурированного интервью. Форма личной беседы лицом к лицу позволяет зафиксировать как сами ответы информантов, так и эмоциональные реакции на вопросы интервьюера и собственный нарратив.
Эмпирическую базу исследования составляют 20 глубинных полуструктурированных интервью со студентами высших учебных заведений Санкт-Петербурга, находящихся в ситуации образовательной мобильности.
Научная новизна работы заключается в изучении социального времени в жизненных стратегиях студентов, находящихся в ситуации образовательной мобильности, на индивидуальном уровне через концепт темпоральности посредством биографического метода. Наибольший интерес представляет темпоральность в жизненных стратегиях внутренних образовательных мигрантов, которая была выявлена и описана в данном исследовании.
Теоретическая значимость работы состоит в том, что в тексте данной работы представлены основания для изучения социального времени на индивидуальном уровне при помощи такого понятия как жизненные стратегии, содержащие в себе субъективные представления прошлом, настоящем и будущем; жизненные планах, выборы и ориентации; самоидентификацию и опыт мобильности.
Практическая значимость работы состоит, главным образом, в результатах эмпирического исследования, представляющих собой обработку качественных данных по теме темпоральности в жизненных стратегиях внутренних образовательных мигрантов. Результаты данного исследования могут быть использованы как источник методических категорий для других работ, выполняемых в качественной методологии, либо как основа для выработки эмпирических индикаторов при количественном исследовании темпоральности.
Структура и объем работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех основных глав, заключения, списка литературы и трех приложений. Общий объем текста составляет 114 страниц. Список литературы содержит 75 наименований работ отечественных и зарубежных авторов на русском языке.
Данная работа посвящена изучению темпоральности в жизненных стратегиях студентов в контексте образовательной мобильности. Темпоральность понимается как взаимосвязь модусов времени – настоящего, прошлого и будущего. Жизненные стратегии определяются как выражение связи действующего субъекта с объектами, содержащее в себе представления о прошлом, настоящем и будущем; жизненные планы и ориентации; мобильности (само)идентификацию. Контекст образовательной мобильности позволяет наглядно рассмотреть формирование и развертывание жизненных стратегий студентов, прибывших в Санкт-Петербург с целью получения образования.
В работе представлены теоретико-методологические основания изучения темпоральности в жизненных стратегиях студентов в контексте образовательной мобильности. Также представлены результаты авторского исследования темпоральности в жизненных стратегиях внутренних образовательных мигрантов.
В первой главе дается определение жизненных стратегий и внутренний образовательных мигрантов, а также описывается сам контекст образовательной мобильности. Вторая глава данной работы содержит в себе анализ классических и современных концепций социального время, анализ ряда отечественных исследований, что позволило определить темпоральность и категории жизненных стратегий, в которых она проявляется. В третьей главе представлена методология и методика эмпирического исследования, а также его результаты, базу которого составляют 20 интервью со студентами 4 курса бакалавриата и 1-2 курсов магистратуры, прибывших в Санкт-Петербург с целью получения образования. Перейдем к основным выводам, полученным в данной работе.
Внутренние образовательные мигранты являются субъектами социального времени, ориентированными в будущее, которые нацелены прежде всего на личное и профессиональное развитие.
Жизненные планы таких студентов индивидуальны и связаны главным образом с личной и профессиональной самореализацией. Внутренние образовательные мигранты идентифицируют себя в будущем в соответствии со своими текущими жизненными целями и ориентациями. Жизненные планы формулируются в общем виде и служат скорее направлением, чем конкретной целью, которую планируется достичь за обозначенный срок. Планы на жизнь и планы на окончание университета у студентов во многом совпадают.
Вместе с тем планирование для большинства внутренних образовательных мигрантов занятие привычное, в процессе которого они охватывают настоящее, свою длящуюся повседневность, наполненную учебной и профессиональной деятельностью. Самоидентификация в будущем в основном соответствует жизненным планам и устремлениям. В жизненных планах не наблюдается строгой последовательности и жесткости в соотнесении с календарным временем, что явно отличает планы на жизнь от планирования времени. Выводы, указанные выше, опровергают рабочую гипотезу о том, что внутренние образовательные мигранты ориентированы на гедонистическое настоящее т.е. получение удовольствия от жизни здесь и сейчас.
Все информанты сталкивались ситуациями, когда не получалось осуществить планы. Среди основных причин, которые мешают добиться желаемого на первое место выходят внутренние: лень и прокрастинация. В прочем, некоторые информанты отмечают также упомянутые внутренние факторы в сочетании внешними. Таким образом, можно утверждать, что внутренние образовательные мигранты в основном принимают ответственность за свои планы на себя, а не перекладывают их на внешние обстоятельства.
Возможной причиной отказа от жесткого долгосрочного планирования при является связанный с ним негативный опыт. Некоторые информанты пытались построить четкий жизненный план и ему следовать, но выполнить его в той или иной степени не получалось по разнообразным причинам. Такой негативный опыт приводил к сильному стрессу, а он, в свою очередь, толкал к переосмыслению планирования и сжатию его сроков. Стоит отметить, что попытки спланировать свою жизнь относились преимущественно к подростковому возрасту, времени обучения в старших классах. Можно предположить, что долгосрочное планирование трансформируется в перспективные ориентации на будущие. В прочем, сочетание краткосрочного планирования с общими планами на будущее, обнаруженное по результатам исследования, требует дальнейшей изучения.
Внутренние образовательные мигранты воспринимают свое прошлое как свершившийся факт. Они относятся к нему двояко: либо положительно-нейтрально и не желают в нем ничего менять, либо нейтрально и предпочли бы изменить какой-то отдельный элемент.
Прошлое в жизни информантов выполняет значимую роль источника жизненного опыта, своеобразного ресурса, который они используют либо могут использовать как в настоящем, так и в будущем.
Для большинства внутренних образовательных мигрантов в главными в жизни являются индивидуальные ценности: самореализация, личный рост, стремление к знаниям и умениям и др. К значимым другим прежде всего относят членов семьи или семью в целом, реже – партнеров и друзей. Студенты ценят в людях такие качества как искренность, честность, открытость и доброту. Стоит отметить, что одна девушка (Информант №10) главным в жизни назвала здоровье и счастье близких. В ряде других вопросов она также последовательно демонстрировала ориентацию на значимых других. Остальных информанты можно характеризовать индивидуалистами, которые сосредоточены на самих себе и своем развитии и самореализации. Картины времени внутренних образовательных также являются индивидуальными, что показали вопросы, касающиеся трех модусов времени в связи с элементами различных жизненных стратегий. Вопросы о восприятии времени как таковом это подтверждают.
При этом движении времени, согласно мнению опрошенных, характеризуется как изменчивое, ему свойственно замедлятся и ускоряться. Основными факторами, детерминирующими восприятие движения времени, являются качественное содержание времени (события, дела) и субъективная оценка конкретного содержания.
Среди наиболее значимых событий внутренние образовательные мигранты выделяют переезд в Санкт-Петербург и некоторые личные события своей биографии, которые связаны с профессией, образованием и значимыми другими. Переезд повлек за собой ряд внутренних и внешних изменений в жизни каждого из участников исследования.
Такие ответы приводят к предположению, что мигрант в прошлом вероятно и мигрант и в будущем. Опыт успешного переезда (как отмечалось выше оценки положительные и нейтрально-положительные), ведет к размышлениям о дальнейшем переезде. Важно заметить, что срок возможного отбытия не определен, а само устремление пока является гипотетическим. Нельзя утверждать с определенностью как информанты поступят на практике. Более четкие представления о миграции в будущем есть у тех, кто уже имеет реальные перспективы переехать, которые связаны с трудовой деятельность.
Большинство информантов легко отвечало на вопросы о переезде за границу и готово рассматривать вариант постоянной жизни при наличии перспектив или внешних факторов риска, касающихся личного благополучия, комфорта, безопасности.
Общей является готовность всех информантов к возможному переезду в связи с развитием в личной и профессиональных сферах, поиском нового опыта. Некоторые готовы сменить город или даже страну, другие предпочли бы вернуться в Санкт-Петербург. Вариант отправиться жить на малую родину и остаться там информанты не высказывали. Тема перемещений явно показывает восприятие будущего как вариативного, а не определённого заранее. В таком случае жизненные планы и ориентиры, самоидентификация служат своеобразным компасом или инструментом отбора желанных вариантов.
Подводя итоги написанному выше, можно утверждать, что цель исследования успешно реализована – выявлена и описана темпоральность в жизненных стратегиях студентов в контексте образовательной мобильности.
Взаимосвязь прошлого, настоящего и будущего в жизненных стратегиях внутренних образовательных мигрантов проявляется в комплексе представлений о самих себе и своем положении в пространстве и времени. Темпоральность пронизывает основные компоненты их жизненных стратегий: жизненные выборы, планы и ориентации, самоидентификацию, сам опыт мобильности.
В заключение стоит отметить, что проведенное исследование поставило, как минимум, два новых вопроса. Первый касается причин такого явления как сочетание структурированного планирования времени на краткий срок с общими, фактически размытыми планами на будущее у студентов в контексте образовательной мобильности. Второй, более общий, затрагивает взаимосвязь восприятия движения времени в зависимости от пребывания в пространствах различных городов. Данные вопросы позволят углубить и расширить исследования, касающиеся проблематики темпоральности.
Список литературы
• Акулич М.М. Пить В.В. Жизненные стратегии современной молодежи / М.М. Акулич В.В. Пить // Вестник Тюменского государственного университета. Социально-экономические и правовые исследования. – 2011. – №. 8. – С. 34-43
• Алексеева Е.Н. Особенности и перспективы образовательной миграции в эпоху глобальных трансформаций / Е.Н. Алексеева // Вестник Московского университета. Сер. 18. Социология и политология. – 2012. – №4. – С. 113-136
• Амбарова П.А. Понятие и типология темпоральных стратегий поведения социальных общностей / П.А. Амбарова // Известия УрФУ. Сер. 1. Проблемы образования, науки и культуры. – 2014. – № 1. – С. 123-139.
• Амбарова П.А. Зборовский Г.Е. Темпоральные стратегии поведения социальных общностей как социологическая проблема / П.А. Амбарова Г.Е. Зборовский // Социологические исследования. – 2015. – №5. – С. 61-71
• Артемов В.А. Новохацкая О.В. “Прикладные” аспекты времени в социологических исследованиях / В.А. Артемов О.В. Новохацкая // Современные научные исследования и инновации. – 2015. – № 9. Ч. 2
• Бабаян И.В. Социальное время: проблема и подходы / И.В. Бабаян // Известия Саратовского университета. Серия: Социология. Политология. – 2011. – №2. – С. 45-48
• Багдасарьян Н.Г. Король М.П. Социальное время современной России: многомерность или “калейдоскоп разорванных фрагментов” / Н.Г. Багдасарьян М.П. Король // Социальная политика и социология. – 2016.Т. 15. – № 3. – С. 166-175.
• Бауман З. Текучая современность / З. Бауман. – СПб.: ПИТЕР. 2008. – 240с.
• Бауман З. Текучая модерность: взгляд из 2011 года [электронный ресурс] / Полит.ру, 1998-2019. Режим доступа URL: https://polit.ru/article/2011/05/06/bauman (Дата обращения 17.05.19)
• Бекурина Ю.С. Культурно-временной подход в изучении жизненных стратегий современной российской молодежи / Ю.С. Бекурина // Известия вузов. Северо-Кавказский регион. Серия: Общественные науки. – 2018. – №4 (200). – С. 5-9.
• Бекурина Ю.С. Философский анализ жизненных стратегий российской молодежи / Ю.С. Бекурина // «Общество: философия, история, культура». – 2019. – №2.
• Васильева Д.А. Время в контексте социокультурных изменений / Д.А. Васильева // Вестник СПбГУ. Серия 12. Социология. – 2015. – №1. – С.176-181.
• Веселкова Н.В. Социология времени и Жорж Гурвич / Н.В. Веселкова // Рубеж (Альманах социальных исследований). – 2003. – №18. – С. 50-64
• Гераклит Эфесский: все наследие: на языках оригинала и в рус.пер.: крат. изд. / подгот. С.Н.Муравьев. – М.: ООО «Ад Маргинем Пресс». – 2012. – 414 с.
• Гидденс Э. Устроение общества: очерк теории структурации / Э. Гидденс – М.: Академический проект, 2005. – 528 с.
• Гидденс Э. Последствия современности. Пер. с англ. Г. К. Ольховикова; Д. А. Кибальчича; вступ. статья Т. А. Дмитриева. М.: Издательская и консалтинговая группа «Праксис», 2011. – 352 c.
• Гирц К. Интерпретация культур / К. Гирц – М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭЭН), 2004. – 560 с.
• Головаха Е.И. Магун В.С. Теоретические и методические проблемы исследования / Е.И. Головаха В.С. Магун // Профессиональное самоопределение и трудовой путь молодежи / под ред. В.Л. Оссовского. – Киев: Наукова думка, 1987. – С. 276-282.
• Головаха Е.И. Жизненная перспектива и профессиональное самоопределение молодежи / Е. И. Головаха – Киев: Наукова думка, 1988. – 144 с.
• Горбунов В.Е. Социология времени: теоретико-методологические аспекты анализа: автореф. дис. канд. соц. наук: 22.00.01 / В.Е. Горбунов – Саратов. 2000. – 19 с.
• Дудник О.В. Жизненные стратегии как инструмент для анализа трансформирующегося общества / О.В. Дудник // Вестник РУДН. Серия Социология. – 2007. – №4. – С. 45-53
• Дудник О. В. Жизненные стратегии северян в условиях трансформации российского общества: автореф. дис. канд. соц. наук: 22.00.04 / О. В. Дудник. – М.: Институт социологии РАН. – 2002. – 24 с.
• Журавлев В.Ф. Нарративное интервью в биографических исследованиях / В.Ф. Журавлев // Социология: методология, методы, математическое моделирование (4М). – 1994. – Том 0. – №3-4. – С. 34-43.
• Зборовский Г.Е. Социальная общность как субъект социального времени / Г.Е. Зборовский // Вестник Сургутского государственного педагогического университета. – 2015. – №3(36) – С. 147-153
• Зборовский Г.Е. Теория социальной общности: монография / Г.Е. Зборовский // Екатеринбург: Гуманитарный университет. – 2009. – С. 109-110
• Зборовский Г.Е. Амбарова П.А. Будущее образовательных общностей: временная перспектива в условиях социальной неопределенности / Г.Е. Зборовский П.А. Амбарова // Социологические исследования. – 2016. – № 10. – С. 3-13
• Зборовский Г.Е. Амбарова П.А. Управление темпоральными стратегиями поведения профессиональных общностей: проблемы и возможности / Г.Е. Зборовский П.А. Амбарова // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. – 2014. – №5. – С. 15-21
• Каширин В.И. Каширина О.В. Формирование нового типа мышления молодежи, устремленной в будущее / В.И. Каширин О.В. Каширина // Наука. Инновации. Технологии. – 2010. – №71. – С. 136-142.
• Каширина О.В. Формирование нового типа мышления молодежи в контексте культуры времени / О.В. Каширина // Материалы VI Российского философского конгресса «Философия в современном мире: диалог мировоззрений». – Нижний Новгород, 2012. – С. 178-179.
• Ковалев Е.М. Штейнберг И.Е. Качественные методы в полевых исследованиях. / Е.М. Ковалев И.Е. Штейнберг – М.: Логос, 1999. – 384 с.
• Кормакова В.Н. Жизненные стратегии в системе профессионального самоопределения личности / В.Н. Кормакова // Наука. Искусство. Культура. – 2016. – №1(9). – С. 154-161
• Легостаева Н. И. Жизненные стратегии” дневной” и” ночной” молодежи Санкт-Петербурга / Н.И. Легостаева // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. – 2013. – №.2(114) – С. 92-97
• Легостаева Н.И. Структура жизненных стратегий современного российского студенчества: автореф. дис. канд. соц. наук: 22.00.04 / Н.И. Легостоева – Санкт-Петербруг, 2012. – 186 с.
• Люббе Г. Историческая идентичность / Г. Люббе // Вопросы философии. – 1994. – №4. – С. 108-113.
• . Магун В.С. О взаимосвязях готовности человека к собственным усилиям и ожидаемой им помощью / В.С. Магун // Психологический журнал. – 1991. – №6.
• Магун В.С. Революция притязаний и изменения жизненных стратегий молодежи: 1985–1995 годы / В.С. Магун // Социологический журнал. – 1996. – № 3/4. – С. 29–48.
• Магун В.С. Энтовагов М.С. Структура и межпоколенная динамика жизненных притязаний молодежи и стратегий их рессурсного обеспечения: 1985-2001 гг. / В.С. Магун М.С. Энтовагов // Вестник общественного мнения. Данные. Анализ. Дискуссии. – 2004. – №4.
• Митин Д.Н. Образовательная (учебная) миграция: понятие, проблемы и пути решения / Д.Н. Митин //Вестник РУДН. – 2010. – №3. – С. 123-133.
• Муздыбаев К. Жизненные стратегии современной молодежи: межпоколенческий анализ / К. Муздыбаев //Журнал социологии и социальной антропологии. – 2004. – Т. 7. – №. 1. – С. 175-189
• Наумова Н.Ф. Жизненная стратегия человека в переходном обществе / Н.Ф. Наумова // Социологический журнал. – 1995. – № 2. – С. 5-22.
• Немировская А.В. Структура и динамика жизненных ориентаций населения в контексте реформирования российского общества / А.В. Немировская // Вестник Красноярского государственного университета. Серия Гуманитарные науки. Красноярск. – 2005. – №6. – С. 86-89.
• Осипова Л.Б., Энвери Л.А. Жизненные стратегии современной молодежи /Л.Б. Осипова, Л.А. Энвери // Вестник ВятГУ. – 2012. – С.106-109.
• Осипова Л.Б., Энвери Л.А. Жизненные стратегии молодежи: опыт социологического исследования / Л.Б. Осипова, Л.А. Энвери // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. – 2016. – №4(46). – С.108-129.
• Оже М. Не-места. Введение в антропологию гипермодерна / М. Оже – «НЛО», 1992 – (Studia Urbanica) – 55c.
• Путилова Е.Г. Эволюция биографического метода: особенности проведения online интервью / Е.Г. Путилова // Ученые записки ОГУ. Серия: Гуманитарные и социальные науки. – 2015. – №2. – С.22-26.
• Рубцова Е.П. «Жизненные стратегии» молодежи: проблемы определения в социологическом дискурсе / Е.П. Рубцова // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 1: Регионоведение: философия, история, социология, юриспруденция, политология, культурология. – 2010. – №1. – С. 86-90.
• Рыбаковский Л.Л. К уточнению понятия «миграция населения» / Л.Л. Рыбаковский // Социологические исследования. – 2016. – №12. – С. 78-83
• Рудакова О.В. Жизненные стратегии современного российского студенчества: автореф. дис. канд. соц. наук: 22.00.04 / О.В. Рудакова – М.: РГСУ. – 2004. – 23 с.
• Резник Т.Е. Резник Ю.М. Жизненные стратегии личности / Т.Е. Резник Ю.М. Резник // Социологические исследования. – 1995. – №. 12. – С. 100-105
• Резник Ю.М. Человек как субъект социального времени: проблема типологии / Ю.М. Резник // Вестник Нижегородского университета им Н.И. Лобачевского. Серия: Социальные науки. – 2012. – №3(27). – С. 144-150.
• Резник Ю.М. Человек как творец собственного времени (памяти П.К. Гречко) / Ю.М. Резник // ЛКО. – 2016. – Т. 18. – Вып. 1-2 (№№ 89-90). – С. 253-263.
• Саганенко Г.И. Социальное время как значимый фактор эмпирической социологии / Г.И. Саганенко // Журнал социологии и социальной антропологии. – 2002. – №4. – С. 129-136.
• Самофалова Е.И. Особенности изучения образовательной миграции в работах зарубежных авторов / Е.И. Самофалова // Вестник Томского государственного университетата. Философия. Социология. Политология. – 2015. – №1 (29). С. 104-119.
• Семенова В.В. Социальная динамика поколений / В.В. Семенова – М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН). 2009. – 271 с.
• Сохань Л.В. Искусство жизнетворчества. Предназначение. Жизнетворчество. Судьба: Социологические очерки, социально-психологические эссе, интервью, глоссарий. / Л.В. Сохань – Киев: Издательским Дом Дмитрия Бураго, 2010. – 576 с.
• Страусс А. Корбин Дж. Основы качественного исследования: обоснованная теория, процедуры и техники. / А. Страусс Дж. Корбин – М.: Эдиториал УРСС. 2001. – 256 с.
• Тельнова Н.А. Онтологические и гносеологические основания социальной идентичности/ Н.А. Тельнова // Logos et Praxis. – 2012. – №1. – С. 33-38.
• Тишков В.А. Бараш Р.Э. Степанов В.В. Идентичность и жизненные стратегии студенчества в России / В.А. Тишков Р.Э. Бараш В.В. Степанов // Социологические исследования. – 2017. – № 8. – С. 81-87
• Трегубова Н.Д. Стариков В.С. Образовательная миграция и этносоциальные конфликты в вузах России, Украины и США / Н.Д. Трегубова В.С. Стариков // Мониторинг. – 2017. – №1. – С.121-139
• Уваров Е.А. Влияние осмысленности жизни на выстраивание временной перспективы современной молодежью / Е.А. Уваров // Вестник Тамбовского университета. Серия: Общественные науки. – 2017. – №1 (9). – С. 66-74
• Улановский А.М. Качественные исследования: подходы, стратегии, методы / А.М. Улановский // Психологический журнал. – 2009. – №2. – С. 18-28.
• Урри Дж. Социология за пределами общества. Виды мобильностей для XXI столетия / Дж. Урри – М.: Изд. дом «ВШЭ», 2012. – 336 с.
• Фомичёв П.Н. Современные социологические теории социального времени: науч.-аналит. обзор. –М.: ИНИОН РАН, 1993. – 46 с.
• Хафизова Н.А. Антропология воли и гендерные жизненные стратегии / Н.А. Хафизова // Культура и искусство. – 2016. – №4(34). – C. 430
• Цылев В.Р. Особенности жизненных стратегий жителей поселков Кольского Севера / В.Р. Цылев // Проблемы развития территории. – 2015. – №4(78). – С. 113-127
• Шмерлина И.А. Свободное время — навязанное пространство жизни? / И.А. Шмерлина // Социальная реальность. – 2007. – № 8. – С. 5-31
• Штомпель Л.А. Индивидуализация времени / Л.А. Штомпель // Хронос и темпус (Природное и социальное время: философский, теоретический и практический аспекты): сб. науч. тр. / под ред. В.С. Чуракова. Серия «Библиотека времени». Выпуск 6. – Новочеркасск: НОК. 2009. – 356 с.
• Штомпка П. Социология социальных изменений. / П. Штомпка Пер. с англ. – М. 1996. – 416 с.
• Шубрт И. Идея времени как социальной категории Э. Дюркгейма: взгляд на одну теоретическую загадку / И. Шубрт // Социологические исследования. – 2016. – № 8. – С. 98-106.
• . Шубрт И. Концепция социального времени в социологии – перспективный подход или теоретический тупик? / И. Шубрт // Социологические исследования. – 2015. – № 4. – С. 3-11.
• Ядов В.А. Стратегии и методы качественного анализа данных / В.А. Ядов // Социология: методология, методы, математическое моделирование (4М). – 1991. – Том 0. – №1. – С.14-31
• Ярская-Смирнова В.Н. Калайджан А.А. Социальное время в контексте исследования молодежи российского провинциального города / В.Н. Ярская-Смирнова А.А. Калайджян // Известия Уральского федерального университета. Сер. 1, Проблемы образования, науки и культуры. – 2016. – Т. 22, № 4 (156). – С. 196-202.
• Исследование РБК и ВШЭ: сколько зарабатывают и тратят петербургские вузы [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.rbc.ru/spb_sz/02/11/2017/59fafff49a794706a3592555 . – (Дата обращения: 28.03.2019)
• Карданова: Санкт-Петербург стал лидером образовательной миграции в РФ [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://na.ria.ru/20150127/1044484728.html . – (Дата обращения: 28.03.2019).
• Официальный сайт администраии Санкт-Петербурга. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.gov.spb.ru/gov/otrasl/c_science/statistic . – (Дата обращения: 28.03.2019)
Последние выполненные заказы
Хочешь уникальную работу?
Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!