Жаргонная лексика в молодежном сериале: функциональный и лингвокультурологический аспекты

Ли Чуньянь
Бесплатно
В избранное
Работа доступна по лицензии Creative Commons:«Attribution» 4.0

Данная работа посвящена исследованию молодежного жаргона как феномена современной культуры. Для раскрытия выбранной темы использовался кинотекст современных молодежных сериалов, отражающих быт и проблемы молодого поколения XXI века. Основой исследования послужили данные популярного телесериала «Филфак», 2017 года выпуска, который повествует о жизни студентов в мегаполисе. Понятие «жаргон» возникло не так давно, сейчас этот социолект активно развивается и претерпевает перманентные изменения. Для изучения живой русской речи необходимо обращать особое внимание на субкультурную лексику, такую как сленг, жаргон и арго. Теоретическая часть исследования раскрывает данные понятия, а также выявляет роль кинотекста в изучении русской разговорной речи. Практическая значимость представленной магистерской диссертации обусловлена необходимостью лексикографического описания жаргонных слов и выражений, помогающего сформировать представление о языковых личностях сериала, выявить распространенные в кругах молодежи тематические группы лексики и определить область функционирования жаргонизмов в культуре молодых людей.

Студенческий жаргон является неотъемлемой частью языковой системы, он присутствует во всех культурах, поэтому исследование студенческого жаргона необходимо для международной коммуникации. Знание студенческого жаргона позволяет охарактеризовать мышление и мировоззрение молодежи той или иной страны. Изучение русских жаргонизмов на фоне молодежных телесериалов помогает понять культуру российской студенческой молодежи, использующей жаргон.
Молодежный жаргон меняется чрезвычайно быстро, так как отражает последние тенденции в языке и речи. Именно поэтому исследование молодежного жаргона особенно актуально: изучение жаргонизмов позволяет понять происходящие в языке процессы. В настоящее время изучение молодежного жаргона, в том числе жаргонизмов студенческой молодежи, является одной из интереснейших областей лингвистики. Молодежный жаргон рассматривают с различных точек зрения: исследуются особенности его формирования и функционирования (Н.Н. Беседова, И.А. Грачев, Г.Г. Никитина).
Актуальность исследования обусловлена тем, что изучение жаргонизмов студенческой молодежи является одной из интереснейших областей лингвистики. Изучение молодежного жаргона, который отражает последние тенденции в языке и речи, помогает понять происходящие в языке процессы. Самые новые обновления в языке приходятся на разговорную лексику, в том числе и молодежную. Несмотря на большое количество работ, посвященных ее изучению, существует много вопросов, требующих дополнительного и досконального разбора. Исследование дает представление о речи молодежи и о процессах, которые происходят в лексике (на примере речи студентов в современном молодежном сериале).
Научная новизна. Несмотря на появившееся в последнее время значительное количество исследований, посвященных жаргонной речи и молодежному жаргону, многие относящиеся к данной тематике проблемы нуждаются в дальнейшей разработке, в частности – функционирование жаргонизмов в речи студенческой молодежи и их особенности в разных языках.
Объект:исследования: жаргонизмы студенческой молодежи.
Предмет: функциональные и лингвокультурологические особенности жаргонизмов в речи студенческой молодежи.
Цель исследования – используя лингвокультурологический подход к изучению лексического состава молодежного жаргона, выявить особенности функционирования жаргонизмов в русском языке в кинотексте молодежного сериала.
В соответствии с целью ставятся следующие задачи:
определить понятие «жаргон», «студенческий молодежный жаргон», установить место студенческого молодежного жаргона в системе современного русского языка;
выявить основные лексико-семантические группы студенческого молодежного жаргона;
cоставить портрет языковых личнестей героев телесериала на основе употребления ими жаргонных единиц;
рассмотреть особенности функционирования этих групп.
Гипотеза:
Жаргонизмы, активно функционирующие в речи современной студенческой молодежи, составляют неотъемлимую часть студенческой разговорной речи.
Границы между студенческим и молодежным жаргоном не являются чёткими, наиболее активно используются разговорная лексика из тематических групп жизни, быта, любви, что отражено в языке современных молодежных сериалов.
Положения, выносимые на защиту:
В каждой обособленной социальной группе, такой как студенческая, которая использует жаргонную лексику, существует разделение речи на тематические группы, относящиеся к разным сторонам жизни; изучение этих групп позволяет определить сферу функционирования жаргонизмов.
Популярные жаргонные слова и выражения формируют языковую картину молодежного общества.
Современный телесериал можно рассматривать с лингвистической точки зрения в качестве материала для исследования групп жаргонных слов и выражений, определения понятия «языковая личность» и выявления лингвокультурологического аспекта молодежного жаргона.
Выявление популярных жаргонных слов и выражений в молодежном сериале позволяет определить тенденции в языке молодежи.
На основании жаргонного лексикона персонажа сериала можно обрисовать языковую личность современного молодежного человека, определить его осознаваемый социальный статус, кругозор и оценить эмоциональную стабильность.
В последнее время речь женщин имеет тенденцию к огрублению речи, становится все более жесткой и техничной.
Научные методы: описательный, семантический анализ, сопоставительный и типологический.
Теоретическая значимость работы состоит в определении функциональных и лингвокультурологических особенностей молодежного студенческого жаргона, а также в разграничении понятий «молодежный жаргон» и «студенческий жаргон».
Практическая значимость работы состоит в том, что результаты исследования могут использоваться в обучении при совершенствовании коммуникативных навыков в разговорной молодежной среде иностранных студентов, изучающих русский язык. Высокая частотность жаргонизмов в современном молодежном дискурсе, снижающая культурноречевой уровень окружающей студентов-иностранцев языковой среды и при этом осложняющая усвоение ими живой русской речи, значительно затрудняет изучение иностранцами разговорной молодежной лексики. Решением этой проблемы может стать сбор актуального материала о процессах образованиях новых жаргонных слов и выражений, ориентированный на изучающих русский язык как иностранный и позволяющего пользователю сформировать навыки правильного восприятия субстандартных русских лексем названного разряда.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.

Язык существенно изменяется ежегодно, ежечасно, ежесекундно прямо на наших глазах. Перемены в языке есть зеркальное отражение событий и процессов, происходящих в обществе. Молодежный жаргон является показателем развития и обновления общенародного языка.
Жаргон есть неотъемлемой частью разговорной речи, даже такие именитые писатели, как А.С. Пушкин, которого считают родоначальником русского литературного языка, и в дружеских письмах, и в сочинениях свободно использует слова из разных слоев русской лексики: «…Написал я прозою 5 повестей, от которых Баратынский ржет и бьется». Следовательно, нельзя относиться к жаргонной лексике, как к явлению, которое только снижает уровень вербального общения.
В диссертационной работе на основе современного молодежного сериала «Филфак» 2017 года выпуска был произведен анализ культуры и речи молодого поколения по общеразговорному социолекту – жаргону, отличающимся специфической лексикой и фразеологией, обладающим высоким уровнем экспрессивности и особым использованием лексем.
Основные итоги выполненной работы заключаются в следующем:
– Спомощью жаргона молодые люди стараются обособиться от остального социума, утвердить себя как личность и закрепиться в новом обществе. Жаргон несет функцию обособления, что означает наличие слов и выражений, понятных только данной субкультуре, что подтверждает вывод об отходе молодежи, использующей жаргон, от общепринятых правил. Этим объясняется популярность жаргона среди молодого поколения.
– Языковой портрет современной молодежи, основанный на анализе жаргона, представляется наиболее актуальными, так как жаргон – часто меняющаяся ветвь русского разговорного языка, она постоянно претерпевает изменения, вбирает все новые тенденции человеческой деятельности и отражает все новые аспекты жизни людей.
– Основной характеристикой людей в возрасте от 18 до 25 лет является отказ от консервативных мыслей, протест против авторитетов и установление жизненных принципов, основанных на собственном опыте. Жаргон имеет высокий уровень экспрессивности и постоянно изменчив, он противостоит нормированному языку; изучение современного состояния языка неизбежно должно включать изучение жаргона.
– Жаргон подразделяется на различные тематические группы, соответствующие интересам молодых людей. На основаниитем, волнующих молодых людей, можно заключить, что представляет собой культура молодежи и определить область функционирования жаргонизмов. В нашей работе основными функциями жаргонной лексики является номинация, адаптация, коммуникация, опознавание, рекреация, преодоление страхов, протест, самоутверждение.
– Молодежный сериал, как правило, приближен к языку молодежи и может служить средством его изучения. Сопоставительным анализом были выявлены различия между героями сериала в использовании ими субстандартных лексем русского языка. Так, жаргон гораздо чаще замечен в речи молодых людей, нежели девушек. Также установлено, что женский лексикон более приближен к мужскому, если в нем присутствует большое количество жаргонных единиц.
– Молодые люди и девушки в равной степени употребляют слова из тематических групп, таких как любовь, отношения, учеба, эмоции, быт, поведение. У молодых людей больше преобладает группа «Компьютер, интернет, игры», в то время как темы, интересующие девушек, не включают в себя жаргонные единицы.
В качестве рекомендаций по применению результатов диссертации рекомендуется включить жаргонную группу слов в состав программы обучения русского языка для студентов-иностранцев, так как жаргон занимает важное место в разговорной живой речи и усвоение жаргонных единиц поможет молодым людям быстрее освоиться в новой среде и легче принять языковые особенности русского языка.
Перспективы дальнейшей разработки темы состоят в продолжении изучения жаргона на основе другого молодежного сериала и сравнении результатов исследования для уточнения и расширения уже исследованного материала;в продолжении изучения уже имеющегося материала, предложении новых вариантов классификации жаргона;в изучении отрицательного влияния жаргона на литературную речь.

Заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 5 000 ₽

Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

    Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных и с правилами пользования Платформой

    Хочешь уникальную работу?

    Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!

    Рима С.
    5 (18 отзывов)
    Берусь за решение юридических задач, за написание серьезных научных статей, магистерских диссертаций и дипломных работ. Окончила Кемеровский государственный универси... Читать все
    Берусь за решение юридических задач, за написание серьезных научных статей, магистерских диссертаций и дипломных работ. Окончила Кемеровский государственный университет, являюсь бакалавром, магистром юриспруденции (с отличием)
    #Кандидатские #Магистерские
    38 Выполненных работ
    Катерина В. преподаватель, кандидат наук
    4.6 (30 отзывов)
    Преподаватель одного из лучших ВУЗов страны, научный работник, редактор научного журнала, общественный деятель. Пишу все виды работ - от эссе до докторской диссертации... Читать все
    Преподаватель одного из лучших ВУЗов страны, научный работник, редактор научного журнала, общественный деятель. Пишу все виды работ - от эссе до докторской диссертации. Опыт работы 7 лет. Всегда на связи и готова прийти на помощь. Вместе удовлетворим самого требовательного научного руководителя. Возможно полное сопровождение: от статуса студента до получения научной степени.
    #Кандидатские #Магистерские
    47 Выполненных работ
    Вики Р.
    5 (44 отзыва)
    Наличие красного диплома УрГЮУ по специальности юрист. Опыт работы в профессии - сфера банкротства. Уровень выполняемых работ - до магистерских диссертаций. Написан... Читать все
    Наличие красного диплома УрГЮУ по специальности юрист. Опыт работы в профессии - сфера банкротства. Уровень выполняемых работ - до магистерских диссертаций. Написание письменных работ для меня в удовольствие.Всегда качественно.
    #Кандидатские #Магистерские
    60 Выполненных работ
    Кирилл Ч. ИНЖЭКОН 2010, экономика и управление на предприятии транс...
    4.9 (343 отзыва)
    Работы пишу, начиная с 2000 года. Огромный опыт и знания в области экономики. Закончил школу с золотой медалью. Два высших образования (техническое и экономическое). С... Читать все
    Работы пишу, начиная с 2000 года. Огромный опыт и знания в области экономики. Закончил школу с золотой медалью. Два высших образования (техническое и экономическое). Сейчас пишу диссертацию на соискание степени кандидата экономических наук.
    #Кандидатские #Магистерские
    692 Выполненных работы
    Елена Л. РЭУ им. Г. В. Плеханова 2009, Управления и коммерции, пре...
    4.8 (211 отзывов)
    Работа пишется на основе учебников и научных статей, диссертаций, данных официальной статистики. Все источники актуальные за последние 3-5 лет.Активно и уместно исполь... Читать все
    Работа пишется на основе учебников и научных статей, диссертаций, данных официальной статистики. Все источники актуальные за последние 3-5 лет.Активно и уместно использую в работе графический материал (графики рисунки, диаграммы) и таблицы.
    #Кандидатские #Магистерские
    362 Выполненных работы
    Лидия К.
    4.5 (330 отзывов)
    Образование высшее (2009 год) педагог-психолог (УрГПУ). В 2013 году получено образование магистр психологии. Опыт преподавательской деятельности в области психологии ... Читать все
    Образование высшее (2009 год) педагог-психолог (УрГПУ). В 2013 году получено образование магистр психологии. Опыт преподавательской деятельности в области психологии и педагогики. Написание диссертаций, ВКР, курсовых и иных видов работ.
    #Кандидатские #Магистерские
    592 Выполненных работы
    Алёна В. ВГПУ 2013, исторический, преподаватель
    4.2 (5 отзывов)
    Пишу дипломы, курсовые, диссертации по праву, а также истории и педагогике. Закончила исторический факультет ВГПУ. Имею высшее историческое и дополнительное юридическо... Читать все
    Пишу дипломы, курсовые, диссертации по праву, а также истории и педагогике. Закончила исторический факультет ВГПУ. Имею высшее историческое и дополнительное юридическое образование. В данный момент работаю преподавателем.
    #Кандидатские #Магистерские
    25 Выполненных работ
    Анна К. ТГПУ им.ЛН.Толстого 2010, ФИСиГН, выпускник
    4.6 (30 отзывов)
    Я научный сотрудник федерального музея. Подрабатываю написанием студенческих работ уже 7 лет. 3 года назад начала писать диссертации. Работала на фирмы, а так же помог... Читать все
    Я научный сотрудник федерального музея. Подрабатываю написанием студенческих работ уже 7 лет. 3 года назад начала писать диссертации. Работала на фирмы, а так же помогала студентам, вышедшим на меня по рекомендации.
    #Кандидатские #Магистерские
    37 Выполненных работ
    user1250010 Омский государственный университет, 2010, преподаватель,...
    4 (15 отзывов)
    Пишу качественные выпускные квалификационные работы и магистерские диссертации. Опыт написания работ - более восьми лет. Всегда на связи.
    Пишу качественные выпускные квалификационные работы и магистерские диссертации. Опыт написания работ - более восьми лет. Всегда на связи.
    #Кандидатские #Магистерские
    21 Выполненная работа

    Другие учебные работы по предмету

    Видовые различия в русской речи польских и чешских студентов
    📅 2021год
    🏢 Санкт-Петербургский государственный университет
    Фразеологические единицы в политическом дискурсе
    📅 2021год
    🏢 Санкт-Петербургский государственный университет