Особенности китайского e-менеджмента: социологический анализ
Данная магистерская диссертация посвящена относительно новому и неизученному в Китае феномену «е-менеджменту». Широкое внедрение компьютеров не только в сферу жизни, но и в сферу производства меняет систему управления предприятием. Китай сделал заметные успехи по внедрению е-менеджмента: он полностью отказался от бумажного делопроизводства и активно развивает электронную торговлю. Обе меры способствуют становлению нового общества: противостоят централизации руководства, делают управление открытым, однако, непосредственно внедрение е-менеджмента только зарождается. Проведенные автором исследования: анализ действующего законодательства, опрос работников предприятий, внедривших систему электронного офиса, а также анализ сайтов предприятий, показывают, что это – важные и существенные шаги, но пока еще не сам е-менеджмент, т.е. система управления пока остается непоколебимой: она иерархиезирована, мнение коллектива и персонала практически не учитывается в принятии решений.
Актуальность:
Современное общество характеризуется широким внедрением информационных технологий во все сферы жизнедеятельности, не говоря уже о процессе производства. Формируется новый этап в развитии цивилизации – информационное общество. Все страны мира развивают у себя компьютерные технологии. Китай, несмотря на то, что он вступил в информационную эпоху позднее других, в настоящее время занимает одну их лидирующих позиций.
К концу 2017 года число пользователей интернета в Китае увеличилось на 772 млн. человек, что составило 55.8% нселения страны и превысило среднемировой показатель (51,7%) на 4,1 пункта. Оно является одним из самых высоких в Азии и выше среднеазиатского – на 9.1%. Число пользователей интернетом в Китае постоянно растет, что делает жизнь китайских людей все более богатой и удобной.
Диаграмма 1
1. Тема е-менеджмента крайне актуальна для Китая, страны, где интернет технологии и компьютеризация получили широкое распространение, стали существенной частью экономики. Однако, идеи Конфуцианства, в частности принципы иерархиезированности и клановости как основ общественного устройства, сдерживают его внедрение, а соответственно и открытость, демократизацию управления.
2. Интернет (и е-менеджмент) это не просто новое средство коммуникации, это объективная предпосылка качественного изменения общества. Применительно к нашей теме важно, что он изменяет и принципы управления предприятием, инициируя коллективное принятие решений, подотчетность руководителей в своих действиях.
3. Методологическими предпосылками диссертационного исследования являются, во-первых, аутопойесисный подход Н.Лумана, актуализирующий роль коммуникации как постоянного источника саморазвития и фактора, преобразующего общество. Во-вторых, это идеи П.Друкера, обосновавшего принципиальное отличие современного менеджмента как процесса коллективного творчества и усилий.
4. Изучение интернета – одно из популярных направлений исследований китайских ученых, для объединения усилий ученых в стране издается несколько профильных журналов по тематике: «Автоматизация офиса», «Программные услуги». Эта дисциплина читается в вузах, по ней издаются учебники, по данной тематике проводятся конференции.
5. Учитывая специфику китайской науки, акцентирующей внимание на направлениях, которые имеют прикладное значение, можно выделить 2 направления, причастные к тематике «е-менеджмента»: «электронная коммерция» и «автоматизированный офис». При этом самом термин (е-менеджмент) не используется, а новые отношения в сфере управления предприятием практически не изучаются.
6. Автоматизированный офис, по словам китайского ученого Вэн Женя, это – как правило, обработка документов и управление коммуникациями. Его основу составляют следующие две общие функции, информационная коммуникация и обслуживание, которые в свою очередь, можно разбить на шесть более конкретных: электронная почта, обработка сложных данных типа документа, поддержка, организация коллективной работы и мобильного офиса, контроль за безопасностью персональных данных и производственных данных предприятия, интеграция с бизнес-приложениями». Изучение этого феномена позволяет рассматривать его как начальную стадию электронного менеджмента. Он формирует новый – открытый тип управления, дающий возможность видеть, как и кем принимаются решения, а при желании и принять участие в обсуждении проблем. Однако, в Китае пока ни общество, ни руководители, ни работники не готовы к соучастию в управлении, к обсуждению проблем на научной основе, с тем, чтобы принять «умное» решение.
7. Признавая доминирование экономики в осмыслении роли электронной торговли, нельзя не согласиться на социологический подход к этому феномену. Речь идет о том, что это – особая разновидность горизонтальных производственных коммуникаций, которая самим фактом своего существования подрывает традиционно доминирующие в китайском обществе вертикальные (иерархические) связи.
8. Анализ правительственных документов, изучение структур, регулирующих интернет коммуникации, позволяет выделить следующие этапы институционализации е-менеджмента в Китае: зарождения интернет коммуникаций на предприятии (1995г), развития его предшественников: е-торговли и АО (с 2000 г), зарождения собственно е-менеджмента (с 2013 г.).
9. Правильность описанных выводов подтверждает анализ сайта типичного китайского предприятия. Наш анализ показал потенциал возможностей сайта как одной из технологий е-менеджмента. Он подтвердил успехи нашей страны, практически отказавшейся от бумажного документооборота, сделавшей огромный шаг вперед к открытости процесса управления.
10. Опрос респондентов относительно того, как они относятся к новым тенденциям в управлении, вызванными внедрением АО на предприятии, также подтвердил его превращение в массовую управленческую практику. Одновременно нами были выявлены некоторые специфические (китайские) черты: двойной уровень доступности сайта, неравенство среди работников как его пользователей и неготовность большей части работников, прежде всего старших возрастных групп, к соучастию в управлении.
Последние выполненные заказы
Хочешь уникальную работу?
Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!