Проблемы правового регулирования альтернативных источников энергии в законодательстве Российской Федерации

Макаш Евгения Ержановна
Бесплатно
В избранное
Работа доступна по лицензии Creative Commons:«Attribution» 4.0

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ЮРИДИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ АННОТАЦИЯ магистерской диссертации студента магистратуры по программе «Энергетическое право» ФИО Макаш Евгения Ержановна Тема диссертации «Проблемы правового регулирования альтернативных источников энергии в законодательстве Российской Федерации». Цели и задачи исследования: – определение сущности и понятия возобновляемых источников энергии и основания их поиска; – анализ необходимости использования альтернативных источников энергии; – анализ существующего правового регулирования возобновляемых источников энергии в отечественном законодательстве; – изучение опыта правового регулирования альтернативных источников энергии в зарубежном законодательстве; – раскрытие правовых проблем внедрения применения возобновляемых источников энергии; – выявление путей преодоления проблем по использованию альтернативных источников энергии. Выводы, сделанные по результатам исследования: – возобновляемые источники энергии – это энергия солнца, ветра, тепла, земли, естественного движения водных потоков, энергия биомассы, включающей в себя специально выращенные для получения энергии растения, а также отходы производства и потребления, биогаз, газ, выделяемый отходами производства и потребления на свалках, газ, образующийся на угольных разработках, и другая свободная энергия окружающей среды. Неистощаемость и экологическая чистота этих ресурсов обуславливают необходимость их интенсивного использования. – изучение оснований поиска возобновляемых источников энергии показывает, что для России развитие возобновляемой энергетики актуально по многим причинам: энергообеспечение удаленных районов, так как централизованные системы энергоснабжения охватывают лишь 1/3 территории страны; более половины административных районов энергодефицитны (импортируют энергоресурсы из других регионов); экология многих районов нуждается в поддержании и улучшении; цены и тарифы на топливо и энергию неуклонно и быстро растут, а также тот факт, что ожидается топливный дефицит в традиционной энергетике; – на основании проведенного анализа нормативно-правовой базы в сфере использования возобновляемых источников энергии можно сделать вывод о наличии существенных недостатков и пробелов в существующем правовом регулировании, из-за чего развитие возобновляемой энергетике тормозится и не может составить достойную конкуренцию традиционной энергетике; – изучение зарубежного опыта правового регулирования возобновляемых источников энергии показывает, что страны ЕС, США и СНГ активно используют меры стимулирования использования возобновляемых источников энергии, такие как льготные тарифы, для продажи электроэнергии на возобновляемых источников в сеть, использование зеленых сертификатов для энергии от возобновляемых источников, налоговые льготы, льготные кредиты, поддержка исследований в сфере возобновляемых источников. Внедрение мер стимулирования необходимо и в российском законодательстве для развития возобновляемых источников энергии; – в настоящее время доля возобновляемой энергетики в Российской Федерации – 1%, к 2020 г. планируется 4,5 процента. Но это невозможно без правильной государственной политики и нормативно-правовой базы. Государство должно создать благоприятные условия производителям и потребителям оборудования, такие как свободный доступ на рынок электроэнергии, недискриминационное льготное присоединение к сети, регулирование энергетических тарифов и налогов на выбросы и загрязнение окружающей среды, а также восполнить пробелы в законодательстве. Скорейшее принятие нормативно-правовых актов, направленных на поддержку объектов энергетики, функционирующих на основе использования возобновляемых источников энергии, является необходимой мерой на пути укрепления благоприятной экологической обстановки в Российской Федерации.

Введение…………………………………………………………………………3
1.Понятие альтернативных источники энергии…………..6
1.1. Сущность альтернативных источников энергии в теоретико-историческом аспекте……………………………………………………………6
1.2. Нормативно-правовое основание стимулирования и развития альтернативных источников энергии…………………………………………………………………………..12
2. Правовое регулирование отношений, связанных с использованием альтернативных источников…………………………………………………….20
2.1. Нормативно-правовая база использования альтернативных источников в отечественном законодательстве……………………………………………….20
2.2. Опыт правового регулирования альтернативных источников энергии в зарубежном законодательстве…………………………………………………36
3. Правовые проблемы перспективного использования возобновляемых источников энергии в Россиийской Федерации………………………………………………………………………58
3.1. Правовые проблемы внедрения применения возобновляемых источников энергии…………………………………………………………………………..58
3.2. Пути совершенствования нормативного регулирования использования возобновляемых источников энергии в Российской Федерации…………………………………………………………48
Заключение……………………………………………………………………..62
Приложение……………………………………………………………………..66
Список использованных источников…………………………………………68

Актуальность исследования. В статье 42 Конституции Российской Федерации провозглашено право каждого на благоприятную окружающую среду. По данным ежегодных государственных докладов «О состоянии и об охране окружающей среды Российской Федерации», добыча полезных ископаемых, производство и распределение электроэнергии, газа и воды вносит наиболее значительный вклад в общий объем загрязнения окружающей среды.
Высокое отрицательное влияние топливно-энергетического комплекса (далее – ТЭК) на окружающую среду признаётся в Энергетической стратегии России на период до 2030 года. По общему признанию, снижению вклада ТЭК в загрязнение окружающей среды и сбережению невозобновляемых энергетических природных ресурсов (нефти, газа, угля) способствовало бы развитие альтернативной энергетики.
Альтернативная энергетика – совокупность преспективных способов получения, передачи и использования энергии, которые распространены не так широко, как традиционные, однако представляют интерес из-за выгодности их использования при, как правило, низком риске причинения вреда окружающей среде.
К альтернативным (возобновляемым, нетрадиционным) относятся возобновляемые источники – энергия солнца, ветра, тепла, земли, естественного движения водных потоков, энергия биомассы, включающей в себя специально выращенные для получения энергии растения, а также отходы производства и потребления, биогаз, газ, выделяемый отходами производства и потребления на свалках, газ, образующийся на угольных разработках, и другая свободная энергия окружающей среды.
Энергетическая стратегия называет стратегическими целями использования возобновляемых источников энергии (далее – ВИЭ): сокращение потребления невозобновляемых топливно-энергетических ресурсов и снижение экологической нагрузки от деятельности топливно-энергетического комплекса. Концепция долгосрочного социально-экономического развития предполагает расширение использования возобновляемых источников энергии. Необходимость использования указанных видов энергии определяется их существенной ролью при решении проблем снижения вредных выбросов от энергетических установок в городах и населенных пунктах со сложной экологической обстановкой, а также в местах массового отдыха населения.
Возобновляемые источники энергии (далее-ВИЭ) уже играют важную роль в энергобалансах многих стран мира как развитых, так и развивающихся. В России возобновляемая энергетика, несмотря на обозначенные глобальные тенденции, по-прежнему находится на начальных этапах развития, хотя формирование отрасли ВИЭ способно оказать существенное положительное влияние на российскую экономику. Так, за счет ВИЭ могут быть созданы новые компании и новые рабочие места, новые возможности для развития населенных пунктов, находящихся на изолированных от централизованного электроснабжения территориях.
Энергетический комплекс играет важнейшую роль в российской экономике и является ее стратегической отраслью, поэтому его инновационное развитие и диверсификация имеют особенное значение для всей страны. Без развития новых технологий в энергетике, включая технологии ВИЭ, в ближайшие десятилетия или даже годы Россия рискует утратить свое лидерство в глобальном энергетическом секторе, и ее доходы от энергетики, крайне волатильные и зависимые от большого числа внешних факторов, могут существенно сократиться. Все это обуславливает актуальность темы этой работы.
Цель работы: заключается в углубленном анализе основных теоретических и практических аспектах правового регулирования возобновляемых источников энергии в законодательстве Российской Федерации.
Исходя из поставленной цели задачи работы следующие:
рассмотреть сущность и понятие альтернативных источников энергии в теоретико-историческом аспекте;
проанализировать нормативно-правовое основание поиска альтернативных источников энергии;
охарактеризовать нормативно-правовую базу использования альтернативных источников в отечественном законодательстве;
изучить опыт правового регулирования альтернативных источников энергии в зарубежном законодательстве;
раскрыть правовые проблемы внедрения применения возобновляемых источников энергии;
рассмотреть перспективы использования альтернативных источников энергии.
Объект исследования: общественные отношения, возникающие при использовании возобновляемых источников энергии в законодательстве Российской Федерации
Предмет исследования: нормы международного, зарубежного и российского энергетического права, регулирующие использование возобновляемых источников энергии в законодательстве Российской Федерации.
Методы исследования: Для достижения поставленной цели и решения задач использовались общенаучные и частнонаучные методы познания: исторический, анализа, синтеза, дедукции, индукции, комплексный, системный. А также сравнительно-правовой и нормативно-логический. Использование указанных методов позволило осуществить анализ научных подходов к определению компетенции оперативного работника в ИУ.
Структура работы соответствует поставленной цели и задачам исследования, состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованных источников.

С одной стороны, при населении России, составляющем 2,4% от мировой численности населения, наша страна обладает 12% мировых запасов нефти, 35% мировых запасов газа, 16% мировых запасов угля и 14% урана. Это создает иллюзию, что проблемами использования ВИЭ заниматься в России не нужно. Однако, несмотря на богатство органических ресурсов, половина регионов России испытывает дефицит энергии, а в некоторых районах ситуация критическая. Сегодня в стране газифицировано только около 50% населенных пунктов, а свыше 75% территории не имеет централизованного энергоснабжения и туда приходится завозить топливо.
Проведенное позволяет вывод, что обладает огромными возобновляемой энергетики.
На основании проведенного исследования, рассмотрев подробно опыт нормативного регулирования как российского, так и зарубежного законодательства, можно прийти к следующим выводам:
1) В Российской Федерации есть возможности применения возобновляемых источников энергии на ее территории. Это необходимо, в первую очередь, на отдаленных территориях, куда экономически невыгодно и сложнее проводить электричество, и в рекреационных зонах, где повышенные требования экологии. Соответственно, вводимые на законодательном льготы как для производителей, так и для потребителей должны устанавливаться с учетом особенностей Российской Федерации.
2) Из анализа действующих нормативно-правовых актов, направленных на развитие и стимулирование использования возобновляемых источников энергии следует, что, в силу отсутствия опыта строительства и эксплуатации объектов, функционирующих на основе использования возобновляемых источников энергии, принятые ранее законодательные акты существенно тормозят развитие альтернативной энергетики на территории Российской Федерации и требуют существенной доработки. Конкретные предложения по изменению законодательства представлены мною в Приложении к данной исследовательской работе.
2) В связи с перспективностью использования возобновляемых источников энергии на территории Российской Федерации должна формироваться нормативно-правовая база. Энергетическая стратегия России на период до 2020 г. установила необходимость принятия федерального закона о возобновляемых ресурсах. Такой закон мог бы определить роли и полномочия властей в осуществлении национальной стратегии.
Новая энергетическая стратегия России на период до 2030 г. отмечает развитие нетопливной энергетики, однако разработку федерального закона о возобновляемых ресурсах не предусматривает.
3) Изучив зарубежный и отечественный опыт правового регулирования, можно сделать вывод, что государственная поддержка развитию возобновляемой энергетике заключается не только в увеличении расходов бюджетных средств, а в создании благоприятных условий производителям и потребителям оборудования, использующих возобновляемые источники энергии. Это, в первую очередь, свободный доступ на рынок электроэнергии, недискриминационное льготное присоединение к электрической сети и регулирование энергетических тарифов и налогов на выбросы и загрязнение окружающей среды.
4) Многие льготы и методы стимулирования уже введены отечественным законодателем, но стоит брать пример с других стран в политике стимулирования использования ВИЭ. Так, в работе был проведен анализ правовой природы «зеленых» сертификатов, как механизма стимулирования генераци энергии на основе ВИЭ, который также требует закнодательного закрепления для определенности действий с ним. Мною было рассмотрено несколько варинтов правовой природы «зеленого» сертификата, но наиболее вероятным и рассмотренным мною подробно является вариант отнесения «зеленого сертификата к виду ценных бумаг, для чего нужно законодательное закрепление.
Автор попытался сформулировать аргументы, а точнее – просуммировать мнения многих российских специалистов, в пользу развития возобновляемой энергетики в России.
К таковым относятся:
– возобновляемая энергетика (ВЭ) – это наиболее быстрый и дешевый способ решения проблем энергоснабжения (электроэнергия, тепло, топливо) удаленных труднодоступных населенных пунктов, не подключенных к сетям общего пользования, фактически речь идет о жизнеобеспечении 10 – 15 млн. человек;
– сооружение энергетических установок возобновляемой энергетики – наиболее быстрый и дешевый способ энергообеспечения предприятий малого и среднего бизнеса, а это дополнительные рабочие места в деревнях и малых городах, где безработица – прямой путь к нищете;
– сооружение объектов возобновляемой энергетики не требует больших единовременных капитальных вложений и осуществляется за короткое время (один – три года) в отличие от 5 – 10-летних периодов строительства объектов традиционной энергетики;
– крупные объекты возобновляемой энергетики – это сокращение дефицита мощности и энергии в дефицитных энергосистемах, т.е. устранение препятствий в развитии промышленности (о справедливости этого тезиса будет сказано ниже);
– развитие возобновляемой энергетики – это развитие инновационных направлений в промышленности, расширение внутреннего спроса на изделия машиностроения, а также расширение экспортных возможностей. Только на основе расширения внутреннего спроса возможно устойчивое развитие страны, как справедливо утверждают настоящие экономисты всех общественных формаций;
– в технологиях возобновляемой энергетики реализуются последние достижения многих научных направлений: метеорологии, аэродинамики, электроэнергетики, теплоэнергетики, генераторо- и турбостроения, микроэлектроники, силовой электроники, нанотехнологий, материаловедения, автоматики и т.д. В свою очередь, развитие наукоемких технологий имеет значительный социальный и макроэкономический эффект в виде создания дополнительных рабочих мест за счет расширения научной и производственной, строительной и эксплуатационной инфраструктуры;
– создание возможности экспорта наукоемкого оборудования;
– повышение экологической безопасности в локальных территориях, т.е. снижение вредных выбросов от электрических и тепловых установок, что особенно актуально для городов со сложной экологической обстановкой, мест массового отдыха населения, санаторно-курортных местностей и заповедных зон;
– повышение энергетической безопасности субъектов РФ за счет диверсификации их топливно-энергетического баланса;
– отсутствие потенциальной опасности техногенной катастрофы при любом виде разрушения энергоустановок на базе ВИЭ;
– неисчерпаемость ресурсов ВИЭ.
И наконец, не последним аргументом в пользу развития возобновляемой энергетики является тот факт, что она успешно развивается более чем в 80 странах, среди которых есть богатые и бедные, развитые и развивающиеся, северные и южные, импортирующие и экспортирующие топливо. Во всех этих странах развитие возобновляемой энергетики является приоритетной государственной задачей.

Приложение.

Предложения по изменению законодательства.

1) Изменение законодательства о технологическом присоединении объектов энергетики Предлагается внести изменение в Постановление Правительства РФ от 27.12.2004 № 861 «Об утверждении Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям», дополнив пп. б. пункта 16 абзацем следующего содержания: «Для заявителей – владельцев генерирующих объектов, функционирующих на основе использования возобновляемых источников энергии установить срок технологического присоединения на срок не более шести месяцев.»
2) Изменение законодательства о квалификации генерирующих объектов, функционирующих на основе использования возобновляемых источников энергии, в частности, предлагается абзац 5 пункта 5 Постановления Правительства РФ от 03.06.2008 №426 «О квалификации генерирующего объекта, функционирующего на основе использования возобновляемых источников энергии» изложить в следующей редакции: «- Разделы 1 и 5 проектной документации на генерирующий объект;», то есть сократить требуемую проектную документацию, состоящую из 12 разделов до 2, так как наличие двух разделов отвечает установленным целям квалификации.
3)Изменение законодательства в части, регламентирующей процедуру допуска к торговле электрической энергией на оптовом рынке электроэнергии. Предлагается внести изменения в пункт 197 Постановления Правительства Российской Федерации от 28.05.2013 № 449 «О механизме стимулирования использования возобновляемых источников энергии на оптовом рынке электрической энергии и мощности», изложив его в следующей редакции: «К участию в отборе проектов допускаются только участники оптового рынка, зарегистрировавшие условную группу (группы) точек поставки на оптовом рынке в отношении генерирующего объекта, строительство которого предполагается по итогам отбора проектов, а также выполнившие требования, необходимые для допуска к участию в отборе проектов, установленные настоящими Правилами и договором о присоединении к торговой системе оптового рынка.
4) Изменения законодательства, регламентирующего порядок проведения конкурсных отборов инвестиционных проектов по строительству объектов, функционирующих на основе использования возобновляемых источников энергии.
Предлагается изменить пп.1 пункта 204 Постановления Правительства Российской Федерации от 28.05.2013 № 449 «О механизме стимулирования использования возобновляемых источников энергии на оптовом рынке электрической энергии и мощности», изложив его в следующей редакции: «1) предлагаемый способ и величину обеспечения исполнения обязательств участника, возникающих по результатам отбора проектов, включая, но, не ограничиваясь, предоставление поручительства третьих лиц – поставщиков оптового рынка, совокупная установленная мощность генерирующих объектов которых превышает 2 500 МВт, банковскую гарантию.»

Нормативно правовые акты.
1.Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993)// Собрании законодательства РФ.2014, № 31, ст. 4398.
2.Федеральный от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» // СЗ РФ. 2003. № 13. Ст. 1177.
3. Правительства Российской Федерации от 23.01.2015 № 47 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам стимулирования использования возобновляемых источников энергии на розничных рынках электрической энергии» // СЗ РФ. 2015. № 5. Ст. 827.
4. Правительства Российской Федерации от 20.10.2010 № 850 «Об утверждении критериев для предоставления из федерального бюджета субсидий в порядке компенсации стоимости технологического присоединения генерирующих объектов с установленной генерирующей мощностью не более 25 МВт, признанных квалифицированными объектами, функционирующими на основе использования возобновляемых источников энергии, лицам, которым такие объекты принадлежат на праве собственности или на ином законном основании» // СЗ РФ. 2010. № 43. Ст. 5518.
5. Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 № 321 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Энергоэффективность и развитие энергетики» // СЗ РФ. 2014. № 18 (ч. III). Ст. 2167.
6.Постановление Правительства Российской Федерации от 03.06.2008 № 426 «О квалификации генерирующего объекта, функционирующего на основе использования возобновляемых источников энергии» // «Собрание законодательства РФ». – 09.06.2008. – № 23. – ст. 2716.
7.Постановление Правительства Российской Федерации от 28.05.2013 № 449 «О механизме стимулирования использования возобновляемых источников энергии на оптовом рынке электрической энергии и мощности» // «Собрание законодательства РФ». – 10.06.2013. – № 23. – ст. 2909.
8.Постановление Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178 «О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике» // «Собрание законодательства РФ». – 23.01.2012. – № 4. – ст. 504.
9.Постановление Правительства Республики Казахстан от 12.06.2014 № 645 «Об утверждении фиксированных тарифов» // Казахстанская правда. 2014. 12 июня. № 116 (27737); Официальный сайт информационно-правовой системы. URL: www.o№li№e.zako№.kz/docume№t/?doc_id=31566351
10.Распоряжение Правительства РФ от 08.01.2009 № 1-р «Об основных направлениях государственной политики в сфере повышения энергетической эффективности электроэнергетики на основе использования возобновляемых источников энергии на период до 2020 года» // «Собрание законодательства РФ». – 26.01.2009. – № 4. – ст. 515.
11.Закон Республики Саха (Якутия) от 27.11.2014 1380-З № 313-V «О возобновляемых источниках энергии Республики Саха (Якутия)». URL: www.iltume№.ru/№ode/13811.

Заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 5 000 ₽

Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

    Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных и с правилами пользования Платформой

    Последние выполненные заказы

    Хочешь уникальную работу?

    Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!

    Шагали Е. УрГЭУ 2007, Экономика, преподаватель
    4.4 (59 отзывов)
    Серьезно отношусь к тренировке собственного интеллекта, поэтому постоянно учусь сама и с удовольствием пишу для других. За 15 лет работы выполнила более 600 дипломов и... Читать все
    Серьезно отношусь к тренировке собственного интеллекта, поэтому постоянно учусь сама и с удовольствием пишу для других. За 15 лет работы выполнила более 600 дипломов и диссертаций, Есть любимые темы - они дешевле обойдутся, ибо в радость)
    #Кандидатские #Магистерские
    76 Выполненных работ
    Александра С.
    5 (91 отзыв)
    Красный диплом референта-аналитика информационных ресурсов, 8 лет преподавания. Опыт написания работ вплоть до докторских диссертаций. Отдельно специализируюсь на повы... Читать все
    Красный диплом референта-аналитика информационных ресурсов, 8 лет преподавания. Опыт написания работ вплоть до докторских диссертаций. Отдельно специализируюсь на повышении уникальности текста и оформлении библиографических ссылок по ГОСТу.
    #Кандидатские #Магистерские
    132 Выполненных работы
    Кормчий В.
    4.3 (248 отзывов)
    Специализация: диссертации; дипломные и курсовые работы; научные статьи.
    Специализация: диссертации; дипломные и курсовые работы; научные статьи.
    #Кандидатские #Магистерские
    335 Выполненных работ
    Логик Ф. кандидат наук, доцент
    4.9 (826 отзывов)
    Я - кандидат философских наук, доцент кафедры философии СГЮА. Занимаюсь написанием различного рода работ (научные статьи, курсовые, дипломные работы, магистерские дисс... Читать все
    Я - кандидат философских наук, доцент кафедры философии СГЮА. Занимаюсь написанием различного рода работ (научные статьи, курсовые, дипломные работы, магистерские диссертации, рефераты, контрольные) уже много лет. Качество работ гарантирую.
    #Кандидатские #Магистерские
    1486 Выполненных работ
    Татьяна М. кандидат наук
    5 (285 отзывов)
    Специализируюсь на правовых дипломных работах, магистерских и кандидатских диссертациях
    Специализируюсь на правовых дипломных работах, магистерских и кандидатских диссертациях
    #Кандидатские #Магистерские
    495 Выполненных работ
    Евгения Р.
    5 (188 отзывов)
    Мой опыт в написании работ - 9 лет. Я специализируюсь на написании курсовых работ, ВКР и магистерских диссертаций, также пишу научные статьи, провожу исследования и со... Читать все
    Мой опыт в написании работ - 9 лет. Я специализируюсь на написании курсовых работ, ВКР и магистерских диссертаций, также пишу научные статьи, провожу исследования и создаю красивые презентации. Сопровождаю работы до сдачи, на связи 24/7 ?
    #Кандидатские #Магистерские
    359 Выполненных работ
    Дмитрий К. преподаватель, кандидат наук
    5 (1241 отзыв)
    Окончил КазГУ с красным дипломом в 1985 г., после окончания работал в Институте Ядерной Физики, защитил кандидатскую диссертацию в 1991 г. Работы для студентов выполня... Читать все
    Окончил КазГУ с красным дипломом в 1985 г., после окончания работал в Институте Ядерной Физики, защитил кандидатскую диссертацию в 1991 г. Работы для студентов выполняю уже 30 лет.
    #Кандидатские #Магистерские
    2271 Выполненная работа
    Рима С.
    5 (18 отзывов)
    Берусь за решение юридических задач, за написание серьезных научных статей, магистерских диссертаций и дипломных работ. Окончила Кемеровский государственный универси... Читать все
    Берусь за решение юридических задач, за написание серьезных научных статей, магистерских диссертаций и дипломных работ. Окончила Кемеровский государственный университет, являюсь бакалавром, магистром юриспруденции (с отличием)
    #Кандидатские #Магистерские
    38 Выполненных работ
    Александр Р. ВоГТУ 2003, Экономический, преподаватель, кандидат наук
    4.5 (80 отзывов)
    Специальность "Государственное и муниципальное управление" Кандидатскую диссертацию защитил в 2006 г. Дополнительное образование: Оценка стоимости (бизнеса) и госфин... Читать все
    Специальность "Государственное и муниципальное управление" Кандидатскую диссертацию защитил в 2006 г. Дополнительное образование: Оценка стоимости (бизнеса) и госфинансы (Казначейство). Работаю в финансовой сфере более 10 лет. Банки,риски
    #Кандидатские #Магистерские
    123 Выполненных работы

    Другие учебные работы по предмету

    Секьюритизация инфраструктурных проектов
    📅 2019год
    🏢 Санкт-Петербургский государственный университет
    Отдельные вопросы признания иностранного судебного решения
    📅 2021год
    🏢 Санкт-Петербургский государственный университет
    Фальсификация доказательств по уголовному делу
    📅 2019год
    🏢 Санкт-Петербургский государственный университет
    Раздел имущества супругов
    📅 2019год
    🏢 Санкт-Петербургский государственный университет