Гражданская идентичность и права человека: теоретико-правовой анализ
В работе предпринята попытка осмысления связи прав человека и гражданской идентичности. Рассматриваются две отправные точки анализа соотношения гражданской идентичности и прав человека: личностная и социальная. Личностный аспект гражданской идентичности и прав человека проявляется через категорию свободы. Общественная связь гражданской идентичности и прав человека заключается в осознании прав человека и предъявления требований к государству, к правопорядку к их легитимации. Правовая легитимность – это связующее звено гражданской идентичности и прав человека. Она являет себя в двух реальностях: реальности права, существуя в качестве права-требования и реальности позитивации права, то есть, как рефлексия на закрепленные права человека. Объединить гражданскую идентичность и права человека представляется возможным в контексте дискурсивной теории, что можно проиллюстрировать на уровне рационального дискурса в теориях дискурсивной демократии Р. Алекси и делиберативной демократии Ю. Хабермаса.
Самое общее обозначение проблемы, вынесенное в название исследования, говорит о предметах, полных огромного смысла. Многие ученые-правоведы занимались и продолжают заниматься проблемами, связанными с правами человека. Права человека приобретают новый виток практического развития ввиду технического прогресса: появляется «четвертое поколение» прав человека. Новые вызовы неизменно заставляют ученых заниматься проблематикой прав человека на теоретическом уровне.
Гражданская идентичность, которая продолжает оставаться предметом исследования в последние полвека, продолжает привлекать внимание российских и зарубежных ученых. Ее проблематика находится на стыке юриспруденции, социологии, политологии, психологии и иных отраслевых наук.
В этой связи интересно рассмотреть связь прав человека и гражданской идентичности, выявить проблематику их детерминации, показать методологические проблемы их взаимосвязи на теоретическом уровне знания.
Права человека развиваются, гражданская идентичность способна меняться. Гражданская идентичность также способна к формированию, в том числе под влиянием, целенаправленно. Поэтому на практике крайне актуально различать и усматривать связь гражданской идентичности и прав человека, их взаимную обусловленность, каким образом меняется одно явление под действием другого.
Более того, в современном развивающимся обществе, где правовая культура продолжает расти до известной степени различными темпами, где возрастает роль гражданского общества, а участие в электоральном процессе привлекает внимание и вовлекает в себя все большее число граждан, возрастает общественная и личностная потребность граждан в правах человека. Участники политических движений, акций, некоммерческих организаций, государственные органы и должностные лица все чаще и чаще обращаются к правам человека как гарантии стабильности и целостности общества, его здорового и полноценного развития, принимая те или иные решения.
Охват правового поля гражданской идентичностью предполагает признание власти, признание действующего права, в рамках которых формируются ответы на поставленные выше внутренние вызовы для общества. Так происходит обращение к правам человека как ценности.
Степень научной разработанности проблемы. Сущностью и трактовкой термина «идентичность» занимались следующие ученые: А. Адлер, Р. Брубейкер, П. Бурдье, И. Кон, Э. Фромм, Э. Эриксон. Среди отечественных исследователей проблемами идентичности занимались: В.В. Лапкин, В.И. Пантин, И.С. Семененко, В.А. Ядов.
К вопросам понятия «гражданская идентичность» обращались такие ученые и мыслители, как например Ж.-Ж. Руссо. Среди современных российских исследователей данную проблему разрабатывали: И.В. Вилкова, Е.А. Гришина, А.Ю. Завалишин, И.П. Рязанцев. Кроме того, проблемами гражданской идентичности занимались: И.В. Вилкова, Л.М. Дробижева, И.В. Конода, Е.А. Черных. Изучением прав человека, в том числе понятия прав человека, занимались Д.И. Луковская, А.В. Поляков, И.Л. Честнов, В.А. Четвернин и другие.
Вопросы связи гражданской идентичности и прав человека помогали решить труды следующих авторов: С.И. Архипов, В.В. Денисенко, О.Е. Егоров, А.В. Зайцев, А.В. Зиновьев, О.Ю. Малинова, Д.А. Манаков.
Цель работы: осмысление связи прав человека и гражданской идентичности.
Задачи работы:
• Выявить основные подходы к понятию гражданская идентичность и правам человека;
• Рассмотреть личностный и социальный аспект в соотношении гражданской идентичности и прав человека;
• Охарактеризовать легитимность как связующее звено гражданской идентичности и права человека;
• Рассмотреть гражданскую идентичность в «идеальных» моделях демократии.
Методологическая и теоретическая основа исследования. В работе использовались системный подход, методы логического анализа, метод сравнения.
В работе использовался метод реконструкции дискурсивных теорий, позволяющий объяснить связь гражданской идентичности и прав человека.
Кроме того, использовались труды российских и зарубежных ученых, теоретиков идентичности, а также труды, связанные с исследованием прав человека, легитимности и легитимации права.
Теоретическая значимость работы заключается в том, что положения и выводы работы могут быть полезны для дальнейшей разработки и осмысления проблемы соотношения гражданской идентичности и прав человека. Кроме того, положения и выводы работы могут быть использованы в высших учебных заведениях для подготовки курсов и специальных курсов политологической и юридической направленности, что составляет практическую значимость исследования.
Научная новизна работы определяется как актуальностью, характером проблемы, так и отсутствием специальных и комплексных научных исследований по связи гражданской идентичности и прав человека, а также междисциплинарных научных исследований по указанной проблематике.
Положения, выносимые на защиту:
• Существуют две отправные точки анализа соотношения гражданской идентичности и прав человека: личностная и социальная. Рассмотрение соотношения гражданской идентичности и прав человека сквозь призму обозначенных аспектов важно для понимания самой гражданской идентичности как исследуемого феномена: соотнесение себя с сообществом граждан или с государством. Так, личностный аспект рассматриваемых гражданской идентичности и прав человека проявляется через категорию свободы. Обладание правами человека, их использование способствует формированию гражданской идентичности личности. Свобода же гражданской идентичности личности уже проявляется в выборе возможных альтернатив использования прав человека. Однако гражданская идентичность с течением времени определяется и переопределяется индивидами. Формируемая в процессе коммуникации индивидов гражданская идентичность является продуктом дискурсивного конструирования. Если гражданство как таковое определяется в терминах прав и свобод, которые приобретают люди как представители определенного политического сообщества, и защиту которых берет на себя государство, то гражданская идентичность определяется через осознание, восприятие, видение этих прав и свобод – в качестве тех правил, которые определяют жизнь политического и гражданского сообщества, к которому он принадлежит. Активное использование прав всегда имманентно связано с требованиями признания и защиты политических, социальных и культурных прав различных групп, занимающих подчиненное место в обществе по отношению к властным группам, элитам. Так, гражданская идентичность детерминирует права человека, которые в данном случае выступают в качестве прав-требований. Общественная связь гражданской идентичности и прав человека заключается, таким образом, в осознании прав человека и предъявления требований к государству, к правопорядку к их легитимации. Гражданская идентичность в этому случае проявляется как принадлежность индивидов к сообществу граждан, что предполагает активное использование прав человека.
• Правовая легитимность – это связующее звено гражданской идентичности и прав человека. Так, гражданская идентичность влияет на поведение субъектов исходя из осознания прав человека. Она являет себя в двух реальностях: реальности права, существуя в качестве права-требования и реальности позитивации права, то есть, как рефлексия на закрепленные государством права человека. В реальности права гражданская идентичность проявляется по-разному: внутреннее состояние характеризует гражданскую идентичность как отождествление себя с сообществом граждан (состояние осознания и борьбы за права человека, предъявление прав-требований), внешняя процедура – возможность участия в коммуникации, обеспеченная властным субъектом или законной процедурой, что характеризует гражданскую идентичность как осознание себя гражданином государства – формальная возможность или право участвовать или не участвовать в коммуникации по поводу прав человека. В этом смысле субъекты, осознавая свои права-требования, имеют возможность, в том числе правовую, такие права-требования предъявить властному субъекту. Именно с этим связывается легитимность в праве. Гражданская идентичность также являет себя и в самом процессе легитимации, выступая, как рефлексия на закрепленные законом права человека (реальность позитивации права). Именно в процессе легитимации гражданская идентичность формируется или трансформируется.
• В контексте дискурсивной теории можно объединить гражданскую идентичность и права человека. Участие в коммуникации субъектов по поводу прав человека неизменно предполагает диалог. Диалог в праве – всегда признание «Другого», что составляет категорию гражданской идентичности. Условие диалога – демократический политический режим. Так, рациональный дискурс в теориях дискурсивной демократии Р. Алекси и делиберативной демократии Ю. Хабермаса – это основа: решения принимаются на основе ценностей, рационально обоснованных. Как и у Р. Алекси, по Ю. Хабермасу, участие в диалоге предполагает осознание себя гражданином государства. Так как для Ю. Хабермаса важна лишь демократическая процедура, а не демократические институты, формируемые в процессе дискурса, то участие в самом дискурсе в условиях делиберативной демократии есть долг или обязанность гражданина. Демократичность достигается только тогда, когда все вовлечены в процесс принятия решения, а решение принимается в результате последнего рационального аргумента. С точки зрения же дискурсивной демократии, участвуя в рациональном дискурсе, индивиды осознают себя членами общества для легитимации своих прав (прав человека). Так как критериями легитимации по Р. Алекси является не только справедливая процедура, но и справедливое принятие решения. Процедура призвана убедить собеседника в том, что решение справедливое, морально обоснованное.
При написании работы был систематизирован материал, который собирался из разных источников.
Главная цель работы была достигнута, а именно, осмыслена связь прав человека и гражданской идентичности.
Достижению главной цели исследования способствовало решение поставленных задач:
Выявлены основные подходы к понятию гражданская идентичность и правам человека;
Рассмотрен личностный и социальный аспект в соотношении гражданской идентичности и прав человека;
Охарактеризована легитимность как связующее звено гражданской идентичности и права человека;
Рассмотрена гражданская идентичность в «идеальных» моделях демократии.
Анализ понятий и подходов к гражданской идентичности позволяет выделить ряд признаков, присущих рассматриваемому объекту анализа: отождествление индивида с обществом; характеризует отношение граждан между собой и государством; принадлежность к сообществу граждан того или иного государства, имеющая для индивида значимый смысл; качество общности как коллективного субъекта; определяется с привязкой к определенной территории; охватывает социальную культуру общества; предполагает активное участие в жизни государства и активное использование гражданских прав; являет себя в конкретном социально-политическом контексте; предполагает личную оценку гражданского состояния индивида; готовность и способность выполнять сопряженные с наличием гражданства обязанности, пользоваться правами, принимать активное участие в жизни государства; отождествление предполагает свободу; предполагает включенность в общественную и культурную жизнь, причастность к прошлому; составляет целостность государства; ответственность за сообщество, понимание его интересов и переживание в связи с этим чувства.
Права человека могут пониматься как неотъемлемые свойства человека, как единство легитимированных правовых текстов, однако также связываются с социальным происхождением и признанием внутри сообщества граждан. Так, у гражданской идентичности и прав человека есть схожие характеристики: с точки зрения дискурсивной теории оба явления – это результат социального взаимодействия; имеют социальное происхождение; связаны с государством, то есть, с закрепленными в правовых текстах положениями или проводимой государственной политикой; связаны с личностью, с признанием общества. Поэтому, существуют две отправные точки анализа соотношения гражданской идентичности и прав человека: личностная и социальная.
Личностный аспект рассматриваемых гражданской идентичности и прав человека проявляется через категорию свободы. Обладание правами человека, их использование способствует формированию гражданской идентичности личности. Свобода же гражданской идентичности личности уже проявляется в выборе возможных альтернатив использования прав человека. Однако гражданская идентичность с течением времени определяется и переопределяется индивидами. Формируемая в процессе коммуникации индивидов гражданская идентичность является продуктом дискурсивного конструирования. Если гражданство как таковое определяется в терминах прав и свобод, которые приобретают люди как представители определенного политического сообщества, и защиту которых берет на себя государство, то гражданская идентичность определяется через осознание, восприятие, видение этих прав и свобод – в качестве тех правил, которые определяют жизнь политического и гражданского сообщества, к которому он принадлежит. Активное использование прав всегда имманентно связано с требованиями признания и защиты политических, социальных и культурных прав различных групп, занимающих подчиненное место в обществе по отношению к властным группам, элитам. Так, гражданская идентичность детерминирует права человека, которые в данном случае выступают в качестве прав-требований. Общественная связь гражданской идентичности и прав человека заключается, таким образом, в осознании прав человека и предъявления требований к государству, к правопорядку к их легитимации. Гражданская идентичность в этому случае проявляется как принадлежность индивидов к сообществу граждан, что предполагает активное использование прав человека.
Правовая легитимность – это связующее звено гражданской идентичности и прав человека. Так, гражданская идентичность влияет на поведение субъектов исходя из осознания прав человека. Она являет себя в двух реальностях: реальности права, существуя в качестве права-требования и реальности позитивации права, то есть, как рефлексия на закрепленные государством права человека. В реальности права гражданская идентичность проявляется по-разному: внутреннее состояние характеризует гражданскую идентичность как отождествление себя с сообществом граждан (состояние осознания и борьбы за права человека, предъявление прав-требований), внешняя процедура – возможность участия в коммуникации, обеспеченная властным субъектом или законной процедурой, что характеризует гражданскую идентичность как осознание себя гражданином государства – формальная возможность или право участвовать или не участвовать в коммуникации по поводу прав человека. В этом смысле субъекты, осознавая свои права-требования, имеют возможность, в том числе, правовую, такие права-требования предъявить властному субъекту. Именно с этим связывается легитимность в праве. Гражданская идентичность также являет себя и в самом процессе легитимации, выступая, как рефлексия на закрепленные законом права человека (реальность позитивации права). Именно в процессе легитимации гражданская идентичность формируется или трансформируется.
В контексте дискурсивной теории можно объединить гражданскую идентичность и права человека. Участие в коммуникации субъектов по поводу прав человека неизменно предполагает диалог. Диалог в праве – всегда признание «Другого», что составляет категорию гражданской идентичности. Условие диалога – демократический политический режим. Так, рациональный дискурс в теориях дискурсивной демократии Р. Алекси и делиберативной демократии Ю. Хабермаса – это основа: решения принимаются на основе ценностей, рационально обоснованных. Как и у Р. Алекси, по Ю. Хабермасу, участие в диалоге предполагает осознание себя гражданином государства. Так как для Ю. Хабермаса важна лишь демократическая процедура, а не демократические институты, формируемые в процессе дискурса, то участие в самом дискурсе в условиях делиберативной демократии есть долг или обязанность гражданина. Демократичность достигается только тогда, когда все вовлечены в процесс принятия решения, а решение принимается в результате последнего рационального аргумента. С точки зрения же дискурсивной демократии, участвуя в рациональном дискурсе, индивиды осознают себя членами общества для легитимации своих прав (прав человека). Так как критериями легитимации по Р. Алекси является не только справедливая процедура, но и справедливое принятие решения. Процедура призвана убедить собеседника в том, что решение справедливое, морально обоснованное.
Архипов, С.И. Правовые теории Роберта Алекси и Лона Фуллера / С.И, Архипов // Российский юридический журнал. – 2015. – № 6. – С. 5–16.
Ачкасов, В.А. Этническая идентичность в ситуациях общественного выбора / В.А. Ачкасов // Журнал социологии и социальных исследований. – Т. 2. – № 2. – С. 46.
Белов, С.А. Рациональный дискурс и ценностный выбор / С.А. Белов // Правоведение. – 2014. – № 5. – С. 224–236.
Бергер, П. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания / П. Бергер, Т. Лукман. Пер. с англ. Е. Руткевич. – М. : Медиум, 1995. – 121 с.
Бориев, А.В. Государство и этничность: автореф. дис. … канд. юрид. наук. / Институт государства и права Российской Академии наук. – М., 2004. – С. 26.
Брубейкер, Р. Этничность без групп / Р. Брубейкер. – М. : ВШЭ, Издательский дом ВШЭ, 2012. – С. 35.
Бурдье, П. Формы капитала / П. Бурдье // Экономическая социология. – 2005. – Т. 6. – № 3. – С. 60–74.
Вебер, М. Хозяйство и общество. Ч.1. Экономика. Общественное устройство и власть / М. Вебер. – М., 1990. – С. 124.
Вилкова, И.В. К вопросу об определении сущности понятия гражданская идентичность / И.В. Вилкова. – Гуманитарные научные исследования. – 2012. – C. 9.
Глухарева, Л.И. Права человека. Учебное пособие / Л.И. Глухарева. – М. : Логос, 2001. – С. 31.
Григорьев, Д.В. Формирование гражданской идентичности современного школьника // [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://proektpatriot2.jimdo.com/гражданская-идентичность. Загл. с экрана.
Гришина, Е.А. Гражданская идентичность российской молодежи: Опыт мониторинговых исследований 90-х годов: дис. … д. соц. наук. – М., 2000. – 320 c. // [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.dissercat.com/content/grazhdanskaya-identichnost-rossiiskoi-molodezhi-opyt-monitoringovykh-issledovanii-90-kh-godov. Загл. с экрана.
Денисенко, В.В. Легитимность как характеристика сущности права. Введение в теорию: монография / Денисенко В.В. – М. : Юрлитинформ, – 2014. – 184 с.
Дробижева, Л.М. Идентичность и этнические установки русских в своей и иноэтнической среде / Л.М. Дробижева // Социологические исследования. – 2010. – № 12. – С. 49-58.
Дробижева, Л.М. Теоретические проблемы изучения гражданской идентичности и социальная практика // [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.perspektivy.info/misl/cenn/teoreticheskije_problemy_izuchenija_grazhdanskoj_identichnosti_i_socialnaja_praktika_2014-09-10.htm. Загл. с экрана.
Егоров, О.Е. Гражданская идентичность в условиях современной глобализации / О.Е. Егоров. – Москва, 2015.
Зайцев, А.В. Делиберативная демократия как институциональный диалог власти и гражданского общества / А.В. Зайцев // Соцодинамика. – 2013. – № 5. – С. 29-44.
Зиновьев, А.В. Проблемы теории и практики прав человека / А.В. Зиновьев // Правоведение. – 2008. – № 6. – С. 10.
Исаев, И.А. Легитимность и легальность в конституционном процессе / И.А. Исаев // История государства и права. – 2012. – № 6. – С. 4.
Конода, И.В. Становление гражданской идентичности россиян в процессе политической социализации: дис. … канд. полит. наук. – Москва, 2007. – 206 c. // [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.dissland.com/catalog/stanovlenie_grazhdanskoy_identichnosti_rossiyan_v_protsesse_politicheskoy_sotsializatsii.html. Загл. с экрана.
Котова, А. И. Делиберативная демократия: обзор концепции Ю. Хабермаса [Текст] / А.И. Котова, В.В. Денисенко. Право: современные тенденции: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2016 г.). – Краснодар: Новация, 2016. – С. 10-13.
Крысин, Л.П. Толковый словарь иноязычных слов / Л.П. Крысин. – М. : Эксмо, 2008. – С. 703.
Крысин, Л.П. Толковый словарь иностранных слов / Л.П. Крысин. – М. : Русский язык, – 1998. – 847 с.
Луковская, Д.И. Действительность права в его реальном и идеальном измерениях: особенности современных теорий естественного права / Д.И. Луковская // Правотворчество как индикатор правовых ценностей: внутригосударственное, наднациональное и международное измерения. Коллективная монография / Под ред. И.Л. Честнова. – СПб. : Астерион, 2018. – С. 129-130.
Луковская, Д.И. Легитимность права: дискуссионность проблемы / Д.И. Луковская // Легитимность права. коллективная монография. Алетейя. – 2019. – 496 с.
Луковская, Д.И. Понятие прав человека: многообразие подходов. Проблема универсальности прав человека. История государства и права. / Д.И. Луковская. – СПб. – № 12. – С. 32-36.
Малинова, О.Ю. Идентичность как категория практики и научного анализа: о различии подходов / Права человека и проблемы идентичности в России и в современном мире/ Под ред. О.Ю.Малиновой и А.Ю.Сунгурова. – СПб.: Норма, 2005.
Манаков, Д.А. Категория «идентичность» в контексте теории прав человека // Права человека и проблемы идентичности в России и в современном мире / Под ред. О.Ю. Малиновой и А.Ю. Сунгурова. – СПб.: Норма, 2005. – С. 52 – 60.
Нерсесянц, В.С. Право и закон. Из истории правовых учений / В.С. Нерсесянц. – М. : Наука, 1983. – С. 544.
Поляков, А.В. Антрополого-коммуникативное обоснование прав человека (тезисы доклада) / А.В. Поляков // Права человека: вопросы истории и теории. Материалы межвузовской научно-теоретической конференции 24 апреля 2004 года. / Под ред. Д.И.Луковской. – СПб., 2004. – С. 32.
Поляков, А.В. Легитимность как свойство права / А.В. Поляков // Легитимность права. коллективная монография. Алетейя. – 2019. – 496 с.
Поляков, А.В. Нормативность правовой коммуникации / А.В. Поляков // Правоведение. – 2011. – № 5. – С. 41.
Поляков, А.В. Постклассическое правоведение и идея коммуникации / А.В. Поляков // Известия высших учебных заведений. Правоведение. – 2006. – №2. – С. 28-29.
Попова, О.В. Политическая идентификация в условиях трансформации общества / О.В. Попова. – СПб. : Изд-во С.-Петерб. ун-та, – 2002. – 258 с.
Проблемы теории государства и права: Учебное пособие / Под ред. М.Н. Марченко. – М. : Юристь, 2001. – 656 с.
Резник, Ю. Человек в гражданском обществе: проблема идентичности / Ю. Резник //Личность. Культура. Общество, – 2003. – С. 365-378.
Руссо, Ж.Ж. Об общественном договоре. Трактаты / Перевод с франц. А.Д. Хаютина и В.С. Алексеева-Попова. По изд.: Руссо Ж.Ж. Об общественном договоре. Трактаты / Пер. с фр. – М.: «КАНОН-пресс», «Кучково поле», – 1998. – 416 с.
Рязанцев, И.П. Территориальное поведение россиян (историко-социологический анализ) / И.П. Рязанцев, А.Ю. Завалишин. – М., 2006. – 456 c.
Семененко, И.С. Идентичность в системе координат мирового развития / И.С. Семененко, В.В. Лапкин, И.В. Пантин. – Полис. Политические исследования. – 2010. – № 3.
Скирбекк, Г. История философии / Г. Скирбекк, Н. Гилье. – М., 2008. – С. 462.
Социология: Энциклопедия / Сост. А.А. Грицанов, В.Л. Абушенко, Г.М. Евелькин, Г.Н. Соколова, О.В. Терещенко. – Минск: Интерпрессервис; Книжный Дом, 2003. – 1312 с.
Степанищев, С.А. Несколько полемических тезисов о правах человека и идентичности / Права человека и проблемы идентичности в России и в современном мире/ Под ред. О.Ю. Малиновой и А.Ю. Сунгурова. – СПб. : Норма, – 2005.
Толковый словарь русского языка перспективе // [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.vedu.ru/expdic/6053. Загл. с экрана.
Фурс, В.Н. Философия незавершенного модерна Юргена Хабермаса / В.Н. Фурс. – Минск: Экономпресс, 2000. – 224 с.
Хабермас, Ю. Философский спор вокруг идеи демократии // Хабермас Юрген. Демократия. Разум. Нравственность (Лекции и интервью. Москва, апрель 1989 г.). – С. 50.
Халипов, В.Ф. Введение в науку о власти / В.Ф. Халипов. – М., 1996. – С. 258.
Черных, Е.А. Формирование гражданской идентичности молодежи в условиях социальной неопределенности российского общества // [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://discollection.ru/article/29092012_94202_chernyh. Загл. с экрана. (2012).
Честнов, И.Л. Антропологическое измерение прав человека в ситуации постмодерна (тезисы доклада) // Права человека: вопросы истории и теории. Материалы межвузовской научно-теоретической конференции 24 апреля 2004 года / Под ред. Д.И.Луковской. – СПб., 2004. – С. 55.
Честнов, И.Л. Легитимность права в постклассической юриспруденции / Л.И. Честнов // Легитимность права. коллективная монография. Алетейя. – 2019. – 496 с.
Четвернин, В.А. Введение в курс общей теории права и государства / В.А. Четвернин. – М., 2003. – С. 19, 28.
Эриксон, Э. Идентичность: юность и кризис / Э. Эриксон. – М. : Флинта, МПСИ, Прогресс, 2006. – 344 с.
Юшин, М.А. Политические механизмы формирования гражданской идентичности молодежи в современной России: автореф. дис. … канд. полит. наук. Тула, 2007. – С. 16.
Ядов, В.А. Социальные и социально-психологические механизмы формирования социальной идентичности личности. Психология самосознания / В.А. Ядов. – Самара, 2000. – 307 с.
Последние выполненные заказы
Хочешь уникальную работу?
Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!