Модель эволюции системы образования в России

Ерилина Ирина Игоревна
Бесплатно
В избранное
Работа доступна по лицензии Creative Commons:«Attribution» 4.0

В работе описано как эволюционировало образование в России в течение веков, как формировалась и развивалась система образования. Наиболее подробно рассмотрены периоды XVIII и XIX веков, так как именно в эти периоды происходят наиболее важные события, повлиявшие на формирование нынешней системы образования в России. Рассмотрены факторы, влияющие на развитие образования. Приводятся данные о том, в какие года, и с какой скоростью происходил рост числа училищ, учителей, учебников и студентов в России. С помощью статистических данных была проанализирована так называемая «формула прогресса» системы образования. Была разработана модель формирования мнения на примере данных по университетскому образованию российских студентов в европейских университетах. Разработана модель распространения знаний (информации) на территории России в XIX в. Разработана модель взаимодействия двух научных школ на основе статистических данных за вторую половину XX в.

Система образования всех уровней, сложившаяся в течение тысячелетий, несет три основные функции:
передача следующим поколениям моральных и этических норм и традиций, принятых в обществе;
подготовка тех людей, которые со временем возьмут на себя принятие стратегических решений в разных областях;
массовая подготовка квалифицированных специалистов, передача профессиональных стандартов.
Развитие системы образования определяется не только ее внутренней самоорганизацией, но и влиянием других систем, использующих знания подготовленных специалистов. Поэтому реформы в области образования имеют не только локальное во времени значение, но также могут привести к непредсказуемым последствиям в будущем.
Вложенные в систему образования средства не дают мгновенного эффекта. Они являются вложением в будущее страны. По объему вложенных средств и реформам образования можно оценить сценарии будущего страны. Либо это будет отсталая, не имеющая перспектив территория с медленно угасающим народом, не умеющим отвечать на внутренние и внешние угрозы, с все большей деградацией страны; либо страна, решающая самостоятельно лишь узкий круг текущих задач, которые позволяют поддерживать равновесное состояние за счет достижений других стран; либо страна, которая сможет ответить своими материальными и интеллектуальными ресурсами на внешние и внутренние вызовы, которые могут возникнуть в пределах горизонта сегодняшней видимости.
Система передачи знаний у людей от поколения к поколению возникла еще в доледниковый период. Об этом говорят различные артефакты того времени: инструменты из камня для строительства и оружия для охоты, флейты и статуэтки из дерева и кости, возраст которых около 40 000 лет [1]. Послеледниковый период, окончившийся около 15000 лет назад, сопровождался возникновением наскальной живописи, одомашниванием животных, хлебопашеством, строительством городов [1]. Знания, приобретенные человеком, тысячи лет передавались в будущее устно. И только в четвертом тысячелетии до нашей эры возникает письменность в виде множества иероглифов, обозначающих предметы, позволившая перейти к новому способу передачи знаний. Сначала шумеры, затем египтяне создают школы, учебники, библиотеки [2]. Процесс совершенствования письменности длится около 2000 лет. В середине второго тысячелетия до нашей эры создаются первые алфавиты. Письменность становится доступной более широкому кругу людей. В эллинский период создаются многочисленные художественные, исторические, философские, научные произведения, с которыми легко могли познакомиться граждане, умеющие читать [3]. Постоянно развивающаяся культурная база для подготовки молодежи позволила создать и систему образования в виде, как правило, двухуровневой школы. К III в. до н. э. греками были заложены основы сегодняшней науки и образования. Принципиально новых подходов получения знаний и передачи их в будущее через систему образования молодежи не было найдено до сих пор.
Римляне, пришедшие на смену грекам, мечом создали империю, просуществовавшую около 500 лет. Распад империи сопровождался бесконечными междоусобными войнами в Европе. И к началу образования Древней Руси как государства, европейские государственные образования, возникшие в бесконечных сражениях, уже имели многолетние истории своего существования со сложившимися системами государственного устройства, экономических укладов и систем образования.
При написании работы использовались материалы, опубликованные в журнале Министерства Народного Просвещения с 1832 по 1907 гг.

Одной из причин, тормозивших образование в России на протяжении веков, было то, что учили по сословиям (только дворян и свободных). Другой важной причиной отсталости было то, что основным предметом изучения был Закон Божий и различные древние языки.
Россия всегда была богата ресурсами, но они уходили на строительство монастырей и церквей. Однако, несмотря на все преграды, всегда были люди, пытавшиеся создать систему образования. Создание всеобщего образования как государственной системы началось в конце XVIII века. Массовое создание училищ и гимназий происходило весь XIX век. Система образования создавалась маленькими шагами, совершенствуясь по всем направлениям. Всеобщая грамотность была достигнута к 1960 году.
Сегодняшние оценки реформ системы образования, сделанные по критериям Панарина нельзя считать высокими. Молодежь убывает, а фундаментальная наука не развивается.
Был проведен анализ статистических данных по системе народного образования в России за XVIII-XIX вв.
Разработана модель формирования мнения на примере данных по университетскому образованию российских студентов в европейских университетах.
Разработана модель распространения знаний (информации) на территории России в XIX в.
Разработана модель взаимодействия двух научных школ на основе статистических данных за вторую половину XX в.

Семенов В. А. Первобытное искусство: Каменный век. Бронзовый век / В. А. Семенов. СПб.: Азбука-классика, 2008. – 502 с.
Египет. М.: Мой мир, 2008. – 384 с.
Греция. М.: Мой мир, 2008. – 384 с.
Беляев В. И. Первые школы на Руси // Берегиня. 777. Сова. – 2015. № 1(24). – С. 251-255.
Словарь книжников и книжности Древней Руси / ред. Д. С. Лихачев. Л.: Наука, 1987, вып. 1. – 494 с.
Преображенский В. Х. Чему и как учились у нас в Древней Ручси. СПб.: Тип. П. И. Шмидта, 1887. – 18 с.
Соколов В. Деятельность Императрицы Екатерины II на пользу женского образования. Одесса: тип. Е. И. Фесенко, 1896. – 31 с.
Чему и как учились у нас в древней Руси? С.-Петербург. Тип. П. Шмидта. 1887.
Янин В. Л. Ч послал тебе бересту. М.: Изд-во МГК, 1975. – 236 с.
Гастев М. Рассуждение о причинах, замедливших гражданскую образованность в русском государстве до Петра Великого, сочинение Императорского Московского университета кандидатом словесных наук Михаилом Гастевым на степень магистра. М., Университетская типография, 1832. 142 с.
История и культура отечества: учебное пособие для вузов / под ред. В. В. Гуляевой. – М.: Академический проспект; Трикста. 2007. – 752 с.
Георгиева Т.С. Русская культура: Учеб. пособие. – М., Юрайт-М, 2001. – 572 с.
Дегтярев А. П., Семин В. П. Военная история России:Внешние и внутренние конфликты: Тематический справлчник с приложением схем военных действий / Ф. П. Дегтярев, В. П. Семин. М.: Академический Проект; Альма Матер, 2011. – 392 с.
Обители века Сергиева: Путеводитель по монастырям, основанных преподобным Сергием Радонежским и его учениками / сост. Е. Петрова. М.: Издательство Московской патриархии Русской православной Церкви, 2015. – 224 с.
Каулен М. Е. Музеи-храмы и музеи-монастыри России: каталог-справочник / М. Е. Каулен. М.: РИПОЛ классик, 2005. 768 с.
Половцов В. Краткая летопись грамматической деятельности в России / В. Половцов, 1847, СПб. 78 с.
Бобынин В. В. Очерки истории развития физико-математических знаний в России в XVIII столетие. Выпуск I. М.: Тип. А. И. Мамонтова, 1886. – 123 с.
Князьков С. Из прошлого русской земли. Москва: Планета, 1991. 712 с.
Соболевский А. И. Образованность Московской Руси XV XVII веков. СПб.:Типо-Литография Ф. М. Вольфа, 1892. 23 с.
Кеппен П. Опыт хронологического списка учебным заведениям состоящим в ведении министерства народного просвещения. СПб: тип. Карла Крея, 1827.
Гузевич Д. Ю., Гузевич И. Д. Великое посольство: рубеж эпох или Начало пути, 1667-1668 СПБ.: Дмитрий Буланин, 2008. – 693 с.
Чистович Я. История первых медицинских школ в России. СПб.: тип. Якова Трея, 1883.
Владимирский-Буданов М. Государство и народное образование в России XVIII-го века Часть 1. Система профессионального образования (от Петра I до Екатерины) II / М. Владимирский-Буданов. Ярославль, типография Н.В. Фальк, 1874. – 329 с.
Лешков В. Народное просвещение по указам Петра Великого. М., 1877. – 26 с.
Воронов А. С. Федор Янкович де Мирево, или народные училища в России при императрице Екатерине II / А. С. Воронов СПб.: Типография Эдуарда Праца, 1858. 167 с.
Шевырев С. История Императорского Московского университета, написанная к столетнему его юбилею Степаном Шевыревым / С. Шевырев. М.: 1855. – 584 с.
Воронов А. Историко-статистическое обозрение учебных заведений С. Петербургского учебного округа с 1715 по 1828 включительно. С.Петербург. Тип. Я. Трея. 1849. 293 с.
Архив академии наук. С.-Петербург. Тип. Императорской академии наук.1885. 114с.
Лебедев Н. Об учреждении первого народного училища в России. Новгород: тип. Губернского земства,1865. 18 с.
Артемьев А. И. Казанские гимназии в XVIII столетии. ЖМНП, СПб.: Тип. В. С. Балашова, 1874, CLXXIII. 32-98. CLXXIV. 1-67. CLXXVI. 1-67.
Холодный Г. М. Историческая записка о Тамбовской гимназии. Тамбов: 1886. – 23 с.
Устав воспитания двух сот девиц учрежденного ее Величеством государынею Императрицею Екатериною Второю самодержицею Всероссийскою, Материю Отечества. СПб: 1764. – 20 с.
Билецкий А. Русское народное училище по уставу 5 августа 1786 года // Циркуляр по Виленскому учебному округу. – 1886. № 10. 1-38.
Алексеева Е.В. Диффузия европейских инноваций в России (XVIII – начало XX в.). – М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2007. – 368 с.
Андреев А.Ю. Русские студенты в немецких университетах XVIII – первой половины XIX века. – М.: Знак, 2005. – 432 с.
Обоева О.А. Математическая модель эволюции образования. – Санкт-Петербург. 2008. – 46 с.
Шульгина И.В. Российская академия наук в зеркале федеральной статистики науки // Вестник Российской академии наук. 2010. Т. 80. №7. С. 609-616.
Шульгина И.В. Экономические ресурсы и эффективность управления наукой // Социология науки и технологий. 2011. Т. 2. №4. С. 37-52.
Диденко Д.В. Статистика финансирования Российского образования и науки: о чем свидетельствуют исторические данные (конец XIX – начало XXI в.) // Страницы истории. 2013. 34(562) С. 71-80.
Данилова С.В. Статистика: Российское образование в цифрах // Основы экономики, управления и права. 2012. №6(6). С. 9-27.
Солодова Е. А. Новые модели в системе образования: Синергетический подход. Учебное пособие / Предисл. Г. Г. Малинецкого. – М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2012. – 344 с.
Трубецков Д.И., Мчедлова Е.С., Красичков Л.В. Введение в теорию самоорганизации открытых систем. – 2-е изд. перераб. и доп. – М.: Издательство физико-математической литературы, 2005. – 212 с.

Заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 5 000 ₽

Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

    Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных и с правилами пользования Платформой

    Последние выполненные заказы

    Хочешь уникальную работу?

    Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!

    Елена С. Таганрогский институт управления и экономики Таганрогский...
    4.4 (93 отзыва)
    Высшее юридическое образование, красный диплом. Более 5 лет стажа работы в суде общей юрисдикции, большой стаж в написании студенческих работ. Специализируюсь на напис... Читать все
    Высшее юридическое образование, красный диплом. Более 5 лет стажа работы в суде общей юрисдикции, большой стаж в написании студенческих работ. Специализируюсь на написании курсовых и дипломных работ, а также диссертационных исследований.
    #Кандидатские #Магистерские
    158 Выполненных работ
    Шиленок В. КГМУ 2017, Лечебный , выпускник
    5 (20 отзывов)
    Здравствуйте) Имею сертификат специалиста (врач-лечебник). На данный момент являюсь ординатором(терапия, кардио), одновременно работаю диагностом. Занимаюсь диссертац... Читать все
    Здравствуйте) Имею сертификат специалиста (врач-лечебник). На данный момент являюсь ординатором(терапия, кардио), одновременно работаю диагностом. Занимаюсь диссертационной работ. Помогу в медицинских науках и прикладных (хим,био,эколог)
    #Кандидатские #Магистерские
    13 Выполненных работ
    Татьяна М. кандидат наук
    5 (285 отзывов)
    Специализируюсь на правовых дипломных работах, магистерских и кандидатских диссертациях
    Специализируюсь на правовых дипломных работах, магистерских и кандидатских диссертациях
    #Кандидатские #Магистерские
    495 Выполненных работ
    Логик Ф. кандидат наук, доцент
    4.9 (826 отзывов)
    Я - кандидат философских наук, доцент кафедры философии СГЮА. Занимаюсь написанием различного рода работ (научные статьи, курсовые, дипломные работы, магистерские дисс... Читать все
    Я - кандидат философских наук, доцент кафедры философии СГЮА. Занимаюсь написанием различного рода работ (научные статьи, курсовые, дипломные работы, магистерские диссертации, рефераты, контрольные) уже много лет. Качество работ гарантирую.
    #Кандидатские #Магистерские
    1486 Выполненных работ
    Виктор В. Смоленская государственная медицинская академия 1997, Леч...
    4.7 (46 отзывов)
    Имеют опыт грамотного написания диссертационных работ по медицине, а также отдельных ее частей (литературный обзор, цели и задачи исследования, материалы и методы, выв... Читать все
    Имеют опыт грамотного написания диссертационных работ по медицине, а также отдельных ее частей (литературный обзор, цели и задачи исследования, материалы и методы, выводы).Пишу статьи в РИНЦ, ВАК.Оформление патентов от идеи до регистрации.
    #Кандидатские #Магистерские
    100 Выполненных работ
    Александр О. Спб государственный университет 1972, мат - мех, преподав...
    4.9 (66 отзывов)
    Читаю лекции и веду занятия со студентами по матанализу, линейной алгебре и теории вероятностей. Защитил кандидатскую диссертацию по качественной теории дифференциальн... Читать все
    Читаю лекции и веду занятия со студентами по матанализу, линейной алгебре и теории вероятностей. Защитил кандидатскую диссертацию по качественной теории дифференциальных уравнений. Умею быстро и четко выполнять сложные вычислительные работ
    #Кандидатские #Магистерские
    117 Выполненных работ
    Татьяна П. МГУ им. Ломоносова 1930, выпускник
    5 (9 отзывов)
    Журналист. Младший научный сотрудник в институте РАН. Репетитор по английскому языку (стаж 6 лет). Также знаю французский. Сейчас занимаюсь написанием диссертации по и... Читать все
    Журналист. Младший научный сотрудник в институте РАН. Репетитор по английскому языку (стаж 6 лет). Также знаю французский. Сейчас занимаюсь написанием диссертации по истории. Увлекаюсь литературой и темой космоса.
    #Кандидатские #Магистерские
    11 Выполненных работ
    Шагали Е. УрГЭУ 2007, Экономика, преподаватель
    4.4 (59 отзывов)
    Серьезно отношусь к тренировке собственного интеллекта, поэтому постоянно учусь сама и с удовольствием пишу для других. За 15 лет работы выполнила более 600 дипломов и... Читать все
    Серьезно отношусь к тренировке собственного интеллекта, поэтому постоянно учусь сама и с удовольствием пишу для других. За 15 лет работы выполнила более 600 дипломов и диссертаций, Есть любимые темы - они дешевле обойдутся, ибо в радость)
    #Кандидатские #Магистерские
    76 Выполненных работ
    Татьяна С. кандидат наук
    4.9 (298 отзывов)
    Большой опыт работы. Кандидаты химических, биологических, технических, экономических, юридических, философских наук. Участие в НИОКР, Только актуальная литература (пос... Читать все
    Большой опыт работы. Кандидаты химических, биологических, технических, экономических, юридических, философских наук. Участие в НИОКР, Только актуальная литература (поставки напрямую с издательств), доступ к библиотеке диссертаций РГБ
    #Кандидатские #Магистерские
    551 Выполненная работа

    Другие учебные работы по предмету

    Кооперативные игры на гиперграфах
    📅 2019 год
    🏢 Санкт-Петербургский государственный университет