Традиции изучения арабо-исламской философии в России

Воробьев Антон Алексеевич
Бесплатно
В избранное
Работа доступна по лицензии Creative Commons:«Attribution» 4.0

В работе представлено комплексное исследование истории изучения арабо-исламской философии в России с момента ее становления по настоящее время. Выделены и рассмотрены основные этапы изучения арабо-исламского интеллектуального наследия в российском философском востоковедении, показано, что традиция изучения арабо-исламской философии является последовательным процессом, каждый из этапов которого является закономерным продолжением предыдущего периода развития историко-философских знаний. В работе рассмотрены наиболее значимые отечественные исследования, оказавшие влияние на изучение арабо-исламской философии в России. Проанализированы философские и мировоззренческие вопросы, представляющие интерес для отечественных исследователей. Ведены в научный оборот малоизученные аспекты историко-философского наследия А. Я. Борисова

Актуальность темы исследования. Неуклонно растущий интерес исследователей к философскому наследию средневекового мусульманского Востока едва ли нуждается сегодня в серьезном и развернутом обосновании. Многочисленные научные публикации последних десятилетий однозначно подтверждают высокий уровень значимости этого наследия и стимулируют исследователей к его более глубокому и всестороннему изучению. Объяснить это можно, в первую очередь, возросшей ролью ислама, его влиянием на социально-политические и культурные процессы как в современной России, так и в глобализирующемся мире.
Однако не менее важным видится и то, что отечественные исследователи Востока получили в постсоветское время неограниченные возможности работы с новыми (или прежде недоступными) источниками и литературой. В то же время сами исследования современных ученых, лишенные прежних идеологических шор и преград, стали более объективными и основательными. Значимые результаты современных исследований, а также обозначившиеся перспективы в изучении философского наследия ислама, серьезно расширили традиционные рамки советских изысканий, вывели их на качественно новый уровень и требуют определенной систематизации.
В представленной работе предпринята попытка исследования традиции изучения арабо-исламской философии в России, ее основных этапов и характерных особенностей. Истоки этой научной традиции уходят в XIX век, когда появляются первые содержательные работы, посвященные изучению тех или иных аспектов духовной культуры народов Ближнего Востока. Однако серьезное непосредственное обращение отечественных ученых к философским школам и направлениям мусульманского Средневековья обнаруживают себя уже в XX веке. В настоящее время изучение арабо-исламского интеллектуального наследия занимает важное место в исследованиях отечественных ученых-востоковедов и историков философии.
Степень разработанности темы. Вопрос изучения российской традиции исследования арабо-исламской философии прежде не являлся предметом отдельного всестороннего исследования. Вместе с тем некоторые аспекты истории изучения арабо-исламского интеллектуального наследия уже нашли отражение в научных публикациях. В числе научных трудов, содержащих анализ традиции изучения арабской философии, необходимо отметить статьи Г. Б. Шаймухамбетовой. Она подготовила и опубликовала несколько работ с обзорами исследований интеллектуальных традиций Ближнего и Среднего Востока. В их числе следующие статьи: «К вопросу о состоянии, проблемах и перспективах изучения философской мысли зарубежного Востока (исследования 1981—85 гг.)» , «О проблемах историографии средневековой арабской философии», «Интеллектуальная ситуация на Среднем и Ближнем Востоке. Исследования 1990-1996 гг.».
Существенный вклад как в изучение арабо-исламской философии, так и в исследование советской школы философской арабистики внесла М. Т. Степанянц. Среди ее работ, посвященных вопросам изучения интеллектуального наследия Востока в советское время, необходимо выделить статью «О некоторых общих проблемах изучения истории философии зарубежного Востока». В этой работе автор делает исключительно подробный анализ советского философского востоковедения в период с 1950-х гг. до времен перестройки.
И. Р. Насыров – еще один автор, уделивший внимание вопросам изучения арабо-исламского интеллектуального наследия отечественными учеными. В 2010г. научный журнал Ишрак опубликовал его статью под названием «Исследования классической исламской философии в России в 1990-х годах и начале XXI века» . В этой работе автор дал подробную характеристику современного состояния философской арабистики в России.
В 2018 г. в журнале Азиатика. Труды по философии и культурам Востока вышла статья петербургского исследователя Т. Г. Туманяна под названием «Просопография российской традиции интерпретации арабо-исламской философии». В работе были рассмотрены вопросы изучения арабской философии в России с 1930-х гг. по настоящее время.
Помимо обобщающих трудов, характеризующих развитие философской арабистики в России, безусловный интерес представляют работы, посвященные конкретным личностям, выдающимся ученым, внесшим неоспоримый научный вклад в отечественную науку. В связи с этим необходимо особо выделить исследование, посвященное научному наследию А.Я. Борисова.
Важным источником для понимания того, как зарождалась традиция изучения арабской культуры, ислама и мусульманского интеллектуального наследия ислама стала работа академика И. Ю. Крачковского, вышедшая в середине прошлого века, под названием «Очерки по истории русской арабистики».
Объектом исследования является средневековая арабо-исламская философия, её основные школы и направления.
Предмет исследования – российская историко-философская традиция изучения средневекового интеллектуального наследия народов мусульманского Востока.
Цель исследования состоит в анализе трудов отечественных востоковедов, специалистов в области истории философии, внесших наиболее заметный вклад в формирование научной традиции изучения арабо-исламской философии в России.
Для достижения указанной цели поставлены следующие задачи:
исследовать вопрос становления отечественной историко-философской арабистики;
определить и охарактеризовать основные этапы изучения арабо-исламской философии в России;
дать оценку наиболее важным отечественным исследованиям, оказавшим влияние на изучение арабо-исламской философии в России;
выявить и проанализировать значимые философские и мировоззренческие вопросы, представляющие интерес для отечественных исследователей арабо-исламской философии.
оценить научную деятельность наиболее известных отечественных историков философии, чей вклад оказал влияние на формирование традиции изучения арабо-исламской философии в России.
охарактеризовать современное состояние отечественной науки в вопросе изучения философского наследия классического ислама.
Методология и методы исследования ориентированы на создание целостного представления о традиции изучения арабо-исламской философии в России, что предполагает применение историко-аналитического подхода. В качестве материалов исследования рассматривались переводы арабских первоисточников, научные статьи, монографии, материалы научных конференций. При анализе и классификации источников по истории изучения арабо-исламской философии учитывались традиции и особенности существующих историко-философских школ, методологические проблемы источниковедения, а также особенности социального контекста, в котором развивалась традиция изучения философии средневекового арабского Востока.
Научная новизна исследования заключается в следующем:
– проведено комплексное исследование истории изучения арабо-исламской философии в России с момента ее становления по настоящее время;
– выделены и рассмотрены основные этапы изучения арабо-исламского интеллектуального наследия в российском философском востоковедении;
– показано, что традиция изучения арабо-исламской философии является последовательным процессом, каждый из этапов которого является закономерным продолжением предыдущего периода развития историко-философских знаний;
– введены в научный оборот малоизученные аспекты историко-философского наследия А.Я. Борисова;
Структура работы. Исследование состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы.

Научный интерес отечественных исследователей к философским школам и традициям мусульманского Средневековья исчисляется многими десятилетиями. Уже во второй половине XIX в. российские ученые обращаются к изучению отдельных аспектов интеллектуального наследия исламской цивилизации. Появляются наиболее ранние исследования, в которых находят отражение различные вопросы духовной жизни средневекового Ближнего Востока. Эти работы, как правило, были связаны с изучением арабо-исламской средневековой культуры, в том числе литературы, медицины, историографии, отчасти теологии и юриспруденции ислама. Вместе с тем, в этот период времени, мы все-таки не обнаруживаем исследований, в которых на должном научном уровне обсуждались бы вопросы философского содержания.
Более того, вплоть до 1930-х гг. мы не находим сколь-либо серьезных попыток исследования богатого философского наследия мусульманского Средневековья. Одним из первых, кто целенаправленно стал изучать философские традиции классического ислама был ленинградский ориенталист А. Я. Борисов. Именно ему принадлежат наиболее ранние отечественные сочинения (переводы и исследования), посвященные философской школе восточного перипатетизма, а также му’тазилизму.
Ситуация с изучением интеллектуального наследия средневекового ислама претерпевает определенные изменения в послевоенном Советском Союзе. К концу 1950-х гг. начинает формироваться профессиональная школа изучения традиций философии мусульманского Востока, которую нередко называют «философской» или «историко-философской арабистикой». Важным этапом в процессе формирования этой научной школы становится образование в Институте философии Академии наук СССР сектора философии и социологии стран Востока, ориентированного исключительно на изучение интеллектуального наследия народов Азии и Африки. В 1950 – 1970 гг. появляется немалое количество переводов философских трактатов, выполненных советскими учеными с арабского (реже персидского) языка. В эти годы советские ученые обращаются к творчеству средневековых авторов, представлявших различные школы арабо-исламской философии. Однако наибольшее число работ этого периода было посвящены фалсафе – интеллектуальному направлению, развивавшемуся в традициях античного философского наследия. Именно с восточным перипатетизмом обычно ассоциировалось само представление о философии средневекового Ближнего и Среднего Востока.
Проблемное поле исследований отечественных историков арабской философии в 1980-х гг. свидетельствует о значительном расширении диапазона научных интересов. Если в прежние десятилетия, как было отмечено, основным предметом их изысканий была фалсафа, то в последние годы советской науки ситуация претерпевает значительные изменения. В это время отечественные историки философии, не отходя от традиции изучения трудов арабоязычных перипатетиков, все чаще обращаются к разнообразным интеллектуальным направлениям и школам ислама, прежде, по тем или иным причинам, остававшихся на периферии их научных интересов. Наблюдается очевидный интерес к изучению феномена суфизма, выходят новые работы по му’тазилизму, каламу, общим проблемам теоретического и методологического характера.
Социально-политические перемены в Советском Союзе, вызванные «перестройкой» и «гласностью», конечно же, не могли не отразиться на содержании и подходах к исследованию философского наследия Востока. В эти годы появляются работы теоретико-методологического содержания, где отечественные специалисты не только пытаются во многом критически переосмыслить научный контент предыдущего этапа в изучении философских традиций Востока, но и наметить контуры новой исследовательской программы. В своих работах конца 1980-начала-1990 гг. отечественными учеными был не только поставлен под сомнение, но и отвергнут доминировавший на протяжении десятилетий методологический подход, основанный на идеологических принципах социализма. Такой подход определял значимость и ценность философских трудов исключительно через призму наличия в них элементов материализма, социально-классовой борьбы и т.д. На смену господствовавшим идеологическим установкам пришел традиционный научный подход.
Вместе с тем, несмотря на неоднозначное отношение к советскому опыту изучения арабо-исламской философии, определенно можно констатировать, что именно благодаря многочисленным переводам и исследованиям памятников средневекового интеллектуального наследия советскими учеными, был заложен фундамент для дальнейшего плодотворного постижения традиций философского знания народов мусульманского Востока. Именно в советское послевоенное время был накоплен значительный исследовательский материал, открывший следующему поколению специалистов широкие возможности для интерпретации философского наследия мусульманского Средневековья на ином, более совершенном уровне.
Последнее десятилетие XX века ознаменовало собой новое время, время, когда отечественные ученые все чаще стали обращать свои исследовательские взоры к малоизвестным традициям и школам философского наследия средневекового ислама, к тем его духовным основам и проявлениям, которые прежде не находили должного освещения в советской науке.
Более того, в трудах современных российских ученых стал преобладающим новый подход в исследовании основных философских проблем классического ислама. Этот подход основан на утверждении, что исламская классическая философия, как органическое целое, развивалась в контексте интеллектуального пересечения и взаимодействия таких философских направлений, как суфизм, калам, ишракизм, исмаилизм и фалсафа Новые подходы и идеи, представленные в современных отечественных исследованиях арабо-исламской философии, свидетельствуют о стадии преодоления количественного накопления знаний и перехода к этапу его обобщения, анализа и концептуализации.
В настоящее время традиции арабской философии изучают в различных научных и образовательных центрах России. Однако, как и прежде, ведущим центром изучения интеллектуального наследия исламской цивилизации продолжает оставаться Институт философии РАН, его сектор восточных философий. Сотрудники именно этого научного центра, проводят серьезные исследования и публикуют многочисленные работы на самые актуальные и серьезные темы в рамках изучения арабо-исламского интеллектуального наследия.

аль-Бируни, Абу-Рейхан-Мухаммед ибн-Ахмед. Избранные произведения / под ред. Х. М. Абдуллаева и др., пер. и примеч. М. А. Салье ; Акад. наук Узбек. ССР. Ин-т востоковедения. – Ташкент : Изд-во Акад. наук УзССР, 1957.
ал-Газали, Абу Хамид. Памятники письменности Востока. Воскрешение наук о вере (Ихна улум ад-дин) : Избр. главы / Абу Хамид ал-Газали ; Пер. с араб., исслед. [с. 9-86] и коммент. В. В. Наумкина. – М. : Наука, 1980. – 376 с.
аль-Кирмани, Хамид ад-Дин. Успокоение разума / Хамид ад-Дин аль-Кирмани; Предисл., пер. с араб. и коммент. А. В. Смирнова. – М. : Науч.-изд. центр “Ладомир” : ТОО “ВРС”, 1995. – 510 с.
Арипов, М. К. Социальная утопия как течение общественно-философской мысли в Средней Азии / М. К. Арипов; Под ред. М. М. Хайруллаева; Ташк. гос. ун-т им. В. И. Ленина. – Ташкент : Фан, 1989. – 107 с.
Бациева, С. М. Историко-социологический трактат Ибн Халдуна “Мукаддима” / С. М. Бациева ; Акад. наук СССР. Ин-т народов Азии. – М. : Наука, 1965. – 223 с.
Богоутдинов, А. М. Избранные произведения / А. М. Богоутдинов; – Душанбе : Дониш, 1980. – 418 с.
Борисов, А. Я. Арабский оригинал латинской версии так называемой «Теологии Аристотеля» / А. Я. Борисов // Записки Коллегии Востоковедов при Азиатском Музее АН СССР. – Л. : Издательство Академии Наук СССР, 1930. – Том V. – С. 83-86.
Борисов, А. Я. Об исходной точке волюнтаризма Соломона Ибн Габироля А. Я. Борисов // Изв. Академии наук СССР. Отд-ние обществ. Наук. – М. – Л., 1933. – С. 755-768.
Борисов, А. Я. Мутазилитские рукописи Государственной Публичной библиотеки в Ленинграде / А. Я. Борисов // Библиография Востока. – М.; – Л.: Издательство Академии наук СССР, 1936. – Вып. 8‒9. – С. 69—95.
Борисов, А. Я. Материалы и исследования по истории неоплатонизма на средневековом Востоке / Борисов А. Я. ; Акад. наук СССР. Рос. Палест. о-во // Православный Палестинский Сборник. – СПб., 2002. – Вып. 99 (36).
Возвращение Учителя : О жизни и творчестве Фараби : 1100 лет со дня рождения : Сборник / Сост. М. М. Ауэзов, Б. К. Тайжанов. – Алма-Ата : Жазушы, 1975. – 199 с.
Вольф, М. Н. Средневековая арабская философия: ашаритский калам : учебное пособие / М. Н. Вольф ; Федеральное агентство по образованию, Новосибирский гос. ун-т, Ин-т философии и права СО РАН, Философский фак., Каф. гносеологии и истории философии. – Новосибирск : Новосибирский гос. ун-т, 2008. – 151 с.
Григорян, С. Н. Из истории философии Средней Азии и Ирана VII-XII вв. : С прил. избр. философ. произведений Фараби, Газали и Маймонида / Акад. наук СССР. Ин-т философии. – М. : Изд-во Акад. наук СССР, 1960. – 330 с.
Григорян, С. Н. Средневековая философия народов Ближнего и Среднего Востока / С. Н. Григорян ; Акад. наук СССР. Ин-т философии. – М : Наука, 1966. – 352 с.
Гурлянд, И. И. О влиянии философии мусульманской религии, а именно: мутакаллимов, мутазалитов и ашариев на философию религии великого еврейского раввина Моисея Маймонида / И. И. Гурлянд. – СПб. : тип. Имп. Акад. наук, 1863. – 162 с.
Ибн ал-Араби. Памятники культуры Востока : Мекканские откровения (Ал-Футухат ал-маккийа) / Ибн ал-Араби ; введ., пер. с арабского, примеч. и библиогр. А. Д. Кныша. – СПб. : Центр “Петербургское востоковедение”, 1995. – 279 с.
Ибн Рушд. Опровержение опровержения / Аверроэс (Ибн Рушд). – СПб. : Алетейя, 2016. – 683 c.
Ибн-Сина. Даниш-намэ : Книга знания / Пер. и предисл. акад. А. М. Богоутдинова ; Акад. наук Таджик. ССР. Таджик. гос. ун-т. Декада таджик. литературы и искусства. – Сталинабад : Таджикгосиздат, 1957. – 286 с.
Ибн-Сина. Канон врачебной науки : Избр. разделы. / Абу Али ибн Сина; Сост. У. И. Каримов, Э. У. Хуршут. – Ташкент : Фан, 1985. – 768 с.
Ибрагим, Т. К. Атомистика Калама и ее место в средневековой арабо-мусульманской философии : диссертация … кандидата философских наук : 09.00.03. – М., 1978. – 145 с.
Ибрагим, Т. К. На пути к коранической толерантности / Т. К. Ибрагим ; Фонд им. имама Абу-Ханифы,ентр арабских и исламских исслед. – Н. Новгород : Медина, 2008. – 286 с.
Ибрагим, Т. К. Обоснование бытия Бога в Его единства в каламе / Т. К. Ибрагим ; Российская акад. наук, Ин-т философии, Иранский ин-т философии ; гл. ред. Янис Эшотс // Ишрак: ежегодник исламской философии. – М. : Яз. славянских культур, 2010. – № 1. – С. 284-299.
Ибрагим, Т. К. Каламское опровержение антропоморфизма / Т. К. Ибрагим ; Российская акад. наук, Ин-т философии, Иранский ин-т философии ; гл. ред. Янис Эшотс // Ишрак: Ежегодник исламской философии. – М. : Восточная литература РАН, 2011. – № 2. – С. 364–398.
Игнатенко, А. А. В поисках счастья : общественно-политические воззрения арабо-исламских философов средневековья / А. А. Игнатенко. – М : Мысль, 1989. – 255 с.
Избранные произведения мыслителей стран Ближнего и Среднего Востока IX-XIV вв. / Акад. наук СССР. Ин-т философии ; Под ред. и со вступит. статьей, с. 3-36, С. Н. Григоряна. – М. : Соцэкгиз, 1961. – 629 с.
История арабо-мусульманской философии : учебник / И. Р. Насыров и др. ; под ред. А. В. Смирнова ; Российская акад. наук, Ин-т философии. – М. : Академический Проект, 2013. – 255 с.
История философии / под ред. Г. Ф. Александрова [и др.] ; Ин-т философии Акад. наук СССР. – М : Политиздат, 1940-1943.
Кирабаев, Н. С. Социальная философия мусульманского Востока : (Эпоха средневековья) / Н. С. Кирабаев. – М. : Изд-во Ун-та дружбы народов, 1987. – 173 с.
Кирабаев, Н. С. История классической арабо-мусульманской философии : учебное пособие / Н. С. Кирабаев, М. М. Аль-Джанаби. – М. : Российский ун-т дружбы народов, 2016. – 251 с.
Кныш, А. Д. Мусульманский мистицизм : крат. история / А. Д. Кныш. – М. ; – СПб. : Диля, 2004. – 453 с.
Коковцев, П. К. К вопросу о “Логике Авиасафа” / П.К. Коковцов. – СПб. : Сенат. тип., 1912. – 22 с.
Крачковский, И. Ю. Памяти И. П. Кузьмина / И. Ю. Крачковский // Записки коллегии востоковедов при азиатском музее. – Л. : АН СССР, 1927. – С. 175-180.
Крачковский, И. Ю. Очерки по истории русской арабистики / акад. И. Ю. Крачковский. – М. ; Л. : изд-во и 1-я тип. Изд-ва Акад. наук СССР, 1950 (Л). – 299 с. – (Итоги и проблемы современной науки / Акад. наук СССР).
Насыров, И. Р. Основания исламского мистицизма: генезис и эволюция / И. Р. Насыров. – М.: Языки славянских культур, 2009. – 552 с. – (Философская мысль исламского мира : исследования; Т. 1)
Насыров, И. Р. Исследования классической исламской философии в Воссии в 1990-Х годах и начале XXI века / И. Р. Насыров ; Российская акад. наук, Ин-т философии, Иранский ин-т философии ; гл. ред. Янис Эшотс // Ишрак : ежегодник исламской философии. – М. : Яз. славянских культур, 2010. – № 1. – С. 536–564.
Насыров, И. Р. Ал-Кинди. О природе души. Три сочинения из «Трактатов ал-Кинди» / И. Р. Насыров Российская акад. наук, Ин-т философии, Иранский ин-т философии ; гл. ред. Янис Эшотс // Ишрак: Ежегодник исламской философии. – М. : Наука, 2017. – № 8. С. 137–150.
Нофал, Ф. О. Ибрахим ибн Саййар ан-Наззам : монография / Ф. О. Нофал ; [отв. ред. А. В. Смирнов] ; Ин-т философии Российской акад. наук. – М : Языки славянской культуры : Садра, 2015. – 150 с.
Общая история философии : в 2 т./ Соч. В. Вундта, Г. Ольденберга, И. Гольдциэра и др.; Пер. И.В. Постмана и И.В. Яшунского, под ред. проф. А.И. Введенского и Э.Л. Радлова. – СПб. : тип. т-ва “Обществ. польза”, 1910-1912. – 2 т.
Османова, И. А. Арабские рукописи Второго собрания Авраама С. Фирковича: связь времён / И. А. Османова ; Акад. наук СССР. Ин-т философии ; Отв. ред. Н. В. Мотрошилова // Вестник Русской христианской гуманитарной академии. – СПб. : Изд-во Русской христианской гуманитарной академии, 2012. – Т. 13. № 3. – С. 20–26.
Петров, П. Я. Обозрение арабских, персидских и турецких рукописей, находящихся в Библиотеке Московского университета / П. Я. Петров. – СПб., 1837. – 12 с.
Прозоров, С. М. Ислам как идеологическая система / С. М. Прозоров ; Российская акад. наук, Санкт-Петербургский фил. Ин-та востоковедения, Группа Исламоведения Санкт-Петербургский фил. Ин-та востоковедения РАН. – М. : Вост. лит. РАН, – 2004. – 470 с.
Псху, Р. В. Опыт суфийского прочтения Корана на материале «Книги о предстояниях» (Китаб ал-Мавакыф) ан-Ниффари (Хв.) / Р. В. Псху // Вестник РУДН. Серия «Философия» : научный журнал. –М. : Изд-во Российского ун-та дружбы народов, 2006. – №1(11). – С. 209—215.
“Рассыпанное” и “собранное”: когнитивные приемы арабо-мусульманской культуры : коллективная монография / аль-Джанаби Матем Мухаммед, Дроздов В. А., Кузнецов В. А. и др.]. – М : ЯСК : Садра, 2017. – 730 с. – (Философская мысль исламского мира : исследования / Институт философии Российской академии наук; т. 10).
Cагадеев, А. В. Ибн-Рушд (Аверроэс) / А. В. Сагадеев. – М. : Мысль, 1973. – 207 с.
Cагадеев, А. В. Ибн-Сина (Авиценна) / А. В. Сагадеев. – 2-е изд. – М. : Мысль, 1985. – 222 с.
Cагадеев, А. В. Классики арабо-мусульманской философии в переводах А.В. Сагадеева / А. В. Сагадеев. – Т. 1-2. – N.Y., 1999.
Cагадеев, А. В. Восточный перипатетизм / А. В. Сагадеев. – М : Марджани, 2009. – 223 с.
Сергей Николаевич Григорян : Список основн. печат. трудов С.Н. Григоряна (1920—1974) // Народы Азии и Африки. 1974. – №3. – С. 243-244.
Смирнов, А. В. Великий шейх суфизма : Опыт парадигмал. анализа философии Ибн Араби / А. В. Смирнов; Рос. АН, Ин-т философии. – М. : Наука : Изд. фирма “Вост. лит.”, 1993. – 326 с.
Смирнов, А. В. Введение (ал‑Мукаддима) : Cоставление, перевод с арабского и примечания А.В. Смирнова / А. В. Смирнов ; Акад. наук СССР. Ин-т философии // Историко-философский ежегодник 2007. – М.: Наука, 2008, – C.187-217.
Смирнов, А. В. Три решения проблемы трансцендентности и имманентности божественной сущности в философии Ибн Араби / А. В. Смирнов ; Рук. авторского коллектива серии М. Т. Степанянц ; ред. Тома Е. А. Фролова ; Институт философии. АН СССР, // Рационалистическая традиция и современность: Ближний и Средний Восток. – М. : Наука, 1990, – C. 206-223.
Смирнов, А. В. Философский поиск ас-Сухраварди / А. В. Смирнов ; Под ред. Галимова Б.С. // Исламская культура в мировой цивилизации и новые идеи в философии. – СПб., 2001, – С. 94-106.
Смирнов, А. В. Сознание. Логика. Язык. Культура. Смысл / А. В. Смирнов ; Ин-т философии Российской акад. наук. – М : Языки славянской культуры, 2015. – 712 с.
Смирнов, А. В. Шихаб ад-Дин Йахйа ас-Сухраварди. Мудрость озарения (отрывок) / А. В. Смирнов ; Российская акад. наук, Ин-т философии, Иранский ин-т философии ; гл. ред. Янис Эшотс // Ишрак: Ежегодник исламской философии.– М. Яз. славянских культур, 2011. – №2. – С. 28-46.
Смирнов, А. В. Логика смысла : теория и ее приложение к анализу клас. арабской философии и культуры / А. В. Смирнов. – М : Яз. славян. культуры, 2001. – 503 с.
Смирнов, А. В. Логика субстанции и логика процесса: проблема божественных атрибутов у ал-Кирмани и Ибн Араби // Рассыпанное» и «собранное»: когнитивные приемы арабо-мусульманской культуры»: коллективная монография / Отв. ред. А. В. Смирнов. – М., 2017. – С. 95―221. – (Философская мысль исламского мира: Исследования. Т. 10)
Смирнов, А. В. Словарь средневековой арабской философской лексики / А. В. Смирнов ; Отв. ред. Е. А. Фролова // Средневековая арабская философия: проблемы и решения. – М. : Вост. лит. РАН, 1998, – С. 379-520. – (История восточной философии / РАН. Ин-т философии).
Солопова, М. А. Античная философия и Восток. Избранная библиография. Ч. III. Античное философское наследие в арабо-мусульманском мире (IX-X вв.) / М. А. Солопова // Историко-философский ежегодник. – М : Наука, 2018. – Т. 33. – С. 386-418.
Средневековая арабо-мусульманская философия в переводах А. В. Сагадеева : в 3 т. / сост. и отв. ред.: Н. С. Кирабаев. – М. : Марджани, 2009.
Старкова, К. Б. А. Я. Борисов и его труды по истории средневековой философии на Ближнем Востоке / К. Б. Старкова // Православный Палестинский Сборник. А. Я. Борисов. Материалы и исследования по истории неоплатонизма на средневековом Востоке.– СПб., 2002. – В. 99 (36). – 257 с.
Степанянц, М. Т. Исламская этика” и ее социальный смысл / М. Т. Степанянц ; Ред. М. Б. Митин // Вопросы философии. – М. : Российская академия наук, 1966. – №2. – С. 100-109.
Степанянц, М. Т. Философия и социология в Пакистане : (Очерки) / М. Т. Степанянц ; АН СССР. Ин-т философии. – Москва : Наука, 1967. – 151 с.
Степанянц, М. Т. Ислам в философской и общественной мысли зарубежного Востока (XIX-XX вв.) / М. Т. Степанянц ; АН СССР. Ин-т философии. – Москва : Наука, 1974. – 188 с.
Степанянц, М. Т. Мусульманские концепции в философии и политике (XIX-XX вв.) / М. Т. Степанянц. – М. : Наука, 1982. – 248 с.
Степанянц, М. Т. Философские аспекты суфизма / М. Т. Степанянц; АН СССР, Ин-т философии. – М. : Наука, 1987. – 190 с.
Степанянц, М. Т. О некоторых общих проблемах изучения истории философии зарубежного Востока / Ответственные редакторы М. Т. Степанянц, Г. Б. Шаймухамбетова ; АН СССР, Ин-т философии, Науч. совет по истории обществ. мысли // Методологические проблемы изучения истории философии зарубежного Востока. – М. : Наука, 1987. – С. 3–13.
Степанянц, М. Т. Методологические проблемы изучения истории философии зарубежного Востока / М. Т. Степанянц ; Отв. Редакторы М. Т. Степанянц ; Г. Б. Шаймухамбетова ; Академия наук СССР ; Институт философии // – М. : Наука, 1987. – С. 5.
Степанянц, М. Т. К 70-летию Мариэтты Тиграновны Степанянц. Беседа с юбиляром, её наставниками и коллегами. Материал подготовлен Е. А. Фроловой / М. Т. Степанянц // Мир Востока. Философия: прошлое, настоящее, будущее. – М.: Издательская фирма «Восточная литература» РАН, 2005. – С. 4—24.
Султанов, Р. И. К истории становления теологического рационализма. Сравнительный анализ мыслительных схем калама и патристики / Р. И. Султанов ; АН СССР, Ин-т философии; Отв. ред. Е. А. Фролова // Рационалистическа традиция и современность: Ближний и Средний Восток : Сб. ст. – М. : Наука, 1990. – 277 с.
Туманян, Т. Г. Просопография российской традиции интерпретации арабо-исламской философии / Т. Г. Туманян ; под ред. Т. Г. Туманяна // Asiatica: труды по философии и культурам Востока. Санкт-Петербургский гос. ун-т; – СПб. : Изд-во Санкт-Петербургского ун-та, 2005. – №12(1). – С. 27-41.
Туманян Т. Г. Политический идеал Платона в творчестве Ибн Рушда / Т. Г. Туманян ; сост. и отв. ред. С. В. Пахомов // Философия, религия и культура стран Востока : четвертые Торчиновские чтения : материалы научной конференции. – СПб. : Изд-во Санкт-Петербургского ун-та, 2007. – С. 173-181.
Туманян Т. Г. Античная традиция в теории государства ал-Фараби / Т. Г. Туманян ; Санкт-Петербургский гос. ун-т // Политическая экспертиза: Политекс : научный журнал. – СПб. : Изд-во Санкт-Петербургского гос. ун-та, 2008. – Том 4, №3. – С. 212-236.
Туманян Т. Г. Ал-Фараби и греческая политико-этическая традиция / Т. Г. Туманян // Этносоциум и межнациональная культура : научный и общественно-политический вестник. – М. : Этносоциум, 2008. – №1(9). – С. 53-66.
Туманян, Т. Г. Философия идеальной власти : политические концепции средневекового ислама / Т. Г. Туманян; Санкт-Петербургский гос. ун-т. – Спб. : Из-во С.-Петербургского университета, 2009. – 277 с.
Туманян, Т. Г. Античное философское наследие в социально-политической теории Ибн Сины / Т. Г. Туманян ; отв. ред. Галат А. А. ; Санкт-Петербургский гос. ун-т, Межрегиональное общественное объединение “Платоновское философское о-во”, Русская христианская гуманитарная акад. // Материалы XXIV научной конференции “Универсум платоновской мысли”: “Платон и современность”. – СПб. : Центр содействия образования, 2016. – С. 156-165.
Тысяча и одна ночь : В 3 т. / Сост. Б. Я. Шидфар ; Пер. с араб. М. А. Салье. – М. : Худож. лит., 1987. – 3 т.
Уманец, С. И. Очерк развития религиозно-философской мысли в исламе : (Опыт истории мусульманского сектантства от смерти Мухаммеда до наших дней) / С.И. Уманец. – СПб. : тип. М. М. Стасюлевича, 1890. – IV, – 160 с.
Уманец, С. И. Религиозная метафизика мусульманского Востока (очерк) / С. И. Усманец // Вопросы философии и психологии. – М., 1891. – Год II, кн. 7. – С. 103-121 ; Год II, кн. 8. – С. 57-76.
Федорова И. А. Проблема свободы воли и предопределения в раннесредневековой арабской философской мысли / И. А. Федорова ; Сост. и отв. ред. С.В. Пахомов ; Санкт-Петербургский гос. ун-т// Пятые Торчиновские чтения. Философия, религия и культура стран Востока. – СПб. : Фак. философии и политологии СПбГУ, 2009. – С. 63–68.
Фролова, Е. А. Критика философских взглядов современного ливанского философа К.Ю. аль-Хаджа / Е. А. Фролова ; Отв. ред. С. Н. Григорян ; Акад. наук СССР. Ин-т философии // Современная философская и социологическая мысль Востока : Сборник статей. – М. : Наука, 1965. – С. 155-176
Фролова, Е. А. Мыслить, чтобы существовать. Спор о Декарте и [современная] арабская философия / Е. А. Фролова ; Российская академия наук, Институт востоковедения, Институт Африки // Азия и Африка сегодня : Ежемесячный научный и общественно-политический журнал Ин-та народов Азии и Ин-та Африки АН СССР. – М. : Российская академия наук, 1968. – № 8. – С. 34-36.
Фролова, Е. А. Проблема Декарта в современной арабской философии / Е. А. Фролова // Вопросы философии. – М. : Российская академия наук, 1969. – № 5. – С. 120-127.
Фролова, Е. А. Ранний ислам / Е. А. Фролова // Наука и религия : Ежемес. науч.-попул. атеист. журн. Всесоюз. о-ва “Знание”. – М. : Знание. 1971. – № 10. – С. 57.
Фролова, Е. А. Проблема веры и знания в арабской философии / Е. А. Фролова. – М. : Наука, 1983. – 169 с.
Фролова, Е. А. История средневековой арабо-исламской философии : Учеб. пособие / Е. А. Фролова; Рос. акад. наук, Ин-т философии. – М. : ИФРАН, 1995. – 174 с.
Хайруллаев, М. М. Фараби : Эпоха и учение / М. М. Хайруллаев. – Ташкент : Узбекистан, 1975. – 352 с.
Хайруллаев, М. М. Мировоззрение Фараби и его значение в истории философии / М. М. Хайруллаев ; АН УзССР. Ин-т философии и права. – Ташкент : Фан, 1967. – 355 с.
Хисматулин А. А. Суфизм / А. А. Хисматулин. – СПб. : Азбука-классика : Петербургское Востоковедение, 2008. – 191 с. – (Мир Востока)
Шаймухамбетова, Г. Б. К вопросу о состоянии, проблемах и перспективах изучения философской мысли зарубежного Востока (исследования 1981—85 гг) / Г. Б. Шаймухамбетова ; Отв. ред. Е. А. Фролова // Вопросы философии : научно-теоретический журнал. – М. : Российская академия наук, 1985. – №11.
Шаймухамбетова, Г. Б. О проблемах историографии средневековой арабской философии / Г. Б. Шаймухамбетова // Средневековая арабская философия : Проблемы и решения / – М. : Вост. лит. РАН, 1998. – С. 11–41. – (История восточной философии / РАН. Ин-т философии).
Шаймухамбетова, Г. Б. Интеллектуальная ситуация на Среднем и Ближнем Востоке. Исследования 1990-1996 годов / Г. Б. Шаймухамбетова ; Отв. ред. Г. Б. Шаймухамбетова ; РАН. Ин-т. философии // Проблемы новейшей историографии философии зарубежного Востока. – М., 1998. – С. 72–95.
Шаймухамбетова, Г. Б. Арабоязычная философия средневековья и классическая традиция : (Нач. период) / Г. Б. Шаймухамбетова. – М : Наука, 1979. – 152 с.

Заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 5 000 ₽

Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

    Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных и с правилами пользования Платформой

    Последние выполненные заказы

    Хочешь уникальную работу?

    Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!

    Сергей Н.
    4.8 (40 отзывов)
    Практический стаж работы в финансово - банковской сфере составил более 30 лет. За последние 13 лет, мной написано 7 диссертаций и более 450 дипломных работ и научных с... Читать все
    Практический стаж работы в финансово - банковской сфере составил более 30 лет. За последние 13 лет, мной написано 7 диссертаций и более 450 дипломных работ и научных статей в области экономики.
    #Кандидатские #Магистерские
    56 Выполненных работ
    Кормчий В.
    4.3 (248 отзывов)
    Специализация: диссертации; дипломные и курсовые работы; научные статьи.
    Специализация: диссертации; дипломные и курсовые работы; научные статьи.
    #Кандидатские #Магистерские
    335 Выполненных работ
    Анна Александровна Б. Воронежский государственный университет инженерных технол...
    4.8 (30 отзывов)
    Окончила магистратуру Воронежского государственного университета в 2009 г. В 2014 г. защитила кандидатскую диссертацию. С 2010 г. преподаю в Воронежском государственно... Читать все
    Окончила магистратуру Воронежского государственного университета в 2009 г. В 2014 г. защитила кандидатскую диссертацию. С 2010 г. преподаю в Воронежском государственном университете инженерных технологий.
    #Кандидатские #Магистерские
    66 Выполненных работ
    AleksandrAvdiev Южный федеральный университет, 2010, преподаватель, канд...
    4.1 (20 отзывов)
    Пишу качественные выпускные квалификационные работы и магистерские диссертации. Опыт написания работ - более восьми лет. Всегда на связи.
    Пишу качественные выпускные квалификационные работы и магистерские диссертации. Опыт написания работ - более восьми лет. Всегда на связи.
    #Кандидатские #Магистерские
    28 Выполненных работ
    Евгений А. доктор, профессор
    5 (154 отзыва)
    Более 40 лет занимаюсь преподавательской деятельностью. Специалист в области философии, логики и социальной работы. Кандидатская диссертация - по логике, докторская - ... Читать все
    Более 40 лет занимаюсь преподавательской деятельностью. Специалист в области философии, логики и социальной работы. Кандидатская диссертация - по логике, докторская - по социальной работе.
    #Кандидатские #Магистерские
    260 Выполненных работ
    Рима С.
    5 (18 отзывов)
    Берусь за решение юридических задач, за написание серьезных научных статей, магистерских диссертаций и дипломных работ. Окончила Кемеровский государственный универси... Читать все
    Берусь за решение юридических задач, за написание серьезных научных статей, магистерских диссертаций и дипломных работ. Окончила Кемеровский государственный университет, являюсь бакалавром, магистром юриспруденции (с отличием)
    #Кандидатские #Магистерские
    38 Выполненных работ
    Егор В. кандидат наук, доцент
    5 (428 отзывов)
    Здравствуйте. Занимаюсь выполнением работ более 14 лет. Очень большой опыт. Более 400 успешно защищенных дипломов и диссертаций. Берусь только со 100% уверенностью. Ск... Читать все
    Здравствуйте. Занимаюсь выполнением работ более 14 лет. Очень большой опыт. Более 400 успешно защищенных дипломов и диссертаций. Берусь только со 100% уверенностью. Скорее всего Ваш заказ будет выполнен раньше срока.
    #Кандидатские #Магистерские
    694 Выполненных работы
    Ольга Б. кандидат наук, доцент
    4.8 (373 отзыва)
    Работаю на сайте четвертый год. Действующий преподаватель вуза. Основные направления: микробиология, биология и медицина. Написано несколько кандидатских, магистерских... Читать все
    Работаю на сайте четвертый год. Действующий преподаватель вуза. Основные направления: микробиология, биология и медицина. Написано несколько кандидатских, магистерских диссертаций, дипломных и курсовых работ. Слежу за новинками в медицине.
    #Кандидатские #Магистерские
    566 Выполненных работ
    Кирилл Ч. ИНЖЭКОН 2010, экономика и управление на предприятии транс...
    4.9 (343 отзыва)
    Работы пишу, начиная с 2000 года. Огромный опыт и знания в области экономики. Закончил школу с золотой медалью. Два высших образования (техническое и экономическое). С... Читать все
    Работы пишу, начиная с 2000 года. Огромный опыт и знания в области экономики. Закончил школу с золотой медалью. Два высших образования (техническое и экономическое). Сейчас пишу диссертацию на соискание степени кандидата экономических наук.
    #Кандидатские #Магистерские
    692 Выполненных работы

    Другие учебные работы по предмету

    История античной философии в российских журналах XIX века
    📅 2020год
    🏢 Санкт-Петербургский государственный университет
    Время после холокоста: как работает нарратив памяти
    📅 2020год
    🏢 Санкт-Петербургский государственный университет
    Философия политики и права Фихте
    📅 2018год
    🏢 Санкт-Петербургский государственный университет
    Трансформация гуманизма в пространстве постмодерна
    📅 2018год
    🏢 Санкт-Петербургский государственный университет