Джон Уиклиф и гуситское движение

Бесплатно
Работа доступна по лицензии Creative Commons:«Attribution» 4.0
Шепс Анастасия Валерьевна
Бесплатно
Работа доступна по лицензии Creative Commons:«Attribution» 4.0

Аннотация магистерской диссертации на тему
«Джон Уиклиф и гуситское движение»
Актуальность темы объясняется наличием лакун, требующих исторической реконструкции для создания объективного взгляда на исторические события, касающиеся церковной реформации в Богемии. Необходимо учитывать влияние, которое оказали на Гуса и его последователей другие теологи и богословы. Важным пунктом в исследовании является систематизация аспектов церковной реформы, осуществленной Гусом.
Целью работы является изучение гуситских реформ и их истоков на основе сравнительного анализа с идеями Уиклифа.
Задачами работы являются:
1. Изучение основных идей Яна Гуса и влияния на них Джона Уиклифа.
2. Анализ гуситских реформ и их сравнение с существовавшими положениями католической церкви.
3. Выявление роль религиозных, национальных и экономических аспектов в реформах Яна Гуса и основных последствий церковной реформации в Богемии.
Можно сделать ряд выводов о реформе Яна Гуса и влиянии на него со стороны Джона Уиклифа.
Реформа, осуществленная Гусом, является отражением настроений разных слоев чешского общества, недовольных сложившейся в церкви ситуацией. Сам Гус считал себя католиком и ратовал за возвращение апостольской чистоты во вселенскую церковь.
Основные идеи, которые легли в основу церковной реформы католической церкви в Богемии, отражены в трактате «О Церкви», посланиях и письмах Гуса. Они включали в себя пункты по изменению обрядности церкви, критику некоторых церковных традиций, содержали анализ Писания и наставления верующим.
Влияние на Яна Гуса оказали величайшие мыслители того времени, главным из которых было влияние английского теолога и богослова Джона Уиклифа. Гус разработал собственную программу, в некоторых моментах опираясь на опыт английского теолога. Гус и Уиклиф заложили фундамент протестантского движения, в последующем охватившего всю Европу.
Следует учитывать важность религиозной и национальной принадлежности исследователей реформ Гуса и вопроса о влиянии на него Уиклифа. Религиозный фактор часто оказывался решающим при описании исторических событий: исследователи-протестанты выражали симпатию гуситам, католики – противостоящей реформам стороне, вне зависимости от национальной принадлежности.
Работы исследователей, сделавших акцент на национальном факторе, можно разделить на две группы: поддерживающие идею национального единства в государственном и в этническом вариантах. Первый вариант чаще всего встречается в работах немецких исследователей, второй – у чешских и отечественных ученых.
Среди мыслителей, чьи идеи легли в основу реформ Гуса, были не только христиане, но и иудеи, что объясняется стремлением гуситов вести образ жизни, схожий с жизнью первых христиан и апостолов. Иудеями Богемии гуситы рассматривались как свидетельство наступления мессианских времен и виделись такой же маргинализированной группой, преследуемой католическим большинством.
В реформе, проведенной чешским проповедником, можно выделить несколько составляющих: религиозную, национальную и экономическую.
Важно отметить разницу в отношении к дальнейшей судьбе учений Гуса и Уиклифа и их интерпретация в исторической литературе. Гуситы воспринимались либо как идейные продолжатели Гуса, стремившиеся к наиболее точному исполнению его наставлений, либо как самостоятельные идеологи нового учения, в котором защита национальных и социальных интересов вытеснила первоначальную цель церковной реформации.

В современной исторической науке сохраняется интерес к церковной Реформации, о чем свидетельствует серия научных конференций, семинаров, различных выставок, проводимых в 2017 году и посвященных юбилею знаменательной даты. В связи с данным событием в научной среде с новой силой разгорелся интерес к событиям, Реформации предшествующим, в частности – к судьбам Джона Уиклифа и Яна Гуса и их богословским учениям.
Основной акцент в существующих исследованиях обозначенной темы сделан на сходствах учения Уиклифа, которого окрестили «Утренней звездой Реформации» и Яна Гуса, на которого, как считает многие ученые, повлиял ряд основных требований и богословских трактатов Уиклифа: долгое время считалось, что Гус лишь удачно вписал их в собственную концепцию церковных преобразований. Однако, детальный анализ проповеднической деятельности, идей религиозных преобразований, политической ситуации в странах, где реформаторы осуществляли свою деятельность, позволяет сделать выводы о существенной разнице в учениях Гуса и Уиклифа, которые, несмотря на схожую цель, которую можно подвести под единый знаменатель и обозначить как возвращение к христианским нормам жизни апостольского периода, имели свои особенности, отличительные черты и разные последствия, сыгравшие роль в истории Европы и христианского мира.
Актуальность темы объясняется наличием множества лакун, которые требуют детального изучения и исторической реконструкции для создания объективного взгляда на исторические события, касающиеся церковной реформации в Богемии. Обязательным этапом является историографическое исследование, позволяющее систематизировать имеющиеся на сегодняшний день направления в истории Уиклифа и Гуса. Кроме этого, необходимо учитывать влияние, которое оказали на Гуса и его последователей другие теологи и богословы. Важным пунктом в исследовании является систематизация различных аспектов церковной реформы, осуществленной Гусом: национального, социального, экономического, культурного и религиозного.
Фундаментом для данного исследования послужили работы как зарубежных, так и отечественных ученых. К первым относятся книги Франтишека Палацкого, Карела Боровского, Вацлава Томека, Томаса Масарика, Карела Сладковского, Йозефа Пекаржа, Йозефа Гельферта, Павла Главачека, Милоша Кратохвила, Ивана Квачалы, Ричарда Фриденталя, Августа Неандера, Израиля Юваля, Дэвида Шафа и других ученых.
Из отечественных исследователей можно выделить монографии и работы таких авторов как М. М. Филиппова, Н. В. Ястребова, И. С. Пальмова, В. А. Францева, И. И. Бучанова, А. Н. Норцова, Е. П. Новикова, Л. П. Лаптевой, А. Н. Галямичева, А. А. Новиковой и других.
Для изучения данной темы были использованы методы дедукции и индукции, позволившие выразить разные подходы к изучаемой проблеме, анализ и синтез, которые помогли выделить основные составляющие источников, а затем сложить их воедино, что делает картину более полной. Системный метод помог структурировать работу с источниками, касающимися изучаемой темы. Сравнительный метод помог проанализировать отношение различных авторов к поставленной ими проблеме, выявить причины того или иного отношения историков к вопросу о влиянии учения Уиклифа на идеи Гуса. Данный метод тесно связан с историческим, позволяющим систематизировать периодизацию изучения проблемы, проследить зарождение и развитие поставленного историками вопроса, опираясь на полученный ранее опыт. Типологический метод, в основе которого лежит сопоставление, дает возможность выявить схожие тенденции у различных историков при работе над проблемой истории ранней реформации.
Объектом работы являются религиозные реформы, осуществленные Уиклифом и Гусом.
Предметом работы являются отличия и схожие черты в учениях Гуса, Уиклифа и других богословов, чьи идеи оказали влияние на Гуса.
Целью данной работы является изучение гуситских реформ и их истоков на основе сравнительного анализа с идеями Уиклифа.
Задачами работы являются:
1. Изучение основных идей Яна Гуса и влияния на них Джона Уиклифа.
2. Анализ гуситских реформ и их сравнение с существовавшими положениями католической церкви.
3. Выявление роль религиозных, национальных и экономических аспектов в реформах Яна Гуса и основных последствий церковной реформации в Богемии.
Данная работа состоит из введения, трех глав (в первой главе рассматривается отечественная и зарубежная историография гуситского движения, вторая глава посвящена исследованию работ других мыслителей и богословов, чьи труды оказали влияние на Гуса, в третьей главе анализируется церковная реформа, осуществленная Гусом), заключения и списка используемых источником и литературы.

Таким образом, исходя из всего выше сказанного, можно сделать ряд выводов о влиянии идей Джона Уиклифа на Яна Гуса.
Реформа богемской церкви, осуществленная Гусом, является общим отражением настроений разных слоев чешского общества, недовольных сложившейся в церкви ситуацией: протест выражали не только прихожане католической церкви (как чешское крестьянство, так и дворянство), но и многие священнослужители, являющиеся частью католической церкви. Важно помнить, что сам Гус, как и его соратники, искренне считали себя католиками и ратовали за возвращение апостольской чистоты во вселенскую церковь.
Основные идеи, которые легли в основу церковной реформы католической церкви в Богемии, отражены в трактате «О Церкви», многочисленных посланиях и письмах Гуса. Они включали в себя пункты по изменению обрядности церкви, критику некоторых церковных традиций, а также содержали подробный анализ Писания и наставления верующим.
Влияние на Яна Гуса оказали величайшие мыслители того времени, главным из которых было влияние английского теолога и богослова Джона Уиклифа: Гус называл себя его учеником, неоднократно выступал в защиту его артикулов. Гус, как и Уиклиф, разработал собственную программу, в некоторых моментах опираясь на опыт английского теолога (например, критика образа жизни духовенства, продажи индульгенций и симонии, критическое отношение к авторитету высшего духовенства, включая Папу римского).
Следует учитывать важность религиозной и национальной принадлежности исследователей реформ Гуса и вопроса о влиянии на него Уиклифа. Как показал анализ работ, религиозный фактор часто оказывался решающим при описании исторических событий: протестанты открыто выражают симпатию гуситам, католики – противостоящей реформам стороне, вне зависимости от национальной принадлежности.
Работы исследователей, сделавших акцент на национальном факторе, можно условно разделить на две группы: поддерживающие идею национального единства в государственном и в этническом вариантах. Первый вариант чаще всего встречается в работах немецких исследователей, тогда как второй – у чешских и российских ученых.
Гус и Уиклиф стали первыми богословами, заложившими фундамент протестантского движения, в последующем охватившего всю Европу. Столетие спустя немецкий реформатор и богослов Мартин Лютер назвал Гуса своим предшественником и учителем.
Обе реформы можно определить как типологически сходные явления европейской истории. Идеи Гуса сыграли важную роль в религиозных преобразованиях немецкого богослова, позволив ему более критически и продуманно отнестись к собственной теологии, ее социальным, экономическим и политическим аспектам. В свою очередь, реформа церкви, осуществленная Лютером, в известном смысле слова актуализировала учение Гуса, что обусловило ее неповторимый облик в западной цивилизационной истории.
Важно, что среди мыслителей, чьи идеи легли в основу реформ Гуса, были не только христиане, но и иудеи. Несколько сочинений Авигдора Кары, пражского раввина и современника чешского реформиста, были заимствованы Гусом и его последователями в качестве религиозных гимнов и исполнялись гуситами во время массовых демонстраций и сражений. Сближение гуситов и иудеев в первые годы гуситского движения объясняется стремлением гуситов вести образ жизни, схожий с жизнью первых христиан и апостолов (что, в свою очередь, подразумевало соблюдение части иудейских заповедей, таких как соблюдение кашрута). Иудеями Богемии гуситы рассматривались, во-первых, как возможное свидетельство наступления мессианских времен, а во-вторых, виделись такой же маргинализированной группой, преследуемой католическим большинством.
В реформе, проведенной чешским проповедником, можно выделить несколько составляющих: религиозную (новый взгляд на структуру и иерархию церкви, новое толкование пророчеств, в том числе, об Антихристе, критическое отношение к представителям высшего духовенства, не исполняющего свою задачу в соответствии с Евангелием, критика торговли индульгенциями и симонии (подразумевая «торговлю» Благодатью через назначение недостойных духовников на церковные должности, призыв к самостоятельному осмыслению, толкованию и проповеди Благой вести), национальную (призыв к культурной независимости от немцев, утверждение прав чехов в королевстве как к господствующей нации) и экономическую (критика богатых церквей, сребролюбивого духовенства, призыв к помощи беднякам, утверждение равенства между бедными и богатыми).
Важно отметить разницу в отношении к дальнейшей судьбе учений Гуса и Уиклифа и их интерпретация в исторической литературе. Дробление единого гуситского движения после смерти лидера в силу социального расслоения его приверженцев привело к образованию нескольких лагерей, каждый из которых выдвигал определенные требования с учетом собственных социальных интересов. Табориты (радикально настроенные последователи Гуса) требовали полного разрушения старого мира и построения на его месте царства социальной и религиозной справедливости в ожидании второго пришествия. Умеренные гуситы, состоявшие из привилегированных слоев чешского общества и поддержавшие те пункты реформы, которые устраняли конкуренцию в лице католической церкви, не принимали положений радикалов о всеобщем равенстве и необходимости отказаться от частного имущества в пользу общины.
В зависимости от позиций, занимаемых тем или иным исследователем, гуситы, продолжившие дело чешского реформиста после его смерти, воспринимались либо как его сторонники, стремившиеся к наиболее точному исполнению наставлений Гуса , либо как самостоятельные идеологи нового учения, в котором защита национальных и социальных интересов вытеснила первоначальную цель церковной реформации.

. Čeští spisovatelé 20 století. – Praha, 1985. – 830 str.
Borovský, K. . / Články ze Slovana – Kutná Hora, 1851.
Brill, A. Judaism and Other Religions: Models of Understanding. 2010. – 275 p.
Budín, S. Karel Havliček Borovský. – Praha, 1954. – 18 str.
Ctyri prazské artikuly [Электронный ресурс] // Internet Archive . – Режим доступа : . – (Дата обращения 24. 03. 2020).
David A., Weinberger, l. J. Ordan D. A Hebrew chronicle from Prague. – Tuscaloosa:University of Alabama Press, 1993. – 120 p.
(11th ed.). – Cambridge University Press, 1911.
Forst, V. A kol. Lexikon české literatury: osobnosti, díla, instituce. 1. A-G.. – Praha, 1985. – 900 str.
Friedenthal, R. Ketzer und Rebell: Jan Hus und das Jahrhundert der Revolutionskriege / Richard Friedenthal. – [2. Aufl.], 1972. – 478 p.
Fudge, T. Jan Hus: Religious Reform and Social Revolution in Bohemia. – London and New York: I.B. Tauris Publishers, 2010. – 387 p.
Helfert, J.A. Mistr Jan Hus aneb počátkové církevního rozdvojení v Čechách. – Praha, 1857. – 287 str.
Hlaváček, P. Beginnings of Bohemian Reformation in the Northwest: The Waldensians and the Reformers in the Deanery of Kadaň at the Turn of the Fourteenth Century. – Praha, 2005. – P. 43 – 56.
Hofer, J. Johannes Kapistran. Ein Leben im Kampf um die Reform der Kirche. Neue Bearbeitung. Band 1, Verlag Kerle, – Heidelberg 1964. – 527 p.
Hofler, K. Geschichtsschreiber der husitischen Bewegung in Bohmen. – Wien, 1856. – 843 p.
Kalista, Z. Josef Pekař. – Praha, 1994. – 355 str.
Koch, R. Jan Hus (1370-1415). // Kirchengeschichte, 2005.
Masaryk, T.G. Jan Hus: . – Praha, 1896. – 58 str.
. Karel Sladkovský a český radikalism za revoluce a reakce. – Praha, 1929. – 180 str.
Neander, A. Allgemeine Geschichte der christlichen Religion und Kirche. – Hamburg, 1829. – 486 p.
Opat, J. Tomáš Garrigue Masaryk. – Praha, 1990. – 469 str.
Pachta, J. Pekař a pekařovština v českém dějepisectví. – Brno, 1950. – 108 str.
Pekar, J. Dějiny československé. – Praha, 1922. – 384 str.
Řiha, О. Karel Havliček Borovský. – Brno, 1950. – 28 str.
Rudolph, M.E. An Introduction to the Thirty-Nine Articles of Religion. – 2016. – 40 p.
Schaff, D.S. The Church by John Hus. – New York, Charles Scribners song. – 350 p.
Schaff, F. The Creeds of Christendom with a History and Critical Notes. – Vol.3. – Baker Book House, Grand Rapids, Michigan, 1977. – 634 p.
Sladkovský, K. A český radikalism za revoluce a reakce / Napsal Dr. Josef Matoušek podle pramenů archivních. – Praha, 1929. – 180 str.
The «Lex divinitatis» in the Bull «Unam Sanctam» of Pope Boniface VIII // Church and Government in the Middle Ages. Camb., 1976. P. 205 – 222.
Tomek, V. V (1818-1918): na památku jeho stých narozenin. – Praha, 1918. – 71 str.
Wagener, H.: Richard Friedenthal. – Gerlingen, 2002. – 316 str.
Weber, D. Reformation studies in Russian Empire at the beginning of 20th Century.The case of Iwan Cvačala //Reliģiski–filozofiski raksti. XXVII, 2019.
Wyclife, J., Tracts and Treatises of John de Wycliffe, D.D. with Selections and Translations from his Manuscripts , and Latin Works. Edited for The Wycliffe Society, with an Introductory Memoir, by the Rev. Robert Vaughan, D.D. – London: Blackburn and Pardon, 1845. – 326 p.
Yuval, I. J. Juden, Hussiten und Deutsche nach einer hebräischen Chronik. – Berline, 1992. – P. 60 – 102.
Абеляр, П. История моих бедствий / пер. с латинского С. Неретиной. – СПб.: Азбука, Азбука- Аттикус, 2014. – 288 с.
Абеляр, П. Теологические трактаты / составление, пер. с латыни, вводная статья, комментарии, указатели С. Неретиной. – М.: «Канон +» РООИ «Реабилитация», 2010. – 640 с.
Анненков, Ю. Гуситы в России в XV-XVI столетиях (Церковно-исторический очерк) // Странник. – 1878. – С. 1-40.
Ансельм Кентерберийский. Почему Бог стал человеком // Искупление. Материалы II Международного Симпозиума христианских философов. – СПб.: ВРФШ, 1999. – С. 20 – 137.
Бельгийское исповедание веры [Электронный ресурс] // Евангелическая реформатская церковь. – Режим доступа : . – (Дата обращения 21.03.2020).
Бережная, Н.А. Становление евангелической конфессии в Германии: Меланхтон в зеркале религиозной полемики середины XVI века // РЦО. – 2019. – №8. – С. 216 – 253.
Бильбасов, В.А. Чех Ян Гус из Гусинца. Письма Яна Гуса, выбранные Мартином Лютером. – СПб.: Печатня В. Головина, 1869. – 97 с.
Болотов, В.В. Лекции по древней общей церковной истории, читанные в Санкт-Петербургской Духовной Академии в 1884/5 учеб. году. – СПб.: Печатня Григорьева, Ценз, 1885. – 247 с.
Бучанов, И.И. Гуситское движение: отечественная историография: 1945-2005 : диссертация на соискание ученой степени кандидата исторических наук : специальность 07.00.09 / И.И. Бучанов ; РГГУ. – М., 2010. – 202 с.
Венгеров, С.А. Провозвестники гуситского движения // Русская мысль, кн. XII. – 1881. – С. 1–21.
Верто, Р.-О. История мальтийских рыцарей : в 2 т. Т.2 / пер. с англ. М.Л. Павлычевой М., 2014. –1943 с.
Виноградов, П.Г. Исследования по социальной истории Англии в средние века. – СПб., 1887. – 259 с.
Вознесенский, А. Послания магистра Иоанна Гуса, сожжённого римской курией в Констанце 6 июля 1415 г. – М., 1903. – 368 с.
Галямичев, А.Н. Английский гусит Петр Пейн // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. История. Международные отношения. –2009. – №1. – С. 34-37.
Гусев, И.Е. История религиозных и рыцарских орденов и обществ. – Минск: Харвест, 2007. – 240 с.
Елагин, В.А. Об «Истории Богемии» Франца Палацкого // Чтения в Обществе истории и древностей российских. – 1848. – № 7. – С. 1–44.
Ерохин, В. Н. Томас Кранмер – деятель эпохи Реформации в Англии // Вестник Нижневартовского университета. – Вып. 2. – 2014. – С. 82–86.
Жития святых на русском языке, изложенные по руководству Четьих-Миней св. Димитрия Ростовского. Т. V. – Киев: Свято-Успенская Киево-Печерская Лавра, 2004. – 866 с.
Кагарлицкий, Б.Ю. От империй – к империализму. Государство и возникновение буржуазной цивилизации. – М.: Изд. дом Гос. ун-та – Высшей школы экономики, 2010. – 680 с.
Квачала, И.И. Первые философские занятия Яна Гуса и новое критическое издание сочинений Виклифа (Wiclif-Society). – Петроград: , 1915. – 13 с.
Книга Согласия. Вероисповедание и учение Лютеранской Церкви / пер. с англ. К. Комаров. – Фонд , США, Duncanville: World Wide Printing, 1998. – 617 с.
Котляров, П.Н. Liberali eruditione и аристотелевское наследие: проекты реформы Ф. Меланхтона в Виттенбергском университете // Учен. зап. Казан. ун-та. Сер. Гуманит. науки. – 2015. – №3. – С. 172 – 181.
Крылов, В.П. Гуситское движение – война за «свободу закона Божия» // Европейская Реформация и ее возможные аналоги в России. – СПб: Нестор-история, 2017. – С. 36–106.
Лаптева, Л.П. В. А. Францев как исследователь творчества Йозефа Добровского // Славянский альманах. – 1999. – № 1998. – С. 98–116.
Лаптева, Л.П. История Богемии периода феодализма (V – сер. XVII вв.) : Учебное пособие. – М.: Изд-во МГУ, 1993. – 159 с.
Ле Гофф, Ж. Цивилизация средневекового Запада. – Екатеринбург: У-Фактория, 2007. – 720 с.
История Папства. – 3-е изд. – М.: , 1986. – 212 с.
Ломбардский, П. Четыре книги сентенций // Антология средневековой мысли : в 2 т. Т. 1.– СПб., 2001.– 539 с.
Мацек, Й. Гуситское революционное движение / пер. с чеш. – М.: Изд-во иностр. лит-ры, 1954. – 232 с.
Михайловский, В. М.  Предвестники и предшественники Реформации в XIV‒ XV вв. // Хойссер Л. История Реформации / пер. под ред. В. Михайловского. – М.: Тип. Э. Лисснера и Ю. Романа, 1882. – 123 с.
Мортон, А.Л. История Англии / пер. с англ. Н. Чернявской. – М.: Издательство иностранной литературы, 1950. – 463с.
Новиков, Е.П. Гус и Лютер : монография. – М.: Типография Александра Семена, 1859. – 933 с.
Новикова, А.А. Еврейские общины Богемии и Моравии в эпоху Гуситских войн // Вестник РГГУ. Серия: Литературоведение. Языкознание. Культурология. – 2018. – №10-2 (43). – С. 230–241.
Норцов, А.Н. Славянин Гус, немец Лютер и последствия реформации: докл. пред. Тамб. учён.арх. комис. А. Н. Норцова, 1916 г. // Изв. Тамб. учён.арх. комис. − Тамбов, 1918. – С. 1–104.
Озолин, А.И. Из истории гуситского революционного движения. – Саратов: Изд-во Саратовского ун-та, 1962. – 307 с.
Пальмов, И.С. Гуситское движение. Вопрос о чаше в гуситском движении. – СПб.: тип. Ф.Г. Елеонского и К°, 1881. – 192 с.
Петрушевский, Д.М. Очерки из истории средневекового общества и государства. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Научное слово, 1913. – 373 с.
Пичета, В.И. История Чехии. – М.: ОГИЗ, Гополитиздат, 1947. – 260 с.
Полякова, М.А. Ян Гус, kinderfragen и enchiridion Мартина Лютера: проблема взаимодействия // Гуманитарный вестник. – 2016. – №6 (44). – С. 1–16.
. – СПб.: Тип. Ю. Н. Эрлих, 1891. – 104 с.
Мартин Лютер. Его жизнь и реформаторская деятельность. – СПб: Фонд «Лютеран. наследие», 2000. – 175 с.
Рандин, А.В. Этнические, конфессиональные, политические и социальные факторы в гуситском движении (некоторые этапы взаимодействия) // Славяне и их соседи: Этнопсихологические стереотипы в Средние века (сборник тезисов). – М.: Ин-т славяноведения и балканистики РАН, 1990. – 102 с.
Рубцов, Б.Т. Гуситские войны (Великая крестьянская война XV века в Чехии). – М.: Государственное издательство политической литературы, 1955. – 324 с.
Рубцов, Б.Т. Ян Гус. – М.: Госполитиздат, 1958. – 72 с.
Сказкин, С.Д. История Средних веков : в 2 т. Т.1. – М.: Высшая школа, 1977. – 298 с.
Соловьев, Э.Ю. Непобежденный еретик. Мартин Лютер и его время. – М.: Молодая гвардия,1984. – 288 с.
Соломоновская, А.Л. Славянский и английский средневековый перевод: a case study. Часть 2. От Максима Грека и Вильяма Тиндейла до графа Роскоммона и Александра Сумарокова // Вестник НГУ. Серия: Лингвистика и межкультурная коммуникация. – 2014. – №2. – С. 70 – 82.
– 843 с.
Филиппов, М.М. Ян Гус. Его жизнь и реформаторская деятельность. – СПб., 1902. – 85 с.
Францев, В.А. Главнейшие моменты в развитии чешского славяноведения // Вступ. лекция, чит. 8 нояб. 1900 г. в Имп. Варш. ун-те. – Варшава, 1901. – С. 1–45.
Цвингли, У. Богословские труды. – Тбилиси, 2009. – С. 556.
Цыпина, Л.В. Реформаторы до Реформации: случай Джона Виклифа // Христианское чтение. – 2017. – №3. – С. 196–208.
Шафф, Ф. История христианской церкви: в 8 т. Т. 4. – СПб.: Библия для всех, 2009. – 518 с.
Шахнович, М.М. Изучение истории западного христианства в России в XIX – начале XX века // История религиоведения и интеллектуальная история России XIX – первой половины XX века. Архивные материалы и исследования / отв. ред. М.М. Шахнович, Е.А. Терюкова. – СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2018. – С. 71–78.
Шахнович, М.М. Феноменологическое религиоведение: между теологией и «наукой о религии» // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 6. Философия, социология, политология, психология, право. – 2001. – № 4. – С. 4–12.
Элбакян, Е.С. Глобализация в эпоху религии, религия в эпоху глобализации // Религиоведение. – 2013. – № 3. – С. 149–163.
Энгельс, Ф. Крестьянская война в Германии. Сочинения : в 7 т. Т. 7. – М.: Политиздат, 1956. – 702 с.
Ястребов, Н.В. Этюды о Петре Хельчицком и его времени. Вып. 1 (из истории гуситской мысли). – СПб.: Тип. М-ва путей сообщения (Т-ва И.Н. Кушнерев и К°), 1908. – 258 с.

Заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 5 000 ₽

Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

    Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных и с правилами пользования Платформой

    Читать «Джон Уиклиф и гуситское движение»

    Последние выполненные заказы

    Хочешь уникальную работу?

    Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!

    Виктор В. Смоленская государственная медицинская академия 1997, Леч...
    4.7 (46 отзывов)
    Имеют опыт грамотного написания диссертационных работ по медицине, а также отдельных ее частей (литературный обзор, цели и задачи исследования, материалы и методы, выв... Читать все
    Имеют опыт грамотного написания диссертационных работ по медицине, а также отдельных ее частей (литературный обзор, цели и задачи исследования, материалы и методы, выводы).Пишу статьи в РИНЦ, ВАК.Оформление патентов от идеи до регистрации.
    #Кандидатские #Магистерские
    100 Выполненных работ
    Олег Н. Томский политехнический университет 2000, Инженерно-эконо...
    4.7 (96 отзывов)
    Здравствуйте! Опыт написания работ более 12 лет. За это время были успешно защищены более 2 500 написанных мною магистерских диссертаций, дипломов, курсовых работ. Явл... Читать все
    Здравствуйте! Опыт написания работ более 12 лет. За это время были успешно защищены более 2 500 написанных мною магистерских диссертаций, дипломов, курсовых работ. Являюсь действующим преподавателем одного из ВУЗов.
    #Кандидатские #Магистерские
    177 Выполненных работ
    Елена Л. РЭУ им. Г. В. Плеханова 2009, Управления и коммерции, пре...
    4.8 (211 отзывов)
    Работа пишется на основе учебников и научных статей, диссертаций, данных официальной статистики. Все источники актуальные за последние 3-5 лет.Активно и уместно исполь... Читать все
    Работа пишется на основе учебников и научных статей, диссертаций, данных официальной статистики. Все источники актуальные за последние 3-5 лет.Активно и уместно использую в работе графический материал (графики рисунки, диаграммы) и таблицы.
    #Кандидатские #Магистерские
    362 Выполненных работы
    Антон П. преподаватель, доцент
    4.8 (1033 отзыва)
    Занимаюсь написанием студенческих работ (дипломные работы, маг. диссертации). Участник международных конференций (экономика/менеджмент/юриспруденция). Постоянно публик... Читать все
    Занимаюсь написанием студенческих работ (дипломные работы, маг. диссертации). Участник международных конференций (экономика/менеджмент/юриспруденция). Постоянно публикуюсь, имею высокий индекс цитирования. Спикер.
    #Кандидатские #Магистерские
    1386 Выполненных работ
    Ольга Б. кандидат наук, доцент
    4.8 (373 отзыва)
    Работаю на сайте четвертый год. Действующий преподаватель вуза. Основные направления: микробиология, биология и медицина. Написано несколько кандидатских, магистерских... Читать все
    Работаю на сайте четвертый год. Действующий преподаватель вуза. Основные направления: микробиология, биология и медицина. Написано несколько кандидатских, магистерских диссертаций, дипломных и курсовых работ. Слежу за новинками в медицине.
    #Кандидатские #Магистерские
    566 Выполненных работ
    Сергей Е. МГУ 2012, физический, выпускник, кандидат наук
    4.9 (5 отзывов)
    Имеется большой опыт написания творческих работ на различных порталах от эссе до кандидатских диссертаций, решения задач и выполнения лабораторных работ по любым напра... Читать все
    Имеется большой опыт написания творческих работ на различных порталах от эссе до кандидатских диссертаций, решения задач и выполнения лабораторных работ по любым направлениям физики, математики, химии и других естественных наук.
    #Кандидатские #Магистерские
    5 Выполненных работ
    Егор В. кандидат наук, доцент
    5 (428 отзывов)
    Здравствуйте. Занимаюсь выполнением работ более 14 лет. Очень большой опыт. Более 400 успешно защищенных дипломов и диссертаций. Берусь только со 100% уверенностью. Ск... Читать все
    Здравствуйте. Занимаюсь выполнением работ более 14 лет. Очень большой опыт. Более 400 успешно защищенных дипломов и диссертаций. Берусь только со 100% уверенностью. Скорее всего Ваш заказ будет выполнен раньше срока.
    #Кандидатские #Магистерские
    694 Выполненных работы
    Катерина М. кандидат наук, доцент
    4.9 (522 отзыва)
    Кандидат технических наук. Специализируюсь на выполнении работ по метрологии и стандартизации
    Кандидат технических наук. Специализируюсь на выполнении работ по метрологии и стандартизации
    #Кандидатские #Магистерские
    836 Выполненных работ
    Анна В. Инжэкон, студент, кандидат наук
    5 (21 отзыв)
    Выполняю работы по экономическим дисциплинам. Маркетинг, менеджмент, управление персоналом. управление проектами. Есть опыт написания магистерских и кандидатских диссе... Читать все
    Выполняю работы по экономическим дисциплинам. Маркетинг, менеджмент, управление персоналом. управление проектами. Есть опыт написания магистерских и кандидатских диссертаций. Работала в маркетинге. Практикующий бизнес-консультант.
    #Кандидатские #Магистерские
    31 Выполненная работа

    Другие учебные работы по предмету

    Н.Г. Чернышевский о религии
    📅 2019 год
    🏢 Санкт-Петербургский государственный университет
    Еврейское кладбище как место памяти и культурное наследие
    📅 2018 год
    🏢 Санкт-Петербургский государственный университет
    Права человека в исламском праве
    📅 2018 год
    🏢 Санкт-Петербургский государственный университет