Требования экологической безопасности при ведении работ по разведке и разработке месторождений полезных ископаемых
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ЮРИДИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ АННОТАЦИЯ выпускной квалификационной работы студента магистратуры по программе «Правовое регулирование природопользования» Шпыновой Марии Ильиничны Тема выпускной квалификационной работы: Требования экологической безопасности при ведении работ по разведке и разработке месторождений полезных ископаемых Цели и задачи исследования: Целью исследования является изучение и анализ требований законодательства в области обеспечения экологической безопасности при ведении работ по разведке и разработке месторождений полезных ископаемых. Сформулированная цель предопределила постановку следующих задач: – рассмотрение проблем, связанных с понятийным аппаратом в сфере обеспечения экологической безопасности, в частности проведение анализа подходов, сформированных в доктрине, к определению «обеспечение экологической безопасности»; – исследование механизмов и существующего порядка предоставления недр в пользование и споров, возникающих на практике, связанных с участием природопользователей в конкурсных процедурах по предоставлению права пользования недрами, а также порядком их проведения; – изучение требований законодательства к проектной документации на право пользования недрами и субъектам права пользования недрами; – проведение анализа государственного подхода к правовому регулированию в сфере обеспечения экологической безопасности как на уровне федерального, так и регионального законодательства. По результатам проведенного исследования сформулированы следующие выводы: – обеспечение экологической безопасности при ведении работ по разведке и разработке месторождений полезных ископаемых невозможно рассматривать в отрыве от принципа рационального использования природных ресурсов и общих требований в области охраны окружающей среды, составляющих основу экологического законодательства. При этом, необходимо учитывать специфику предмета регулирования и повышенную степень опасности данного направления недропользования, что обуславливает особые цели и задачи при осуществлении нормативно-правового регулирования данной сферы правоотношений; – определение «экологическая безопасность», закрепленное на законодательном уровне, нуждается в уточнении, ввиду отмечаемой в доктрине неясности и декларативности формулировки, обуславливающей отсутствие единообразного подхода к толкованию указанного понятия; – представляется необходимым закрепление легального определения «обеспечение экологической безопасности» в целях устранения дифференцированного подхода к его толкованию; – отмечена необходимость проработки вопроса о возможности закрепления на законодательном уровне, например в Законе Российской Федерации от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах», определения «экологически опасная деятельность»; – особенности деятельности по охране окружающей среды при ведении работ по разведке и разработке месторождений полезных ископаемых в целях обеспечения экологической безопасности проявляются в особенностях природного объекта, подлежащего охране; особом порядке предоставления участков недр в пользование; требованиях законодательства, предъявляемых к содержанию проектной документации на право пользования недрами и субъектам права пользования недрами; – непосредственным объектом охраны при ведении работ по разведке и разработке месторождений полезных ископаемых является участок недр; – в правоприменительной практике существуют проблемы в применении судами норм законодательства, регулирующих порядок предоставления права пользования недрами и оформление лицензий на право пользования недрами; – преобладание в документах государственного планирования на уровне федерального законодательства декларативных норм, отсутствие в них указания на конкретные механизмы реализации мер, направленные на достижение стратегических целей в сфере обеспечения экологической безопасности; – отмечена тенденция постепенного перехода от декларативного закрепления положений, касающихся обеспечения экологической безопасности, к отражению конкретных норм, направленных на дальнейшее разрешение экологических проблем в сфере обеспечения экологической безопасности в документах стратегического планирования на уровне регионального законодательства; – отмечено наличие положительных результатов в правовом регулировании вопросов утилизации попутного нефтяного газа со стороны государства, его направленность на стимулирование недропользователей к сокращению выбросов в атмосферу продуктов сжигания попутного газа в целях обеспечения экологической безопасности в процессе добычи полезных ископаемых.
В целях привлечения внимания общества к вопросам экологического развития Российской Федерации, сохранения биологического разнообразия
и обеспечения экологической безопасности, прошедший 2017 год в Российской Федерации в соответствии с Указом Президента Российской Федерации
от 05.01.2016 № 7 был объявлен Годом экологии, основной задачей проведения которого являлось «обеспечение экологической безопасности и сохранение уникальной природы России».
Проблемы обеспечения экологической безопасности и охраны окружающей природной среды от негативного воздействия являются проблемами межгосударственными, приобретшими уровень глобального масштаба. Вместе с тем внутригосударственная регламентация вопросов обеспечения экологической безопасности важна не менее международного регулирования данной сферы правоотношений, в некотором смысле, возможно играя более важную роль – представляется, что в каждом без исключения государстве мира область, связанная с обеспечением экологической безопасности, должна быть урегулирована путем создания структурированной законодательной базы, системы подзаконных актов и единообразной судебной практики.
В Российской Федерации правовое регулирование в сфере обеспечения экологической безопасности, в том числе при ведении работ по разведке
и разработке месторождений полезных ископаемых, осуществляется
в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом от 10.01.2002 № 7 «Об охране окружающей среды», Законом Российской Федерации от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах», подзаконными актами, включающими в себя указы Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации, а также целым спектром правовых актов
в сфере государственного стратегического планирования и др.
Обеспечение экологической безопасности России в первую очередь требует грамотного правового регулирования, при этом целью должна стать
ликвидация накопленного в течение десятилетий вреда, своевременная
и экологичная утилизация, переработка отходов производства и потребления, предотвращение негативного воздействия на окружающую природную среду, оказываемого в процессе хозяйственной деятельности. Достижение такого результата невозможно без детального и всеобъемлющего изучения доктринальных подходов и законодательного регулирования в сфере обеспечения экологической безопасности.
Необходимость изучения вопросов, связанных с обеспечением экологической безопасности, в том числе изучение государственного подхода
к данному вопросу в части установления особого нормативно-правового регулирования в сфере природоохранной деятельности, обуславливает актуальность выбранной для исследования темы, в том числе ввиду следующего.
В России «сохраняются угрозы экологической безопасности несмотря
на принимаемые меры по снижению уровней воздействия на окружающую среду химических, физических, биологических и иных факторов, по предотвращению чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, включая аварийные ситуации на опасных производственных объектах, по адаптации отраслей экономики к неблагоприятным изменениям климата».
Ежегодно увеличивается количество отходов, которые не вовлекаются
во вторичный хозяйственный оборот, что представляет колоссальную угрозу для экологической безопасности.
Существенную опасность представляют разливы нефти и нефтепродуктов, что приводит к длительному негативному воздействию на окружающую среду
в районах добычи нефти, транспортировки, перевалки и хранения нефти
и нефтепродуктов, особенно в Арктической зоне Российской Федерации.
Неблагоприятная окружающая среда является причиной ухудшения здоровья и повышения смертности населения, особенно той его части, которая проживает в промышленных центрах и вблизи производственных объектов.
Разведка и добыча полезных ископаемых имеют колоссальное значение для экономики России, напрямую влияют как на внутригосударственную, так
и на международную экономическую ситуацию. Вместе с тем сфера недропользования является наиболее «экологически опасной» в силу, во-первых, специфики вида хозяйственной деятельности, характеризующегося повышенной степенью опасности, и, во-вторых, специфики предмета – недр, в процессе пользования которыми наиболее высока вероятность нанесения вреда окружающей среде.
Говоря о степени научной разработанности проблемы можно отметить наличие достаточного количества публикаций, характеризующихся дифференцированным подходом к определению основных понятий в сфере обеспечения экологической безопасности, проведением анализа норм
в области государственного стратегического планирования данной сферы
на уровне федерального законодательства. При этом, представляется важным
и необходимым проведение анализа государственного стратегического планирования на уровне регионального законодательства, изучение которого зачастую необоснованно игнорируется в публикациях по данной теме.
Научная новизна исследования заключается в построении особой структуры при проведении анализа требований экологической безопасности при ведении работ по разведке и разработке месторождений полезных ископаемых, включающей в себя изучение порядка предоставления участков недр федерального значения и участков недр местного значения, взаимосвязь особого порядка их предоставления с обеспечением экологической безопасности в сфере пользования недрами, анализ правоприменительной практики при рассмотрении споров, связанных с проведением конкурсных процедур по предоставлению права пользования недрами, документов государственного стратегического планирования на уровне федерального законодательства, а также исследование опыта субъектов Российской Федерации в области стратегического планирования в указанной сфере.
Целью исследования является изучение и анализ требований законодательства в области обеспечения экологической безопасности при ведении работ по разведке и разработке месторождений полезных ископаемых.
Сформулированная цель предопределила постановку следующих задач:
– рассмотрение проблем, связанных с понятийным аппаратом в сфере обеспечения экологической безопасности, в частности проведение анализа подходов, сформированных в доктрине, к определению «обеспечение экологической безопасности»;
– исследование механизмов и существующего порядка предоставления недр в пользование и споров, возникающих на практике, связанных с участием природопользователей в конкурсных процедурах по предоставлению права пользования недрами, а также порядком их проведения;
– изучение требований законодательства к проектной документации
на право пользования недрами и субъектам права пользования недрами;
– проведение анализа государственного подхода к правовому регулированию в сфере обеспечения экологической безопасности как на уровне федерального, так и регионального законодательства.
Практическая значимость исследования заключается в возможности использования структурированного материала в правоприменительной
и научной деятельности в сфере обеспечения экологической безопасности при ведении работ по разведке и разработке месторождений полезных ископаемых. Выводы и положения, сформулированные по результатам исследования могут быть использованы в качестве исходного материала для дальнейшего изучения правовых проблем в области разведки и разработки месторождений полезных ископаемых.
Методология проведенного исследования заключается в применении общенаучных и частно-научных методов: толкования права, системного,
логико-юридического, сравнительно-правового. Теоретические выводы сформулированы с использованием диалектического метода познания, включающего принципы всесторонности исследования, взаимосвязи изучаемых процессов.
Апробация результатов проведенного исследования планируется при дальнейшем изучении вопросов, связанных с обеспечением экологической безопасности при ведении работ по разведке и разработке месторождений полезных ископаемых, в целях осуществления научных публикаций по данной теме, а также в практической деятельности при работе в Комитете
по инвестициям Санкт-Петербурга.
1. Нормативно-правовые акты и иные официальные документы
1.1. Конституция Российской Федерации [Электронный ресурс] : принята всенародным голосованием 12 дек. 1993 г. // Рос. газ. – 2009. – 21 янв. – (с учетом поправок, внесенных Законами Российской Федерации о поправках
к Конституции Российской Федерации от 30 дек. 2008 г. № 6-ФКЗ и от 30 дек. 2008 г. № 7-ФКЗ от 05 фев.2014 № 2-ФКЗ, от 21 июл.2014 № 11-ФКЗ). – СПС «КонсультантПлюс».
1.2. Об отходах производства и потребления [Электронный ресурс] : федер. закон от 24.06.1998 № 89-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. – 1998. – № 26. – Ст. 3009. – (ред. от 25.11.2013, ред. от 28.12.2016). – СПС «КонсультантПлюс».
1.3. Об охране окружающей среды [Электронный ресурс] : федер. закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. – 2002. – № 2. – Ст. 133. – (ред. от 31.12.2017). – СПС «КонсультантПлюс».
1.4. О недрах [Электронный ресурс] : закон РФ от 21.02.1992 N 2395-1 // Собр. законодательства Рос. Федерации. – 1995. – № 10. – Ст. 823. – (ред.
от 30.09.2017). – СПС «КонсультантПлюс».
1.5. О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации [Электронный ресурс] : указ Президента Российской Федерации от 31.12.2015
№ 683 // Собр. законодательства Рос. Федерации. – 2016. – № 1. – Ст. 212. – СПС «КонсультантПлюс».
1.6. О Стратегии экологической безопасности Российской Федерации на период до 2025 года [Электронный ресурс] : указ Президента Российской Федерации от 19.04.2017 № 176 // Собр. законодательства Рос. Федерации. – 2017. – № 17. – Ст. 2546. – СПС «КонсультантПлюс».
1.7. О механизмах ликвидации экологического ущерба, связанного
с прошлой экономической деятельностью [Электронный ресурс] : Постановление Совета Федерации Федерального Собрания РФ от 06.02.2013
№ 17-СФ // Собр. законодательства Рос. Федерации. – 2013. – № 6. – ст. 481. – СПС «КонсультантПлюс».
1.8. Об Экологической доктрине Российской Федерации [Электронный ресурс] : Распоряжение Правительства РФ от 31.08.2002 № 1225-р // Собр. законодательства Рос. Федерации. – 2002. – № 36. – Ст. 3510. – СПС «КонсультантПлюс».
1.9. О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года (вместе с «Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года») [Электронный ресурс] : Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 № 1662-р // Собр. законодательства Рос. Федерации. – 2008. –
№ 47. – ст. 5489. – СПС «КонсультантПлюс».
1.10. Об утверждении Положения о подготовке, согласовании
и утверждении технических проектов разработки месторождений полезных ископаемых и иной проектной документации на выполнение работ, связанных
с пользованием участками недр, по видам полезных ископаемых и видам пользования недрами [Электронный ресурс] : Постановление Правительства РФ от 03.03.2010 № 118 // Собр. законодательства Рос. Федерации. – 2010. – № 10. – ст. 1100. – (ред. от 10.12.2016). – СПС «КонсультантПлюс».
1.11. Об утверждении требований к структуре и оформлению проектной документации на разработку месторождений углеводородного сырья [Электронный ресурс] : Приказ Минприроды России от 08.07.2010 № 254 // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. – 2010. – № 41. – (ред. от 09.04.2012). – СПС «КонсультантПлюс».
1.12. Об утверждении требований к структуре и оформлению проектной документации на разработку месторождений подземных вод [Электронный ресурс] : Приказ Минприроды России от 27.10.2010 № 463 // Российская газета. – 2010. – № 271. – (ред. от 15.07.2011). – СПС «КонсультантПлюс».
1.13. Об утверждении требований к структуре и оформлению проектной документации на строительство и эксплуатацию подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых [Электронный ресурс] : Приказ Минприроды России от 27.10.2010 № 464 // Российская газета. – 2010. – № 271. – СПС «КонсультантПлюс».
1.14. Об утверждении требований к структуре и оформлению проектной документации на разработку месторождений твердых полезных ископаемых, ликвидацию и консервацию горных выработок и первичную переработку минерального сырья [Электронный ресурс] : Приказ Минприроды России
от 25.06.2010 № 218 // // Российская газета. – 2010. – № 183. – СПС «КонсультантПлюс».
1.15. Постановление Конституционного Суда РФ N 5-П [Электронный ресурс] : Постановление Конституционного Суда РФ от 05.03.2013 N 5-П // Собр. законодательства Рос. Федерации. – 2013. – № 11. – Ст. 1164. – СПС «КонсультантПлюс».
1.16. Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 8672/08 [Электронный ресурс] : Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 09.12.2008 № 8672/08. – СПС «Консультант Плюс»; Определение Верховного Суда Российской Федерации № 78-Впр10-33 [Электронный ресурс] : Определение Верховного Суда Российской Федерации от 30.11.2010 № 78-Впр10-33. – СПС «КонсультантПлюс».
1.17. Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 14561/08 [Электронный ресурс] : Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.03.2009 № 14561/08. – СПС «КонсультантПлюс».
1.18. О предоставлении в пользование участков недр местного значения, содержащих общераспространенные полезные ископаемые, на территории
Санкт-Петербурга [Электронный ресурс] : Закон Санкт-Петербурга от 29.06.2005 № 395-63 // Информационный бюллетень Администрации Санкт-Петербурга. -2005 – № 29. – (ред. от 13.03.2013). – СПС «КонсультантПлюс».
1.19. О мерах по совершенствованию государственного управления
в сферах благоустройства, природопользования и охраны окружающей среды
и внесении изменений в некоторые постановления Правительства
Санкт-Петербурга [Электронный ресурс] : Постановление Правительства
Санкт-Петербурга от 09.03.2017 № 127 // Официальный сайт Администрации Санкт-Петербурга – 10.03.2017. – (ред. от 28.02.2018). – СПС «КонсультантПлюс».
1.20. Об Экологической доктрине Республики Саха (Якутия) [Электронный ресурс] : Постановление Государственного Собрания (Ил Тумэн) РС(Я) от 20.12.2016 ГС № 982-V // Якутские ведомости. – 2017. – № 3. – СПС «КонсультантПлюс».
1.21. О мерах по реализации Экологической доктрины Республики Саха (Якутия) [Электронный ресурс] : Постановление Государственного Собрания (Ил Тумэн) РС(Я) от 28.02.2017 ГС № 1024-V // Якутские ведомости. – 2017. –
№ 10. – СПС «КонсультантПлюс».
1.22. О Концепции экологической безопасности Республики Саха (Якутия) (вместе с «Концепцией экологической безопасности Республики Саха (Якутия)») [Электронный ресурс] : Постановление Правительства РС(Я)
от 26.12.2002 № 651 // Документ опубликован не был. – СПС «КонсультантПлюс».
1.23. О концепции экологической безопасности Ханты-Мансийского автономного округа – Югры на период до 2030 года [Электронный ресурс] : Распоряжение Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 10 апреля 2007 г. № 110-рп // Собрание законодательства Ханты-Мансийского автономного округа-Югры. -2007 – № 4. – ст. 595. – СПС «КонсультантПлюс».
1.24. Об обращении Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) к Правительству Российской Федерации о необходимости разработки и одобрения Экологической доктрины Арктической зоны Российской Федерации [Электронный ресурс] : Постановление Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) от 21.02.2018 ГС № 1272-V // Документ опубликован не был. – СПС «КонсультантПлюс».
2. Материалы судебной практики
2.1. Определение Верховного Суда РФ по делу № 301-КГ14-1670 [Электронный ресурс] : Определение Верховного Суда РФ от 04.02.2015 по делу № 301-КГ14-1670, А79-4567/2013. – СПС «КонсультантПлюс».
2.2. Определение Верховного Суда Российской Федерации по делу
№ 303-КГ14-2128 [Электронный ресурс] : Определение Верховного Суда Российской Федерации от 18.11.2014 № 303-КГ14-2128. – СПС «КонсультантПлюс».
2.3. Определение Верховного Суда Российской Федерации по делу
№ 306-КГ14-8481 [Электронный ресурс] : Определение Верховного Суда Российской Федерации от 10.06.2015 по делу № 306-КГ14-8481. – СПС «Консультант Плюс».
2.4. Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда
по делу № А56-56616/2014 [Электронный ресурс] : Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.05.2015 по делу
№ А56-56616/2014. – СПС «КонсультантПлюс».
2.5. Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда
по делу № А78-312/2014 [Электронный ресурс] : Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 24.06.2014 по делу № А78-312/2014. – СПС «КонсультантПлюс».
2.6. Решение Арбитражного суда Республики Бурятия по делу
№ А10-1526/2014 [Электронный ресурс] : Решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 06.06.2014 по делу № А10-1526/2014. – СПС «КонсультантПлюс».
2.7. Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда
по делу № А21-6447/2015 [Электронный ресурс] : Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.05.2016 № 13АП-7338/2016 по делу
№ А21-6447/2015. – СПС «КонсультантПлюс».
2.8. Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда
по делу № А65-23900/2014 [Электронный ресурс] : Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.05.2015
№ 11АП-3283/2015 по делу № А65-23900/2014. – СПС «КонсультантПлюс».
2.9. Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда
по делу № А72-9036/2008 [Электронный ресурс] : Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.05.2009 по делу
№ А72-9036/2008. – СПС «КонсультантПлюс».
3. Специальная литература
3.1. Агафонов В.Б. Правовое обеспечение охраны окружающей среды
и экологической безопасности при пользовании недрами // Lex russica. 2016.
№ 6. С. 61 – 81.
3.2. Бринчук М.М. Роль государства в обеспечении экологической безопасности // Экологическая безопасность, проблемы, поиск, решения. М., 2001. С. 106 – 119.
3.3. Бринчук М.М. Обеспечение экологической безопасности как правовая категория // Государство и право. 2008. № 9.
3.4. Буравчук. Н.И., Ельцов И.Н. Аналитический обзор [Электронный ресурс]: Утилизация отходов – проблемы, пути решения // ФГБНУ «НИИ РИНКЦ». Режим доступа:
3.5. Боголюбов С.А. и др. Национальная безопасность Российской Федерации: проблемы укрепления государственно-правовых основ // Журнал российского права. 2005. № 2.
3.6. Жаворонкова Н.Г., Шпаковский Ю.Г. Энергетическая безопасность в системе национальной безопасности России // Право и безопасность. 2012. № 1.
3.7. Жаворонкова Н.Г., Шпаковский Ю.Г. Обеспечение экологической безопасности России: конституционно-правовые основы // Материалы эколого-правовой секции V Международной научно-практической конференции “Кутафинские чтения”: Сб. докладов / Отв. ред. Н.Г. Жаворонкова, Ю.Г. Шпаковский. М.: Издательский центр Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА), 2014.
3.8. Жаворонкова Н.Г., Шпаковский Ю.Г. Правовое обеспечение экологической безопасности в условиях экономической интеграции Российской Федерации: монография. М.: Проспект, 2017.
3.9. Ладейщиков А.А. Основы правового регулирования утилизации опасных отходов в Европейском Союзе / А.А. Ладейщиков // Государство
и право. 2015. № 3. С. 102-105.
3.10. Ладейщиков А.А., Ушаков С.А. Правовые аспекты функционирования предприятий по переработке и утилизации опасных отходов в Англии и Уэльсе / А.А. Ладейщиков, С.А. Ушаков // Евразийский юридический журнал. 2014. № 6. С. 129-131.
3.11. Крассов, О.И. Экологическое право: учебник / О.И. Крассов – 4-е из., пересмотр. – М. : Норма ; Инфра-М, 2016. – 527 с.
3.12. Кульнев В.Н. Правовые проблемы при захоронении отходов и сбросе сточных вод / В.Н. Кульнев // Горное законодательство: Сборник статей –
М.: изд-во «Композитор». – 2005. – С. 237-247.
3.13. Москалева О.В. Нефть, Газ и Право : журнал правовой
и аналитической информации в области недропользования и энергетики. № 4. – М. : ООО «ПравоТЭК» , 2015.
3.14. Петрова Т.В. Техническое регулирование как часть системы правового регулирования отношений в сфере охраны окружающей среды // Экологическое право. Специальный выпуск. 2005. № 1.
3.15. Русин С.Н. Концептуальные проблемы экологической безопасности и государственная экологическая политика (правовой аспект) // Экологическое право. 2010. № 5. С. 12 – 18.
3.16. Умеров Р.З. Механизмы экономического совершенствования управления промышленными отходами в регионе: Автореф.дисс. на соиск. канд. эконом. наук. / Р.З. Умеров. – М., 2000. 49 с.
3.17. Химикус Е.И. Правовые меры охраны окружающей среды от отходов производства и потребления Е.И. Химикус // Современное право: международный научно-практический журнал. № 12. 2016. С. 65-68.
4. Интернет-ресурсы
4.1. Год экологии 2017 в Российской Федерации [Электронный ресурс] : Режим доступа : .
4.2. URL :
Последние выполненные заказы
Хочешь уникальную работу?
Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!