Арктическая стратегия Финляндии после окончания «холодной войны»: прошлое и современность

Бесплатно
Работа доступна по лицензии Creative Commons:«Attribution» 4.0
Согомонян Тигран Грачикович
Бесплатно
Работа доступна по лицензии Creative Commons:«Attribution» 4.0

Магистерская диссертация посвящена арктическому вектору внешней политики Финляндии. В работе рассматриваются основные этапы арктического направления в период с 1991 года по настоящее время. Арктическая политика Финляндии характерна активным участием страны в международных и межрегиональных организациях. Финляндия является членом Арктического Совета, Совета Баренцева/Евроарктического региона, Северного Совета и других межрегиональных организаций. До принятия первой Арктической стратегии в 2010 году, это направление сильно не развивалось. Однако с 2010 года и с принятием в 2013 году новой Арктической стратегии, Финляндия пересмотрела свое видение к этому региону. Сегодня она использует арктические знания, опыт и технологии для продвижения своих интересов и сохранения естественной среды Арктики.

Финляндия уделяет большое внимание арктическому направлению внешней политики. Она преследует как собственные интересы в этом направлении, так и вовлечена в международное сотрудничество, которое нацелено на улучшение экологической ситуации в Арктическом регионе.
Высокий уровень заинтересованности Финляндской Республики объясняется активным участием в этом процессе органов государственной власти, бизнеса и научного сообщества.
Актуальность работы обусловлена большим интересом научного сообщества, которое занимается арктическими исследованиями. Особый интерес проявляют научные центры самих арктических государств: Россия, Норвегия, Финляндия, Канада, Дания, Швеция и США. Процессы в Арктике не оставили без внимания и экспертов из Китая, Сингапура, Индии и Южной Кореи. Активность проявляет также Европейский Союз, особенно Франция, Испания и Германия. Таким образом, опыт Финляндии будет важен для экспертов в области международных отношений, заинтересованных в развитии Арктики.
Объектом настоящего исследования является арктическое направление внешней политики Финляндской Республики.
Предметом работы является изучение особенностей арктического направления внешней политики Финляндии.
Целью настоящей работы является проведение и представление комплексного анализа арктического направления внешней политики Финляндии.
В связи с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:
Рассмотреть основные этапы становления арктического направления внешней политики Финляндии.
Рассмотреть участие Финляндии в региональных структурах, таких как Арктический Совет, Совет Баренцева/Евроарктического региона, Региональный Совет Баренцева/Евроарктического региона, Северный Совет, Северный Совет Министров и т.д.
Рассмотреть уровень двусторонних отношений Финляндии с другими государствами.
Рассмотреть вовлеченность в арктический процесс органов государственной власти Финляндской Республики: Эдускунта (парламент), Государственный Совет (правительство), Президент и органы местного самоуправления.
Рассмотреть основные стратегии, правительственные доклады, министерские планы Финляндии.
Рассмотреть основные международные и межрегиональные соглашения по Арктике, которые имеют значимость для Финляндии.
Хронологические рамки исследования включают период с 1991 года по 2017 гг. Нижней границей выбран 1991 год, потому что время начала так называемого процесса Рованиеми, который положит начало межрегионального сотрудничества в будущем. Верхней границей выбран 2017 год, как дата начала председательства Финляндии в Арктическом Совете. Однако необходимо подчеркнуть, что фактически анализ внешней политики Финляндии по вопросам Арктики предусматривает и рассмотрение 2018 года. Территориальные рамки включают весь Арктический регион.
Методологической основой работы является историко-системный подход, сравнительный анализ. Историко-системный подход поможет взглянуть на главные даты развития внешней политики Финляндии в Арктике, а сравнительный анализ позволит сопоставить это направление в 1990-2009-х гг. и в 2010-2017-е гг.
Научная новизна представленной магистерской диссертации заключается в том, что впервые в отечественной литературе комплексно рассматривается внешняя политика Финляндии в Арктике. В работе впервые в научный оборот вводятся главные государственные документы Финляндской Республики, рассматривающие внешнюю политику страны в Арктическом регионе. Правительственные программы Финляндии, которые были проанализированы в работе, представлены только на финском языке. Арктическая стратегия Финляндии 2013 года вместе с поправками, принятыми в 2016 году также впервые вводятся в научный оборот. Отечественные исследователи, которые занимаются вопросами Арктики, рассматривают, конечно же, документ 2013 года, однако его комплексного анализа пока нет.
Научно-практическая значимость. Основные положения диссертации представляют интерес для специалистов и исследователей в области международных отношений. Материалы и выводы работ могут найти свое применение в исследовании и преподавании в ВУЗах дисциплин, которые включают изучение североевропейских стран, вопросов по Арктике и Евроарктического региона. Работа также будет полезна для сотрудников внешнеполитических ведомств, работающих в этом направлений.
Степень изученности. Комплексные исследования арктического направления внешней политики Финляндии недостаточны.
В указанной работе представлены монографии и статьи отечественных и зарубежных авторов. К последним относятся те, чьи труды написаны на английском и финском языках. В Российской Федерации представлено много высших учебных заведений и научно-исследовательских центров, которые занимаются изучением Арктики. В плане международных отношений вопросы Арктики рассматриваются в Московском государственном институте международных отношений (Университета) МИД России (МГИМО), Санкт-Петербургском государственном университете, в Северном (Арктическом) федеральном университете имени М.В. Ломоносова (САФУ), Институт мировой экономики и международных отношений РАН, Российский институт Стратегических Исследований (РИСИ) и другие. Говоря об арктическом научном сотрудничестве, можно отметить, что российские учебные заведения являются членами Университета Арктики, одного из главных образовательных центров в Арктическом регионе, где членство имеют научные центры всех арктических государств.
Отечественная литература, которая представлена в работе, рассматривает вопросы международного сотрудничества в Арктике по таким направлениям, как безопасность, геополитика, международное морское право, а также место России во всех этих процессах. Профессор САФУ Голдин Владислав Иванович в своей статье рассматривает историю освоения арктических территорий разными государствами. Говоря о Финляндии, здесь она упоминается в историческом ключе, когда у нее был выход к Баренцеву морю в 1920 году. Впоследствии область Петсамо перешла к СССР. Однако работа посвящена больше политике России и других приарктических стран, а Финляндия упоминается лишь в этом плане. Саваськов Павел Васильевич, профессор МГИМО, в своей работе обращает больше внимания на международное морское право, а в частности анализирует Конвенцию ООН по морскому праву 1982 года и позицию приарктических государств в отношении этого документа. Смирнов Анатолий Иванович, профессор МГИМО, в своей работе также рассматривает Арктику в контексте безопасности, разграничения арктических вод по международным соглашениям, а также приводит историю освоения Арктики другими странами. Здесь особенно можно отметить, что автор подробно описывает и анализирует «Мурманские инициативы» М.С. Горбачева.
Рассматривая зарубежную литературу, в частности, англоязычную, необходимо отметить, что исследователи, которые занимаются вопросами Арктики, больше посвящают свои работы межрегиональным организациям. Особенно большое внимание уделяется Арктическому Совету, как главному органу в регионе. Труды на английском языке представлены обычно в научных сборниках. Это совместные работы одного, двух, трех и более авторов. В диссертации, например, рассматривается публикация “Arctic Yearbook”, которая выходит ежегодно с 2012 года при поддержке Северного Форума и Университета Арктики. Редактором этого сборника является известный финский эксперт Университета Лапландии, Ласси Хейнинен. В этой публикации за 2017 год была рассмотрена и включена в указанную работу статья Николаса Селхейма, Лейлеи Зоу и Осаму Инагаки. Они рассматривают эволюцию арктического сотрудничества, применяя различные подходы. Финляндия и ее внешняя политика в данном случае не рассматривается. Однако они дали объективную оценку тем событиям, которые происходили в конце 1980-х в начале 1990-х годов.
Следующих экспертов, которые рассматривают проблемы Арктики, его правовой статус, важность Арктического Совета и его членов для развития региона, можно отнести и к финским экспертам, так и к зарубежным, кто пишут свои труды на английском языке. Это представители Лапландского Университета, преподаватели которого являются представителями разных национальностей. Среди них можно выделить профессора Тимо Койвурова, директора Арктического Центра Лапландского Университета. Его труды посвящены и внешней политике Финляндии, и более глобальным вопросам Арктики. Здесь рассматриваются две работы, которые написаны в соавторстве с исследователями Арктического Центра Лапландского Университета – с Пиотр Грачиком и Малгорзата Смиежек. В них дается детальный анализ истории арктического сотрудничества, указывая отличительные черты внешней политики каждой арктической страны на протяжении с 1980-х по 1990-е гг.
Влиятельный профессор Моника Теннберг также является представителем Лапландского Университета. В своей работе, которая здесь отмечается, она рассматривает экологическую составляющую арктического сотрудничества, роль арктических и коренных народов в этом вопросе на протяжении 1990-х годов. Особенно подчеркиваются «Финские инициативы» по вопросам экологии, которые продвигались страной в этот период.
Среди главных финских экспертов, который занимается вопросами Арктики уже на протяжении более 20-и лет, можно назвать Маркку Хейккиля. Он также исследователь Арктического Центра Лапландского Университета. Его работа, которая вышла в свет в 2019 году, посвящена особенностям внешней политики Финляндской Республики с конца 1990-х гг. по настоящее время.
Источниковая база исследования. В указанной работе были рассмотрены различные источники, необходимые для анализа внешней политики Финляндии в Арктическом регионе. Источники целесообразно разбить на несколько видов:
Международные документы. В настоящей работе были рассмотрены конвенции и декларации, принятые на уровне Организации Объединенных Наций. Среди них: Декларация Конференции ООН по проблемам окружающей человека среды 1972 г.; Рио-де-Жанейрская декларация по окружающей среде и развитию 1992 г.; Киотский протокол к Рамочной конвенции Организации Объединенных Наций об изменении климата 1997 г.; Декларация о правах коренных народов 2007 г.
Межрегиональные документы. В работе представлены декларации, стратегии и соглашения, которые были приняты на уровне АС, СБЕР, БРС и других межрегиональных организаций. Среди них: Стратегия по защите окружающей среды Арктики 1991 г.; Киркенесская Декларация об учреждении СБЕР 1993 г.; Оттавская Декларация 1996 г.; Икалуитская Декларация 1998 г.; Инарская Декларация 2002 г.
Государственные документы. В настоящей работе были проанализированы правительственные программы, отчеты и стратегии Финляндской Республики. Среди них: правительственная программа Пааво Липпонена 1995 г. и 1999 г.; правительственная программа Матти Ванханена 2003 г. и 2007 г.; Арктическая стратегия Финляндии 2010 г. и Арктическая стратегия 2013 г.
Прочие источники. В работе были использованы официальные интернет страницы международных и межрегиональных организаций; официальные сайты органов государственной власти Финляндской Республики; страницы научно-исследовательских центров, некоммерческих организаций и компаний Финляндии.
Структура работы. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и литературы, приложения, списка сокращений и глоссария.

Внешняя политика Финляндии в арктическом направлении насчитывает больше чем двадцатилетний период международного, межрегионального и двустороннего взаимодействия. Уже на рубеже 1980-х и 1990-х годов страна стала пионером и инициатором программ по сохранению окружающей среды Арктики. В конце XX века Финляндия наряду с Канадой и Советским Союзом начала проводить различные форумы, конференции и семинары по вопросам изменения климата, опасности ядерного оружия и ядерных отходов для Крайнего Севера. Эти годы были насыщенными на события, связанными с проблемами Арктики. «Финские инициативы» стали первым этапом для арктического сотрудничества непосредственно между государствами. В период «холодной войны» страны Арктического региона не проявляли никаких усилий для обсуждения вопросов сохранения природной или морской среды Арктики. Каждое государство занималось развитием собственных арктических территорий, не учитывая при этом особенности региона и коренных народов, которые населяли эти территории. Дислоцирование военных контингентов и добыча полезных ископаемых без соблюдения экологических норм, сказались негативно на Арктику. В связи с этим именно Советский Союз поднял тему о создании безъядерной зоны на Крайнем Севере. Особенно здесь примечательна роль М.С. Горбачева, на которого также оказал влияние президент Финляндии Урхо Кекконен. Советский и финский лидеры часто обсуждали этот вопрос, и Горбачев сделал решительный шаг, произнеся свою знаменитую речь в Мурманске в 1987 году, положив начало сотрудничеству между арктическими странами. «Мурманские инициативы» благодаря решительности Финляндии были воплощены в жизнь после принятия Стратегии по защите окружающей среды Арктики 1991 году. С этого момента начинается период активного сотрудничества между арктическими странами, которые принимали и разрабатывали общие программы для анализа и мониторинга Арктического региона. В 1990-х гг. при усилии Финляндии, Канады, Норвегии и других стран были учреждены первые межрегиональные организации. В 1993 году по инициативе Норвегии был учрежден Совет Баренцева/Евроарктического региона, куда вошли североевропейские страны, Россия и их административно-территориальные единицы. СБЕР включал региональный уровень взаимодействия, что подразумевало прямое взаимодействие между регионами. Однако усилия Финляндии были направлены тесное взаимодействие с Канадой, усилиями которой был учрежден Арктический Совет в 1996 году. Все восемь арктических стран стали членами этой организации. Ее особенностью было и то, что впервые в работе организации также будут принимать участие коренные народы Арктики. Несмотря на то, что Финляндия принимала участие в работе вышеупомянутых организаций, основной вектор ее внешней политики с середины 1990-х годов неразрывно связан с Европейским Союзом, куда страна вступила в 1995 году. Будучи членом ЕС, Финляндия в 1997 году в Люксембурге выступила с предложением сформировать политику «Северное измерение», которая будет направлена на сотрудничество со странами, не входящими в ЕС. В июне 2000 года ЕС принял план по осуществлению СИ. В 2006 году, когда Финляндия председательствовала в ЕС, был принят второй план СИ. Политика СИ в 2000-е гг. занимало особое место во внешней политике Финляндии. В правительственных программах, принятых в период с 1999 по 2007 года, СИ является важным инструментом при взаимодействии с Европейским Союзом, а также для развития северных областей Финляндии. Однако СИ ослабило участие Финляндии в арктических организациях, таких как АС и СБЕР. С 2000 по 2002 гг. Финляндия председательствовала в Арктическом Совете, однако после этого внешнеполитическая линия была направлена в сторону ЕС. СИ подразумевало развитие европейской части Арктики, но все основные проекты осуществлялись в регионе Балтийского моря. При этом нужно отметить, что Европейский Союз в 2008 году начал проявлять решительные действия по вопросам Арктики. Примером является принятие в ноябре того же года коммюнике по вопросам Арктического региона. Это событие снова пробудило у Финляндии интерес к Арктике. Решительные действия по развитию арктической линии внешней политики Финляндии было связано еще и с встречой приарктических стран в Илулиссате в 2008 году, где была подписана декларация без других трех членов АС. Сама встреча состоялась за полями АС и показывала преобладание прибрежных стран Арктики. Это сказалось на том, что Финляндия заявила о начале работы над собственной арктической стратегией.
В 2010 году была принята Арктическая стратегия Финляндии. Этот документ юридически оформил национальные интересы Финляндской Республики в Арктике. Он оказался самым обширным среди других стратегий арктических государств. Тщательно разработанные элементы стратегии говорят об огромном значении региона для страны. Стратегия показывает особую роль и опыт Финляндии при сотрудничестве с другими арктическими странами. Большое внимание уделено вопросам окружающей среды, транспорту и логистике, ведению бизнеса, международному сотрудничеству и двусторонним отношениям. Одним из главных вопросов, которые выдвинуты в стратегии, является статус коренных народов Арктики, для которых важно сохранение собственного языка, культуры и естественной среды обитания.
В 2013 году Финляндия приняла новую Арктическую стратегию, что объясняется растущим интересом страны к региону. Новая стратегия оказалась более конкретной и детализированной предыдущей доктрины. В обновленной стратегии четко определены цели и задачи Финляндии. В ней непосредственно рассматриваются вопросы в сфере: местожительства, образования, исследований, экономики, инфраструктуры, окружающей среды, устойчивого развития и международного сотрудничества. Особенностью обновленной Арктической стратегии является то, что с одной стороны Финляндия подчеркивает необходимость сохранения окружающей среды Арктики, а с другой стороны она не отказывается от крупных экономических проектов. Поэтому в новой доктрине важное место занимают научно-исследовательские институты и непосредственно те финские компании, которые проявляют интерес к Арктике.
В последние годы были приняты поправки к Арктической стратегии Финляндии, что говорит об актуальности региона для страны. Также это подчеркивается активным участием Финляндии на международном и межрегиональном уровнях.

Глоссарий

Арктические государства – страны, территории и границы которых включают арктические моря и административно-территориальные единицы, расположенные за Северным Полярным кругом. К арктическим государствам относятся Исландия, Канада, Королевство Дания, Королевство Норвегия, Королевство Швеция, Российская Федерация, Соединенные Штаты Америки и Финляндская Республика.
Континентальный шельф – морское дно и недра подводных районов, простирающихся за пределы его территориального моря на всем протяжении естественного продолжения его сухопутной территории до внешней границы подводной окраины материка или на расстояние 200 морских миль (370,4 км) от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря, когда внешняя граница подводной окраины материка не простирается на такое расстояние.
Коренные народы – представители конкретной этнической группы, проживающие на определенной территории до прихода туда переселенцев из других мест.
Приарктические государства – страны, которые не имеют выход к СЛО, но их административно-территориальные единицы находятся за Северным Полярным кругом. К ним относятся Исландия, Королевство Швеция и Финляндская Республика.
Циркумполярный – прилагательное, которое используется в словосочетании с такими существительными, как север, сотрудничество и др. Слово означает «крайний», самый северный, например: сотрудничество на самом краю Арктики или само словосочетание арктическое сотрудничество заменятся на «циркумполярное сотрудничество».

Заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 5 000 ₽

Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

    Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных и с правилами пользования Платформой

    Читать «Арктическая стратегия Финляндии после окончания «холодной войны»: прошлое и современность»

    Последние выполненные заказы

    Хочешь уникальную работу?

    Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!

    Дарья С. Томский государственный университет 2010, Юридический, в...
    4.8 (13 отзывов)
    Практикую гражданское, семейное право. Преподаю указанные дисциплины в ВУЗе. Выполняла работы на заказ в течение двух лет. Обучалась в аспирантуре, подготовила диссерт... Читать все
    Практикую гражданское, семейное право. Преподаю указанные дисциплины в ВУЗе. Выполняла работы на заказ в течение двух лет. Обучалась в аспирантуре, подготовила диссертационное исследование, которое сейчас находится на рассмотрении в совете.
    #Кандидатские #Магистерские
    18 Выполненных работ
    Елена Л. РЭУ им. Г. В. Плеханова 2009, Управления и коммерции, пре...
    4.8 (211 отзывов)
    Работа пишется на основе учебников и научных статей, диссертаций, данных официальной статистики. Все источники актуальные за последние 3-5 лет.Активно и уместно исполь... Читать все
    Работа пишется на основе учебников и научных статей, диссертаций, данных официальной статистики. Все источники актуальные за последние 3-5 лет.Активно и уместно использую в работе графический материал (графики рисунки, диаграммы) и таблицы.
    #Кандидатские #Магистерские
    362 Выполненных работы
    Сергей Е. МГУ 2012, физический, выпускник, кандидат наук
    4.9 (5 отзывов)
    Имеется большой опыт написания творческих работ на различных порталах от эссе до кандидатских диссертаций, решения задач и выполнения лабораторных работ по любым напра... Читать все
    Имеется большой опыт написания творческих работ на различных порталах от эссе до кандидатских диссертаций, решения задач и выполнения лабораторных работ по любым направлениям физики, математики, химии и других естественных наук.
    #Кандидатские #Магистерские
    5 Выполненных работ
    Дмитрий К. преподаватель, кандидат наук
    5 (1241 отзыв)
    Окончил КазГУ с красным дипломом в 1985 г., после окончания работал в Институте Ядерной Физики, защитил кандидатскую диссертацию в 1991 г. Работы для студентов выполня... Читать все
    Окончил КазГУ с красным дипломом в 1985 г., после окончания работал в Институте Ядерной Физики, защитил кандидатскую диссертацию в 1991 г. Работы для студентов выполняю уже 30 лет.
    #Кандидатские #Магистерские
    2271 Выполненная работа
    Дмитрий Л. КНЭУ 2015, Экономики и управления, выпускник
    4.8 (2878 отзывов)
    Занимаю 1 место в рейтинге исполнителей по категориям работ "Научные статьи" и "Эссе". Пишу дипломные работы и магистерские диссертации.
    Занимаю 1 место в рейтинге исполнителей по категориям работ "Научные статьи" и "Эссе". Пишу дипломные работы и магистерские диссертации.
    #Кандидатские #Магистерские
    5125 Выполненных работ
    Александра С.
    5 (91 отзыв)
    Красный диплом референта-аналитика информационных ресурсов, 8 лет преподавания. Опыт написания работ вплоть до докторских диссертаций. Отдельно специализируюсь на повы... Читать все
    Красный диплом референта-аналитика информационных ресурсов, 8 лет преподавания. Опыт написания работ вплоть до докторских диссертаций. Отдельно специализируюсь на повышении уникальности текста и оформлении библиографических ссылок по ГОСТу.
    #Кандидатские #Магистерские
    132 Выполненных работы
    Евгений А. доктор, профессор
    5 (154 отзыва)
    Более 40 лет занимаюсь преподавательской деятельностью. Специалист в области философии, логики и социальной работы. Кандидатская диссертация - по логике, докторская - ... Читать все
    Более 40 лет занимаюсь преподавательской деятельностью. Специалист в области философии, логики и социальной работы. Кандидатская диссертация - по логике, докторская - по социальной работе.
    #Кандидатские #Магистерские
    260 Выполненных работ
    user1250010 Омский государственный университет, 2010, преподаватель,...
    4 (15 отзывов)
    Пишу качественные выпускные квалификационные работы и магистерские диссертации. Опыт написания работ - более восьми лет. Всегда на связи.
    Пишу качественные выпускные квалификационные работы и магистерские диссертации. Опыт написания работ - более восьми лет. Всегда на связи.
    #Кандидатские #Магистерские
    21 Выполненная работа
    Рима С.
    5 (18 отзывов)
    Берусь за решение юридических задач, за написание серьезных научных статей, магистерских диссертаций и дипломных работ. Окончила Кемеровский государственный универси... Читать все
    Берусь за решение юридических задач, за написание серьезных научных статей, магистерских диссертаций и дипломных работ. Окончила Кемеровский государственный университет, являюсь бакалавром, магистром юриспруденции (с отличием)
    #Кандидатские #Магистерские
    38 Выполненных работ

    Другие учебные работы по предмету