Институциональные факторы политической стабильности китайского общества
Актуальность темы исследования обусловлена, тем обстоятельством, что в современном политическом мире проблема социально-политической стабильности затрагивает все сферы жизнедеятельности общества, обеспечивая их устойчивое развитие. В 2013 г. произошел переход внешнеполитических устремлений КНР. Китай вступил на новый уровень всестороннего строительства современной и мощной социалистической страны, реализуя инициативу «Один пояс, один путь», используя преимущества сверхмасштабного рынка и потенциал внутреннего спроса. В качестве основополагающих принципов Концепции внешнеполитического развития китайской народной республики провозглашены: желание ко обоюдному доверию также прагматичность в базе обоюдной выгоды также равноправия, представление равно как призыва государственной защищенности «возрастающего гегемонизма также энергосиловой политические деятели соединенных штатов Америки также определенных иных стран», «достижение экономических гарантий мира через взаимовыгодное сотрудничество и всеобщее процветание» . В условиях быстро меняющегося мира Китай обозначил свой внешнеполитический курс как обеспечение мирной международной обстановки за счет многосторонней дипломатии и «мягкой силы».
Актуальность темы исследования обусловлена, тем обстоятельством, что в современном политическом мире проблема социально-политической стабильности затрагивает все сферы жизнедеятельности общества, обеспечивая их устойчивое развитие. В 2013 г. произошел переход внешнеполитических устремлений КНР. Китай вступил на новый уровень всестороннего строительства современной и мощной социалистической страны, реализуя инициативу «Один пояс, один путь», используя преимущества сверхмасштабного рынка и потенциал внутреннего спроса. В качестве основополагающих принципов Концепции внешнеполитического развития китайской народной республики провозглашены: желание к обоюдному доверию, а также прагматичность в базе обоюдной выгоды и равноправия, призыв к государственной защищенности от «возрастающего гегемонизма и энергосиловой политики Соединенных Штатов Америки, а также определенных иных стран», «достижение экономических гарантий мира через взаимовыгодное сотрудничество и всеобщее процветание». В условиях быстро меняющегося мира Китай обозначил свой внешнеполитический курс как обеспечение мирной международной обстановки за счет многосторонней дипломатии и «мягкой силы».
При этом, принимая во внимание специфику переобразований в Китае, особенную важность обрел вопрос о стабилизации общественно-политических действий и взаимоотношений в рамках политической системы, на существующем уровне предопределенных особенностью состояния правительственного управления, взаимоотношений субъектов политического процесса, наличием определенных общественно-политических ресурсов.
В минувшие годы в особенности важными становятся социологические исследования разных видов общественно-политической стабильности, характерных им элементов, а также условий стабилизации. Сопряжено данное обстоятельство трудными и даже несовместимыми массовыми общественно-политическими действиями, развертывающимися в прошедшие годы в стране и мире, а также с самой потребностью многостороннего исследования взаимодействия различных стран в условиях современных вызовов и угроз. Например, внешнеполитические проблемы России, связанные в том числе с потерей ею своих восточноевропейских сторонников повлекли из-за собою реорганизацию целой международной концепции безопасности и появление новых факторов нестабильности на международной арене. Различные государства, достигая большего политического влияния, стараются закрепить свою общественно-политическую устойчивость, снизить риски дестабилизации общественно-политической а также финансовой обстановки. В то же время они пытаются создать условия для влияния на международное сообщество, в том числе провоцируя новые конфликтные взаимоотношения среди государств, формируя посылы с целью региональных общественно-политических конфликтов. Данное обстоятельство приводит к возрастанию подобных опасностей, непостоянности мирового общественного порядка, равно подрывая международную финансовую обстановку, поддерживая незаконные вооруженные формирования, развязывание межэтнических конфликтов, создавая угрозу техногенных аварий, также нарастание экологических проблем.
По этой причине, вопрос социально-политической стабильности постоянно был в фокусе интереса ученых, в том числе в области практических социологических исследований условий ее существования в разных странах.
Проблема политической стабильности является наиболее актуальной для китайского общества, поскольку развитие современной системы международных отношений свидетельствует о постоянном повышении значения Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР) и особенно одного из ключевых факторов его развития — Китайской Народной Республики.
В представление о «политической стабильности» ученые вкладывают разнообразные свойства, которые иногда практически не имеют никакого взаимоотношения друг с другом в рамках политики, или слабо корреспондируются с характеристиками властных отношений. В следствии этого, нередко, совершается слияние определений финансовой, общественной и общественно-политической стабильности. К примеру, в некоторых случаях вопрос политической устойчивости однимают вплоть до степени устойчивости общественной системы в целом, либо, напротив, снижают до степени стабильности правительственного управления. Все это говорит об потребности наиболее углубленного академического исследования характеристк стабильности и ее видов, а также значимости взаимодействия различных академических школ, вузов различных стран для создания новой концепции общественно-политической стабильности современого сообщества.
Уровень разработанности проблемы. Вопрос общественно-политической стабильности сообщества рассматривался еще в работах классиков общественной также общефилософской мысли XIX – пер. половине XX вв. в трудах О. Конт, Г. Спенсера, Э. Дюркгейма, М. Вебера, В. Парето. Эта традиция нашла продолжение во втрой половине XX в., когда сформировалась совремнная социология в работах П. А. Сорокина, Т. Персона, И. Р. Пригожина, Р. Дарендорфа, Н. Лумана, С. Хантингтона и др.
В трудах классиков социологической и политической наук были выделены теоретико-методологические основны исследования общественной стабильности, характер взаимоотношения целого и части, описано структурно-функциональное взаимодействие элементов системы, выделены ее мультпараметрические характеристики, а также условия и факторы, оказывающие на нее воздействие.
Анализ понятий «социальные изменения», «политические изменения» и «стабильность» содержится в работах российских ученых А.С. Ахизера, К. И. Бабошина, Л. Е. Бляхера, З.Т. Голенковой, Л.А. Паутовой, Ю. Н. Давыдова, С.А. Зубкова, А. И. Панова, А.И. Соловьева, А. И. Уемова, О.Ф. Шаброва и зарубежных исследователей Г. Алмонда, С. Вербы, Л. Козера, Д. Истона, Г. Киссинджера, Д. Шамбо и др.
Факторы воздействия на политическую стабильность и способность высших органов государственной власти ее поддерживать в любых условиях, рассмотрены в трудах российских ученых В. Д. Виноградова, А. Г. Здравомыслова, М. В. Лазарева, Р. Рывкиной, а также китайских деятелей Ло Чжаньхуэй, Се Чжэнчжэнь и др.
Изучением роли институциональных факторов в обеспечении политической стабильности китайского общества занимаются крупные научно-исследовательские центры, среди которых: Академия общественных наук Китая, Шанхайской академии общественных наук, Институт современных международных отношений Китая, Пекинский университет, университет Цинхуа, Народный университет Китая, Фуданьский университет.
Образцы применения концепции «мягкой силы» с целью внутриполитической устойчивости китайской народной республики подвергнуты глубокому и всестороннему изучению. Все они имеют схожесть в том, что исследуются национальные преимущества Китая: «политическая система и партийное политическое руководство, национальный дух, международный образ общества, международная стратегия государства, способность определять тип международной системы, уровень развития науки и техники». В качестве «мягкой силы» КНР избирается научная концепция развития, которая состоит из двух аспектов: сближение с народом; способность сочетать опыт и уроки прошлого, создавать определенную стратегию, курс и политику для ее реализации, учитывая настоящее положение дел».
Объект исследования – политическая стабильность китайского общества.
Предмет исследования – институциональные факторы, влияющие на политическую стабильность.
Цель исследования состоит в выявлении и изучении институциональных факторов в обеспечении стабильности современного китайского общества.
Цель диссертационного исследования конкретизируется в следующих задачах:
1. Рассмотреть научные подходы к проблеме политической стабильности;
2. Исследовать институциональные основы, играющие важную роль в обеспечении политической стабильности общества;
3. Выявить роль факторов, влияющих на формирование политической стабильности в современном китайском обществе;
4. Провести сравнительный анализ использования «мягкой силы» в Китае и России для обеспечения внутриполитическую стабильности.
Методологические и теоретические основы исследования. Теоретико-методологической базой работы стали исследования российских, китайских, а также иностранных ученых в области теории политической стабильности. Исследование базируется на базисных положениях системной теории, структурно-многофункционального а также институционального подходов. В частности, исследование основывается на теории многофакторного развития, теоретическом анализе системной дифференциации, общей теории стабильности общественных систем и политической стабильности, описанных в трудах Т. Парсонса, П. А. Сорокина, П. Штомпки, С. Хантингтона и др. А также на исследования общественно-политических изменений и моделей общественной самоорганизации в работах Г. Хакена, Р. А. Даля, Д. Истона, Е. Циммермана, Э. Гидденса.
Кроме того в исследовании применены теоретико-методологические подходы, сопряженные с рассмотрением политико-управленческого воздействия правительства (различные виды ресурсов) в результате которого обеспечивается сохранение общественно-политической устойчивости общества в Российской Федерации и Китае: А.Н. Анохин, В.О. Рукавишников, Л. В. Сморгунов, Ж.Т. Тощенко, Гуань Хайтин, Шанминь, Явэй. Определенные теоретические идеи относительно закономерностей общественно-политического развития взяты из трудов В. М. Портякова, О. Ф. Шаброва, Цзицзуна, Сяо Гунциня.
Методы исследования. При проведении этого исследования использованы общенаучные методы анализ, синтеза, индукции, а также дедукции, социолгические методы анализа документов, комплексный сравнительный метод, историко-сравнительный, метод институционального анализа, вторичное исследование статистических и социологических данных.
Эмпирической основой являются данные социологических исследований в области политического развития академических исследователских центров, сведения общегосударственной статистики Китая и России.
Научная новизна полученных итогов состоит в аналитическом описании отличительных черт, факторов и условий достижения, укрепления, а также сохраения общественно-политической стабильности в Китае и России, выявлении роли правительственной стратегии на основе программы развития общества.
Полученные в ходе работы теоретические и практические результаты изучения общественно-политической стабильности могут быть использованы для рекомендаций органам власти и управления с целью раскрытия вероятных направлений, конфигураций национального развития, общественной модернизации, а также поиска действенных стабилизационных механизмов общественно-политического регулирования.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы. В первой главе рассматриваются теоретико-методологические основания изучения политической стабиьности, выделятся осовные подходы к ее определению, дается анализ институциональных основ общественно-политической стабильности. Вторая глава посвящена проблемам формирования политической стабильности китайского общества и выделению роли институциональных факторов в этом процессе.
Таким образом, по итогам продеанного диссертационного исследования выпускной квалификационной работы магистратуры можно сделать обобщающие выводы:
Политическая стабильность представляет собой достаточно непростое общественно-политическое явление, содержащее в себе различные аспекты общественно-политической жизни, а также обладающее ценностным содержанием. Общественно-политическая стабильность подразумевает динамику политической системы сообщества, но в то же время ее устойчивость, основывающуюся на конституционно-правовом регулировании и институциональных основаниях полтики. Общественная стабильность не означает консервации один раз и навсегда определенных режимов системных характеристик. Общество и его политическая составлющая способны успешно совершенствоваться, вовремя сменяя устарелые формы социальных структур и отношений новейшими, отвечающими изменившимся социальным потребностям, изменениям во внутреннем и внешнем пространстве. Общественно-политическая стабильность, таким образом, представляет собою характер внутреннего и внешнего баланса сообщества, что гарантирует предельно подходящие требование с целью многостороннего развития системы. Она также считается итогом направленной работы страны и общественных институтов в такой области политической деятельности как общественная безопасность.
Политическая стабильность является единым вопросом с общественной стабильностью, результативное изучение каковой допустимо в рамках общего многофакторного подхода. Наш подход в этой работе к становлению общественно-политической стабильности базируется на представлении о ней как части целого свойства, описывающей положение общества и политической системы Российской Федерации и Китая. В данном случае общественно-политическая стабильность выступает как инегрированное мультифакториальное явление, несводимое к его единичным свойствам.
Поддержание общественно-политической стабильности в начале XXI в. в подобных крупных также мультинациональных государствах таких как Соединенные Штатов Америки, Российская Федерация и Китай невозможно при отсутствии сформированной структуры социальных учреждений, ‒ значимого институционального условия, ‒ которые бы реалиовывали социальные потребности, регулировали интересы, осществлли контроль за деятельностью государственных, муниципальных и общественных организаций. Механизмы правового государства делают эти отношения с обществом партнерскими и равноправными. Социум, обладающий подобными институтами именуется гражданским обществом.
Политическая стабильность считается компонентом общественной стабильности, означает ее изучение как вида социальной стабильности, имеющего свою специфику факторов, условий, институтов, отношений, ценностей и др. структурных компонентов политической сферы.
Для каждого политического режима характерен конкретный вид общественно-политической стабильности, в связи со спецификой деятелности механизмов ее становления и укрепления. Главными механихмами, обеспечивающими социальное равновесие, считаются деетельность централизованного государственного аппарата управления и механизм самоорганизации гражданского общества.
Общественная система и ее политический политическая система во взаимодействии устанавливают вид общественно-политической стабильности. В обстоятельствах демократического режима деятельность государства ориентирована на результат конкретного баланса групп интересов, отталкиваясь от нужд населения, взаимодействия доминирующих политических сил. Возникает также сфера самоорганизации и саморегулирования гражданского общества, которая начинает все больше определять специфику общественно-политических отношений. Хорошо организовано политическое информирование жителей, действует система политической социализации, стимулируется гражданское и политическое участие, направленные на непрерывное преобразование политической системы, при одновременном выработке коненстуса ключевых политически сил и общественых интересов. Данные принципы гарантируют общественно-политическую стабильность при демократии.
Современная политичекая социология в Китае и Российской Федерации, несмотря на многообразие теоретических подходов (мультипарадигмальност), обладает единой методологической базой исследования общественно-политической стабильности, что определяет анализ соотношения устойчивости и изменчивости политических систем различных стран, определяет конкретные характеристики их соответствия и описывает их динамическое положение в конкретный промежуток времени. На основе сравнительного анализа четырех групп теоретических подходов к пониманию политической стабильности предложена классификация основных социальных структурных факторов, определяющих динамику политической стабильности: устойчивость политических институтов; уровень развития политической культуры общества; действенность системы государственного управления; социальная и правовая легитимность власти. Динамическая политическая стабильность рассматривается в качестве типа динамической социальной стабильности и определяется как состояние политической системы, при котором она характеризуется способностью к модернизации без социальных потрясений, наличием развитой социально-политической инфраструктуры, снижающей политические риски в условиях радикальных социально-политических трансформаций, учитывающей влияние структурных факторов изменений политической системы.
Роль правительства в обеспечении общественно-политической стабильности, в первую очередь связана с задействованием вертикали власти, оперативностью принятия политических решений, гибким реагированием на изменение системных условий, внутренних и внещних вызовов. Государственная власть играет ключевую роль в поддержании общественно-политической стабильности, которая состоит в регулировке направления общественно-политических перемен, интеграции разных бщественных интересов. Для измерения влада правительственных органов и других властей в обеспечение политической стабильности используется критерий эффективности власти.
Сравнительный анали в исследовании выявил, то что Российская Федерация и Китай характеризуются во многом похожими подходами к задаче развития политической системы и укрепления общественно-политической стабильности. Опираясь на методологию политико-социологического подхода к изучению политической стабильности выявлено, то что едиными особенностями развития этих двух систем на современном этапе являются: стремление к поэтапной длительной многосторонней демократизации общественно-политической жизни, совершенствование механизмов правительственного управления; развитие стабильных политических институтов, которые обеспечивают общественную безопасность; стремление к укреплению автритета государства на международной арене, стремление использовать мягкую силу в продвижении государственных интересов как во внешней, так и внутренней политике.
Специфика подходов к обеспечению политической стабильности состоит в том, что в Российской Федерации общественные реформы и пизменения политической системы проходили на начальном этапе без учета собственных традиций, ценностей и преемственности институтов управления. Изменения происходили в условиях неподготовленности институциональных обстоятельств к модернизации общественно-политической системы, в политических отношениях господствовала либерализация взятой с западного образца без учета ее модификации к российским реалиям. Особенность же Китая в поддержании стабильности состоит в ориентации на последовательные, запланирванные перемены в общественно-политической системе, сохранении традиций, институционального остова для осуществления общественной модернизации. Ключевым политическим институтом китайского общества, гарантирующим политическую стабильность и отвечающим за цели общественного развития остается КПК. Которая вместе с тем, становится более гибкой организационной структурой, стремится стать частью не только государственного аппарта, но и формирующегося граждакского общества с китайской специфкой. Олнако пока особенность правительственного регулирования в Китае связана с авторитарным режимом, который между тем допускает значительный уровень инициатив на уровне регионального управления общественным развитием. Так в Китае обеспечивается политическая стабильность, которая принимает характерные черты динамической общественно-политической стабильности.
Сегодня главной задачей Китая как и Российской Федерации является выработка эффективных методов достжения стабильности в условиях разнонаправленной общемировой динамики и вызовов. Задачами России и Китая являются также выработка стратегии устойчивого развития с учетом национальной специфики, выработка новых форм двустроннего сотрудничества, выстраивание партнерских отношений не только в экономике, но и в каждом отдельном виде реализуемой политики: экологической, научно-технической, образовательной, культурной, социальной и др. Устойчивое развтие – это развите на основе стабильности, баланса интересов общества и государства, общества и природы. Политика выполняет важнейшую функцию целеполагания и благодаря деятельности политических институтов и институтов гражданского общества выстраивает сбалансированную модель общественной модернизации. В данной взаимосвязи двух великих держав будет выстраиваться и нормализоваться и общая модель общественно-политической стабильности в мире.
Список использованной литературы на русском и английском языках:
Авакьян С.А. Проблемы единства и самостоятельности институтов власти в России // Журнал российского права. — 1997. — № 7. — С.51-69.
Аветисов Э.К. Основные элемены и признаки политической стабильности // Конфликтология / nota bene. 2015. № 4. С. 410-415.
Алмонд Г., Верба С. Гражданская культура и стабильность демократии // Полис. Политические исследования. — 1992. — № 4. — С. 122-134.
.Алмонд Г., Верба С. Гражданская культура. Политические установки и демократия в пяти странах. М.: Мысль. 2014. — 500 с.
Анохин М.Г. Политическая стабильность: адаптация, динамика, устойчивость. — М.: Агентство «Информат», 1996. — 305 с.
Арутюнов Г.Б. Институциональные преобразования в экономике КНР (1978 г. – по наст, вр.) / Сборник научных статей. Выпуск 4./ Под общей редакцией к.и.н., проф.И.А.Балашовой. — М.: ГОУ МГТУ «Станкин», 2008. — С. 126-135.
Арутюнов Г.Б. Создание инновационной модели развития Китая в XXI веке: идейная основа // Интеграл. — 2011. — №3(59).
Арутюнов Г.Б. Создание модели гармонического общества // Интеграл. — 2009. — №3(47).
Бабошин К. И. Социально-политическая стабильность в современной России: Социологический анализ: Автореф. дис. … канд. соц. наук. — Саратов, 2005.
Билюга С.Э. Политичесая стабильность: основные подходы к анализу устойчивости политических систем // Век глобализации. 2018. № 2 (26). С. 46-56.
Бляхер Л. Е. Нестабильные социальные состояния. — М.: Российская полит. энцикл., 2005. — 208 с.
Большой толковый социологический словарь / сост. Д. Джерри, Дж. Джерри. — М.: Вече, АСТ, 1999. — 430 с.
Боришполец К. П. Методы политических исследований. — М.: Аспект Пресс, 2005. — 221 с.
Бороноев А. О. Проблема становления социальной стабильности в постсоветской России // Россия и Китай: динамика реформирования и развития / под ред. Н. Г. Скворцова. — СПб.: Астерион, 2005. — С. 7–16.Бызов Л. Г. Потребитель стабильности: О феномене «Единой России» // Апология. — 2005. — № 8. — С. 41-48.
Василькова В. В. Порядок и хаос в развитии социальных систем: Синергетика и теория социальной самоорганизации. — СПб.: Лань, 1999. — 478 с.
Виноградов В.Д. Социальные изменения и партийная система в России / Человек в социальных переменах / Под ред. В.Д. Виноградова, H.A. Андреева. — СПб.: СПбВПТШ МВД РФ, 1996.
Виноградов В.Д. «Стабильность-конфликтность» и политический порядок / Политические процессы в России в сравнительном измерении. — СПб.: Изд-во Санкт-Петерб. ун-та, 1997.
Виноградов В. Д. Политический порядок в изменяющемся обществе // Вестник СПбГУ. — 1997. — Сер. 6, вып. 1. — С. 42–46.
Виноградов В.Д. «Социология» и «Политика» Б.Н. Чичерина // Социологические исследования. — 1999. — № 1. — С. 116-121.
Виноградов В.Д. «Правило равновесия» в общественных системах / Конфликт и социальный порядок: Сб. статей / под ред. В.Д. Виноградова, Ю.Н. Пахомова. — СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2002.
Виноградов В. Д. «Правило равновесия» в общественных системах / Конфликт и социальный порядок / под ред. В. Д. Виноградова и Ю. Н. Пахомова. — СПб., 2002. — С. 5–10.
Виноградов В. Д. Стабильность политической системы в условиях трансформации общества // Россия и Китай: Динамика реформирования и развития / ред.-сост. А. В. Петров. — СПб.: Астерион, 2005. — С. 19–23.
Виноградов В. Д. Современный тип российского общества: Социальная структура и государственность / Общество и власть: Проблемы взаимодействия / отв. ред. В. Д. Виноградов. — СПб., 2006.
Виноградов В. Д., Головин Н. А. Политическая социология: Учеб пособ. — СПб.: Изд-во С.-Петерб. гос. ун-та, 1997. — 174 с.
Виноградов В. Д., Петров А. В. Российская демократия и неолиберальные реформы: Структурно-исторический контекст развития гражданского общества // Общество. Среда. Развитие. — 2007. — № 2(3). — С. 3-9.
Войтенко Ю. Н. Социальное партнёрство как фактор социальной стабильности региона: Автореф. дис. … канд. социол. наук. — М, 2004.
Володарская Л. В. Социальная политика властных структур как фактор стабильности общества. Автореферат дисс. … канд. социол. наук. — Тюмень, 1998.
Волочаева О.Ф. Развитие информационно-культурной сферы на региональном уровне как условие политической стабильности регионального политического процесса // Культура. Духовность. Общество. 2015. № 16. С. 135-139.
Гаджиев Х.А. Роль политических институтов в обеспечении политической стабильности // Теории и проблемы политических исследований. 2016. № 3. С. 123-135. http://publishing-vak.ru/file/archive-politology-2016-3/10-gadzhiev.pdf
Галенович Ю.М. Девиз Ху Цзиньтао: Социальная гармония в Китае. — М.: ИДВ РАН, 2006. — 392 с.
Галкин А. А. Общественная стабильность: Некоторые теоретические подходы // Мировая экономика и международные отношения. — 1990. — № 9. — С. 23-34.
Галкин А. А. Стабильность и изменения сквозь призму культуры // Политические исследования. — 1998. — №5. — С. 114–122.
Гончаренко А. В. Социальная стабильность и национальная безопасность России: Автореф. дис…. канд. соц. наук. — М., 2001.
Горюнова С. В. Средние слои и «средний класс» в современном российском обществе // Общественные науки и современность. — 2006. — №4. — С. 58-67.
Давыдов Ю. Н. Стабилизационное сознание в век кризиса: Основополагающие категории / История теоретической социологии. — М., 1998. — С. 5–28.
Даль Р. А. О политическом равенстве / Пер. с англ. Леонида Седова. — М.: Московская школа политических исслед., 2010. — 111 с.
Данилова Е. Н., Ядов В.А. Нестабильная социальная идентичность как норма современных обществ // Социологические исследования. — 2004. — № 10. — С. 27-30.
Демидов А. И. Порядок как политическая ценность // Политические исследования. — 1992. — № 3. — С. 145–147.
Дин И К вопросу о политической стабильности в современном мире (на примере Китая) // Общество. Среда. Развитие. 2016. № 3 (40). С. 45-49.
Дин И . Роль высших органов государственной власти в формировании политической стабильности в обществе: сравнительный анализ Китая и России: диссертация … кандидата Социологических наук: 22.00.05, 2017
Дюркгейм Э. Социология. Ее предмет, метод, предназначение. — М.: Канон, 1995. — 349 с.
Дятлов С. А. Основы концепции устойчивого развития. — СПб.: Петерб. гос. ун-т эк. и фин., 1998. — 155 с.
Жириков А. А. Этнические факторы политической стабильности. – М.: Славянск. диалог, 1995. — 238 с.
Жириков А. А. Политическая стабильность российского государства (Этнополитический анализ). — М.: Инт-т масс. комм., 1996. — 79 с.
Здравомыслов А. Г. Социология конфликта. — М.: Аспект-пресс, 1996. — 317 с.
Ивлев С. В. Общественная стабильность и политические условия её достижения: Автореф. дис… канд. пол. наук. — М., 2001.
Истон Д. Новая революция в политической науке // Социально-политический журнал. — 1993. — № 8. — С. 115-128.
Клюшина Е. В. Политическая стабильность постсоветской России: основания, возможности, решения: Автореф. дис…. канд. соц. наук. — М., 2000.
Князева Е. Н., Курдюмов С. П. Синергетика: Начала нелинейного мышления // Общественные науки и современность. — 1993. — № 2. — С. 38–51.
Конфликт и социальный порядок / под ред. В. Д. Виноградова и Ю. Н. Пахомова. — СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2002. — 211с.
Коробов В. Б. Социальный анализ политической стабильности // Человек в социальных переменах / под ред. Н. А. Андреева и В. Д. Виноградова. — СПб.: СПбВПТШ МВД РФ, 1996. — С.219–230.
Краснов Б. И. Политические институты и политическая стабильность / Общая и прикладная политология / под общ. ред. В. И. Жукова и Б. И. Краснова. — М., 1997.
Лазарев М. В. Политическая лояльность как фактор стабильности государства: Автореф. дис. … докт. пол. наук. — М., 2004.
Левада Ю. А. Стабильность в нестабильности // Общественные науки и современность. — 2003. — № 5. — С. 5-11.
Левашов В. К. Устойчивое развитие общества: Парадигма, модели, стратегия. — М.: Академия, 2001 . — 174 с.
Линь Ифу, Цай Фан, Ли Чжоу. Китайское чудо. Стратегия развития и экономическая реформа. — М.: ИДВ РАН, 2001. — 368 с.
Локосов В. В. Стабильность общества и система предельно-критических показателей его развития // Социологические исследования. — 1998. — № 4. — С. 86–93.
Лукашова М. Г. Социальная стабильность в регионе: доминирующие негативные тенденции и механизмы их преодоления (на материалах Кабардино-Балкарской Республики): Автореф. дис. …канд. социол. наук. — Майкоп, 2007.
Луман Н. Общество как социальная система. — М.: Логос, 2004. — 232 с.
Макарин А. В. Факторы устойчивости российской политической элиты // Вестник Санкт-Петербургского университета. — 1998. — Сер. 6. — Вып. 3. — №20. — С. 118–121.
Макарычев А. С. Стабильность и нестабильность при демократии: Методологические подходы и оценки // Полис. Политические исследования. — 1998. — № 1. — С. 149–157.
Медведев И. Г. Политическая стабильность как фактор национальной безопасности России: Автореф. дисс… канд. пол. наук. — Кемерово, 2003.
Медведев Н.П. Региональный политический процесс и политическая стабильность / Тезисы докладов: IV Всероссийский конгрессполитологов. — М., 2006.
Николаев К.В. Парламентско-правительственные кризисы и их влияние на политическую стабильность в условиях многонациональной России // Вопросы национальных и федеративных отношений. 2013. № 1 (20). С. 132-138.
Осипов Г. В., Иванов В. Н. Социальная и политическая стабильность. — М., 1994.
Основы стабильности общества: Теория и практика / общ. ред. Я. А. Пляйса и Г. В. Полуниной. — М.: Б. и., 2001. — 214 с.
Парсонс Т. О социальных системах / под ред. В. Ф. Чесноковой и С. А. Белановского. — М.: Академический проект, 2002. — 832 с.
Парсонс Т. О структуре социального действия. — М.: Академический Проект, 2000. — 880 с.
Паутова Л. А. Повседневное представление о стабильности. — Омск: Омский гос. ун-т, 2004. — 226 с.
Паутова Л. А. Стабилизационное сознание: Интегративная модель. — Омск: Омский гос. ун-т, 2006. — 367 с.
Паутова Л. А. Повседневное представление о стабильности. — Омск: Издательство Наследие, Диалог-Сибирь, 2004. — 226 с.
Пентцлин Х. Х. Г. США: Факторы стабильности политической системы: Автореф. дис. … докт. пол. наук. — М., 2004.
Петров А. В. «Глобализация» экономики: социальные и политические аспекты. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2009. С. 5-21.
Петухов А.Ю., Красницкий Н.В. Оценка политической стабильности в России: проблема эффективного измерния //Национальная безопасность / nota bene. 2014. № 6 (35). С. 881-893.
Поппер К. Открытое общество и его враги. (в 2-х томах). — М.: Феникс, Международный фонд «Культурная инициатива», 1992. — 448+528 с.
Портяков В.Я. Проблемы обеспечения социально-политической стабильности в КНР // Проблемы Дальнего Востока. — 1998. — № 2. — С. 17-28.
Пригожин И. Р. Конец определенности: Время, хаос и новые законы природы. — Ижевск: Регуляр. и хаот. динамика, 1999. — 215 с.
Рывкина Р., Косалс Л. Я. Механизмы дестабилизации. Что и кто делает наше общество нестабильным? // Век ХХ и мир. — 1990. — № 12.
Савин С. Д. Институциональные факторы стабильности российского общества / Общество и власть: Проблемы взаимодействия / отв. ред. В. Д. Виноградов. — СПб.: Изд-во СПбГУ, 2006. — С. 83–102.
Савин С. Д. Типология политической стабильности в современном обществе / Политическая социология: Теоретические и прикладные проблемы / под общ. ред. Н. Г. Скворцова, А. О. Бороноева, С. М. Елисеева. — СПб.: Издат. Дом СПбГУ, 2007. — С. 113–129.
Севрюкова Г. А. Социальная стабильность как условие обеспечения жизненно важных интересов российского общества (на материалах центрального региона РФ): Автореф. дис. … канд. соц. наук. — М., 2000.
Семигин Г. Ю. Политическая стабильность и безопасность // Социально-политический журнал. — 1996. — № 3. — С. 14–24.
Сокольский С. Л. О политической стабильности системы // Международная экономика и международные отношения. — 1991. — № 5.
Соловьев А. И. Политическая стабильность в социокультурном измерении: Российские иллюстрации [Электронный ресурс] // Государственное управление. Электронный вестник. — 2003. — № 1. — Режим доступа: http://e-journal.spa.msu.ru/vestnik/item/1_2003soloviev.htm (дата обращения: 23.06.2015)
Соловьёв О. М. Политические институты. — СПб.: С-Петерб. гос. Ун-т, 2003. — 187 с.
Солонин Ю. Н., Дудник С.И. Общество в поисках стабильности: от социальной однородности к «среднему классу» / Средний класс в России: Прошлое, настоящее, будущее / отв. ред. Г. Н. Групнин. — СПб., 2000. — С. 13–21.
Социологическая энциклопедия в 2 т. / гл. ред. В. И. Иванов. — М.: «Мысль», 2003.
Социологический словарь / сост. А. Н. Елсуков, К. В. Шульга. — Минск: Университетское, 1991. — 528 с.
Социологический энциклопедический словарь / ред-коор. Г. В. Осипов. — М.: Изд-во НОРМА (Издательская группа НОРМА-ИНФРА М), 2000. — 488 с.
Тезиев Т.М. Профсоюзы – политический институт стабильности общества и государства // Социально-экономические науки и гуманитарные исследования. 2016. № 13. С. 130-136.
Тузов Н.В. Политическая стабильность России, ее потенциал перспективы // Политика и общество. 2011. № 4 (76). С. 42-47.
Филиппов А. Ф. Никлас Луман: Попытка модернизации «стабилизационного» социологического сознания на исходе XX века / Буржуазная социология на исходе XX века. — М.: Наука, 1986. — С. 145-169.
Фирсов А.В. Политическая стабильность как объект исследования современной политологии: понятие и сущностные характеристики// Вестник Российской нации. 2015. № 6 (44). С. 177-184.
Хантингтон С. Политический порядок в меняющихся обществах. – М.: Прогресс-Традиция, 2004. — 480 с.
Цыганков А. П. Социально-классовые основания стабильных политических режимов // США. Экономика, политика, идеология. — 1992. — № 4. — С. 21–32.
Чиркин О. Глобальные модели политических систем современного общества: индикаторы эффективности // Государство и право. — 1992. — №5. — С. 82-90.
Шабров О. Ф. Политическое управление: Проблема стабильности и развития. — М.: Интеллект, 1997. — 200 с.
Ядов В. А. Стратегия социологического исследования. Описание, объяснение, понимание социальной реальности. — М.: Добросвет, 2001. — 323 с.
Ядов В. А. Современная теоретическая социология как концептуальная база исследования российских трансформаций. — СПб.: Интерсоцис, 2006. — 112 с.
Bealey F. Stability and Crisis: Fears About Threats to Democracy // European Journal of Political Research. — 1987. —Vol. 15. —№ 6. — P. 687-715.
Carley K. A Theory of Group stability // American Sociological Review. — 1991. — №56(3). — P. 331-354.
R. A. Polyarchy: Participation and Opposition. — New Haven: Yale University Press, 1973. — 257 p.
Diskin A., Diskin H. and Hazan R.Y. Why Democracies Collapse: The Reasons for Democratic Failure and Success // International Political Science Review. — 2005. — Vol. 26. — № 3. — P. 291-309.
Downing K. M., Kimber R. The Meaning and Use of «Political Stability» // Journal of Political Research. — 1983. — Vol. 11. Iss. 3. — P. 229-243.
Easton D. The Analysis of political Structure. — N. Y.; L.: Routledge, 1990. — 336 p.
Hague R., Harrop M. and Breslin S. Comparative Government and Politics: An Introduction. 4th ed. — Houndmills, Basingstoke, Hampshire and London: The Macmillan Press, 1998. — 317 p.
Jaworsky J. Ukraine: Stability and Instability. McNair Paper 42, INNS, August 1995. — P. 3–4.
Kaplan R. D. Looking the world in the eye // The Atlantic Monthly. 2001. — December Iss. — Режим доступа: http://www.theatlantic.com/magazine/archive/2001/12/looking-the-world-in-the-eye/302354/ (дата обращения: 14.04.2015)
Kim Dae Jung. A Proposal for Global Democracy and My Expectations for universities. Delivered at the international Congress on ‘Universities on the eve of the Third Millnnium’. — Moscow, 1994.
Lee C.C. (Ed.) Voice of China: The interplay of politics and joumalism. New York: the Guilford. 1990. — 353 p.
Poguntke T. and Webb P. (eds.) The Presidentialization of Politics: A Comparative Study of Modern Democracies. — Oxford: Oxford University Press, 2005. — 376 p.
Rose R. Comparing Forms of Comparative Analysis // Political Studies. —1991. — Vol. 39. — P. 446-462.
Schumpeter J. A. Capitalism, Socialism and Democracy. — New York: Harper & Row, 1942. — 381 p.
Wasilewski J. Elite Circulation and Consolidation of Democracy in Poland. Paper presented for the conference «Democracy, Markets, and Civil Societies in Post-1989 East Central Europe». — Harvard University, Center for European Studies, 1996. — 40 p.
Zimmerman E. Government Stability in Six European Countries during the World Economic Crisis of the 1930s: Some Preliminary Considerations // European Journal of Political Research. — 1987. — Vol. 15. — № 1. — P. 23-52.
Последние выполненные заказы
Хочешь уникальную работу?
Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!