Феномен фандома в медиакультуре
Данная работа посвящена феномену фандома в медиакультуре В данной работе будет изучаться media fandom — фанаты в сфере продуктов средств массовой информации (медиапродуктов), которые включают в себя фильмы, сериалы, кино, книги, компьютерные игры и многое другое. Что фанатские практики обращения с текстом говорят нам о развитии современного воображения? Как модели чтения поклонников популярных произведений связаны с изменением читательского восприятия у новых поколений читателей? Как устроена экономика дара и бесплатный труд в интернет-сообществах и культурах соучастия? Чем фанатские практики могут помочь в трудном деле (само)обучения принятию различий, в образовании, в развитии гендерного равноправия?
Исследование поклонников становится решающим аналитическим инструментом в медиакультуре. Поклонники, как правило, используют свои технологические мощности, свою коммунальную аналитику, свою отдельную базу знаний и свои навыки социального взаимодействия, чтобы исследовать СМИ.
Актуальность темы данной диссертации обусловлена тем фактом, что фанатские сообщества крепко обосновались на сетевом пространстве интернета и занимают одно из ведущих мест по популярности среди активно находящейся в этой среде. Однако, как и любое субкультурное образование, в достаточной мере закрытое от основной культуры, крайне мало освещено и породило определенное количество предубеждений и стереотипов.
Активные, вовлеченные поклонники произведений популярной культуры — знатоки телесериалов и комиксов, любители аниме, геймеры, косплееры, блогеры, фанаты популярной музыки, — изучаются сегодня западными исследователями в рамках такого междисциплинарного направления, как fan studies. Практики фанатских сообществ, способы коммуникации и творчества, которые изобретают фанаты, межкультурные связи, которые они налаживают, интересуют ученых ничуть не меньше, чем профессионалов медиаиндустрии, давно и серьезно учитывающих фанатские аудитории в производстве и рекламе своей продукции. В данной работе будет изучаться то, что по-английски называется media fandom — фанаты в сфере продуктов средств массовой информации (медиапродуктов), которые включают в себя фильмы, сериалы, кино, книги, компьютерные игры и многое другое. Что фанатские практики обращения с текстом говорят нам о развитии современного воображения? Как модели чтения поклонников популярных произведений связаны с изменением читательского восприятия у новых поколений читателей? Как устроена экономика дара и бесплатный труд в интернет-сообществах и культурах соучастия? Чем фанатские практики могут помочь в трудном деле (само)обучения принятию различий, в образовании, в развитии гендерного равноправия?
Важность фандомов и исследований фанатов не может быть завышена. Поклонник учится, призывает и участвует в непрекращающемся обсуждении, среди других, исследований массовой культуры, аудитории, коммуникационных исследований, психологии, исследований медиа и технологических исследований. Поклонники могут быть исследованы индивидуально или в совокупности, и как таковые, исследования способствуют академическим диалогам о природе идентичности, понятии текста и проблемах сообщества. Различные типы исследований поклонника исследуют различные типы поклонников: некоторые, как Генри Дженкинс и Джон Таллох исследовали опыт поклонников по отдельным медиа. Николас Аберкромби и Брайан Лонгерст исследуют поклонников как один важный компонент на спектре типов аудитории. Мэтт Хиллс исследует теорию культуры через осмысление поклонников. Кристина Буссе, Карен Хеллексон К. Ли Харрингтон и другие исследуют поклонников через онлайн общение в цифровую эру.
Поклонники хорошо интегрированы в пейзаж медиа. Например, Дженкинс показывает, как телевизионные потребители медиаконтента могут быть разделены на три общих категории: «пульты дистанционного управления», случайные и приверженцы. «Пульты дистанционного управления» переключаются между программами, но смотрят определенный контент. Случайные любят смотреть различные телевизионные шоу, когда они в эфире, но редко намечают время, чтобы смотреть. Приверженцы, как поклонники, меньше всего времени тратят на просмотр телевизора: они избирательно подходят к выбору тех шоу, которые лучше всего удовлетворяют их интересы, они смотрят только их, они записывают на пленку и могут пересматривать их больше чем один раз; они проводят больше своего социального времени, говоря о них; и они, более вероятно, будут следить за новостями в медиа.
Несмотря на то, что реклама эры вещания имела тенденцию предназначаться для «пультов дистанционного управления», недавние исследования показали, что рекламодатели начали быть нацеленными на группу приверженцев. На самом деле, медиакорпорации создают новые новые подходы к продвижению своих товаров и услуг, чтобы обратиться непосредственно к этим поклонникам, и несмотря на то, что они могут быть в меньшинстве зрителей, рекламодатели все больше и больше понимают, что им можно скорее рекомендовать, инвестировав в шоу, у которых есть высокая популярность среди поклонников, а не высокие рейтинги”. Действительно, приверженцы склонны покупать больше продуктов, в процентном отношении, чем делают другие типы зрителей СМИ. Например, по данным Эланы Шефрин, одним из основных факторов успеха кинотрилогии «Властелин колец» Питера Джексона было то, что производители активно обратились за советом, и поддержки поклонников фандома Властелина колец.
Исследование поклонников становится решающим аналитическим инструментом в медиакультуре. Поклонники, как правило, используют свои технологические мощности, свою коммунальную аналитику, свою отдельную базу знаний и свои навыки социального взаимодействия, чтобы исследовать СМИ.
Актуальность темы данной диссертации обусловлена тем фактом, что фанатские сообщества крепко обосновались на сетевом пространстве интернета и занимают одно из ведущих мест по популярности среди активно находящейся в этой среде. Однако, как и любое субкультурное образование, в достаточной мере закрытое от основной культуры, крайне мало освещено и породило определенное количество предубеждений и стереотипов.
Предметом данного исследования являются фанатские культуры (фандомы). Объектом являются сообщества в сети интернет, произведенные данными фандомами.
Цели данной работы — исследовать феномен фандома в медиакультуре.
Задачи:
• изучение фандома как социокультурного явления;
• анализ подходов к изучению фан-сообществ, особенности русскоязычных фандомов;
• выявление и описание особенностей фанатских сообществ в диджитал-среде;
• описание вторичного творчества как культурного феномена, его видов и тенденций;
• анализ взаимодействия фандомов с медиаиндустрией.
2 стороны исследования:
• чему мы можем научиться у фанатов? (делать что-то также, как это делают фанаты, развиваться вместе с ними)
• как фанаты помогают понимать современную медиакультуру? (не только зачем они существуют, но и как они изменились в современной культуре, медиапространстве. Как изменится наш взгляд на современную культуру, если брать во внимание присутствие фанатских культур, какие ценности и качества с ними связаны)
Bacon-Smith C. Enterprising Women: Television Fandom and the Creation of Popular Myth, Philadelphia: University of Pennsylvania Press, 1992.
Bands and Brands Need Loyal Fans // Электронная библиотека Questia URL : https://www.questia.com/read/1G1-115405745/bands-and-brands-need-loyal-fans (дата обращения: 03.03.2019)
Benady David. Using Licensing to Build a Mega Brand. Marketing 3 Feb. 2010. // Электронная библиотека Questia URL: https://www.questia.com/read/1G1-218102896/using-licensing-to-build-a-mega-brand (дата обращения: 03.03.2019)
Books: Turning Fans into Paying Customers. Management Today // Электронная библиотека Questia URL : https://www.questia.com/read/1G1-375450247/books-turning-fans-into-paying-customers (дата обращения: 27.10.2019)
Bryant, Jennings, and Dolf Zillmann, eds. Media Effects: Advances in Theory and Research. Hillsdale, NJ: Lawrence Erlbaum Associates, 1994 // Электронная библиотека Questia URL: https://www.questia.com/read/27132795/media-effects-advances-in-theory-and-research (дата обращения: 08.12.2019)
Bury R. (2007). Textual Poaching or Gamekeeping? A Comparative Study of Two Six Feet Under Internet Fan Forums. In: Goldstein Ph., Machor J. (eds.) New Directions in American Reception Study. Oxford University Press.
Couldry N., Hepp A. The Mediated Construction of Reality, Cambridge: Polity Press, 2017.
Coppa Francesca, A Brief History of Media Fandom, Fan Fiction and Fan Communities in the Age of the Internet, ed. Hellekson & Busse (MacFarland, 2006) p. 41-59 // URL : https://mafaldastasi.files.wordpress.com/2014/04/coppa-2006-fandom-history.pdf (дата обращения: 12.02.2019)
Gorton, Kristyn. Media Audiences: Television, Meaning and Emotion. Edinburgh: Edinburgh UP, 2009. // Электронная библиотека Questia URL: https://www.questia.com/read/121087420/media-audiences-television-meaning-and-emotion (дата обращения: 20.10. 2019)
Gray J., Sandvoss C., Harrington C. L. (eds). Fandom. Identities and Communities in a Mediated World. New York University Press.
Gray, Jonathan, Cornel Sandvoss, and C. Lee Harrington. “Title Page.” Fandom: Identities and Communities in a Mediated World. // Электронная библиотека Questia URL: https://www.questia.com/read/118087786/fandom-identities-and-communities-in-a-mediated (дата обращения: 9.02.2019)
Guest Post: A History of Western Media Fandom// ladybusiness. dreamwidth.org URL: http://ladybusiness.dreamwidth.org/66968.html (дата обращения: 20.02.2019)
Hellekson K., Busse K. (eds.) (2006) Fan Fiction and Fan Communities in the Age of the Internet, Jefferson: McFarland.
Henry Jenkins Fan Studies // URL: http://www.oxfordbibliographies.com/view/document/obo-9780199791286/obo-9780199791286-0027.xml (дата обращения: 08.12.2019)
Hill, Vernon, and Bob Andelman. Cultivate Enthusiastic Fans: Definition of ‘Fans’: Customers Who Embrace Your Business Model and Corporate Culture and Become Part of Your Bank Community-And, Incidentally, Introduce Their Friends, Relatives and Neighbors to Your Brand. ABA Bank Marketing Mar. // Электронная библиотека Questia URL : https://www.questia.com/read/1G1-323660925/cultivate-enthusiastic-fans-definition-of-fans (дата обращения: 29.01.2019)
Hills, Matt. Fan Cultures. London: Routledge, 2002. // Электронная библиотека Questia URL : https://www.questia.com/read/103326892/fan-cultures (дата обращения: 20.10.2019)
History Is Written By The Victors, EXCLUSIVE: Bjo Trimble talks about saving Star Trek // airlockalpha.com URL: http://www.airlockalpha.com/node/1142/history-is-written-by-the-victors.html (дата обращения: 12.02.2019)
History of Star Trek Campaign // URL: http://fanlore.org/wiki/History_of_Star_Trek_Fan_Campaigns (дата обращения: 15.02.2019)
Interconnected: Sporting Chance: How to Engage with Fans. Marketing 1 Dec. 2014. Questia. Web. // Электронная библиотека Questia URL: https://www.questia.com/read/1G1-392971684/interconnected-sporting-chance-how-to-engage-with (дата обращения: 17.12. 2019)
Jamison, Anne (ed.) (2013) Fic: Why Fan fiction is Taking Over the World. Dallas, TX: BenBella Books.
Jenkins, Henry (2008). ‘Why Heather Can Write: Media Literacy and the Harry Potter Wars’ in Convergence Culture: Where Old and New Media Collide. New York, NY: New York University Press, 175-216.
Jenkins, Henry. Fans, Bloggers, and Gamers: Exploring Participatory Culture. New York: New York UP, 2006. Questia. Web. // Электронная библиотека Questia URL : https://www.questia.com/read/117327686/fans-bloggers-and-gamers-exploring-participatory (дата обращения:20.10. 2019)
Jenkins, Henry. Textual Poachers: Television Fans & Participatory Culture. New York: Routledge, 1992. // Электронная библиотека Questia URL: https://www.questia.com/read/107582944/textual-poachers-television-fans-participatory (дата обращения: 27.10. 2019)
Jenson J. Fandom as pathology: The conse-quence of characterization // The adoring audience / ed. L.A. Lewis. Routledge; London, 1992. P. 9–29.
Johnston, Jeff. Who Comes With Summer // URL: http://fanlore.org/wiki/Who_Comes_With_Summer (дата обращения: 14.02.2019)
Jonathan Gray, Cornel Sandvoss, C. Lee Harrington Fandom, Second Edition: Identities and Communities in a Mediated World
Knox Ronald A. Studies in the Literature of Sherlock Holmes, 1911
Larsen Katherine, Lynn S. Zubernis Supernatural Fangirls. How The Cult Sci-Fi Show Turned Two Academics Into Experts On Fandom—And Crazy Stalkers // URL: https://slate.com/culture/2013/12/academic-studies-of-fandom-two-professors-become-stalker-fangirls-of-supernatural.html (дата обращения: 14.02.2019)
McCudden, Michelle L. DEGREES OF FANDOM: AUTHENTICITY & HIERARCHY IN THE AGE OF MEDIA CONVERGENCE // URL: https://kuscholarworks.ku.edu/bitstream/handle/1808/9757/McCudden_ku_0099D_11915_DATA_1.pdf?sequence=1 (дата обращения: 14.02.2015)
Minsker, Maria. Building Brand Loyalty: Turn Your Customers’ Passion into a Long-Lasting Brand Relationship. CRM Magazine Feb. 2014 // Электронная библиотека Questia URL: https://www.questia.com/read/1G1-363189436/building-brand-loyalty-turn-your-customers-passion (дата обращения: 29.01. 2019)
Pearson Roberta (2010). Fandom in the Digital Era. Popular Communication: The International Journal of Media and Culture, 8:1, 84-95.
Pugh Sh. (2005) The Democratic Genre: Fan Fiction in a Literary Context, Bridgend: Seren.
Reysen, Stephen, and Nyla R. Branscombe. Fanship and Fandom: Comparisons between Sport and Non-Sport Fans. Journal of Sport Behavior 33.2 (2010) // Электронная библиотека Questia URL: https://www.questia.com/read/1G1-227279261/fanship-and-fandom-comparisons-between-sport-and (дата обращения: 27.10. 2019)
Richelieu, Andre, and Frank Pons. Reconciling Managers’ Strategic Vision with Fans’ Expectations. International Journal of Sports Marketing & Sponsorship 6.3 (2005) // Электронная библиотека Questia URL: https://www.questia.com/read/1G1-133136106/reconciling-managers-strategic-vision-with-fans (дата обращения: 31.01.2019)
Saler, Michael (2012) As if: Modern Enchantment and the Literary Prehistory of Virtual Reality. Oxford: Oxford University Press.
Samutina N. (2013a) The Great Female Readers: Fan Fiction as a Literary Experience. Sociologicheskoye obozrenie [Russian Sociological Review]. 12, №3. (in Russian).
Samutina N. (2013b) ‘“The Care of the Self” in the 21st century: sex, love and family in Russian Harry Potter fan fiction’. Digital Icons, 10: 17-46
Sawyer, Andy, and David Seed, eds. Speaking Science Fiction: Dialogues and Interpretations. Liverpool, England: Liverpool UP, 2000. // Электронная библиотека Questia URL : https://www.questia.com/read/102370923/speaking-science-fiction-dialogues-and-interpretations (дата обращения: 20.10. 2019)
Scheiner, Georganne. Signifying Female Adolescence: Film Representations and Fans, 1920-1950. Westport, CT: Praeger, 2000. // Электронная библиотека Questia URL: https://www.questia.com/read/26196824/signifying-female-adolescence-film-representations (дата обращения: 10.02.2019)
Scodari, Christine, and Jenna L. Felder. Creating a Pocket Universe: “Shippers,” Fan Fiction, and the X-Files Online. Communication Studies 51.3 (2000). // Электронная библиотека Questia URL: https://www.questia.com/read/1G1-71351744/creating-a-pocket-universe-shippers-fan-fiction (дата обращения: 20.10. 2019)
Sherlock Holmes: the original fandom // Den Of Geek URL: http://www.denofgeek.com/tv/sherlock/29056/sherlock-holmes-the-original-fandom (дата обращения: 15.02.2019)
Solomon, Michael R. Conquering Consumerspace: Marketing Strategies for a Branded World. New York: AMACOM, 2003. // Электронная библиотека Questia URL : https://www.questia.com/read/119282278/conquering-consumerspace-marketing-strategies-for (дата обращения: 29.01.2019)
The Fan Studies Network (Великобритания) крупнейшая организация, которая занимается вопросом фанатства
The Internet’s Effects on Fandom’s Creation and Activities // URL: http://fandomresearchproject.weebly.com/how-has-the-internet-changed-fandom.html (дата обращения: 14.03.2019)
Thorp Margaret Farrand. America at the Movies. Pp. xii, 313. New Haven: Yale University Press, 1939
Tosenberger C. (2014) ‘Mature Poets Steal: Children’s Literature and the Unpublishability of Fan fiction’. Children’s Literature Association Quarterly. Vol. 39, № 1, pp. 4-27
Tulloch, John, and Henry Jenkins. Science Fiction Audiences: Watching Doctor Who and Star Trek. New York: Routledge, 1995. // Электронная библиотека Questia URL : https://www.questia.com/read/108368272/science-fiction-audiences-watching-doctor-who-and (дата обращения: 20.10.2019)
Where Fandom Studies Came From: An Interview with Kristina Busse and Karen Hellekson (Part One) // Сайт Генри Дженкинса URL: http://henryjenkins.org/2014/11/where-fandom-studies-came-from-an-interview-with-kristina-busse-and-karen-hellekson-part-one.html (дата обращения: (дата обращения: 10.02.2019)
Where Fandom Studies Came From: An Interview with Kristina Busse and Karen Hellekson (Part One) // Электронный ресурс URL: http://henryjenkins.org/blog/2014/11/where-fandom-studies-came-from-an-interview-with-kristina-busse-and-karen-hellekson-part-one.html (дата обращения: 14.02.2019)
Winning over the Fans. Marketing 21 Oct. 2009. // Электронная библиотека Questia URL: https://www.questia.com/read/1G1-210161218/winning-over-the-fans (дата обращения: 17.12.2019)
Zhang, Zhu, and Doyeon Won. “Buyer or Browser? an Analysis of Sports Fan Behaviour Online.” International Journal of Sports Marketing & Sponsorship 11.2 (2010). // Электронная библиотека Questia URL: https://www.questia.com/read/1G1-274114671/buyer-or-browser-an-analysis-of-sports-fan-behaviour (дата обращения: 17.12.2019)
Горалик Л. Как размножаются Малфои. Жанр «фэнфик»: потребитель масскультуры в диалоге с медиаконтентом // Новый Мир. 2003, №12. [Электронный ресурс]. URL: http://magazines. russ.ru/novyi_mi/2003/12/goralik.html (дата обращения: 05.03.2019)
Гуревич Г. И. Беседы о научной фантастике: Кн. для учащихся. – М.: Просвещение, 1983. – 112 с., ил.
Дженкинс Г. Как Хизер научилась писать: медийный ликбез и «поттеровы войны» // Балтийский филологический курьер. 2007. Вып. 6. С. 327–345.
Молодежь и маркетинг. Казус неустойчивости нового века // [Электронный ресурс]. URL: http://www.4p.ru/main/theory/16590/ (дата обращения: 05.03.2019)
Организатор «ИгроМира»: «Мы не делим посетителей на гиков и геймеров» // Портал kanobu.ru URL: http://kanobu.ru/articles/organizator-igromira-myi-ne-delim-posetitelej-na-gikov-i-gejmerov-368974/ (дата обращения: 05.03.2019)
Праслова К.А. Фанфикшн: литературный феномен конца XX века — начала XXI века (Творчество поклонников Дж. К. Роулинг)». Калининград, 2009.
Савкина И. Международная конференция «Культ-товары: феномен массовой культуры в современной России» // НЛО. 2008. № 92. С. 421–425.
Сайт Journal of fandom studies // [Электронный ресурс]. URL: https://journaloffandomstudies.org/ (дата обращения: 05.03.2019)
Сайт издательства АСТ // [Электронный ресурс]. URL: http://ast.ru/izdatelstvo/ (дата обращения: 1.03.2019)
Сайт конвента ЮниКон // [Электронный ресурс]. URL: http://unicon.by/project/12-archive/29-unicon-2012 (дата обращения: 05.03.2019)
Сайт российского Комик-Кона // [Электронный ресурс]. URL: http://comicconrussia.ru/attendee (дата обращения: 05.03.2019)
Самутина Н. Культура соучастия (participatory culture) в цифровом подполье: коммуникативные практики русскоязычных фандомных сообществ// [Электронный ресурс]. URL: http://eurorbem.paris-sorbonne.fr/IMG/pdf/samutina.pdf (дата обращения: 05.03.2019)
Самутина Н. Практики эмоционального чтения и любительская литература// [Электронный ресурс]. URL: http://magazines.russ.ru/nlo/2017/1/praktiki-emocionalnogo-chteniya-i-lyubitelskaya-literatura.html (дата обращения: 05.03.2019)
Халымбаджа И. КУЛЬТУРНЫЙ ФЕНОМЕН ФЭНДОМА// [Электронный ресурс]. URL: http://www.fandom.ru/klf/klf_008.htm (дата обращения: 05.03.2019)
Последние выполненные заказы
Хочешь уникальную работу?
Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!