Модель профессионального выбора абитуриента в условиях информационной неопределенности

Подгорный Андрей Сергеевич
Бесплатно
В избранное
Работа доступна по лицензии Creative Commons:«Attribution» 4.0

В сформировавшемся консюмиристическом обществе всё более четко наблюдаются практики индивидов в реализации жизненных стратегий, отражающие логику текучей современности. В условиях рыночной экономики деятельность системы образования как социального института, обеспечивающего воспроизводство интеллектуально-культурного потенциала общества, выступает как образовательная услуга, где субъектом потребления выступает индивид. Причем важную роль играют родители абитуриента, поскольку именно они оплачивают услугу получения образования, опираясь на личное представление о востребованности профессии и перспективах на рынке труда. Страх принять неверное решение из-за его необратимости приводит к постоянному анализу рисков и готовности отказа от альтернативных возможностей. Причем выбор совершается в условиях крайней информационной неопределенности, что создает серьезные риски выбора ошибочного пути.
Информационная неопределенность является одной из наиболее существенных характеристик текучей современности:
1.Неопределенность субъекта принятия решений. (а) Абитуриент обычно не знает, чего он действительно хочет. (б) Семья также часто плохо представляет, какое профессиональное будущее они хотят для своего сына или дочери.
2. Неопределенность цели. Ни абитуриент, ни семья часто не имеют четкого представления о том, что представляет та или иная профессия, исключая случаи, когда абитуриент идет по стопам родителей. Однако и в этом случае неопределенность сохраняется, т.к. опыт родителей ограничен городом, фирмой и т.д.
3. Неопределенность ситуации в учебном заведении. В большинстве случаев и абитуриент, и родители не имеют достоверной информации о том, как и что преподают в избираемом вузе. Это делает их жертвами непроверенных слухов и пиара.
4. Неопределенность ситуации на рынке труда. Никто не знает, что будет на рынке труда к моменту получения диплома. Даже хорошее знание нынешней ситуации не избавляет от принятия решений вслепую. Абитуриенты вынуждены принимать решение о выборе образовательной траектории (что приводит к выбору конкретного высшего учебного заведения) в ситуации крайней неопределенности российского общества в целом.
Цель исследования – выявление моделей выбора абитуриентами специальности в условиях информационной неопределенности, что позволит проанализировать противоречия и построить модель профессионального выбора абитуриентами специальности.

Введение…………………………………………………………………..3
1. Ситуация профессионального выбора современного абитуриента в условиях информационной неопределенности……………………………….6
1.1 Подходы к изучению профессионального выбора молодежи……………………………………………………………………………………………………6
1.2 Принятие решений в условии информационной неопределенности………………………………………………………………15
2. Стратегии выбора образовательной траектории выпускниками школ…………………………………………………………………………………………………………26
2.1 Факторы профессионального выбора абитуриента в современных условиях……………………………………………………………………………………………………26
2.2 Парадоксальный выбор в условиях информационной неопределенности……………………………………………………………………………………..54
Заключение……………………………………………………………………………………..65
Библиография………………………………………………………….….67
Приложение 1………………………………………………………………70
Приложение 2…………………………………………………………….74
Приложение 3…………………………………………………………….81
Приложение 4…………………………………………………………….84

Проблемная ситуация
Практическая проблема. С одной стороны, абитуриент, выбритая учебное заведение и специальность, выбирает жизненную колею на относительно длительный период, а порою и на всю жизнь; колею, сменить которую часто оказывается сложно. С другой стороны, такой выбор совершается в условиях крайней информационной неопределенности, что создает серьезные риски выбора ошибочного пути. В этой противоречивой ситуации и абитуриенты, и их семьи, и многочисленные государственные и частные институты ставят вопрос: «Что делать?»
Гносеологическая проблема. Для решения этой практической проблемы необходимо детальное знание процесса совершения профессионального выбора. Однако, несмотря на наличие большого количества работ, посвященных профессиональным планам старшеклассников и выбору учебных заведений, проблема принятия решений в условиях информационной неопределенности остается малоизученной.
Информационная неопределенность является одной из наиболее существенных характеристик текучей современности. Она проявляется в нескольких срезах.
• Неопределенность субъекта принятия решений. (а) Абитуриент обычно не знает, что же он действительно хочет. (б) Семья также часто плохо представляет, какое профессиональное будущее они хотят для своего сына или дочери.
2. Неопределенность цели. Ни абитуриент, ни семья часто не имеют четкого представления о том, что представляет та или иная профессия, исключая случаи, когда абитуриент идет по стопам родителей. Однако и в этом случае неопределенность сохраняется, т.к. опыт родителей ограничен городом, фирмой, а как будет выглядеть профессиональная деятельность в ином месте — никто не знает.
3. Неопределенность ситуации в учебном заведении. В большинстве случаев и абитуриент, и родители не имеют достоверной информации о том, как и что преподают в избираемом вузе. Это делает их жертвами непроверенных слухов и пиара.
4. Неопределенность ситуации на рынке труда. Никто не знает, что будет на рынке труда к моменту получения диплома. Даже хорошее знание нынешней ситуации не избавляет от принятия решений вслепую.
Образование, в первую очередь высшее, выступает в качестве услуги, приобретаемой на рыночных основаниях в массовых масштабах. Субъектом потребления выступает индивид, причем в этой цепочке немаловажную роль играют родители абитуриента, так как в большинстве случаев именно они оплачивают услугу получения образования, опираясь на личное представление о востребованности профессии и перспективах на рынке труда. Страх принять неверное решение из-за его необратимости сменяется на постоянный анализ рисков, и любой выбор означает отказ от альтернативных возможностей.
Объект: ситуация профессионального выбора современного абитуриента в условиях информационной неопределенности в г. Санкт-Петербург в 2019 г.
Предмет: практики и факторы, формирующие профессиональный выбор в условиях информационной неопределенности.
Цель: построение выбора абитуриентами специальности в условиях информационной неопределенности.
Задачи:
1. Рассмотреть информационную неопределенность как наиболее существенную характеристику текучей современности.
2. Изучить пространство ситуаций и возможностей как определяющий фактор, задающий жизненную колею будущего абитуриента.
3. Проанализировать противоречия профессионального выбора современного абитуриента в условиях информационной неопределенности.
4. Построить модель профессионального выбора абитуриентами специальности в условиях информационной неопределенности.
Теоретико-методологические основания исследования
Отправной точкой анализа в данном исследовании является концепция текучей современности З. Баумана, которая описывает изменчивую среду современного социума. Основываясь на теории З. Баумана о трансформации жизненного пути человека модерна и поздней современности развивается идея линейной и проектной стратегии. Кроме того, ситуативность и непостоянство повседневности индивида обозначаются с использованием аргументов теории структурации, а также понятий идентичности и рефлексивности в трактовке Э. Гидденса. На основе работ этих авторов и идей У. Бека и Э. Тоффлера о постсовременном обществе концептуализируется понятие стиля жизни как гибко изменяющейся совокупности повседневных практик.
Методы эмпирического исследования:
1. Анализ документов.
2. Фокус-группы. Пилотажное, для подтверждения выбранных показателей и формирования новых, а также сбора реальной информации для дальнейшего построения гайда. В фокус-группе приняло участие 7 школьников Санкт-Петербурга.
3. Полуструктурированное интервью. Выборку составили выпускники школ и студенты Санкт-Петербурга, реконструирующие ситуацию с высоты своего опыта. Всего проведено 9 интервью: 5 со студентами и 4 со школьниками

В сформировавшемся консюмиристическом обществе всё более четко наблюдаются практики индивидов в реализации жизненных стратегий, отражающие логику текучей современности. Одним из способов ее реализаций является профессиональный выбор, совершаемый абитуриентами в условиях информационной неопределенности.
Функционирование экономической системы неразрывно связано с экономической неопределенностью, которую субъекты не в силах с точностью предвидеть, в связи с чем нет возможности должным образом приспособиться. Объем информации, который лишь нарастает с течением времени, создает ощутимые проблемы для экономических субъектов.
Нехватка адаптационных ресурсов молодежи как социального субъекта, а также слабое развитие социальной интеграции и дифференциации, смещает социальную систему в сторону неопределенности, нарушая устойчивость системы, социума и его элементов. Если обратиться к социологическому определению категории «неопределенность», можно обнаружить, что по этим термином понимается некое нестабильное состояние общества или социальной группы в условиях реформ и кризиса, и характеризуется коренным изменением всех морально-нравственных устоев и привычных структур.
На момент изучения этой практической проблемы обнаружилось наличие большого количества работ, посвященных профессиональным планам старшеклассников и выбору учебных заведений, однако проблема принятия решений в условиях информационной неопределенности остается малоизученной. Отправной точкой анализа в данной работе является концепция текучей современности З. Баумана, описывающая изменчивую среду современного социума. Информационная неопределенность является одной из наиболее существенных характеристик текучей современности. Как показали исследования, проведенные в ходе работы, она проявляется в нескольких срезах.
1.Неопределенность субъекта принятия решений
2. Неопределенность цели
3. Неопределенность ситуации в учебном заведении
4. Неопределенность ситуации на рынке труда.
Российские абитуриенты вузов являются частью российской молодежи, с присущими им соответствующими особенностями социального положения и социально-психологических качеств. Российские абитуриенты вынуждены принимать решение о выборе образовательной траектории (что непосредственно преломляется в выбор высшего учебного заведения и конкретного направления подготовки в нем) в ситуации крайней неопределенности российского общества в целом. На процесс выбора оказывает непосредственное влияние особенности социального положения российских абитуриентов в обществе и их социально-психологические качества. Наиболее актуальным, с моей точки зрения, будет изучение вопроса выбора специальности.
В результате исследования нам удалось построить модель профессионального выбора абитуриентами специальности в условиях информационной неопределенности. Полученная теоритическая модель является репрезентативной для всех участников нашего эмпирического исследования, проведенного в ходе исследовательской работы. Данная теоритическая модель является идеальным типом, а также описывает только материал, на основе которого был проведен анализ данных.

1. Абрамов, Р.Н. Социальные инноваторы: досуговые практики и культурное потребление [Текст] / Р.Н. Абрамов, А.А. Зудина // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. – 2010. – № 6 (100). – С. 29-34.
2. Адыширин-Заде, К. А., Гусев, В.А. Модель медико-педагогической подготовки врачей по специальности «медико-профилактическое дело» // «Вектор науки» Тольяттинского государственного университета. -2012 -№ 1(19) – С.225-227.
3. Алишев Б.С. Психика и преодоление неопределенности [Текст] / Б.С. Алишев // Психология: журнал Высшей школы экономики / Ред. Т.Н. Ушакова. М., 2009.
4. Аузан, А. Институциональная экономика [Текст] / А. Аузан // Esquire. – 2011. – № 65. – С. 33-34.
5. Бауман, З. Глобализация. Последствия для человека и общества [Текст] / З. Бауман. // М.: «Весь мир», 2004. – 437 с.
6. Бауман, З. Возвышение и упадок труда [Текст] / З. Бауман // СОЦИС. – 2004. – № 11. – С. 77-86.
7. Бейкер, У. Риски рынка: продолжение и разрыв межорганизационных рыночных связей [Текст] / У. Бейкер, Р. Фолкнер, Дж. Фишер // Экономическая социология. – 2006. – Т. 7. – № 3-4. – С. 13-21.
8. Бауман З. Текучая современность [Текст] / З. Бауман // СПб., 2008. — 240 с.
9. Бек, У. Общество риска: На пути к другому модерну [Текст] / У. Бек. – М.: «Весь мир», 2000. – 380 с.
10. Бирюков Б.В., Тихомиров О.К. Принятие решений как предмет методологических и психологических исследований.
11. Бодрийяр Ж. Общество потребления. Его мифы и структуры. М.: Культурная революция; Республика, 2006.
12. Бондарь А.В. Микроэкономика: учебное пособие. – Минск: БГЭУ, 2010
13. Волокитина А. А. Жизненные стратегии молодежи в условиях профессионального выбора // Знание. Понимание. Умение. 2010. № 4. С. 216–221
14. Глухова, Т.И. Разрушение этнокультурной идентичности под воздействием рекламы / Современные проблемы науки, образования и производства: Матер. V межвуз. науч.-практ. конф. студентов, аспирантов, специалистов, преподавателей и молодых ученых. – Н. Новгород, 2005
15. Дроздова М.Ю., Миронов, А.Г. Профессиональное самоопределение молодежи инновационного региона: проблемы и перспективы // Сборник статей по материалам научно-практической конференции под общей редакцией Смоляниновой О.Г.. 2013
16. Зубок Ю.А., Чупров В.И., Уильямс К. Молодежь в обществе риска. М., 2003
17. Зубок Ю.А., Чупров В.И. Социальная регуляция в условиях неопределенности. Теоретические и прикладные проблемы в исследовании молодежи. М., 2008.
18. Ильин, В.И. Быт и бытие молодежи российского мегаполиса: социальная структурация общества потребления [Текст] / В.И. Ильин. – СПб: Интерсоцис, 2007. – 603 с.
19. Ильин, В.И. Потребление как дискурс [Текст] / В.И. Ильин. – СПб: Интерсоцис, 2008. – 458 с.
20. Ильин, В.И. Общество потребления: теоретическая модель и российская реальность [Текст] / В.И. Ильин // Мир России. – 2005. – № 2 – С. 138-215
21. Кокорева О.Г. Регулирование рисков в образовательных стратегиях//Фундаментальные исследования, 2009, № 1
22. Корнилова Т.В. Психология риска и принятия решений: Учебное пособие для вузов. М., 2003
23. Корнилова Т.В. Мотивационная регуляция принятия решений: современные представления // Современная психология мотивации
24. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения [Текст]: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр “Академия”, 2004.
25. Лапин, Н.И. Сверяем человеческие измерения модернизации (по результатам третьей волны Европейского социального исследования, 2006) [Текст] / Н.И. Лапин // Мир России. – 2011. – Т. ХХ. – № 2. – С. 33-73.
26. Ломакин В.К. Мировая экономика: учебник для вузов. – М.: ЮНИТИ. 2012
27. Маслоу, А. Мотивация и личность [Текст] / А. Маслоу. – СПб.: Издательство Питер, 2006. – 352 с.
28. Малева, Т. Постиндустриальная соцполитика [Электронный ресурс] // Официальный сайт экспертного канала «Открытая экономика». URL: http://www.opec.ru/1153450.html.
29. Митрошенков, О.А. Пространство российской духовной культуры: испытание переменами [Текст] / О.А. Митрошенков // СОЦИС. – 2005. – № 11. – С. 37-46.
30. Овсянников, А.А. Общество потребления в России: системность и тотальность кризиса [Текст] /А.А. Овсянников // Вестник МГИМО – университета. – 2010. – № 3 (18). – С. 222-234.
31. Орлова, Э.А. Современная городская культура и человек [Текст] / Э.А. Орлова. – М., 2003. – 306 с.
32. Пейн, М. Социальная работа: современная теория [Текст] / М. Пейн. – М.: Академия, 2007. – 306 с.
33. Покровский, Н.Е. Глобализационные процессы и возможный сценарий их воздействия на российское общество [Текст] / Н.Е. Покровский // Социальные трансформации в России: теории, практики, сравнительный анализ. – М., 2005. – С. 86-98.
34. Радаев, В.В. Социология потребления: основные подходы [Текст] / В.В. Радаев // Социологические исследования. – 2005. – № 1. – С. 131-148.
35. Ритцер Дж. Макдональдизация общества: Пер. с англ. – Лазарев А. В.– М.: Издательская и консалтинговая группа «Праксис», 2011.
36. Рощина, Я.М. Дифференциация стилей жизни в поле досуга [Текст] / Я.М. Рощина // Экономическая социология. – 2007. – Т. 8. – № 4. – С. 23-36.
37. Суслова Т. Е., Королева И. Ю. Использование методов принятия решений в условиях неопределенности при разработке обучающих систем для студентов экономических специальностей вузов // Молодой ученый. — 2015. — №23. — С. 70-74. — URL https://moluch.ru/archive/103/23943/ (дата обращения: 26.09.2018).
38. Тихонов А.А. Субъект познания и неопределенность. М., 2004
39. Тоффлер, Э. Шок будущего [Текст] / Э. Тоффлер. – М.: АСТ, 2008. – 503 с.
40. Фестингер Л. Теория когнитивного диссонанса. СПб., 1999
41. Фромм, Э. Бегство от свободы [Текст] / Э. Фромм. – М.: АСТ: АСТ МОСКВА, 2009. – 436 с.
42. Фромм, Э. Иметь или быть [Текст] / Э. Фромм. – пер. с нем. Э. Телятниковой – М.: АСТ: АСТ МОСКВА, 2008. – 481 с.
43.  Фромм, Э. Искусство любить [Текст] / Э. Фромм. – пер. с англ. – М.: АСТ; АСТ МОСКВА, 2010. – 398 с.
44. Фромм, Э. Человек для себя [Электронный ресурс] / Э. Фромм // PSYLIB Психологическая библиотека «Самопознание и саморазвитие». URL: http://psylib.org.ua/books/fromm04/txt09.htm..
45. Чернякова М. М. Модернизация образования через создание системы раннего профессионального самоопределения учащихся в образовательных организациях // Гуманитарные и социальные науки. 2015. № 1. С. 264-275
46. Чистякова С. Н. Новые подходы к формированию профессионального самоопределения школьников в условиях непрерывного образования // Школа и производство. 2013. № 1. С. 9–12.
47. Чистякова С. Н., Родичев Н. Ф. Профессиональная ориентация: система и новые рубежи Профессиональное образование. Столица. – 2012. – № 12. – С. 20–24.
48. Ядов, В.А. Социальная идентификация в кризисном обществе [Текст] / В.А Ядов // Социологический журнал. – 1994. – № 1. – С. 35-52.

Заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 5 000 ₽

Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

    Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных и с правилами пользования Платформой

    Последние выполненные заказы

    Хочешь уникальную работу?

    Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!

    Вирсавия А. медицинский 1981, стоматологический, преподаватель, канди...
    4.5 (9 отзывов)
    руководитель успешно защищенных диссертаций, автор около 150 работ, в активе - оппонирование, рецензирование, написание и подготовка диссертационных работ; интересы - ... Читать все
    руководитель успешно защищенных диссертаций, автор около 150 работ, в активе - оппонирование, рецензирование, написание и подготовка диссертационных работ; интересы - медицина, биология, антропология, биогидродинамика
    #Кандидатские #Магистерские
    12 Выполненных работ
    Татьяна П. МГУ им. Ломоносова 1930, выпускник
    5 (9 отзывов)
    Журналист. Младший научный сотрудник в институте РАН. Репетитор по английскому языку (стаж 6 лет). Также знаю французский. Сейчас занимаюсь написанием диссертации по и... Читать все
    Журналист. Младший научный сотрудник в институте РАН. Репетитор по английскому языку (стаж 6 лет). Также знаю французский. Сейчас занимаюсь написанием диссертации по истории. Увлекаюсь литературой и темой космоса.
    #Кандидатские #Магистерские
    11 Выполненных работ
    Анна Александровна Б. Воронежский государственный университет инженерных технол...
    4.8 (30 отзывов)
    Окончила магистратуру Воронежского государственного университета в 2009 г. В 2014 г. защитила кандидатскую диссертацию. С 2010 г. преподаю в Воронежском государственно... Читать все
    Окончила магистратуру Воронежского государственного университета в 2009 г. В 2014 г. защитила кандидатскую диссертацию. С 2010 г. преподаю в Воронежском государственном университете инженерных технологий.
    #Кандидатские #Магистерские
    66 Выполненных работ
    Глеб С. преподаватель, кандидат наук, доцент
    5 (158 отзывов)
    Стаж педагогической деятельности в вузах Москвы 15 лет, автор свыше 140 публикаций (РИНЦ, ВАК). Большой опыт в подготовке дипломных проектов и диссертаций по научной с... Читать все
    Стаж педагогической деятельности в вузах Москвы 15 лет, автор свыше 140 публикаций (РИНЦ, ВАК). Большой опыт в подготовке дипломных проектов и диссертаций по научной специальности 12.00.14 административное право, административный процесс.
    #Кандидатские #Магистерские
    216 Выполненных работ
    Мария Б. преподаватель, кандидат наук
    5 (22 отзыва)
    Окончила специалитет по направлению "Прикладная информатика в экономике", магистратуру по направлению "Торговое дело". Защитила кандидатскую диссертацию по специальнос... Читать все
    Окончила специалитет по направлению "Прикладная информатика в экономике", магистратуру по направлению "Торговое дело". Защитила кандидатскую диссертацию по специальности "Экономика и управление народным хозяйством". Автор научных статей.
    #Кандидатские #Магистерские
    37 Выполненных работ
    Яна К. ТюмГУ 2004, ГМУ, выпускник
    5 (8 отзывов)
    Помощь в написании магистерских диссертаций, курсовых, контрольных работ, рефератов, статей, повышение уникальности текста(ручной рерайт), качественно и в срок, в соот... Читать все
    Помощь в написании магистерских диссертаций, курсовых, контрольных работ, рефератов, статей, повышение уникальности текста(ручной рерайт), качественно и в срок, в соответствии с Вашими требованиями.
    #Кандидатские #Магистерские
    12 Выполненных работ
    Анна С. СФ ПГУ им. М.В. Ломоносова 2004, филологический, преподав...
    4.8 (9 отзывов)
    Преподаю англ язык более 10 лет, есть опыт работы в университете, школе и студии англ языка. Защитила кандидатскую диссертацию в 2009 году. Имею большой опыт написания... Читать все
    Преподаю англ язык более 10 лет, есть опыт работы в университете, школе и студии англ языка. Защитила кандидатскую диссертацию в 2009 году. Имею большой опыт написания и проверки (в качестве преподавателя) контрольных и курсовых работ.
    #Кандидатские #Магистерские
    16 Выполненных работ
    Дмитрий Л. КНЭУ 2015, Экономики и управления, выпускник
    4.8 (2878 отзывов)
    Занимаю 1 место в рейтинге исполнителей по категориям работ "Научные статьи" и "Эссе". Пишу дипломные работы и магистерские диссертации.
    Занимаю 1 место в рейтинге исполнителей по категориям работ "Научные статьи" и "Эссе". Пишу дипломные работы и магистерские диссертации.
    #Кандидатские #Магистерские
    5125 Выполненных работ
    AleksandrAvdiev Южный федеральный университет, 2010, преподаватель, канд...
    4.1 (20 отзывов)
    Пишу качественные выпускные квалификационные работы и магистерские диссертации. Опыт написания работ - более восьми лет. Всегда на связи.
    Пишу качественные выпускные квалификационные работы и магистерские диссертации. Опыт написания работ - более восьми лет. Всегда на связи.
    #Кандидатские #Магистерские
    28 Выполненных работ

    Другие учебные работы по предмету

    Социальные факторы стабильности китайского общества
    📅 2020год
    🏢 Санкт-Петербургский государственный университет
    Экономика одиночества в Китае и России: социологический анализ
    📅 2020год
    🏢 Санкт-Петербургский государственный университет
    Формирование финансовой культуры домохозяйств в России и Китае
    📅 2020год
    🏢 Санкт-Петербургский государственный университет