Проблема освоения и развития арктических территорий в международном медиа-дискурсе

Долгобородова Светлана Олеговна
Бесплатно
В избранное
Работа доступна по лицензии Creative Commons:«Attribution» 4.0

Актуальность. В наши дни ситуацию в Арктике называют и «горячей войной на холодной территории», и «веком Арктики», и «битвой за Арктику». Интерес к этому региону легко объясним. По некоторым данным, там сосредоточено около четверти мировых ресурсов нефти и природного газа. Помимо этого, в Северном Ледовитом океане протекает процесс таяния льдов, что, со временем, может позволить использовать Северный морской путь – транспортную магистраль, способную значительно сократить многие маршруты, круглогодично. Однако несовпадение точек зрения стран-членов Арктического совета на территорию арктического шельфа и на право ее освоения значительно усложняет развитие региона в целом. Государствам приходится вести серьезные и долгие дискуссии, чтобы найти компромисс и взаимную выгоду в условиях сложной геополитической картины. Средства массовой информации выступают важным рычагом в арктической гонке: поддерживают или критикуют государственную арктическую стратегию, а также отражают настроения общества в отношении Арктики. Проблема освоения арктических территорий находит отражение в СМИ по всему миру и является своего рода индикатором международной политики в отношении данного вопроса. Более того, исследователи отмечают, что тенденции современного арктического медиадискурса могут обернуться предпосылками для информационных войн. Благодаря анализу СМИ на предмет интерпретации проблемы освоения Арктики можно понять интересы и настроения каждой приарктической страны относительно освоения арктических территорий и арктической проблематики в целом. Теоретическую базу исследования составляют научные работы и статьи российских и зарубежных исследователей международного права и арктического медиадискурса. В их числе как российские исследователи Ю.Г. Барсегов, В. Н Конышев, Ю.Ф.Лукин, А.А. Сергунин, Е.Ю. Булатова, так и зарубежные Э.В. Ров, Н. Вегге. Вопросы участия СМИ в реализации информационной политики затрагиваются в работах, посвященных теории журналистики, в частности – в учебных пособиях Е.П. Прохорова, С.Г. Корконосенко и др. При изучении медиарынка России, США и Канады представляют интерес работы исследователей петербургской и московской школ журналистики, в числе которых М.В.Шкодин, С.А.Михайлов, А.Ю.Быков, Л.М.Землянова и др. Эмпирический материал представляют публикации об Арктике в российских («Российская газета», «Независимая газета», «Новая газета», «Коммерсантъ»), американских («The New York Times») и канадских («The Globe and Mail») изданиях за период 2001-2018 гг. Методы исследования: анализ, синтез, классификация, дедукция, аналогия, обобщение, контент-анализ. Цель данного исследования – определить векторы в интерпретации проблемы освоения арктических территорий в международном медиадискурсе посредством анализа информационной политики и публикаций в СМИ России, Канады и США – стран-членов Арктического совета в отношении развития арктических территорий. Объект исследования – масс-медиа приарктических государств в контексте международного медиадискурса. Предмет исследования – освещение проблемы освоения и развития арктических территорий средствами массовой информации России («Российская газета», «Независимая газета», «Новая газета», «Коммерсантъ»), США («The New York Times») и Канады («The Globe and Mail»). Задачи: – проанализировать развитие арктических территорий в контексте международной коммуникации; – обозначить подходы к освещению темы Арктики в российской прессе – на примере материалов «Российской газеты», «Независимой газеты», «Новой газеты», издания «Коммерсантъ»; – выявить специфику арктического дискурса в зарубежных средствах массовой информации – на примере изданий США The New York Times и Канады – The Globe and Mail. Структура исследования. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы, приложения.

Актуальность исследования. Борьба за арктические территории и их освоение – давний вопрос международной политики. До 1982-го года, казалось, решение его было найдено – Арктика была «поделена» между пятью государствами, имевшими право на ее освоение: Россией, Канадой, США, Норвегией и Данией. Однако Конвенция ООН по морскому праву, принятая в 1982-ом году, ввела другие принципы разграничения. Согласно ей, «полный суверенитет прибрежного государства распространяется лишь на 12-мильную зону территориальных вод, на воздушное пространство над ней, на ее дно и недра. Кроме того, устанавливается 200-мильная исключительная экономическая зона. Дно морей и океанов и недра под ними, не находящиеся под чьей-либо юрисдикцией, объявляются общим наследием человечества, то есть все государства мира имеют равные права на разработку их природных ресурсов, и любое из них имеет право подать в ООН и иные специализированные международные организации заявку на разработку ресурсов морского шельфа». Свои права на Арктику стали отстаивать еще три страны: Исландия, Финляндия и Швеция. А о готовности разрабатывать месторождения на арктическом шельфе заявляет несколько десятков стран. Среди них – Индия, Китай, Южная Корея, Бразилия, Германия, Япония.
В наши дни ситуацию в Арктике называют и «горячей войной на холодной территории», и «веком Арктики», и «битвой за Арктику». Интерес к этому региону легко объясним. По некоторым данным, там сосредоточено около четверти мировых ресурсов нефти и природного газа.
Помимо этого, в Северном Ледовитом океане протекает процесс таяния льдов, что, со временем, может позволить использовать Северный морской путь – транспортную магистраль, способную значительно сократить многие маршруты, круглогодично.
Россия – крупнейшая из арктических стран, связанная с Арктикой не только географическим положением, но и историей, и национальными интересами. Современный Российский сектор Арктики охватывает площадь около 9,46 млн км2, из которых 6,8 млн км2 приходятся на водное пространство и составляет 45% всей площади Северного Ледовитого океана. В пределах сектора континентальный шельф России составляет 6,19 млн км2, или 41% всей площади водной акватории Арктики. Именно поэтому Россия активно отстаивает свои права на освоение и развитие арктического пространства.
Однако несовпадение точек зрения стран-членов Арктического совета на территорию арктического шельфа и на право ее освоения значительно усложняет развитие региона в целом. Государствам приходится вести серьезные и долгие дискуссии, чтобы найти компромисс и взаимную выгоду в условиях сложной геополитической картины. А для того, чтобы отстоять свои права на освоение территории – необходимо подавать заявки в специальный орган – Комиссию ООН по границам континентального шельфа.
Средства массовой информации выступают важным рычагом в арктической гонке: поддерживают или критикуют государственную арктическую стратегию, а также отражают настроения общества в отношении Арктики. Проблема освоения арктических территорий находит отражение в СМИ по всему миру и является своего рода индикатором международной политики в отношении данного вопроса. Более того, исследователи отмечают, что тенденции современного арктического медиадискурса могут обернуться предпосылками для информационных войн.
Здесь важно определить, что включает в себя понятие «медиадискурс». В частности Е.А. Кожемякин характеризует медиадискурс как смысловую единицу, в которой «происходит конвертация информации в смыслы (конструирование знания), перевод знания с одного уровня (например, институционального) на другой (например, обыденный), сращение информации различного типа (например, политической и развлекательной, событийной и рекламной) или же создание особого знания, имеющего отношение только к медийной действительности».
Таким образом, арктический медиадискурс мы понимаем как интерпретацию в общественном сознании информации об Арктическом регионе, его освоении и развитии и наделение этого феномена смыслами при непосредственном участии масс-медиа.
Цель данного исследования – определить векторы в интерпретации проблемы освоения арктических территорий в международном медиадискурсе посредством анализа информационной политики относительно арктических территорий и публикаций в СМИ России, Канады и США – стран-членов Арктического совета.
Задачи:
– проанализировать развитие арктических территорий в контексте международной коммуникации
– обозначить подходы к освещению темы Арктики в российской прессе – на примере материалов «Российской газеты», «Независимой газеты», «Новой газеты», издания «Коммерсантъ»
– выявить специфику арктического дискурса в зарубежных средствах массовой информации – на примере изданий США (The New York Times) и Канады – (The Globe and Mail).
Объект исследования – масс-медиа приарктических государств в контексте международного медиадискурса.
Предмет исследования – освещение проблемы освоения и развития арктических территорий средствами массовой информации России («Российская газета», «Независимая газета», «Новая газета», «Коммерсантъ»), США («The New York Times») и Канады («The Globe and Mail»).
Хронологические рамки исследования: 2001-2018 гг. Этот период был выбран как наиболее богатый на арктические события. Согласно интерпретации исследователя Ю.Ф. Лукина, (будет подробнее рассмотрена в первом параграфе первой главы), с этими годами связаны самые современные исследования арктического пространства, уже сложившийся правовой режим Арктики, ключевые законодательные акты по развитию Арктической зоны, как России, так и других стран. Период также богат на международные события, касающиеся статуса Арктики, в которых принимали непосредственное участие Российская Федерация, США и Канада. Эти годы являются ключевыми для определения современной арктической проблематики в международном медиадискурсе.
Эмпирическую базу составляют публикации в общественно-политических изданиях Канады, России, США за 2001-2018 гг. В качестве изданий для анализа были выбраны четыре российских СМИ – «Российская газета», «Независимая газета», «Коммерсантъ» и «Новая газета», а также англоязычные североамериканских СМИ – «The New York Times» (США)и «The Globe and Mail» (Канада). Все эти СМИ являются качественными общественно-политическими национальными изданиями, выходящими ежедневно или несколько раз в неделю, продемонстрировавшими, согласно данным мониторинговых агентств Integrum и LexisNexis высокое внимание к арктической тематике и имеющими относительно высокие для своей страны тиражи.
Выборка российских СМИ более широкая, что вызвано необходимостью изучить обозначенные проблемы подробно с учетом различных точек зрения. «Российская газета» как официальный печатный орган Правительства РФ послужит хорошим примером отражения в СМИ государственной арктической стратегии России. Негосударственные же издания («Независимая газета», «Коммерсантъ» и «Новая газета») в связи с уже сложившейся информационной политикой каждого из них помогут обозначить разносторонность в представлении проблемы освоения Арктики в российских СМИ.
Степень изученности темы. Международный арктический медиадискурс в настоящий момент мало изучен. Лишь отдельные исследователи посвящали этому свои труды – например, норвежская исследователь Элана Вилсон Ров, к работам которой мы обратимся в процессе работы, а также российская исследователь Елена Булатова. Изучением международной политики по вопросу освоения арктических территорий и изучением стратегий государств-членов Арктического совета, напротив, занимались многие современные исследователи. В ряду этих исследователей Лукин Ю.Ф, Конышев В.Н., Журавлев П.С. и др. Их научные труды составят значительную часть теоретической базы исследования. Тема международного арктического медиадискурса настолько широка, насколько широк выбор средств массовой информации для его анализа, поэтому данная тема имеет большую сферу вопросов для изучения.
Вопросы участия СМИ в реализации информационной политики затрагиваются в работах, посвященных теории журналистики, в частности – в учебных пособиях Е.П. Прохорова, С.Г. Корконосенко и др.
При изучении медиарынка России, США и Канады представляют интерес работы исследователей петербургской и московской школ журналистики, в числе которых М.В.Шкодин, С.А.Михайлов, А.Ю.Быков, Л.М.Землянова и др.
Методы исследования. При проведении исследования используются такие методы как анализ, синтез, классификация, дедукция, аналогия, обобщение, контент-анализ.
Структура работы. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы, приложения.

Заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 5 000 ₽

Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

    Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных и с правилами пользования Платформой

    Последние выполненные заказы

    Хочешь уникальную работу?

    Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!

    Ольга Р. доктор, профессор
    4.2 (13 отзывов)
    Преподаватель ВУЗа, опыт выполнения студенческих работ на заказ (от рефератов до диссертаций): 20 лет. Образование высшее . Все заказы выполняются в заранее согласован... Читать все
    Преподаватель ВУЗа, опыт выполнения студенческих работ на заказ (от рефератов до диссертаций): 20 лет. Образование высшее . Все заказы выполняются в заранее согласованные сроки и при необходимости дорабатываются по рекомендациям научного руководителя (преподавателя). Буду рада плодотворному и взаимовыгодному сотрудничеству!!! К каждой работе подхожу индивидуально! Всегда готова по любому вопросу договориться с заказчиком! Все работы проверяю на антиплагиат.ру по умолчанию, если в заказе не стоит иное и если это заранее не обговорено!!!
    #Кандидатские #Магистерские
    21 Выполненная работа
    Мария Б. преподаватель, кандидат наук
    5 (22 отзыва)
    Окончила специалитет по направлению "Прикладная информатика в экономике", магистратуру по направлению "Торговое дело". Защитила кандидатскую диссертацию по специальнос... Читать все
    Окончила специалитет по направлению "Прикладная информатика в экономике", магистратуру по направлению "Торговое дело". Защитила кандидатскую диссертацию по специальности "Экономика и управление народным хозяйством". Автор научных статей.
    #Кандидатские #Магистерские
    37 Выполненных работ
    Дарья П. кандидат наук, доцент
    4.9 (20 отзывов)
    Профессиональный журналист, филолог со стажем более 10 лет. Имею профильную диссертацию по специализации "Радиовещание". Подробно и серьезно разрабатываю темы научных... Читать все
    Профессиональный журналист, филолог со стажем более 10 лет. Имею профильную диссертацию по специализации "Радиовещание". Подробно и серьезно разрабатываю темы научных исследований, связанных с журналистикой, филологией и литературой
    #Кандидатские #Магистерские
    33 Выполненных работы
    Анастасия Б.
    5 (145 отзывов)
    Опыт в написании студенческих работ (дипломные работы, магистерские диссертации, повышение уникальности текста, курсовые работы, научные статьи и т.д.) по экономическо... Читать все
    Опыт в написании студенческих работ (дипломные работы, магистерские диссертации, повышение уникальности текста, курсовые работы, научные статьи и т.д.) по экономическому и гуманитарному направлениях свыше 8 лет на различных площадках.
    #Кандидатские #Магистерские
    224 Выполненных работы
    Глеб С. преподаватель, кандидат наук, доцент
    5 (158 отзывов)
    Стаж педагогической деятельности в вузах Москвы 15 лет, автор свыше 140 публикаций (РИНЦ, ВАК). Большой опыт в подготовке дипломных проектов и диссертаций по научной с... Читать все
    Стаж педагогической деятельности в вузах Москвы 15 лет, автор свыше 140 публикаций (РИНЦ, ВАК). Большой опыт в подготовке дипломных проектов и диссертаций по научной специальности 12.00.14 административное право, административный процесс.
    #Кандидатские #Магистерские
    216 Выполненных работ
    Анна Н. Государственный университет управления 2021, Экономика и ...
    0 (13 отзывов)
    Закончила ГУУ с отличием "Бухгалтерский учет, анализ и аудит". Выполнить разные работы: от рефератов до диссертаций. Также пишу доклады, делаю презентации, повышаю уни... Читать все
    Закончила ГУУ с отличием "Бухгалтерский учет, анализ и аудит". Выполнить разные работы: от рефератов до диссертаций. Также пишу доклады, делаю презентации, повышаю уникальности с нуля. Все работы оформляю в соответствии с ГОСТ.
    #Кандидатские #Магистерские
    0 Выполненных работ
    Дмитрий Л. КНЭУ 2015, Экономики и управления, выпускник
    4.8 (2878 отзывов)
    Занимаю 1 место в рейтинге исполнителей по категориям работ "Научные статьи" и "Эссе". Пишу дипломные работы и магистерские диссертации.
    Занимаю 1 место в рейтинге исполнителей по категориям работ "Научные статьи" и "Эссе". Пишу дипломные работы и магистерские диссертации.
    #Кандидатские #Магистерские
    5125 Выполненных работ
    Екатерина П. студент
    5 (18 отзывов)
    Работы пишу исключительно сама на основании действующих нормативных правовых актов, монографий, канд. и докт. диссертаций, авторефератов, научных статей. Дополнительно... Читать все
    Работы пишу исключительно сама на основании действующих нормативных правовых актов, монографий, канд. и докт. диссертаций, авторефератов, научных статей. Дополнительно занимаюсь английским языком, уровень владения - Upper-Intermediate.
    #Кандидатские #Магистерские
    39 Выполненных работ
    Анна С. СФ ПГУ им. М.В. Ломоносова 2004, филологический, преподав...
    4.8 (9 отзывов)
    Преподаю англ язык более 10 лет, есть опыт работы в университете, школе и студии англ языка. Защитила кандидатскую диссертацию в 2009 году. Имею большой опыт написания... Читать все
    Преподаю англ язык более 10 лет, есть опыт работы в университете, школе и студии англ языка. Защитила кандидатскую диссертацию в 2009 году. Имею большой опыт написания и проверки (в качестве преподавателя) контрольных и курсовых работ.
    #Кандидатские #Магистерские
    16 Выполненных работ

    Другие учебные работы по предмету

    Социально-культурные факторы популярности массовой прессы
    📅 2018год
    🏢 Санкт-Петербургский государственный университет
    Имидж китайской компании ALIBABA в российской медиасреде
    📅 2018год
    🏢 Санкт-Петербургский государственный университет
    СМИ в популяризации искусства Китая за рубежом
    📅 2018год
    🏢 Санкт-Петербургский государственный университет