Формирование образа мусульман в СМИ Германии

Бесплатно
Работа доступна по лицензии Creative Commons:«Attribution» 4.0
Филиппова Анна Константиновна
Бесплатно
Работа доступна по лицензии Creative Commons:«Attribution» 4.0

Автор настоящей выпускной квалификационной работы провел контент-анализ публикаций одного из ведущих новостных сайтов Германии Spiegel.de, содержащих упоминания о мусульманах и охватывающих период с 1 января 2015 года по 31 декабря 2019 года. В результате проведенного исследования были выделены наиболее популярные образы мусульман, которые транслировались изданием и которые можно отнести к трём группам: «образы, наделяемые ролью жертвы»; «образы, созданные в контексте феноменов, способствующих негативному восприятию ислама и мусульман», и «образы, воплощающие собой социальные роли мусульман, проживающих в обществах западных стран».
Также автор пришел к выводу о том, что подход der Spiegel к репрезентации мусульман можно охарактеризовать как достаточно благожелательный. Заслуживает быть отмеченным, что журналисты издания соблюдают принцип баланса между новостными сообщениями, содержащими как негативные, так и позитивные упоминания о мусульманах, выступают против исламофобии и создают в основном те образы мусульман, которые вызывают положительный отклик у читателей.

Рассмотрим актуальность темы данного диссертационного исследования с точки зрения реалий современного немецкого общества. Прежде всего, необходимо отметить, что в последние годы с разной частотой происходят события, которые привлекают внимание общественности Германии и других стран Европы к исламу, делая мусульман «злободневной повесткой дня». Так, в качестве примеров следует отметить: печально известные террористические акты, чьи виновники извращают мусульманское вероучение; миграционные потоки беженцев-мусульман, направленные в европейские страны; дебаты о допустимости ношения европейскими мусульманками бурки; споры о том, должны ли учебные заведения исключать блюда, содержащие свинину, из меню учебных заведений, и т.д. Таким образом, в Германии неоднократно возникали дискуссии о совместимости исламских ценностей и ценностей немецкого общества, о принадлежности ислама Германии и, наконец, о возможной исламизации страны. Всё это, в свою очередь, сопровождалось усилением предубеждений у отдельных граждан по отношению к мусульманам и даже проявлениями исламофобии.
Именно поэтому на фоне событий, которые зачастую обладают негативной окраской, представляет особый интерес, как именно репрезентируются мусульмане в СМИ Федеративной республики Германия. Ведь средства массовой информации не только транслируют существующие образы, но и создают их. При этом с помощью образов человек воспринимает окружающий его мир и те феномены, с которыми он не имел дело на личном опыте. В свою очередь, на страницах настоящего диссертационного исследования в роли образоформирующего СМИ выступает интернет-сайт журнала der Spiegel, который вплоть до зимы 2020 года был широко известен как Spiegel Online. Данное леволиберальное издание традиционно считается авторитетным источником информации, в течение десятилетий формировавшим общественное мнение населения Германии, оказывавшим влияние на ход важных в истории ФРГ событий и обладающим на сегодняшний день достаточно лояльной аудиторией.
Вместе с тем для немецкого общества является важным то, как именно представлены мусульмане в информационном поле, создаваемом крупными СМИ страны и der Spiegel, в частности. Здесь уместно обратить внимание на причины демографического характера. Несмотря на то, что данные о количестве мусульман, проживающих в Германии, характеризуются определенной степенью приблизительности, их всё-таки следует привести. Так, согласно Федеральному ведомству по делам миграции и беженцев, на момент декабря 2015 года в Германии проживало от 4,4 до 4,7 миллионов мусульман (от 5,4 до 5,7% от общего населения страны, соответственно). В свою очередь, незначительно бóльшие цифры были представлены американской некоммерческой организацией Pew Research Center за 2016 год. Социологи установили, что в Германии проживает около 4,95 миллионов мусульман (6,1% от всего населения). При этом указанный выше институт общественного мнения прогнозировал увеличение количества данного религиозного меньшинства в стране к 2050 году: от 6 до 8,5 миллионов человек (от 8,7% до 10,8%, соответственно, от общего населения страны). Таким образом, адекватная репрезентация мусульман в материалах прессы обосновывается необходимостью обеспечения комфортного проживания данного религиозного меньшинства, чья численность возрастает в немецком обществе. Иными словами, немецкие мусульмане не должны чувствовать на себе процессы демонизации. В противном случае среди данной группы населения возможно возникновение чувства отчуждения от общества, представленного немусульманским большинством.
Цель настоящего исследования заключается в том, чтобы выявить подход der Spiegel к репрезентации образа мусульман.
В свою очередь, для достижения указанной цели необходимо решить следующие задачи:
подвергнуть анализу концепт «образ»;
дать характеристику прессе как одному из основных факторов формирования, транслирования и закрепления образов;
выявить характерные особенности положения прессы в Германии;
раскрыть роль der Spiegel в информационном поле ФРГ;
представить наиболее популярные образы мусульман, которые транслировались журналистами der Spiegel;
произвести классификацию выявленных образов.
Объектом исследования выступают публикации сайта Der Spiegel, содержащие упоминания о мусульманах. Предметом настоящей работы являются образы мусульман, представленные в статьях указанного издания. Выбор в качестве объекта исследования именно электронного ресурса Der Spiegel обосновывается его возрастающей популярностью среди населения ФРГ. При этом изучение материалов сайта данного издания представляет особый интерес из-за причин исторического характера. Ведь журналисты Der Spiegel, наряду с другими ведущими СМИ Германии, в 1990-е и 2000-е годы подвергались критике со стороны учёных, утверждавших, что характеру публикаций, представленных как в печатном еженедельнике, так и на сайте, свойственны однобокое изображение мусульман и даже исламофобия. Таким образом, возникает вопрос о том, какая позиция свойственна современному der Spiegel.
В качестве хронологических рамок для исследования был взят период с 1 января 2015 года по 31 декабря 2019 года. Выбор данного промежутка времени обусловлен следующими факторами. Во-первых, подразумевается возможность проанализировать публикации, относящиеся к периоду до момента принятия решения федеральным канцлером ФРГ Ангелой Меркель от 4 сентября 2015 года, провозглашающего открытые границы для беженцев, большая часть которых являлось мусульманами. Во-вторых, выбранный временной интервал включает в себя и пик обострения миграционного кризиса в Германии, и момент, когда общественные беспокойства пошли на спад. В-третьих, именно в рамках рассматриваемого периода в информационном поле ФРГ наблюдалось повышенное внимание к тематике, связанной с исламом и мусульманами. Наконец, к моменту начала 2020 года немецкая и мировая общественность были в большей степени обеспокоены из-за вспышки коронавирусной инфекции. Соответственно, пандемия COVID-19 заставила сместить фокус СМИ разных стран на иные сюжеты.
Методология исследования была продиктована поставленными в рамках работы задачами. Прежде всего, был проведен анализ источников и литературы, посвященных концепту образа, образоформирующим характеристикам прессы, особенностям функционирования рынка прессы Германии, роли der Spiegel в информационном поле ФРГ. При работе с публикациями сайта Spiegel.de, относящихся к рассматриваемому периоду, был применен контент-анализ, который позволил выявить наиболее популярные образы мусульман, которые транслировались журналистами издания. Так, выделялись теги ««мусульманин», «мусульманка», «мусульмане» и «мусульманки», по которым осуществлялся поиск в электронном архиве der Spiegel. Для того чтобы сгруппировать, обобщить, упорядочить и подвергнуть сортировке наиболее часто встречающиеся образы был применён метод классификации. Кроме того, уделялось внимание контекстам, в которых указанные смысловые единицы упоминались. Соответственно, был использован метод контекстного анализа. Наконец, в рамках данной работы наблюдалось обращение к риторическому анализу. Ведь журналисты издания der Spiegel известны тем, что используют в своих статьях остроумные и запоминающиеся риторические фигуры, которые вносят свой вклад в создание, транслирование и закрепление образов.
Для реализации поставленной цели и решения указанных задач необходимо проанализировать имеющиеся источники и литературу, представленные по данной теме. В свою очередь, источниковую базу исследования составляют несколько групп источников. К первой группе следует отнести законодательный акт Федеративной Республики Германия: Основной закон ФРГ. Ко второй группе принадлежат прочие документы, регулирующие процессы функционирования прессы в ФРГ, например, Кодекс прессы, документ, не имеющий юридической силы, но задающий моральные и профессиональные ориентиры для немецких журналистов.
Третью группу источников составляют материалы статистики и социологических опросов. Данные работы посвящены тому, как респонденты из Германии воспринимают следующие аспекты: немецкий медиарынок и информационную продукцию, выпускаемую немецкими СМИ; собственное положение в немецком обществе в качестве религиозных меньшинств; мусульман, проживающих в стране и т. д. Кроме того, особой важностью обладают источники, предлагающие информацию количественного характера и дающую представление о степени востребованности немецких массмедиа и der Spiegel, в частности.
В четвертую группу входят источники, характеризующие деятельность der Spiegel. Например, брендбук издания, документ, который служит демонстрацией идейной позиции бренда, портфолио, представленные на сайте Spiegelgruppe.de, а также верифицированные профили der Spiegel в ведущих социальных сетях, раскрывающие роль изучаемого СМИ в информационном поле страны.
Пятая группа представляет собой публикации сайта der Spiegel, послужившие основой для выявленных образов мусульман. Всего в массиве статей, представленных в архиве сайта издания, было выбрано 444 публикации. В связи с этим важно сделать следующее уточнение: приводя эту цифру, автор принимает во внимание имевшие место быть повторения. Однако в указанном количестве не засчитываются более одного раза те публикации, которые послужили основой для нескольких смысловых единиц. В свою очередь, причиной данных повторений послужил тот факт, что в ряде статей наблюдалась трансляция множества образов.
При этом в качестве отдельной категории источников следует отметить те публикации der Spiegel, которые не стали основой для выявления образов. Во-первых, предполагаются новостные сообщения, дающие представление об определяющих контекст рассматриваемого периода событиях. Во-вторых, в указанную категорию источников входят авторские статьи журналистов der Spiegel, демонстрирующие позицию журнала относительно какого-либо явления и события, также имеющего значение для исследования. Таким образом, заслуживает быть отмеченным то, что в рамках настоящей выпускной квалификационной работы все материалы сайта der Spiegel принадлежат к источниковой базе. Данные публикации, в свою очередь, служат демонстрацией подхода издания к освещению тематики, связанной с мусульманами. Именно они подвергаются изучению и трактовке.
Теоретическую базу исследования составляют многочисленные статьи и монографии, принадлежащие ученым и экспертам, чей вклад в дело изучения различных аспектов настоящей темы невозможно не оценить. Итак, проведем их классификацию.
В первую очередь, необходимо выделить обширную группу работ, посвященных общим теоретическим вопросам, связанным с научным восприятием концептов «образ», «имидж» и «стереотип». К указанным трудам относятся статьи следующих авторов: исследовательницы из Самарского государственного института культуры Н. Ю. Гончаровой; доктора философских наук, профессора Башкирского государственного аграрного университета Р. Ю. Рахматуллина и кандидата философских наук Э. Р. Семеновой; отечественного исследователя А. А. Гравера; профессора Белорусского государственного университета и доктора филологических наук И. В. Сидорской; кандидата исторических наук и доцента Санкт-Петербургского государственного университета Ю. В. Николаевой; исследовательницы из Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова А. Ю. Еременко; сотрудницы Тамбовского государственного технического университета Н. В. Татариновой; учёного из Университета штата Луизиана Б. М. Эниса и т.д. Наконец, отдельно хотелось бы указать монографию американского исследователя М. Форрестера, дающую представление о том, какое влияние образы оказывают на восприятие человеком окружающего его мира. В свою очередь, представленные выше работы не только вносят ясность в теоретическое осмысление понятий «образ», «имидж» и «стереотип», но и позволяют провести между ними четкое смысловое разграничение.
Следующая группа работ посвящена роли прессы и СМИ в целом как одних из основных факторов формирования и транслирования образов. Так, можно отдельно выделить исследования профессора Высшей школы экономики И.М. Дзялошинского; кандидата филологических наук и доцента Владимирского государственного университета им. А.Г. и Н. Г. Столетовых А. А. Негрышева; отечественного социолога В. Н. Титова и профессора кафедры международных отношений, политологии и регионоведения Южно-Уральский государственного университета Е. Г. Прилуковой. Данные работы обладают особой ценностью в силу того, что они посвящены относительно малоизученной отрасли отечественных исследований: механизмам СМИ и прессы в деле формирования образов.
Кроме того, отдельно можно отметить монографии, предметом которых стало влияние СМИ и медиатехнологий на повседневную жизнь человека. В свою очередь, к таким исследованиям относятся работы Д. Брайант и С. Томпсона, а также труд Д. Рашкоффа. Указанные монографии дополняют вопрос, связанный с образоформирующими функциями СМИ.
Также необходимо отметить статьи и монографии, в которых уделялось внимание теоретическому аспекту понятий «СМИ», «пресса», «масс-медиа». Здесь следует упомянуть работы отечественного исследователя А.В. Прыткова, доктора филологических наук и доцента факультета журналистики МГУ имени М. В. Ломоносова Л. Г. Свитич, доцента Казанского государственного технического университета и докторанта Института социально-политических исследований Федерального научно-исследовательского социологического центра Российской академии наук А.Р. Тузикова и доктора культурологии, профессора Уральского федерального университета имени первого Президента России Б.Н. Ельцина Н.Б. Кирилловой.
Немаловажной ролью обладают научные труды, посвящённые характерным особенностям, свойственным положению прессы в Германии. В частности, данную группу исследований составили монографии кандидата исторических наук, доцента Московский государственный институт международных отношений О.Е. Ореховой; австрийского ученого, заснимающегося вопросами теории коммуникации, Х. Пюрера; С. Меркле, немецкой исследовательницы, уделяющей внимание проблемам, связанными с функционированием журналистики в Германии. Наконец, к данной категории относится коллективная монография «Медиаменеджмент», вышедшая из-под пера ведущих медиаведов ФРГ.
Кроме того, было бы упущением не отметить, что тенденции современной прессы в Германии широко представлены в статьях авторов, чьи идеи нашли своё отражение и на страницах настоящего исследования. Так, следует отметить ряд коллективных статей: «Профессия – политическая журналистика. Россия, Франция и Германия: сопоставительный анализ»; «Как справиться с «темным участием»: практика модерации в редакциях Германии»; «Культура конвергенции в европейских редакциях: сравнение редакционных стратегий для создания кросс-медийных новостей в шести странах»; «Интеграция редакции как организационная проблема: подходы европейских общественных медиа в сравнительной перспективе»; «Журналистика в Германии: актуальные результаты, связанные с преемственностью и изменениями в немецкой журналистике»; «Наблюдение за динамикой экосистемы онлайн-новостей: процессы распространения новостей среди немецких новостных сайтов» и т.д. Вместе с тем ценным, с точки зрения представления «общей картины» законодательного функционирования немецкой прессы, являются статьи таких отечественных авторов, как И.М. Ерофеев и С. А. Привалов. Таким образом, указанные выше труды предлагают необходимый для данной работы экспертный взгляд.
Отдельный пласт составляют статьи, авторы которых дают характеристику, а также оценку деятельности издания der Spiegel в информационном поле Германии. Так, например, языку der Spiegel были посвящены статьи следующих авторов: исследователя из МГУ А. В. Мишина; доцента Северо-Осетинского государственного университета им. К. Л. Хетагурова Н. Н. Чайко и немецкой исследовательницы М. Вёршинг. Кроме того, заслуживают упоминания те публицистические работы, авторы которых оценивали роль изучаемого издания в истории ФРГ. Приведем статьи Н. Королевой, К. Реутовой, И. Альтеньюллер и т. д.
Наконец, необходимо отметить работы, авторы которых уделяли внимание тому, как мусульмане освещаются в материалах прессы Германии и других западных стран. Укажем представленные статьи учёных по заявленной тематике, а именно – работу И.В. Цибизовой, написанной под научным руководством Л. В. Дериглазовой, профессора Томского государственного университета; статью отечественного востоковеда О. П. Бибиковой; труд С. Ахмеда, американского учёного из Калифорнийского университета и т.д. Таким образом, ознакомление с указанной выше литературой позволяет выявить общие тенденции, свойственные изучаемой теме.
Обратимся к научной новизне настоящего диссертационного исследования. Прежде всего, необходимо отметить, что в русскоязычном академическом пространстве представлены научные труды, посвящённые тому, как пресса и другие виды СМИ репрезентируют ислам и мусульман. Однако значительная часть работ посвящена в основном образоформирующим функциям именно российских средств массовой информации. Так, учитывая тематику данного исследования, следует отметить общие характеристики, свойственные тем немногим научным трудам, авторы которых отчасти затронули интересующий нас вопрос: «Какой образ мусульман транслируется немецким изданием der Spiegel?».
Во-первых, учёные, чьи работы представлены в русскоязычном академическом пространстве, рассматривают мусульман только через призму таких контекстов, как «беженцы», «мигранты» и «миграционный кризис». В свою очередь, мы разделяем убеждение о необходимости расширения контекстов, в рамках которых изучается выделенная смысловая единица. Во-вторых, исследованиям предшественников свойственен выбор схожих хронологических рамок, которые не охватывают период, относящийся к 2018 и 2019 годам. Иными словами, данным трудам свойственен меньший временной охват.
Таким образом, теоретическая значимость настоящего диссертационного исследования заключается в следующих пунктах:
Были исследованы более широкие временные рамки, которые позволяют выявить «общий портрет», характеризующий мусульманскую религиозную группу с точки зрения журналистов der Spiegel;
Был рассмотрен разнообразный спектр наиболее популярных контекстов, который не ограничивался темами, связанными лишь с беженцами, мигрантами и миграционным кризисом.
Была подробно изучена позиция der Spiegel по отношению к мусульманам, проживающим как в Германии, так и в других странах мира.
Структура выпускной квалификационной работы соответствует поставленной цели и задачам. Работа состоит из введения, трех глав (поделенных на 7 параграфов), заключения, а также списка использованных литературы и источников. В первой главе были подробно рассмотрены теоретические основы понятия «образ», выявлены отличия между образами, имиджами и стереотипам, а также сформулировано определение образа, которое подразумевается в рамках данного диссертационного исследования. Также подверглись изучению образоформирующие функции прессы. В свою очередь, вторая глава посвящена исследованию общих характеристик и современных тенденций, наблюдаемых на немецком рынке прессы. Кроме того, была раскрыта роль ключевой информационной продукции, выпускаемой под брендом der Spiegel, в информационном поле Германии. Наконец, в третьей главе был рассмотрен процесс формирования образов мусульман, транслируемых сайтом der Spiegel в период с 1 января 2015 года – 31 декабря 2019 года. В результате чего была проведена классификация наиболее популярных смысловых единиц, представленная в виде соответствующих параграфов.
Отдельные положения исследования были апробированы на восьмой научно-практической конференции с международным участием «Межкультурный диалог в современном мире», проходившей 25 апреля 2020 года, и вошли в сборник материалов по ее итогам. Диссертация была также обсуждена на кафедре международных гуманитарных связей Санкт-Петербургского государственного университета.

Заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 5 000 ₽

Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

    Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных и с правилами пользования Платформой

    Читать «Формирование образа мусульман в СМИ Германии»

    Последние выполненные заказы

    Хочешь уникальную работу?

    Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!

    Мария М. УГНТУ 2017, ТФ, преподаватель
    5 (14 отзывов)
    Имею 3 высших образования в сфере Экологии и техносферной безопасности (бакалавриат, магистратура, аспирантура), работаю на кафедре экологии одного из опорных ВУЗов РФ... Читать все
    Имею 3 высших образования в сфере Экологии и техносферной безопасности (бакалавриат, магистратура, аспирантура), работаю на кафедре экологии одного из опорных ВУЗов РФ. Большой опыт в написании курсовых, дипломов, диссертаций.
    #Кандидатские #Магистерские
    27 Выполненных работ
    Дарья П. кандидат наук, доцент
    4.9 (20 отзывов)
    Профессиональный журналист, филолог со стажем более 10 лет. Имею профильную диссертацию по специализации "Радиовещание". Подробно и серьезно разрабатываю темы научных... Читать все
    Профессиональный журналист, филолог со стажем более 10 лет. Имею профильную диссертацию по специализации "Радиовещание". Подробно и серьезно разрабатываю темы научных исследований, связанных с журналистикой, филологией и литературой
    #Кандидатские #Магистерские
    33 Выполненных работы
    Дмитрий Л. КНЭУ 2015, Экономики и управления, выпускник
    4.8 (2878 отзывов)
    Занимаю 1 место в рейтинге исполнителей по категориям работ "Научные статьи" и "Эссе". Пишу дипломные работы и магистерские диссертации.
    Занимаю 1 место в рейтинге исполнителей по категориям работ "Научные статьи" и "Эссе". Пишу дипломные работы и магистерские диссертации.
    #Кандидатские #Магистерские
    5125 Выполненных работ
    user1250010 Омский государственный университет, 2010, преподаватель,...
    4 (15 отзывов)
    Пишу качественные выпускные квалификационные работы и магистерские диссертации. Опыт написания работ - более восьми лет. Всегда на связи.
    Пишу качественные выпускные квалификационные работы и магистерские диссертации. Опыт написания работ - более восьми лет. Всегда на связи.
    #Кандидатские #Магистерские
    21 Выполненная работа
    Яна К. ТюмГУ 2004, ГМУ, выпускник
    5 (8 отзывов)
    Помощь в написании магистерских диссертаций, курсовых, контрольных работ, рефератов, статей, повышение уникальности текста(ручной рерайт), качественно и в срок, в соот... Читать все
    Помощь в написании магистерских диссертаций, курсовых, контрольных работ, рефератов, статей, повышение уникальности текста(ручной рерайт), качественно и в срок, в соответствии с Вашими требованиями.
    #Кандидатские #Магистерские
    12 Выполненных работ
    Екатерина С. кандидат наук, доцент
    4.6 (522 отзыва)
    Практически всегда онлайн, доработки делаю бесплатно. Дипломные работы и Магистерские диссертации сопровождаю до защиты.
    Практически всегда онлайн, доработки делаю бесплатно. Дипломные работы и Магистерские диссертации сопровождаю до защиты.
    #Кандидатские #Магистерские
    1077 Выполненных работ
    Сергей Е. МГУ 2012, физический, выпускник, кандидат наук
    4.9 (5 отзывов)
    Имеется большой опыт написания творческих работ на различных порталах от эссе до кандидатских диссертаций, решения задач и выполнения лабораторных работ по любым напра... Читать все
    Имеется большой опыт написания творческих работ на различных порталах от эссе до кандидатских диссертаций, решения задач и выполнения лабораторных работ по любым направлениям физики, математики, химии и других естественных наук.
    #Кандидатские #Магистерские
    5 Выполненных работ
    Анна С. СФ ПГУ им. М.В. Ломоносова 2004, филологический, преподав...
    4.8 (9 отзывов)
    Преподаю англ язык более 10 лет, есть опыт работы в университете, школе и студии англ языка. Защитила кандидатскую диссертацию в 2009 году. Имею большой опыт написания... Читать все
    Преподаю англ язык более 10 лет, есть опыт работы в университете, школе и студии англ языка. Защитила кандидатскую диссертацию в 2009 году. Имею большой опыт написания и проверки (в качестве преподавателя) контрольных и курсовых работ.
    #Кандидатские #Магистерские
    16 Выполненных работ
    Елена С. Таганрогский институт управления и экономики Таганрогский...
    4.4 (93 отзыва)
    Высшее юридическое образование, красный диплом. Более 5 лет стажа работы в суде общей юрисдикции, большой стаж в написании студенческих работ. Специализируюсь на напис... Читать все
    Высшее юридическое образование, красный диплом. Более 5 лет стажа работы в суде общей юрисдикции, большой стаж в написании студенческих работ. Специализируюсь на написании курсовых и дипломных работ, а также диссертационных исследований.
    #Кандидатские #Магистерские
    158 Выполненных работ

    Другие учебные работы по предмету