Образы смерти в социальных сетях
Тема смерти крайне редко попадает в фокус внимания современных социологов. И, на первый взгляд, это может показаться логичным, поскольку проблематика кажется не социологической. Однако, если вдуматься, то, безусловно, для социальных ученых здесь открывается широкое исследовательское поле. Несмотря на то, что смерть – это, прежде всего, физиологический и биологический феномен, любое общество стремится регулировать социальные практики, окружающие уход человека, формирует социальные нормы, задающие правила отношения к смерти (своей, чужой, публичной), переживания эмоций, поведения в ситуациях, связанных со смертью и т.д. В последние десятилетия активно развивается поле междисциплинарных исследований – death studies – представленное, прежде всего, в странах Западной Европы и США. Однако, на сегодняшний день в социологии остро чувствуется недостаток данных о том, как смерть переживается в современном обществе, какие существуют социальные практики, окружающие уход человека, какие социальные институты регулируют процесс смерти и умирания. Нужно сказать, что трансформация таких социальных институтов, как семья, религия, медицина и т.д. оказывает влияние на отношение к смерти современных людей. Развитие медицинских технологий, здравоохранения, системы безопасности создало ощущение, что жизнь и смерть в большой степени взяты под контроль. С развитием системы прав человека в общественном сознании закрепляется представление о том, что высокий уровень защищённости жизни и здоровья – одно из естественных прав индивида. Теперь в повседневной жизни обсуждение и демонстрация личных переживаний, таких, как страх смерти, горе утраты и т. п., являются одной из так называемых «неудобных», непопулярных тем.
Актуальность. Тема смерти крайне редко попадает в фокус внимания современных социологов. И, на первый взгляд, это может показаться логичным, поскольку проблематика кажется не социологической. Однако, если вдуматься, то, безусловно, для социальных учёных здесь открывается широкое исследовательское поле. Несмотря на то, что смерть – это, прежде всего, физиологический и биологический феномен, любое общество стремится регулировать социальные практики, окружающие уход человека, формирует социальные нормы, задающие правила отношения к смерти (своей, чужой, публичной), переживания эмоций, поведения в ситуациях, связанных со смертью и т.д. Опыт смерти – своей или чужой – является частью жизни человека. Кроме того, уход человека оказывается различным в разных культурах и в разные исторические периоды, как это убедительно продемонстрировал Ф. Арьес. Таким образом, отношение к смерти имеет социальное происхождение. Смерть является сложным социокультурным феноменом, поэтому оказывается предметом интереса наук социогуманитарного профиля – психологии, культурологии, философии, социологии, социальной антропологии, и др. К данной теме обращались как классики социологии (Э. Дюркгейм, М. Мосс), так и современные социальные исследователи (Ж. Бодрийяр, M.Kearl, M.Lock).
В последние десятилетия активно развивается поле междисциплинарных исследований – death studies – представленное, прежде всего, в странах Западной Европы и США. Исследования покрывают широкий круг вопросов – от изучения обрядов погребения и похоронной индустрии, до анализа правил выражения скорби, новых медицинских технологий (например, трансплантация органов), политических и культурных аспектов умирания. Российская наука заметно отстает в разработке темы смерти. Исключением здесь является журнал «Археология русской смерти» и Лаборатория социальных исследований смерти и умирания в ЦНСИ под руководством С. Мохова.
Однако, на сегодняшний день в социологии остро чувствуется недостаток данных о том, как смерть переживается в современном обществе, какие социальные практики, окружающие уход человека, существуют, а также какие социальные институты регулируют процесс смерти и умирания. Нужно сказать, что трансформация таких социальных институтов, как семья, религия, медицина и т.д. оказывает влияние на отношение к смерти современных людей. Развитие медицинских технологий, здравоохранения, системы безопасности создало ощущение, что жизнь и смерть в большой степени взяты под контроль. С развитием системы прав человека в общественном сознании закрепляется представление о том, что высокий уровень защищённости жизни и здоровья – одно из естественных прав индивида. Теперь в повседневной жизни обсуждение и демонстрация личных переживаний, таких, как страх смерти, горе утраты и т. п., являются одной из так называемых «неудобных», непопулярных тем.
Тема смерти амбивалентным образом представлена и в публичном дискурсе. С одной стороны, повсеместная трансляция образов красоты, молодости, здоровья как эталона, к которому должен стремиться индивид, приводит к исключению темы смерти из публичного пространства. Болезнь и смерть становятся неприличны, неуместны. С другой стороны, в СМИ ежедневно публикуются сообщения о военных действиях, катастрофах и терактах, преступлениях и их жертвах, об уходе из жизни известных людей и т. п. с демонстрацией визуальных образов смерти. С одной стороны, благодаря развитию медицины и рынка ритуальных услуг, современный человек почти не сталкивается со смертью в прямом, физиологическом смысле, как это было в Средние века и Новое время. В то же время, современные СМИ позволяют встречаться с темой смерти часто и опосредованно. Не последнюю роль здесь играют Интернет и социальные сети.
В связи с этим, особый исследовательский интерес представляет пространство социальных сетей как площадка формирования и распространения современных образов смерти. В октябре 2016 г. – марте 2017 г. ежемесячная российская аудитория Интернета составила 87 млн. человек или 71% населения страны. Особенно быстро растёт число пользователей мобильного интернета, а самым популярным приложением для смартфона является приложение социальной сети «ВКонтакте». Число его пользователей составило в 2017 г. 10,7 млн. человек в среднем за месяц. С появлением технологии так называемого Web 2.0 пользователи получили возможность самостоятельно наполнять содержанием виртуальные медиа-платформы – форумы, социальные сети, и т. п. Интернет стал частью повседневной активности людей, одним из основных инструментов коммуникации. С помощью электронных медиа транслируется огромный поток информации: новости, актуальные события, культура и развлечения, осуществляется межличностное и межгрупповое общение. Всё, что присутствует, в том числе в скрытом виде, в жизни людей, находит отражение в пространстве Интернета. Не является исключением и тема смерти. С повышением активности использования Интернета и социальных сетей, многие социальные практики, связанные со смертью, перемещаются в виртуальное пространство.
Мы предполагаем, что опыт переживания смерти, столкновения со смертью (публичной и близких людей), отношение к смерти трансформируются в современном обществе. В связи с этим, Интернет и социальные сети представляют собой особенно ценное поле для исследователей, а в фокусе нашего внимания оказываются образы смерти в социальных сетях.
Цель данной работы – выявить и описать образы смерти, представленные в социальных сетях.
В соответствии с этим, мы ставим перед собой следующие задачи:
Описать смерть как социокультурный феномен.
Рассмотреть основные направления исследовательского поля death studies.
Рассмотреть теории сетевого общества, описать особенности современной коммуникации в социальных сетях.
В рамках данной работы были рассмотрены существующие концепции и исследования в области социогуманитарных наук, касающиеся темы смерти – отношения к ней, социальных практик, влияния на общество и т.д. Тема смерти во всех культурах и на протяжении разных исторических этапов существования общества является одной из ключевых для организации социальной реальности, что было показано такими исследователями, как Ф. Арьес, М. Мосс, Ж. Бодрийяр, М. Блэк и другими. В отношении современного общества основной вывод, разделяемый большинством авторов, касается феномена вытеснения смерти и связанных с ней практик из повседневной жизни людей. В то же время имеет место актуализация опосредованного интереса к этой теме в публичном дискурсе – например, в СМИ.
В современном исследовательском поле изучение смерти представлено таким междисциплинарным направлением, как death studies. Среди основных тем, изучаемых в рамках death studies, можно выделить функционирование рынка ритуальных услуг, трансформацию похоронно-поминальных обрядов и практик, историческую антропологию смерти, теорию горя и ряд других направлений.
Особый исследовательский интерес представляет пространство Интернета и новых медиа. В соответствии с концепцией сетевого общества М. Кастельса, появление и развитие Интернета, в частности, такого явления, как Web 2.0, трансформировало современное общество в глобальную коммуникационную сеть. Это явление породило совершенно новые способы общения, объединения людей в группы, новые социальные практики и т.д. В современном обществе многие традиционные практики и способы коммуникации находят отражение в виртуальной среде, приобретают в рамках этой среды особенности, новые характеристики.
В рамках данного исследования нашей целью было определить, каким образом смерть представлена в социальных сетях, частью каких дискурсов выступает, а также выделить образы смерти, встречающиеся в виртуальном пространстве. В фокусе нашего внимания оказались тематические объединения (онлайн-сообщества) и практики (виртуальная спонтанная мемориализация).
Объектом исследования выступали социальные сети, предметом – образы смерти, представленные в социальных сетях. На примере анализа материалов в социальных сетях «ВКонтакте» и YouTube мы выделили образы смерти – некоторые обобщённые представления, способы восприятия и отношения людей к этому феномену.
Основным методом исследования выступал дискурс-анализ содержания онлайн-сообществ (ВКонтакте) и видеороликов по выбранным информационным поводам и комментариев к ним (YouTube).
Мы определили образ как метафорический способ представления той или иной темы, соотнесение с определёнными контекстами, функциями, моральной оценкой, сферами жизни и т.д. Объектами изучения и анализа являются как вербальные (текст, речь), так и визуальные (картинки, видеоряд) составляющие образов. Образ смерти, таким образом – это то, в каком виде предстаёт смерть: как оценивается, какие функции выполняет, с какими институтами общества связывается и т.д., в соответствии с изученными нами материалами.
По результатам исследования можно сделать следующие выводы.
Тема смерти широко и разносторонне представлена в социальных сетях. Существует большое количество сообществ, посвящённых данной тематике. Некоторые из них являются площадками для осуществления практик спонтанной мемориализации – так называемые «группы памяти». В целом, данная форма мемориалов выполняет те же функции, что и традиционная. Это общение с покойным, обращение к нему, сохранение и обсуждение воспоминаний, выражение скорби. Часто используется религиозная символика. Среди особенностей, присущих виртуальным мемориалам, можно выделить публичность, доступность информации не только для узкого круга друзей и родственников, что также способствует участию в практике не знакомых с покойным людей.
Кроме осуществления практик, в социальных сетях имеет место проявление интереса к теме смерти, её актуализации в том или ином контексте. Интерес к смерти имеет несколько сторон: это романтизация смерти, «реализм», осмысление смерти через призму представлений и практик мировой культуры, использование тематики смерти в юмористическом контексте («чёрный юмор»), практический интерес (как справиться с потерей близкого). Также интерес к теме смерти проявляется в информационных поводах, которые освещаются в рамках онлайн-пространства Интернет-СМИ, блогерами.
Среди наиболее широко встречающихся образов смерти мы выделили следующие.
1. Романтизация смерти.
2. Реализм смерти.
3. Смерть как часть культуры.
4. Религиозный (христианский) образ смерти.
5. Смерть как наказание.
6. Смерть как «ошибка» системы.
Каждому из названных образов соответствует определённый дискурс – смыслы, которыми наделяется феномен смерти, визуальное и вербальное содержание, эмоциональные реакции и т.д.
Романтизация смерти характеризуется использованием «мрачной» эстетики – черепа, кладбища, тёмные тона; тоски, атмосферы загадочности и мистицизма, выраженных в стихах, рассказах (как известных авторов, так и сочинений пользователей). В некоторых случаях данному образу сопутствует тематика депрессии, суицида.
Реализм связан с изображением смерти, как повседневного, часто шокирующего события. Используется демонстрация физиологических составляющих смерти – изображения плоти, крови, увечий, мёртвых тел, помещений моргов и больниц, мест преступлений, ДТП. Смерть предстаёт, как то, что может случиться с каждым в любой момент.
Интерес к осмыслению смерти через опыт мировой культуры затрагивает широкой спектр образов. Все они связаны с поиском иных, помимо чисто физиологического, представлений о феномене смерти. Это может быть обращение к классической культуре – живописи, литературе, философии, к культурам разных стран и народов, архаическим представлениям и обрядам, эзотерике и оккультизму, «доказательствам существования души» и т.д. Данный образ связан не с демонстрацией эстетических составляющих феномена смерти, характерных для разных культур, а с поиском смыслов, которыми наделяется это явление.
Христианский образ смерти зачастую возникает в связи с практиками скорби. Он относится как к уходу близкого человека, так и к выражению скорби в случае смерти людей, чья личность оценивается положительно – то есть тех, кто, как представляется, достоин обращения к подобному образу («Царствия Небесного» и т.п.). В рамках данного образа смерти характерным визуальным контентом являются изображения неба, христианского креста, свечей, цветов. Смерть, помимо отрицательного, наделяется также положительным значением. Это может быть как представление об уходе души человека в лучшее место, так и представление о том, что смерть имеет скрытые, недоступные для нас, смыслы. Данный образ часто используется в рамках практик виртуальной мемориализации.
Представление о том, что смерть является справедливым наказанием или инструментом «естественного отбора» характерно в отношении индивидов, чьё поведение оценивается, как девиантное, вредное для общественного целого. Смерть в таком случае может оцениваться, как положительное явление или как логическое следствие определённых действий/образа жизни.
Единственный образ смерти, в контексте которого смерть оценивается, как однозначно отрицательное явление – представление о том, что смерть связана с несовершенством институтов науки, медицины, государства, системы безопасности. В отношении уровня контроля над смертностью, который могут и должны обеспечивать данные институты, в современном обществе присутствуют высокие ожидания. Смерть в рамках данного дискурса предстаёт, как ошибка системы. Ожидания контроля над смертью – болезнями, безопасностью – настолько высоки, что встречаются представления о том, что подобные случаи являются следствием действий самих общественных институтов: обвинение государства в совершении терактов, врачей в том, что им «заказано не искать лекарство от рака», и т.п. Таким образом, мы можем согласиться с исследователями (Ф. Арьес, Ж. Бодрийяр, Э. Кюблер-Росс и др.), утверждающими, что в современном обществе смерть перешла в сферу контроля медицины и системы всеобщей безопасности.
В результате, мы можем сделать вывод, что практики коммуникации, окружающие уход человека, и интерес к теме смерти в настоящее время широко представлены в пространстве Интернета. Мы выделили только основные образы смерти, представленные в социальных сетях, а также выявили неоднозначность смыслов, которые приобретает смерть в отношении разных социальных групп. Поскольку современное общество трактуется как сетевое, а смерть сравнительно редко попадает в фокус внимания современных исследователей, данная тема, безусловно, имеет огромный потенциал для дальнейшего изучения.
Алексеевский М. Рецензия на книгу: Candi Cann. Virtual Afterlives: Grieving the Dead in the Twenty-First Century. // Археология русской смерти №3. С. 147-157
Арьес Ф. Человек перед лицом смерти: Пер. с фр. / Общ. ред. Оболенской C.B.; Предисл. Гуревича А.Я. – М.: Издательская группа «Прогресс» — «Прогресс-Академия», 1992. — 528 с.
Асочаков Ю. В. «Цифровая либерализация», «цифровое неравенство» и киберскептицизм
Блэк М. Смерть в Берлине: от Веймарской республики до разделённой Германии / Моника Блэк; Пер. с англ. В.А. Третьякова. — М.: Новое литературное обозрение, 2015. — 408 с.
Бобова Л.А. Мануэль Кастельс: влияние сетевого общества на характер социальных коммуникаций. / Московский государственный институт международных отношений (университет) [Электронный ресурс]. – URL:.
Бодрийяр Ж. Символический обмен и смерть (1976). М.: «Добросвет», 2000. – 387 с.
Бодрийяр, Жан. Общество потребления. Его мифы и структуры. Перевод на русский язык: Е. А. Самарская. — М., 2006., Бодрийяр Ж. Символический обмен и смерть (1976). М.: «Добросвет», 2000. – 387 с.
Бойцова О. «Не смотри их, они плохие»: фотографии похорон в русской культуре. // Антропологический форум №12. С. 327-352
Бондаренко С.В. Социальная структура виртуальных сетевых сообществ. Ростов н/Д: Изд-во Ростовского госуниверситета, 2004.
«Виртуальная социализация молодежи: тенденции и вызовы»: методическое пособие / Санкт-Петербургское государственное бюджетное учреждение «Городской центр социальных программ и профилактики асоциальных явлений среди молодёжи «КОНТАКТ». – Ижевск: Изд. ООО «ПРИНТ-2», 2017. – 100 с
Дебор Г. Общество спектакля. Пер. с фр. / Перевод C. Офертаса и М. Якубович. М.: Издательство «Логос» 1999. – 224с.
Досс Э., профессор Университета Нотр-Дам в Индиане Археология русской смерти №3 с. 23
Дюркгейм Э. Самоубийство: Социологический этюд/Пер, с фр. с сокр.; Под ред. В. А. Базарова.—М.: Мысль, 1994.— 399 с.
Еремеева С. А. Память смертная. Что с ней сталось в (пост)советской России? // Археология русской смерти №1. С. 12-30
Еремеева С. А. То, о чём молчим… Почему death studies не популярны в современной России? // Археология русской смерти №2
Йоргенсен В., Филлипс Луиза Дж. Дискурс-анализ. Теория и мегод 1 Пер. с aнrn.- 2-е изд., испр.- Х.: Изд-во “Г уманигарный Ценгр”, 2008.- 352 с.
Канн К., Бэйлорский Университет в Техасе (интервью) // Археология русской смерти №3. С. 35
Кан С. Интервью-дискуссия: «Death studies и западная антропология». // Археология русской смерти №1
Кастельс М. Галактика Интернет. Пер. с англ. А.Матвеева / Екатеринбург: У-Фактория, 2004. 328 с.
Кюблер-Росс Э. О смерти и умирании; [Пер. c англ. К. Семенов., В. Трилис]. – М. ; Киев : София, 2001. – 316 с.
Малышева С. Красный Танатос: некросимволизм советской культуры. // Археология русской смерти №2. С. 24-46
Мохов С.В. «Вот и еще один безымянный лег в мерзлую землю»: похороны и телесность в ГУЛАГе // Археология русской смерти №1. С. 150-166
Мохов С.В. Рецензия на книгу: Death In a Consumer Culture edited by Susan Dobcha. // Археология русской смерти №3. С. 158-162
Мохов С.В. Рождение и смерть похоронной индустрии: от средневековых погостов до цифрового бессмертия. — М.: Common place, 2018. — 360 с.
Мохов С.В. Смерть как проблема исследования в социальной и исторической антропологии: генезис идей. // Журнал социологии и социальной антропологии. 2016. № 3. С. 171-187.
Николаенко А., Федорова А.А. Нереактивная стратегия: применимость незаметных методов сбора социологической информации в условиях Web 2.0 на примере цифровой этнографии и Big Data // Социология власти №4, 2017
Девятко И.Ф. Онлайн исследования и методология социальных наук: новые горизонты, новые (и не столь новые) трудности. // Онлайн исследования в России 2.0 / Под редакцией Шашкина А.В., Девятко И.Ф., Давыдова С.Г. М.: РИЦ «Северо_Восток», 2010.
Роббен А. Антропология смерти в XXI веке: обзор литературы. // Археология русской смерти №2. С. 235-247
Рогозин Д. Социология смерти // Отечественные записки 2013, 5. С. 56
Рыков Ю.Г. Виртуальное сообщество как социальное поле: неравенство и коммуникативный капитал // Журнал социологии и социальной антропологии. 2013. № 16 (4). С. 44-60
Рыков Ю.Г. Сетевое неравенство и структура онлайн-сообществ. // Журнал социологии и социальной антропологии. 2015. Том XVIII. № 4 (81). С. 114-155
Рыков Ю.Г., Нагорный В. Область интернет-исследований в социальных науках [Электронный ресурс]. – URL:
Сарна А.Я. Анализ контента в исследованиях новых медиа. // Вестник Волгоградского Государственного Университета. Сер. 7, Филос. 2014. №3. С. 88-98
Уорнер У. Живые и мёртвые. Москва – Санкт-Петербург. – Университетская книга, 2000. 671 с.
Ушаков А.А. Интернет-дискурс как особый тип речи [Электронный ресурс]. – URL:
Фабиан Й. Как умирают другие: размышления об антропологии смерти. // Археология русской смерти №2. С. 207-231
Филлипс Л., Йоргенсен М. В. Дискурс анализ: теория и метод / Пер. с англ. / Под ред. А. А. Киселевой. Харьков: Изд-во гуманитарного центра, 2004. 336 с., с. 17
Ханней А., Леймер К., Лоури Дж. Спонтанная мемориализация: насильственная смерть и нарождающийся траурный ритуал. Пер. А. Соколовой / Археология русской смерти №3. С. 114-124
Чижик А.В. Новые медиа форматы в современной России [Электронный ресурс]. – URL:
Castells, M. The Rise of the Network Society. Information Age, vol. 1; 2nd Edition with a New Preface edition. Wiley-Blackwell, 2009.
Consalvo M., Ess C. Introduction: What is “Internet Studies”? / Consalvo M. Ess C. // The Handbook of Internet Studies. 2012
Dutton W. Internet Studies: The Foundation of a Transformative Field / Dutton W. H. // The Oxford Handbook of Internet Studies. 2013
Hochschild A.R. The Managed Heart: Commercialization of Human Feeling / A.R. Hochschild. Berkeley, University of California Press, 1983.
Fairclough N. Critical Discourse Analysis. Boston: Addison Wesley Publishing Company, 1995. 266 p.
Kearl Michael C. Dying Well. The Unspoken Dimension of Aging Well. // American Behavioral Scientist? Vol. 39 № 3, January 1996. P. 336-360
Kearl Michael C. Endings: A Sociology of Death and Dying, OxfordUniversity Press, 1989, 521 p.
Lock M. Twice Dead: Organ Transplants and the Reinvention of Death, Berkeley; Los Angeles: University of California Press, 2002
Manovich Lev Software is the Message. 2013. Forthcoming in Journal of Visual Culture, special issue “Marshall McLuhan’s Understanding Media: The Extensions of Man @ 50” (Spring 2014) [Электронный ресурс]. – URL: http://lab.softwarestudies.com/2013/12/software-is-message-new-mini-article.html
Webb, Campbell, Schwartz Unobtrusive Measures: Non-Reactive Research in the Social Sciences, 1966. 225 p.
Дмитрий Рогозин об изучении социального контекста смерти, индустрии ритуальных услуг и постсекулярных исследованиях [Электронный ресурс]. – URL:
Интернет-аудитория в России за год выросла за счет старшего поколения [Электронный ресурс]. – URL:
Лаборатория социальных исследований смерти и умирания [Электронный ресурс]. – URL:
Особенности новых медиа. Культуролог Екатерина Лапина-Кратасюк об эпохе новых медиа, самопрограммировании аудитории и трансмедийных проектах [Электронный ресурс]. – URL:
Социальные сети в России: цифры и тренды [Электронный ресурс]. – URL:
Статистика русского Youtube [Электронный ресурс]. – URL:
Youtube.com Traffic Statistics [Электронный ресурс]. – URL:
Последние выполненные заказы
Хочешь уникальную работу?
Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!