“Свободный интернет”: вопросы международно-правового регулирования
В данной работе исследовано международно-правовое регулирования киберпространства и его соответствие требованиям о защите прав человека. Целью исследования является выявление основных проблем и вопросов, касающихся международно-правового регулирования на современном этапе.
В ходе исследования были выявлены причины, препятствующие появлению комплексного правового регулирования Интернета. Приведен перечень предпосылок, говорящих о формировании международного обычая о праве на доступ в Интернет в контексте рассуждений о том, что такое право должно стать неотъемлемым правом человека.
Постановка проблемы и актуальность исследования. Интернет не является однородным по своей природе. Его можно разделить на несколько уровней в зависимости от функциональности. Неоднородность и отсутствие единого центра создает проблемы с регулированием как на внутригосударственном, так и на универсальном уровне. В данной работе будут рассмотрены проблемы, связанные с регулированием Интернета с учётом уважения фундаментальных прав и свобод человека и необходимости осуществления контроля в киберпространстве.
Актуальность данного исследования заключается в малой освещенности вопросов регулирования Интернета в русскоязычной литературе, проблем нехватки международных и национальных правовых норм, посвящённых вопросам международно-правового регулирования киберпространства, а также увеличения количества предполагаемых нарушений, связанных с деятельностью в киберпространстве.
Целью данной работы является выявление основных проблем и вопросов, касающихся международно правового регулирования на современном этапе.
Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи:
Изучить историю формирования «свободного интернета» как объекта регулирования;
Исследовать причины для недостаточного регулирования киберпространства на универсальном и региональном уровне;
Рассмотреть практику государств и международных организаций, связанных с регулированием киберпространства для определения наличия или отсутствия предпосылок по формированию права на доступ в интернет в качестве неотъемлемого права человека.
Характеристика источников. В качестве источниковой базы для данного исследования был использован ряд документов международного и внутригосударственного характера.
Особую значимость для данной работы представляют:
Международные договоры универсального и регионального характера, в которых закреплены основные права и свободы человека (Международный пакт о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 года, Европейская конвенция по правам человека 1950 г., Американская конвенция по правам человека от 22ноября 1969 года);
Конвенции о компьютерных преступлениях Совета Европы от 23 ноября 2001 года, которая является единственной конвенцией, регулирующей вопросы безопасности в киберпространстве, на современном этапе;
Доклад Специального докладчика ООН по вопросу о поощрении и защите права на свободу мнений и их свободное выражение Ф. ла Рю, в котором утверждается о необходимости защиты прав человека в киберпространстве.
Степень научной разработанности темы. При написании настоящей работы были использованы труды как российских, так и зарубежных авторов.
Для рассмотрения теоретических вопросов, посвящённых природе Интернета и связанных с этим сложностям в международно-правовом регулировании, были использованы труды известных деятелей в сфере права информации и технологий Л. Лессига и Л. Солума.
Как база для изучения вопросов законотворчества и юрисдикции в сфере киберпространства особое внимание было уделено работам профессора Лондонского университета королевы Марии К. Рида, а также разбора его творчества.
Особой полезностью для изучения законодательства государств в сфере регулирования Интернета обладала статья ведущего научного сотрудника Института государства и права РАН Э. Талапиной.
При исследовании трудностей определения юрисдикции и применимого права, а также определения правовых причин недостаточного регулирования на международном уровне была использована статья кандидата юридических наук Л.В. Терентьевой и книга доцента кафедры информационных систем в экономике СПбГУ В. Б. Наумова.
Методология и методы исследования. Методологической основой настоящего исследования является системный взгляд, позволяющий проанализировать комплекс взаимосвязанных между собой нормативных правовых актов на универсальном, региональном и национальном уровне. Структурно-функциональный подход позволяет провести анализ механизма формирования международных норм, связанных с деятельностью в киберпространстве.
Для достижения поставленной в настоящей работе цели используются общенаучные методы, такие как дедукция, индукция, систематизация, метод анализа и синтеза.
Из частнонаучных методов нами был применен историко-описательный метод для рассмотрения истории развития Интернета и формирования идей о «свободе Интернета». Также был использован метод конкретно-социологических исследований для анализа предпосылок для недостаточного международно-правового регулирования киберпространства.
Структура работы состоит из введения, трёх глав, заключения и списка использованных источников и литературы.
По итогам проведенного исследования можно сделать следующие выводы:
Обеспечение доступа во Всемирную паутину связано с работой на 6 уровнях от физического (кабели и спутники) до контентного (текст, изображения или файлы, которыми обмениваются пользователи), что создаёт проблемы конфликта юрисдикций, определения применимого и экстратерриториальности, которые усугубляются нехваткой обязательных к выполнению международных норм и неопределённостью законодательных требований государств.
В наиболее опасном положении из-за недостаточного регулирования вопросов, связанных с деятельностью в киберпространстве, находятся обычные пользователи, которые часто оказываются в ситуации отсутствия возможности обращения в суд, в котором они могли бы защитить свои права. Комплекс идей о защите прав пользователей в Интернете в англоязычной среде стал называться «Свободой Интернета» (от англ. Freedom of the Net, Internet freedom). «Свободным интернетом», в свою очередь, называют Всемирную паутину, в которой пользователи обладают вышеуказанными правами и свободами.
На универсальном и региональном уровне можно наблюдать интенсивную работу над правовым регулированием вопросов защиты прав человека в киберпространстве и обеспечении безопасности в Интернета, в частности, видна последовательность в резолюциях Генеральной Ассамблеи ООН и деятельности Международного союза электросвязи по стандартизации процессов, происходящих в киберпространстве, однако на пути встают политические разногласия, которые часто блокируют подписание обязательного к исполнению международного договора. Основная работа ведётся над созданием рекомендаций, поскольку не все страны готовы к предоставлению широкого доступа к базам данных и потенциально важной информации.
Право на доступ в Интернет начинает рассматриваться как одно из прав человека, поскольку обеспечение такого доступа уже отмечается как необходимое условие для защиты права на выражение мнения и права на мирные собрания (закрепленные в Пакте о гражданских и политических правах 1966 года), а также для осуществления ряда других прав человека, но существует ряд экономических и политических барьеров, которые не позволяют конвенционально закрепить право на доступ в интернет как самостоятельное неотъемлемое право человека, в связи с чем потенциал для дальнейшего выведения международной нормы могут быть только в виде обычного права.
На уровне Совета Европы фундаментальные права человека, закреплённые в Европейской конвенции (например, право на свободу выражения мнений, свободу мирных собраний, частную и семейную жизнь), охраняются в киберпространстве также, как и в обычной жизни, что подтверждается практикой Европейского суда по правам человека, а право на доступ в интернет уже закреплено на законодательном уровне в ряде стран-членов Европейского союза и ОБСЕ. Достижение подобного уровня было возможно только в силу того факта, что речь идёт о близких по ценностям и системам права развитых государствах, которые находятся в тесном взаимодействии во всех сферах, однако создание подобной надстройки в виде региональных регламентов и договоров представляется более возможным, чем универсальное регулирование на глобальном уровне.
Наблюдается тенденция к увеличению количества случаев нарушения прав человека в киберпространстве правительствами государств путём ограничения или полного отключения доступа к интернету для пользователей сети. Практически полное отсутствие обязательных к исполнению норм универсального характера делает невозможным привлечение стран к ответственности правовыми методами и оставляет это политическому регулированию проблемы, что зачастую только усугубляет проблему.
Можно наблюдать увеличение количества случаев нарушений прав человека в киберпространстве, когда возникают ситуации политической нестабильности и международных волнений, но это может давать почту для нового витка развития международного регулирования (как это происходило в результате волнений в Северной Африке и на Ближнем Востоке в начале 2010х). Это даёт основания полагать, что протесты, происходящие по всему миру во время пандемии, могут стать основанием для закрепления ряда норм, регулирующих деятельность в киберпространстве, на универсальном уровне.
Последние выполненные заказы
Хочешь уникальную работу?
Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!