Правовые проблемы фрахтования судов по тайм-чартеру

Старцев Игорь Федорович
Бесплатно
В избранное
Работа доступна по лицензии Creative Commons:«Attribution» 4.0

Санкт-Петербургский Государственный Университет Направление: Международное публичное право и право Европейского Союза ФИО: Старцев Игорь Федорович Тема ВКР: Правовые проблемы фрахтования судов по тайм-чартеру Цель ВКР: Выявить спорные моменты и пробелы в сложившемся правовом механизме регулирования отношений фрахтования судна на время (тайм-чартера), а также найти возможные пути их устранения. Задачи: – исследовать содержание основных видов договоров фрахтования в законодательстве РФ и зарубежных стран; – раскрыть понятие и юридическую природу договора фрахтования судна на время (тайм-чартер); – определить существенные условия договора фрахтования судна на время (тайм-чартер); – представить характеристику прав и обязанностей сторон договора фрахтования судна на время (тайм-чартер); – провести анализ имеющихся в правоприменительной практике спорных вопросов применения основных условий тайм-чартера Выводы, сделанные по результатам исследования: 1) В российской юридической науке не сложилось единого подхода к пониманию правовой природы договора фрахтования судна на время (тайм-чартера.) Несмотря на то, что в Российской Федерации законодатель четко определил тайм-чартер как подвид договора аренды, ряд авторов с этим не согласны. Их основной аргумент заключается в том что целью фрахтования судна на время с экипажем является транспортировка груза, пассажиров и багажа. Следовательно, по их мнению, правовая природа тайм-чартера должна определяться, как оказание транспортных услуг. При таком подходе не учитываются два фактора. Во-первых, это то, что целью тайм-чартера может быть коммерческая эксплуатация судна; во-вторых, судно может быть использовано для иных целей, помимо транспортировки, например морские исследования, добыча водных биоресурсов, проведение монтажных работ. Таким образом, наиболее правильным с точки зрения определения правовой природы, представляется отнесение тайм-чартера к особому подвиду договора аренды. 2) В деловом обороте договоры фрахтования (тайм-чартер) чаще всего заключаются с использованием типовых (стандартных) проформ. В них включены условия, которые предусматривают все основные права и обязанности сторон тайм-чартер, сторонам надлежит лишь согласовать переменные условия договора. Преимущества использования проформ чартеров следующие: – проформы позволяют ускорить процесс по согласованию условий договора, концентрируется внимание сторон на условиях, индивидуализирующих тайм-чартер. – проформы разрабатываются неправительственными организациями, и не требуют согласования на государственном уровне, благодаря этому, есть возможность оперативно редактировать их содержания, отвечая на стремительно меняющиеся условия рынка. – разработка типовых проформ позволяет выработать единый подход к контрактному регулированию отношений тайм-чартера. – заключение тайм-чартеров на основе проформ сводит к минимуму наличие спорных и неурегулированных вопросов между сторонами. Исходя из вышесказанного можно сделать вывод, что типовые проформы тайм-чартера являются эффективным инструментом унификации, международно-правового регулирования отношений в данной сфере. Вместе с тем в некоторых проформах имеется ряд спорных положений и формулировок, нами предложены способы их устранения. В некоторых проформах способ оплаты фрахта формулируется как “Оплата наличными”. Данная формулировка толкуется в широком смысле, “как любой коммерчески признанный метод передачи денежных средств, при осуществлении которой индоссатор получает безусловное право на незамедлительное использование переведенных денежных средств”. Предлагается в последующих редакциях проформ отказаться от такой формулировки в пользу более общих, например: “Фрахтователь вносит арендную плату на банковский счет Судовладельца, указанный в боксовой части, или другой счет, который Судовладелец вправе указывать время от времени в письменной форме”. Проформы тайм-чартера возлагают на фрахтователя обязанность вернуть судно в том же состоянии, в котором оно было предоставлено, исключая естественный износ. Мы предлагаем уточнить данную формулировку следующим образом: «фрахтователь обязуется вернуть судно в том же состоянии, в котором оно было предоставлено, исключая естественный износ и повреждения, причиненные судну не по вине фрахтователя». Предлагается в последующих редакциях проформ тайм-чартера предусмотреть обязанность пересмотра показателей скорости и потребления топлива с определенным интервалом в течение действия чартера, с соответствующей корректировкой ставки фрахта. 3) Один из наиболее проблемных вопросов, вытекающих из двойственной природы договора фрахтования судна на время, – это вопрос ответственного лица в случае повреждения либо утраты груза. Разделением эксплуатации зафрахтованного судна на коммерческую и навигационно-техническую составляющие создаются существенные сложности в процессе применения мер гражданско-правовой ответственности, особенно в случае, когда отсутствует возможность однозначного установления, чьи именно действия послужили причиной повреждения или утраты груза, который перевозится на зафрахтованном по тайм-чартеру судне. Представляется, что, данный подход в полной мере не отвечает потребностям делового оборота. Изменить его позволит изложение ст. 205 КТМ РФ в следующей редакции: В случае, если судно предоставлено фрахтователю для перевозки груза, он вправе заключать договоры перевозки груза, подписывать чартеры, выдавать коносаменты, морские накладные и иные перевозочные документы. В данном случае фрахтователь и судовладелец несут солидарную ответственность перед грузовладельцем в соответствии с правилами, установленными статьями 166 – 176 настоящего Кодекса. Внесение подобного рода поправок в текст КТМ РФ будет способствовать гармонизации отношений в сфере международных морских грузовых перевозок, в которых принимают участие российские лица, в том числе, позволит не допустить факты злоупотребления своими правами со стороны ряда недобросовестных судовладельцев, которые надлежащим образом не выполняют возложенные на них обязанности по подготовке судна.

Актуальность темы исследования. В связи с тенденциями глобализации все теснее становятся экономические и другие связи между людьми, организациями, странами. Мобильность населения и интенсивность контактов возрастает с каждым днем, в связи, с чем важной остается проблема перевозки грузов и пассажиров, что в свою очередь обуславливает актуальность изучения многих аспектов правового регулирования договоров, опосредующих транспортные отношения.
В системе таких договоров важное место занимают договоры аренды транспортных средств и договоры услуг по перевозке (договоры фрахтования, чартера и др.). В частности, именно с их помощью происходит регулирование значительной части морских перевозок грузов и пассажиров. Соответственно, исследование подобного рода договоров представляет большой интерес. Несмотря на то, что определение многих из указанных договоров, в том числе, договора аренды транспортного средства с экипажем (договора фрахтования на время, иначе – тайм-чартера), закреплено в Гражданском кодексе РФ и многих транспортных уставах и кодексах, на практике остается много нерешенных проблем. Это обусловлено несколькими факторами. Во-первых, на уровне национального законодательства кроме Гражданского кодекса РФ, отношения по аренде транспортного средства с экипажем регулируются рядом законов и подзаконных нормативно-правовых актов, положения которых не всегда согласованы. Во-вторых, в силу того, что транспортные правоотношения часто имеют международный характер, их регулируют также источники международного частного права – договоры, конвенции, правила и др. В-третьих, в разных государствах правовая природа договора аренды транспортного средства с экипажем (договора фрахтования на время) может достаточно сильно отличаться. Соответственно, существуют серьезные разногласия в понимании сущности этого договора, определения его условий, порядка заключения, исполнения и т.д. И наконец, большой удельный вес в регулировании арендных отношений в транспортной сфере принадлежит обычаям и обыкновениям. Как результат, существует достаточно много вопросов, на которые еще предстоит найти ответы. В транспортных отношениях, к примеру, достаточно активно используются следующие термины: наём судна, чартер (фрахтование), тайм-чартер, димайз-чартер, бербоут-чартер, рейсовый чартер и пр. Не вызывает сомнения, что сегодня имеется необходимость определения соотношения данных понятий, что является важным не только для теории, но и для практики.
В целом, актуальность темы исследования заключается в том, что, несмотря на практическую распространенность, в научной среде отсутствует единый подход к пониманию договора фрахтования на время, тайм-чартера, к его соотношению со смежными договорами, к определению места в системе обязательственного права. Также отсутствует стройная концепция практического анализа проблем, возникающих при заключении и исполнении договоров фрахтования на время.
Характеризуя степень разработанности избранной темы, следует указать на то, что проблемы правового регулирования договора аренды транспортных средств с экипажем (подвидом которого является тайм-чартер) в России традиционно находятся в центре исследований ученых-юристов. Данному правовому институту посвящены научные статьи, монографии, диссертационные работы таких авторов как: Ю.Н. Боярская, Е.В. Вавилин, Ю.Н. Игнатова, А.Г. Калпин, Д.С. Левенсон, и др. Отдавая должное работам вышеперечисленных авторов и содержащимся в них выводам, состояние научной разработанности темы, в целом, следует охарактеризовать как недостаточное. Несмотря на наличие значительного числа работ, посвященных арендным отношениям в сфере использования транспортных средств с экипажем, стройной концепции правового регулирования данных отношений в морском судоходстве до настоящего времени не выработано. В недостаточной степени разработаны вопросы соотношения гражданского и морского законодательства в части правового регулирования договора фрахтования судна на время. Особенности правоотношений, возникающих по поводу аренды транспортных средств, возникающих в сфере морских перевозок, также нуждаются в предметном исследовании. С учетом изложенного следует признать очевидной необходимость дальнейшей разработки вопросов формирования и функционирования системы правового регулирования договора фрахтования судна на время (тайм-чартер).
Цель выпускной квалификационной работы – выявить спорные моменты и пробелы в сложившемся правовом механизме регулирования отношений фрахтования судна на время (тайм-чартера), а также найти возможные пути их устранения.
Достижение поставленной цели обусловлено решением следующих задач:
– исследовать содержание основных видов договоров фрахтования в законодательстве РФ и зарубежных стран;
– раскрыть понятие и юридическую природу договора фрахтования судна на время (тайм-чартер);
– определить существенные условия договора фрахтования судна на время (тайм-чартер);
– представить характеристику прав и обязанностей сторон договора фрахтования судна на время (тайм-чартер);
– провести анализ имеющихся в правоприменительной практике спорных вопросов применения основных условий тайм-чартера
Достижение названной цели и решение упомянутых задач предполагают использование определенной методологии и методики юридического исследования. В ходе рассмотрения различных аспектов заявленной нами темы использовались такие методы научного познания как функциональный, системно-структурный, формально-юридический, сравнительно-правовой, теоретико-прогностический и другие как общенаучные, специальные, так и частно-научные методы познания. В процессе исследования учитывались выводы, содержащиеся в специальной литературе: трудах по международному праву, гражданскому праву, морскому праву, водному праву и по другим отраслям юридической науки.
Теоретическая и практическая значимость работы заключается в том, что, проведенное исследование, содержит ряд общетеоретических положений и выводов, которые могут быть использованы как при дальнейшем исследовании института аренды судна на время (тайм-чартер), так и в практическом применении.
Структура выпускной квалификационной работы обусловлена общей логикой исследования, его целью и задачами. Работа состоит из трех глав, включающих в себя шесть параграфов, введения и заключения, а также списка использованных источников и литературы.

Нормативно-правовые акты и иные официальные документы
Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации от 07.03.2001 № 24-ФЗ (ред. от 03.07.2016) // СЗ РФ. 2001. № 11. Ст. 1001; 2016. № 27 (ч. 2). Ст. 4300.
Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации от 30.04.1999 № 81-ФЗ (ред. от 07.02.2017) // СЗ РФ. 1999. № 18. Ст. 2207; 2017. № 7. Ст. 1029.
Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 № 14-ФЗ (ред. от 28.03.2017) // СЗ РФ. 1996. № 5. Ст. 410; 2017. № 14. Ст. 1998.
Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 28.03.2017) // СЗ РФ. 1994. № 32. Ст. 3301; 2017. № 14. Ст. 1998.
Гражданский кодекс Украины от 16.01.2003 № 435-IV (с изм. и доп. по сост. на 06.10.2016 г.). [Эл. ресурс]. URL:http://online.zakon.kz/Document/?doc_id=30418568,обращение15.04.2018
Гражданский кодекс Республики Казахстан от 01.07.1999 № 409-I (Особенная часть) (с изм. и доп. по сост. на 27.02.2017 г.). [Эл. ресурс]. URL:http://online.zakon.kz/Document/?doc_id=1013880 обращение15.04.2018
Гражданский кодекс Республики Беларусь от 07.12.1998 № 218-З (с изм. и доп. по сост. на 09.01.2017 г.). [Эл. ресурс]. URL: обращение15.04.2018
Codicedellanautica da diporto: Decretolegislativo 18.07.2005 № 171, G.U. 31.08.2005.[Эл.ресурс]. URL: обращение15.04.2018
Codicedellanavigazione: Approvato con R.D. 30.03.1942 № 327 (modificatoil 23.09.2013).[Эл.ресурс]. URL: обращение15.04.2018

Заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 5 000 ₽

Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

    Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных и с правилами пользования Платформой

    Последние выполненные заказы

    Хочешь уникальную работу?

    Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!

    Петр П. кандидат наук
    4.2 (25 отзывов)
    Выполняю различные работы на заказ с 2014 года. В основном, курсовые проекты, дипломные и выпускные квалификационные работы бакалавриата, специалитета. Имею опыт напис... Читать все
    Выполняю различные работы на заказ с 2014 года. В основном, курсовые проекты, дипломные и выпускные квалификационные работы бакалавриата, специалитета. Имею опыт написания магистерских диссертаций. Направление - связь, телекоммуникации, информационная безопасность, информационные технологии, экономика. Пишу научные статьи уровня ВАК и РИНЦ. Работаю техническим директором интернет-провайдера, имею опыт работы ведущим сотрудником отдела информационной безопасности филиала одного из крупнейших банков. Образование - высшее профессиональное (в 2006 году окончил военную Академию связи в г. Санкт-Петербурге), послевузовское профессиональное (в 2018 году окончил аспирантуру Уральского федерального университета). Защитил диссертацию на соискание степени "кандидат технических наук" в 2020 году. В качестве хобби преподаю. Дисциплины - сети ЭВМ и телекоммуникации, информационная безопасность объектов критической информационной инфраструктуры.
    #Кандидатские #Магистерские
    33 Выполненных работы
    Дмитрий Л. КНЭУ 2015, Экономики и управления, выпускник
    4.8 (2878 отзывов)
    Занимаю 1 место в рейтинге исполнителей по категориям работ "Научные статьи" и "Эссе". Пишу дипломные работы и магистерские диссертации.
    Занимаю 1 место в рейтинге исполнителей по категориям работ "Научные статьи" и "Эссе". Пишу дипломные работы и магистерские диссертации.
    #Кандидатские #Магистерские
    5125 Выполненных работ
    Катерина М. кандидат наук, доцент
    4.9 (522 отзыва)
    Кандидат технических наук. Специализируюсь на выполнении работ по метрологии и стандартизации
    Кандидат технических наук. Специализируюсь на выполнении работ по метрологии и стандартизации
    #Кандидатские #Магистерские
    836 Выполненных работ
    Мария А. кандидат наук
    4.7 (18 отзывов)
    Мне нравится изучать все новое, постоянно развиваюсь. Могу написать и диссертацию и кандидатскую. Есть опыт в различных сфера деятельности (туризм, экономика, бухучет... Читать все
    Мне нравится изучать все новое, постоянно развиваюсь. Могу написать и диссертацию и кандидатскую. Есть опыт в различных сфера деятельности (туризм, экономика, бухучет, реклама, журналистика, педагогика, право)
    #Кандидатские #Магистерские
    39 Выполненных работ
    Глеб С. преподаватель, кандидат наук, доцент
    5 (158 отзывов)
    Стаж педагогической деятельности в вузах Москвы 15 лет, автор свыше 140 публикаций (РИНЦ, ВАК). Большой опыт в подготовке дипломных проектов и диссертаций по научной с... Читать все
    Стаж педагогической деятельности в вузах Москвы 15 лет, автор свыше 140 публикаций (РИНЦ, ВАК). Большой опыт в подготовке дипломных проектов и диссертаций по научной специальности 12.00.14 административное право, административный процесс.
    #Кандидатские #Магистерские
    216 Выполненных работ
    Дмитрий К. преподаватель, кандидат наук
    5 (1241 отзыв)
    Окончил КазГУ с красным дипломом в 1985 г., после окончания работал в Институте Ядерной Физики, защитил кандидатскую диссертацию в 1991 г. Работы для студентов выполня... Читать все
    Окончил КазГУ с красным дипломом в 1985 г., после окончания работал в Институте Ядерной Физики, защитил кандидатскую диссертацию в 1991 г. Работы для студентов выполняю уже 30 лет.
    #Кандидатские #Магистерские
    2271 Выполненная работа
    Александр О. Спб государственный университет 1972, мат - мех, преподав...
    4.9 (66 отзывов)
    Читаю лекции и веду занятия со студентами по матанализу, линейной алгебре и теории вероятностей. Защитил кандидатскую диссертацию по качественной теории дифференциальн... Читать все
    Читаю лекции и веду занятия со студентами по матанализу, линейной алгебре и теории вероятностей. Защитил кандидатскую диссертацию по качественной теории дифференциальных уравнений. Умею быстро и четко выполнять сложные вычислительные работ
    #Кандидатские #Магистерские
    117 Выполненных работ
    Евгений А. доктор, профессор
    5 (154 отзыва)
    Более 40 лет занимаюсь преподавательской деятельностью. Специалист в области философии, логики и социальной работы. Кандидатская диссертация - по логике, докторская - ... Читать все
    Более 40 лет занимаюсь преподавательской деятельностью. Специалист в области философии, логики и социальной работы. Кандидатская диссертация - по логике, докторская - по социальной работе.
    #Кандидатские #Магистерские
    260 Выполненных работ
    Екатерина Д.
    4.8 (37 отзывов)
    Более 5 лет помогаю в написании работ от простых учебных заданий и магистерских диссертаций до реальных бизнес-планов и проектов для открытия своего дела. Имею два об... Читать все
    Более 5 лет помогаю в написании работ от простых учебных заданий и магистерских диссертаций до реальных бизнес-планов и проектов для открытия своего дела. Имею два образования: экономист-менеджер и маркетолог. Буду рада помочь и Вам.
    #Кандидатские #Магистерские
    55 Выполненных работ

    Другие учебные работы по предмету

    Секьюритизация инфраструктурных проектов
    📅 2019год
    🏢 Санкт-Петербургский государственный университет
    Отдельные вопросы признания иностранного судебного решения
    📅 2021год
    🏢 Санкт-Петербургский государственный университет
    Фальсификация доказательств по уголовному делу
    📅 2019год
    🏢 Санкт-Петербургский государственный университет
    Раздел имущества супругов
    📅 2019год
    🏢 Санкт-Петербургский государственный университет