Публичная дипломатия Республики Корея
В настоящей выпускной квалификационной работе (ВКР) исследуется понятие “публичная дипломатия”, его признаки и особенности осуществления в Южной Корее, а также в России. Целью данного исследования является изучение и выявление роли публичной дипломатии РК в мировой политике и в России в частности, а также сравнение методов и характеристик публичной дипломатии РФ и РК. В отличие от классической дипломатии, решающей вопросы закрыто на двустороннем (или многостороннем) уровне, публичная дипломатия использует неправительственные и общественные организации для решения определенных вопросов. В РК публичная дипломатия все чаще используется для решения гуманитарных проблем, и с каждым годом индекс использования «мягкой силы» динамично повышается, потому существует возможность описывать динамику развития в настоящем времени. Изменения в системе РК, а также в российской и международной правовых и культурных системах, которые происходят регулярно, требуют современного подхода к рассмотрению данного вопроса, поэтому в данной работе предпринята попытка комплексного анализа публичной дипломатии РК и ее особенностей.
Введение ………………………………………………………………………………………………… 3
1 Теоретические аспекты публичной дипломатии, исторический контекст …. 9
1.1 Понятие «публичная дипломатия» ……………………………………………………. 9
1.2 Эволюция понятия «публичная дипломатия» и его сущностные
признаки ……………………………………………………………………………………………. 12
2 Особенности публичной дипломатии РК и стратегии развития области …. 21
2.1 Правительственные меры РК для поддержания мягкой силы,
исторический контекст ……………………………………………………………………….. 21
2.2 Концепция «новой публичной дипломатии» РК и роль корейских СМИ
в мировой политике (роль НПО) ………………………………………………………….. 38
3 Публичная дипломатия РФ и РК ………………………………………………………….. 47
3.1 Сравнительный анализ публичной дипломатии РФ и РК ………………….. 47
3.2 Роль публичной дипломатии РК в современных международных
отношениях………………………………………………………………………………………… 65
Заключение …………………………………………………………………………………………… 75
Список использованных источников и литературы ………………………………….. 79
Известно, что публичная дипломатия является одним из видов
дипломатических методов того или иного государства. Существующие
определения, которые характеризуют дипломатию в целом, имеют как
главную цель («искусство мирного разрешения международных
конфликтов»), так и главных «агентов» («ведение отношений между
суверенными государствами посредством аккредитованных
представителей»), а также главную функцию («управление международными
отношениями путем переговоров»). Более инклюзивное представление о
дипломатии как о «механизме представительства, коммуникации и
переговоров, посредством которого государства и другие международные
субъекты осуществляют свою деятельность», по-прежнему предполагает
тщательно отобранную международную среду, состоящую из ряда четко
идентифицируемых игроков1.
В международных отношениях термин «публичная дипломатия»
появился для описания аспектов международных отношений, которые
проявляются вне взаимодействия между государственными структурами.
Термин «публичная дипломатия» был введен в научный оборот в 1965 г., когда
Эдмунд Гуллион создал Центр общественной дипломатии Эдварда Р. Мэрроу.
Центр охарактеризовал этот термин как «влияние формирования
общественного мнения и осуществления внешней политики». Этот термин
включает в себя аспекты международных отношений за пределами
традиционной дипломатии, формирование общественного мнения в других
странах; взаимодействие между частными группами интересов в разных
странах публичной информации о международных делах и их влияние на
внутреннюю политику; взаимодействие между теми органами, чьей основной
функцией является общение; как дипломаты и иностранные журналисты;
Melissen, J. The New Public Diplomacy. Soft power in International Relations / J. Melissen – L.: Houndmills, 2005.
– P.5.
процесс межкультурного общения. Вскоре термин стал полезным для
правительства США, предлагая необходимый термин для организации так
называемого «внешнего бизнеса» или «внешних отношений» Америки. 1
Публичная дипломатия Южной Кореи на сегодняшний день является
одним из важнейших принципов построения отношений между странами, а
также вносит большой вклад в развитие дипломатических отношений и
укрепления связей между странами, в частности, России и Кореи. Благодаря
географическому положению, а также природно-ресурсному и историко-
культурному потенциалу обеих стран, Южная Корея и Россия находят точки
соприкосновения во многих сферах, тем самым косвенным образом
способствуя официальной дипломатии и международному сообществу в
поднятии имиджа России для Южной Кореи, а также улучшению внутреннего
положения страны и укреплению отношений между странами.
Поэтому целью исследования является изучение и выявление роли
публичной дипломатии РК в мировой политике и в России в частности, а также
сравнение методов и характеристик публичной дипломатии РФ и РК.
Для достижения вышеизложенной цели поставлены следующие
задачи:
1. Изучить теоретическую базу понятия «публичная дипломатия»
2. Проанализировать особенности методов публичной дипломатии
в разные периоды развития РК
3. Определить влияние и динамику развития публичной
дипломатии РК на РФ
4. Оценить роль мягкой силы в целом и публичной дипломатии в
частности в контексте современного положения в
В заключении своего исследования подведем итоги и сделаем краткие
выводы. В теоретической части работы нами было изучено понятие публичной
дипломатии, проанализированы основные подходы к определению, а также
проведен анализ тенденций развития данного термина. Можно сделать вывод,
что, несмотря на многогранность данных определений, публичную
дипломатию рассматривают как средство, при помощи которого могут быть
изменены установки и мнения других народов и правительств таким образом,
чтобы оказать влияние на их внешнеполитические решения методами мягкой
силы. Изучив истоки публичной дипломатии РК, можно выделить, что одним
из первых случаев использования нынешних методов публичной дипломатии
РК был в четвертом веке, а дипломатическую миссию 1888 г. можно назвать
первым успешным примером публичной дипломатии, поскольку результат
соответствовал заявленным целям и был заложен своего рода фундамент для
развития области, которая на тот момент еще официально не существовала как
«публичная дипломатия», но, тем не менее, методы воздействия уже были
проявлены.
Эволюция термина «публичная дипломатия» была рассмотрена тремя
этапами – с 1948 по 1960 гг., с 1970 по 1990 гг. и с 2000 до сегодняшних дней.
На каждом из этапов был реализован широкий спектр мероприятий
(организации культурных выставок, организация программ студенческого и
спортивного обмена, публикация и распространение периодических изданий
и т.д.), но правовая инфраструктура публичной дипломатии РК была создана
посредством законодательства, инициированного Национальным собранием,
и в 2016 году был принят первый в Корее «Закон о публичной дипломатии».
С 1948 г. происходило крушение традиционных ценностей и
неравномерное развитие публичной дипломатии. Ориентация на Запад
приводила к упадку собственной культуры, и создавала смешение
традиционных ценностей и новых влияний, в частности, принципы
«национального возрождения» Пак Чжон Хи были приняты частично, и
традиционные ценности все-же преобладали. Популярность использования
методов публичной дипломатии возросла с конца 1990-х гг., и, по причине
финансового кризиса 1997 г. появилось осознание, что опора корейского
правительства только на экономические аспекты недостаточно надежна, и
существовала необходимость в разработке или развитии новых методов, и
потому с течением времени корейское правительство все больше начинало
проявлять активное участие в деятельности публичной дипломатии.
В частности, был рассмотрен территориальный спор о Токто, и можно
назвать это как один из показательных элементов значимости публичной
дипломатии как средства достижения целей в Южной Кореи, и, благодаря
рассмотрению предпринятых мер в пределах этого кейса, можно сказать, что
с 2008 года, несмотря на статус-кво спорных островов, правительство Южной
Кореи в попытке повлиять на мировое общественное мнение, делало это с
помощью инициатив публичной дипломатии. Также в качестве
неофициальных рычагов давления были предприняты меры воздействия
частными лицами и организациями, что до этого не было так широко
использовано в решении данных вопросов.
Также при изучении влияния СМИ и медиапространства на публичную
дипломатию, был сделан вывод о том, что медиа-пространство и СМИ играли
большую роль в распространении «Халлю», и в формировании имиджа страны
на международной арене в частности. Корейская пресса появилась в 1883 г., и
корейские журналисты являлись своего рода «голосом родины», а в XXI в.,
особенно с появлением «новой публичной дипломатии», роль
медиапространства, безусловно, вышла на новый уровень, и стала
восприниматься как «рычаг давления» или «воздействия».
Упомянув Корейскую Волну, хотелось бы уточнить, что в данной
работе мы рассматриваем различные методы и виды публичной дипломатии.
С начала появления «Халлю» корейское правительство играло активную роль
в содействии средствам массовой информации в пропаганде корейской
народной культуры во всем мире, и эти усилия приносят свои плоды. Но,
кроме культурной дипломатии и «Халлю», особую популярность также
приобретали методы спортивной дипломатии РК. С конца 1980-х гг. Летние
Олимпийские игры в Сеуле (1988 г.) явились примером использования
публичной дипломатии для того, чтобы заявить о себе как об экономически
успешном и развивающемся государстве. Параллельно с конца 1980-х гг.
оказывалась обширная поддержка развитию культурного продукта, и, хотя
успех феномена Корейской волны не был изначально запланирован, в начале
роста популярности корейской культуры за рубежом корейское правительство
сумело разглядеть открывающиеся возможности и воспользоваться ими.
Наконец, рассмотрев публичную дипломатию РФ и РК, а также
выделив основные критерии и особенности публичной дипломатии стран,
можно сказать, что как РФ, так и РК имеют собственную историю развития
публичной дипломатии, и сегодня, безусловно, имеют стремления и
возможности для развития публичной дипломатии. Хотя обе страны
развиваются в данном направлении непрерывно, в некоторых отраслях РФ
развивается отлично от РК, и, например, успешный феномен Корейской волны
и создание своего собственного видения культуры и ее продвижения
позволяет РК успешно вести свою политику с помощью данных методов, что,
в свою очередь, нельзя сказать об РФ. Хотя в РФ и происходит
распространение и популяризация русской культуры и языка за рубежом в том
числе (международные обмены, «Русский мир» и т.д.), в РФ стратегии
публичной дипломатии не распространены настолько. Насколько это
происходит в РК.
Говоря о национальном брендинге РФ и РК, можно сказать, что РФ
располагает огромным потенциалом для развития национального бренда и
публичной дипломатии. Международный авторитет отечественной науки и
культуры, и накопленный с советских времен опыт, кадры и инфраструктура
культурных центров по всему миру, инициатива «Русский мир» – все это
вносит свой вклад в развитие национального брендинга. РК, в свою очередь,
решили сами «растить» своего потребителя, не ориентируясь на спрос, а делая
все возможное, чтобы их качественное предложение было востребовано все
больше и больше. Таким образом каждая страна, концентрируясь на своем
уникальном темпе и пути развития, проходит путь признания и
распространения ее национального бренда.
Также в данной работе затронута тема влияния пандемии на развитие
публичной дипломатии РК. В период пандемии РК успешно запустила
кампанию по продвижению национального бренда, чтобы укрепить свое
положение на мировой арене за счет обмена и передачи материальных
ресурсов, а также нематериальных ресурсов, которые были подготовлены и
извлечены в ответ на COVID-19.
Подводя итог, можно сказать, что, в отличие от классической
дипломатии, решающей вопросы закрыто на двустороннем (или
многостороннем) уровне, публичная дипломатия использует
неправительственные и общественные организации для решения
определенных вопросов. В РК публичная дипломатия все чаще используется
для решения гуманитарных проблем, и, согласно индексу The Soft Power 30, с
каждым годом индекс использования «мягкой силы» динамично повышается
(в частности, Южная Корея в 2019 г. занимала в мировом рейтинге мягкой
силы 19 место (с индексом 63,00).
Публичная дипломатия РК основана на трех основных направлениях –
культура, образование и политика, и в рамках этих направлений реализуется
большое количество мероприятий (TOPIC, международные саммиты,
фестивали культуры, программы по поддержанию корейского спорта и языка
за рубежом и т.д.), направленных на формирование и продвижение
позитивного имиджа РК за рубежом. Это говорит о том, что в будущем,
возможно, мы сможем увидеть новые стратегии продвижения публичной
дипломатии РК, а также ее активного внедрения в сферу мировой политики.
Источники
1. Концепция внешней политики Российской Федерации. – Раздел 1. Ст. 3. URL:
http://www.mid.ru/ru/foreign_policy/news/-
/asset_publisher/cKNonkJE02Bw/content/id/2542248(датаобращения:
10.03.2021).
2. Тезисы«ВнешняякультурнаяполитикаРоссии-год2000»//
Дипломатический вестник. 2000 № 4 (апрель). Основные направления
политики Российской Федерации в сфере международного культурно-
гуманитарного сотрудничества (Приложение № 1 к Концепции внешней
политикиРоссийскойФедерации)от18декабря2010.URL:
http://www.mid.ru/ns-psmak.nsf/processQueryBl?OpenAgent.(дата
обращения: 20.03.2021).
3. DiplomaticWhitePaper2013(part1-2).URL:
http://www.mofa.go.kr/eng/brd/m_5684/list.do?page=2&srchFr=&srchTo=&srch
Word=&srchTp=&multi_itm_seq=0&itm_seq_1=0&itm_seq_2=0&company_cd
=&company_nm= (дата обращения 07.10.2020).
4. Foundation Act // Korean Foundation. 2013. URL: http://en.kf.or.kr/?menuno=524
(дата обращения: 15.03.2020).
5. MinistryofForeignAffairs.URL:
https://www.mofa.go.kr/eng/wpge/m_22832/contents.do(датаобращения
5.05.2020).
6. The First Master Plan for Korean PD: 2017-2021. Ministry of Foreign Affairs,
2017,URL:http://www.publicdiplomacy.go.kr/introduce/public.jsp(дата
обращения: 29.03.2021).
7. TheSoftPower30.URL:https://softpower30.com/country/russian-
federation/?country_years=2017,2018,2019 (дата обращения: 7.07.2020).
8. UNWTO World Tourism Barometer. URL: http://mkt.unwto.org/en/barometer
(дата обращения: 15.04.2020).
9. 10.법률제3825호,1986,일부개정.국가법령정보센터.URL:
Последние выполненные заказы
Хочешь уникальную работу?
Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!