Проблемы формирования стратегии продвижения регионов России на внешнеполитическом уровне
Работа посвящена рассмотрению проблем продвижения российских регионов на международной арене в рамках практики территориального брендинга. С помощью метода сравнительного анализа были рассмотрены основные понятия сферы брендинга территорий, главный инструмент внедрения и продвижения бренда на межрегиональном и международном пространстве – брендинговая стратегия, а также представлено поэтапное формирование бренда места.
На основании трех кейсов практики территориального брендинга в субъектах Российской Федерации (Республика Татарстан, Республика Башкортостан, Челябинская область) и анализа конкурентных преимуществ представленных регионов с помощью концепции конкурентной идентичности С. Анхольта был выявлен комплекс проблем, которые препятствуют разработке и внедрению региональной стратегии продвижения на внешнеполитическом уровне.
Введение………………………………………………………………………………………………………2
ГЛАВА ПЕРВАЯ: ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
МИРОВОЗЗРЕНИЯ Н.Г.ЧЕРНЫШЕВСКОГО………………………………………………7
1.1 Проблема религии в творчестве Чернышевского в исследованиях ученых
КНР…………………………………………………………………………………………………………….. 7
1.2 Российские исследования жизни и творчества Чернышевского с точки
зрения его отношений с религией………………………………………………………………..14
Выводы к главе………………………………………………………………………………………….. 18
ГЛАВА ВТОРАЯ: БОРЬБА МЕЖДУ РЕЛИГИЕЙ И АТЕИЗМОМ В ЖИЗНИ
ЧЕРНЫШЕВСКОГО…………………………………………………………………………………. 20
2.1 На пути к атеизму………………………………………………………………………………..20
2.2 Атеизм Н.Г.Чернышевского…………………………………………………………………..33
2.3 После смерти Чернышевского……………………………………………………………… 51
Выводы к главе………………………………………………………………………………………….. 54
ГЛАВА ТРЕТЬЯ: ПРОБЛЕМАТИКА РЕЛИГИИ В РОМАНЕ «ЧТО
ДЕЛАТЬ?»………………………………………………………………………………………………….56
3.1 Христианская основа романа «Что делать?»……………………………………….57
3.2 Атеистические элементы в романе «Что делать?»…………………………….. 77
3.3 Роман «Что делать?» как совокупность элементов христианства и
атеизма…………………………………………………………………………………………………….. 86
Выводы к главе………………………………………………………………………………………….. 89
Заключение……………………………………………………………………………………………….. 91
Список использованных исследований и источников…………………………………. 96
Русская душа, впитывающая глубокую православную традицию, имеет
сильный религиозный характер, но вместе с этим, борьба с религией и
церковью в России имеет свою историю. На фоне общественных движений в
XIX веке, звучат антирелигиозные голоса. В 50-х и 60-х гг. угнетенное
крестьянство восстало против класса помещиков инстинктивно, разрозненно,
не находя идеологического руководства и не встречая деятельной поддержки
со стороны города. Именно в этом контексте, общественная группа,
возглавленная так называемой «разночинной интеллигенцией», выделяется
как революционный авангард, берет на свои плечи защиту политических и
экономических интересов народа. Заботясь о судьбе русского народа, они
переосмыслили реальность, в результате чего возложили всю вину на царское
самодержавие, а также на связанные с ним учреждения, прежде всего
православную церковь. Таким образом, интеллектуалы подняли знамя
антиклерикализма и атеизма и просвещали народ с целью свержения царской
системы, устранения православной церкви и построения рая на земле.
По мнению Н.М.Зернова, тремя предтечами русской интеллигенции
являются В.Г.Белинский (1811-1848), А.И.Герцен (1812-1870) и М.А.Бакунин
(1814-1876); Истинные основатели ордена интеллигенции –
Н.Г.Чернышевский (1828-1889), Н.А.Добролюбов (1836-1861) и Д.И.Писарев
(1840-1868)1.
Данная диссертация посвящена Н.Г.Чернышевскому. Личность
Чернышевского уникальна и многогранна: он заметный писатель и
выдающийся публицист; философ, стоящий на вершине научных достижений
своего времени; революционер, призывающий народ встать против царского
самодержавия и построить новую Россию; эстетик с уникальным
пониманием реальности и эстетики; ученый, вносящий огромный вклад в
развитие знаний в различных областях.
На протяжении более века внимание исследователей из различных
Зернов Н.М. Русское религиозное возрождение XX века. Париж, 1991. С.32-38.
кругов общества постоянно обращается к творчеству Н.Г.Чернышевского, чьи
философские учения проявляют оригинальное развитие передовых
философских идей XIX века. Теоретическое наследие Чернышевского до сих
пор остается предметом горячих споров, сопровождающихся
неисчерпаемыми новыми открытиями. Например, в Саратове, вышло уже
двадцать выпусков межвузовского сборника «Н.Г.Чернышевский. Статьи,
исследования, материалы», первый из них ещё в 1958 году. В рецензиях на
сборник отмечалось, что в опубликованных материалах «поднимается и
решается ряд новых и важных проблем, связанных и с изучением личности
Н.Г.Чернышевского, и с изучением истории русской литературы и
общественно-политической мысли XIX века вообще»1. В последнем выпуске
(2015 г.)2 ученые раскрывают Чернышевского по-разному: профессор НИУ
Высшей школы экономики В.К.Кантор обнаружит христианский смысл
образов «новых людей» в романе «Что делать?»; проанализировав статьи
Чернышевского, филолог В.В.Смирнова рассматривает историческую роль
дворянства как источника прогрессивного развития страны и жизни в России
XIX века; Н.Ю.Кравченко освещает взгляд Чернышевского на вопросы
конформизма, при этом проецирует на современном обществе; объектами
исследования японского профессора университета Саппоро Он Оя являются
пробуждение национального сознания русинов в середине XIX века и статья
Чернышевского об этом.
Данная работа состоит из трех глав: в первой главе показываются
направления исследований личности и мировоззрения Чернышевского
(особенно по вопросу религии) в КНР и России; во второй главе
анализируется отношение Чернышевского к религии в разные периоды; а в
третьей исследуется проблематика религии в его знаменитом романе «Что
делать?».
Вся жизнь Чернышевского выглядит кругом, который начинается с
религиозной веры, и заканчивается в религиозной форме. Чернышевский
родился в семье потомственных священников, так что христианская культура,
библейские тексты и православные моральные нормы заложили основы его
духовного мира. Перелом в его миросозерцании произошел в юности,
особенно во время учебы в университете, затем он выступал как
революционный материалист и атеист до конца жизни, и который был
похоронен по православному обряду.
После европейских революционных событий 1848 года, основы
традиционной веры в глубине его души пошатнулись. Новые идеи того
времени порождают зачатки отступления от самого христианства, более того,
фейербахианство дало ему философию, умеющую решать земные реальные
вопросы. В его дневнике все чаще звучат скептические высказывания по
поводу религии, так что он, наконец, объявит 15 сентября 1850 года:
«Скептицизм в деле религии развился у меня до того, что я почти совершенно
от души предан учению Фейербаха»1. 1850 год считается точкой перехода
Чернышевского к материалистической философии, когда он порывает с
религиозными оболочками, которыми одевались материалистические и почти
атеистические мысли. С тех пор Чернышевский начал борьбу с религией.
Антирелигиозные идеи Чернышевского также отражены в его работах.
Выделяются его диссертация «Эстетические отношения искусства к
Чернышевский Н.Г. Дневник 22-го года моей жизни (1849—1850). // Полное собрание сочинений в
пятнадцати томах. Том 1. С.391.
действительности» (1855 г.), «Критика философских предубеждений против
общинного владения» (1858 г.), «Антропологический принцип в философии»
(1860 г.), «Что делать?» (1863 г.), его примечания к неоконченному переводу
«Введения в историю XIX в.» Гервинуса и в «Характер человеческого
знания» (1885 г.).
В последние дни жизни Чернышевского в 1889 г., до тех пор, пока его
сознание не ослабло, он с обычной твердостью отворачивался от религии.
Когда он впал в предсмертное состояние беспамятства и совсем не мог
сопротивляться, его жена совершила для него обряд напутствия. Она заказала
по нем сорокоуст в женском монастыре и пожертвовала что-то, чтобы
успокоить его душу. В конце концов, покойный был похоронен по
православному обряду, и памятник на его могиле украшен крестом.
Отношение Чернышевского к религии сохраняет весьма тесную связь с
политикой. Мишенью насмешек и критики Чернышевского была «темная»
политика, а религия – это всего лишь второстепенный и подчиненный объект
его отрицания по сравнению с политикой. Более того, он очень отрицательно
относился к духовенству. Это отношение из просветительного
антиклерикализма превратилась у него в революционную антирелигиозность.
В третьей главе диссертации рассматривается его знаменитый роман
«Что делать?» как окно в его духовный мир, и, анализируя проблематику
религии в нем, мы глубже понимаем его отношение к религии.
В романе Чернышевского «Что делать?» количество религиозных
элементов поразительно, можно даже сказать, что христианские элементы
закладывают основу всего романа и пронизывают почти все сюжеты. Можно
придти к выводу, что Чернышевский был не только очень хорошо знаком с
библейским текстом и христианской культурой, а также находится под
сильным влиянием православной моральной системы. Он немножко
подправляет или обрабатывает по-своему библейские идиомы, истории,
символы, знаменательные местности и модель преображения, затем
помещает их в различные места в романе, чтобы они служили мыслям или
эмоциям, которые автор хотел бы передать своим читателям. В то же время
Чернышевский более или менее придает христианскую норму морали
созданным им новым людям, что, по сути, является тенью собственной
морали Чернышевского, на которую глубоко влияет православие. Таким
образом, если мы читаем этот роман с религиозной точки зрения, мы
получим много неожиданных результатов, но, несмотря на это,
Чернышевский – гуманист, и его внимание сосредоточено на человеке, а не на
Боге. В этом смысле роман можно рассматривать как атеистический под
христианским обликом, и настоящее мировоззрение Чернышевского того
времени – как материалистический атеизм.
Следует сначала упомянуть представления Чернышевского о будущем
обществе – «будет рай на земле». Здесь религия вытесняется
социалистической идеологией, а небеса перемещаются на землю, что на
самом деле оказывается попыткой Чернышевского найти замену
религиозному мировоззрению. Как бы видя, что религия не может решить
реальные проблемы общества и устранить зло на земле, Чернышевский
перестанет верить в загробное и вечное Царство, стремится к
преобразованию реального мира и искренне надеется построить рай на земле,
как конечную цель истории человечества, вместо христианской эсхатологии.
Что касается понятий греха, добра и зла, представления
Чернышевского противоречат религии. Основными учениями западного
христианства являются «первородный грех» и «искупление». По вопросам
существенной причины и способа снятия греха, Чернышевский
принципиально расходится с религией. Христианство относит грех к
человеческой природе, начиная с самого начала человечества, которого не
миновать даже святым. Христиане верят, что без Божьего спасения, никто не
в состоянии избавить от этого зла. Но Чернышевский не считает причину
греха в человеческой природе фатальной, она связана с социальной средой, и
даже сам человек был жертвой общества и эпохи. В методе снятия греха
Чернышевский придерживается и другого мнения, вообще не упоминает об
искуплении Христа и значении креста, вместо которых, он подчёркивает
«развитие», считает, что «в нем счастье». Чернышевский заостряет, что
человечество может самовосстанавливаться, самооптимизироваться,
самосовершенствоваться, в конечном итоге откроет новый мир, тогда злых не
будут. Он усиливает антропологизм и человеческую субъективную
активность до максимума. Суть его в том, что человечество не нуждается в
Божьем искуплении, оно само может искупить себя.
После окончания университета Чернышевский уже был атеистом. Не
смотря на это, мы не можем игнорировать тень религии, которая проявляется
в нем.
Во-первых, Чернышевский был разочарован христианством и Богом, но
не потерял веру, а просто заменил предмет веры другим. Верящий в
социальный прогресс и чудеса общества, он с религиозным энтузиазмом
пропагандировал приход светской утопии. «Религиозная энергия русской
души обладает способностью переключаться и направляться к целям,
которые не являются уже религиозными, напр., к социальным целям»1.
Революция стала его новой верой, и он распространял революционные идеи,
как миссионер. Бог в новой религии – это счастье человечества,
справедливость, братство и так далее. Чернышевский решительно выступал
против православия, но на самом деле против реальной православной церкви,
рассматривая ее как главный помощник царского самодержавия, однако, в
какой степени церкви представляют православие? В эпоху политических
потрясений того времени, он не успел полностью понять истину православия,
а сразу же был готов отрицать его под негативным влиянием социальной
среды. Новая религия, новый бог, к которому он относится с христианским
благочестием, по сути является социализмом, материализмом, атеизмом,
позитивизмом и нигилизмом.
Во-вторых, как говорит Н.А.Бердяев, «православие есть, прежде всего,
не доктрина, не внешняя организация, не внешняя форма поведения, а
Бердяев Н.А. Истоки и смысл русского коммунизма. Москва, 1990. С.9.
духовная жизнь, духовный опыт и духовный путь»1, религиозность
Чернышевского была скрыта и тесно связана с русской православной
традицией. В нем ощущалось сильное христианское влияние, и оставался
евангелистский дух. Чернышевский обладает полным самоотречением и
чистой душой, смешивая революционную деятельность с религиозной верой.
С сильной христианской самоотверженностью, он по своей охоте
пожертвовал собой ради блага народа, расценивая это как мученичество. В
этом смысле Чернышевский не выходил из православных традиций всю
жизнь.
Наверное, даже сам Чернышевский не мог сказать с точностью, в
глубине души он христианин или нет. Он проповедует атеизм, но в конце
концов не вышел из тени религии. С одной стороны, агитирует он за
«разумный эгоизм», который, казалось бы, противоречит христианскому
учению, но с другой стороны, он отдал все свой энтузиазм, и даже жизнь,
народу и преобразованию Родины. Его атеизм, его антирелигиозная
идеология, носят религиозную окраску.
Бердяев Н.А. Истина Православия. // Вестник русского заподно-европейского патриаршего экзархата.
Париж, 1952. С.4.
Исследования:
1. БердяевН.А.ИстинаПравославия.//Вестникрусского
западно-европейского патриаршего экзархата. Париж, 1952. № 11, С. 4-11.
2. Бердяев Н.А. Истоки и смысл русского коммунизма. М.: Наука. 1990.
3. Берлинер Г.О. Н.Г.Чернышевский и его литературные враги. / Под
ред. и с послесловием Л. Б. Каменева. М.; Л. 1930.
4. Вороницын И.П. Н.Г.Чернышевский и религия. М.: [б. и.], 1933.
5. Гуковский Г.А. Изучение литературного произведения в школе. М.,
Просвещение, 1966.
6. Демченко А.А. Н.Г.Чернышевский. Научная биография (1828-1858).
М.,- СПб, Петроглиф, 2015.
7. Демченко А.А. Н.Г.Чернышевский. Научная биография (1859-1889).
М.: РОССПЭН, 2019.
8. Демченко А.А. Николай Чернышевский в российской памяти и
критике. // Н.Г. Чернышевский: pro et contra. СПб: Издательство: РХГА. 2008.
9. Демченко А.А. Николай Чернышевский: К 180-летию со дня
рождения. // Известия Саратовского университета. 2009. Т.9. С.36-44.
10. Евгеньев-Максимов В.Е. Очерки по истории социалистической
журналистики в России XIX века. М.-Л.: ГИЗ, 1927.
11. Зернов Н.М. Русское религиозное возрождение XX века. 2-е, испр. –
Paris: YMCA-Press, 1991.
12. КанторВ.К.Срубленноедревожизни:СудьбаНиколая
Чернышевского. М.: Центр гуманитарных инициатив, 2016.
13. Лавров П.Л. Николай Гаврилович Чернышевский и ход развития
русской мысли. // Лавров П.Л. Философия и социология. Избранные
произведения в 2-х т. Том 2. М., «Мысль», 1965. С.657-670.
14. ЛебедеваЕ.Будетрайназемле.2009.
https://pravoslavie.ru/32491.html. (дата обращения 06.02.2019)
15. Лемке М.К. Эпоха цензурных реформ 1859-1865 гг. СПб.: Типо-лит.
“Герольд”, 1904.
16. Лопатин Г. Письмо Г.Лопатина Н.П.Синельникову от 15 февраля
1873 г. // Г. А. Лопатин (1845-1918). Автобиография. Показания и письма.
Статьи и стихотворения. Библиография, П., 1922.
17. Луначарский А.В. Статьи о Чернышевском. М.: Художественная
литература, 1958.
18. Н.Г. Чернышевский: pro et contra: личность и творчество Н.Г.
Чернышевского в оценке русских писателей, критиков: антология. / Отв. ред.
Д.К. Бурлака; сост., вступ. ст. и коммент. А.А. Демченко. – СПб.: Изд-во
РХГА, 2008.
19. Н.Г. Чернышевский в воспоминаниях современников в двух т. Том
I. Саратов: Саратовское книжное изд-во, 1959.
20. Н.Г. Чернышевский. Статьи, исследования и материалы: Сборник
научных трудов / Отв. ред. А.А. Демченко. – Саратов: изд-во «Техно-Декор»,
2015. Вып. 20.
21. ПалимпсестовИ.У.Н.Г.Чернышевский.Повоспоминаниям
земляка. // Русский архив, 1890. Кн.4. С.557-560.
22. Паперно И. Семиотика поведения: Николай Чернышевский –
человек эпохи реализма. М.: Новое литературное обозрение, 1996.
23. Пиксанов Н.К. Университетский диспут Чернышевского как
общественное событие // Н.Г.Чернышевский (1889-1939). Труды научной
сессии к пятидесятилетию со дня смерти. ЛГУ, 1941. С.20-33.
24. Пинаев М.Т. Н.Г.Чернышевский – романист и «новые люди» в
литературе 60-70-х годов. // История русской литературы. В 4-х томах. Том 3.
Л.: Наука, 1980. Глава вторая.
25. Покусаев Е.И. Н.Г.Чернышевский. Очерк жизни и творчества. М.:
Просвещение, 1976.
26. Пугачев В. Ценный сборник о Чернышевском. // Русская
литература. 1958. № 4. С.229-234.
27. Розенталь М. Философские взгляды Н.Г.Чернышевского. М.,
Государственное издательство политической литературы. 1948.
28. Сердюченко В. Футурология Достоевского и Чернышевского. //
Вопросы литературы. М., 2001. № 3. С.66-84.
29. Скрипилев Е.А. Чернышевский. М., Юридическая литература,
1979.
30. Стеклов, Ю.М. Н. Г. Чернышевский: его жизнь и деятельность:
1828-1889. Т. 1-2. М.- Л: Государственное издательство, 1928.
31. Сухов А.Д. Атеизм передовых русских мыслителей. М., Мысль,
1980.
32. Тамарченко Г.Е. “Что делать?” и русский роман шестидесятых
годов. // Н. Г. Чернышевский. Что делать? Л., “Наука”, 1975.
33. УильямБаркли.КомментарииБаркликНовомуЗавету.
http://abv.hristianski.net/pluginfile.php/705/mod_resource/content/2/Йоанруски.p
df. (дата обращения: 25.11.2018).
34. Фейербах Л. Сущность христианства. // Избранные философские
произведения.ТомII.М.:Государственноеизданиеполитической
литературы, 1955.
35. Чернов С. Н.Г. Чернышевский – учитель Саратовской гимназии. //
Н.Г. Чернышевский: Сборник. Неизданные тексты, статьи, материалы,
воспоминания. Саратов, 1926. С.170-191.
36. Чернышевский М.Н. Последние дни жизни Чернышевского. //
Былое. 1907. № 8.
37. Чешихин-Ветринский В.Е. Н.Г.Чернышевский. Пг., 1923.
38. Шелгунов Н.В. Воспоминания. М.-Пг., 1923.
39. Элиот Т. Единство европейской культуры. // Элиот Т. Избранное:
религия, культура, литература. М., РОССПЭН, 2004. С.164-186.
40. Юркевич П.Д. Из науки о человеческом духе. // Труды Киевской
духовной академии. Киев, 1860 г., № 4. С.367-511.
41. Ярославский Е. Николай Гаврилович Чернышевский. // О религии.
Москва, 1958. С. 293-297.
42. Ван Мэйци. Нигилизм в русской литературе в XIX веке. 2016. (на
китайском яз.)
43. Ли Биин. Роман Чернышевского «Пролог». 1981. (на китайском яз.)
44. Лэн Бин. Чернышевский. Шэньян, 2012. (на китайском яз.)
45. СиЦзиньпин.Моялюбовьклитературе.
http://culture.people.com.cn/n1/2016/1013/c1013-28777061.html.(дата
обращения 03.01.2019) (на китайском яз.)
46. Сян Сюйдянь. Философские взгляды Н.Г.Чернышевского. 1979. (на
китайском яз.)
47. Цзя Мин. Чернышевский и его знаменитый роман «Что делать».
1982. (на китайском яз.)
48. Чжан Цюхуа. О Чернышевском и русских крестьянах. 1980. (на
китайском яз.)
49. Чжу Гуанцянь. История западной эстетики. Пекин, 1979. (на
китайском яз.)
50. Ян Ян. Русский нигилизм на фоне идеологической истории. 2016.
(на китайском яз.)
Источники:
Последние выполненные заказы
Хочешь уникальную работу?
Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!