Роль цифровой дипломатии в формировании имиджа России среди внешних аудиторий
В работе исследованы вопросы использования инструментов цифровой дипломатии в международной политике. Выявлены особенности цифровой дипломатии, которые позволяют рассматривать ее как главное оружие «мягкой силы» в формировании имиджа государства. Основным отличием цифровой дипломатии от традиционной является специфическое коммуникативное пространство. Так, в рамках дискурса цифровой дипломатии коммуникативным пространством выступает интернет-пространство, а основными каналами коммуникации являются социальные сети, электронные СМИ, персональные блоги. Благодаря цифровой дипломатии страны, органы государственной власти и представители власти могут напрямую и без преград влиять на мнения иностранной аудитории.
Но, во время исследования, мы пришли к выводу, что в России еще не появились достаточно квалифицированные специалисты для качественной работы с инструментами цифровой дипломатии. Нынешние сотрудники данной сферы не совсем способны построить идеальные стратегии ведения социальных сетей, способные сформировать в глазах зарубежной аудитории положительный имидж страны.
Введение………………………………………………………………….…3
Глава I. Теоретические основы исследования имиджевой политики
государства…………………………………………………………………………7
§ 1.1. Имиджелогия в системе общественных наук……………………….7
§ 1.2. Современные направления исследований имиджевой политики..10
§ 1.3 Имидж государства как инструмент внешней политики………….16
Глава II. Основные виды и задачи дипломатии……………………….…26
§ 2.2. Основные виды и задачи дипломатии……………………………..26
§ 2.2. Цифровая дипломатия как элемент современной дипломатической
практики………………………………………………………………………….31
§ 2.3. Роль цифровой дипломатии в формировании имиджа государства
на международной арене…………………………………………………………34
Глава III. Цифровая дипломатия в контексте имиджевой политики
России…………………………………………………………………………….40
§ 3.1. Инструменты цифровой дипломатии России: общая
характеристика и специфика…………………………………………………….40
§ 3.2. Значение цифровой дипломатии в формировании имиджа России
среди внешних аудиторий………………………………………………………..51
Заключение…………………………………………………………….….73
Список использованных источников и литературы…………………….78
Актуальность исследования эффективности использования цифровой
дипломатии (интернет-платформа с различными социальными сетями) в
аспекте формирования имиджа Российской Федерации обуславливается тем,
какую оценку деятельности и улучшения может получить государство,
используя современные и актуальные для общественности средства массовой
коммуникации. Это может ускорить и упростить усваивание необходимой
информации, а также расширить круг ее распространения. А также тем, что
формирование позитивного имиджа России за рубежом признано одним из
ключевых внешнеполитических направлений последнего десятилетия.
Актуальность современных методов исследования цифровой
дипломатии также связана и с глобальным переносом информационных
материалов на электронные носители, при всем этом коммуникации с другими
странами также переходит на цифровую платформу, а аккаунты
представителей власти, государственных органов власти и т.д. становятся
важной и гибкой частью имиджа государств.
В современном мире дипломатия в социальных сетях также переняла и
проявления массовой интернет-культуры. Совершенствуется все – от формы
подачи информации (тексты, визуал) и до формы связи с коллегами
политиками.
В таком положении необходимо изучать все новые направления
цифровой дипломатии и ее инструментов, так как такие инновации ведут не
только к благоприятному развитию дипломатии и международных
коммуникаций в целом, но и к неизбежности появления больших рисков.
Степень разработанности проблемы. При проведении исследования мы
опирались на работы таких авторов, как Г.Г. Почепцов 1, Е.Н. Богданов2, С.А.
Почепцов, Г.Г. Имиджелогия / Почепцов, Г.Г. — М.: Рефл-Бук: Ваклер, 2002. — С. 389.
2
Богданов, Е.Н., Зазыкин, В.Г. Психологические основы «Паблик рилейшнз» / Богданов,
Е.Н., Зазыкин, В.Г. — СПб.: Питер, 2004. — С. 123.
Наумова3, А.Ю. Панасюк4, Н.В. Дорошина5, Г.Л. Тульчинский6, Т.Ю.
Быстрова7, М.В. Томилова8, Л.М. Митина, В.М. Шепель9.
Инструменты цифровой дипломатии находятся в постоянном
усовершенствовании и обновлении, что объясняет постоянное появление
новых функций и возможностей, которые могут быть использованы в работе
по формированию имиджа Российской Федерации.
Новизна научного исследования заключается в анализе работы
инновационных технологий формирования имиджа России, на примере
использования социальных сетей и интернет-сайтов.
Объект исследования – имидж Российской Федерации среди внешних
аудиторий.
Предмет исследования – влияние инструментой цифровой дипломатии
на формирование имиджа Российской Федерации среди внешних аудиторий в
период 2015-2021 гг.
Цель исследования – изучить роль цифровой дипломатии в процессе
формирования имиджа Российской Федерации среди внешних аудиторий.
Для достижения обозначенной цели в исследовании были поставлены и
последовательно решены следующие задачи:
Наумова, С.А. Имиджелогия / Наумова, С.А. — Томск: Том. политехн. ун-т, 2004. — С.
76.
4
Панасюк, А.Ю. Формирование имиджа: стратегия, психотехники, психотехнологии /
Панасюк, А.Ю. — М.: Омега-Л, 2009. — С. 130.
5
Дорошина, Н.В. Формирование имиджа государственных служащих в контексте
институциональных реформ / Н.В. Дорошина // Вопросы 44 совершенствования системы
государственного управления в современной России: межвузовский сборник научных
статей. —Москва, 2015. — С. 126.
6
Тульчинский, Г.Л. PR фирмы: технология и эффективность / Тульчинский, Г.Л. — М.:
Монография, 2000. — С. 293.
7
Быстрова, Т.Ю. Определение имиджа: аналитика и феноменология / Быстрова, Т.Ю. URL:
Аналитика и феноменология имиджа (1) | Быстрова Татьяна об имидже, философии
дизайна, архитектуре (taby27.ru) (дата обращения: 14.02.2021).
8
Томилова, М.В. Модель имиджа организации / Томилова, М.В. URL:
http://www.bizeducation.ru/library/marketing/4p/promo/pr/pr_tomilova.htm (дата обращения
13.05.2020).
9
Шепель, В.М. Имиджелогия. Как нравиться людям / Шепель, В.М. — М.: Народное
образование, 2012. — С. 469.
• выделить понятие «имиджа», его функций и структуры
• определить основные направления исследования имиджа
• обосновать функции имиджа страны как инструмента внешней
политики
• определить основные виды и задачи дипломатии
• выделить понятие «цифровая дипломатия» и дать ее основные
характеристики
• определить основные инструменты цифровой дипломатии
• проанализировать эффективность работы с инструментами цифровой
дипломатии в аспекте формирования имиджа России
В качестве эмпирической базы исследования была использована
информация о деятельности представительных органов власти Российской
Федерации, главных лиц российской политики, деятельность которых
ориентирована на международный класс. Нами были рассмотрены
официальные страницы в социальных сетях Instagram, Facebook, Twitter,
YouTube и т.д., проанализированы публикации и различные рубрики.
В рамках данной работы использовалось несколько методов научного
исследования: анализ научной литературы и событий, синтез, обобщение,
сравнительный подход и классификация полученных данных.
При помощи метода анализа изучено: определение имиджа, в процессе
формирования имиджа страны, государственных органов власти и
представителей власти; его основные компоненты, а также связь с
формированием международных коммуникаций. Также изучены понятий
«дипломатии» и «цифровой дипломатии», и определены их основные функции
и инструменты.
При помощи сравнительного подхода мы смогли проанализировать
основные интересующие нас аккаунты в социальных сетях и выделить
сходства и различия между ними, а также определить плюсы и минусы
стратегий введения страниц.
Теоретическая значимость исследования заключается в систематизации
и классификации научных знаний по тематике формирования имиджа страны,
Подводя итоги написания данного исследования, мы бы хотели
отметить, что все задачи, поставленные ранее, были выполнены.
Для достижения поставленной в начале работы цели мы:
• выделили понятие «имиджа», его функции и структуру
• определили основные направления исследования имиджа
• обосновали функции имиджа страны как инструмента внешней
политики
• определили основные виды и задачи дипломатии
• выделили понятие «цифровая дипломатия» и дали ее основные
характеристики
• определили основные инструменты цифровой дипломатии
• проанализировали эффективность работы с инструментами цифровой
дипломатии в аспекте формирования имиджа России
Тем самым, цель была достигнута. Мы выявили эффективность
использования инструментов цифровой дипломатии в аспекте формирования
имиджа Российской Федерации, и сделали несколько выводов, которые
приведем ниже.
В первой главе мы определили, что имидж страны, зависит от
совокупностей имиджей всех элементов в него входящих, и от прямо
проецируемого отношения общественности к государственной политики в
целом. Вывели самое оптимальное определение имиджа: имидж — это общее
восприятие общественностью какой-либо личности (лидера, руководителя),
организации, государственного органа и страны, формирующееся на основе
хранящейся в памяти социума информации о различных сторонах
деятельности носителя имиджа, а также на основе стереотипных
представлений общества, его системы ценностей, зависящее в том числе от
опыта взаимодействия с носителем имиджа (если таковое было).
Также можно отметить, что имидж состоит из нескольких элементов, с
каждым из которых надо работать отдельно. Например, в создании имиджа
сотрудников государственного органа власти и имиджа лидера важно
учитывать личностные и профессиональные характеристики.
Также можно сказать, что формирование эффективного имиджа России
стоит начать с изучения общих требований и приведении образа в
соответствии с ними к полноценной картине.
Во второй главе, исходя из проанализированных точек зрения,
определили понятие дипломатии: это официальная деятельность лидеров
государства, его представителей, органов власти и государственных структур,
направленная на взаимодействие с обществом других стран с целью защиты
интересов своего государства в международных отношениях, реализации
задач внешней политики и обеспечения верного восприятия обществом других
стран идеалов и идей своего государства, которое ведет к созданию его
благоприятного имиджа среди внешних аудиторий. А также вывели понятие
цифровой дипломатии: использование информационно-коммуникационных
технологий, в том числе различных интернет-площадок и социальных сетей,
для содействия государственным органам при осуществлении ими функций и
коммуникаций по вопросам, связанным с внешней политикой, для прямого
взаимодействия с зарубежной аудиторией: для влияния на формирование у нее
нужного впечатления о стране (создание положительного имиджа государства
среди обществ других стран), для обеспечения понимания зарубежными
пользователями идей, идеалов и ценностей государства.
Также определили, что целью цифровой дипломатии при формировании
международного имиджа государства является положительное для имиджа
государства влияние на коммуникацию с внешней аудиторией.
Соответственно, задачами цифровой дипломатии в этом плане являются:
— влияние на формирование у аудитории нужного впечатления о стране
(создание положительного имиджа государства среди обществ других стран);
— обеспечение понимания и принятия зарубежными пользователями
идей, идеалов и ценностей государства.
В третьей главе нами были изучены несколько видов инструментов
цифровой дипломатии на основе инновационных PR-инструментов, и их
использование в формирование имиджа Российской Федерации. Мы сделали
вывод, что, когда появляются инновационные технологии, общество учиться
быстро, воспринимать информацию в новом формате.
Стоит обозначить, что социальные сети, видеохостинги, мессенджеры и
прочие электронные площадки Web 2.0 уже считаются абсолютно мощным
орудием проведения агитационно-разъяснительной работы официальных
дипломатических ведомств. Эти интернет-площадки позволяют не только
продвигать определенную “мягкую силу” вовне, но и создавать вполне
реальную политическую и информационную повестку, влиять на
общественное мнение, координировать антиправительственную деятельность
в зарубежных государствах.
Развитие цифровой дипломатии в целом является последствием
целенаправленного технического прогресса и современной глобализации. Это
вносит определенные коррективы в дипломатический протокол и этикет, в
способы коммуникации дипломатических ведомств с аудиторией и друг с
другом.
Успех Российской Федерации в общем пространстве во многом будет
зависеть от приведения в жизнь собственной digital diplomacy и использования
современных PR-инструментов.
И к последнему выводу из третьей главы мы пришли благодаря анализу
эффективности инновационных PR-инструментов в аспекте формирования
имиджа Российской Федерации, как в целом, так и на внешних аудиториях.
Мы проанализировали работы на интернет-площадках трех органов
государственной власти и личные страницы одного из представителей
правительства России, тем самым получив общую картинку того, как
инновационные PR-инструменты работают в данной системе в целом. А также
проанализировали рейтинги и опросы, касающиеся того, как Россия выглядит
в глазах иностранных аудиторий.
На наш взгляд, в России еще не появились достаточно
квалифицированные специалисты для качественной работы с инструментами
цифровой дипломатии. Нынешние сотрудники данной сферы не совсем
способны построить идеальные стратегии ведения социальных сетей,
способные сформировать в глазах зарубежной аудитории положительный
имидж страны.
Можно сказать, что, изучив все аспекты формирования имиджа страны
и проанализировав несколько вариантов использования инновационных PR-
инструментов, мы можем сделать вывод, что наиболее эффективные PR-
инструменты, формирующие образ России, на данный момент, – это
официальный сайт Россотрудничества, некоторые аккаунты органов
государственной власти и единицы личных аккаунтов представителей власти.
И в заключении, мы бы хотели дать несколько рекомендаций, которые
могли бы улучшить работу с инструментами цифровой дипломатии,
формирующими имидж России.
1. Следует контролировать не только официальные аккаунты разных
структур и персон, но и «лживые» странички. Конечно, чаще всего, на
официальных сайтах присутствуют ссылки на все социальные сети, но
половина заходов в них происходит через поисковик. Тогда в многообразии
вариантов человек может перейти не на официальную страничку организации
или интересующего представителя власти, следовательно, в данном случае
возрастает риск получения недостоверной и непроверенной информации.
2. В некоторых социальных сетях стоит ввести четкую теговую систему,
чтобы аудитория могла ориентироваться во всех публикациях и находить
только самое интересное и важное для них. А самое главное, теговая система
должна носить международный характер, чтобы у иностранной аудитории
была возможность находить информацию также легко и свободно.
3. В дополнение ко второму пункту, хотелось бы отметить то, что
следует акцентировать внимание уже на переведенных на другой язык текстах,
или сопровождать каждую публикацию и материал ссылкой на иностранный
вариант прочтения. Так аккаунты смогут позволить себе привлекать
зарубежную аудиторию с большей активностью, так как для этого будут
созданы все условия.
4. Необходимо обратить пристальное внимания на все возможности
инновационных PR-инструментов. Используя их по максимуму,
представители России в цифровой дипломатии смогут получить самую
высокую эффективность от данных технологий. Возможно, стоит нанимать
узконаправленных специалистов, которые будут заниматься той или иной
технологией, но при этом разбираться в ней на высшем уровне.
ЛИТЕРАТУРЫ
1. Анхольт, С. Создание бренда страны / С. Анхольт // Бренд-
менеджмент. — 2007 №1. — С. 57–64.
2. Аржанова, К.А. Социально-психологический подход к определению
персонального имиджа политического лидера / К.А. Аржанова // Вестник
университета. — 2015 №2. — С. 276–278.
3. Асмолов, А.Г. Психология личности / Асмолов, А.Г. — М.: Изд-во
МГУ, 1990. — 367 с.
4. Атаманская,К.И.Эволюциядефиниции имиджав научных
исследованиях / К.И. Атаманская // Приоритетные научные направления: от
теории к практике. — 2015 №17. — С. 10–14.
5. Батурин, Л.М. Экономическая дипломатия в мировой политике:
история и современность / Л.М. Батурин // Вестник Южно-Уральского
государственного университета. — 2014 №3. — С. 54–56.
6. Берд, П. Социально-психологические факторы профессиональной
подготовки государственных служащих / Берд, П. — М., 1998. — 112 с.
7. Блажнов, Е.А. Public Relations. Приглашение в мир цивилизованных
рыночных и общественных отношений / Блажнов, Е.А. — М.: ИМА-пресс,
1994. — 157 с.
8. Блэк, С. Паблик рилейшнз. Что это такое? / Блэк, С. — М.: Модино
пресс, 1989. — 240 с.
9. Богданов, Е.Н., Зазыкин, В.Г. Психологические основы «Паблик
рилейшнз» / Богданов, Е.Н., Зазыкин, В.Г. — СПб.: Питер, 2004. — 208 с.
10.Бондарева, Л.В. Динамика политического имиджа России в
качественной прессе США: дис. … канд. полит. наук / Бондарева, Л.В. — М.,
2007. — 144 с.
11.Бондаренко,Ю.Ю.Институтдипломатиииевропейская
интеграция / Ю.Ю. Бондаренко // Известия Российского государственного
педагогического университета им. А.И. Герцена. — 2012 №150. — С. 131–142.
12.Браун, Л. Имидж. Путь к успеху / Браун, Л. — СПб.: Питер, 1996.
— 192 с.
13.Булько, А.Н. Современный словарь иностранных слов / Булько,
А.Н. — М.: Мартин, 2005. — 215 с.
14.Быстрова, Т.Ю. Определение имиджа: аналитика и феноменология
/ Быстрова, Т.Ю. URL: Аналитика и феноменология имиджа (1) | Быстрова
Татьяна об имидже, философии дизайна, архитектуре (taby27.ru) (дата
обращения: 14.02.2021).
15.Василенко И. А. Имидж России: концепция национального и
территориального брендинга; под ред. И. А. Василенко ; Московский гос. ун-
т им. М. В. Ломоносова, Фак. политологии, Каф. российской политики. – 2-е
изд., доп. и перераб. – Москва : Экономика, 2014. – 246 с.
16.Ваховский,А.М.Интернет-пространство:эволюцияформ
политическогоучастия/А.М.Ваховский//ИзвестияТульского
государственного университета. — 2016 №3. — С. 13–21.
17.Вилков,А.А.Проблематикаобщественнойдипломатиив
политическом и научном дискурсе современной России / А.А. Вилков //
Известия Саратовского университета. — 2018 №2. — С. 184–188.
18.Гамалеева М. Формирование образа России как аспект публичной
внешней политики / http://www. advertology.ru/index. php?name=News&fi
le=article&sid=33457. (дата обращения – 14.04.2021).
19.Ганчеренок, И. К вопросу об имиджелогии государства / И.
Ганчеренок // Наука и инновации. — 2016 №1 (155). — С. 35–38.
20.Гасанов, И.Б. Понятие политического имиджа в социальной
психологии/И.Б.Гасанов,М.А.Устюгов//Психопедагогикав
правоохранительных органах. — 2008 №2 (33). — С. 16–18.
21.Головин, С.Ю. Словарь практического психолога / Головин, С.Ю.
— М.: Харвест, 1997. — 134 с.
22.Гринберг, Т.Э. Политическая реклама: портрет лидера / Гринберг,
Т. — М.: Б.И., 1995. — 103 с.
23.Громова,Т.Н.СтруктурамедиаобразаРоссии:
внешнеполитический аспект / Т.Н. Громова // Знак: проблемное поле
медиаобразования. — 2016 №4 (21). — С. 62–66.
24.Гурбангельдыев,Д.Культурнаядипломатия—язык
межнациональногодиалога/Гурбангельдыев,Д.URL:
http://www.turkmenistan.gov.tm/?id=1018 (дата обращения: 18.04.2021).
25.Дворковая, М.В. Политическая имиджелогия как наука и практика
/ М.В. Дворковая // Наука и современность. — 2014 №30. — С. 56–60.
26.Долинский, А.В. Эволюция теоретических оснований публичной
дипломатии / А.В. Долинский // Вестник МГИМО Университета. — 2011 №2.
— С. 275–280.
27.Дорошина,Н.В.Формированиеимиджагосударственных
служащих в контексте институциональных реформ / Н.В. Дорошина //
Вопросы 44 совершенствования системы государственного управления в
современной России: межвузовский сборник научных статей. —Москва, 2015.
— С. 123–129.
28.Доценко, Е.Л. Психология манипуляции: феномены, механизмы и
защита / Доценко, Е.Л. — М.: ЧеРО, Издательство МГУ, 1997. — 344 с.
29.Егорова-Гантман, Е.В. Имидж лидера / Егорова-Гантман, Е.В.,
Абашкина, Е.Б. — М.: Знание, 2004. — 69 с.
30.Ермаков, Ю.А. Манипуляция личностью: смысл,приемы,
последствия / Ермаков, Ю.А. — Екатеринбург: Издательство Урал. ун-та,
1995. — 203 с.
31.Зазыкин, В.Г. Психология «паблик рилейшнз», или психология
эффективного PR / Зазыкин, В.Г., Захарова, С.Е. — М.: Белый ветер, 2017. —
484 с.
32.Зегонов, О.В. СМИ vs Россия: возможен ли диалог? / Зегонов, О.В.
URL: Тезисы (asu.ru) (дата обращения: 27.02.2021).
33.Зиновьева, Е.С. Международная информационная безопасность /
Зиновьева, Е.С. — М.: МГИМО-Университет, 2013. — 278 с.
34.Золотарев, А.Л. Имидж руководителя органов внутренних дел /
А.Л. Золотарев // Вестник Чувашского университета. — 2013 №2. — С. 78–80.
35.Иванникова, О.В. Восприятие имиджа кандидата в избирательной
кампании: дис. … канд. психол. наук / Иванникова, О.В. — М., 2002. — 224 с.
36.Карнеги, Д. Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей
/ Карнеги, Д. — М.: Поппури, 2018. — 352 с.
37.Киселев, И.Ю. Проблема образа государства в международных
отношениях: конструктивистская парадигма / И.Ю. Киселев // Политическая
экспертиза: ПОЛИТЭКС. — 2007 №3. — С. 253–260.
38.Кокоева, К. Цифровая дипломатия как инструмент внешней
политики / К. Кокоева // Скиф. Вопросы студенческой науки. — 2020 №5 (45).
— С. 321–326.
39.Королько, В.Г. Основы паблик рилейшнз / Королько, В.Г. — М.:
Рефл-бук, Ваклер, 2000. — 530 с.
40.Кошмаров, А.Ю. Репутация политического лидера в социальных
коммуникациях: дис. … канд. психол. наук / Кошмаров, А.Ю. — М., 2003. —
164 с.
41.Кудинова,Е.С.Лингвистическиеиэкстралингвистические
критерии успешности имиджа современных политиков / Е.С. Кудинова, Е.А.
Юкляева // Вестник Московского государственного лингвистического
университета. Гуманитарные науки. — 2021 №4 (846). — С. 95–103.
42.Кузьмин, Э.Л. Протокол и этикет дипломатического и делового
общения / Кузьмин, Э.Л. — М.: Дипломатическая академия МИД России,
1996. — 345 с.
43.Латынов, В.В. Психология коммуникативного воздействия /
Латынов, В.В. — М.: Институт психологии РАН, 2013. — 368 с.
44.Лебедева, Т.П. Имидж государства в мировом политическом
пространстве: структурные модели формирования / Т.П. Лебедева, Т.А.
Михайленко // Вестник Московского университета. — 2011 №1. — С. 13–28.
45.Лебон, Г. Психология социализма / Лебон, Г. — М.: Социум, 2019.
— 476 с.
46.Леви-Брюль, Л. Сверхъественное в первобытном мышлении /
Леви-Брюль, Л. — М.: Педагогика-Пресс, 1994. — 602 с.
47.Люшер, М. Сигналы личности. Ролевые игры и их мотивы /
Люшер, М. — Воронеж: МОДЭК, 1993. — 152 с.
48.Макиавелли, Н. Государь / Макиавелли, Н. — М.: Азбука, 2016. —
512 с.
49.Манякина, Е.И. Политический лидер. Процесс формирования
имиджа: автореф. дис. … канд. полит. наук / Манякина, Е.И. — М., 1994. — 22
с.
50.Мелокнян, Н.А. Социологические исследования как условие
эффективности технологий политического имиджмейкинга / Н.А. Мелокнян //
Социология и право. — 2012 №2 (12). — С. 5–10.
51.Надточий, З.Ю. Концептуальное оформление имиджелогии / З.Ю.
Надточий // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. —
2019 №10 (1). — С. 118–121.
52.Найдыш, В.М. Философия мифологии XIX–XX вв. / Найдыш, В.М.
— М.: Альфа-М, 2004. — 544 с.
53.Наумова, С.А. Имиджелогия / Наумова, С.А. — Томск: Том.
политехн. ун-т, 2004. — 119 с.
54.Никонов В. Слово главного редактора // Стратегия России 2011, №
11. С. 3
55.Оганджанян, А.А. Конструирование имиджа политического
деятеля средствами массовой информации в условиях политической
конкуренции(напримерегубернатораСтавропольскогокраяВ.В.
Владимирова) / А.А. Оганджанян // Знак: проблемное поле медиаобразования.
— 2016 №3 (20). — С. 80–85.
56.Огилви, Д. О рекламе / Огилви, Д. — М.: Манн, Иванов и Фербер,
2017. — 304 с.
57.Ольшанский, Д.В. Политический PR / Ольшанский, Д.В. — М.:
Питер, 2003. — 544 с.
58.ОфициальныйаккаунтМарииЗахаровойвInstagram
[Электронный ресурс].: – https://www.instagram.com/mzakharovamid/. – (дата
обращения 07.05.2021)
59.Официальный аккаунт МИД России в Instagram [Электронный
ресурс].: – https://www.instagram.com/mid.rus/. – (дата обращения 07.05.2021).
60.Панасюк, А.Ю. Формирование имиджа: стратегия, психотехники,
психотехнологии / Панасюк, А.Ю. — М.: Омега-Л, 2009. — 266 с.
61.Петрова, Е.А. Имиджелогия / Петрова, Е.А. — М.: РИЦ АИМ,
2011. — 202 с.
62.Почепцов, Г.Г. Имиджелогия / Почепцов, Г.Г. — М.: Рефл-Бук:
Ваклер, 2002. — 574 с.
63.Семененко, И.С. Образы и имиджи в дискурсе национальной
идентичности / И.С. Семененко // Полис. — 2008 №5. — С. 7–18.
64.Сизарев, Д.С. «Мягкая сила» публичной дипломатии Группы
семи/восьми / Д.С. Сизарев // Ярославский педагогический вестник. — 2014
№3. — С. 112–118.
65.Спиллейн, М. Создайте свой имидж / Спиллейн, М. — М.: Олма-
пресс, 1996. — 152 с.
66.Сурма, И.В. Цифровая дипломатия в мировой политике / И.В.
Сурма // Государственное управление. Электронный вестник. — 2015 №49. —
С. 220–249.
67.Сэмпсон, Э. Бизнес-презентация: Творческие идеи для блестящего
выступления / Сэмпсон, Э. — М.: Альпина Бизнес Букс, 2006. — 202 с.
68.Татаринова, Ю.Н. Политический имидж политической элиты
сквозь призму электоральных предпочтений / Ю.Н. Татаринова, И.К.
Харичкин // Вестник университета. — 2012 №4. — С. 44–49.
69.Телятник, Т.Е. Перспективы развития политической имиджелогии
/ Т.Е. Телятник // Наука Красноярья. — 2016 №2 (25). — С. 142–152.
70.Титова, Е.П. Структура корпоративного имиджа / Е.П. Титова //
Библиотечное дело — 2002. Библиотечное образование и практика: поиски
взаимопонимания. — 2002. — С. 190–191.
71.Томилова, М.В. Модель имиджа организации / Томилова, М.В.
URL: http://www.bizeducation.ru/library/marketing/4p/promo/pr/pr_tomilova.htm
(дата обращения 13.05.2020).
72.Торшина, К.А. Особенности дискурса цифровой дипломатии на
современном этапе / К.А. Торшина // Коммуникология: электронный научный
журнал. — 2019 №3. — С. 30–36.
73.Тульчинский, Г.Л. PR фирмы: технология и эффективность /
Тульчинский, Г.Л. — М.: Монография, 2000. — 426 с.
74.Федоркина, А.П. Проблемы имиджа в контексте социального
психоанализа / А.П. Федоркина, Р.Ф. Ромашкина // Имидж госслужбы: сб.
науч. тр. — М.: РАГС, 1998. — С. 83–89.
75.Флоровский Г.В. Письмо к П. Струве об евразийстве // Из
прошлого русской мысли. М.,1998. С. 126.
76.Фурс, Р.Ф. Имидж политического лидера: психологическая
структура и пути реализации: дис. … канд. психол. наук / Фурс, Р.Ф. — М.,
1996. — 256 с.
77.Халитова, Е.Ю. Политический имидж политика в контексте
концепции харизматического лидерства / Е.Ю. Халитова, Е.А. Слинько //
Среднерусский вестник общественных наук. — 2017 №5. — С. 163–169.
78.Хансон, Ф. Публичная дипломатия и управление информацией /
Хансон, Ф. URL: http://e-gov.by/themes/best-practices/osnovy-ediplomacy-chast-
3 (дата обращения: 02.09.2021).
79.Цветкова, Н.А. Феномен цифровой дипломатии в международных
отношениях и методология его изучения / Н.А. Цветкова // Вестник РГГУ. —
2020 №2. — С. 37–47.
80.Черёмушникова, И.К. Проблема определения центрального
понятия имиджелогии / И.К. Черёмушникова // Известия Волгоградского
государственного педагогического университета. — 2008 №8. — С. 67–70.
81.Чистяков, Д.И. Динамика взаимодействия массмедиа и общества в
коммуникативном пространстве / Д.И. Чистяков // Вестник МГИМО
Университета. — 2013 №3 — С. 234–240.
82.Шамугия, И.Ш. Понятие «публичная дипломатия» в теории
международных отношений / И.Ш. Шамугия // Актуальные проблемы
современных международных отношений. — 2017 №10. — С. 136–142.
83.Шахуд, З. Цифровая дипломатия МИД РФ в странах арабского
мира / З. Шахуд // Общество: политика, экономика, право. — 2019 №10 (75).
— С. 15–19.
84.Шепель, В.М. Имиджелогия / Шепель, В.М. — М.: Народное
образование, 2002. — 254 с.
85.Шепель, В.М. Имиджелогия. Как нравиться людям / Шепель, В.М.
— М.: Народное образование, 2012. — 644 с.
86.Штанько, М.А. Национальный бренд как основа государственного
имиджа / М.А. Штанько // Международный научно-исследовательский
журнал. — 2015 №7 (38). — С. 89–90.
87.Юнг, К.Г. Архетипы и коллективное бессознательное / Юнг, К.Г.
— СПб.: АСТ, 2021. — 224 с.
88.Яковлев, Е.В. Педагогическая концепция: методологические
аспекты построения / Яковлев, Е.В. — М.: ВЛАДОС, 2006. — 239 с.
89.Яковлев, И.П. Стратегические компоненты имиджа / И.П. Яковлев
// Имидж государства/региона: современные подходы: новые идеи в теории и
практике коммуникации; ред. Д.П. Гавра. — СПб.: Роза мира, 2009. — 264 с.
— С. 18–33.
90.Best Countries 2020 (global rankings, international news and data
insights) от U.S. News & World Report URL: https://www.usnews.com/media/best-
countries/overall-rankings-2020.pdf (дата обращение: 20.05.2021).
91.Bernays, E. Public Relations / E. Bernays. — Boston: Bellman
Publishing Company, 1945. — 456 p.
92.Cull, N. ‘Public Diplomacy’ Before Gullion: The Evolution of a Phrase
/Cull,N.URL:
http://uscpublicdiplomacy.org/blog/060418_public_diplomacy_before_gullion_the
_e volution_of_a_phrase (дата обращения: 15.03.2021).
93.Hans, T. Communicating with the world: U.S. Public Diplomacy
Overseas / T. Hans. — N. Y.: Palgrave Macmillan, 1990. — 332 p.
94.Kelley, J.R. Between ‘Take-offs’ and ‘Crash Landings’: Situational
Aspects of Public Diplomacy / J.R. Kelley. — N. Y.: Rougledge, 2009. — 274 p.
95.Nation Brands 2020: URL: https://brandirectory.com/rankings/nation-
brands/ (дата обращения: 03.05.21).
96.Nation Brands Index 2020. URL: https://www.ipsos.com/en/nation-
brand-index-2020 (дата обращения: 23.05.2021).
97.Nye, J.S. Soft Power: The Means to Success in World Politics / J.S. Nye
// N.Y.: Public Affairs, 2005. — 305 p.
98.Pew Research Centre – Views of Russia and Putin remain negative
across 14 nations: https://www.pewresearch.org/fact-tank/2020/12/16/views-of-
russia-and-putin-remain-negative-across-14-nations/.(датаобращение:
13.05.2021)
99.What is Public Diplomacy? // The Edward R. Murrow Center of Public
Diplomacy.TheFletcherSchool.TuftsUniversity.URL:
http://fletcher.tufts.edu/murrow/diplomacy (дата обращения: 11.03.2021).
Последние выполненные заказы
Хочешь уникальную работу?
Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!