Правовой анализ методов управления кредитной организацией в предбанкротном состоянии

Попова Анастасия Трофимовна
Бесплатно
В избранное
Работа доступна по лицензии Creative Commons:«Attribution» 4.0

АННОТАЦИЯ
на выпускную квалификационную работу
студента магистратуры по программе «Юрист в сфере финансового рынка» Поповой Анастасии Трофимовны на тему «Правовой анализ методов управления кредитной организацией в предбанкротный период»

Цель и задачи исследования:
– теоретическое и научно-практическое исследование применения мер, направленных на предупреждение банкротства кредитных организаций;
– определение содержания понятия антикризисного управления и взаимосвязанных понятий;
– краткая характеристика мер, направленных на предупреждение банкротства кредитных организаций;
– характеристика правового положения и полномочий Банка России, ООО «Управляющая компания Фонда консолидации банковского сектора», ГК «Агентство по страхованию вкладов»;
– анализ правоприменительной практики по вопросам осуществления мер по предупреждению несостоятельности кредитных организаций.
Основные выводы:
1. Вопрос изучения и применения механизмов антикризисного регулирования в последнее время поднимается в доктрине и на практике все чаще, в силу чего необходимо сформулировать легальное понятие антикризисного регулирования и однозначно определить перечень мер, подпадающих под это понятие.
2. Применение каждой из мер по предупреждению банкротства кредитной организации должно быть обосновано и соответствовать принципам реализации указанных мер. В том числе необходимо соблюдать строго регламентированный порядок принятия решений о применении тех или иных мер по предупреждению банкротства кредитных организаций, что не всегда происходит на практике.
3. Новый механизм санации предоставляет Банку России возможность поддерживать банки, не допуская их банкротства, тем самым обеспечивая стабильность банковского сектора и экономики стран в целом.
4. На практике была выявлена проблема несоблюдения принципов правовой определенности и положений доктрины защиты законных ожиданий, предусмотренных закрепленным правовым регулированием, что свидетельствует о необходимости совершенствования законодательства в данной сфере.
5. При применении норм, предусмотренных новым регулированием, в том числе положения, закрепленные в пп. 4 п. 12 ст. 189.49 ФЗ о несостоятельности, невозможно достижение абсолютной справедливости и соблюдении прав и законных интересов субъектов правоотношений, в связи с чем необходимо предусмотреть более детализированное регулирование.
6. Реализация нового механизма санации на практике показала положительный результат. Основная цель создания ООО «УК ФКБС», а именно предупреждение банкротства кредитных организаций, достигнута в отношении санируемых банков. Однозначно утверждать об эффективности нового механизма на данный момент невозможно, поскольку действительный результат можно будет определить в случае бесперебойного функционирования ранее санируемой кредитной организации в случае невозникновения оснований для применения мер по предупреждению банкротства либо оснований для признания кредитной организации банкротом не по вине контролирующих кредитную организацию лиц.
7. Преимуществом нового механизма является возможность обеспечения непрерывной деятельности банка при проведении санации. Соответственно, отсутствует риск нарушения имущественных прав вкладчиков и контрагентов проблемного банка при одновременном повышении финансовой устойчивости за счет средств Фонда консолидации банковского сектора, формируемого за счет денежных средств Банка России.

Введение …………………………………………………………………………………………………… 3
Глава 1. Правовое регулирование мер по предупреждению банкротства
кредитных организаций в системе российского законодательства ……….. 8
1.1. Понятие антикризисного регулирования, соотношение смежных и
взаимосвязанных понятий ……………………………………………………………………….. 8
1.2. Краткая характеристика мер, направленных на предупреждение
банкротства кредитных организаций ……………………………………………………… 17
Глава 2. Правовой статус некоторых субъектов правоотношений по
предупреждению банкротства кредитных организаций………………………. 34
2.1. Полномочия Центрального Банка Российской Федерации при
осуществлении мер по предупреждению банкротства кредитных
организаций ………………………………………………………………………………………….. 34
2.2. Правовое положение ООО «Управляющая компания Фонда
консолидации банковского сектора» ……………………………………………………… 38
2.3. Правовое положение Государственной корпорации Агентство по
страхованию вкладов …………………………………………………………………………….. 51
Глава 3. Проблемы применения на практике положений об
осуществлении мер по предупреждению банкротства банков с участием
Банка России и АСВ ………………………………………………………………………………. 56
Заключение …………………………………………………………………………………………….. 67
Список использованной литературы …………………………………………………….. 72

Количество применяемых санационных мер с участием публично- правового элемента в отношении кредитных организаций свидетельствует об отсутствии стабильности в банковском секторе. В связи с возросшим количеством нарушений требований и нормативов, устанавливаемых Банком России, возникает необходимость оперативного реагирования со стороны контрольно-надзорного органа, в том числе посредством правовых механизмов, предусмотренных законодательством о несостоятельности.
При этом, в силу того, что кредитные организации в совокупности с Центральным Банком Российской Федерации и представительствами иностранных банков, применительно к положениям ст. 2 Федеральный закон от 02.12.1990 No 395-1 “О банках и банковской деятельности”1 (далее – Закон о банках и банковской деятельности) представляют собой банковскую систему Российской Федерации, в гражданско-правовые отношения, одним из субъектов которых являются кредитные организации, вовлечен широкий круг лиц, права и законные интересы которых необходимо учитывать при возникновении оснований для применения санационных мер, инициировать процедуру банкротства кредитной организации по аналогии с юридическими лицами, не относящимися к особым категориям должников, для которых предусмотрен специальный порядок проведения процедур банкротства, нецелесообразно и нелогично. В случае, когда кредитная организация формально отвечает признакам неплатежеспособности, либо когда в результате оценки финансового состояния кредитной организации выявляются нарушения нормативов, установленных Центральным Банком Российской Федерации, сразу вводить процедуры, применяемые в рамках банкротства, представляется чрезмерным и преждевременным, поскольку в данном случае затрагивается не только частноправовой интерес, но и
1 О банках и банковской деятельности [Электронный ресурс] : федер. закон от 02 декабря 1990 г. No 395-1 // Собр. законодательства Рос. Федерации 1996. No 6. Ст. 492 (в ред. От 27 декабря 2018 г.). Доступ из справ.- правовой системы «Консультант Плюс».
3
публичный. Субъекты банковского сектора взаимосвязаны, должное функционирование каждого из них оказывает влияние на качество организации банковского сектора в целом, при этом не имеет значение отнесение проблемной кредитной организации к системно значимым, любая кредитная организация, в особенности обладающая лицензией на привлечение во вклады денежных средств физических лиц, вовлечена в широкий круг частно-правовых и публично-правовых отношений, способствует стабильности банковского сектора. В связи с чем, представляется необходимым проводить ряд санационных мер с участием Банка России, как субъекта, осуществляющего контрольно-надзорные, регулирующие функции.
Стабильное функционирование банковского сектора во многом зависит от направленности политики Банка России. В настоящее время прослеживается тенденция к ужесточению контроля за соблюдением кредитными организациями всех нормативов, устанавливаемых Центральном Банком Российской Федерации, к увеличению скорости реагирования Банка России на нарушение кредитными организациями положений законодательства и актов, издаваемых Центральным Банком Российской Федерации. Кроме того, активно разрабатываются и внедряются новые способы воздействия Банка России на банковский сектор, в том числе возможность его непосредственного участия в осуществлении мер по предупреждению банкротства банков. Последние изменения, касающиеся указанных обстоятельств, были учтены при исследовании данной работы, а некоторые, имеющие наибольшее значение непосредственно для исследования, раскрыты более подробно.
Актуальность темы исследования состоит в том, что необходимость закрепления новых механизмов, направленных на предупреждение и предотвращение банкротства кредитных организаций, должна быть обоснована, ввиду чего вносимые в законодательство изменения подлежат
4

анализу на предмет целесообразности, поскольку закрепление нового регулирования предполагает неэффективность существующих методов, а также на возможность возникновения коллизий при применении правовых норм. При этом следует критически относиться к каждой новой норме, предполагающей решение проблемных вопросов, для которых уже предусмотрены неоднократно применяемые на практике правила поведения субъектов правоотношений, поскольку в таком случае неизбежно будет возникать вопрос о применимости той или иной нормы, что может привести к появлению споров между участниками проблемных отношений. Таким образом, необходимо провести сравнительный анализ методов управления проблемной кредитной организацией в добанкротный период, предусмотренных законодательством о несостоятельности, с целью выявления оптимального действенного способа устранения обстоятельств, послуживших основанием для применения мер по предупреждению банкротства кредитных организаций.
Объектом исследования являются отношения, возникающие при применении мер по предупреждению банкротства кредитной организации.
Предмет исследования данной работы составляет российское законодательство, регулирующее отношения, возникающие в связи с применением мер по предупреждению банкротства кредитных организаций, а также материалы судебной практики.
Степень разработанности темы исследования.
Проблематика применения мер, направленных на предупреждение банкротства кредитных организаций, исследуется в отечественной юридической науке. Однако следует отметить, что проблематике применения мер санационного характера уделяется меньше внимания, чем исследованию процедур, применяемых при банкротстве кредитной организации. Тем не менее, поскольку нормы, регулирующие правоотношения, возникающие в
5

связи с применением мер по предупреждению банкротства кредитных организаций, составляют неотъемлемую часть специального регулирования особой категории должников, представляется необходимым рассматривать указанные нормы в неразрывной связи с положениями законодательства о банкротстве, в частности с положениями о несостоятельности кредитных организаций.
Отдельные вопросы особенностей несостоятельности кредитных организаций рассмотрены в работах дореволюционного периода, в том числе такими учеными, как А.Х. Гольмстен, К.И. Малышев, Г.Ф. Шершеневич и др.
Теоретическую основу исследования составили труды таких ученых, как А.Г. Гузнов, Л.Г. Ефимова, С.А. Карелина, А.Л. Комолов, А.Я. Курбатов, В.Г. Крылов, Е.Б. Лаутс, Д.А. Петров, В.Ф. Попондопуло, Т.Э. Рождественская, А.Ю. Самохвалова, М.В. Телюкина, Г.А. Тосунян.
Целью настоящей работы является теоретическое и научно- практическое исследование применения мер, направленных на предупреждение банкротства кредитных организаций.
Для достижения данной цели решались следующие задачи:
– определение содержания понятия антикризисного управления и
взаимосвязанных понятий;
– краткая характеристика мер, направленных на предупреждение банкротства кредитных организаций;
– характеристика правового положения и полномочий Банка России, ООО «Управляющая компания Фонда консолидации банковского сектора», ГК «Агентство по страхованию вкладов»;
– анализ правоприменительной практики по вопросам осуществления мер по предупреждению несостоятельности кредитных организаций.
6

Методологическую основу данного исследования составляет общенаучный диалектический подход с использованием общих методов научного познания (анализ, аналогия, обобщение) и частноправовых методов (формально-юридический, толкование права).
Теоретическая значимость исследования выражается в том, что проведенный анализ законодательства и судебной практики отвечает интересам дальнейшего развития института несостоятельности кредитных организаций, может быть использован в научно-исследовательской деятельности, направленной на разработку проблемных вопросов предупреждения банкротства кредитных организаций.
Практическая значимость исследования состоит в том, что сделанные по его итогам выводы могут найти применение в правотворческой, в правоприменительной деятельности при решении вопросов предупреждения банкротства кредитных организаций.

В целях достижения одной из основных задач Банка России, которая
заключается в стабилизации банковского сектора и обеспечении
бесперебойного функционирования каждого из участников банковской
системы Российской Федерации, Центральный Банк РФ реализует политику,
направленную на повышение устойчивости банковского сектора, которая, в
числе прочего, предусматривает устранение признаков несостоятельности
участников банковской системы с учетом необходимости защиты прав и
законных интересов вкладчиков и контрагентов подобной кредитной
организации. Достичь данной цели можно только путем применения
эффективных методов, разработанных с учетом особенностей правового
регулирования кредитных организаций и возможностей финансирования
мероприятий по оздоровлению банковского сектора.

Практика применения существующих механизмов, направленных на
недопущение несостоятельности кредитных организаций показала, что
необходимо предусмотреть некий новый инструмент, позволяющий в
действительности эффективно восстановить финансовую устойчивость
кредитной организации, не нарушая при этом ее текущую деятельность. В
качестве такого нового инструмента был разработан новый механизм
санации банков, предусматривающий участие Банка России в лице ООО
«Управляющая компания Фонда консолидации банковского сектора» при
осуществлении мер по предупреждению банкротства банков. При этом Банк
России, являясь мегарегулятором, принимает решение о своем участии в
реализации подобных мер в каждом конкретном случае с учетом ряда
факторов, в число которых входит, например, определение банка как
системно значимой кредитной организации, банкротство которой,
несомненно, окажет негативное влияние на банковскую систему в целом.
Данный критерий является далеко не единственным; так, например, Банк
России принял решение об осуществлении мер по предупреждению
банкротства ПАО «Бинбанк»,81 который не отнесен Банком России к
системно значимым. Таким образом, механизмы предотвращения
банкротства кредитных организаций активно модернизируются и требуют
особого внимания и изучения в целях формирования эффективной
правоприменительной практики, что и обусловило выбор темы для научной
работы.

В результате проведенного научного исследования были сделаны
следующие выводы, свидетельствующие о достижении поставленных целей
и задач исследования:

1. В законодательстве отсутствует понятие антикризисного
регулирования, которое, согласно мнению ученых, следует рассматривать
как совокупность инструментов, предусмотренных банковским
регулированием, но им не ограничивающимся, представляющих собой
временные меры оперативного воздействия на деятельность хозяйствующего
субъекта при выявлении кризисных явлений. Одним из составляющих
подобного регулирования являются механизмы, закрепленные в
законодательстве о несостоятельности, направленные на предупреждение
банкротства кредитных организаций. В силу того, что вопрос изучения и
применения механизмов антикризисного регулирования в последнее время
поднимается в доктрине и на практике все чаще, необходимо
сформулировать легальное понятие антикризисного регулирования и
однозначно определить перечень мер, подпадающих под это понятие.

2. Законодательство о несостоятельности предусматривает широкий
перечень мер по предупреждению банкротства кредитных организаций, что
позволяет подобрать именно те механизмы, реализация которых в
действительности позволит достичь цели восстановления
платежеспособности кредитной организации в каждом конкретном случае.
81
Публикация сведений в ЕФРСБ (URL :
https://bankrot.fedresurs.ru/MessageWindow.aspx?ID=C7A66F6FAD925B68ACD40CB6193F567D, дата
обращения : 01.05.2019)
Вместе с тем, применение каждой из мер, в том числе принудительного
характера, должно быть обосновано и соответствовать принципам
реализации указанных мер. В том числе, в целях выбора наиболее
эффективных механизмов санации необходимо соблюдать строго
регламентированный порядок принятия решений о применении тех или иных
мер по предупреждению банкротства кредитных организаций, что не всегда
происходит на практике.

3. Ранее предусмотренный механизм осуществления в отношении
проблемного банка мер по предупреждению несостоятельности с участием
АСВ был фактически продублирован для Банка России с рядом
особенностей. Указанные меры от имени Банка России реализует ООО «УК
ФКБС» – специально созданная для этих целей организация со
специфическим правовым статусом. Новый механизм санации предоставляет
Банку России возможность поддерживать банки, не допуская их банкротства,
тем самым обеспечивая стабильность банковского сектора и экономики стран
в целом.

4. При реализации на практике положений о применении мер по
предупреждению банкротства кредитных организаций был выявлен ряд
проблем, в том числе проблема несоблюдения принципов правовой
определенности и положений доктрины защиты законных ожиданий,
предусмотренных действующим правовым регулированием. Возникновение
проблем при реализации нового механизма свидетельствует о необходимости
дальнейшего совершенствования законодательства в целях достижения
баланса между частно-правовым и публично-правовым интересом с учетом
необходимости защиты прав лиц – субъектов правоотношений с участием
санируемой кредитной организации.

5. Законодательством предусмотрена норма, фактически направленная
на лишение управляющих должником работников, а также контролирующих
должника лиц, прав на денежные средства, находящиеся в банке, в
отношении которого проводятся санационные мероприятия. При этом можно
говорить о невозможности достижения абсолютной справедливости при
безакцептном списании денежных средств лиц, подпадающих под
рассматриваемое регулирование, поскольку далеко не все из них фактически
влияют на деятельность кредитной организации, в том числе данный тезис
касается регионального менеджмента.

6. Несмотря на то, что данный механизм санации является достаточно
новым для российского правопорядка, применение его на практике показало
положительный результат. Основная цель создания ООО «УК ФКБС», а
именно предупреждение банкротства кредитных организаций, достигнута –
исполнение ООО «УК ФКБС» функций временной администрации по
управлению такими кредитными организациями, как ПАО Банк «ФК
Открытие», ПАО «Промсвязьбанк», было прекращено в связи с
формированием органов управления, дальнейшего банкротства данных
хозяйствующих субъектов не последовало. Вместе с тем, однозначно
утверждать об эффективности нового механизма на данный момент не
представляется возможным, поскольку действительный результат
осуществления мер по предупреждению банкротства кредитных организаций
с участием Банка России в лице УК ФКБС можно будет определить в случае
бесперебойного функционирования ранее санируемой кредитной
организации в случае невозникновения оснований для применения мер по
предупреждению банкротства либо оснований для признания кредитной
организации банкротом не по вине контролирующих кредитную
организацию лиц.

7. Среди преимуществ нового механизма выделяют возможность
обеспечения непрерывности деятельности банка включая полное исполнение
всех обязательств банка перед физическими и юридическими лицами,
приведение в соответствие с нормативами Банка России всех требований к
финансовым показателям банка. Соответственно, при реализации данного
механизма, отсутствует риск нарушения имущественных прав вкладчиков и
контрагентов проблемного банка при одновременном повышении
финансовой устойчивости за счет средств Фонда консолидации банковского
сектора, формируемого за счет денежных средств Банка России.

Заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 5 000 ₽

Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

    Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных и с правилами пользования Платформой

    Последние выполненные заказы

    Хочешь уникальную работу?

    Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!

    Олег Н. Томский политехнический университет 2000, Инженерно-эконо...
    4.7 (96 отзывов)
    Здравствуйте! Опыт написания работ более 12 лет. За это время были успешно защищены более 2 500 написанных мною магистерских диссертаций, дипломов, курсовых работ. Явл... Читать все
    Здравствуйте! Опыт написания работ более 12 лет. За это время были успешно защищены более 2 500 написанных мною магистерских диссертаций, дипломов, курсовых работ. Являюсь действующим преподавателем одного из ВУЗов.
    #Кандидатские #Магистерские
    177 Выполненных работ
    Егор В. кандидат наук, доцент
    5 (428 отзывов)
    Здравствуйте. Занимаюсь выполнением работ более 14 лет. Очень большой опыт. Более 400 успешно защищенных дипломов и диссертаций. Берусь только со 100% уверенностью. Ск... Читать все
    Здравствуйте. Занимаюсь выполнением работ более 14 лет. Очень большой опыт. Более 400 успешно защищенных дипломов и диссертаций. Берусь только со 100% уверенностью. Скорее всего Ваш заказ будет выполнен раньше срока.
    #Кандидатские #Магистерские
    694 Выполненных работы
    Сергей Н.
    4.8 (40 отзывов)
    Практический стаж работы в финансово - банковской сфере составил более 30 лет. За последние 13 лет, мной написано 7 диссертаций и более 450 дипломных работ и научных с... Читать все
    Практический стаж работы в финансово - банковской сфере составил более 30 лет. За последние 13 лет, мной написано 7 диссертаций и более 450 дипломных работ и научных статей в области экономики.
    #Кандидатские #Магистерские
    56 Выполненных работ
    Анна Н. Государственный университет управления 2021, Экономика и ...
    0 (13 отзывов)
    Закончила ГУУ с отличием "Бухгалтерский учет, анализ и аудит". Выполнить разные работы: от рефератов до диссертаций. Также пишу доклады, делаю презентации, повышаю уни... Читать все
    Закончила ГУУ с отличием "Бухгалтерский учет, анализ и аудит". Выполнить разные работы: от рефератов до диссертаций. Также пишу доклады, делаю презентации, повышаю уникальности с нуля. Все работы оформляю в соответствии с ГОСТ.
    #Кандидатские #Магистерские
    0 Выполненных работ
    Рима С.
    5 (18 отзывов)
    Берусь за решение юридических задач, за написание серьезных научных статей, магистерских диссертаций и дипломных работ. Окончила Кемеровский государственный универси... Читать все
    Берусь за решение юридических задач, за написание серьезных научных статей, магистерских диссертаций и дипломных работ. Окончила Кемеровский государственный университет, являюсь бакалавром, магистром юриспруденции (с отличием)
    #Кандидатские #Магистерские
    38 Выполненных работ
    Анна С. СФ ПГУ им. М.В. Ломоносова 2004, филологический, преподав...
    4.8 (9 отзывов)
    Преподаю англ язык более 10 лет, есть опыт работы в университете, школе и студии англ языка. Защитила кандидатскую диссертацию в 2009 году. Имею большой опыт написания... Читать все
    Преподаю англ язык более 10 лет, есть опыт работы в университете, школе и студии англ языка. Защитила кандидатскую диссертацию в 2009 году. Имею большой опыт написания и проверки (в качестве преподавателя) контрольных и курсовых работ.
    #Кандидатские #Магистерские
    16 Выполненных работ
    Дарья Б. МГУ 2017, Журналистики, выпускник
    4.9 (35 отзывов)
    Привет! Меня зовут Даша, я окончила журфак МГУ с красным дипломом, защитила магистерскую диссертацию на филфаке. Работала журналистом, PR-менеджером в международных ко... Читать все
    Привет! Меня зовут Даша, я окончила журфак МГУ с красным дипломом, защитила магистерскую диссертацию на филфаке. Работала журналистом, PR-менеджером в международных компаниях, сейчас работаю редактором. Готова помогать вам с учёбой!
    #Кандидатские #Магистерские
    50 Выполненных работ
    Татьяна Б.
    4.6 (92 отзыва)
    Добрый день, работаю в сфере написания студенческих работ более 7 лет. Всегда довожу своих студентов до защиты с хорошими и отличными баллами (дипломы, магистерские ди... Читать все
    Добрый день, работаю в сфере написания студенческих работ более 7 лет. Всегда довожу своих студентов до защиты с хорошими и отличными баллами (дипломы, магистерские диссертации, курсовые работы средний балл - 4,5). Всегда на связи!
    #Кандидатские #Магистерские
    138 Выполненных работ
    Дарья С. Томский государственный университет 2010, Юридический, в...
    4.8 (13 отзывов)
    Практикую гражданское, семейное право. Преподаю указанные дисциплины в ВУЗе. Выполняла работы на заказ в течение двух лет. Обучалась в аспирантуре, подготовила диссерт... Читать все
    Практикую гражданское, семейное право. Преподаю указанные дисциплины в ВУЗе. Выполняла работы на заказ в течение двух лет. Обучалась в аспирантуре, подготовила диссертационное исследование, которое сейчас находится на рассмотрении в совете.
    #Кандидатские #Магистерские
    18 Выполненных работ

    Другие учебные работы по предмету

    Секьюритизация инфраструктурных проектов
    📅 2019год
    🏢 Санкт-Петербургский государственный университет
    Отдельные вопросы признания иностранного судебного решения
    📅 2021год
    🏢 Санкт-Петербургский государственный университет
    Фальсификация доказательств по уголовному делу
    📅 2019год
    🏢 Санкт-Петербургский государственный университет
    Раздел имущества супругов
    📅 2019год
    🏢 Санкт-Петербургский государственный университет