Новейшие психологические подходы к изучению религии: культурная психология религии
Работа посвящена изучению проекта культурной психологии религии, разработанного голландским психологом религии Якобом Белзеном, выявлению перспектив развития этого междисциплинарного проекта, обозначению сферы его возможного применения в рамках науки о религии. Актуальность работы определяется важностью включения подхода Я. Белзена в широкий религиоведческий дискурс. В ходе исследования было доказано, что культурная психология религии может пониматься как самодостаточный междисциплинарный проект в рамках науки о религии. Было выявлено, что культурная психология религии может стать той методологией которая даст новый импульс психологическим исследованиям религиозного опыта и феномена спиритуальности. Предложенный Я. Белзеном проект, может пониматься как современное переосмысление идей В. Вундта и концепции Л. С. Выготского. Было отмечено, что методологии социокультурной и кросс-культурной психологии можно использовать, скорее, как дополнение к проекту культурной психологии религии, когда речь заходит об изучении религиозных феноменов. Было доказано, что современная психология религии остро нуждается в создании междисциплинарных проектов, которые бы позволили по-другому взглянуть на такие противоречивые феномены, как, например, религиозная конверсия.
Введение 2
Глава 1 Культурная психология и исследования религии 7
1.1 Проект культурной психологии религии 7
1.2 Психологические интерпретации взаимодействия религии и
культуры 16
1.3 Истоки культурной психологии религии 22
1.3.1 «Психология народов» В. Вундта 22
1.3.2 Культурно-историческая психология Л. С. Выготского 24
1.3.3 Теологические и психологические интерпретации культуры
1.4 Различия между культурной психологией религии и культурной,
кросс-культурной, социокультурной психологиями 30
1.4.1 Проблемные аспекты современной психологии религии 30
1.4.2 Социокультурная психология религии 37
1.4.3 Культурная и кросс-культурная психология 40
1.4.4 Этнопсихологии 44
1.5 Научные взгляды Я. Белзена 48
Глава 2 Перспективы развития культурной психологии религии 53
2.1 Феномен религиозной конверсии и изучение спиритуальности 53
2.1.1 Дискуссии о статусе концепта спиритуальности 53
2.1.2 Феномен религиозной конверсии 58
2.2 Психологические интерпретации религиозного опыта 60
2.3 Различные оценки культурной психологии религии 64
2.4 Возможные пути развития культурной психологии религии 75
Заключение 78
Список использованной литературы 80
Актуальность исследования и степень изученности вопроса
В последние годы вышел целый ряд научных работ (особенно на
английском языке), посвященных тем или иным аспектам взаимодействия
религии и культуры в обществе. В этой связи, особый интерес вызывает
проект культурной психологии религии, предложенный голландским
психологом религии Якобом Белзеном. Тем не менее, важно заметить, что
степень изученности этого вопроса все еще остается недостаточной, тем
более в отечественной науке 1. Культурную психологию религии в своих
работах исследовали: Э. Дьюк2, Б. Бейт-Халлами3, Р. Худ4, Т. Зиттун5.
Вопросами культурной психологии также занимались: К. Ратнер6, А. Коуэн7,
В. Сароглу8, Г. Триандис9. Перспективами дальнейшего развития психологии
религии интересовались такие исследователи, как Р. Палутзиан 10, Э. Тавес11,
Д. Ребер12, П. Хилл13, К. Паргамент14. Представляется, что анализ научной
литературы, посвященной непосредственно культурной психологии религии,
а также возможному применению методологии культурной психологии для
Фолиева Т., Малевич Т. Психология религии в XX веке: основные вехи развития // Государство, религия,
церковь в России и за рубежом. 2016. №4. С. 68–91.
2
Dueck A., Ansloos J., Johnson A., Fort C. Western cultural psychology of religion: alternatives to ideology//
Pastoral Psychology. 2017. Vol. 66. P. 397-425.
3
Beit-Hallahmi B. Do we need to restart the psychology of religion? Commentary on Belzen (2010) // Mental
Health, Religion & Culture. 2010. Vol. 13(4). P. 349-357
4
Hood R. W. Towards cultural psychology of religion: principles, approaches, and applications’’: an appreciative
response to Belzen’s invitation//Mental Health, Religion & Culture. 2010. Vol. 13(4). P. 397-406
5
Zittoun T. A sociocultural psychological approach to religion// Integrative Psychological and Behavioral Science.
2019. Vol. 53 (1). P. 107-125
6
Ratner C. Cultural psychology and cross-cultural psychology: the case of Chinese psychology
7
Cohen A. Many forms of culture//American Psychologist. 2009. Vol. 64(3). P. 194-204
8
Saroglou V., Cohen A. B. Psychology of culture and religion// Journal of Cross-Cultural Psychology. 2011. Vol.
42(8). P. 1309-1319
9
Triandis H. C. Dialectics between cultural and cross-cultural psychology//Asian Journal of Social Psychology. 2000.
Vol. 3. P. 185-195.
10
Paloutzian R. Psychology of religion in global perspective: logic, approach, concepts// The international journal
for the psychology of religion. 2017. Vol. 27(1). P. 1–13
11
Taves A. No field is an island: fostering collaboration between the academic study of religion and the sciences//
Method & Theory in the Study of Religion. 2010. Vol. 22(2). P. 170-188
12
Reber J. Secular psychology: what ’s the problem?//Journal of Psychology and Theology.2006. Vol. 34(3). P. 193-
204
13
Hill P. Giving religion away: what the study of religion offers psychology//The international journal for the
psychology of religion. Vol. 9(4). P. 229-249
14
Pargament K. I. The psychology of Religion and Spirituality? Yes and No// The international journal for the
psychology of religion. 1999. Vol. 9(1). P. 3-16.
исследования различных религиозных феноменов должен обозначить новые
возможности для психологического изучения религии, что достаточно
актуально всей науки о религии в целом.
Объект исследования – новейшие психологические подходы к изучению
религии
Рассмотрение культурной психологии религии как новейшего
психологического подхода к изучению религии показало, что она
представляет собой самодостаточный междисциплинарный проект в рамках
науки о религии. Можно согласиться, что данное направление действительно
способно дать новый импульс развитию психологии религии не только в
сфере исследований феномена религиозной конверсии, но и в отношении
изучения религиозного опыта и концепта спиритуальности.
Возможное взаимодействие этого проекта с «пасторской психологией»
все еще остается достаточно дискуссионным вопросом. Понимание
культурной психологии религии как своеобразного переосмысления
«психологии народов» В. Вундта и подхода Л. С. Выготского, напоминает о
том, что культурные предпосылки ни в коем случаем не должны
игнорироваться, когда речь идет о психологической интерпретации
религиозных феноменов.
Безусловно актуальной остается проблема «излишней тяги к
эмпиризму», обозначенная Я. Белзеном. Можно только согласиться с
утверждением психолога, что не все многообразие религиозных феноменов
может быть исследовано лишь при помощи тестов, опросников,
экспериментов. Проект культурной психологии религии призывает
психологов религии не только к сотрудничеству с культурной психологией,
но и напоминает исследователям о важности подходов социокультурной и
кросс-культурной психологии религии.
В заключение следует отметить, что, несмотря на очевидные
проблемные поля, проект культурной психологии религии просто не может
быть проигнорирован наукой о религии, поскольку он представляет собой
такой междисциплинарный подход, в рамках которого исследователь
стремится показать уникальность каждой религии и каждой культуры,
рассматривая при этом и их взаимодействие. Даже если предположить, что
проект Я. Белзена слишком «абстрактен и нереалистичен», это утверждение
не опровергает того факта, что современная наука о религии нуждается в
таком психологическом подходе, который был бы «чувствительным к
культуре», значимой частью которой религия быть не перестала.
Можно однозначно согласиться с Белзеном, что психология религии
нуждается в различных междисциплинарных проектах, хотя с этим
утверждением не спорят даже его критики. Однако представляется, что автор
недостаточно четко артикулировал свои интерпретации религии,
религиозности и спиритуальности, оставляя эту задачу исследователям
религии.
Также нужно подчеркнуть, что Белзен лишь объяснил причины выбора
методологии культурной психологии для своего «междисциплинарного
проекта», он приглашает своих коллег к сотрудничеству и предлагает
безусловно интересный подход. Даже если культурная психология религии
так и останется лишь «теоретическим конструктом», многие из высказанных
Белзеном предложений все равно способны заставить психологов религии
задуматься о том, какие определения культуры и религии подходят для
психологического исследования. Представляется достаточно важным
выявить то проблемное поле, где культурная психология может
«встретиться» с исследованиями религии и что это сотрудничество может
привнести в развитие современной науки о религии.
Источники
Последние выполненные заказы
Хочешь уникальную работу?
Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!