Повтор как дискурсивное средство в русском устном монологе

Завадская Юлия Олеговна
Бесплатно
В избранное
Работа доступна по лицензии Creative Commons:«Attribution» 4.0

Настоящая работа посвящена изучению функционирования такого специфического явления русской устной спонтанной речи, как повтор. Под повтором в данной работе понимается явление устной речи, заключающееся в неоднократной реализации одних и тех же единиц текста. Источником материала послужил корпус монологической речи “Сбалансированная аннотированная текстотека”, конкретный материал исследования составил 190 единиц в контекстах. Анализ корпусного материала позволил выделить две основные функции повтора: стилистический прием и дискурсивное средство. Функция дискурсивного средства признается основной (60% случаев употребления), поэтому в работе этот аспект рассмотрен подробнее. Кроме того, в работе представлены результаты анализа повтора в спонтанном монологе и по другим критериям классификации (длина цепи, стратегия повтора). Отдельным этапом исследования стало проведение лингвистического опроса с целью подтверждения правильности выбранных критериев для определения функции повтора.

ОГЛАВЛЕНИЕ ………………………………………………………………………………………….. 2
ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………………………………….. 3
ГЛАВА 1. РУССКАЯ УСТНАЯ РЕЧЬ И ЕЕ СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ЧЕРТЫ ….. 9
1.1.Специфика устной речи ……………………………………………………………………… 9
1.2.Устная речь: монолог VS диалог ……………………………………………………….. 14
1.3.Неотъемлемые составляющие русской устной спонтанной речи ……… 17
1.4.Повтор как явление устной речи ………………………………………………………. 20
1.5.Выводы по главе ……………………………………………………………………………….. 27
ГЛАВА 2. СПЕЦИФИКА ПОВТОРА В РУССКОМ УСТНОМ МОНОЛОГЕ
…………………………………………………………………………………………………………. 29
2.1 Корпусные исследования в лингвистике …………………………………………….. 29
2.2.Материал исследования и его источники ………………………………………….. 32
2.3.Критерии отбора материала …………………………………………………………… 36
2.4.Классификация повторов в русском устном монологе ………………………. 38
2.5.Лингвистический опрос о функциональном спектре повторов в русском
устном монологе ………………………………………………………………………………. 60
2.6.On-line VS off-line повторы ……………………………………………………………….. 65
2.7.Длина цепочки повторов …………………………………………………………………… 69
2.8.Выводы по главе ……………………………………………………………………………….. 70
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………………………………………….. 72
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ СОКРАЩЕНИЙ …………………………………… 74
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ……………………………………… 75
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ СЛОВАРЕЙ ………………………………………….. 84

За последнее время интерес современной лингвистики (как мировой,
так и отечественной) к изучению устной речи (УР) значительно возрос, что
отличается от ситуации на научной «арене» буквально несколькими
десятилетиями ранее, когда с большей вероятностью можно было
встретиться «с имплицитной практикой, в соответствии с которой лингвисты
обращают внимание только на письменную форму языка и полагают, что,
изучая письменные предложения, они изучают язык вообще» (Кибрик 2009:
5). Следствием активизации такого интереса стало появление
многочисленных научных работ в этой области. На первый взгляд, у каждого
из этих исследований есть своя, уникальная, цель, однако все же все они
направлены на изучение устной речи как отдельной формы существования
языка, описание ее специфических черт, поиск важнейших взаимосвязей,
выявление внутренних законов и т. д. Кроме того, анализ устной речи
чрезвычайно важен потому, что «устная речь на современном этапе развития
языковой системы <…> не может определяться только формой (устной или
письменной) или сферой функционирования <…>, потому что этот феномен
проникает во все сферы коммуникативной деятельности любого человека»
(Просвиркина, Левина 2015: 59).
По данным уже проведенных исследований на материале русской
устной речи, можно выделить ряд признаков, существенно отличающих
живое речепорождение от письменной, обдуманной заранее
и зафиксированной, речи. Такие специфические элементы обнаруживаются
на всех уровнях анализа устного текста, от фонетической реализации
высказывания до его синтаксической организации. Прежде всего, в этот
список входят (1) различные неречевые звуки, служащие средством
заполнения пауз хезитации (которые, в свою очередь, тоже относятся
к уникальным чертам УР), а также паралингвистические явления (например,
смех, вздох, кашель), отражающие невербальную реакцию говорящего на
свое же высказывание или на иные внешние стимулы; и (2) условно-речевые
единицы (в том числе прагматемы, или прагматические маркеры), обрывы,
оговорки, самоперебивы, метакоммуникативные вставки 1 . Их появление
в ходе вербального оформления мысли обусловлено несколькими факторами:
во-первых, ситуацией временно́го дефицита (говорящий практически лишен
возможности спокойно обдумать будущее высказывание) 2
; во-вторых,
присутствием собеседников в момент речепорождения (в диалоге или
полилоге) и др.
Для создания максимально полной «картины» устной речи необходим
детальный анализ не только каждого из ее элементов, в том числе
включающий междисциплинарный подход (прежде всего психо-
и социолингвистический), но и анализ взаимодействия этих элементов между
собой. Настоящее исследование посвящено одной неотъемлемой
составляющей устного речепорождения, а именно повтору. Поиск
подходящего определения в научных работах выявил различные толкования
этого термина, ср.: «фигура речи, состоящая в повторении звуков, слов,
морфем, синонимов или синтаксических конструкций в условиях
достаточной тесноты ряда, т. е. достаточно близко друг от друга, чтобы их
можно было заметить, <...> в составе одного предложения, абзаца или целого
текста» (Арнольд 1981: 43); «внутрифазовые абсолютные лексические
повторы, функционально неоднородные, обусловленные устным характером
речепроизводства» (Фонетика спонтанной речи 1988: 172);
«фономорфологические, лексические и синтаксические явления,
проявляющиеся в удвоении части звукового комплекса, части слова, всего
слова или ряда слов» (Горшунова 2009: 32). «Повтор может возникнуть
(подобно паузе хезитации) как результат колебания в выборе последующей
лексической единицы или семантико-синтаксической конструкции
и, сознательно используемый говорящим, в устной речи, служит
1
Подробнее об элементах устной речи и особенностях их функционирования см. ниже: главу 2 настоящего
исследования.
2
Ср.: «в реальных условиях коммуникации, в процессе естественного спонтанного диалога продуцирование
текста (высказывания) происходит, по существу, в “экстремальных условиях” – при дефиците времени
и отсутствии возможности тщательно продумать стратегию» (Левицкий 2011: 162).
текстообразующим и стилистическим средством» (Звуковой корпус… 2013:
174). Существуют и многие другие определения повтора, в том числе
повтора-хезитации, повтора-актуализатора, повтора-паузы, повтора-связки,
повтора-редупликации, повтора-отзвучия, повтора-персеверации и под. (см.,
например: Янко-Триницкая 1968, 2001; Иванчикова 1969; Найссер 1981;
Русская разговорная речь 1983; Бондаренко 1984; Виноградов 1990: 408;
Земская 1992; Минлос 2004; Цуй Юань 2006; Сапунова 2009 а, б; Ягинцева
2009; Плотникова 2011, 2014; Хан 2013; Звуковой корпус… 2013).
Однако с учетом специфики нашего материала, в настоящем
исследовании принято свое определение этого явления и под повтором
понимается явление устной речи, заключающееся в неоднократной
реализации одних и тех же единиц текста (ЕТ).
Таким образом, объектом настоящего исследования стала русская
устная спонтанная монологическая речь, организованная в корпус. Предмет
исследования – повтор в русской устной монологической речи.
Современное лингвистическое исследование не может опираться на
непроверенные, случайные данные, поэтому обязательным – особенно при
изучении устной речи – представляется обращение к специальным корпусам,
ср.: корпус – «это фактически справочно-информационная система по
современному русскому языку, позволяющая получать ответы на самые
неожиданные вопросы – более того, позволяющая ставить новые проблемы,
которых лингвистика прошлого почти не касалась» (Плунгян 2005: 13);
«Корпусная методология – инструментарий, позволяющий комплексно
исследовать языковую проблематику практически без изъятий» (Баркович
2013: 11). По мнению А. Д. Шмелева, обращение к корпусным данным
должно подразумевать каждое проводимое лингвистом исследование
(Шмелев 2010: 236-237).
В качестве источника материала для настоящей работы был
использован корпус русской монологической речи «Сбалансированная
аннотированная текстотека» (САТ) (см. о нем подробнее: Звуковой корпус…
2013; Богданова-Бегларян и др. 2019), точнее – один из блоков этого корпуса,
содержащий монологи разного типа, записанные от информантов-медиков
(MED) (см. об этом блоке подробнее: Бродт 2007; Русская спонтанная речь
2021). На основе этого корпуса, методом сплошной выборки, был создан
пользовательский подкорпус материала для конкретного исследования,
включающий 190 единиц (повторов) в контекстах.
Целью настоящей работы является описание функционирования
повтора в роли дискурсивного средства в русской устной спонтанной речи.
Для достижения данной цели в работе были поставлены и решены
следующие задачи:
1) обзор литературы по теме (спонтанная речь, устная коммуникация,
хезитационные явления, речевые сбои, повторы и т. п.);
2) создание пользовательского подкорпуса материала;
3) анализ и систематизация материала;
4) количественные характеристики материала с различных точек зрения.
Теоретическая значимость исследования заключается
в рассмотрении и сравнении особенностей повторов разного типа, как одного
из хезитационных явлений, свойственных русской спонтанной речи. Анализ
этого явления, установление возможных причин его появления
и зависимостей от характеристик говорящего позволит больше узнать
о механизме порождения речи, что внесет свой вклад в развитие
коллоквиалистики как теории разговорной речи.
Практическая значимость исследования проявляется в возможности
использования результатов анализа повторов, например, в курсах
коллоквиалистики и преподавания русской разговорной речи в русской
и иностранной аудитории.
Научная новизна исследования состоит в использовании ранее не
изученного с этой точки зрения материала и в постановке задачи
масштабного описания повторов в русской (на материале других языков,
например, китайского, такие исследования уже проводились – см. Чэн Чэнь
2016, 2018) устной спонтанной монологической речи.
Основные методы работы:
• метод сплошной выборки;
• описательный (контекстный анализ);
• сопоставительный;
• метод простых количественных подсчетов (квантитативный);
Структура работы отражает ее содержание и включает в себя
следующие разделы:
1) введение;
2) теоретическая глава;
3) исследовательская глава;
4) заключение;
5) список использованных сокращений;
6) список использованной литературы;
7) список использованных словарей и иных ресурсов.
Во введении обозначены цель, задачи и материал исследования, а также
обоснованы актуальность, научная новизна, теоретическая и практическая
значимость результатов анализа. Описана структура работы
и использованные в ней методы.
В первой главе описываются существенные отличия устной речи от
письменной, специфические черты устного дискурса, повтор как явление
устной и письменной речи, отличие диалога от монолога.
Вторая глава содержит описание функционального спектра повтора в
русском устном монологе и взаимосвязанных характеристик, а также
проведенного лингвистического опроса.
Апробация работы: основные положения и результаты настоящего
исследования были обсуждены в ряде докладов и сообщений на научных
конференциях и семинарах разного ранга:
• XXIII и XXIV Открытые конференции студентов-филологов (Санкт-
Петербург, ноябрь 2020 г., апрель 2021 г.);
• XIV научная филологическая конференция молодых ученых «Язык.
Культура. Личность» (Самара, декабрь 2020 г.);
• Международная научно-практическая конференция молодых ученых
«Актуальные проблемы филологии» (Екатеринбург, апрель 2021).
Результаты работы отражены в следующей публикации автора:
Всё повторяется дважды, а иногда и трижды: о функциях повтора
в русском устном монологе // Язык. Культура. Личность. Выпуск 7:
материалы всероссийской с международным участием научной конференции
молодых ученых. (Самара, 18 декабря 2020 г.) / Отв. ред. Т. Е. Баженова. –
Электрон. текст. дан. [2,1 Мб]. – Самара: ООО «Научно-технический центр»,
2021. – 1 электрон, опт. диск (CD-ROM). – С. 19-31.

Как показало проведенное исследование, устная спонтанная
монологическая речь может быть проанализирована и описана с разных
точек зрения. Современные корпусы устной речи активно способствуют
развитию коллоквиалистики. Так, исследование таких специфичных ее
компонентов, как повторы, представляется важным объектом внимания
лингвистов-коллоквиалистов. Целью настоящей работы было описание
повторов в русской устной спонтанной речи (в частности, анализ
функционального спектра этого явления). Изучение пользовательского
подкорпуса, который составил 190 единиц в контекстах и базировался на
корпусе русской монологической речи «Сбалансированная аннотированная
текстотека», позволил сделать следующие выводы.
1. Повторы как явление устной спонтанной речи не только поддаются
анализу, но и могут быть классифицированы по разным аспектам (функция
повтора (с различными вариантами реализации), тип повтора, количество
повторяющихся единиц текста в цепи).
2. Аспекты классификации позволяют характеризовать повторы
с разных точек зрения и при этом являются тесно взаимосвязанными (так,
off-line повторы напрямую связаны с типом дискурсивного повтора).
3. Появление повторов может быть объяснено различными причинами.
Для стилистических повторов основной причиной становится стремление
говорящего структурировать высказывание, для дискурсивных – специфика
устного дискурса (спонтанно возникшие оговорки, например, или хезитация).
4. Количественный анализ материала позволил выявить наиболее
частотные разновидности повторов. Так, было показано, что основной
функцией повтора в русском устном монологе является роль дискурсивного
средства (60 % случаев).
5. Сопровождение повторов такими элементами, как паузы хезитации,
метакоммуникативы, рефлексивы и т. п., еще раз подтверждает факт
неразрывной связи устной спонтанной речи с характеризующими ее
признаками (и их взаимодействия между собой).
6. Повтор при вставной конструкции используется говорящим
намеренно: таким образом он «возвращается» к высказыванию. Иногда,
наоборот, повтор употребляется говорящим только внутри ВК, что может,
гипотетически, быть связано с содержанием этого комментария (так, медики
дополняют основной текст профессиональными уточнениями).
7. Большинство повторов реализуется в виде рамки; это еще раз
подтверждает важность такого повтора для точного восстановления
основного высказывания. Кроме того, рамочные повторы редко состоят из
одного слова, говорящие стремятся повторить целый фрагмент
высказывания.
8. Повтор может реализовываться двумя способами: on-line и off-line.
Off-line повторы встречаются гораздо чаще (74 % случаев); кроме того,
большинство из них – это дискурсивные повторы. Эти данные еще раз
подтверждают важность повтора как вспомогательного средства при
спонтанном речепорождении.
9. Повторы могут реализовываться в цепочках разной длины. Так,
наиболее распространенными оказываются двойные повторы. Реже
встречаются тройные и четырехкратные. Пятикратный повтор представлен
в материале исследования единичным контекстом и является стилистическим
средством.
10. Проведенный лингвистический опрос респондентов-филологов
способствовал ходу исследования: набор критериев для определения
функции повтора (в том числе в спорных случаях) может считаться
правильным, что подтверждается мнением респондентов.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ СОКРАЩЕНИЙ
ВК – вставная конструкция.
ВУРК – высокий уровень речевой компетенции.
ДС – дискурсивное средство.
ЕТ – единица текста.
МВК – метакоммуникативная вставная конструкция.
НСВ – несовершенный вид.
НУРК – низкий уровень речевой компетенции.
ОНИ – описание несюжетного изображения.
ОСИ – описание сюжетного изображения.
ПМ – прагматический маркер.
ПНТ – пересказ несюжетного текста.
ПСТ – пересказ сюжетного текста.
САТ – корпус монологической русской речи «Сбалансированная
аннотированная текстотека».
СВ – совершенный вид.
СП – стилистический повтор.
СР – свободный рассказ.
СУРК – средний уровень речевой компетенции.
УР – устная речь.
УРК – уровень речевой компетенции говорящего.

1.Абдукаримова Ф. Ш. Лексический повтор и его отношение
к параллелизму // Уч. записки Худжандского гос. ун-та им. академика
Б. Гафурова. Гуманитарные науки. − 2016, № 3. − С. 181-185.
2.Алексеева Т. А. Основные проблемы исследования устной речи
в криминалистике // Вестник Томского гос. ун-та. – № 383, 2014. −
С. 152-154.
3.Амзаракова И. П. «Монолог» в немецкой разговорной речи. Автореф.
дис. … канд. филол. наук. − М., 1995. – 37 с.
4.Арнольд И. В. Стилистика современного английского языка − Л.:
Просвещение, 1981. − 295 с.
5.Арнольд И.В. Стилистика. Современный английский язык: Учебник для
вузов − М.: Флинта: Наука, 2002. – 311 с.
6.Атажахова С. Т.Стилистическиефункцииповторов
в художественном тексте // Мир науки, культуры, образования. – № 2
(75), 2019. – С. 341-343.
7.Ахманова О. С. Словарь лингвистических терминов. 2-е изд. – М.:
Советская энциклопедия, 1969. – 607 с.
8.Баева Е. М. Хезитационные явления в устных монологах низкой
степени спонтанности // Коммуникативные исследования. – Омск,
2018. – С. 75-84.
9.Балли Ш. Общая лингвистика и вопросы французского языка. – М.:
Изд-во иностранной литературы, 2009. – 416 с.
10. Баркович А. А. Корпусная лингвистика: специфика современных
метаописаний языка // Вестник Томского гос. ун-та. – 2016, № 406. –
С. 5-18.
11. Барт Р. Избранные работы: Семиотика. Поэтика: перевод с фр. / Сост.,
общ. ред. и вступ. ст. Г. К. Косикова. – М.: Прогресс, 1989. – 615 с.
12. Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества. – М.: Искусство, 1979. –
421 с.
13. Богданова-Бегларян Н. В. Обрыв в устном монологе как «точка сбоя»
и способы ее преодоления // Коммуникативные исследования. – 2020,
№ 3. – С. 555-567.
14. Богданова-Бегларян Н. В.,Блинова О. В.,Зайдес К. Д.,
Шерстинова Т. Ю. Корпус «Сбалансированная аннотированная
текстотека» (САТ): изучение специфики русской монологической речи
// Труды Ин-та русского языка им. В. В. Виноградова. Вып. 21.
Национальный корпус русского языка: исследования и разработки / Гл.
ред. А. М. Молдован. Отв. ред. выпуска В. А. Плунгян. – М., 2019. –
С. 111-126.
15. Богданова-Бегларян Н. В., Маслова Е. Р. Русские контактные глаголы
в устной спонтанной речи: объем словника и функционально-
семантическое разнообразие // Acta Linguistica Petropolitana. Труды
Института лингвистических исследований РАН. – СПб.: Наука, 2019. –
С. 158-184.
16. Бондаренко Л. П. О роли пауз хезитации в мелодическом оформлении
синтагмы // Экспериментально-фонетический анализ речи: проблемы и
методы. – Киев: Интонация, 1978. – С. 103-112.
17. Бондаренко Л. П. Пауза колебания и порождение высказывания
// Экспериментально-фонетический анализ речи: проблемы и методы.
Вып. 1 / Отв. ред. Л. В. Бондарко. – Л.: Изд-во ЛГУ, 1984. – С. 158-166.
18. Бондарко А. В. О стратификации семантики // Общее языкознание
и теория грамматики: Материалы чтений, посвященных 90-летию со
дня рождения Соломона Давидовича Кацнельсона / Отв. ред.
А. В. Бондарко. – СПб.: Наука, 1998. − С. 258-259.
19. Бонч-Осмоловская А. А. Конструкции с «дативным субъектом» (опыт
корпусного исследования на материале русского языка). Автореф. дис.
… канд. филол. наук. – М., 2003. – 30 с.
20. Борискина О. О. Корпусное исследование языка: мода или
необходимость? // Вестник ВГУ. Серия: Лингвистика и межкультурная
коммуникация. – 2015, № 3. – С. 24–27.
21. Бродт И. С.Спонтанныймонологвлингвистическом
и социолингвистическом аспектах (на материале текстов разного типа).
Дис. … канд. фил. наук. – СПб., 2007. – 289 с. (машинопись).
22. Бурая Е. А. Роль просодии в формировании ритма спонтанной
диалогической речи (Экспериментально-фонетическое исследование на
базе английского языка). Автореф. дис. … канд. филол. наук. – М.,
1983. – 24 с.
23. Виноградов В. А. Редупликация // Лингвистический энциклопедический
словарь / Гл. ред. В. Н. Ярцева. – М.: Советская энциклопедия, 1990. –
С. 408.
24. Гаспаров Б. М. Устная речь как семиотический объект // Семантика
коммуникации и семиотика устной речи. – Тарту: Тартуский ГУ, 1978.–
С. 63-112.
25. Головушкина М. В. Стилистическая функция повтора в произведениях
Чарльза Диккенса «Посмертные записки Пиквикского клуба»
и «Холодный дом» // Сб. трудов Международной научно-методической
конференции «Университетское образование». – Пенза, 2015. –
С. 19-33.
26. Горелов И. Н., Седов К. Ф. Основы психолингвистики. – М.: Лабиринт,
2001. – С. 55-73.
27. Горшунова Т. И. Причины и формы проявления повтора в спонтанной
речи // Мир науки, культуры, образования. – 2009, № 5 (17). – С. 29-41.
28. Грамматика русского языка. Том II. Синтаксис. Часть вторая / Ред.
коллегия: В. В. Виноградов, Е. С. Истрина. 2-е изд. – М.: АН СССР,
1960. – 440 с.
29. Гумбольдт В. фон. О различии строения человеческих языков и его
влиянии на духовное развитие человечества // В. фон Гумбольдт.
Избранные труды по языкознанию / Пер. Г. В. Рамишвили. – М.:
Прогресс, 1984. – С. 37-297.
30. Девкин В. Д. Проблемы немецкой разговорной речи. Лексика
и синтаксис. Автореф. дис… докт. филол. наук. – М., 1974. – 60 с.
31. Завадская Ю. О. Оговорки как явление устной спонтанной речи:
основные аспекты анализа // Коммуникативные исследования. – № 2
(16), 2018. – С. 37-51.
32. Завадская Ю. О. Оговорки в зеркале социолингвистики // Социо-
и психолингвистические исследования. – № 7, 2019. – С. 33-39.
33. Завадская Ю. О.,Богданова-Бегларян Н. В. Оговорка как
специфическая составляющая устной спонтанной речи (монолог vs
диалог) // Вестник Пермского ун-та. Российская и зарубежная
филология. – 2019. Т. 11, вып. 1. – С. 14–24.
34. Захаров В. П. Корпусная лингвистика: Учебно-методическое пособие. –
СПб.: Санкт-Петербургский государственный ун-т, 2005. – 48 с.
35. Звуковой корпус как материал для анализа русской речи: коллективная
монография. Часть 1. Чтение. Пересказ. Описание / Отв. ред.
Н. В. Богданова-Бегларян. – СПб.: Филологический ф-т СПбГУ, 2013. –
532 с.
36. Звуковой корпус как материал для анализа русской речи. Коллективная
монография. Часть 2. Теоретические и практические аспекты анализа.
Том 1. О некоторых особенностях устной спонтанной речи разного
типа. Звуковой корпус как материал для преподавания русского языка
в иностранной аудитории / Отв. ред. Н. В. Богданова-Бегларян. – СПб.:
Филологический ф-т СПбГУ, 2014. – 320 с.
37. Земская Е. А. Словообразование как деятельность. – М.: Наука, 1992. –
220 с.
38. 3индер Л. Р. Очерк общей теории письма. – Л.: Наука, 1987. – 112 с.
39. Зубченко М. В. Психолингвистическая характеристика тематически
организованного спонтанного монолога (на материале русского языка)
// Вестник Тамбовского ун-та. Серия: Гуманитарные науки. – № 5,
2009. – С. 13-19.
40. Иванчикова Е. А. Лексический повтор как экспрессивный прием
синтаксического распространения // Мысли о современном русском
языке / Под ред. акад. В. В. Виноградова. – М.: Просвещение, 1969. –
С. 126-139.
41. Касаткин Л. Л., Клобуков Е. В., Лекант П. А. Краткий справочник по
современному русскому языку / Под ред. П. А. Леканта. – М.: Высшая
школа, 1995. – 382 с.
42. Кашкин В. Б. Метакоммуникация в пространстве обыденного и
научного познания // М. Б. Бергельсон, М. К. Раскладкина (ред.).
Коммуникативное пространство: измерения, пределы, возможности.
Материалы выступлений на V Международной конференции РКА
«Коммуникация-2010». – М.: Изд-во Московского ун-та, 2010. –
С. 193–196.
43. Кибрик А. А. Модус, жанр и другие параметры классификации
дискурсов // Вопросы языкознания. – 2009, № 2. – С. 3-21.
44. Ковальчук И. Ю. Повтор и его функция в тексте. Дис. … канд. филол.
наук. – Пятигорск, 2004. – 118 с. (машинопись).
45. Кубрякова Е. С. Номинативный аспект речевой деятельности. – М.:
Наука, 1986. – 157 с.
46. Левицкий Ю. А. К вопросу о второй коммуникации // Проблемы социо-
и психолингвистики. Вып. 15. Пермская социопсихолингвистическая
школа: идеи трех поколений. К 70-летию Аллы Соломоновны Штерн.
Сб. статей / Отв. ред. Е. В. Ерофеева. – Пермь: Перм. гос. нац.-иссл.
ун-т, 2011. – С. 159-167.
47. Ляпон М. В. Вставная конструкция // Русский язык. Энциклопедия / Гл.
ред. Ф. П. Филин. – М.: Советская энциклопедия, 1979. – С. 49.
48. Мазикова Н. Ю. Прагматика повтора в спортивных телерепортажах
Д. Губерниева // Труды Ростовского гос. ун-та путей сообщения. –
2020, № 1 (38). – С. 43-56.
49. Мамардашвили М. К.Стрелапознания(набросок
естественноисторической гносеологии). – М., 1997. – 326 с.
50. Мартине А. Принцип экономии в фонетических изменениях. – М.: Изд-
во иностр. лит-ры, 1960. – 320 с.
51. Мартине А. Основы общей лингвистики // Новое в лингвистике.
Вып. 3. – М.: …, 1963. –– С. 366-566.
52. Матюхина Ю. В. Развитие системы фатической метакоммуникации
в английском дискурсе XVI-ХХ вв. Автореф. дис. … канд. филол.
наук. – Харьков, 2004. – 22 c.
53. Мельников Г. П. Системная типология языков: Принципы, методы,
модели / Отв. ред. Л. Г. Зубкова. – М.: Наука, 2003. – 121 с.
54. Минлос Ф. Р. Редупликация и парные слова в восточнославянских
языках. Дис. … канд. филол. наук. – М., 2004. – 184 с. (машинопись).
55. Михасенко Г. В. Функциональный аспект речевых пауз в современном
английском языке. Экспериментально-фонетическое исследование.
Дис. … канд. филол. наук. – Минск, 1986. – 224 с. (машинопись).
56. Мишечкина Н. А. Разбор понятия «устная монологическая речь»
// Молодой ученый. – 2018, № 19 (205). – С. 370-373.
57. Морен М. К.,Тетеревникова Н. Н.Стилистикасовременного
французского языка. Учебник для ин-тов и фак. иностр. яз. – М.: Изд-
во лит-ры на иностр. яз., 1960. – 298 с.
58. Москвин В. П. Стилистика русского языка: теоретический курс.:
Учебное пособие для студентов вузов. Изд. 3-е, перераб. и доп. –
Волгоград: Перемена, 2006. – 639 с.
59. Найссер У. Познание и реальность. Смысл и принципы когнитивной
психологии / Перевод с англ. В. В. Лучкова. – М.: Прогресс, 1981. –
232 с.
60. Наумов В. В.Лингвистическаяидентификацияличности
// Фонетические чтения в честь 100-летия со дня рождения
Л. Р. Зиндера (сб. статей) / Науч. ред. Л. В. Бондарко. – СПб.: Филол. ф-
т СПбГУ, 2004. – С. 240-245.
61. Остапенко Д. И. К трактовке понятия «Метакоммуникация» // Вестник
Воронежского гос. ун-та. Серия: Лингвистика и межкультурная
коммуникация. – 2013, № 1. – С. 32-35.
62. Пешковский А. М. Русский синтаксис в научном освещении. Изд. 6-е. –
М.: URSS, 1938. – 452 с.
63. Плотникова А. В. Дискурсивно-регулятивная роль диалогического
повтора в речевой коммуникации // Современная филология:
материалы международной заочной научной конференции (г. Уфа,
апрель 2011 г.). / Под общ. ред. Г. Д. Ахметовой. – Уфа: Лето, 2011. –
С. 178-180.
64. Плотникова А. В. Повтор как составляющая речевой коммуникации
// Филология и лингвистика в современном обществе: материалы
II Международной научной конференции (г. Москва, февраль
2014 г.). – М.: Буки-Веди, 2014. – С. 100-102.
65. Плунгян В. А. Зачем нужен Национальный корпус русского языка:
Неформальное введение // Национальный корпус русского языка:
2003–2005. – М.: Индрик, 2005. – С. 6–20.
66. Плунгян В. А. «Интегрум» и Национальный корпус русского языка
в лингвистических исследованиях // Integrum: точные методы
и гуманитарные науки. – М.: Летний сад, 2006. – С. 76–84.
67. Подлесская В. И., Кибрик А. А. Самоисправления говорящего и другие
типы речевых сбоев как объект аннотирования в корпусах устной речи
// Научно-техническая информация. Серия 2. – 2007, № 2. – С. 2-23.
68. Подлесская В. И., Коротаев Н. А., Мазурина С. И. Самоисправления
говорящего в русском монологическом и диалогическом дискурсе:
опыт корпусного исследования // Компьютерная лингвистика
и интеллектуальные технологии. – 2019. Вып. 18 (25). – С. 547-562.
69. Поцелуевский А. П. История письма. – Ашхабад: тип. Ашхаб. гос. пед.
ин-та им. А. М. Горького, 1946. – 128 с.
70. Прагматические маркеры русской повседневной речи. Словарь-
монография / Сост., отв. ред. и автор предисловия Н. В. Богданова-
Бегларян. – СПб.: Нестор-История, 2021. – 528 с. (В печати).
71. Просвиркина И. И., Левина Е. Н. Коммуникативные качества устной
речи // Вестник Череповецкого гос. ун-та. – 2009, № 5. – С. 51-64.
72. Райская Л. М. Лекции по русскому язык и культуре речи. – Томск: Изд-
во Томского политех. ун-та, 2009. – 152 с.
73. Рождественский Ю. В. Введение в культуроведение. – М.: Добросвет,
2000. – 280 с.
74. Розенталь Д. Э., Теленкова М. А. Словарь-справочник лингвистических
терминов. Пособие для учителей. – М.: Просвещение, 1976. – 543 с.
75. Русская разговорная речь. Фонетика. Морфология. Лексика. Жест. –
М.: Наука, 1983. – 240 с.
76. Русская спонтанная речь. Спонтанные монологи разных типов.
Тексты. Лексические материалы / Сост. И. С. Бродт / Отв. ред.
Н. В. Богданова-Бегларян. – СПб., 2021. – 100 с. (В печати).
77. Рыков В. В. Прагматически ориентированный корпус текстов
// Тверской лингвистический меридиан. Вып. 3. – Тверь, 1999. –
С. 89-96.
78. Сапунова Е. М. Лингвистические особенности неподготовленного
чтения как вида речевой деятельности // Вестник Санкт-
Петербургского ун-та. Филология. Востоковедение. Журналистика. –
Серия 9. Вып. I. Часть II, 2009а. – С. 161–168.
79. Сапунова Е. М. Неподготовленное чтение как вид речевой
деятельности и тип устного спонтанного монолога (на материале
русского языка). Дис. … канд. филол. наук. – СПб., 2009б. – 237 с.
(машинопись).
80. Скобликова Е. С. Современный русский язык. Синтаксис простого
предложения. – М.: Просвещение, 1979. – 236 с.
81. Сковородников А. П.Позиционно-лексическийповторкак
стилистическое явление. Филологические науки. – 1984, № 5. –
С. 71-76.
82. Соколова М. А., Тихонова И. С., Тихонова Р. M., Фрейдина Е. Л.
Теоретическая фонетика английского языка. – М.: Владос, 2005. –
286 с.
83. Соссюр Ф. де. Курс общей лингвистики // Труды по языкознанию. −
М.: Прогресс, 1977. − С. 59-67.
84. Томпсон П. Голос прошлого. Устная история / Пер. с англ. – М.: Весь
мир, 2003. – 368 с.
85. Трунов Д. Г.Вербальнаяиневербальная метакоммуникация
// Материалы II Международной конференции «Коммуникация:
концептуальные и прикладные аспекты (Коммуникация-2004)».
24-28 мая 2004 г., Ростов-на-Дону. − Ростов-на-Дону: Институт
управления, бизнеса и права, 2004. − С. 80-81.
86. Фадеева Л. В.Исследованияустнойречивгерманистике
// Преподаватель ХХI века. − 2009, № 2-2. − С. 313-321.
87. Фонетика спонтанной речи / Под ред. Н. Д. Светозаровой. − Л.: Изд-
во ЛГУ, 1988. – 243 с.
88. Хан Н. А. Конструкция (я) не знаю в русской спонтанной речи:
соотношение разных функциональных типов // Мир русского слова. –
2012, № 3. – С. 24-29.
89. Хан Н. А. Спонтанные монологи разного типа в коммуникативно-
дискурсивном аспекте (на материале Звукового корпуса русского
языка). Дис. … канд. филол. наук. – СПб., 2013. – 283 с. (машинопись).
90. Цин Ян. Функции анафоры в газетно-публицистическомстиле
// Человек в мире культуры. – 2014, № 4. – С. 69-75.
91. Цуй Юань. О двух типах разговорного словообразования (на материале
языка газет) // Русский язык сегодня. Вып. 4. Проблемы языковой
нормы / Отв. ред. Л. П. Крысин. – М.: ИРЯ РАН, 2006. – С. 644-650.
92. Чечиков М. А. Специфика повтора как стилистического приема и его
лингводидактическийпотенциал// ВестникМосковского
информационно-технологического ун-та. – 2019, № 2. – С. 16-21.
93. Чхетиани Т. Д.Лингвистическиеаспектыфатической
метакоммуникации. Автореф. дис. … канд. филол. наук. – Киев, 1987. –
24 с.
94. Чэн Чэнь. Повтор как хезитационное явление в речи китайцев на
русском языке // Вестник Бурятского гос. ун-та. Философия. – 2016,
№ 2. – С. 112-120.
95. Чэнь Чэнь. Обрыв как хезитационное явление в русской речи
носителей китайского языка // Вестник Пермского ун-та. Российская
и зарубежная филология. – 2017, № 1. – С. 99-108.
96. Чэн Чэнь. Хезитации в русской устной речи носителей китайского
языка. Дис. … канд. филол. наук. – СПб., 2018. – 198 с. (машинопись).
97. Шапиро А. Б. Современный русский язык. Пунктуация. Учебное
пособие для вузов. 2-е изд. – М.: Просвещение, 1974. – 287 с.
98. Шмелев А. Д. Языковые факты и корпусные данные // Русский язык
в научном освещении. – 2010, № 19 (1). – С. 236-265.
99. Щерба Л. В. Избранные работы по русскому языку. – М.: Учпедгиз,
1957. – 188 с.
100. Щерба Л. В. Языковая система и речевая деятельность. – Л.: Наука,
1974. – С. 24-39.
101. Ягинцева О. Г. Редупликация и повтор в образовании бытовых
терминов // Humaniora: Lingua Russica. Активные процессы в русском
языке диаспоры и метрополии. Труды по русской и славянской
филологии. Лингвистика XII. – Тарту: Изд-во Тартуского ун-та, 2009. –
С. 354-365.
102. Яковлева Э. Б. Речевые хезитации: формальный и функциональный
аспекты: аналит. обзор / РАН. Инион. Центр гуманит. науч.-информ.
исслед. Отд. языкознания; отв. ред. Нагорная А. В. – М.: ИНИОН РАН,
2011. – 73 с.
103. Якубинский Л. П. Избранные работы: Язык и его функционирование. –
М.: Наука, 1986. – С. 17-58.
104. Янко-Триницкая Н. А. «Штучки-дрючки» устнойречи(повтор-
отзвучие) // Русская речь. – 1968, № 4. – С. 48-52.
105. Янко-Триницкая Н. А. Словообразование в современном русском
языке. – М.: Индрик, 2001. – 504 с.
106. Andor, J. The Master and His Performance: An Interview with Noam
Chomsky // Intercultural Pragmatics. – No 1-1, 2004. – Pp. 93–111.
107. Ducrot, O. Le dire et le dit. – P.: Minuit, 1980. – 240 p.
108. Fieler, R. Sprache und Sprechen / H. Barthel (Hrsg.). – München, Band 41.
2003, № 41. – Pp. 22-23.
109. Pabst-Weinschenk M.ProblemebeimSprechdenken.
Sprechwissenschaftliche Überlegungen zu einem rhetorischen Grundbegriff
// Sprechsprachliche Kommunikation. Probleme, Konflikte, Störungen
/ L. C. Anders, U. Hirschfeld (Hrsg.). – Frankfurt a/M., Band 12: Hallesche
Schriften zur Sprechwissenschaft und Phonetik. – 2003, № 12. – P. 250-274.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ СЛОВАРЕЙ
1. Ефремова Т. Ф. Современный толковый словарь русского языка.
В 3 томах. Том 2. – СПб.: Норинт, 2005. – 1168 с.
2. Ефремова Т. Ф.Новыйсловарьрусскогоязыка.Толково-
словообразовательный. В 2-х томах. − М.: Русский язык, 2000. – 1209 с.
3. Литературная энциклопедия терминов и понятий / Под ред.
А. Н. Николюкина. – М.: Ин-т научной информации по общественным
наукам РАН, Интелвак, 2001. – 1600 с.
4. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: в 86 т. (82 т. и 4 доп.). −
СПб.: ПОЛРАДИС, 1993. – 2561 с.

Заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 5 000 ₽

Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

    Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных и с правилами пользования Платформой

    Последние выполненные заказы

    Хочешь уникальную работу?

    Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!

    Анна В. Инжэкон, студент, кандидат наук
    5 (21 отзыв)
    Выполняю работы по экономическим дисциплинам. Маркетинг, менеджмент, управление персоналом. управление проектами. Есть опыт написания магистерских и кандидатских диссе... Читать все
    Выполняю работы по экономическим дисциплинам. Маркетинг, менеджмент, управление персоналом. управление проектами. Есть опыт написания магистерских и кандидатских диссертаций. Работала в маркетинге. Практикующий бизнес-консультант.
    #Кандидатские #Магистерские
    31 Выполненная работа
    Юлия К. ЮУрГУ (НИУ), г. Челябинск 2017, Институт естественных и т...
    5 (49 отзывов)
    Образование: ЮУрГУ (НИУ), Лингвистический центр, 2016 г. - диплом переводчика с английского языка (дополнительное образование); ЮУрГУ (НИУ), г. Челябинск, 2017 г. - ин... Читать все
    Образование: ЮУрГУ (НИУ), Лингвистический центр, 2016 г. - диплом переводчика с английского языка (дополнительное образование); ЮУрГУ (НИУ), г. Челябинск, 2017 г. - институт естественных и точных наук, защита диплома бакалавра по направлению элементоорганической химии; СПХФУ (СПХФА), 2020 г. - кафедра химической технологии, регулирование обращения лекарственных средств на фармацевтическом рынке, защита магистерской диссертации. При выполнении заказов на связи, отвечаю на все вопросы. Индивидуальный подход к каждому. Напишите - и мы договоримся!
    #Кандидатские #Магистерские
    55 Выполненных работ
    Петр П. кандидат наук
    4.2 (25 отзывов)
    Выполняю различные работы на заказ с 2014 года. В основном, курсовые проекты, дипломные и выпускные квалификационные работы бакалавриата, специалитета. Имею опыт напис... Читать все
    Выполняю различные работы на заказ с 2014 года. В основном, курсовые проекты, дипломные и выпускные квалификационные работы бакалавриата, специалитета. Имею опыт написания магистерских диссертаций. Направление - связь, телекоммуникации, информационная безопасность, информационные технологии, экономика. Пишу научные статьи уровня ВАК и РИНЦ. Работаю техническим директором интернет-провайдера, имею опыт работы ведущим сотрудником отдела информационной безопасности филиала одного из крупнейших банков. Образование - высшее профессиональное (в 2006 году окончил военную Академию связи в г. Санкт-Петербурге), послевузовское профессиональное (в 2018 году окончил аспирантуру Уральского федерального университета). Защитил диссертацию на соискание степени "кандидат технических наук" в 2020 году. В качестве хобби преподаю. Дисциплины - сети ЭВМ и телекоммуникации, информационная безопасность объектов критической информационной инфраструктуры.
    #Кандидатские #Магистерские
    33 Выполненных работы
    Екатерина С. кандидат наук, доцент
    4.6 (522 отзыва)
    Практически всегда онлайн, доработки делаю бесплатно. Дипломные работы и Магистерские диссертации сопровождаю до защиты.
    Практически всегда онлайн, доработки делаю бесплатно. Дипломные работы и Магистерские диссертации сопровождаю до защиты.
    #Кандидатские #Магистерские
    1077 Выполненных работ
    Дмитрий К. преподаватель, кандидат наук
    5 (1241 отзыв)
    Окончил КазГУ с красным дипломом в 1985 г., после окончания работал в Институте Ядерной Физики, защитил кандидатскую диссертацию в 1991 г. Работы для студентов выполня... Читать все
    Окончил КазГУ с красным дипломом в 1985 г., после окончания работал в Институте Ядерной Физики, защитил кандидатскую диссертацию в 1991 г. Работы для студентов выполняю уже 30 лет.
    #Кандидатские #Магистерские
    2271 Выполненная работа
    Егор В. кандидат наук, доцент
    5 (428 отзывов)
    Здравствуйте. Занимаюсь выполнением работ более 14 лет. Очень большой опыт. Более 400 успешно защищенных дипломов и диссертаций. Берусь только со 100% уверенностью. Ск... Читать все
    Здравствуйте. Занимаюсь выполнением работ более 14 лет. Очень большой опыт. Более 400 успешно защищенных дипломов и диссертаций. Берусь только со 100% уверенностью. Скорее всего Ваш заказ будет выполнен раньше срока.
    #Кандидатские #Магистерские
    694 Выполненных работы
    Глеб С. преподаватель, кандидат наук, доцент
    5 (158 отзывов)
    Стаж педагогической деятельности в вузах Москвы 15 лет, автор свыше 140 публикаций (РИНЦ, ВАК). Большой опыт в подготовке дипломных проектов и диссертаций по научной с... Читать все
    Стаж педагогической деятельности в вузах Москвы 15 лет, автор свыше 140 публикаций (РИНЦ, ВАК). Большой опыт в подготовке дипломных проектов и диссертаций по научной специальности 12.00.14 административное право, административный процесс.
    #Кандидатские #Магистерские
    216 Выполненных работ
    Анастасия Б.
    5 (145 отзывов)
    Опыт в написании студенческих работ (дипломные работы, магистерские диссертации, повышение уникальности текста, курсовые работы, научные статьи и т.д.) по экономическо... Читать все
    Опыт в написании студенческих работ (дипломные работы, магистерские диссертации, повышение уникальности текста, курсовые работы, научные статьи и т.д.) по экономическому и гуманитарному направлениях свыше 8 лет на различных площадках.
    #Кандидатские #Магистерские
    224 Выполненных работы
    Лидия К.
    4.5 (330 отзывов)
    Образование высшее (2009 год) педагог-психолог (УрГПУ). В 2013 году получено образование магистр психологии. Опыт преподавательской деятельности в области психологии ... Читать все
    Образование высшее (2009 год) педагог-психолог (УрГПУ). В 2013 году получено образование магистр психологии. Опыт преподавательской деятельности в области психологии и педагогики. Написание диссертаций, ВКР, курсовых и иных видов работ.
    #Кандидатские #Магистерские
    592 Выполненных работы

    Другие учебные работы по предмету

    Видовые различия в русской речи польских и чешских студентов
    📅 2021год
    🏢 Санкт-Петербургский государственный университет
    Фразеологические единицы в политическом дискурсе
    📅 2021год
    🏢 Санкт-Петербургский государственный университет