Место и роль южнокорейских транснациональных корпораций в реализации внешнеполитического курса Республики Корея (2013 год по настоящее время)
В данной магистерской диссертации рассмотрены место и роль южнокорейских транснациональных корпораций в реализации внешнеполитического курса Республики Корея в период с 2013 г. по н.в. Для определения места и роли южнокорейских ТНК в реализации внешней политики РК были проанализированы отдельные примеры прямого взаимодействия руководящих лиц страны с представителями крупного бизнеса, финансовые данные и официальные документы Республики Корея. Сделан вывод о том, что южнокорейские ТНК сохраняют важную роль в принятии государственных, в том числе внешнеполитических решений. С другой стороны, государство использует чеболь в качестве инструмента реализации своей внешней политики. С помощью них Республика Корея создаёт и укрепляет связи с другими странами. Вне зависимости от внешнеполитических акцентов текущего курса и личности президента, роль ТНК остается одинаково важной.
Введение ………………………………………………………………………………………………………………………..3
Глава 1. Южнокорейские транснациональные корпорации …………………………………………….14
Глава 2. Внешнеполитический курс президента Пак Кын Хе, место и роль
южнокорейских транснациональных корпораций ………………………………………………………….33
Глава 3. Внешнеполитический курс президента Мун Чжэ Ина, место и роль
южнокорейских транснациональных корпораций ………………………………………………………….52
Заключение…………………………………………………………………………………………………………………..68
Список источников и литературы …………………………………………………………………………………. 72
Приложение 1………………………………………………………………………………………………………………. 86
Республика Корея является развитой страной с высокими макроэкономическими
показателями, одной из четырех стран «азиатских тигров» – новых индустриальных стран
(НИС), страна, обладающая высоким уровнем жизни. Начиная с образования в 1948 г.1, за
72 года Южная Корея совершила стремительный рывок во всех аспектах: экономическом,
техническом, социальном. Согласно аналитической платформе Numbeo, которая
учитывает такие аспекты, как покупательская способность, стоимость жизни,
здравоохранение, соотношение цены на недвижимость и дохода, время на передвижение,
экологию и климат, на 2019 г. Республика Корея занимает 17 место по качеству жизни
среди 136 наиболее развитых стран мира2. Своим стремительным ростом страна обязана
реформам, проведённым в стране в 80-е гг. прошлого века. Корея совершила огромный
экономический рывок, базу которого составили крупные корпорации, впоследствии
Республика Корея, одно из самых развитых государств мира, обладает высокими
макроэкономическими показателями и является важным субъектом международного
движения капитала, товаров и технологий. В развитии Южной Кореи с 80-х гг. XX в. и по
сегодняшний день ведущую роль играет внешнеэкономическая деятельность,
ориентированная на экспорт, эффективность которой напрямую зависит от
южнокорейских транснациональных корпораций – чеболь.
В настоящей работе кратко охарактеризовано возникновение и историческое
развитие чеболь, их структура и система организации, что позволяет подробно
рассмотреть причины установления тесных отношений между государством и бизнесом в
Республике Корея. Кроме того, для наиболее полного понимания роли южнокорейских
транснациональных корпораций во внешней политике Южной Кореи был также кратко
охарактеризован внешнеполитический курс страны в период с 2013 г. по настоящее время.
Для достижения цели – определения места и роли чеболь в реализации
внешнеполитического курса РК – были рассмотрены отдельные примеры прямого
взаимодействия руководящих лиц страны с представителями крупного бизнеса.
Исторически тесная взаимосвязь государства и чеболь обусловлена экономической
и политической ситуацией в стране в 70-80-е гг. XX в. Несмотря на либерализацию и
демократизацию экономики в 90-х и начале 2000-х гг., доля крупных предприятий не
сокращается, а во многих аспектах даже увеличивается, что подтверждается
экономическими показателями самих компаний. Благодаря проведенной модернизации и
осуществлённому реформированию, корпорации смогли выйти на мировую арену и
закрепить свою значимость для экономики страны.
По-прежнему остается нерешенным ряд проблем, таких как монополизация
основных сфер промышленности и IT, а также сохранение традиционных
взаимоотношений в иерархии корпораций и сильнейшее влияние кланов чеболь на
принятие ключевых решений.
Важнейшим является тот факт, что родственные и дружественные связи лидеров
чеболь с политическими лидерами, объемы капиталов южнокорейских
транснациональных корпораций, их место в ВВП Республики Корея и в монополизации
производства, их роль в экспорте южнокорейских товаров – все эти факторы неизбежно
приводят к трансформации пассивной роли чеболь в активную не только в качестве
торговых игроков, но и на политической арене, в том числе, к оказанию влияния на
вопросы общегосударственного значения и внешней политики.
Не только анализ финансовых данных, но и анализ структуры внешнеполитических
ведомств и официальных документов Республики Корея показывает, что
внешнеэкономические связи занимают важнейшее место в реализации внешней политики
страны. Правительство Южной Кореи, в этой связи и ранее опиравшееся на ресурсы
транснациональных компаний, часто проводит политику, говорящую о том, что интересы
чеболь как минимум совпадают с интересами государства, а значит, оно будет их
защищать, даже если это станет препятствием для реализации программ по
модернизации/демократизации экономики.
Подтверждением этого выступает деятельность Пак Кын Хе, правление которой
ознаменовало собой тесное взаимодействие крупного капитала с государственной властью.
Непосредственно реализация программы «Креативная экономика» существенно
отличалась от декларируемого ранее курса по «оживлению» малого и среднего бизнеса и
реформированию системы чеболь для демократизации южнокорейской экономики. Нельзя
отрицать ряд мер, принятых для поддержки среднего и малого бизнеса, однако также
необходимо отметить, что в итоге все наиболее значимые проекты были распределены
между крупнейшими чеболь. В рамках программы компании в очередной раз получили не
только возможность развития, но и непосредственно инвестиции от государства. Важно
также отметить, что невозможность выдвинуть на ключевые позиции средний и малый
бизнес было обусловлено тем, что он не имел необходимого опыта и, главное,
инфраструктуры для быстрой реализации проекта. Однако в подобных условиях получить
такой опыт и создать необходимую инфраструктуру становится практически
невозможным.
Важнейшие внешнеполитические направления для Южной Кореи, среди которых
можно выделить Соединённые Штаты и КНДР, также подтверждают тезис о высокой
значимости чеболь во внешней политике. В частности, США, будучи одной из ведущих
экономик мира и главным стратегическим партнёром Республики Корея, являются также
одним из ключевых экономических партнеров, откуда поступают значительные
инвестиции в Южную Корею, и куда инвестируют южнокорейские компании. Инвестиции,
как и создание рабочих мест, являются одним из важнейших вопросов в диалоге двух
стран, способных влиять и на другие аспекты.
Говоря об инвестициях и создании десятков тысяч рабочих мест южнокорейскими
чеболь в построенных на территории других стран дочерних предприятий, нельзя не
упомянуть страны Юго-Восточной Азии и Индию. Подобные экономические проекты не
только являются взаимовыгодными для стран-партнёров, но и помогают укрепить
политическое влияние Республики Корея, которая также стремится закрепить за собой
статус регионального лидера.
Другое важнейшее направление – политика в отношении КНДР, также проводится
в первую очередь при поддержке чеболь, в особенности компании Hyundai Group,
дочерняя фирма которой имеет мощности на территории ПЗК Кэсон.
Осуществление межкорейских экономических проектов в условиях отсутствия
политических контактов во время президентства Пак Кын Хе безусловно подчеркивает
намерение южнокорейской администрации развивать отношения через и с помощью
торговли, которую, в свою очередь, курируют чеболь (в частности, компания Hyundai
Asan).
С другой стороны, при наличии прямых политических контактов, но в условиях
санкций в отношении КНДР, администрация Мун Чжэ Ина не может открыто
восстанавливать экономическое партнерство с северокорейской стороной, однако
признаёт острую необходимость в продолжении исследований и планировании новых
межкорейских проектов, в первую очередь соединения автотранспортных и
железнодорожных магистралей для получения преимуществ в условиях жесткой
конкуренции за влияние на политику КНДР с Китаем.
Концентрация колоссальных ресурсов в руках чеболь по-прежнему является
серьёзной проблемой не только для установления полной демократии в экономике и
политике страны, но и непосредственно для самой экономики Южной Кореи, так как в
случае банкротства одной-двух главных южнокорейских транснациональных корпораций
экономика страны окажется в глубоком кризисе.
Несмотря на попытки создать надежную альтернативу чеболь в виде среднего и
малого бизнеса, правительству Республики Корея до сих пор не удалось сформировать
условий, в которых можно было бы наблюдать значительную или хотя бы достойную
конкуренцию этих компаний с чеболь. Разовые проверки и санкции в отношении
отдельных крупных компаний не изменяют непосредственно их структуру.
Таким образом, в ходе исследования гипотеза о том, что южнокорейские
транснациональные корпорации способны определять внешнеполитический курс
Республики Корея, сохраняя важную роль в принятии государственных решений,
подтвердилась частично. Южнокорейские ТНК действительно сохраняют важную роль в
принятии государственных, в том числе внешнеполитических решений, однако с другой
стороны, государство использует чеболь в качестве инструмента реализации своей
внешней политики. С помощью них Республика Корея создаёт и укрепляет связи с
другими странами.
В ходе исследования был сделан вывод о том, что вне зависимости от
внешнеполитических акцентов текущего курса и личности президента, роль ТНК остается
одинаково важной, как для осуществления политики администрации Пак Кын Хе, так и
для реализации политики Мун Чжэ Ина.
Бывший президент Пак Кын Хе и нынешний президент Мун Чжэ Ин являлись
представителями разных партий и занимали противоположные позиции по многим
вопросам. Однако они оба, как и практически все президенты с начала XXI в., в своих
предвыборных программах заявляли о необходимости реформирования крупнейших
южнокорейских конгломератов, обещая предпринять для этого все необходимые меры.
Как показывает текущая ситуация, вероятность немедленного структурного
реформирования чеболь крайне низка, что обусловлено перечисленными выше факторами
– от личных связей лидеров групп с политическими лидерами, до огромной роли
компаний в экономике страны в условиях отсутствия этим компаниям какой-либо
альтернативы.
Последние выполненные заказы
Хочешь уникальную работу?
Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!