Механизмы формирования положительного имиджа футбольных организаций (международный опыт)

Морданов Кирилл Игоревич
Бесплатно
В избранное
Работа доступна по лицензии Creative Commons:«Attribution» 4.0

Данная выпускная квалификационная работа посвящена проблеме формирования положительного имиджа футбольных организаций. В работе рассматривается ценность имиджа в современном футболе, соответствующие ключевые проблемы и вызовы для футбольных организаций. Автор рассматривает теоретическую составляющую концепции спортивного маркетинга как технологии формирования имиджа в спорте. Непосредственное внимание уделяется деятельности, целью которой является формирование положительного имиджа как на уровне клубов, так и ассоциаций. В качестве источников использовались материалы средств массовой информации, документы и информационные материалы футбольных организаций, данные социологических опросов. В работе отмечается особое значение положительного имиджа для футбольных организаций на современном этапе развития спортивной индустрии.

Введение ………………………………………………………………………………………………………………………. 3
Глава I. Теоретические аспекты формирования имиджа в сфере футбола……………………… 13
1.1. Имидж как составляющая спортивного маркетинга ……………………………………………. 13
1.2. Значение положительного имиджа в современном футболе ……………………………….. 19
Глава II. Механизмы формирования положительного имиджа футбольных организаций. 26
2.1. Международные футбольные федерации и проблема построения имиджа: вызовы и
тенденции ……………………………………………………………………………………………………………….. 26
2.2. Национальные футбольные ассоциации: значение положительного имиджа и
механизмы его формирования………………………………………………………………………………….. 46
2.3. Механизмы формирования международного имиджа футбольных клубов ………….. 54
Заключение …………………………………………………………………………………………………………………. 61
Список использованных источников и литературы ………………………………………………………. 64

В современном мире, в котором глобализация охватила практически все сферы
общественной жизни – начиная с экономики и политики и заканчивая научными и
гуманитарными связями, – а явление коммерциализации проникло во многие сферы
культурной жизни, в том числе и в спорт высших достижений, значение имиджа возрастает
многократно. Вовлечение спорта в политические и экономические процессы, его
информатизация, изменение его статуса в сфере социальной деятельности, укрепление его
роли в качестве инструмента международных отношений, – все это повлияло на развитие
инструментария спортивного маркетинга, брендинга, имиджмейкинга. Как отмечают
эксперты, «спорт превращается в инструмент имиджмейкерства многих государств, а также
в средство поддержания их национальной идентичности».1 Действительно, использование
спорта в качестве механизма национального брендинга и процессы формирования и
поддержания устойчивого положительного имиджа спортивных организаций и отдельных
спортсменов, прочих деятелей спорта отражают современные мировые тенденции,
связанные с коммерциализацией и глобализацией данной сферы. Благоприятный имидж в
глазах деловых партнеров и болельщиков играет большую роль в контексте финансовой
поддержки спонсорами или прибыли от телевизионных и интернет-трансляций спортивных
событий или непосредственных доходов в дни домашних матчей.
Необходимость применения инструментов формирования положительного имиджа
только усиливается в эпоху резкой коммерциализации большого спорта и скандалов,
распространившихся в данной сфере: является приоритетом сохранение репутации спорта
и спортивных организаций, как источников важнейших этических, культурных и
гуманистических принципов, способных обеспечить гармоничное развитие и благополучие
общества. В свою очередь выбор футбола как вида спорта для изучения данного вопроса
обоснован его популярностью и распространением в мире, а также огромным (и активно
реализуемым) потенциалом для спортивного маркетинга и брендинга.
Актуальность данного исследования продиктована следующими факторами. Во-
первых, спорт, становясь не только частью культурной жизни, но и мощным политическим
и экономическим фактором, активно используется как средство укрепления национального
имиджа на внутри- и внешнеполитической арене. Также в силу данного явления возрастает
Костиков В.Ю. Концепт спортивного брендинга: теоретико-методологические параметры. // Вопросы
теории и практики журналистики. 2017. T. 6. No 4. С. 617. // [Электронный ресурс]. Режим доступа:
https://cyberleninka.ru/article/n/kontsept-sportivnogo-brendinga-teoretiko-metodologicheskie-parametry/viewer,
свободный (дата обращения: 20.04.2020 г.)
интерес к спорту со стороны средств массовой информации и общественности, что, в свою
очередь, дает толчок развитию брендинга в спорте высоких достижений. Во-вторых,
футбол сохраняет за собой статус наиболее популярного и распространенного вида спорта
в мире, современного социально-культурного феномена глобального масштаба, что в свою
очередь способствует расширению возможностей для так называемого футбольного
брендинга и футбольной дипломатии и, вместе с тем, актуализируется задача
формирования имиджа и репутации в сфере футбола. В связи с вышеизложенным
представляется целесообразным рассмотреть и проанализировать основные механизмы,
используемые в процессе формирования положительного имиджа зарубежных и
отечественных футбольных организаций, в числе которых как национальные федерации,
так и отдельные клубы.
Цель данной работы – выявить механизмы формирования положительного имиджа
международных и национальных футбольных организаций, а также футбольных клубов.
Соответственно данной цели выделяются следующие задачи:
1) рассмотреть теоретическую составляющую имиджа в контексте феномена
спортивного маркетинга;
2) определить ценность положительного имиджа в современном футболе;
3) проанализировать ключевые вызовы имиджу руководящих организаций,
представленных в европейском и международном футболе, и механизмы его
формирования;
4) рассмотреть механизмы формирования положительного имиджа
национальных футбольных ассоциаций и футбольных клубов;
5) сформировать представление об общих закономерностях в области
формирования имиджа футбольных организаций.
Объектом данного исследования являются международные и национальные
футбольные федерации и футбольные клубы; предмет исследования – механизмы
формирования имиджа футбольных федераций и клубов.
В рамках данного исследования рассмотрена деятельность по формированию
имиджа Международной федерации футбола (ФИФА) и Союза европейских футбольных
ассоциаций (УЕФА). Выбор данных объектов исследования обусловлен руководящим
положением и особым статусом в системе мирового футбола, а также, в особой степени,
вызовами их имиджу и репутации, имевшими место в недалеком прошлом и имеющими
место сейчас. Кроме того, аналогичным образом рассмотрены механизмы формирования
имиджа футбольных объединений национального уровня, ассоциированных членов
вышеуказанных международных организаций, отвечающих за развитие футбола в
отдельных государствах и за формирование международного спортивного имиджа этих
государств. Также объектами данного исследования являются футбольные клубы,
основные акторы футбольной жизни, пользующиеся огромной популярностью и
поддержкой глобальной аудитории, бенефициары коммерциализации и глобализации
футбола,2 имеющими по этой причине некоторую специфику в формировании брендов и
имиджей по сравнению с руководящими федерациями.
В ходе исследования нашли применение следующие методы:
1) аналитический метод, позволивший выявить формы деятельности
футбольных организаций, направленные на создание положительного имиджа;
2) компаративный метод (метод сравнения), позволивший сопоставить и
сравнить механизмы формирования имиджа рассматриваемых футбольных организаций;
3) метод контент-анализа документов, в частности, программ развития,
финансовых отчетов, отчетов о гуманитарной деятельности футбольных клубов и
федераций, проектов их социальных программ и т.д., который способствовал определению
основных механизмов формирования имиджа изучаемых организаций;
4) метод case-study, который способствовал анализу отдельных вызовов
имиджу рассматриваемых организаций, а также кампаний и проектов, направленных на
формирование и укрепление их имиджа;
5) метод обобщения, позволивший сформировать итоговое представление о
механизмах формирования положительного имиджа футбольных организаций.
В ходе проведения исследования были использованы разнообразные источники.
Значительную часть источниковой базы исследования составили документы и
информационные материалы изучаемых футбольных федераций и клубов, которые
раскрыли основные аспекты их деятельности по формированию положительного имиджа,
а также вызовы, с которыми они сталкиваются в данной области: например, это
Deloitte Football Money League 2020. // [Электронный ресурс]. Режим доступа:
https://www2.deloitte.com/uk/en/pages/sports-business-group/articles/deloitte-football-money-
league.html?utm_source=feedburner&utm_medium=feed&utm_campaign=Feed%253A+DeloitteGlobal+%2528Del
oitte+Global+headlines%2529, свободный (дата обращения: 22.04.2020 г.)
учредительные документы3 и программы развития4, отчеты о финансовых показателях5 и
данные о партнерских соглашениях6 , проекты и кампании социальной направленности7 .
Важное значение для оценки успешности реализации мер по укреплению имиджа имели
статистические данные, основанные на результатах социологических опросов. В
рассмотренных нами источниках раскрывается информация об историческом развитии и
текущем положении дел изучаемых международных и национальных организаций и
клубов, концепциях их развития, механизмах формирования и укрепления их имиджа и
репутации.
Также мы активно обращались к материалам средств массовой информации,
которые были посвящены проблемам имиджа 9 и инструментам его формирования 10 в
контексте деятельности рассматриваемых футбольных организаций. В связи с огромным
значением современных веб-технологий и социальных медиа для брендинга и маркетинга
футбольных организаций мы обращались к информации официальных аккаунтов в
социальных сетях объектов данного исследования.11
Теоретическая база исследования:
Теоретической основой для данной работы послужили труды исследователей
спорта, спортивного маркетинга, брендинга, процесса формирования имиджа спортивных,
в том числе футбольных, организаций.
Напр., FIFA Statutes. // [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://resources.fifa.com/image/upload/the-fifa-
statutes-2018.pdf?cloudid=whhncbdzio03cuhmwfxa, свободный (дата обращения: 29.04.2020 г.)
4
Напр., Программа РФС «Поиск талантов» на 2016-2020 годы. // [Электронный ресурс]. Режим доступа:
https://www.rfs.ru/subject/1/projects/view?proj_id=6, свободный (дата обращения: 16.05.2020 г.)
5
Напр., FIFA Financial Report 2018. // [Электронный ресурс]. Режим доступа:
https://resources.fifa.com/image/upload/xzshsoe2ayttyquuxhq0.pdf, свободный (дата обращения: 8.05.2020 г.)
6
Напр., Партнеры. // [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://ru.uefa.com/uefaeuro-2020/sponsors/,
свободный (дата обращения: 20.05.2020 г.)
7
Напр., 100% Werder WorldWide. // [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.werder.de/werder-
bewegt/hilfsbereitschaft/100-werder-worldwide/, свободный (дата обращения: 5.05.2020 г.)
8
Напр., Global Attitudes Towards the FIFA World Cup 2018 in Russia. // [Электронный ресурс]. Режим доступа:
https://www.ipsos.com/en/global-attitudes-towards-fifa-world-cup-2018-russia, свободный (дата обращения:
7.05.2020 г.)
9
Напр., Миллиарды из бюджета для «Зенита», расизм в ПСЖ, новая европейская Суперлига. Что мы узнали
из публикаций проекта Football Leaks. // [Электронный ресурс]. Режим доступа:
https://meduza.io/slides/milliardy-iz-byudzheta-dlya-zenita-rasizm-v-pszh-novaya-evropeyskaya-superliga,
свободный (дата обращения: 6.05.2020 г.)
10
Напр., Asia pre-season tours: Barcelona, Manchester clubs and Juventus lead visits to China, Japan and Singapore.
// [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.scmp.com/sport/football/article/3008389/asia-pre-season-
tours-barcelona-manchester-clubs-and-juventus-lead, свободный (дата обращения: 5.05.2020 г.)
11
Напр.: Juventus Football Club, Instagram. // [Электронный ресурс]. Режим доступа:
https://www.instagram.com/juventus/?hl=ru, свободный (дата обращения: 10.05.2020 г.)
Так, работы О.В. Гадючкина и Е.А. Макаровой12, В.И. Филонова и А.В. Юдиной13,
С.А. Фомичева и Н.М. Фроловой 14 и ряда других авторов способствовали пониманию
самой сути концепции имиджа в спорте, ее роли как продукта спортивного маркетинга,
значению имиджа для спортивного и коммерческого успеха спортсменов и спортивных
клубов, а также роли спорта в формировании внешнеполитического имиджа государства.
Кроме того, в этих работах раскрываются основные направления деятельности спортивных
организаций в области формирования имиджа спортивных организаций.
В данном контексте нельзя не отметить работы специалиста в области спортивного
брендинга и медиакоммуникаций в сфере спорта В.Ю. Костикова15, в которых он исследует
теоретические аспекты спортивного брендинга и спортивного маркетинга. Автор отмечает,
что вследствие развития спорта как культурного и политического явления и развития
инструментов Интернет-технологий и медиакоммуникаций, обе концепции стали
самостоятельными отраслями, имеющими определенную специфику, не свойственную
иным областям маркетинга и брендинга. Подробно останавливаясь на развитии этих
концепций, исследователь уделяет особое внимание на их возросшей роли в условиях
глобализации и коммерциализации спортивных процессов, новом статусе спорта в
политической, экономической сферах, в области международных отношений, влиянии на
общественное мнение, привлечении колоссального внимания средств массовой
информации и общественности. В.Ю. Костиков отмечает возрастающую в условиях
глобальной конкуренции важность формирования устойчивого бренда в спорте,
укреплении драйверных характеристик бренда и имиджа, развития бренд-коммуникаций
для общения с аудиторией и расширения базы болельщиков, коммерческих партнеров,
иных деловых связей, формирования имиджа успешной в спорте, значимой в социальном
аспекте и привлекательной с экономической точки зрения организации. Автор
Гадючкин О.В., Макарова Е.А. Имидж как неотъемлемая часть спортивного маркетинга. // Вестник
спортивной науки. 2011. № 1. С. 57-58. [Электронный ресурс]. Режим доступа:
https://cyberleninka.ru/article/n/imidzh-kak-neotemlemaya-chast-sportivnogo-marketinga/viewer, свободный (дата
обращения: 20.04.2020 г.)
13
Филонов В.И., Юдина А.В. Спорт как важная составляющая политического имиджа государства. // Вестник
Поволжского института управления. 2018. Том 18. №4. С. 103-111. // [Электронный ресурс]. Режим доступа:
https://cyberleninka.ru/article/n/sport-kak-vazhnaya-sostavlyayuschaya-politicheskogo-imidzha-gosudarstva/viewer,
свободный (дата обращения: 21.04.2020 г.)
14
Фомичев С.А., Фролова Н.М. Средства формирования имиджа спортивной организации. // [Электронный
ресурс]. Режим доступа: http://journal.mrsu.ru/wp-content/uploads/2017/03/fomichev-frolova.pdf, свободный
(дата обращения: 10.04.2020 г.)
15
Напр., Костиков В.Ю. Влияние имиджа спорта на формирование трендов и развитие имиджа страны за
рубежом. //Вестник МНЭПУ. 2014. №1. С.21. // [Электронный ресурс]. Режим доступа:
https://www.elibrary.ru/download/elibrary_22676205_73160073.pdf, свободный (дата обращения: 20.04.2020 г.)
рассматривает основные направления деятельности в сфере создания спортивного бренда,
технологии формирования и продвижения имиджа в спорте.
Сью Бриджуотер, специалист в области спортивного маркетинга и
администрирования, в своих исследованиях 16 также рассматривает проблему создания
бренда и формирования имиджа спортивных организаций. Автор анализирует влияние
глобализации на спорт и подчеркивает возрастающее значение наличия брендов в спорте,
которые в современных условиях необходимы для эффективной коммуникации со
средствами массовой информации, болельщиками и иными заинтересованными лицами. С.
Бриджуотер рассматривает ключевые факторы, имеющие значение для восприятия
футбольного клуба аудиторией как успешной организации и способствующие
установлению более тесного и открытого диалога с болельщиками и деловыми партнерами,
так же как и расширению числа зрителей и иных заинтересованных лиц. Исследователь
проанализировала брендинговую стратегию английского футбольного клуба «Манчестер
Юнайтед», отметила ключевые аспекты и задачи, стоящие перед клубом в данном
направлении. Автор отмечает важность активной коммуникации с аудиторией, в том числе
посредством реализации социальных функций.
В работе экспертов в области маркетинга Дженса Блумродта, Мишеля Деборде,
Доминика Бодина «Professional football clubs and corporate social responsibility» (рус.
«Профессиональные футбольные клубы и корпоративная социальная ответственность»)17
рассматривается влияние гуманитарной деятельности на формирование имиджа
футбольных клубов. В рамках исследования авторы акцентировали внимание на социально-
ориентированной деятельности клубов «Ренн» и «Лорьен», представляющих Лигу 1
Чемпионата Франции, проанализировали мотивы реализации подобных проектов и
кампаний, оценки данных действий болельщиками клубов и пришли к выводу, что
гуманитарная деятельность является одной из основ имиджа футбольного клуба и
напрямую влияет на его репутацию. В статье авторы отмечают огромный потенциал
феномена корпоративной социальной ответственности для развития и укрепления
положительного имиджа в условиях, свойственных современному футболу.
Напр., Bridgewater S. What is a football brand? // [Электронный ресурс]. Режим доступа:
https://www.researchgate.net/publication/304635276_What_is_a_football_brand, свободный (дата обращения:
11.05.2020 г.)
17
Blumrodt J., Desbordes M., Bodin D. Professional football clubs and corporate social responsibility. // Sport,
Business and Management: An International Journal, 2013, Vol. 3 Issue: 3, p.205. // [Электронный ресурс]. Режим
доступа:
https://www.researchgate.net/publication/262891508_Professional_football_clubs_and_corporate_social_responsibi
lity, свободный (дата обращения: 10.04.2020 г.)
Исследователи в области спортивного маркетинга Христос Анагностопулос и Дэвид
Шилбери в работе «Integrating corporate social responsibility in English football: Towards
multi-theoretical integration» (рус. «Интеграция корпоративной социальной ответственности
в английском футболе: на пути к мультитеоретической интеграции»)18 также оценивают
важность гуманитарной деятельности для положительного имиджа организации, но уже на
примере английского футбола. Проанализировав данный аспект деятельности клубов
Английской Премьер-лиги и Чемпионшипа на основе интервьюирования руководителей их
специализированных фондов, а также в целом рассмотрев историю развития концепции
социальной ответственности в Англии, исследователи пришли к выводу, что в эпоху
коммерциализации спорта значительно возросло значение гуманитарных фондов и других
соответствующих структурных подразделений клубов. Исследователи подчеркивают
особую роль подобных структур и их деятельности в контексте развития и укрепления
имиджа организации. Они отмечают, что подобные акции и кампании способствуют
укреплению связей и благоприятствуют сотрудничеству с коммерческими организациями,
т.е. потенциальными спонсорами, и властными структурами.
В контексте изучения крупного коррупционного скандала в футболе, имевшего
место в первой половине 2010-х годов, и его последствий для имиджа ФИФА, УЕФА и
всего футбола в целом, были полезны работы экспертов в области массовых коммуникаций
Чука Онвумечили «Corruption Arrests of May 26 and FIFA’s Attempts at Image Repair» (рус.
«Аресты 26 мая, связанные с коррупцией, и попытки ФИФА восстановить имидж») 19 и
Лабиба Ибрахим «Managing the Reputation of the Federation Internationale de Football
Association (FIFA): The case of the corruption crisis» (рус. «Управление репутацией
Международной федерации футбола (ФИФА): коррупционный кризис») . Авторы
проанализировали действия ФИФА и его руководства, в частности, направленные на
сохранение репутации и защиту имиджа организации после скандала в мае 2015 года.
Исследователи разобрали новостные и пресс-релизы, содержание конференций, данные
Anagnostopoulos C., Shilbury D. Integrating corporate social responsibility in English football: Towards multi-
theoretical integration. // Sport, Business and Management: An International Journal, 2013. Vol. 3 Issue: 4, p. 272.
// [Электронный ресурс]. Режим доступа:
https://www.researchgate.net/publication/259633215_Integrating_Corporate_Social_Responsibility_in_English_Fo
otball_Towards_Multi-theoretical_Integration, свободный (дата обращения: 11.04.2020 г.)
19
Onwumechili C. Analysis of FIFA’s attempt at image repair. // [Электронный ресурс]. Режим доступа:
https://www.researchgate.net/publication/298330066_Analysis_of_FIFA%27s_attempt_at_image_repair,
свободный (дата обращения: 27.04.2020 г.)
20
Labiba A.N.I. Managing the Reputation of the Federation Internationale de Football Association (FIFA): The case
of the corruption crisis. // [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://prjournal.instituteforpr.org/wp-
content/uploads/FIFA-Corruption.pdf, свободный (дата обращения: 27.04.2020 г.)
веб-сайта и пришли к выводу, что стратегия «отрицания», которой придерживался Й.
Блаттер, не позволила защитить имидж ФИФА, а работа со средствами массовой
информации не принесла особой пользы. Авторы также отмечают, что коррупционный
скандал и нанесенный им ущерб имиджу повлияли и на сотрудничество ФИФА с
партнерами в рамках спонсорских соглашений. Подчеркивается значение положительного
имиджа для экономически выгодных спонсорских отношений.
Кроме того, огромным подспорьем в изучении процессов становления
Международной федерации футбола и Союза европейских футбольных ассоциаций, а
также национальных футбольных федераций стали труды «FIFA 100 лет. Век футбола»21 и
«Планета Футбол: Путеводитель по странам и континентам» Н.И. Травкина 22 , – в них
раскрывается весь тот путь, который проделали данные организации с момента их
основания, а также процесс развития и изменения общественного и политического значения
самого футбола.
Хронологические рамки данной работы охватывает второе десятилетие XXI века,
поскольку именно в данный промежуток времени имели место крупные скандалы, которые
в той или иной степени потрясли всю систему мирового футбола, подточили имидж
ведущих федераций. Что касается возросшей коммерциализации футбола, то стоит
выделить следующий факт: среди 100 самых дорогих трансферов футболистов по
состоянию на май 2020 года (нижняя планка суммы – 42 миллиона евро) лишь 10 относятся
к более раннему периоду, а в топ-20 представлены исключительно переходы с суммой от
80 миллионов евро, начиная с сезона 2009/2010 (рекордный на тот момент переход
Криштиану Роналду из «Манчестер Юнайтед» в мадридский «Реал»). 23 В то же время
начался рост прибыли Английской Премьер-лиги от реализации телевизионных прав: за
спадом с 1,2 до 1,0 миллиарда фунтов стерлингов в циклах 2001-2004 и 2004-2007
последовал взлет 1,7 – 1.8 – 3,0 – 5,1 миллиардов фунтов стерлингов в циклах 2007-2010,
2010-2013, 2013-2016, 2016-2019 соответственно.24
Айзенберг К., Ланфранши П., Мейсон Т., Валь А. FIFA 100 лет. Век футбола. /Пер. с англ. Н. Гринцер; отв.
ред. Т. Фролова. М.: Махаон, 2005.
22
Травкин Н.И. Планета Футбол: Путеводитель по странам и континентам. – М: Терра-Спорт, Олимпия Пресс,
2002.
23
Transfer records. Transfermarkt. // [Электронный ресурс]. Режим доступа:
https://www.transfermarkt.com/statistik/transferrekorde, свободный (дата обращения: 24.05.2020 г.)
24
Market insight: the rights track: a history of the Premier League’s UK TV deals. // [Электронный ресурс]. Режим
доступа: https://www.soccerex.com/insight/articles/2018/the-rights-track-a-history-of-the-premier-league-s-uk-tv-
deals, свободный (дата обращения: 10.05.2020 г.)
Научная новизна работы заключается в проведении комплексного анализа
механизмов формирования имиджа спортивных организаций, а не только использования
инструментов медиакоммуникаций. Практическая значимость данного исследования
заключается в возможности ознакомления с опытом международных и зарубежных
футбольных организаций в данной сфере и потенциального использования данного опыта
в отечественной спортивной среде. Теоретическая значимость определяется тем, что в
отечественной научной литературе представлено крайне малое количество работ,
посвященных данной, довольно специфической проблематике, при полном отсутствии
крупных комплексных исследований. Кроме того, результаты данной работы дополняют
имеющиеся в литературе представления касательно рассматриваемого вопроса и могут
быть использованы в дальнейших исследованиях.
Настоящая работа состоит из двух глав, каждая из которых делится на параграфы. В
первой главе раскрывается теоретическая информация о природе имиджа как
составляющей брендинговой стратегии в контексте спортивного маркетинга, а также
рассматривается ценность и значение имиджа в современном футболе. Вторая глава
содержит информацию о вызовах, причинах и непосредственно направлениях деятельности
футбольных организаций по формированию и укреплению их положительного имиджа.
Апробация результатов выпускной квалификационной работы:
Морданов К.И. Гуманитарные аспекты деятельности английских футбольных
клубов // Международные гуманитарные связи: материалы заочных сессий ежеквартальной
студенческой научной конференции. Том VIII, июнь. Великий Новгород, 2015. С. 69-76.
Режим доступа: http://mgs.org.ru/?page_id=597 (ISBN 2310-9203), свободный
Морданов К.И. Гуманитарные аспекты деятельности испанских футбольных клубов
Гуманитарные аспекты деятельности английских футбольных клубов // Международные
гуманитарные связи: материалы заочных сессий ежеквартальной студенческой научной
конференции. Том X, декабрь. С. 43-50. Великий Новгород, 2015. Режим доступа:
http://mgs.org.ru/?page_id=597 (ISBN 2310-9203), свободный
Морданов К.И. Гуманитарные проекты в деятельности европейских футбольных
клубов/Доклад на конференции с международным участием «Межкультурный диалог в

Заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 5 000 ₽

Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

    Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных и с правилами пользования Платформой

    Последние выполненные заказы

    Хочешь уникальную работу?

    Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!

    Вирсавия А. медицинский 1981, стоматологический, преподаватель, канди...
    4.5 (9 отзывов)
    руководитель успешно защищенных диссертаций, автор около 150 работ, в активе - оппонирование, рецензирование, написание и подготовка диссертационных работ; интересы - ... Читать все
    руководитель успешно защищенных диссертаций, автор около 150 работ, в активе - оппонирование, рецензирование, написание и подготовка диссертационных работ; интересы - медицина, биология, антропология, биогидродинамика
    #Кандидатские #Магистерские
    12 Выполненных работ
    Глеб С. преподаватель, кандидат наук, доцент
    5 (158 отзывов)
    Стаж педагогической деятельности в вузах Москвы 15 лет, автор свыше 140 публикаций (РИНЦ, ВАК). Большой опыт в подготовке дипломных проектов и диссертаций по научной с... Читать все
    Стаж педагогической деятельности в вузах Москвы 15 лет, автор свыше 140 публикаций (РИНЦ, ВАК). Большой опыт в подготовке дипломных проектов и диссертаций по научной специальности 12.00.14 административное право, административный процесс.
    #Кандидатские #Магистерские
    216 Выполненных работ
    user1250010 Омский государственный университет, 2010, преподаватель,...
    4 (15 отзывов)
    Пишу качественные выпускные квалификационные работы и магистерские диссертации. Опыт написания работ - более восьми лет. Всегда на связи.
    Пишу качественные выпускные квалификационные работы и магистерские диссертации. Опыт написания работ - более восьми лет. Всегда на связи.
    #Кандидатские #Магистерские
    21 Выполненная работа
    Сергей Е. МГУ 2012, физический, выпускник, кандидат наук
    4.9 (5 отзывов)
    Имеется большой опыт написания творческих работ на различных порталах от эссе до кандидатских диссертаций, решения задач и выполнения лабораторных работ по любым напра... Читать все
    Имеется большой опыт написания творческих работ на различных порталах от эссе до кандидатских диссертаций, решения задач и выполнения лабораторных работ по любым направлениям физики, математики, химии и других естественных наук.
    #Кандидатские #Магистерские
    5 Выполненных работ
    Оксана М. Восточноукраинский национальный университет, студент 4 - ...
    4.9 (37 отзывов)
    Возможно выполнение работ по правоведению и политологии. Имею высшее образование менеджера ВЭД и правоведа, защитила кандидатскую и докторскую диссертации по политоло... Читать все
    Возможно выполнение работ по правоведению и политологии. Имею высшее образование менеджера ВЭД и правоведа, защитила кандидатскую и докторскую диссертации по политологии.
    #Кандидатские #Магистерские
    68 Выполненных работ
    Ольга Б. кандидат наук, доцент
    4.8 (373 отзыва)
    Работаю на сайте четвертый год. Действующий преподаватель вуза. Основные направления: микробиология, биология и медицина. Написано несколько кандидатских, магистерских... Читать все
    Работаю на сайте четвертый год. Действующий преподаватель вуза. Основные направления: микробиология, биология и медицина. Написано несколько кандидатских, магистерских диссертаций, дипломных и курсовых работ. Слежу за новинками в медицине.
    #Кандидатские #Магистерские
    566 Выполненных работ
    Александр О. Спб государственный университет 1972, мат - мех, преподав...
    4.9 (66 отзывов)
    Читаю лекции и веду занятия со студентами по матанализу, линейной алгебре и теории вероятностей. Защитил кандидатскую диссертацию по качественной теории дифференциальн... Читать все
    Читаю лекции и веду занятия со студентами по матанализу, линейной алгебре и теории вероятностей. Защитил кандидатскую диссертацию по качественной теории дифференциальных уравнений. Умею быстро и четко выполнять сложные вычислительные работ
    #Кандидатские #Магистерские
    117 Выполненных работ
    Вики Р.
    5 (44 отзыва)
    Наличие красного диплома УрГЮУ по специальности юрист. Опыт работы в профессии - сфера банкротства. Уровень выполняемых работ - до магистерских диссертаций. Написан... Читать все
    Наличие красного диплома УрГЮУ по специальности юрист. Опыт работы в профессии - сфера банкротства. Уровень выполняемых работ - до магистерских диссертаций. Написание письменных работ для меня в удовольствие.Всегда качественно.
    #Кандидатские #Магистерские
    60 Выполненных работ
    Лидия К.
    4.5 (330 отзывов)
    Образование высшее (2009 год) педагог-психолог (УрГПУ). В 2013 году получено образование магистр психологии. Опыт преподавательской деятельности в области психологии ... Читать все
    Образование высшее (2009 год) педагог-психолог (УрГПУ). В 2013 году получено образование магистр психологии. Опыт преподавательской деятельности в области психологии и педагогики. Написание диссертаций, ВКР, курсовых и иных видов работ.
    #Кандидатские #Магистерские
    592 Выполненных работы

    Другие учебные работы по предмету