Формирование политики памяти институтов Европейского союза о Второй мировой войне
В диссертационном исследовании проводится определении роли политики памяти институтов Европейского союза о Второй мировой войне в современном европейском пространстве памяти, а также характера этой политики памяти, её исторического нарратива и основных коммеморативных практик. В рамках работы рассматриваются господствующие исторические нарративы о Второй мировой войне в Европейском союзе, в т.ч. нарратив еврократов и институтов Европейского союза, устанавливаются основные институты Европейского союза, задействованные в политике памяти о Второй мировой войне, определяются её ключевые внутри- и внешнеполитические факторы, устанавливаются её цель и задачи и рассматриваются её основные проявления в направлениях политики Европейского союза. Также оценивается текущая эффективность политики памяти институтов Европейского союза о Второй мировой войне и приводятся потенциальные меры её повышения.
Введение ………………………………………………………………………………………………………… 4
Глава 1. Теоретические аспекты коллективной памяти в наднациональных
сообществах и постнациях и их политики памяти ………………………………………………….. 16
1.1.Основные положения конструктивистского подхода в исследованиях
социальной реальности, международных отношений и европейских исследования……….. 16
1.2.Применение конструктивистского подхода для изучения коллективной памяти в
транснациональных сообществах и постнациях и их политики памяти ………………………… 25
Глава 2. Исторические предпосылки формирования политики памяти
институтов Европейского союза о Второй мировой войне ………………………………………. 40
2.1. Становление коллективной памяти и политики памяти о Второй мировой войне
стран Западной Европы и западноевропейской общественности ………………………………….. 40
2.2. Становление коллективной памяти и политики памяти о Второй мировой войне
стран Восточной Европы и восточноевропейской общественности ……………………………… 52
2.3. Становление коллективной памяти и политики памяти о Второй мировой войне
европейской общественности ……………………………………………………………………………………. 56
Глава 3. Содержание политики памяти институтов Европейского союза о
Второй мировой войне……………………………………………………………………………………………. 66
3.1. Внутри- и внешнеполитические факторы политики памяти институтов
Европейского союза о Второй мировой войне …………………………………………………………….. 66
3.2. Цели и задачи политики памяти институтов Европейского союза о Второй
мировой войне…………………………………………………………………………………………………………. 77
3.3. Исторический нарратив и ключевые практики “вспоминания” и “забывания”
политики памяти институтов Европейского союза о Второй мировой войне …………………. 84
Глава 4. Роль институтов Европейского союза в создании “мест памяти”,
коммеморациях, выработке стандартов коммеморации и законах памяти о Второй
мировой войне ……………………………………………………………………………………………………….. 94
4.1. Основные институты Европейского союза – участники политики памяти о
Второй мировой войне и основные сферы деятельности и направления реализации
политики памяти институтов Европейского союза о Второй мировой войне …………………. 94
4.2. Участие институтов Европейского союза в создании “мест памяти” и
коммеморациях Второй мировой войны …………………………………………………………………… 100
4.3. Участие институтов Европейского союза в формировании стандартов проектов
коммеморации Второй мировой войны…………………………………………………………………….. 110
4.4. Участие институтов Европейского союза в формировании “законов памяти” о
Второй мировой войне ……………………………………………………………………………………………. 119
Заключение ………………………………………………………………………………………………… 122
Список использованной литературы ………………………………………………………….. 125
Список использованных источников ………………………………………………………….. 131
Практическая актуальность исследования обусловлена следующим:
1. Начиная с конца 1980-х гг. и по сей день «все социальные, этнические и
семейные группы пережили глубокое изменение традиционного отношения к прошлому»,
что привело к тому, что в мире господствует, провозглашённая П. Нора, “эпоха
всемирного торжества памяти” или же “мемориальная эпоха”, в рамках которой «слово
“память” получило такой общий и экстенсивный смысл, что имеет тенденцию вообще
попросту вытеснить слово “история”»1. Это обуславливает актуальность исследований
роли коллективной памяти в современном мире, особенно в социально-психологическом
измерении.
2. Изменение соотношения и взаимоотношения истории и памяти, изменение
роли исторической науки, которая оказалась поставленной «на службу памяти»2,
обуславливает актуальность исследований роли политики памяти в формировании
коллективной памяти.
3. Изменение смысла “идентичности”, которая «из индивидуального понятия
… стала коллективным, а из субъективного – как бы логическим и объективным»,
повышение значимости идентичности, которая, ввиду внешних требования
самоопределения стала “долгом”, обуславливает актуальность исследований роли
коллективной памяти в формировании коллективной идентичности.
4. Существование у ряда народов мира коллективных травм, влияющих на
внутреннюю и внешнюю политику их стран, ставшее фактором международной политики,
обуславливает актуальность исследований роли коллективных травм в формировании
коллективной памяти и политики памяти как средства влияния на коллективные травмы.
5. «Всё более интенсивное использование прошлого – политическое,
туристическое, коммерческое»3 обуславливает необходимость обращения к опыту разных
акторов такого использования прошлого в рамках их политики памяти.
6. Конфликтность в сфере интерпретации прошлого на мировой арене
приобрела настолько острый характер, что привела к возникновению такого феномена как
Нора П. Всемирное торжество памяти [Электронный ресурс] / П. Нора // Неприкосновенный запас, 2002. –
URL: http://magazines.russ.ru/nz/2005/2/nora22.html (дата обращения: 20.05.2020)
2
Там же
3
Там же
“войны памяти”4, в которых коллективная память выступает как “орудие войны”.
Исследователи считают, что одна из наиболее актуальных войн памяти, это та которая
“разгорается в Европе против России” относительно Второй мировой войны 5. Это
обуславливает актуальность исследований роли политики памяти в эскалации “войн
памяти” и их урегулировании.
7. Во многих посткоммунистических странах, по мнению А. Миллера, в
рамках политики инструментализации консервативных сил «прошлое превратилось в
первую очередь в оружие борьбы на внутри- и внешнеполитическом фронте»6. Это
обуславливает актуальность исследований роли политики памяти как инструмента
внутренней и внешней политики разных акторов, как государственных, так и
негосударственных, в т.ч. наднациональных.
8. Наблюдается разница коллективной памяти и политики о Второй мировой
войне и тоталитарном прошлом у разных народов и социальных групп России: «В
постсоветской России идентификация с СССР характерна для охранительных позиций,
тогда как западники хотят строить новую Россию на отрицании советского прошлого»7.
Исследователи признают наличие в России «“второй памяти”, которая вырастает снизу и
скорее вопреки, чем благодаря политике властей»8. Это обуславливает необходимость
Политика памяти Европейского союза о Второй мировой войне наглядно
демонстрирует актуальность памяти о Второй мировой войне в современном мире и
возможность её использования как политического инструмента. Институты Европейского
союза являются значимыми акторами политики памяти о Второй мировой войне в
современном европейском пространстве памяти и даже в мире распространяя её за
пределы Европейского союза и участвуя в “войнах памяти”. Для институтов Европейского
союза политика памяти, в т.ч. о Второй мировой войне – важный ресурс политики
идентичности, символической политики и политики европеизации. Нельзя сказать, что на
текущий день она достигла своей цели и решила поставленные задачи, но она сыграла
большую роль в складывании европейской идентичности и существующей социально-
политической реальности в Европейском союзе и его странах-членах.
На сегодняшний день мы не можем говорить о каком-либо общеевропейском
консенсусе относительно памяти о Второй мировой войне, однако можно признать, что
таковой сложился в среде европейской общественности, еврократов и институтов ЕС.
Еврократы и институты Европейского союза при содействии европейской
общественности прикладывают существенные усилия к складыванию такового консенсуса
посредством множества практик политики памяти и формирования такого исторического
нарратива, который не встретил бы не натолкнулся с серьёзными противоречиями
нарративов европейской общественности и стран Западной и Восточной Европы.
Основными институтами Европейского союза, задействованными в политике
памяти о Второй мировой войне, являются Европейский парламент, Европейская
комиссия и Совет Европейского союза при значительном участии агентств Европейского
союза и ассоциированных с этими институтами организаций, фондов и музеев. В
обозначенных институтах, за исключением Совета Европейского союза, большую роль
играют еврократы с развитой европейской идентичностью. Большое влияние на эти
институты, за исключением Совета Европейского союза, играют организации европейской
общественности и меньшинств.
Мы можем говорить о наличии на сегодняшний день устоявшихся рамок нарратива
стран Западной Европы, стран Восточной Европы, европейской общественности и
еврократов и институтов Европейского союза о Второй мировой войне. Нарратив
еврократов и институтов Европейского союза не является доминирующим в европейском
пространстве памяти о Второй мировой войне, в странах-членах Европейского союза
господствуют национальные нарративы, которые можно классифицировать как
западноевропейские и восточноевропейские. Определённая трансформация факторов,
обуславливающих эффективность политики памяти институтов Европейского союза о
Второй мировой войне, может обеспечить её нарративу более значимое положение, но
вряд ли доминирующее из-за общей неустойчивости наднациональных рамок памяти.
Вряд ли этот нарратив подвергнется существенным трансформациям в ближайшие годы
ввиду малой вероятности значительной трансформации Европейского союза как
сообщества.
Цель и задачи политики памяти институтов Европейского союза о Второй мировой
войне обусловлены актуальными проблемами и запросами Европейского союза и связаны
с трансформациями идентичности, интересов и дискурса её объектов. Достижение этой
цели и решение этих задач также будет способствовать повышению эффективности
политики памяти институтов Европейского союза о Второй мировой войне.
Ключевые внутри- и внешнеполитических факторы политики памяти институтов
Европейского союза о Второй мировой войне, обуславливающие характер её
исторического нарратива, её ключевые практики и её эффективность обычно являются
социально-политическими и социально-психологическими, связанными с идентичностью,
интересами и дискурсом объектов и субъектов политики памяти институтов Европейского
союза о Второй мировой войне. Стимуляция позитивных факторов, в первую очередь
формирование европейской идентичности, преодоление национальных исторических
травм, формирование национальных памятей, чей нарратив не противоречит нарративу
институтов Европейского союза, будет способствовать повышению эффективности
политики памяти институтов Европейского союза о Второй мировой войне и достижению
её цели и решения поставленных задач.
Основные проявления политики памяти институтов Европейского союза о Второй
мировой войне в направлениях политики Европейского союза охватывают значительную
часть направлений политики ЕС, особенно связанных со взаимодействием с обществом,
гражданами ЕС, отдельными социальными группами, подразумевающим некие
дискурсивные и культурные практики. Расширение числа этих направлений, увеличение
финансирования деятельности, связанной с политики памяти, в их рамках, а также
совершенствование конкретных мер такой деятельности также будет способствовать
повышению эффективности политики памяти институтов Европейского союза о Второй
мировой войне и достижению её цели и решения поставленных задач.
Опыт политики памяти Европейского союза свидетельствует о возможности
достижения цели и решения задач этой политики, многие из которых в современном мире,
особенно касающиеся борьбы с политическим радикализмом, развития гражданского
общества и повышения легитимности политических институтов, в той или иной форме
актуальны и для прочих наднациональных объединений и государств. Также он наглядно
демонстрирует как можно эффективно проводить политику памяти при наличии
“проблемного прошлого”, связанного с авторитарным и тоталитарным наследием, и
наличии переплетенных местных, региональных, национальных и наднациональных
историй, что крайне актуально для России, имеющей тоталитарное наследие сталинизма и
различающиеся нарративы отдельных социальных и этнических групп о Второй мировой
войне ввиду их разной роли в ней.
Будущие исследования могут быть посвящены изучению трансформации
исторического нарратива институтов Европейского союза о Второй мировой войне,
отдельных элементов этого исторического нарратива (памяти о коллаборационизме,
движении Сопротивления, положении отдельных социальных групп во Второй мировой
войне и пр.), реализации политики памяти институтов Европейского союза о Второй
мировой войне в отдельных странах-членах Европейского союза, политики памяти
европейских политических партий и их групп в Европейском парламенте о Второй
мировой войне, а также перспектив адаптации опыта политики памяти институтов
Европейского союза о Второй мировой войне в России.
Последние выполненные заказы
Хочешь уникальную работу?
Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!