Особенности правового регулирования банкротства индивидуальных предпринимателей
В данной работе рассматриваются отличительные особенности банкротства индивидуальных предпринимателей. Дана характеристика правовых последствий признания индивидуального предпринимателя банкротом, обращено внимание на особенности погашения обязательств по сравнению с юридическими лицами, изменения законодательства по исследуемому вопросу. На основе проведенного исследования автором предлагается произвести дополнение действующего законодательства нормами посвященным базовым принципам и целям банкротства физических лиц, формулируются основные проблемы и пути их решения. Цель настоящей работы заключается в исследовании теоретического и практического механизма регулирования банкротства индивидуального предпринимателя, а также в разработке конкретных правил и практических рекомендаций, которые устранили бы пробелы действующего законодательства в данной сфере деятельности.
ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………………………………….. 1
ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ СТАНОВЛЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О
БАНКРОТСТВЕ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯ В
РАЗЛИЧНЫХ СТРАНАХ …………………………………………………………………………. 6
1.1. Правовое положение индивидуального предпринимателя по
законодательству Российской Федерации и зарубежных стран ………………… 6
1.2. Историко-правовой анализ законодательства о банкротстве в России и
некоторых зарубежных странах (США, Великобритания, Германия,
Франция, Италия) ………………………………………………………………………………….. 18
ГЛАВА 2. АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ПРОЦЕДУРНЫЕ
ОСОБЕННОСТИ БАНКРОТСТВА ИНДИВИДУАЛЬНОГО
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯ ……………………………………………………………………………. 28
2.1. Основания для признания индивидуального предпринимателя
банкротом по праву России и зарубежных стран ……………………………………. 28
2.2. Регулирование банкротства индивидуальных предпринимателей …….. 38
2.3. Последствия признания индивидуального предпринимателя банкротом
……………………………………………………………………………………………………………… 46
ГЛАВА 3. ПРАКТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМ И ПЕРСПЕКТИВ
НОРМАТИВНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ БАНКРОТСТВА
ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯ ……………………………………… 52
3.1. Основные вопросы актуальной судебной практики в сфере банкротства
индивидуального предпринимателя ……………………………………………………….. 52
3.2. Предложения по внесению возможных изменений в законодательство
Российской Федерации на основе выявленных проблем и сравнительного
анализа регулирования данной сферы в зарубежных странах …………………. 60
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………………………………………….. 73
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ……………………………………… 77
Актуальность темы исследования.
Институт индивидуального предпринимательства является достаточно
новым для российского законодательства. При этом данная форма
предпринимательства быстро набирает обороты. Все больше людей
предпочитают становиться индивидуальными предпринимателями ввиду
меньших формальных требований к деятельности, наличию льгот,
возможности осуществлять самостоятельную деятельность и т.д.
При этом в зарубежных странах имеется достаточно давняя история
регулирования и существования данного института, что говорит также о
наличии большего опыта правового регулирования данной сферы.
К сожалению, жизненный цикл индивидуального предпринимателя
может включать не только создание бизнеса, регистрацию бизнесмена в
качестве индивидуального предпринимателя, получение всех необходимых
документов и лицензий, но и прекращение деятельности, а также
банкротство индивидуального предпринимателя.
Процедуры банкротства индивидуального предпринимателя имеют
некоторые различия в законодательном регулировании этого института
различных зарубежных стран. Исследование этих различий представляет
интерес с точки зрения настоящей работы.
Кроме этого, в российском законодательстве существует ряд
законодательных положений, вызывающих вопросы и дискуссии как у
исследователей, так и у практиков. К дискуссионным вопросам относятся,
например, расположение норм о банкротстве индивидуального
предпринимателя в главе Х «Закона о несостоятельности (банкротстве)», где
сосредоточены не все нормы (отсылка к параграфу 1.1, касающемуся
банкротства граждан). Интересным для рассмотрения являются вопросы о
банкротстве крестьянских (фермерских) хозяйств в сопоставлении с
банкротством индивидуального предпринимателя, о банкротстве граждан в
случае смерти, о существе реализации имущества в сопоставлении с
конкурсным производством, о процедурах реструктуризации и т.д.
Ввиду вышеперечисленного считаем тему «Особенности правового
регулирования банкротства индивидуальных предпринимателей» актуальной
для исследования и формулирования практических рекомендаций.
Степень разработанности темы исследования. Особенности
правового регулирования банкротства индивидуальных предпринимателей
были рассмотрены множеством авторов. Данные проблемы были затронуты в
трудах: Барышникова М. , Белова А. П., Гончарова А.И., Зинченко С.А.,
Гончарова Я. А., Гудовича С. С., Дмитренко А. Г. и многих других
российских авторов.
Кроме этого было исследовано множество трудов зарубежных авторов,
к примеру, Вирал В., Кришнамурти В., Субраманиан В., Армор Дж., Бирч Д.,
Бусенитц Л, Барни Дж., Кармен М., Жан-Пьер ван дер Рест, Аарон Ларсен, и
многие другие.
Вместе с тем работы данных ученых были опубликованы без учета
актуальной на сегодняшний день (по состоянию на февраль 2019 года)
В результате исследования темы «Особенности правового
регулирования банкротства индивидуальных предпринимателей» были
сформулированы следующие выводы:
В целом правовое положение индивидуальных предпринимателей в
различных государствах схоже – они обладают двойственным положением,
сочетая в себе черты физического лица и субъекта предпринимательства.
При этом в странах из разных правовых семей могут отличаться
наименования института индивидуального предпринимательства, процедуры
регистрации индивидуальных предпринимателей (в каких-то странах
процедура регистрации вовсе не обязательна). Также отличаются некоторые
формальные требования – необходимость получения лицензий, регистрации
товарных знаков, наличия определенного образовательного уровня.
Основное достижение, основанное на историческом опыте,
заключается в том, что в современном законодательстве о несостоятельности
и практике реструктуризации задолженности индивидуального
предпринимателя больше не сосредотачиваются на ликвидации
неплатежеспособных предприятий, а направляют внимание на перестройку
финансовой и организационной структуры должника, испытывающего
финансовые затруднения, с тем, чтобы обеспечить восстановление и
продолжение деятельности индивидуального предпринимателя.
Важно оценить лежащие в основе проблемы и свести к минимуму риск
возникновения финансовых проблем у индивидуального предпринимателя в
будущем. Подчеркивается, что в течение этого периода реабилитации
должны быть в идеале в равной степени предоставлены консультации по
вопросам задолженности, а также должен контролироваться доход в период
реабилитации, предоставляться финансовое образование и социальная
помощь в поиске источников дохода и для улучшения управления расходами
индивидуального предпринимателя.
По нашему мнению, такое историческое наследие является очень
внушительным и необходимым для нормального функционирования данного
института.
В результате исследования оснований для признания индивидуального
предпринимателя банкротом было установлено, что данные основания
одинаковы как для российского государства и стран СНГ, так и для иных
зарубежных стран. Тем не менее, существуют в российском праве
существенные недостатки, связанные как с законодательной техникойв и
влиянием совокупности объективных причин на процесс банкротства, так и с
действиями самих индивидуальных предпринимателей, которые могут
нарушать гражданское, административное и уголовное законодательство,
связанное с банкротством.
ПОЛОЖЕНИЯ, ВЫНОСИМЫЕ НА ЗАЩИТУ
По мнению автора, несколько аспектов российского законодательства о
банкротстве индивидуального предпринимателя особенно актуальны для
потенциального реформирования:
1) Скорость процедуры банкротства.
Дело в том, что согласно ст. 51 Федерального закона «О
несостоятельности (банкротстве)» установлено, что дело о банкротстве
должно быть рассмотрено в срок, не превышающий 7 месяцев с момента
подачи заявления в Арбитражный суд (который, кстати, не соответствует
сроку, обозначенному в АПК, согласно которому арбитражный суд должен
рассматривать дело в течение трех месяцев)60.
На самом деле эти сроки гораздо более длительные, они включает
Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации от 24.07.2002 №
95-ФЗ (ред. от 25.12.2018) // Российская газета. 2002. – № 137.
множество факультативных этапов, без которых нельзя обойтись.
Решить все проблемы со сроками невозможно, внеся изменения в
процессуальные акты. Здесь следует подходить более глобально –
уменьшить нагрузку на арбитражные суды, чтобы они быстрее принимали
решения о назначении судебных разбирательств, урегулировав нормативы
предоставления банками информации о должниках и т.д.
Скорость процедуры банкротства является крайне важным критерием,
который необходимо предусмотреть при решении вопросов о
реформировании законодательства о банкротстве. Быстрая процедура
банкротства приводит к быстрому перераспределению активов
обанкротившихся предпринимателей. Также быстрая процедура может
«освободить» предпринимателя от несостоятельного бизнеса и дать
возможность начать новый бизнес.
2) Необходимо предусмотреть ясную и прозрачную процедуру
удовлетворения требований кредиторов.
Учитывая, что правовые институты обычно определяются как «правила
игры в обществе», закон о банкротстве можно рассматривать как «правила
финальной игры предпринимателя». В обществе цель закона о банкротстве
заключается в разрешении конфликтов, которые могут возникнуть между
кредиторами, когда фирма становится неплатежеспособной. В отсутствие
закона о банкротстве, даже когда скоординированная ликвидация
максимизирует доходы для кредиторов как группы, у каждого кредитора есть
стимул взыскать долг в частном порядке, прежде чем это сделают другие
кредиторы. Поскольку активы фирмы продаются по принципу adhoc,
результирующее первоочередное упорядочение требований кредиторов
приведет к неэффективной ликвидации.
Таким образом, удовлетворение требований многочисленных
индивидуальных кредиторов может быть неправильным решением для
кредиторов как группы. Даже если должник является неплатежеспособным,
для кредиторов в любом случае лучше, если они будут удовлетворять свои
требования вместе. Именно поэтому, руководствуясь экономическими
обоснованиями, вероятно, можно несколько ограничить многочисленность
удовлетворения требований индивидуальных кредиторов.
3) Необходимо соответствовать общемировой тенденции
«смягчения» положений о банкротстве индивидуальных
предпринимателей.
Как было проанализировано нами ранее, вероятно, в условиях
российской действительности можно использовать опыт зарубежных
государств, ориентируясь на выполнение банкротом-индивидуальным
предпринимателем обязательств перед кредиторами. Возможно, стоит
уменьшить срок восстановления индивидуального предпринимателя в правах
с пяти лет до дифференцированной ставки в зависимости от скорости
погашения долгов перед кредиторами. Это позволит и самому
индивидуальному предпринимателю получить источник дохода и
деятельность, с учетом прошлых ошибок, и государству положительную
отдачу от деятельности индивидуального предпринимателя.
Нормативно-правовые акты
Последние выполненные заказы
Хочешь уникальную работу?
Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!