Соотношение политического и юридического в институте конституционно-правовой ответственности высших должностных лиц субъектов Российской Федерации

Мирзеханов Руслан Сефиханович
Бесплатно
В избранное
Работа доступна по лицензии Creative Commons:«Attribution» 4.0

Разграничение политического и юридического в институте конституционно-правовой ответственности и предложение мер по его совершенствованию, в частности, в вопросе отрешения высших должностных лиц субъектов Российской Федерации является одним из механизмов решения проблемы отсутствия целостности закрепления института конституционно-правовой ответственности в законодательстве, что влечет за собой медленное и нелогичное развитие данного института.

В качестве объекта исследования выделено соотношение политического и юридического в институте конституционно-правовой ответственности, в частности, в рамках отрешения от должности высших должностных лиц субъектов Российской Федерации. Данное соотношение требует конституционно-правового регулирования в области конституционной ответственности.

Рассматривая в качестве предмета исследования ряд основополагающих параметров конституционной ответственности, как определения и особенности конституционно-правовой, политической и юридической ответственности, санкций и деликта, исследование подводит нас к теме ответственности высших должностных лиц субъектов Российской Федерации. Итоговой целью исследования выделяется разграничение политического и юридического в институте конституционно-правовой ответственности и предложение мер по его совершенствованию, в частности, в вопросе отрешения высших должностных лиц субъектов Российской Федерации.

Вопрос разграничения конституционно-правовой и политической ответственности является одним из центральных в рамках подготовки данной выпускной квалификационной работы. Основной задачей выполнения данного исследования стало разведение политических и юридических оснований по соответствующим группам, закрепление за ними соответствующих имеющихся процедур и внесения предложений по введению новых с целью охраны субъектов этих отношений и снижения произвол в сфере политической деятельности.

Введение ………………………………………………………………………………………………… 3
Глава 1. Теоретические основы института конституционно-
правовой ответственности высших должностных лиц субъктов
Российской Федерации ………………………………………………………………………….. 8
1.1. Понятие и основные элементы конституционно-правовой
ответственности …………………………………………………………………………………… 8
1.2. Теория общественного договора и ее значение для института
конституционно-правовой ответственности выборных должностных
лиц …………………………………………………………………………………………………….. 22
1.3. Соотношение политического и юридического в предмете
конституционного права и в институте конституционно-правовой
ответственности …………………………………………………………………………………. 34
1.4. Элементы ответственности в конституционно-правовом статусе
высших должностных лиц субъектов Российской Федерации………………… 42
Глава 2. Политические и юридические основания и процедуры
конституционно-правовой ответственности высших должностных
лиц субъектов Российской Федерации…………………………………………………. 50
2.1. Политические основания ответственности высших должностных
лиц субъектов Российской Федерации …………………………………………………. 50
2.2. Политические процедуры ответственности высших должностных
лиц субъектов Российской Федерации …………………………………………………. 58
2.3. Юридические основания ответственности высших должностных
лиц субъектов Российской Федерации …………………………………………………. 63
2.4. Юридические процедуры ответственности высших должностных
лиц субъектов Российской Федерации …………………………………………………. 68
Заключение …………………………………………………………………………………………. 74
Список использованной литературы …………………………………………………… 79

Актуальность темы исследования. Конституционная ответственность
по праву считается одним из основополагающих способов обеспечения
верховенства и главенства Конституции РФ, особая актуальность чего связана
с современными условиями формирования демократического правового
государства. Кроме того, конституционная ответственность также оказывает
прямое влияние на конституционную законность, в частности, процесс ее
укрепления. В первую очередь это необходимо для соответствующей
Конституции Российской Федерации деятельности органов государственной
власти, местного самоуправления, а также должностных лиц.
Основываясь на научно обоснованных и исследованных
рекомендациях, российскому государству необходимо обеспечить гарантию
наличия эффективно действующего механизма конституционной
ответственности. Тем не менее, по сегодняшний день российская юридическая
наука является не достаточно готовой к предоставлению конкретной и, что
является более значимым, целостной и единой доктрины в рамках данной
области, сочетая в себе противоречивые ( а порой даже взаимоисключающие)
положения теоретического обоснования законодательного регулирования
данного вида ответственности.
Мы смело можем говорить о достаточности исследования таких видов
юридической ответственности, как административная, уголовная, гражданско-
правовая, материальная и гражданско-правовая. С системным изложением же
конституционной ответственности ситуация обратная – проблема на
сегодняшний день объективно признается малоизученной. Прямое влияние на
это оказывает тот факт, что конституционная ответственность достаточно
фрагментарно и неполно отражена в Конституции Российской Федерации и
законах, что говорит об отсутствии обстоятельного закрепления данного вида
ответственности. Кроме того, несмотря на содержание в Конституции
Российской Федерации отдельных положений по конституционной
ответственности, само понятие «конституционная ответственность» там никак
не употребляется.
Все указанные выше недочеты не дают в полной мере применять такой
вид ответственности, как конституционная, для того, чтобы можно было
эффективно использовать ее многофункциональное назначение. Данный
вывод наводит нас на необходимость выдвижения ряда предложение по
законодательному закреплению конституционной ответственности.
Научные работы об отдельных вопросах государственно-правовой
ответственности начали появляться еще в 70-х годах прошлого столетия. Этап
же развития конституционного права, который можно назвать современным,
начинается в России с принятия Конституции Российской Федерации в 1993
года, что явилось некоторым катализатором для возникновения интереса и
начала исследования проблем конституционной ответственности.
Таким образом, в данной выпускной квалификационной работе
рассматриваются особенности формирования теории конституционной
ответственности, а также выявляются такие немаловажные аспекты, как
юридическая и политическая природа конституционной ответственности.
В рамках диссертации мы признаем конституционную ответственность
самостоятельным видом юридической ответственности и выделяем в ней
черты, общие для всех видов юридической ответственности. Кроме того, мы
также предпринимаем попытки рассмотрения конституционной
ответственности вне границ ответственности юридической, что приводит нас к
сравнению конституционной ответственности с ответственностью
политической.
В рамках исследования мы выделяем тесную связь конституционной
ответственности с политическими отношениями как одну из особенностей
данного вида ответственности. Тем не менее, несмотря на некоторую схожесть
и тесную взаимосвязь права и политики, мы из раза в раз делаем акцент на
том, что конституционная ответственность – вид не политической, а
юридической ответственности. В рамках данной работы для исключения
допущения ошибок в соотношениях видов ответственности мы вводим
критерии разграничения конституционной и политической ответственности,
которыми являются основаниях их наступления.
Соответствующим основанием для наступления конституционной
ответственности является наличие состава конституционного правонарушения
или деликта в действиях или бездействиях субъектов. Данные деликты
закреплены в законодательстве.
Конституционной ответственности, как и таким видам, как
гражданская, уголовная, дисциплинарная, административная, которые имеют
одинаковую структуру, характерны общие признаки юридической
ответственности: государственно-правовое осуждение, принуждение,
наступление неблагоприятных последствий.
Всесторонне анализируя в данной работе политическую и
юридическую природу конституционной ответственности, обнаруживается
наличие трудностей в этом вопросе. В большей степени, как уже было
упомянуто выше, это объясняется неполнотой отражения института
конституционной ответственности в законодательстве. И только исправление
этой проблемы позволит нам говорить о завершённость формирования
института конституционной ответственности и его отделения от иных видов
юридической ответственности.
Тем не менее, мы можем параллельно наблюдать тенденцию
увеличения в современном законодательстве количество законов, которые
регулируют конституционную ответственность в ряде областей. В частности
это коснулось отражения в существующем законодательстве мер
конституционной ответственности должностных лиц и органов
государственной власти субъектов Российской Федерации, в рамках которого
и сегодня продолжается процесс законодательного закрепления санкций,
применяемых в их адрес.
Тем не менее, ввиду отсутствия целостной картины и закрепления
конституционной ответственности в законодательстве, развитие данного
института идет медленно, несистематично и нелогично. Необходимость
выявления этой проблемы и попыток введения определенного
концептуального обоснования института конституционной ответственности
является подтверждением актуальности данного исследования.
Объект, предмет и цель исследования. Объектом исследования
является соотношение политического и юридического в институте
конституционно-правовой ответственности, в частности, в рамках отрешения
от должности высших должностных лиц субъектов Российской Федерации,
требующее конституционно-правового регулирования в области
конституционной ответственности.
Предметом исследования мы выделяем такие основополагающие
параметры теории конституционной ответственности, как сами понятия
конституционной, юридической и политической ответственности,
соотношение двух видов ответственности (юридической и политической) как
в целом, так и через призму ответственности глав регионов, субъектов
конституционной ответственности, конституционных деликтов и
применяемых санкций. Для этого первостепенно мы проведем исследования
теоретических и практических основ конституционной ответственности
Российской Федерации, после чего углубимся в анализ особенностей
ответственности высших должностных лиц субъектов Российской Федерации.
Целью данного исследования является разграничение политического и

В данной диссертации мы постарались с разных сторон рассмотреть
соотношение политического и юридического в институте конституционно-
правовой ответственности высших должностных лиц субъектов Российской
Федерации.
Через призму изучения особенностей формирования теории
конституционной ответственности, в работе выявляется юридическая и
политическая природа конституционной ответственности.
Конституционная ответственность признаётся одним из
самостоятельных видов юридической ответственности. Соответственно, мы
делаем вывод, что конституционной ответственности с учётом её
особенностей присущи черты, общие для всех видов юридической
ответственности. В данной работе предпринимаются попытки рассмотреть
конституционную ответственность вне границ юридической ответственности,
а также сравнение конституционной ответственности c политической
ответственностью.
В диссертации в качестве одной из особенностей конституционной
ответственности признаётся её тесная связь с политическими отношениями. В
тоже время, отмечая специфику взаимосвязи права и политики, отмечается,
что конституционная ответственность – это вид не политической, а
юридической ответственности. В диссертации выявляется критерий
разграничения конституционной и политической ответственности – основания
их наступления.
В ходе исследования рассматривается принудительный характер
конституционно-правовой ответственности, который присущ юридической
ответственности и проявляется не только в государственном принуждении, но
также в не менее важном общественном (публичном) принуждении. Как и
государственное, общественное принуждение также регламентируется и
осуществляется посредством конституционно-правовых норм. Таким образом,
признаками, присущими конкретно конституционно-правовой
ответственности, являются следующие:
– конституционно-правовая ответственность определяет общие
принципы для других видов юридической ответственности, поскольку имеет
системообразующий характер;
– данный вид ответственности носит четко выявленный политический
характер (это связанно с предметом конституционно-правовой
ответственности, ведь как таковая ответственность наступает за нарушение
общественных отношений, непосредственно связанных с осуществлением
власти в государстве);
– конституционно-правовая ответственность в качестве меры
юридической ответственности предполагает санкции (на этом вопросе мы
детальнее остановимся чуть позже в данной работе);
– важным признаком конституционно-правовой ответственности
является ее тесная связь с государственным принуждением. Даже более того –
государственное принуждение выступает ее содержанием;
– данный вид ответственности наступает только за совершенное
правонарушение (правонарушение, в данном случае, выступает в качестве
основания конституционной ответственности);
– конституционно-правовая ответственность является функциональным
институтом конституционного права и объединяет совокупность
конституционно-правовых норм, регулирующих общественные отношения в
сфере юридической ответственности конституционного права Российской
Федерации (как позитивной, так и негативной);
– тем не менее, источником данной ответственности являются не
только нормы Конституции Российской Федерации, но и все остальные
конституционно-правовые нормы в системе действующего конституционного
законодательства.
В ходе исследования мы приходим к выводу, что в России на
сегодняшний день вопросы конституционно-правовой ответственности
затрагиваются все чаще в связи с развитием конституционного
законодательства. Но раз число конституционно-правовых отношений растет,
требуется и введение новых мер по ее совершенствования. Исходя из
вышеизложенного, было бы логично ожидать динамичное развитие
конституционно-правовой ответственности в адрес высших должностных лиц
субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. Тем не
менее, на деле мы видим обратное.
Вопрос разграничения конституционно-правовой и политической
ответственности является одним из центральных в рамках подготовки данной
выпускной квалификационной работы. В нашем понимании конституционно-
правовая ответственность – это прежде всего ответственность субъектов
публичной власти, главной целью которой является обеспечение высокой
эффективности функционирования публичной власти как системы. Главной
задачей в данной связи является сохранение пропорционального баланса
между объемом полномочий и обязанностей глав субъектов с их
ответственностью. Соответственно, раз конституционное право регулирует в
первую очередь политические отношения, стало быть и конституционно-
правовая ответственность имеет политическое содержание, а ее меры носят
политический характер.
Тем не менее, не всякая мера публично-принудительного воздействия
(даже организационная), которая имеет политическое содержание, может
рассматриваться в качестве меры конституционно-правовой ответственности.
В тоже время одна и та же мера воздействия, исходя из ее оснований
применения, может отличаться содержанием (быть в одной ситуации
санкцией, а в другой – организационной процедурой). Таким образом мы
приходим к выводу, тождественному с умозаключением В.О. Лучина о том,
что конституционно-правовая ответственность “есть политическая
ответственность, но не любая, а та, которая приобретает конституционные
формы”98. Меры конституционно-правовой ответственности и их применение
должны быть ограничены конституционно-правовыми целями, а превращение
конституционно-правовой ответственности из правового института в
инструмент политический борьбы недопустимо.
Изучая конституционно-правовую ответственность через призму
политического и юридического и, параллельно с тем, рассматривая данный
вид ответственности в рамках выполнения своих обязательств высших
должностных лиц субъектов Российской Федерации, мы приходим к
исследованию основании ответственности руководителя региона, которые, как
и сама конституционно-правовая ответственность, могут быть как
политическими, так и юридическими. Ситуация усложняется тем, что нередко
на первый взгляд политические основания на деле оказываются
юридическими.
Основной задачей выполнения практической части работы для нас
стало разведение политических и юридических оснований по
соответствующим группам, закрепление за ними соответствующих
имеющихся процедур и, в случае необходимости, внесения предложений по
введению новых.
Так в рамках рассмотрения такого основания, как недоверие
законодательного (представительного) органа государственной власти
субъекта Российской федерации к высшему должностному лицу субъекта
Российской Федерации, мы приходим к выводу, что, на первый взгляд
политическое основание имеет все признаки юридического (а именно,
формализовано) и тем самым отнесли его к основаниям юридическим.
На месте же него было введено самостоятельное основание –
политический кризис субъекта РФ – со своим наполнением и присущей ему
процедурой с подробным описанием механизма ее реализации.
См.: Лучин В.О. Ответственность в механизме реализации Конституции // Право и жизнь. 1992. N
1.
Как мы видим, выборные должностные лица имеют и политические
основания ответственности, и юридические. Юридические, при этом, должны
быть четко формализованы, но мы обращаем внимание, что четко
формализованными они иногда идут под видом политических оснований.
Поэтому мы и можем наблюдать данное смешение политического и
юридического в рамках рассмотрения оснований.
Итогом нашей работы является разведение данного смешения на
основания и процедуры политические и юридические, а также дополнение
этого разведения предложениями по внесению новых процедур и оснований с
целью охраны субъектов этих отношений и снижения произвол в сфере
политической деятельности.

Нормативно-правовые акты
1.Конституция Российской Федерации: принята всенародным
голосованием 12 декабря 1993 года.
2.ГражданскийкодексРоссийскойФедерации:принят
Государственной Думой 21 октября 1994 года.
3.Федеральный закон от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих
принципахорганизациизаконодательных(представительных)и
исполнительных органов государственной власти субъектов Российской
Федерации» (в редакции Федерального закона от 12 марта 2014 года № 28-
ФЗ).
4.Федеральный закон от 4 июля 2003 г. N 95-ФЗ “О внесении
изменений и дополнений в Федеральный закон “Об общих принципах
организациизаконодательных(представительных)иисполнительных
органов государственной власти субъектов Российской Федерации”.
5.Федерального закона от 06 октября 2003 N 131-ФЗ «Об общих
принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
6.Федеральный закон от 11 декабря 2004 года № 159-ФЗ «О
внесенииизмененийвФедеральныйзакон”Обобщихпринципах
организациизаконодательных(представительных)иисполнительных
государственной власти субъектов Российской Федерации” и в Федеральный
закон “Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в
референдуме граждан Российской Федерации”»
7.Федеральный закон от 25 декабря 2008 года N273-ФЗ “О
противодействии коррупции”.
8.Указ Президента Российской Федерации от 9 марта 2005 года
№ 272 «О Логинове В.А.».
9.Указ Президента Российской Федерации от 21 июля 2006 года
№ 744 «О Баринове А.В.».
10. Указ Президента Российской Федерации от 10 мая 2007 года
№ 612 «О Короткове Л.В.».
11. Указ Президента Российской Федерации от 28 сентября 2010 года
№ 1183 «О досрочном прекращении полномочий мэра Москвы».
12. Указ Президента Российской Федерации от 17 марта 2014 года
№ 145 «О досрочном прекращении полномочий Губернатора Новосибирской
области».
13. Указ Президента Российской Федерации от 28 июля 2016 года
№ 377 «О досрочном прекращении полномочий Губернатора Кировской
области».
14. Постановление Конституционного Суда РФ от 07 июня 2000 года
N 10-П “По делу о проверке конституционности отдельных положений
Конституции Республики Алтай и Федерального закона “Об общих
принципахорганизациизаконодательных(представительных)
и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской
Федерации”.
15. Постановление Конституционного Суда РФ от 2 апреля 2002 года
N 7-П “По делу о проверке конституционности отдельных положений Закона
Красноярского края “О порядке отзыва депутата представительного органа
местного самоуправления” и Закона Корякского автономного округа “О
порядкеотзывадепутатапредставительногоорганаместного
самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления в
Корякском автономном округе” в связи с жалобами заявителей А.Г. Злобина
и Ю.А. Хнаева
16. Постановление Конституционного Суда РФ от 04 апреля 2002
года N 8-П “По делу о проверке конституционности отдельных положений
Федерального закона “Об общих принципах организации законодательных
(представительных) и исполнительных органов государственной власти
субъектов Российской Федерации” в связи с запросами Государственного
Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) и Совета Республики
Государственного Совета – Хасэ Республики Адыгея”.

Заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 5 000 ₽

Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

    Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных и с правилами пользования Платформой

    Последние выполненные заказы

    Хочешь уникальную работу?

    Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!

    Андрей С. Тверской государственный университет 2011, математический...
    4.7 (82 отзыва)
    Учился на мат.факе ТвГУ. Любовь к математике там привили на столько, что я, похоже, никогда не перестану этим заниматься! Сейчас работаю в IT и пытаюсь найти время на... Читать все
    Учился на мат.факе ТвГУ. Любовь к математике там привили на столько, что я, похоже, никогда не перестану этим заниматься! Сейчас работаю в IT и пытаюсь найти время на продолжение диссертационной работы... Всегда готов помочь! ;)
    #Кандидатские #Магистерские
    164 Выполненных работы
    Глеб С. преподаватель, кандидат наук, доцент
    5 (158 отзывов)
    Стаж педагогической деятельности в вузах Москвы 15 лет, автор свыше 140 публикаций (РИНЦ, ВАК). Большой опыт в подготовке дипломных проектов и диссертаций по научной с... Читать все
    Стаж педагогической деятельности в вузах Москвы 15 лет, автор свыше 140 публикаций (РИНЦ, ВАК). Большой опыт в подготовке дипломных проектов и диссертаций по научной специальности 12.00.14 административное право, административный процесс.
    #Кандидатские #Магистерские
    216 Выполненных работ
    Татьяна П.
    4.2 (6 отзывов)
    Помогаю студентам с решением задач по ТОЭ и физике на протяжении 9 лет. Пишу диссертацию на соискание степени кандидата технических наук, имею опыт годовой стажировки ... Читать все
    Помогаю студентам с решением задач по ТОЭ и физике на протяжении 9 лет. Пишу диссертацию на соискание степени кандидата технических наук, имею опыт годовой стажировки в одном из крупнейших университетов Германии.
    #Кандидатские #Магистерские
    9 Выполненных работ
    Татьяна М. кандидат наук
    5 (285 отзывов)
    Специализируюсь на правовых дипломных работах, магистерских и кандидатских диссертациях
    Специализируюсь на правовых дипломных работах, магистерских и кандидатских диссертациях
    #Кандидатские #Магистерские
    495 Выполненных работ
    Катерина М. кандидат наук, доцент
    4.9 (522 отзыва)
    Кандидат технических наук. Специализируюсь на выполнении работ по метрологии и стандартизации
    Кандидат технических наук. Специализируюсь на выполнении работ по метрологии и стандартизации
    #Кандидатские #Магистерские
    836 Выполненных работ
    Вирсавия А. медицинский 1981, стоматологический, преподаватель, канди...
    4.5 (9 отзывов)
    руководитель успешно защищенных диссертаций, автор около 150 работ, в активе - оппонирование, рецензирование, написание и подготовка диссертационных работ; интересы - ... Читать все
    руководитель успешно защищенных диссертаций, автор около 150 работ, в активе - оппонирование, рецензирование, написание и подготовка диссертационных работ; интересы - медицина, биология, антропология, биогидродинамика
    #Кандидатские #Магистерские
    12 Выполненных работ
    Ольга Р. доктор, профессор
    4.2 (13 отзывов)
    Преподаватель ВУЗа, опыт выполнения студенческих работ на заказ (от рефератов до диссертаций): 20 лет. Образование высшее . Все заказы выполняются в заранее согласован... Читать все
    Преподаватель ВУЗа, опыт выполнения студенческих работ на заказ (от рефератов до диссертаций): 20 лет. Образование высшее . Все заказы выполняются в заранее согласованные сроки и при необходимости дорабатываются по рекомендациям научного руководителя (преподавателя). Буду рада плодотворному и взаимовыгодному сотрудничеству!!! К каждой работе подхожу индивидуально! Всегда готова по любому вопросу договориться с заказчиком! Все работы проверяю на антиплагиат.ру по умолчанию, если в заказе не стоит иное и если это заранее не обговорено!!!
    #Кандидатские #Магистерские
    21 Выполненная работа
    Татьяна П. МГУ им. Ломоносова 1930, выпускник
    5 (9 отзывов)
    Журналист. Младший научный сотрудник в институте РАН. Репетитор по английскому языку (стаж 6 лет). Также знаю французский. Сейчас занимаюсь написанием диссертации по и... Читать все
    Журналист. Младший научный сотрудник в институте РАН. Репетитор по английскому языку (стаж 6 лет). Также знаю французский. Сейчас занимаюсь написанием диссертации по истории. Увлекаюсь литературой и темой космоса.
    #Кандидатские #Магистерские
    11 Выполненных работ
    Дмитрий Л. КНЭУ 2015, Экономики и управления, выпускник
    4.8 (2878 отзывов)
    Занимаю 1 место в рейтинге исполнителей по категориям работ "Научные статьи" и "Эссе". Пишу дипломные работы и магистерские диссертации.
    Занимаю 1 место в рейтинге исполнителей по категориям работ "Научные статьи" и "Эссе". Пишу дипломные работы и магистерские диссертации.
    #Кандидатские #Магистерские
    5125 Выполненных работ

    Другие учебные работы по предмету

    Секьюритизация инфраструктурных проектов
    📅 2019 год
    🏢 Санкт-Петербургский государственный университет
    Отдельные вопросы признания иностранного судебного решения
    📅 2021 год
    🏢 Санкт-Петербургский государственный университет
    Фальсификация доказательств по уголовному делу
    📅 2019 год
    🏢 Санкт-Петербургский государственный университет
    Раздел имущества супругов
    📅 2019 год
    🏢 Санкт-Петербургский государственный университет