Языковая репрезентация шотландского искусства в англоязычном искусствоведческом дискурсе

Скопина Анна Андреевна
Бесплатно
В избранное
Работа доступна по лицензии Creative Commons:«Attribution» 4.0

Исследование посвящено рассмотрению способов языковой репрезентации шотландского искусства в искусствоведческом дискурсе, в рамках которого анализируется собранный корпус англоязычных статей, посвященных современной шотландской живописи. Особое внимание в работе уделяется изучению специфики оценочной интерпретации искусства и коммуникативных стратегий искусствоведов как представителей различных лингвокультурных сообществ. В ходе исследования выявлено, что оценка в искусствоведческом дискурсе объективируется с помощью маркированных языковых единиц и механизмов формирования оценочного смысла, причем в тексте эксплицируется не только отношение искусствоведа к искусству, но и его социо-политическое знание о Шотландии. В результате сравнительного анализа было определено, что характер оценки не будет напрямую коррелировать с фактором культурной принадлежности автора искусствоведческого текста, но тексты обладают различной прагматической ориентацией относительно вопроса о положении шотландского искусства в мировой художественной традиции в зависимости от того, является ли эксперт шотландцем или нет.

ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………………………………….. 3
ГЛАВА 1. СПЕЦИФИКА СОВРЕМЕННОГО ИСКУССТВОВЕДЧЕСКОГО
ДИСКУРСА ………………………………………………………………………………………………. 7
1.1. Дискурс в современных лингвистических исследованиях ……………….. 7
1.2. Понятие искусствоведческого дискурса и его своеобразие в
современной типологии дискурсов ………………………………………………………… 11
1.3. Языковые особенности функционирования искусствоведческого
дискурса ……………………………………………………………………………………………….. 16
1.4. Оценка как основное средство интерпретации произведений
искусства ………………………………………………………………………………………………. 21
1.5. Коммуникативные стратегии англоязычного искусствоведческого
дискурса ……………………………………………………………………………………………….. 30
1.6. Шотландское искусство как объект изучения в искусствоведческом
дискурсе ……………………………………………………………………………………………….. 37
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1. ………………………………………………………………………….. 44
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ЯЗЫКОВОЙ РЕПРЕЗЕНТАЦИИ
ШОТЛАНДСКОГО ИСКУССТВА …………………………………………………………… 46
2.1 Обоснование выбора материала и методология исследования ………….. 46
2.2 Языковая интерпретация шотландского изобразительного искусства
искусствоведами шотландии…………………………………………………………………….. 49
2.2.1 Характер репрезентируемой в искусствоведческом тексте оценки …. 49
2.2.2. Когнитивные механизмы формирования оценочного смысла в
искусствоведческом тексте ……………………………………………………………………. 53
2.2.3 Интерференция дискурса ………………………………………………………………. 60
2.2.4 Коммуникативные стратегии ………………………………………………………… 62
2.3 Языковая интерпретация шотландского изобразительного искусства
представителями других лингвокультур …………………………………………………… 67
2.3.1 Характер репрезентируемой в искусствоведческом тексте оценки …. 67
2.3.2. Когнитивные механизмы формирования оценочного смысла в
искусствоведческом тексте ……………………………………………………………………. 71
2.3.3 Интерференция дискурса ………………………………………………………………. 76
2.3.4 Коммуникативные стратегии ………………………………………………………… 79
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2 …………………………………………………………………………… 83
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………………………………………….. 86
БИБЛИОГРАФИЯ ……………………………………………………………………………………. 89
ИСТОЧНИКИ ФАКТИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА …………………………………….. 96

Настоящее исследование посвящено изучению способов языковой
репрезентации шотландского искусства в англоязычном искусствоведческом
дискурсе. Обуславливая мировую тенденцию к нивелированию культурно-
специфических черт отдельного общества, современные глобализационные
процессы одновременно заостряют наше внимание на вопросах своеобразия
отдельной культуры и самоопределения нации. В то же время переосмысление
положения культуры в лингвистических исследованиях XXI века
способствует интересу ученых к рассмотрению языковых явлений в контексте
их тесной связи с национальной идентичностью и культурной составляющей.
Наряду со многими другими направлениями культуры, в сфере искусства
английский язык сохраняет за собой статус lingua franca, универсального
языка художественной критики во всем мире. Устойчивый интерес
исследователей к изучению искусствоведческого дискурса определяется
динамичным развитием данной сферы, постоянным осмыслением
происходящих изменений и описанием множества его форм.
Актуальность работы обусловлена ее включенностью в контекст
современных лингвистических исследований, посвященных изучению
специфики искусствоведческого дискурса, а также рассмотрению
национальной идентичности в аспекте связи языка и культуры.
Объектом исследования является современный англоязычный
искусствоведческий дискурс, а предметом — особенности языковой
репрезентации шотландского изобразительного искусства в
искусствоведческих текстах.
В текстах, характеризующих искусство, выделяются специфические для
него черты, тем самым в сознании человека формируется образ отдельного
национального искусства и связанной с ним культуры. В качестве гипотезы в
данной работе предполагается, что отношение автора к шотландскому
искусству и его оценочная интерпретация будут репрезентированы в текстах
искусствоведческого дискурса и будут отличаться в зависимости от
национально-культурной принадлежности искусствоведа.
Материалом исследования послужили тексты статей из
специализированных разделов газет и журналов, посвященные шотландскому
изобразительному искусству современного периода (1950-2020 г.г.),
составленные на английском языке специалистами-искусствоведами,
принадлежащим к различным лингвокультурам.
Цель исследования состоит в рассмотрении способов языковой
репрезентации искусства Шотландии для двух групп статей, авторами
которых, с одной стороны, выступают искусствоведы, идентифицирующие
себя как шотландцы, а с другой — специалисты, относящие себя к другим
лингвокультурам.
Достижение поставленной цели предполагает решение ряда задач в
процессе исследования:
1. Рассмотреть понятие искусствоведческого дискурса, определить его
положение в контексте типологии дискурсов;
2. Охарактеризовать своеобразие шотландского изобразительного
искусства как специфического объекта искусствоведения;
3. Провести комплексный анализ языковых средств, используемых
искусствоведами при интерпретации произведений искусства, в том

Заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 5 000 ₽

Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

    Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных и с правилами пользования Платформой

    Последние выполненные заказы

    Хочешь уникальную работу?

    Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!

    Кормчий В.
    4.3 (248 отзывов)
    Специализация: диссертации; дипломные и курсовые работы; научные статьи.
    Специализация: диссертации; дипломные и курсовые работы; научные статьи.
    #Кандидатские #Магистерские
    335 Выполненных работ
    Екатерина П. студент
    5 (18 отзывов)
    Работы пишу исключительно сама на основании действующих нормативных правовых актов, монографий, канд. и докт. диссертаций, авторефератов, научных статей. Дополнительно... Читать все
    Работы пишу исключительно сама на основании действующих нормативных правовых актов, монографий, канд. и докт. диссертаций, авторефератов, научных статей. Дополнительно занимаюсь английским языком, уровень владения - Upper-Intermediate.
    #Кандидатские #Магистерские
    39 Выполненных работ
    Яна К. ТюмГУ 2004, ГМУ, выпускник
    5 (8 отзывов)
    Помощь в написании магистерских диссертаций, курсовых, контрольных работ, рефератов, статей, повышение уникальности текста(ручной рерайт), качественно и в срок, в соот... Читать все
    Помощь в написании магистерских диссертаций, курсовых, контрольных работ, рефератов, статей, повышение уникальности текста(ручной рерайт), качественно и в срок, в соответствии с Вашими требованиями.
    #Кандидатские #Магистерские
    12 Выполненных работ
    Евгений А. доктор, профессор
    5 (154 отзыва)
    Более 40 лет занимаюсь преподавательской деятельностью. Специалист в области философии, логики и социальной работы. Кандидатская диссертация - по логике, докторская - ... Читать все
    Более 40 лет занимаюсь преподавательской деятельностью. Специалист в области философии, логики и социальной работы. Кандидатская диссертация - по логике, докторская - по социальной работе.
    #Кандидатские #Магистерские
    260 Выполненных работ
    Кирилл Ч. ИНЖЭКОН 2010, экономика и управление на предприятии транс...
    4.9 (343 отзыва)
    Работы пишу, начиная с 2000 года. Огромный опыт и знания в области экономики. Закончил школу с золотой медалью. Два высших образования (техническое и экономическое). С... Читать все
    Работы пишу, начиная с 2000 года. Огромный опыт и знания в области экономики. Закончил школу с золотой медалью. Два высших образования (техническое и экономическое). Сейчас пишу диссертацию на соискание степени кандидата экономических наук.
    #Кандидатские #Магистерские
    692 Выполненных работы
    Вики Р.
    5 (44 отзыва)
    Наличие красного диплома УрГЮУ по специальности юрист. Опыт работы в профессии - сфера банкротства. Уровень выполняемых работ - до магистерских диссертаций. Написан... Читать все
    Наличие красного диплома УрГЮУ по специальности юрист. Опыт работы в профессии - сфера банкротства. Уровень выполняемых работ - до магистерских диссертаций. Написание письменных работ для меня в удовольствие.Всегда качественно.
    #Кандидатские #Магистерские
    60 Выполненных работ
    Александр Р. ВоГТУ 2003, Экономический, преподаватель, кандидат наук
    4.5 (80 отзывов)
    Специальность "Государственное и муниципальное управление" Кандидатскую диссертацию защитил в 2006 г. Дополнительное образование: Оценка стоимости (бизнеса) и госфин... Читать все
    Специальность "Государственное и муниципальное управление" Кандидатскую диссертацию защитил в 2006 г. Дополнительное образование: Оценка стоимости (бизнеса) и госфинансы (Казначейство). Работаю в финансовой сфере более 10 лет. Банки,риски
    #Кандидатские #Магистерские
    123 Выполненных работы
    Катерина В. преподаватель, кандидат наук
    4.6 (30 отзывов)
    Преподаватель одного из лучших ВУЗов страны, научный работник, редактор научного журнала, общественный деятель. Пишу все виды работ - от эссе до докторской диссертации... Читать все
    Преподаватель одного из лучших ВУЗов страны, научный работник, редактор научного журнала, общественный деятель. Пишу все виды работ - от эссе до докторской диссертации. Опыт работы 7 лет. Всегда на связи и готова прийти на помощь. Вместе удовлетворим самого требовательного научного руководителя. Возможно полное сопровождение: от статуса студента до получения научной степени.
    #Кандидатские #Магистерские
    47 Выполненных работ
    Татьяна М. кандидат наук
    5 (285 отзывов)
    Специализируюсь на правовых дипломных работах, магистерских и кандидатских диссертациях
    Специализируюсь на правовых дипломных работах, магистерских и кандидатских диссертациях
    #Кандидатские #Магистерские
    495 Выполненных работ

    Другие учебные работы по предмету

    Видовые различия в русской речи польских и чешских студентов
    📅 2021год
    🏢 Санкт-Петербургский государственный университет
    Фразеологические единицы в политическом дискурсе
    📅 2021год
    🏢 Санкт-Петербургский государственный университет