Языковая репрезентация культурных ценностей России в англоязычных травелогах
Настоящее исследование посвящено анализу языковой репрезентации культурных ценностей России в англоязычных травелогах. Материалом исследования стали 2 англоязычных травелога, написанные и опубликованные британским и американским авторами в начале XXI века: 1. Jonathan Dimbleby. Russia: A Journey with Jonathan Dimbleby; 2. Andrew Meier. Black Earth: A Journey Through Russia After the Fall. Система культурных ценностей характеризуется наличием двух аспектов: материального и нематериального. Нематериальный аспект представлен духовными ценностями, которые составляют сущностное ядро русской культуры. Материальный аспект представлен значимыми для русской культуры невербальными художественными произведениями, которые служат носителями смыслов, составляющих основу русской национальной идентичности. В работе рассматриваются британский и американский травелоги на предмет того, какие языковые средства используются англоязычными авторами для представления культурных ценностей России. Кроме того, проводится сопоставительный анализ травелогов, направленный на выявление закономерностей и различий в оценке значимых ценностей России англоязычными авторами в период 1990-х – 2020-х.
Введение…………………………………………………………………………………4
Глава I. Ценность в системе категорий культуры………………………………..8
1.1. Категория «ценности» в социально-гуманитарных науках…………………………8
1.2. Подходы к определению понятия «культура»…………………………………..13
1.3. Соотношение материальной и духовной составляющей в понятии «культурные
ценности»………………………………………………………………………………15
1.4. Семиотическая оппозиция свой-чужой…………………………………………18
1.5. Образ «чужого» как предмет изучения имагологии…………………………….22
1.6. Роль стереотипа в формировании образов «своего» и «чужого»………………25
1.7. Жанровые характеристики травелога: традиция рассказа о «чужой» культуре
…………………………………………………………………………………………………27
1.8. Фреймовый анализ как метод для исследования «чужой» культуры…………..29
Выводы по главе I…………………………………………………………………….31
Глава II. Национальная идентичность России: роль культурных ценностей в
формировании исторических нарративов………………………………………..33
2.1. Память как механизм формирования национальной идентичности…………..33
2.2. Культурные ценности, составляющие основу русской (восточноевропейской)
культуры……………………………………………………………………………………………38
2.3. Культурные ценности России в Российских исторических нарративах 1990-х-
2020-
х…………………………………………………………………………………………47
Выводы по главе II……………………………………………………………………….59
Глава III. Оценка культурных ценностей России в англоязычных
травелогах……………………………………………………………………………….61
3.1. Алгоритм анализа языковой репрезентации культурных ценностей
России……………………………………………………………………………………61
3.1.1. Средства языковой репрезентации культурных ценностей России в
британском травелоге Russia: A Journey with Jonathan Dimbleby………………….62
3.1.2. Средства языковой репрезентации культурных ценностей России в
американском травелоге Black Earth: A Journey Through Russia After the
Fall……………………………………………………………………………………77
3.2. Закономерности и различия в репрезентации культурных ценностей России в
рассмотренных англоязычных
травелогах………………………………………………………….………..………..92
Выводы по главе III……………………………………………………………………..98
Заключение…………………………………………………………………………..101
Литература…………………………..………………………………………………….104
Список анализируемых текстов………………………………………………………109
Настоящее исследование посвящено анализу языковой репрезентации
культурных ценностей России в англоязычных травелогах, написанных в конце 20
в – начале 21 в. Под травелогом понимается вид эпистолярного жанра, тематика
которого связана с описанием путешествий (маршрутов, способов передвижения,
посещаемых мест). Проблема культурных ценностей рассматривается в целом ряде
гуманитарных наук. Характер общества и направленность его исторического
развития определяется структурой и динамикой его ценностей. Учитывая то, что
ценность материальных элементов обусловлена значимостью данного элемента в
структуре бытия, представляется, что духовные ценности играют первостепенную
роль в формировании неоднородной по определению системы культурных
ценностей.
Для адекватного сопоставления оценки нематериальных культурных
ценностей России с точки зрения англоязычных авторов и непосредственно тем,
как данные ценности представлены в коллективной памяти России, необходимо
рассмотреть, как материальные и нематериальные ценности России, актуальные
для разных периодов нациестроительства в России, представлялись в рамках
властного и противостоящих ему дискурсах именно в период с начала 1990-х и до
нашего времени.
Актуальность данной работы обусловлена интересом современных
лингвистов к изучению сложной структуры системы культурных ценностей,
которая характеризуется взаимодействием материальных и духовных элементов.
Теоретической основой исследования стали работы в рамках таких
направлений, как имагология и исследования памяти (memory studies). В частности,
используются работы таких лингвистов, а также антропологов, философов и
социологов, как И. Гофман, Г. Риккерт, М. Рокич, В. В. Феррони., А. Б.
Пеньковский, А. Г. Васильев, О. В. Емельянова, К. Э. Разлогов и др.
Объектом исследования выступают культурные ценности России,
Последние выполненные заказы
Хочешь уникальную работу?
Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!