Идейно-философские смыслы белого, чёрного и красного цветов в культуре Китая
Представленная работа посвящена анализу терминов «белой», «черной» и «красной» категорий цвета в китайском языке и китайской культуре с целью выявления их символики и идейно-философских смыслов. Особый статус цвета как одного их классификаторов в китайской традиции позволяет нам говорить о его важности и неразрывной связи с обрядово-религиозными, социальными, политическими и прочими сферами жизни. Нами была предпринята первая в отечественной гуманитарии попытка комплексного изучения «базовой» тройки цветов, включая генезис основных лексем и смыслы, проявляющиеся в различных сферах культуры Китая. Хронологические рамки исследования охватывают историю китайской цивилизации от древнейших эпох до современности, что обусловлено необходимостью выявления смыслов «белого», «черного» и «красного» цветов на начальном этапе их формирования и в дальнейшем развитии на протяжении истории. Нами также был проведен самостоятельный семантический анализ терминов цвета двух авторитетных литературных памятников (свод «Чуские строфы» и трактат «Каталог гор и морей»), основанный на работе с оцифрованными текстами на языке оригинала, переводами на русский язык и комментированными изданиями. Работа основана на внушительном круге источников (монографии, исследовательские статьи, справочно-энциклопедические издания), содержащем 86 наименований: из них 45 на русском языке, 29 на английском и 12 на китайском. В Приложении представлены иллюстративные материалы, справочные и авторские таблицы.
ОГЛАВЛЕНИЕ………………………………………………………………………………………… 2
ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………………………………… 3
Глава 1. Восприятие цвета, его обозначение в языке и цветовая
символика: теоретические подходы и интерпретации …………………………… 8
1.1 Восприятие цвета и психология ……………………………………………………… 8
1.2. Психолингвистические исследования терминов цвета 19-20 вв …. 11
1.3. Основные современные теории развития терминов цвета …………. 17
Глава 2. Базовые колористические термины: белый, черный, красный 24
2.1. Цветовой дуализм: светлое и темное, белое и черное ………………….. 27
2.2. Красный цвет в культуре Китая ………………………………………………….. 37
Глава 3. Семантика литературной цветовой символики (на материале
«Чуских строф» и «Каталога гор и морей») ………………………………………….. 48
3.1. «Чуские строфы»: семантический анализ «цветовой триады» …… 49
3.2. Цветовая образность в «Каталоге гор и морей» ………………………….. 61
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………………………………….. 69
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………………………… 71
ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Развитие терминов цвета (согласно
«универсальным» теориям и применительно к китайскому языку) ……. 82
ПРИЛОЖЕНИЕ 2. Колористические термины в «Чуских строфах» …… 85
ПРИЛОЖЕНИЕ 3. Колористические термины в «Каталоге гор и морей»
……………………………………………………………………………………………………………….. 86
ПРИЛОЖЕНИЕ 4. Политические плакаты ………………………………………….. 90
Обоснование темы исследования. Представленная выпускная
квалификационная работа посвящена истории развития идейно-философских
смыслов и символики категорий белого, черного и красного цветов в культуре
Древнего и современного Китая.
Непрерывность переходящих друг в друга цветов, существующая в
природе, представлена в культуре серией отдельных категорий языка,
имеющих значение в каждой конкретной общности или даже конкретном
человеческом сознании. Практически за любой цветовой категорией следует
шлейф из смыслов, накапливающихся на протяжении столетий, и так или
иначе влияющих на наше мироощущение. В языке эти смыслы
трансформируются в символы, и именно поэтому мы можем говорить о так
называемой символике цвета, пусть даже этот цвет не будет иметь особой
формы, которая была бы выражена в искусстве живописи или геральдики.
Многообразие символических значений цвета в традиционной и
современной китайской культуре обусловлено его особым статусом как
одного из классификаторов, оказывающих влияние на понимание законов
мироздания и восприятие отдельных феноменов в контексте общей
пятичленной структуры (у син).
Для каждого из рассмотренных в представленной выпускной
квалификационной работе трех концептов цвета мы выделяем несколько
основных терминов, отвечающих за фиксацию обозначения определенного
оттенка в китайском языке. Основополагающее место среди «белых»
цветообозначений занимает бай, не теряющий своей актуальности с древности
и до наших времен. «Черная» гамма, наоборот, представлена сменяющимся на
протяжении веков рядом терминов — от «таинственных» сюань и ю до
«угольного» хэй. «Красный» хроматический ряд весьма разнообразен:
«чистый красный» чи, играющий большое значение в культуре Древнего и
Классического Китая постепенно сменяется современным хун, который
вбирает в себя положительную символику остальных терминов красного
цвета, в том числе «киноварного» дань, связанного с даосской традицией и
«багряного» чжу, зачастую отвечающего за статус «красивого красного»,
сходного с пониманием красного цвета в русском языке.
Вся тройка цветов маркирует как мифологическую и религиозно-
обрядовую образность, так и социальный статус, играя роль универсальных
классификаторов всех вещей и происходящих событий. Нами было выявлено,
что не все термины цвета вписываются в универсалистскую теорию
семантических примитивов, и предложены альтернативные варианты
трактовки этих примитивов касательно специфики конкретно китайского
языка. В частности, на основе анализа этимологии и периферийных значений
категорий «черного» цвета, а также согласно исследованиям в области теории
последовательного возникновения базовых колористических терминов, мы
предлагаем семантическим примитивом «темного» сюань считать темноту
горной пещеры, однако не отрицаем, что связь с ночным периодом суток имеет
место быть.
В нашей работе также отмечается, что, следуя тенденции частичной
европеизации китайского общества и культуры, значения белого и черного
цвета применительно к материальной культуре и повседневности имеют
склонность к постепенной потере своей самобытности, однако красный цвет
все еще остаётся на первых ролях, оправдывая свои многочисленные
положительные коннотации.
На русском языке
Последние выполненные заказы
Хочешь уникальную работу?
Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!