Идейно-философские смыслы белого, чёрного и красного цветов в культуре Китая

Левина Валентина Вадимовна
Бесплатно
В избранное
Работа доступна по лицензии Creative Commons:«Attribution» 4.0

Представленная работа посвящена анализу терминов «белой», «черной» и «красной» категорий цвета в китайском языке и китайской культуре с целью выявления их символики и идейно-философских смыслов. Особый статус цвета как одного их классификаторов в китайской традиции позволяет нам говорить о его важности и неразрывной связи с обрядово-религиозными, социальными, политическими и прочими сферами жизни. Нами была предпринята первая в отечественной гуманитарии попытка комплексного изучения «базовой» тройки цветов, включая генезис основных лексем и смыслы, проявляющиеся в различных сферах культуры Китая. Хронологические рамки исследования охватывают историю китайской цивилизации от древнейших эпох до современности, что обусловлено необходимостью выявления смыслов «белого», «черного» и «красного» цветов на начальном этапе их формирования и в дальнейшем развитии на протяжении истории. Нами также был проведен самостоятельный семантический анализ терминов цвета двух авторитетных литературных памятников (свод «Чуские строфы» и трактат «Каталог гор и морей»), основанный на работе с оцифрованными текстами на языке оригинала, переводами на русский язык и комментированными изданиями. Работа основана на внушительном круге источников (монографии, исследовательские статьи, справочно-энциклопедические издания), содержащем 86 наименований: из них 45 на русском языке, 29 на английском и 12 на китайском. В Приложении представлены иллюстративные материалы, справочные и авторские таблицы.

ОГЛАВЛЕНИЕ………………………………………………………………………………………… 2

ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………………………………… 3

Глава 1. Восприятие цвета, его обозначение в языке и цветовая
символика: теоретические подходы и интерпретации …………………………… 8

1.1 Восприятие цвета и психология ……………………………………………………… 8
1.2. Психолингвистические исследования терминов цвета 19-20 вв …. 11
1.3. Основные современные теории развития терминов цвета …………. 17

Глава 2. Базовые колористические термины: белый, черный, красный 24

2.1. Цветовой дуализм: светлое и темное, белое и черное ………………….. 27
2.2. Красный цвет в культуре Китая ………………………………………………….. 37

Глава 3. Семантика литературной цветовой символики (на материале
«Чуских строф» и «Каталога гор и морей») ………………………………………….. 48

3.1. «Чуские строфы»: семантический анализ «цветовой триады» …… 49
3.2. Цветовая образность в «Каталоге гор и морей» ………………………….. 61

ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………………………………….. 69

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………………………… 71

ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Развитие терминов цвета (согласно
«универсальным» теориям и применительно к китайскому языку) ……. 82

ПРИЛОЖЕНИЕ 2. Колористические термины в «Чуских строфах» …… 85

ПРИЛОЖЕНИЕ 3. Колористические термины в «Каталоге гор и морей»
……………………………………………………………………………………………………………….. 86

ПРИЛОЖЕНИЕ 4. Политические плакаты ………………………………………….. 90

Обоснование темы исследования. Представленная выпускная
квалификационная работа посвящена истории развития идейно-философских
смыслов и символики категорий белого, черного и красного цветов в культуре
Древнего и современного Китая.

Непрерывность переходящих друг в друга цветов, существующая в
природе, представлена в культуре серией отдельных категорий языка,
имеющих значение в каждой конкретной общности или даже конкретном
человеческом сознании. Практически за любой цветовой категорией следует
шлейф из смыслов, накапливающихся на протяжении столетий, и так или
иначе влияющих на наше мироощущение. В языке эти смыслы
трансформируются в символы, и именно поэтому мы можем говорить о так
называемой символике цвета, пусть даже этот цвет не будет иметь особой
формы, которая была бы выражена в искусстве живописи или геральдики.

Многообразие символических значений цвета в традиционной и
современной китайской культуре обусловлено его особым статусом как
одного из классификаторов, оказывающих влияние на понимание законов
мироздания и восприятие отдельных феноменов в контексте общей
пятичленной структуры (у син).

Для каждого из рассмотренных в представленной выпускной
квалификационной работе трех концептов цвета мы выделяем несколько
основных терминов, отвечающих за фиксацию обозначения определенного
оттенка в китайском языке. Основополагающее место среди «белых»
цветообозначений занимает бай, не теряющий своей актуальности с древности
и до наших времен. «Черная» гамма, наоборот, представлена сменяющимся на
протяжении веков рядом терминов — от «таинственных» сюань и ю до
«угольного» хэй. «Красный» хроматический ряд весьма разнообразен:
«чистый красный» чи, играющий большое значение в культуре Древнего и
Классического Китая постепенно сменяется современным хун, который
вбирает в себя положительную символику остальных терминов красного
цвета, в том числе «киноварного» дань, связанного с даосской традицией и
«багряного» чжу, зачастую отвечающего за статус «красивого красного»,
сходного с пониманием красного цвета в русском языке.

Вся тройка цветов маркирует как мифологическую и религиозно-
обрядовую образность, так и социальный статус, играя роль универсальных
классификаторов всех вещей и происходящих событий. Нами было выявлено,
что не все термины цвета вписываются в универсалистскую теорию
семантических примитивов, и предложены альтернативные варианты
трактовки этих примитивов касательно специфики конкретно китайского
языка. В частности, на основе анализа этимологии и периферийных значений
категорий «черного» цвета, а также согласно исследованиям в области теории
последовательного возникновения базовых колористических терминов, мы
предлагаем семантическим примитивом «темного» сюань считать темноту
горной пещеры, однако не отрицаем, что связь с ночным периодом суток имеет
место быть.

В нашей работе также отмечается, что, следуя тенденции частичной
европеизации китайского общества и культуры, значения белого и черного
цвета применительно к материальной культуре и повседневности имеют
склонность к постепенной потере своей самобытности, однако красный цвет
все еще остаётся на первых ролях, оправдывая свои многочисленные
положительные коннотации.

На русском языке

Заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 5 000 ₽

Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

    Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных и с правилами пользования Платформой

    Хочешь уникальную работу?

    Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!

    Алёна В. ВГПУ 2013, исторический, преподаватель
    4.2 (5 отзывов)
    Пишу дипломы, курсовые, диссертации по праву, а также истории и педагогике. Закончила исторический факультет ВГПУ. Имею высшее историческое и дополнительное юридическо... Читать все
    Пишу дипломы, курсовые, диссертации по праву, а также истории и педагогике. Закончила исторический факультет ВГПУ. Имею высшее историческое и дополнительное юридическое образование. В данный момент работаю преподавателем.
    #Кандидатские #Магистерские
    25 Выполненных работ
    Лидия К.
    4.5 (330 отзывов)
    Образование высшее (2009 год) педагог-психолог (УрГПУ). В 2013 году получено образование магистр психологии. Опыт преподавательской деятельности в области психологии ... Читать все
    Образование высшее (2009 год) педагог-психолог (УрГПУ). В 2013 году получено образование магистр психологии. Опыт преподавательской деятельности в области психологии и педагогики. Написание диссертаций, ВКР, курсовых и иных видов работ.
    #Кандидатские #Магистерские
    592 Выполненных работы
    Анна С. СФ ПГУ им. М.В. Ломоносова 2004, филологический, преподав...
    4.8 (9 отзывов)
    Преподаю англ язык более 10 лет, есть опыт работы в университете, школе и студии англ языка. Защитила кандидатскую диссертацию в 2009 году. Имею большой опыт написания... Читать все
    Преподаю англ язык более 10 лет, есть опыт работы в университете, школе и студии англ языка. Защитила кандидатскую диссертацию в 2009 году. Имею большой опыт написания и проверки (в качестве преподавателя) контрольных и курсовых работ.
    #Кандидатские #Магистерские
    16 Выполненных работ
    Анна К. ТГПУ им.ЛН.Толстого 2010, ФИСиГН, выпускник
    4.6 (30 отзывов)
    Я научный сотрудник федерального музея. Подрабатываю написанием студенческих работ уже 7 лет. 3 года назад начала писать диссертации. Работала на фирмы, а так же помог... Читать все
    Я научный сотрудник федерального музея. Подрабатываю написанием студенческих работ уже 7 лет. 3 года назад начала писать диссертации. Работала на фирмы, а так же помогала студентам, вышедшим на меня по рекомендации.
    #Кандидатские #Магистерские
    37 Выполненных работ
    Александр О. Спб государственный университет 1972, мат - мех, преподав...
    4.9 (66 отзывов)
    Читаю лекции и веду занятия со студентами по матанализу, линейной алгебре и теории вероятностей. Защитил кандидатскую диссертацию по качественной теории дифференциальн... Читать все
    Читаю лекции и веду занятия со студентами по матанализу, линейной алгебре и теории вероятностей. Защитил кандидатскую диссертацию по качественной теории дифференциальных уравнений. Умею быстро и четко выполнять сложные вычислительные работ
    #Кандидатские #Магистерские
    117 Выполненных работ
    Мария Б. преподаватель, кандидат наук
    5 (22 отзыва)
    Окончила специалитет по направлению "Прикладная информатика в экономике", магистратуру по направлению "Торговое дело". Защитила кандидатскую диссертацию по специальнос... Читать все
    Окончила специалитет по направлению "Прикладная информатика в экономике", магистратуру по направлению "Торговое дело". Защитила кандидатскую диссертацию по специальности "Экономика и управление народным хозяйством". Автор научных статей.
    #Кандидатские #Магистерские
    37 Выполненных работ
    Дарья П. кандидат наук, доцент
    4.9 (20 отзывов)
    Профессиональный журналист, филолог со стажем более 10 лет. Имею профильную диссертацию по специализации "Радиовещание". Подробно и серьезно разрабатываю темы научных... Читать все
    Профессиональный журналист, филолог со стажем более 10 лет. Имею профильную диссертацию по специализации "Радиовещание". Подробно и серьезно разрабатываю темы научных исследований, связанных с журналистикой, филологией и литературой
    #Кандидатские #Магистерские
    33 Выполненных работы
    Татьяна М. кандидат наук
    5 (285 отзывов)
    Специализируюсь на правовых дипломных работах, магистерских и кандидатских диссертациях
    Специализируюсь на правовых дипломных работах, магистерских и кандидатских диссертациях
    #Кандидатские #Магистерские
    495 Выполненных работ
    Татьяна П. МГУ им. Ломоносова 1930, выпускник
    5 (9 отзывов)
    Журналист. Младший научный сотрудник в институте РАН. Репетитор по английскому языку (стаж 6 лет). Также знаю французский. Сейчас занимаюсь написанием диссертации по и... Читать все
    Журналист. Младший научный сотрудник в институте РАН. Репетитор по английскому языку (стаж 6 лет). Также знаю французский. Сейчас занимаюсь написанием диссертации по истории. Увлекаюсь литературой и темой космоса.
    #Кандидатские #Магистерские
    11 Выполненных работ

    Другие учебные работы по предмету

    История античной философии в российских журналах XIX века
    📅 2020год
    🏢 Санкт-Петербургский государственный университет
    Время после холокоста: как работает нарратив памяти
    📅 2020год
    🏢 Санкт-Петербургский государственный университет
    Философия политики и права Фихте
    📅 2018год
    🏢 Санкт-Петербургский государственный университет
    Трансформация гуманизма в пространстве постмодерна
    📅 2018год
    🏢 Санкт-Петербургский государственный университет