Трансформация внешнеполитической парадигмы КНР: оценки китайских исследователей

Голубицкая Анастасия Александровна
Бесплатно
В избранное
Работа доступна по лицензии Creative Commons:«Attribution» 4.0

В данной выпускной квалификационной работе рассматриваются оценки трансформации внешнеполитического курса КНР в китайской академической литературе. Новшества в дипломатии Китая на современном этапе анализируются через призму созданных в рамках «китайской школы» теорий международных отношений. В исследовании подробно изучаются основные положения пяти китайских теоретических концепций, включая теорию отношений Цинь Яцина, теорию морального реализма Янь Сюэтуна, парадигму социальной эволюции Тан Шипина, систему «Тянься» Чжао Тиняна, а также теорию социального симбиоза, разработанную группой ученных Фуданьского университета. Несмотря на формальную принадлежность к одной школе, данные теории представляют широкий спектр подходов к анализу международных отношений. Онтологическое, методологическое и концептуальное разнообразие теорий, однако, не отражается в полной мере в оценках, которые данные теории дают дипломатической стратегии КНР под руководством Си Цзиньпина. Делается вывод, что доминирующим подходом к оценке внешней политики Китая является позитивное отношение к активизации деятельности Китая на международной арене и его текущим внешнеполитическим проектам.

ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………………………………………………………… 3

ГЛАВА 1. Международные исследования в КНР ……………………………………………………….. 10

1.1 Дебаты о «китайской школе» ……………………………………………………………………………. 10

1.2 Современное состояние и факторы развития……………………………………………………… 18

ГЛАВА 2. Пекинская школа………………………………………………………………………………………. 25

2.1 Теория «отношений» ………………………………………………………………………………………… 25

2.2 Моральный реализм …………………………………………………………………………………………. 32

2.3 Система «Тянься» …………………………………………………………………………………………….. 39

ГЛАВА 3. Шанхайская школа……………………………………………………………………………………. 46

3.1 Парадигма социальной эволюции ……………………………………………………………………… 46

3.2 Теория симбиоза международного сообщества………………………………………………….. 52

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………………………………………………… 58

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ …………………………………………………………….. 60

ПРИЛОЖЕНИЯ ………………………………………………………………………………………………………… 73

Стремительное развитие последних десятилетий, сопровождаемое повышением статуса
государства на международной арене, сыграло роль катализатора смены КНР
внешнеполитической парадигмы. С приходом к власти в стране «пятого поколения»
руководителей Китай отказался от соблюдения принципа «держаться в тени», определявшего
внешнюю политику страны с начала реформ и открытости. Новым ориентиром китайской
дипломатии стал выдвинутый Си Цзиньпином лозунг «стремиться к достижениям». Как
результат, современному Китаю свойственно существенно более активное поведение на
международной арене. Расширяя свое участие в системе глобального управления и продвигая
целую совокупность амбициозных инициатив, государство стремиться закрепить за собой роль
глобального лидера.
Частью данного процесса выступают попытки Китая утвердиться в качестве
влиятельного игрока в развитии дисциплины международных отношений. Международные
исследования в КНР в последнее десятилетие развиваются с беспрецедентно высокой
динамикой. Китай находится в поиске аутентичного объяснения феномена «возвышения» и
последовавшей за ним трансформации внешнеполитической стратегии. Создание национальной
школы ТМО призвано усилить влияние КНР на глобальный дискурс о международных
отношениях, оказывая параллельно идейную поддержку политическому курсу страны.
Качественный и количественный всплеск в международных исследованиях выступает своего
рода символом лидерского потенциала Китая в сфере социальных наук. В настоящее время
можно наблюдать значительный прогресс в развитии незападной ТМО. Китайские ученые не
только смогли успешно встроиться в поток глобальных международных исследований, но и
смогли закрепить за собой позицию наиболее развитой и перспективной национальной школы
«глобального Юга».
Актуальность данного исследования обуславливается, таким образом, двумя
факторами. С одной стороны, интерес представляют причины и стимулы развития китайской
теории. Опыт построения Китаем национальной школы ТМО может быть использован, в том
числе и РФ, также вовлеченной в процесс создания глобальной ТМО. С другой стороны,
представляется, что изучение китайских теорий международных отношений имеет не только
теоретическую, но и практическую важность. В исследованиях можно найти ответ на вопрос,
каким в рамках китайского научного дискурса предстает настоящее и будущее международной
системы, а также какая роль отдается в ней Китаю. Анализ национальных теорий позволит
составить более четкое представление об эволюции китайской внешней политики, ее
теоретических и концептуальных истоках. Подобное понимание может позволить с большей
точностью анализировать и прогнозировать внешнеполитические решения КНР.
В качестве объекта данного исследования выступает китайская школа международных
отношений. Предметом исследования является отражение изменений во внешнеполитической
стратегии КНР в работах китайских исследователей.
Хронологические рамки исследования определяются периодом активного развития в
КНР международных исследований и включают временной отрезок с начала XXI века по
настоящее время.
Методологическую основу данного исследования составляют комплексный анализ и
системный подход к изучению первоисточников и широкого спектра исследовательской
литературы отечественных и зарубежных авторов по рассматриваемой тематике. Исторический
метод позволил последовательно раскрыть свойства и особенности дисциплины ТМО в Китае, а
также продемонстрировать факторы и закономерности процесса ее развития. Большое значение
имело использование такого метода политической науки, как сравнительный анализ.
Компаративный метод в работе был нацелен на получение эмпирических обобщений,
касающихся природы «китайской школы» международных отношений, отличий и сходств
китайских теорий с западными представлениями о международных отношениях.
Сравнительный подход сыграл также ключевую роль в формировании выводов о
доминирующих в китайском научном дискурсе оценках современной внешней политики КНР.
Кроме того, при проведении исследования применялись общенаучные методы, включая методы
анализа и синтеза, индукции и дедукции.
Целью настоящего исследования является выявление подходов в китайских научно-
исследовательской литературе к оценке внешней политики Китая на современном этапе.
С учетом цели работы, исследование было выстроено для решения следующих задач:
1. исследовать историю развития дисциплины международных отношений на
территории КНР;
2. выявить аргументы в поддержку и против выделения «китайской школы»
международных отношений;
3. охарактеризовать особенности китайских исследований в области международных
отношений;
4. рассмотреть теоретические положения ведущих теоретических концепций китайской
теории международных отношений;
5. выделить на основе рассмотренных теорий оценки глобальной стратегии КНР на
настоящем этапе;
Источнковая база исследования включает две категории источников. К первой
категории принадлежат доклады, выступления и интервью высших должностных лиц Китая,
отвечающих за реализацию внешней политики государства. Особый интерес в контексте
влияния, оказанного на развитие в Китае международных исследований, представляют речь
Дэн Сяопина, произнесенная на открытии совещания по теоретической работе ЦК КПК в 1979
году 1 , а также выступление Си Цзиньпина на Национальной рабочей конференции по
идеологической работе 2013 года2.
Вторую категорию источников представляют изученные в рамках исследования
теоретические работы представителей основных китайских теорий международных отношений.
Всего в работе рассматривается пять теорий: теория отношений Цинь Яцина 3 , теория
морального реализма, Янь Сюэтуна 4, концепция «Тянься» Чжао Тиняна 5, теория социальной
эволюции Тан Шипина6, а также теория симбиоза группы ученых Фуданьского университета,
включая Жэн Сяо, Ху Шоуцзюня, Ли Ючжуна, Цзинь Инджуна, Ян Цземяня, Су Чанхэ, Юань Шэнъюя7.
邓小平在中共中央召开的理论工作务虚会上的讲话 [Речь Дэн Сяопина на открытии совещания по
теоретической работе Центрального комитета КПК] // 邓小平讲话实录:演讲卷 [Сборник речей Дэн Сяопина].
– 红旗出版. – 2018. – p. 203.
习近平在全国宣传思想工作会议上讲话 [Речь Си Цзиньпина на Национальной рабочей конференции по
идеологической работе ] // 中国共产党新闻网 [Новостной портал КПК] [Электронный ресурс] – URL: http: /
/jhsjk.people.cn /article/22636876 (дата обращения: 16.10. 2019)
秦亚青 世界政治的关系理论 [Цинь Яцин Теория отношений мировой политики] // 世界政治研究
[ Исследования мировой политики]. – 2018. – Vol.2. – № 2. – рр. 30-46; 秦亚青 中国文化及其对外交决策的影响
[Цинь Яцин Влияние китайской культуры на внешнюю политику] // 国际问题研究 [Исследования мировой
политики]. – 2011. – № 5. – рр. 21-33; 秦亚青 中华文化与新型国际关系 [ Цинь Яцин Китайская культура и
международные отношения нового типа] // 世界知识 [ Мировой обзор]. – 2019. – № 1. – рр. 55-57.
阎学通 先秦国家间政治思想的异同及其启示 [Янь Сюэтун Доциньские размышления о природе
международных отношений и открытия, которые они несут] // 中国社会科学 [Социальные науки Китая]. – 2009. –
№3. – рр. 87-108; 阎学通 外交转型、利益排序与大国崛起[ Янь Сюэтун Трансформация дипломатии,
упорядочивание интересов и возвышение великих держав] // 战略决策研究[Исследования стратегической
политики]. – 2017. – № 3. – рр. 4-11; Yan Xuetong Political Leadership and Power Redistribution // The Chinese Journal
of International Politics. – 2016. – Vol. 9. – № 1. – рр. 1-26.
Zhao Tingyang Rethinking Empire from a Chinese Concept ‗All-under-Heaven‘ (Tian-xia, 天下) // Social
Identities. – 2006. -Vol. 12. – № 1. – pp. 29 -41; 赵 汀 阳 天 下 : 在 理 想 主 义 和 现 实 主 义 之 间 [Чжао Тинян
«Поднебесная»: между реализмом и идеализмом] // 探索与争鸣[Исследования и дискуссии]. – 2019. – № 9. – рр.
100-109; 赵汀阳 天下体系的一个简要表述[Чжао Тинян Краткое изложение системы «Тянься»] // 世界经济与政治
[Мировая политика и экономика ]. – 2008. – №10. – рр. 57- 65.
Tang Shiping China and the Future International Order(s) // Ethics & International Affairs. – 2018. – Vol. 32. –
№ 1.- pp. 31–43; Tang Shiping Social evolution of international politics: From Mearsheimer to Jervis // European Journal
of International Relations. – 2010. – Vol. 16. – №1. – рр. 31–55; Tang Shiping Order: A Conceptual Analysis // Chinese
Political Science Review. – 2016. – Vol. – №1. – pp. 30-46.
任晓, 胡守钧, 李友钟, 金应忠 , 杨洁勉, 苏长和, 袁胜育 共生:上海学派的兴起[ Жэн Сяо, Ху Шоуцзюнь, Ли
Ючжун, Цзинь Инджун, Ян Цземянь, Су Чанхэ, Юань Шэнъюй Симбиоз:подъем шанхайской школы ] / 任晓[ Жэн
Сяо]. – 上海译文出版社[Шанхайское издательство переводов], 2015. – 208 р.
Отдельные из представленных работ, в частности, исследования Тан Шипина и Цзинь Инджуна,
впервые получают освещение в отечественной литературе.
Степень научной разработанности темы. В ходе исследования был изучен широкий
круг источников и литературы, разделить которые можно на три основные группы.
Исследования феномена глобализации теории международных отношений и развития
национальных теоретических школ можно найти в работах таких зарубежных ученых как
Билгин П. 8, Литтл Р.9, Чэн Чин-Чан10, Такаши Иногути 11, Шильям Р. 12, Одри А.13 и Йонг
Юнсу14. Особое место среди исследователей незападной ТМО занимают авторы концепции
«глобальной ТМО» Амитав Ачария 15 и Барри Бузан 16 . Примечательно также, что работы
данных исследователей позволяют взглянуть на развитие незападных школ в динамике, так как
охватывают практически два десятилетия развития дисциплины. В отечественной литературе
данная проблематика исследуется в работах А. Д. Воскресенского 17, А. М. Кузнецова, А. И.
Козинца 18 , М. М. Лебедевой 19 , Т.А. Алексеева 20 , а также профессора СПбГУ Конышева
Bilgin P. Thinking past ‗Western IR‘ // Third World Quarterly. – 2008. – Vol. 29. – №1. – рр. 5–23; Bilgin P.
Looking for the International beyond the West // Third World Quarterly. – 2010. – Vol. 31. – №5. – pр. 817-828.
Little R., Buzan B. World History and the development of non-Western International Relations Theory / ed.
Acharya and Buzan // Non-Western International Relations Theory: Perspectives on and beyond Asia. -NY: Routledge,
2010. – 197 p.
Chen Ching-Chang The absence of non-western IR theory in Asia reconsidered // International Relations of the
Asia-Pacific. – 2011. – Vol.11. – № 1. – pp. 1–23.
Takashi Inoguchi Introduction to the special issue of International Relations of the Asia-Pacific // International
Relations of the Asia-Pacific. – 2008. – Vol. 8. – № 3. – pp. 271–277.
Shilliam R. International Relations and Non-Western Thought: Imperialism, Colonialism and Investigations of
Global Modernity / R. Shilliam. – Routledge, 2012. – 288 p.
Audrey A. Western Dominance in International Relations? The Internationalisation of IR in Brazil and India / A.
Audrey. – Routledge, 2018. – 208 p.
Eun Yong-Soo What Is at Stake in Building ―Non-Western‖ International Relations Theory? / Yong-Soo Eun. –
Routledge, 2019. –112 p.; Eun Y.-S. Pluralism, Pluralism and Engagement in the Disciplineof International Relations /
Yong-Soo Eun. – Singapore: Springer, 2016. – 106 р.
Acharya A. Dialogue and discovery: in search of international relations theories beyond the west // Millennium.
– 2011. – Vol.39 – № 3. – pp. 619-637; Acharya A.Global International Relations (IR) and regional worlds: a new agenda
for international studies // International Studies Quarterly. – 2014. – Vol.58. – №4. – pp. 1-13; Acharya A. Advancing
global IR: challenges, contentions and contributions // International Studies Review. – 2016. – Vol.18. – №1. – pp. 4-15;
Acharya A. Non-Western International Relations Theory: Perspectives On and Beyond Asia / A. Acharya. – Routledge,
2010. – 256 p.
Acharya A., Buzan B. Why is there no non-Western international relations theory? An introduction //
International Relations of the Asia-Pacific. – 2007. -Vol. 7. – №3. – pp. 287–312; Acharya A., Buzan B. Conclusion: On
the possibility of a non-Western IR theory in Asia // International Relations of the Asia-Pacific. – 2007. – Vol. 7. – № 3. –
pp. 427–438.
Воскресенский А.Д. Мировое комплексное регионоведение и перспективы построения незападной
(китаизированной) теории международных отношений // Полис. Политические исследования. – 2013. – № 6. – сс. 82-
96;
Кузнецов А. М., Козинец А. И. Незападные теории международных отношений – от маргинальности к
признанию // Ойкумена. – 2016. – №4. – 8-23.
Лебедева М. М. Незападные теории международных отношений: миф или реальность ? // Вестник
Российского университета дружбы народов. Серия: Международные отношения. – 2017. – №17(2). – сс.246-256.
В.Н. 21. Среди диссертационных исследований, посвященных данной проблематике можно
выделить диссертацию на соискание степени кандидата политических наук А. И. Козинца –
«Незападные подходы в теории международных отношений: сравнительный анализ китайского
и индийского опыта »22.
Вторая группа исследований, применяемых в данной работе, посвящена
непосредственно развитию теории международных отношений на территории КНР. Данная
проблематика в последнее время привлекает внимание все большего числа специалистов,
что объясняет широкий спектр публикуемых работ. Среди представителей западной
научной мысли «китайской школой» ТМО занимаются такие ученый, как Чан Геральд 23 ,
Каллахан В. А. 24 , Шнайдер Ф. 25 , Кристенсен П. 26 , Нильсен Р., Носелт Н. 27 и Шамбо Д. 28 .
Значительный вклад в развитие данного направления вносят ученые азиатских государств,
включая Ду Т. 29 , Ван Хунчжэна 30 , Чжан Юндзина и Чан Тэнчи 31 . Среди российских
специалистов первенство в освещении достижений китайских коллег принадлежит профессору
РУДН Е.Н. Грачикову 32 . Ученому принадлежит серия статей о процессе становления и
институционализации международных исследований в Китае. Также среди отечественных
Алексеева Т.А. «Запад» и «незапад» в пространстве теории международных отношений // Вестник
РУДН. – 2017. – Т. 17. – № 2. – сс. 217-232; Алексеева Т.А., Лебедева М. М. Что происходит с теорией
международных отношений // Полис.- 2016. – № 1.- сс. 29-43.
Конышев В.Н. Незападный взгляд на мировую политику // Мировая экономика и международные
отношения. – 2020. – Т.64. – №3. – сс. 130-135.
Козинец А. И. Незападные подходы в теории международных отношений: сравнительный анализ
китайского и индийского опыта: дис. канд. пол. наук: 23.00.04. – ФГАОУ ВО ДВФУ, Владивосток, 2018 –
186 с.
Chan G. Chinese Perspectives on International Relations. A Framework for Analysis / Palgrave Macmillan
UK, 1999. – 201 р.
Callahan W.A. China and the Globalisation of IR Theory: Discussion of ‘Building International Relations
Theory with Chinese Characteristics’ // Journal of Contemporary China. – 2010. – Vol.10. – № 26. – рр. 75-88.
Schneider F. Reconceptualising World Order: Chinese Political Thought and Its Challenge to International
Relations Theory’ // Review of International Studies. – 2014. – Vol. 40. – №4. – рр. 683-703.
Kristensen Peter M., Nielsen Ras T. Constructing a Chinese International Relations Theory: A Sociological
Approach to Intellectual Innovation // International Political Sociology. – 2013. –Vol. 7. – №1. – рр. 19–40.
Noesselt Nele Revisiting the Debate on Constructing a Theory of International Relations with Chinese
Characteristics // The China Quarterly. – 2015. – Vol. 222. – pp. 430-448; Noesselt Nele Is There a ―Chinese School‖ of IR?
// GIGA Working Papers. – 2012. – №188.
Shambaugh D. China’s International Relations Think Tanks: Evolving Structure and Process // The China
Quarterly. – 2002. – № 171. – pp. 575-596.
Do Thuy T. China’s rise and the ‗Chinese dream‘ in international relations theory // Global Change, Peace &
Security. – 2015. – Vol. 27. – № 1. – рp.21-38.
Wang Hung-Jen The Rise of China and Chinese International Relations Scholarship. Challenges Facing
Chinese Political Development / Hung-Jen Wang. – Lexington Books, 2015. – 204 p.
Zhang Yongjin, Chang Teng-Chi Constructing a Chinese School of International Relations. Ongoing Debates
and Sociological Realities / Yongjin Zhang. – Routledge, 2016 . – 252 р.
Грачиков Е. Китайская теория международных отношений. Становление национальной школы //
Международные процессы. –Т. 14. – № 3. – сс. 68-80.
ученых можно выделить А. Королева33, Т. Понька34, А. М. Кузнецова35. Немаловажную роль в
обзоре достижений КНР в сфере ТМО играю сами китайские ученые. Подробное рассмотрение
факторов и этапов становления национальной школы и анализ ее перспектив можно найти в
работах Цинь Яцина36, Сун Синина37, Фэн Хуйюна38, Хэ Кая, Янь Сюэтуна, Лян Шоудэ39, Жэн
Сяо40, Мэй Жана41 и Лу Пэна42.
Последняя категория представлена критическим анализом конкретных направлений в
рамках китайской школы международных отношений в публикациях китайских и зарубежных
специалистов. Круг публикаций, освещающих аспекты отдельных теорий, в настоящее время
остается весьма узким. Среди научных представителей данного направления можно отметить
Нордина А.43, Смита Г.44 и Кавальски Э.45, занимающихся исследованием теории отношений,
Фэн Чжана 46 , Палтеля Дж. 47 , Хуэй В. 48 , анализирующих положения морального реализма, а
Чжан Жуйчжуан, Королев А. Теория международных отношений с китайской спецификой:
современное состояние и тенденции развития // Проблемы Дальнего Востока. – 2010. – № 3. – рр. 96-110.
Понька Т., Бельченко А., Забелла А. Китайский взгляд на теорию международных отношений // Мировая
экономика и международные отношения. – 2017. – Т.61. – № 10. – сс. 76–86.
Кузнецов А. М. «Мирное развитие Китая» и некоторые проблемы теории международных отношений //
Политическая концептология. – 2014. – № 3. – сс. 166 – 177.
Qin Yaqing Relationality and processual construction: bringing Chinese ideas into international relations theory
// Social Sciences in China. – 2009. – Vol.30. – №4. – рр. 5-20.
Song Xinning Building International Relations Theory with Chinese Characteristics // Journal of Contemporary
China. – 2001– Vol. 10 – Is. 26. – рр. 61-74.
Feng Huiyun , Kai He, Yan Xuetong Chinese Scholars Debating International Relations and Foreign Policy /
Feng Huiyun. – Routledge, 2019. – 210 р.
Liang Shoude Constructing an International Relations Theory with ‗Chinese Characteristics‘// Political Science.
– 1997. – Vol.49. – №1. – рр. 23-39.
Xiao Ren Finalized paper for The Pacific Review special issue ―China debates its global role‖ grown from
within: Building a Chinese School of International Relations // The Pacific Review. – 2020. – рр. 1-27.
梅然 该不该有国际政治理论的中国学? 兼评美国的国际政治理论 [Мэй Жан Нужна ли китайская теория
международной политики? Опыт американской теории международной политики] // 国际政治研究[Исследования
международной политики]. – 2000. – № 1. – pp. 63-67.
Lu Peng Chinese IR Sino-centrism tradition and its influence on the Chinese School Movement // The Pacific
Review. – 2019. – Vol. 32. – №2. – рр. 150-167; 鲁鹏 中国特色国际关系理论建设的阶段性进展与不足 [Лу Пэн
Развитие теории международных отношений с «китайской спецификой» и недостатки] // 国 际 关 系 研 究
[Международные исследования]. – 2019. – № 4. – pp. 74 -83.
Qin Yaqing, Nordin Astrid H. M. Relationality and rationality in Confucian and Western traditions of thought //
Cambridge Review of International Affairs. – 2019. – №3. – рр. 2-5.
Nordin Astrid H. M. , Smith Graham M. Reintroducing friendship to international relations: relational
ontologies from China to the West // International Relations of the Asia-Pacific. – 2018. – Vol. 18. – №3. – рр. 369–396.
Kavalski E. Guanxi or What is the Chinese for Relational Theory of World Politics // International Relations of
the Asia-Pacific. – 2018. – Vol. 18. – №3. – рр. 397–420.
Zhang Feng The Tsinghua Approach and the Inception of Chinese Theories of International Relations // The
Chinese Journal of International Politics. – 2012. – Vol. 5. – рр. 73–102.
Paltiel Jeremy T. Constructing Global Order with Chinese Characteristics: Yan Xuetong and the Pre-Qin
Response to International Anarchy // The Chinese Journal of International Politics. – 2011. – Vol. 4. – рр. 375–403.
Hui Victoria Tin-bor Building Castles in the Sand: A Review of Ancient Chinese Thought, Modern Chinese
Power // The Chinese Journal of International Politics. – 2012. – Vol. 5. – рр. 425–449.
также Ча Тэсу49, Драйэра Дж. Т. 50, Чан Чишэна51 и Карлсона А.52, исследующих концепцию
«Тянься». Две оставшиеся теории, теория социального прогресса и теория симбиоза, на данный
момент не были освещены в какой-либо значимой литературе. Отдельно стоит отметить работу
двух отечественных ученых – Кривохиж С. В. и Соболевой Е.Д. 53 , представивших в своем
исследовании комплексный обзор теории морального реализма. Работа ученых фактически
является первой и на данный момент единственной российской работой, посвященной
конкретному течению в китайской ТМО.
В современной науке, таким образом, существует обширный спектр исследований по
проблематике «китайской школы международных» отношений. Стоит, однако, отметить, что
отечественные работы незначительно отстают от зарубежных в количественном и
содержательном аспектах. В частности, отдельные китайские теории представлены в них
фрагментарно. Так, например, теории социальной эволюции и симбиоза только упоминаются в
отдельных обзорных статьях без полноценного исследования. Более того, вышеупомянутые
работы практически не содержат сравнительного анализа положений теорий. Не уделяется в
них внимания содержащемуся в теориях анализу китайской внешней политики. Китайские
теории международных отношений во многом построены именно вокруг практических проблем
китайской дипломатии. Анализ содержащихся в них оценок внешнеполитического курса КНР и
основанных на них рекомендаций представляет отдельную нишу для исследований, в
настоящий момент практически пустующую. Данная работа направлена на ликвидацию
обозначенного пробела, что и формирует ее научную новизну.
Структура выпускной квалификационной работы была сформирована в соответствии с
целью и задачами исследования и включает в себя введение, три главы, заключение,
приложения и список использованных источников и литературы.
Cha Taesuh Competing visions of a postmodern world order: the Philadelphian system versus the Tianxia
system // Cambridge Review of International Affairs. – 2018. – Vol. 31. – №5. – рр. 392-414.
Dreyer June Teufel The ‗Tianxia Trope‘: will China change the international system? // Journal of
Contemporary China. – 2015. – Vol. 24. – Issue 96. – рр. 24-36.
Chang Chishen Tianxia system on a snail’s horns // Inter‐Asia Cultural Studies. – 2011. – Vol. 12. – №1. – рр.
28-42.
Carlson Allen Moving Beyond Sovereignty? A brief consideration of recent changes in China’s approach to
international order and the emergence of the tianxia concept // Journal of Contemporary China. – 2011. – Vol. 20. – №68. –
рр. 89-102.
Кривохиж С. В. и Соболева Е.Д. Древность на службе современности: теория морального реализма и
будущее мирового порядка // Мировая экономика и международные отношения. – 2017. – Т. 61. -№ 11. – сс. 76–84.

За относительно короткий период с момента появления в китайском научном поле
теория международных отношений получила в КНР значительное развитие. Если еще в начале
XXI-го столетия Китай преимущественно импортировал теоретические концепции, то в
настоящее время государство принадлежит к числу главных экспортеров знаний о
международных отношениях среди развивающихся государств. Одна из причин столь быстрого
развития дисциплины – тесная связь разрабатываемой теории с практикой китайской
дипломатии. История ТМО в Китае переплетена с новшествами во внешнеполитическом курсе
страны. Так, начало ее развития было спровоцировано политикой реформ и открытости, дебаты
о «китайской школе» получили значительный толчок с выдвижением концепции «мирного
возвышения», а смена внешнеполитической парадигмы при Си Цзиньпине сопровождалась
оформлением сразу нескольких полноценных теорий международных отношений китайского
происхождения.
С ранних этапов китайские ученые стремились не просто внести вклад в развитие
дисциплины, но продемонстрировать в собственных концепциях «китайскую специфику»,
особый китайский взгляд на развитие международной системы и положение в ней Китая. Как
результат, китайские международные исследования приобрели в значительной мере
синоцентричный характер. Выражается данная черта в двух аспектах. Во-первых, подавляющая
часть теорий создана с активным использованием концепций традиционной китайской
культуры и философии. Во-вторых, центральная проблематика теорий практически во всех
случаях связана с «возвышением Китая», ввиду чего анализ трансформации внешней политики
страны на современном этапе также приобретает в работах китайских ученых первостепенный
характер.
Наличие собственной уникальной проблематики в сумме с особенной диалектической
логикой и онтологической основой рассматривается многими китайскими учеными как главный
аргумент в пользу выделения самостоятельной школы. Рациональность создания «китайской
школы», однако, до сих пор является предметом дебатов в китайском научном сообществе.
Противники данного концепта подчеркивают сохраняющуюся методологическую и
концептуальную зависимость китайских теорий от зарубежных теоретических течений и
опасность утери универсальности при опоре исключительно на китайскую историю и культуру.
Так или иначе, несмотря на незавершенность дебатов между сторонниками и противниками
индигенизации, китайская теория в последнее десятилетия вошла в стадию бурного развития.
Катализатором данного процесса стали изменения в китайском внешнеполитическом
статусе. Параллельно с возрастанием активности Китая на международной арене, все более
четкие очертания начинали приобретать разрабатываемые в стране теоретические концепции.
Так, четыре из пяти исследуемых в работе теорий получили свой завершенный вид уже после
прихода к власти «пятого поколения» руководителей КНР. Разработка теорий международных
отношений для современного Китая приобретает новое значение. Государство стремится
продемонстрировать всему миру свой научный потенциал. Влияние на формирование
глобального научного дискурса о международных отношениях во многом воспринимается
Китаем как неотъемлемый атрибут великой державы. Ускоренные темпы «возвышения» Китая
при Си Цзиньпине ведут к «возвышению» КТМО, а КТМО, в свою очередь, используется для
придания легитимности новому витку китайского «возвышения».
«Китайская школа» в ее современном состоянии не является унитарной школой с
единым подходом к анализу международных отношений, но представляет собой гетерогенную
совокупность теоретических концепций, разрабатываемых китайскими учеными или
институтами в полной независимости друг от друга. Можно выделить пять наиболее развитых
концепций, сравнение основных положений которых представлено в Приложении 1. Разделение
теорий на «пекинскую» и «шанхайскую» школы является условным. Отдельные теории в
рамках данных направлений имеют между собой весьма мало общего. Проводя параллель с
западными теориями, рассмотренные в работе концепции можно охарактеризовать как
китайские варианты идеалистического, реалистского и конструктивистского направлений в
современной международно-политической науке. К теориям реалистского направления можно
отнести теорию морального реализма Янь Сюэтуна и парадигму социальной эволюции Тан
Шипина. Идеализм в КТМО представлен концепцией «Тянься» Чжао Тиняна и теорией
симбиоза международного общества. К социальному конструктивизму можно отнести теорию
отношений Цинь Яцина. Подобное разделение будет, однако, также носить символический
характер.
Более репрезентативным способом классификации данных теорий представляется их
разделение на основе соотношения элементов традиционной китайской философии и западных
теорий международных отношений. Согласно данному критерию, в рамках КТМО можно
выделить следующие три группы: эндемичные теории, теории смешанного типа и теории
западного типа. Категория эндемичных теорий представлена концепцией «Тянься» и теорией
симбиоза. Объединяет данные теории приоритетное место, занимаемое в них традиционной
китайской политической философией. Обе теории являются модернизированной версией
древнекитайских представлений об идеальном мироустройстве. Теория симбиоза отличается,
однако, более тщательной проработкой и включением отдельных положений марксизма. К
теориям смешанного характера принадлежат теория отношений и моральный реализм. Данные
теоретические концепции служат примером симбиоза западных теорий с положениями
китайской философии. На их примере становится очевидным взаимодополняющий характер
западных и восточных теоретических концепций. Парадигма социальной эволюции,
кардинально отличается от всех вышеупомянутых теорий. Теория Тан Шипина единственная
теория в списке, которую можно отнести к КТМО, но нельзя определить в категорию
«китайской школы». Тан Шипин в своих исследованиях фактически «лишает» уникальности
китайскую историю и культуру, вписывая ее в глобальную.
Оценки китайской внешней политики в исследованных теориях менее разнообразны, чем
можно предположить, учитывая различия в их основных тезисах. Как видно из Приложения 2,
всем теориям в той или иной мере свойственно признание неизбежности китайского
«возвышения». Мирный сценарий развития данного процесса поддерживают три теории из
пяти, исключением являются две теории, принадлежащие к реалисткой парадигме. В целом
положительную оценку в теоретических концепциях получают «дипломатические идеи Си
Цзиньпина». Инициатива «Пояс и Путь», концепции «сообщества единой судьбы человечества»
и «международных отношений нового типа» практически единогласно признаются
правильными стратегическими решениями для современного Китая. Теории, акцентирующие
внимание на нематериальных факторах, включая теорию отношений, концепцию «Тянься» и
теорию симбиоза, аргументируют это вкладом Китая в совершенствование системы
глобального управления и трансформацией благодаря усилиям государства укоренившихся
представлений о конфликтной природе международных отношений. В теории морального
реализма, так же как в парадигме социальной эволюции, данные инициативы рассматриваются
с точки зрения увеличения с их помощью национальной мощи Китая и расширения глобальной
поддержки государства.
Наиболее широкий спектр оценок наблюдается в отношении отказа от принципа
«держаться в тени» в пользу более активной внешней политики. Смену внешнеполитической
парадигмы признает фактически только теория морального реализма Янь Сюэтуна. Тан Шипин
просматривает в современной китайской политике лишь отдельные шаги к кардинальному
пересмотру представлений Китая о собственной роли в международной системе, в то время как
оставшиеся теории рассматривают текущий курс Китая не с точки зрения его новаторства, но с
точки зрения его преемственности.
В целом, можно отметить, что доминирующим подходом к оценке внешней политики
Китая будет позитивное отношение к активной деятельности Китая на международной арене и
его текущим внешнеполитическим проектам, сопровождаемое рекомендациями тщательно
взвешивать масштаб международной ответственности, которую государство может взять на
себя без ущерба для своего дальнейшего развития.

Заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 5 000 ₽

Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

    Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных и с правилами пользования Платформой

    Последние выполненные заказы

    Хочешь уникальную работу?

    Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!

    Дарья Б. МГУ 2017, Журналистики, выпускник
    4.9 (35 отзывов)
    Привет! Меня зовут Даша, я окончила журфак МГУ с красным дипломом, защитила магистерскую диссертацию на филфаке. Работала журналистом, PR-менеджером в международных ко... Читать все
    Привет! Меня зовут Даша, я окончила журфак МГУ с красным дипломом, защитила магистерскую диссертацию на филфаке. Работала журналистом, PR-менеджером в международных компаниях, сейчас работаю редактором. Готова помогать вам с учёбой!
    #Кандидатские #Магистерские
    50 Выполненных работ
    Сергей Н.
    4.8 (40 отзывов)
    Практический стаж работы в финансово - банковской сфере составил более 30 лет. За последние 13 лет, мной написано 7 диссертаций и более 450 дипломных работ и научных с... Читать все
    Практический стаж работы в финансово - банковской сфере составил более 30 лет. За последние 13 лет, мной написано 7 диссертаций и более 450 дипломных работ и научных статей в области экономики.
    #Кандидатские #Магистерские
    56 Выполненных работ
    user1250010 Омский государственный университет, 2010, преподаватель,...
    4 (15 отзывов)
    Пишу качественные выпускные квалификационные работы и магистерские диссертации. Опыт написания работ - более восьми лет. Всегда на связи.
    Пишу качественные выпускные квалификационные работы и магистерские диссертации. Опыт написания работ - более восьми лет. Всегда на связи.
    #Кандидатские #Магистерские
    21 Выполненная работа
    Мария М. УГНТУ 2017, ТФ, преподаватель
    5 (14 отзывов)
    Имею 3 высших образования в сфере Экологии и техносферной безопасности (бакалавриат, магистратура, аспирантура), работаю на кафедре экологии одного из опорных ВУЗов РФ... Читать все
    Имею 3 высших образования в сфере Экологии и техносферной безопасности (бакалавриат, магистратура, аспирантура), работаю на кафедре экологии одного из опорных ВУЗов РФ. Большой опыт в написании курсовых, дипломов, диссертаций.
    #Кандидатские #Магистерские
    27 Выполненных работ
    Виктор В. Смоленская государственная медицинская академия 1997, Леч...
    4.7 (46 отзывов)
    Имеют опыт грамотного написания диссертационных работ по медицине, а также отдельных ее частей (литературный обзор, цели и задачи исследования, материалы и методы, выв... Читать все
    Имеют опыт грамотного написания диссертационных работ по медицине, а также отдельных ее частей (литературный обзор, цели и задачи исследования, материалы и методы, выводы).Пишу статьи в РИНЦ, ВАК.Оформление патентов от идеи до регистрации.
    #Кандидатские #Магистерские
    100 Выполненных работ
    Анна С. СФ ПГУ им. М.В. Ломоносова 2004, филологический, преподав...
    4.8 (9 отзывов)
    Преподаю англ язык более 10 лет, есть опыт работы в университете, школе и студии англ языка. Защитила кандидатскую диссертацию в 2009 году. Имею большой опыт написания... Читать все
    Преподаю англ язык более 10 лет, есть опыт работы в университете, школе и студии англ языка. Защитила кандидатскую диссертацию в 2009 году. Имею большой опыт написания и проверки (в качестве преподавателя) контрольных и курсовых работ.
    #Кандидатские #Магистерские
    16 Выполненных работ
    Юлия К. ЮУрГУ (НИУ), г. Челябинск 2017, Институт естественных и т...
    5 (49 отзывов)
    Образование: ЮУрГУ (НИУ), Лингвистический центр, 2016 г. - диплом переводчика с английского языка (дополнительное образование); ЮУрГУ (НИУ), г. Челябинск, 2017 г. - ин... Читать все
    Образование: ЮУрГУ (НИУ), Лингвистический центр, 2016 г. - диплом переводчика с английского языка (дополнительное образование); ЮУрГУ (НИУ), г. Челябинск, 2017 г. - институт естественных и точных наук, защита диплома бакалавра по направлению элементоорганической химии; СПХФУ (СПХФА), 2020 г. - кафедра химической технологии, регулирование обращения лекарственных средств на фармацевтическом рынке, защита магистерской диссертации. При выполнении заказов на связи, отвечаю на все вопросы. Индивидуальный подход к каждому. Напишите - и мы договоримся!
    #Кандидатские #Магистерские
    55 Выполненных работ
    Родион М. БГУ, выпускник
    4.6 (71 отзыв)
    Высшее экономическое образование. Мои клиенты успешно защищают дипломы и диссертации в МГУ, ВШЭ, РАНХиГС, а также других топовых университетах России.
    Высшее экономическое образование. Мои клиенты успешно защищают дипломы и диссертации в МГУ, ВШЭ, РАНХиГС, а также других топовых университетах России.
    #Кандидатские #Магистерские
    108 Выполненных работ
    Лидия К.
    4.5 (330 отзывов)
    Образование высшее (2009 год) педагог-психолог (УрГПУ). В 2013 году получено образование магистр психологии. Опыт преподавательской деятельности в области психологии ... Читать все
    Образование высшее (2009 год) педагог-психолог (УрГПУ). В 2013 году получено образование магистр психологии. Опыт преподавательской деятельности в области психологии и педагогики. Написание диссертаций, ВКР, курсовых и иных видов работ.
    #Кандидатские #Магистерские
    592 Выполненных работы

    Другие учебные работы по предмету