Лексические средства выражения оценки в интернет-отзывах сайта booking.com

Хэ Цифан
Бесплатно
В избранное
Работа доступна по лицензии Creative Commons:«Attribution» 4.0

Работа посвящена изучению лексических оценочных средств в русско – язычных отзывах об отелях сайта Booking.com. Актуальные средства выражения оценки устанавливаются с учетом тематических компонентов отзыва, выступающих как объекты оценки, оценочной шкалы и типов оценки. Выявляются частотные оценочные прилагательные и определяется их роль в выражении оценочных значений.

Введение………………………………………………………………………………………………. 4

ГЛАВА I Теоретические основы изучения категории оценки в

интернет-отзыве…………………………………………………………………………………….. 12

I.I. Категория оценки…………………………………………………………………………….12

I.I.1. Оценка как лингвистическая категория и определения оценки………12

I.I.2. Семантика и структура оценки. Типы оценок………………………………. 15

I.I.3. Понятия «оценка», «оценочность», «эмоциональность»,

«эмотивность» и «модальность»………………………………………………………………. 18

I.I.1.4. Лексические способы выражения оценки………………………………….. 21

I.II. Речевой жанр «отзыв туриста»………………………………………………………. 27

I.II.1. Речевые жанры. Модель речевого жанра………………………………………27

I.II. 2. Речевой жанр отзыва в Интернете……………………………………………… 29

I.II.3. Особенности интернет-коммуникации…………………………………………33

Выводы………………………………………………………………………………………………. 36

ГЛАВА II Лексические средства выражения оценки в жанре

интернет-отзыва об отеле (на материале интернет-сайта

www.booking.com) …………………………………………………………………………………. 38

II.I. Тематические компоненты отзыва об отеле как объекты оценки……. 38
II.I.1. Характеристика материала и алгоритм анализа…………………………… 38

II.I. 2. Расположение отеля…………………………………………………………………… 41

II.I. 3. Внешний облик отеля и интерьеры……………………………………………..44

II.I. 4. Территория………………………………………………………………………………… 48

II.I.5. Удобства и услуги в отеле…………………………………………………………… 53

II.I.5. 1. Номер………………………………………………………………………………………53

II.I.5.2. Питание…………………………………………………………………………………… 72

II.I.5.3. Интернет…………………………………………………………………………………..74

II.I.6. Социальное взаимодействие………………………………………………………..76

II.I.7. Соотношение цены/ качества……………………………………………………….78

II. Имена прилагательные как средство оценки объектов в отзывах об

отелях……………………………………………………………………………………………………….79

II.II.1. Общеоценочные прилагательные………………………………………………. 80

II.II.2. Частнооценочные прилагательные…………………………………………….. 85

Выводы………………………………………………………………………………………………. 94

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………………………. 97

Список использованной литературы……………………………………………….100

Приложение 1…………………………………………………………………………………… 108

Приложение 2…………………………………………………………………………………… 115

Современная лингвистика развивается в рамках антропоцентрической научной парадигмы, что обусловливает особое внимание исследователей к проблеме способов выражения оценки в языке. Оценка рассматривается как универсальная лингвистическая категория, выступающая неотъемлемым компонентом коммуникации. Познавая окружающий мир, человек накапливает объективные знания о действительности и параллельно формирует систему оценок объектов и явлений действительности.
Расширение коммуникации между людьми, развитие технических средств, создание сети Интернет привели к формированию нового коммуникативного пространства, в рамках которого пользователи получили возможность свободно делиться информацией и высказывать свое мнение по самым разным вопросам. Таким образом, Интернет является пространством, в котором реализуется человеческая способность познания мира и его оценки как одной из жизненно важных функций человеческого восприятия.
Развитие туризма и интерес к познанию окружающего мира привел к развитию туристической индустрии, появлению интернет-сайтов, которые предоставляют возможность бронирования жилья на время отпуска или деловой поездки. Все эти факторы обусловили появление новых жанров речевой коммуникации, одним из которых является жанр интернет-отзыва, целью которого является выражение мнения. Как отмечает В. Н. Телия, в выражении мнения оценка занимает важнейшее место, особенно она проявляется тогда, когда интерес субъекта смешается с объективного
отражения действительности к достижению «определенного воздействия на адресата путем выражения своего отношения к миру» (Телия 1986: 10).
Актуальность исследования языковых средств выражения оценки может быть обусловлена рядом причин. Во-первых, важно отметить, что на данный момент лингвисты не выработали единой концепции о месте оценочного компонента в семантической структуре лексической единицы (работы В. В. Виноградова 1972, Е. А. Селивановой 2015). Можно сказать, что значительный интерес к категории оценки является результатом её многомерности, тесно связанной с проблемой определения границ оценочной семантики языковой единицы.
Во-вторых, оценка как ценностный семантический аспект значения выражается в языке самыми различными многоуровневыми языковыми средствами: лексическими, словообразовательными, группами слов и высказываний (Вольф 1985), что обусловливает необходимость описания способов ее выражения.
В – третьих, категория оценки тесно связана с лингвистическими категориями эмоциональности, модальности, а следовательно, возникает проблема разграничения указанных категорий. Трудности исследования оценочной семантики конкретного слова и даже целого высказывания, по мнению Е. Вольф, можно объяснить той «субъективностью, которая присутствует в любой оценке» (Вольф 1985: 28).

6
Таким образом, оценочная деятельность как способ выражения говорящим
своего отношения к реалиям окружающей его действительности – важнейший аспект коммуникативной деятельности человека, а исследование речевых жанров в интернет-коммуникации актуально как с точки зрения жанроведения, так и с точки зрения прагматики, и с точки зрения реализации в них основных языковых категорий, в частности категории оценки.
Данная выпускная квалификационная работа посвящена изучению лексических оценочных средств в жанре интернет-отзыва об отелях. Ее актуальность определяется как сложностью категории оценки, так и выбранным материалом исследования, представленным текстами интернет-отзывов. В настоящее время интернет-отзыв рассматривается как «новый речевой жанр на стыке туристического, оценочного и интернет-дискурсов» (Говорунова 2014: 15).
Теоретико-методологическая основу исследования составили прежде всего классические и современные труды отечественного и зарубежного языкознания, посвященные оценке как языковой категории, способам выражения оценочной семантики, коннотации как компоненту значения слова (работы Ш. Балли, Е.М. Вольф, Н.Д. Арутюновой, Ю.Д. Апресяна, В.Н. Телия, JI.M. Васильева и др.),
Объектом исследования данной работы являются лексические средства выражения оценки, представленные в интернет-отзывах туристов об отелях. Предметом исследования выступают оценочные лексико-семантические

7
единицы (ОЛСЕ) разных частей речи, способные использоваться говорящим
как средство выражения оценочного отношения к реалиям окружающей действительности – их реализация и функционирование.
Цель работы – заключается в выявлении особенностей семантики и функционирования лексических единиц, представляющих оценку условий проживания туристов в отеле и предоставляемых им услуг.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
1.Представить теоретическую базу исследования.
2.На основании анализа текстов интернет -отзывов определить мини-контексты, в которых реализуется оценочное значение;
3.В тематических компонентах отзыва выделить актуальные группы объектов, подвергающихся оценке.
4.Отобрать ОЛСЕ, охарактеризовать их по типам оценки, оценочной шкале и проанализировать оценочную лексику с функциональной точки зрения.
5.Выявить наиболее употребительные средства выражения оценки с учетом объектов оценки.
Материал исследования: Материалом исследования послужили интернет-отзывы на сайте www.booking.com. Выбор данного сайта связан с тем, что возможность опубликовать отзыв на нем предоставляется только лицам, которые реально воспользовались услугами отеля, а также тем, что

8
администрация сайта следит за достоверностью размещаемых отзывов.
Гипотеза исследования: выражение оценки в интернет-отзывах об отелях обусловлено составом семантических компонентов внутри композиционных блоков отзыва и определяется стереотипными представлениями их авторов.
Положения, выносимые на защиту:
1.Отзыв туриста об отеле представляет собой вариант речевого жанра отзыва туриста о путешествии, в котором оценочность выступает как основная коммуникативная интенция и как жанрообразующий компонент отзыва.
2. Сущность оценки состоит в отображении в языке ценностных мнений, предпочтений субъекта, которые связаны с представлениями социума о ценностях и нормах.
3. В отзывах туристов об отелях имя прилагательное выступает основным средством выражения общих и частных оценок, которые обусловлены характером объекта оценки и оценочной шкалой.
4. В выражении оценки участвуют не только прилагательные, но и наречия, фразеологизмы, просторечная и жаргонная лексика, которые повышают экспрессивность оценочного высказывания.
5. Одно и то же прилагательное может использоваться для выражения оценки в разных контекстах в зависимости от его семантического значения и вариативности по отношению к явлению.

9
6. В отзывах об отелях преобладает общеоценочная лексика, а частные
оценки представлены как сенсорно-вкусовыми, эмоциональными и утилитарными, так и эстетическими и этическими оценками.
Новизна исследования определяется его включенностью в актуальные для современной лингвистики работы по изучению способов выражения оценочных значений вообще и в актуальных жанрах речевой коммуникации в частности.
Методы и приемы исследования в исследовании использовались следующие методы: общенаучный описательный метод, представленный приемами интерпретации, классификации и обобщения, сопоставительный метод; методы лингвистического анализа материала: семантико-стилистический (выявление смысловых нюансов, степени негативной и положительной оценки лексических единиц), прием количественных подсчетов.
Теоретическая значимость работы заключается в доказательстве корректности применения вышеперечисленных методов к анализу оценочной лексики в жанре интернет-отзыва и его малоизученностью в коммуникативной лингвистике, в выявлении и описании оценочной лексики и слов разных функциональных стилей в указанном жанре..
Практическая значимость результатов работы связана с возможностью применения результатов в практике обучения РКИ, лексикологии и стилистике речи в иностранной аудитории при обучении средствам

10
выражения оценки, а также в сфере туризма для верификации подлинности
отзывов.
Структура диссертации
Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и двух приложений.
Во введении определяются объект, предмет, цель, задачи исследования, раскрываются его актуальность, описываются методы исследования, научная новизна, обосновывается теоретическая значимость и практическая ценность работы, формулируются основные положения, выносимые на защиту.
В первой главе рассматриваются основные подходы к изучению понятия «оценка», «оценочность», описываются основные лексические оценочные средства, дается определение «отзыва» как жанра, выделяются основные характеристики и жанровые особенности интернет-отзыва и особенности интернет-коммуникации.
Во второй главе «Языковые средства выражения оценки в жанре интернет-отзыва (на материале интернет-сайта www.booking.com,) проводится анализ материала. На основное данные полученных в ходе анализа выявляются и описываются лексические средства выражения оценки с учетом объектов оценивания.
В заключении подводятся итоги исследования, формулируются выводы, определяются возможные перспективы дальнейшей работы.

11
В приложениях приводятся таблицы, демонстрирующие частотность
употребления прилагательных с учетом объекта оценки.

Оценочные средства являются важнейшей составляющей языка, одной из

функций которого является выражения мнения о явлениях окружающего

мира. Новые виды коммуникации в сети Интернет, особенностью которой

является деформализация общения, добровольность и желательность

контактов, дали возможность пользователям сети свободно выражать свое

мнение и оценку в Интернете. Появление новых условий для обмена

мнениями и информацией закономерно вызвало интерес лингвистов к

средствам актуализации оценочного отношения субъекта к описываемым

объектам. Для выражения эмоционально-оценочных отношений к предмету

высказывания язык располагает разнообразными фонетическими,

лексическими, словообразовательными, грамматическими,

фразеологическими средствами. Сущность оценки как универсальной

языковой категории состоит в отображении в языке ценностных мнений,

предпочтений субъекта.

Цель данного исследования состояла в выявлении лексических средств

вербализации оценки в интернет-отзывах туристов об отелях. Данный тип

текста приобрел популярность у пользователей в Интернете благодаря

быстрой возможности получить необходимую информацию. Интернет-отзыв

об отеле является одним из видов отзыва туриста о путешествии.

Интернет-отзыв об отеле представляет собой речевой жанр, в котором

реализуется коммуникативная установка автора на информирование, а
оценочность является его жанрообразующей категорией.

В первой главе были изучены точки зрения на понятие оценки в

лингвистике и категорию оценочности, определены характер оценки,

внешние и внутренние основания оценки, критерии, по которому происходит

оценивание предмета по шкале «хорошо/ плохо, представлены взгляды

исследователей на речевой жанр интернет-отзыва и охарактеризованы

основные лексические средства выражения оценки. Во второй главе

исследования был проведен анализ ЛОС (лексических оценочных средств) с

учетом семантики объекта оценки. Для достижения поставленной цели в

отзывах были определены объекты оценки на основании выделения

тематических компонентов (расположение отеля, внешний вид и

инфраструктура, услуги, сервис), включающих семантические зоны

нескольких уровней (номер, питание, и т.д.). Таким образом, были выявлены

основные лексические средства создания оценочности с учетом объекта

оценивания. На основании классификации Н.Д. Арутюновой были

определены типы оценок и выявлено, что на лексическом уровне в центре

оценочного поля находятся прилагательные и их формы, наречия меры и

степени, периферийные позиции занимает фразеология, жаргонизмы и

просторечия. На основании анализа словоупотреблений наиболее частотных

28 прилагательных- 10 общеоценочных и 18 частнооценочных – было

установлено, что прилагательные, выражающие общую оценку (по шкале

хорошо/ плохо) употребляются чаще, чем частнооценочные (62% / 38 %). Это

свидетельствует о том, что оценки в данном типе отзыва носят стереотипный
стандартизованный характер, что особенно проявляется в общей оценке отеля

и условий проживания, характеристике номера и питания. Кроме того, было

установлено, что самое большое количество оценочных значений

встретилось в категориях сенсорно-вкусовых, эмоциональных и утилитарных

оценок; затем в категориях эстетических, этических и нормативных оценок.

Оценочная лексика в отзывах об отелях позволяет составить

представление об уровне гостиницы и представляемых ею услуг, играет

важную роль в интернет-коммуникации, позволяя получить актуальную

информацию из первых рук. Изучение использования оценочной лексики в

интернет-отзывах в дальнейшем может быть полезным для установления

степени объективности и подлинности размещенных в Интернете отзывов

потребителей услуг и товаров. Также перспектива исследования оценочных

значений в интернет-отзывах видится в исследовании ценностных

предпочтений говорящих, что позволит выявить специфические черты картин

мира представителей разных языковых культур.

Заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 5 000 ₽

Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

    Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных и с правилами пользования Платформой

    Последние выполненные заказы

    Хочешь уникальную работу?

    Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!

    Ольга Р. доктор, профессор
    4.2 (13 отзывов)
    Преподаватель ВУЗа, опыт выполнения студенческих работ на заказ (от рефератов до диссертаций): 20 лет. Образование высшее . Все заказы выполняются в заранее согласован... Читать все
    Преподаватель ВУЗа, опыт выполнения студенческих работ на заказ (от рефератов до диссертаций): 20 лет. Образование высшее . Все заказы выполняются в заранее согласованные сроки и при необходимости дорабатываются по рекомендациям научного руководителя (преподавателя). Буду рада плодотворному и взаимовыгодному сотрудничеству!!! К каждой работе подхожу индивидуально! Всегда готова по любому вопросу договориться с заказчиком! Все работы проверяю на антиплагиат.ру по умолчанию, если в заказе не стоит иное и если это заранее не обговорено!!!
    #Кандидатские #Магистерские
    21 Выполненная работа
    Рима С.
    5 (18 отзывов)
    Берусь за решение юридических задач, за написание серьезных научных статей, магистерских диссертаций и дипломных работ. Окончила Кемеровский государственный универси... Читать все
    Берусь за решение юридических задач, за написание серьезных научных статей, магистерских диссертаций и дипломных работ. Окончила Кемеровский государственный университет, являюсь бакалавром, магистром юриспруденции (с отличием)
    #Кандидатские #Магистерские
    38 Выполненных работ
    Родион М. БГУ, выпускник
    4.6 (71 отзыв)
    Высшее экономическое образование. Мои клиенты успешно защищают дипломы и диссертации в МГУ, ВШЭ, РАНХиГС, а также других топовых университетах России.
    Высшее экономическое образование. Мои клиенты успешно защищают дипломы и диссертации в МГУ, ВШЭ, РАНХиГС, а также других топовых университетах России.
    #Кандидатские #Магистерские
    108 Выполненных работ
    Анна К. ТГПУ им.ЛН.Толстого 2010, ФИСиГН, выпускник
    4.6 (30 отзывов)
    Я научный сотрудник федерального музея. Подрабатываю написанием студенческих работ уже 7 лет. 3 года назад начала писать диссертации. Работала на фирмы, а так же помог... Читать все
    Я научный сотрудник федерального музея. Подрабатываю написанием студенческих работ уже 7 лет. 3 года назад начала писать диссертации. Работала на фирмы, а так же помогала студентам, вышедшим на меня по рекомендации.
    #Кандидатские #Магистерские
    37 Выполненных работ
    Анна Н. Государственный университет управления 2021, Экономика и ...
    0 (13 отзывов)
    Закончила ГУУ с отличием "Бухгалтерский учет, анализ и аудит". Выполнить разные работы: от рефератов до диссертаций. Также пишу доклады, делаю презентации, повышаю уни... Читать все
    Закончила ГУУ с отличием "Бухгалтерский учет, анализ и аудит". Выполнить разные работы: от рефератов до диссертаций. Также пишу доклады, делаю презентации, повышаю уникальности с нуля. Все работы оформляю в соответствии с ГОСТ.
    #Кандидатские #Магистерские
    0 Выполненных работ
    AleksandrAvdiev Южный федеральный университет, 2010, преподаватель, канд...
    4.1 (20 отзывов)
    Пишу качественные выпускные квалификационные работы и магистерские диссертации. Опыт написания работ - более восьми лет. Всегда на связи.
    Пишу качественные выпускные квалификационные работы и магистерские диссертации. Опыт написания работ - более восьми лет. Всегда на связи.
    #Кандидатские #Магистерские
    28 Выполненных работ
    Алёна В. ВГПУ 2013, исторический, преподаватель
    4.2 (5 отзывов)
    Пишу дипломы, курсовые, диссертации по праву, а также истории и педагогике. Закончила исторический факультет ВГПУ. Имею высшее историческое и дополнительное юридическо... Читать все
    Пишу дипломы, курсовые, диссертации по праву, а также истории и педагогике. Закончила исторический факультет ВГПУ. Имею высшее историческое и дополнительное юридическое образование. В данный момент работаю преподавателем.
    #Кандидатские #Магистерские
    25 Выполненных работ
    Александр Р. ВоГТУ 2003, Экономический, преподаватель, кандидат наук
    4.5 (80 отзывов)
    Специальность "Государственное и муниципальное управление" Кандидатскую диссертацию защитил в 2006 г. Дополнительное образование: Оценка стоимости (бизнеса) и госфин... Читать все
    Специальность "Государственное и муниципальное управление" Кандидатскую диссертацию защитил в 2006 г. Дополнительное образование: Оценка стоимости (бизнеса) и госфинансы (Казначейство). Работаю в финансовой сфере более 10 лет. Банки,риски
    #Кандидатские #Магистерские
    123 Выполненных работы
    Татьяна С. кандидат наук
    4.9 (298 отзывов)
    Большой опыт работы. Кандидаты химических, биологических, технических, экономических, юридических, философских наук. Участие в НИОКР, Только актуальная литература (пос... Читать все
    Большой опыт работы. Кандидаты химических, биологических, технических, экономических, юридических, философских наук. Участие в НИОКР, Только актуальная литература (поставки напрямую с издательств), доступ к библиотеке диссертаций РГБ
    #Кандидатские #Магистерские
    551 Выполненная работа

    Другие учебные работы по предмету

    Видовые различия в русской речи польских и чешских студентов
    📅 2021 год
    🏢 Санкт-Петербургский государственный университет
    Способы достижения эквивалентности при переводе конвенций ООН
    📅 2021 год
    🏢 Санкт-Петербургский государственный университет
    Фразеологические единицы в политическом дискурсе
    📅 2021 год
    🏢 Санкт-Петербургский государственный университет