Лексические средства выражения оценки в интернет-отзывах сайта booking.com
Работа посвящена изучению лексических оценочных средств в русско – язычных отзывах об отелях сайта Booking.com. Актуальные средства выражения оценки устанавливаются с учетом тематических компонентов отзыва, выступающих как объекты оценки, оценочной шкалы и типов оценки. Выявляются частотные оценочные прилагательные и определяется их роль в выражении оценочных значений.
Введение………………………………………………………………………………………………. 4
ГЛАВА I Теоретические основы изучения категории оценки в
интернет-отзыве…………………………………………………………………………………….. 12
I.I. Категория оценки…………………………………………………………………………….12
I.I.1. Оценка как лингвистическая категория и определения оценки………12
I.I.2. Семантика и структура оценки. Типы оценок………………………………. 15
I.I.3. Понятия «оценка», «оценочность», «эмоциональность»,
«эмотивность» и «модальность»………………………………………………………………. 18
I.I.1.4. Лексические способы выражения оценки………………………………….. 21
I.II. Речевой жанр «отзыв туриста»………………………………………………………. 27
I.II.1. Речевые жанры. Модель речевого жанра………………………………………27
I.II. 2. Речевой жанр отзыва в Интернете……………………………………………… 29
I.II.3. Особенности интернет-коммуникации…………………………………………33
Выводы………………………………………………………………………………………………. 36
ГЛАВА II Лексические средства выражения оценки в жанре
интернет-отзыва об отеле (на материале интернет-сайта
www.booking.com) …………………………………………………………………………………. 38
II.I. Тематические компоненты отзыва об отеле как объекты оценки……. 38
II.I.1. Характеристика материала и алгоритм анализа…………………………… 38
II.I. 2. Расположение отеля…………………………………………………………………… 41
II.I. 3. Внешний облик отеля и интерьеры……………………………………………..44
II.I. 4. Территория………………………………………………………………………………… 48
II.I.5. Удобства и услуги в отеле…………………………………………………………… 53
II.I.5. 1. Номер………………………………………………………………………………………53
II.I.5.2. Питание…………………………………………………………………………………… 72
II.I.5.3. Интернет…………………………………………………………………………………..74
II.I.6. Социальное взаимодействие………………………………………………………..76
II.I.7. Соотношение цены/ качества……………………………………………………….78
II. Имена прилагательные как средство оценки объектов в отзывах об
отелях……………………………………………………………………………………………………….79
II.II.1. Общеоценочные прилагательные………………………………………………. 80
II.II.2. Частнооценочные прилагательные…………………………………………….. 85
Выводы………………………………………………………………………………………………. 94
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………………………. 97
Список использованной литературы……………………………………………….100
Приложение 1…………………………………………………………………………………… 108
Приложение 2…………………………………………………………………………………… 115
Современная лингвистика развивается в рамках антропоцентрической научной парадигмы, что обусловливает особое внимание исследователей к проблеме способов выражения оценки в языке. Оценка рассматривается как универсальная лингвистическая категория, выступающая неотъемлемым компонентом коммуникации. Познавая окружающий мир, человек накапливает объективные знания о действительности и параллельно формирует систему оценок объектов и явлений действительности.
Расширение коммуникации между людьми, развитие технических средств, создание сети Интернет привели к формированию нового коммуникативного пространства, в рамках которого пользователи получили возможность свободно делиться информацией и высказывать свое мнение по самым разным вопросам. Таким образом, Интернет является пространством, в котором реализуется человеческая способность познания мира и его оценки как одной из жизненно важных функций человеческого восприятия.
Развитие туризма и интерес к познанию окружающего мира привел к развитию туристической индустрии, появлению интернет-сайтов, которые предоставляют возможность бронирования жилья на время отпуска или деловой поездки. Все эти факторы обусловили появление новых жанров речевой коммуникации, одним из которых является жанр интернет-отзыва, целью которого является выражение мнения. Как отмечает В. Н. Телия, в выражении мнения оценка занимает важнейшее место, особенно она проявляется тогда, когда интерес субъекта смешается с объективного
отражения действительности к достижению «определенного воздействия на адресата путем выражения своего отношения к миру» (Телия 1986: 10).
Актуальность исследования языковых средств выражения оценки может быть обусловлена рядом причин. Во-первых, важно отметить, что на данный момент лингвисты не выработали единой концепции о месте оценочного компонента в семантической структуре лексической единицы (работы В. В. Виноградова 1972, Е. А. Селивановой 2015). Можно сказать, что значительный интерес к категории оценки является результатом её многомерности, тесно связанной с проблемой определения границ оценочной семантики языковой единицы.
Во-вторых, оценка как ценностный семантический аспект значения выражается в языке самыми различными многоуровневыми языковыми средствами: лексическими, словообразовательными, группами слов и высказываний (Вольф 1985), что обусловливает необходимость описания способов ее выражения.
В – третьих, категория оценки тесно связана с лингвистическими категориями эмоциональности, модальности, а следовательно, возникает проблема разграничения указанных категорий. Трудности исследования оценочной семантики конкретного слова и даже целого высказывания, по мнению Е. Вольф, можно объяснить той «субъективностью, которая присутствует в любой оценке» (Вольф 1985: 28).
6
Таким образом, оценочная деятельность как способ выражения говорящим
своего отношения к реалиям окружающей его действительности – важнейший аспект коммуникативной деятельности человека, а исследование речевых жанров в интернет-коммуникации актуально как с точки зрения жанроведения, так и с точки зрения прагматики, и с точки зрения реализации в них основных языковых категорий, в частности категории оценки.
Данная выпускная квалификационная работа посвящена изучению лексических оценочных средств в жанре интернет-отзыва об отелях. Ее актуальность определяется как сложностью категории оценки, так и выбранным материалом исследования, представленным текстами интернет-отзывов. В настоящее время интернет-отзыв рассматривается как «новый речевой жанр на стыке туристического, оценочного и интернет-дискурсов» (Говорунова 2014: 15).
Теоретико-методологическая основу исследования составили прежде всего классические и современные труды отечественного и зарубежного языкознания, посвященные оценке как языковой категории, способам выражения оценочной семантики, коннотации как компоненту значения слова (работы Ш. Балли, Е.М. Вольф, Н.Д. Арутюновой, Ю.Д. Апресяна, В.Н. Телия, JI.M. Васильева и др.),
Объектом исследования данной работы являются лексические средства выражения оценки, представленные в интернет-отзывах туристов об отелях. Предметом исследования выступают оценочные лексико-семантические
7
единицы (ОЛСЕ) разных частей речи, способные использоваться говорящим
как средство выражения оценочного отношения к реалиям окружающей действительности – их реализация и функционирование.
Цель работы – заключается в выявлении особенностей семантики и функционирования лексических единиц, представляющих оценку условий проживания туристов в отеле и предоставляемых им услуг.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
1.Представить теоретическую базу исследования.
2.На основании анализа текстов интернет -отзывов определить мини-контексты, в которых реализуется оценочное значение;
3.В тематических компонентах отзыва выделить актуальные группы объектов, подвергающихся оценке.
4.Отобрать ОЛСЕ, охарактеризовать их по типам оценки, оценочной шкале и проанализировать оценочную лексику с функциональной точки зрения.
5.Выявить наиболее употребительные средства выражения оценки с учетом объектов оценки.
Материал исследования: Материалом исследования послужили интернет-отзывы на сайте www.booking.com. Выбор данного сайта связан с тем, что возможность опубликовать отзыв на нем предоставляется только лицам, которые реально воспользовались услугами отеля, а также тем, что
8
администрация сайта следит за достоверностью размещаемых отзывов.
Гипотеза исследования: выражение оценки в интернет-отзывах об отелях обусловлено составом семантических компонентов внутри композиционных блоков отзыва и определяется стереотипными представлениями их авторов.
Положения, выносимые на защиту:
1.Отзыв туриста об отеле представляет собой вариант речевого жанра отзыва туриста о путешествии, в котором оценочность выступает как основная коммуникативная интенция и как жанрообразующий компонент отзыва.
2. Сущность оценки состоит в отображении в языке ценностных мнений, предпочтений субъекта, которые связаны с представлениями социума о ценностях и нормах.
3. В отзывах туристов об отелях имя прилагательное выступает основным средством выражения общих и частных оценок, которые обусловлены характером объекта оценки и оценочной шкалой.
4. В выражении оценки участвуют не только прилагательные, но и наречия, фразеологизмы, просторечная и жаргонная лексика, которые повышают экспрессивность оценочного высказывания.
5. Одно и то же прилагательное может использоваться для выражения оценки в разных контекстах в зависимости от его семантического значения и вариативности по отношению к явлению.
9
6. В отзывах об отелях преобладает общеоценочная лексика, а частные
оценки представлены как сенсорно-вкусовыми, эмоциональными и утилитарными, так и эстетическими и этическими оценками.
Новизна исследования определяется его включенностью в актуальные для современной лингвистики работы по изучению способов выражения оценочных значений вообще и в актуальных жанрах речевой коммуникации в частности.
Методы и приемы исследования в исследовании использовались следующие методы: общенаучный описательный метод, представленный приемами интерпретации, классификации и обобщения, сопоставительный метод; методы лингвистического анализа материала: семантико-стилистический (выявление смысловых нюансов, степени негативной и положительной оценки лексических единиц), прием количественных подсчетов.
Теоретическая значимость работы заключается в доказательстве корректности применения вышеперечисленных методов к анализу оценочной лексики в жанре интернет-отзыва и его малоизученностью в коммуникативной лингвистике, в выявлении и описании оценочной лексики и слов разных функциональных стилей в указанном жанре..
Практическая значимость результатов работы связана с возможностью применения результатов в практике обучения РКИ, лексикологии и стилистике речи в иностранной аудитории при обучении средствам
10
выражения оценки, а также в сфере туризма для верификации подлинности
отзывов.
Структура диссертации
Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и двух приложений.
Во введении определяются объект, предмет, цель, задачи исследования, раскрываются его актуальность, описываются методы исследования, научная новизна, обосновывается теоретическая значимость и практическая ценность работы, формулируются основные положения, выносимые на защиту.
В первой главе рассматриваются основные подходы к изучению понятия «оценка», «оценочность», описываются основные лексические оценочные средства, дается определение «отзыва» как жанра, выделяются основные характеристики и жанровые особенности интернет-отзыва и особенности интернет-коммуникации.
Во второй главе «Языковые средства выражения оценки в жанре интернет-отзыва (на материале интернет-сайта www.booking.com,) проводится анализ материала. На основное данные полученных в ходе анализа выявляются и описываются лексические средства выражения оценки с учетом объектов оценивания.
В заключении подводятся итоги исследования, формулируются выводы, определяются возможные перспективы дальнейшей работы.
11
В приложениях приводятся таблицы, демонстрирующие частотность
употребления прилагательных с учетом объекта оценки.
Оценочные средства являются важнейшей составляющей языка, одной из
функций которого является выражения мнения о явлениях окружающего
мира. Новые виды коммуникации в сети Интернет, особенностью которой
является деформализация общения, добровольность и желательность
контактов, дали возможность пользователям сети свободно выражать свое
мнение и оценку в Интернете. Появление новых условий для обмена
мнениями и информацией закономерно вызвало интерес лингвистов к
средствам актуализации оценочного отношения субъекта к описываемым
объектам. Для выражения эмоционально-оценочных отношений к предмету
высказывания язык располагает разнообразными фонетическими,
лексическими, словообразовательными, грамматическими,
фразеологическими средствами. Сущность оценки как универсальной
языковой категории состоит в отображении в языке ценностных мнений,
предпочтений субъекта.
Цель данного исследования состояла в выявлении лексических средств
вербализации оценки в интернет-отзывах туристов об отелях. Данный тип
текста приобрел популярность у пользователей в Интернете благодаря
быстрой возможности получить необходимую информацию. Интернет-отзыв
об отеле является одним из видов отзыва туриста о путешествии.
Интернет-отзыв об отеле представляет собой речевой жанр, в котором
реализуется коммуникативная установка автора на информирование, а
оценочность является его жанрообразующей категорией.
В первой главе были изучены точки зрения на понятие оценки в
лингвистике и категорию оценочности, определены характер оценки,
внешние и внутренние основания оценки, критерии, по которому происходит
оценивание предмета по шкале «хорошо/ плохо, представлены взгляды
исследователей на речевой жанр интернет-отзыва и охарактеризованы
основные лексические средства выражения оценки. Во второй главе
исследования был проведен анализ ЛОС (лексических оценочных средств) с
учетом семантики объекта оценки. Для достижения поставленной цели в
отзывах были определены объекты оценки на основании выделения
тематических компонентов (расположение отеля, внешний вид и
инфраструктура, услуги, сервис), включающих семантические зоны
нескольких уровней (номер, питание, и т.д.). Таким образом, были выявлены
основные лексические средства создания оценочности с учетом объекта
оценивания. На основании классификации Н.Д. Арутюновой были
определены типы оценок и выявлено, что на лексическом уровне в центре
оценочного поля находятся прилагательные и их формы, наречия меры и
степени, периферийные позиции занимает фразеология, жаргонизмы и
просторечия. На основании анализа словоупотреблений наиболее частотных
28 прилагательных- 10 общеоценочных и 18 частнооценочных – было
установлено, что прилагательные, выражающие общую оценку (по шкале
хорошо/ плохо) употребляются чаще, чем частнооценочные (62% / 38 %). Это
свидетельствует о том, что оценки в данном типе отзыва носят стереотипный
стандартизованный характер, что особенно проявляется в общей оценке отеля
и условий проживания, характеристике номера и питания. Кроме того, было
установлено, что самое большое количество оценочных значений
встретилось в категориях сенсорно-вкусовых, эмоциональных и утилитарных
оценок; затем в категориях эстетических, этических и нормативных оценок.
Оценочная лексика в отзывах об отелях позволяет составить
представление об уровне гостиницы и представляемых ею услуг, играет
важную роль в интернет-коммуникации, позволяя получить актуальную
информацию из первых рук. Изучение использования оценочной лексики в
интернет-отзывах в дальнейшем может быть полезным для установления
степени объективности и подлинности размещенных в Интернете отзывов
потребителей услуг и товаров. Также перспектива исследования оценочных
значений в интернет-отзывах видится в исследовании ценностных
предпочтений говорящих, что позволит выявить специфические черты картин
мира представителей разных языковых культур.
Последние выполненные заказы
Хочешь уникальную работу?
Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!