Языковые средства создания образа подростка (на материале повести Евгения Рудашевского «Ворон»)

Бесплатно
Работа доступна по лицензии Creative Commons:«Attribution» 4.0
Цыганова Валерия Вячеславовна
Бесплатно
Работа доступна по лицензии Creative Commons:«Attribution» 4.0

Магистерская диссертация посвящена описанию образа подростка на материале повести Евгения Рудашевского «Ворон». Задача нашего анализа – понять и объяснить как в ходе повествования проявляется характер и мотивированность поступков главного героя, Димы. Образные средства в повести формируют смысл истории и образ героя- его поступки, колебания, переживания. Образ и образность являются ключевыми характеристиками художественного текста. В работе был использован интерпретационный подход при анализе текста. В работе подтверждается гипотеза, состоящая в том, что анализ повести, текста и структуры даёт возможность выделить характерные смысловые и функциональные характеристики эмотивных языковых единиц, которые выражают особенности психоэмоционального мира подростка.
Результаты научного исследования могут быть использованы в научно-теоретических работах, касающихся вопросов детских книг. Достижения данного исследования будут полезными как для специалистов-практиков, так и для теоретиков педагогического мастерства, поскольку составляют предмет для научной дискуссии в профессиональной среде.

Введение ………………………………………………………………………………………………………….. 3
Глава 1. Специфика изучения детской литературы в лингвистике и
литературоведении …………………………………………………………………………………………… 9
1.1 Понятие детской литературы и история развития детской литературы в
России на фоне мировой. ………………………………………………………………………………. 9
1.2 Проблема возрастных разграничений и современные тенденции в детско-
юношеской литературе ………………………………………………………………………………… 25
1. 3 Интерпретация художественного текста в рамках изучения повести Е.
Рудашевского «Ворон» ………………………………………………………………………………… 34
Выводы ………………………………………………………………………………………………………….. 48
Глава 2. Языковые средства ……………………………………………………………………………. 51
2.1 Современный школьник в качестве главного героя: типовые конфликты и
особенности восприятия ………………………………………………………………………………. 52
2.1.1 Отношение Димы к охоте до её начала ……………………………………………… 52
2.2 Путь героя: от наблюдения до поступка ………………………………………………….. 62
2.2.1 Первые шаги на охоте ………………………………………………………………………. 62
2.2.2 Испытание с белкой: невозможность избежать убийства,
психологический приступ и лексика предельного отчаяния……………………….. 80
2.3 Трансформация подростка: из ребенка в зрелую личность ………………………. 91
2.3.1 Расплата за поступок – выяснение отношений с дядей ………………………. 91
2.3.2 Открытое заступничество за ворона ………………………………………………….. 99
2.3.3 Спасение ворона: новые личностные ориентиры ……………………………… 101
Выводы ………………………………………………………………………………………………………… 105
Заключение …………………………………………………………………………………………………… 107
Список использованной литературы ……………………………………………………………… 110

В центре интересов современной лингвистики находится изучение языка как
коммуникативной реальности. Коммуникативная реальность представлена в
традиционных понятиях, таких как «речевая деятельность»
(процесс порождения речи) и «текст» (в узком понимании – «конкретный текст»).
[16, с. 31] Понятие образа автора, введённое В.В. Виноградовым, уточняется,
конкретизируется, так, Ю.Н. Караулов отметил, что за каждым текстом стоит
языковая личность как сложная структура, владеющая языком, располагающая
жизненным опытом, усвоившая нормы речевого поведения, сформированные
социокультурными условиями. [31, с. 50] Её ценностные ориентации находят
выражение в описываемых событиях, характере персонажей (действующих лиц),
в том «фоне», который их окружает. Коммуникативная реальность (собственно
повествование) в художественных текстах осуществляется в динамике: развитие
событий оказывает решающее влияние на поступки героев, на формирование их
взглядов на мир, отношение к окружающим. Всё это находит выражение в отборе
и организации языковых средств. Так, обращение к анализу языка
художественного произведения, поиск связей между его значениями и
намерениями автора проливает свет на смысл текста, учит его интерпретации.
В.З. Демьянков указывал, что «Интерпретация в филологии затрагивает две
стороны:
-понять самому
-объяснить и/или обосновать это понимание другим». [12, с. 57]
Используя выработанные в науке в настоящее время термины для обозначения
разных типов коммуникативных событий, можно говорить в этом плане о
дискурсе, его топиках, формациях и модусах.

В результате данной работы была предпринята попытка разрешить
несколько актуальных теоретических проблем, свойственной изучению и
созданию детской литературы в целом. Во-первых, было комплексно рассмотрено
содержание понятия детской литературы, а также многогранно исследована
история становления отечественной детской литературы – начиная с момента ее
зарождения как жанра в Киевской Руси и заканчивая современными реалиями. В
результате этого были выявлены общие видовые особенности детской литературы,
сложившиеся на протяжении ее многовековой истории: нацеленность на
знакомство с миром для младших читателей, а также на возможное наблюдение за
собой, что носит скорее воспитательный характер, для более старших читателей.
Таким образом, акцент подростковой литературы смещен на состояния,
переживания и поведение персонажа, которое с нормальной читательской
реакцией идентификации себя с героем представляет подростку пережить опыт
персонажа и присвоить его себе с последующим принятием или отторжением в
своей реальной жизни. Было сделано наблюдение, что как в одном и том же
произведении (особенно если речь идет о серии книг), так и в разных
произведения сюжетное наполнение логично меняется по мере взросления
персонажа и читателя.
Во-вторых, было предложено определение возрастных рамок читателей
детской литературы с последующим дроблением обобщенного детско-
юношеского возраста на отдельные внутривидовые группы ее читателей,
обусловленные в первую очередь возрастной психологией и психологией
развития. В связи с этим был упомянут и охарактеризован феномен детско-
взрослой кроссовер-литературы, что не только является современной тенденцией
в литературе в целом, но и на данный момент представляет собой отдельный
сегмент на книжном рынке.
В-третьих, были проанализированы особенности интерпретации
художественного текста, рассчитанного на детей, в том числе упомянута
многомерность и неоднородность мира художественного произведения, который
в детской литературе должен быть гармонизирован как с точки зрения
организации его структуры, так и точки зрения его эстетического воздействия на
читателя. Для достижения этой цели авторы используют различные
композиционные приемы для размещения необходимых смысловых акцентов –
так, например, художественная деталь является важным показателем авторского
стиля, поскольку несет в себе существенные смысловую и идейно-
эмоциональную нагрузку, одновременно с этим оставляя простор для
множественной интерпретации текста читателем. Кроме этого, было раскрыто
функциональное значение использования в художественном тексте языковых
образных средств, с помощью которых не только создается художественный
образ, но и по-особому организуется авторская речь – в результате чего
художественный мир произведения насыщается эмоционально через большое
количество подтекстов, чаще всего связанных непосредственно с состояниями и
переживаниями героя, что приобретает еще большую актуальность в случаях
изучения детско-юношеской литературы.
На основе теоретической части работы был проведен и представлен
подробный оригинальный лингвистический анализ повести Е. Рудашевского
«Ворон», являющейся современным произведением для подростков и
относящейся скорее к кроссовер-литературе. В результате анализа были сделаны
выводы об авторских средствах языковой выразительности, среди которых
встречаются как лексические (тропы), так и синтаксические (фигуры речи). Среди
тропов в тексте доминируют сравнения и развернутые метафоры, которые
используются автором для описания меняющегося состояния своего героя, а
также плавного и одновременно с этим парадоксального течения хода его мыслей,
что зачастую, в определенных своих элементах, напоминает такой
литературоведческий прием, свойственный взрослой литературе, как «поток
сознания». Таким образом, кроме всего, автор достигает читательской
идентификации с героем в повествовании от третьего лица. Среди фигур речи в
тексте доминируют парцелляции и анафоры, которыми автор умело расставляет
смысловые акценты и усугубляет эмоциональный накал в тех сюжетных эпизодах,
где его герой переживает острые психологические состояния, а также антитезы,
которые постоянно подчеркивают основной конфликт произведения и обнажают
его трансформацию по мере повествования. Кроме этого, особое значение в своем
тексте автор придает функционально-стилевой и эмоционально-экспрессивной
окраске слова, что в том числе позволяет ему реализовывать сложные тропы –
например, иронию или сарказм, а также каламбур в речи своих персонажей.
Наиболее мощными и грандиозными средствами выразительности в данной
повести можно назвать такие фигуры речи, как гипербола и литота, которые
используются автором реже потому, что фиксируют только самые важные точки
напряжения в сюжете. Уникальная авторская находка – гипербола на грани с
гротеском, в итоге разворачивающаяся в литоту – логично приходится на финал
повести, хотя характеризует автора в целом как литературного мастера
психологического жанра.
Таким образом, на основе анализа повести Е. Рудашевского «Ворон» можно
сделать несколько выводов. Во-первых, можно подтвердить, что это произведение
является действительно значимым элементом современной литературы и
настоящей находкой для читателя любого возраста и образования, поскольку его
текст на любом уровне организации составлен безукоризненно и вопреки
сложным языковым приемам читается и воспринимается абсолютно естественно.
То есть данную повесть можно и даже необходимо рекомендовать для прочтения
как современным подросткам, так и их родителям. Во-вторых, проведенный
комплексный анализ повести с точки зрения ее текста и структуры в целом
подтверждает гипотезу нашего исследования о том, что особенности
психоэмоционального мира подростка закладываются авторами в определенные
смысловые и функциональные характеристики эмотивных лексических единиц,
что свободно выявляется благодаря работе литературоведа.

1. Актуальные проблемы детской литературы и читательского развития юного
поколения: материалы Межвуз. науч.-практ. конф. (Моск. гос. ун-т культуры и
искусств, 23 марта 2011 г.) / [cост. А. С. Матвеева ; науч. ред. Г. А. Иванова, Л. Я.
Зиман]. – Москва : Рус. школ. библ. ассоц., 2011. – 167 с.
2. Арзамасцева, И. Н. Детская литература : учебник / И. Н. Арзамасцева, .С. А.
Николаева. – 8-е изд., испр. – М. : Изд. центр «Академия», 2012. – 576 с.
3. Аскарова, В. Я. Динамика концепции российского читателя (конец ХХ –
начало ХХI в.) / В. Я. Аскарова. – СПб.: С.-Петерб. гос. ун-т культуры и искусств;
Челябинск: Челяб. гос. акад. культуры и искусств, 2003. – 426 с.
4. Бабушкина, А. П. История русской детской литературы / А. П. Бабушкина. –
М. : Учпедгиз, 1948. – 480 с.
5. Беленькая, Л. И. Ребенок и книга : о читателе восьми-девяти лет / Ленина
Ильинична Беленькая. – [2-е изд.]. – [М. : ВЦХТ, 2005]. – 144 с.
6. Бестужев-Лада, И. Окно в мир: размышления социолога о необходимости
традиций семейного чтения вслух / И. Бестужев-Лада // Библиотекарь. – 1986. – №
3. – С. 40.
7. Болдырев Н.Н.Роль интерпретирующей функцииив формировании
языковых категорий // Вопросы когнитивной лингвистики. – 2006 г. – №
3. – С. 5-14.

Заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 5 000 ₽

Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

    Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных и с правилами пользования Платформой

    Читать «Языковые средства создания образа подростка (на материале повести Евгения Рудашевского «Ворон»)»

    Последние выполненные заказы

    Хочешь уникальную работу?

    Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!

    Александр Р. ВоГТУ 2003, Экономический, преподаватель, кандидат наук
    4.5 (80 отзывов)
    Специальность "Государственное и муниципальное управление" Кандидатскую диссертацию защитил в 2006 г. Дополнительное образование: Оценка стоимости (бизнеса) и госфин... Читать все
    Специальность "Государственное и муниципальное управление" Кандидатскую диссертацию защитил в 2006 г. Дополнительное образование: Оценка стоимости (бизнеса) и госфинансы (Казначейство). Работаю в финансовой сфере более 10 лет. Банки,риски
    #Кандидатские #Магистерские
    123 Выполненных работы
    Шиленок В. КГМУ 2017, Лечебный , выпускник
    5 (20 отзывов)
    Здравствуйте) Имею сертификат специалиста (врач-лечебник). На данный момент являюсь ординатором(терапия, кардио), одновременно работаю диагностом. Занимаюсь диссертац... Читать все
    Здравствуйте) Имею сертификат специалиста (врач-лечебник). На данный момент являюсь ординатором(терапия, кардио), одновременно работаю диагностом. Занимаюсь диссертационной работ. Помогу в медицинских науках и прикладных (хим,био,эколог)
    #Кандидатские #Магистерские
    13 Выполненных работ
    Дарья С. Томский государственный университет 2010, Юридический, в...
    4.8 (13 отзывов)
    Практикую гражданское, семейное право. Преподаю указанные дисциплины в ВУЗе. Выполняла работы на заказ в течение двух лет. Обучалась в аспирантуре, подготовила диссерт... Читать все
    Практикую гражданское, семейное право. Преподаю указанные дисциплины в ВУЗе. Выполняла работы на заказ в течение двух лет. Обучалась в аспирантуре, подготовила диссертационное исследование, которое сейчас находится на рассмотрении в совете.
    #Кандидатские #Магистерские
    18 Выполненных работ
    Оксана М. Восточноукраинский национальный университет, студент 4 - ...
    4.9 (37 отзывов)
    Возможно выполнение работ по правоведению и политологии. Имею высшее образование менеджера ВЭД и правоведа, защитила кандидатскую и докторскую диссертации по политоло... Читать все
    Возможно выполнение работ по правоведению и политологии. Имею высшее образование менеджера ВЭД и правоведа, защитила кандидатскую и докторскую диссертации по политологии.
    #Кандидатские #Магистерские
    68 Выполненных работ
    Логик Ф. кандидат наук, доцент
    4.9 (826 отзывов)
    Я - кандидат философских наук, доцент кафедры философии СГЮА. Занимаюсь написанием различного рода работ (научные статьи, курсовые, дипломные работы, магистерские дисс... Читать все
    Я - кандидат философских наук, доцент кафедры философии СГЮА. Занимаюсь написанием различного рода работ (научные статьи, курсовые, дипломные работы, магистерские диссертации, рефераты, контрольные) уже много лет. Качество работ гарантирую.
    #Кандидатские #Магистерские
    1486 Выполненных работ
    Татьяна П. МГУ им. Ломоносова 1930, выпускник
    5 (9 отзывов)
    Журналист. Младший научный сотрудник в институте РАН. Репетитор по английскому языку (стаж 6 лет). Также знаю французский. Сейчас занимаюсь написанием диссертации по и... Читать все
    Журналист. Младший научный сотрудник в институте РАН. Репетитор по английскому языку (стаж 6 лет). Также знаю французский. Сейчас занимаюсь написанием диссертации по истории. Увлекаюсь литературой и темой космоса.
    #Кандидатские #Магистерские
    11 Выполненных работ
    Анна К. ТГПУ им.ЛН.Толстого 2010, ФИСиГН, выпускник
    4.6 (30 отзывов)
    Я научный сотрудник федерального музея. Подрабатываю написанием студенческих работ уже 7 лет. 3 года назад начала писать диссертации. Работала на фирмы, а так же помог... Читать все
    Я научный сотрудник федерального музея. Подрабатываю написанием студенческих работ уже 7 лет. 3 года назад начала писать диссертации. Работала на фирмы, а так же помогала студентам, вышедшим на меня по рекомендации.
    #Кандидатские #Магистерские
    37 Выполненных работ
    Катерина В. преподаватель, кандидат наук
    4.6 (30 отзывов)
    Преподаватель одного из лучших ВУЗов страны, научный работник, редактор научного журнала, общественный деятель. Пишу все виды работ - от эссе до докторской диссертации... Читать все
    Преподаватель одного из лучших ВУЗов страны, научный работник, редактор научного журнала, общественный деятель. Пишу все виды работ - от эссе до докторской диссертации. Опыт работы 7 лет. Всегда на связи и готова прийти на помощь. Вместе удовлетворим самого требовательного научного руководителя. Возможно полное сопровождение: от статуса студента до получения научной степени.
    #Кандидатские #Магистерские
    47 Выполненных работ
    Ольга Б. кандидат наук, доцент
    4.8 (373 отзыва)
    Работаю на сайте четвертый год. Действующий преподаватель вуза. Основные направления: микробиология, биология и медицина. Написано несколько кандидатских, магистерских... Читать все
    Работаю на сайте четвертый год. Действующий преподаватель вуза. Основные направления: микробиология, биология и медицина. Написано несколько кандидатских, магистерских диссертаций, дипломных и курсовых работ. Слежу за новинками в медицине.
    #Кандидатские #Магистерские
    566 Выполненных работ

    Другие учебные работы по предмету

    Видовые различия в русской речи польских и чешских студентов
    📅 2021 год
    🏢 Санкт-Петербургский государственный университет
    Способы достижения эквивалентности при переводе конвенций ООН
    📅 2021 год
    🏢 Санкт-Петербургский государственный университет
    Фразеологические единицы в политическом дискурсе
    📅 2021 год
    🏢 Санкт-Петербургский государственный университет