Клаузы с формами глагола быть в русской устной речи: корпусное исследование

Шарыгина Софья Сергеевна
Бесплатно
В избранное
Работа доступна по лицензии Creative Commons:«Attribution» 4.0

В работе представлено исследование, посвященное анализу клауз с глаголом быть в русской устной речи. Семантические и синтаксические аспекты функционирования глагола быть анализируются посредством создания «инвентаря» семантических ролей, которыми могут обладать его актанты и сирконстанты, а также списка способов кодирования этих ролей в русской устной речи. Актуальность данной работы обусловлена ее принадлежностью к более крупному исследовательскому проекту, цель которого – разработать алгоритм взаимодействия различных уровней языка в процессе восприятия речи. Результаты данного исследования дополнят информацией о семантическом и синтаксическом уровнях языка базу данных, на которых основывается функционирование алгоритма.

Введение ………………………………………………………………………………………………… 4
Глава 1. Теоретические предпосылки исследования ………………………………….. 6
1.1. О понятии «валентность» ……………………………………………………………….. 6
1.2. Семантическая валентность, предикат, семантический актант …………… 8
1.3. Синтаксическая валентность, актант, сирконстант, распространитель 12
1.4. Некоторые отклонения от прототипической ситуации …………………….. 16
1.5. Семантическая роль, классификации семантических ролей …………….. 18
1.5.1. Понятие и общие принципы выделения семантических ролей ……. 18
1.5.2. Различные инвентари семантических ролей ………………………………. 23
1.5.3. Определение семантической роли актантов: типичные проблемы и
подходы к их решению …………………………………………………………………….. 27
1.6. Специфика глагола быть ………………………………………………………………. 30
Глава 2. Анализ употребления клауз с глаголом быть в русской
устной речи …………………………………………………………………………………………… 32
2.1. Контекст и прикладные задачи исследования …………………………………. 32
2.2. Опорный перечень способов кодирования семантических ролей в
русской устной речи …………………………………………………………………………… 33
2.3. Общая информация о материале исследования……………………………….. 34
2.3.1. Корпус русской устной речи и работа с ним ……………………………… 34
2.3.2. Пользовательский подкорпус НКРЯ …………………………………………. 37
2.3.3. Итоговый рабочий корпус ……………………………………………………….. 37
2.4. Модификации инвентаря семантических ролей ………………………………. 40
2.4.1. Субъект экзистенциального предложения …………………………………. 40
2.4.2. Объект обладания ……………………………………………………………………. 42
2.4.3. Определение, Определение: как, Состояние, Роль и Функция …….. 44
2.4.4. Тождественность …………………………………………………………………….. 47
2.5. Частотность активации семантических ролей …………………………………. 47
2.5.1. Общая информация …………………………………………………………………. 47
2.5.2. Сочетаемость семантических ролей ………………………………………….. 49
2.6. Распределение семантических ролей по формам глагола быть ……….. 63
2.6.1. Типичные случаи активации семантических ролей в клаузах с
«быть» …………………………………………………………………………………………….. 64
2.6.2. Типичные случаи активации семантических ролей в клаузах с
«есть» ……………………………………………………………………………………………… 65
2.6.3. Типичные случаи активации семантических ролей в клаузах с
формами будущего времени «быть» ………………………………………………….. 66
2.6.4. Типичные случаи активации семантических ролей в клаузах с
формами прошедшего времени «быть» ……………………………………………… 67
2.7. Способы кодирования наиболее абсолютно частотных семантических
ролей в клаузах с глаголом быть …………………………………………………………. 68
Заключение …………………………………………………………………………………………… 72
Список использованной литературы ……………………………………………………….. 74
Приложение 1. Опорный инвентарь семантических ролей и способов их
выражения ……………………………………………………………………………………………. 79
Приложение 2. Опорный инвентарь семантических ролей и способов их
выражения: влияние конструкций…………………………………………………………… 84
Приложение 3. Распределение по формам глагола быть: Экзистенциальный
субъект …………………………………………………………………………………………………. 86
Приложение 4. Распределение по формам глагола быть: Место ………………. 87
Приложение 5. Распределение по формам глагола быть: Посессор ………….. 88
Приложение 6. Распределение по формам глагола быть:
Объект Обладания …………………………………………………………………………………. 89
Приложение 7. Распределение по формам глагола быть: Определение …….. 90
Приложение 8. Распределение: когда по формам глагола быть:
Время: когда …………………………………………………………………………………………. 91
Приложение 9. Распределение по формам глагола быть: Тождественность. 92
Приложение 10. Распределение по формам глагола быть: Агенс ……………… 93

В работе представлено исследование, посвященное анализу клауз с
глаголом быть в русской устной речи. Целью работы было описание
семантических и синтаксических аспектов функционирования глагола быть
посредством создания «инвентаря» семантических ролей, которыми могут
обладать его актанты и сирконстанты, а также списка наиболее частотных
способов кодирования этих ролей в русской устной речи.
Актуальность данной работы обусловлена, во-первых, сравнительной
непредставленностью глагола быть в научной литературе при его
чрезвычайно высокой частотности в письменной и устной речи и
разнообразии грамматических функций, выполняемых им в русском языке.
Во-вторых, настоящая работа является частью выполняемого
исследователями из СПбГУ проекта «Алгоритмы восстановления
редуцированных форм: роль системы языка», цель которого – разработать
алгоритм взаимодействия различных уровней языка в процессе восприятия
речи, который был бы близок к тому, как распознает речь носитель языка
(проект поддержан грантом РФФИ №19-012-00629, рук. – Е. И. Риехакайнен).
Результаты исследования, представленного в выпускной квалификационной
работе, дополнят информацией о семантическом и синтаксическом уровнях
языка базу данных, на которой основывается функционирование алгоритма.
Для достижения обозначенной цели были поставлены следующие
задачи:
– обобщить имеющиеся в научной литературе сведения о
семантических и синтаксических валентностях, а также о семантических
ролях и об их основных классификациях;
– сформировать на основе этих сведений метод описания
семантических ролей, адекватный практическим целям работы, т.е.
пригодный для последующего использования в алгоритме и апробации на
естественном языковом материале;
– проанализировать материал русской устной речи с опорой на
составленное описание, в случаях необходимости – дополнить или
модифицировать описание;
– выявить на основе проанализированного материала наиболее
часто активирующиеся семантические роли в клаузах с глаголом быть, а
также типичные способы их выражения в русской устной речи.
Решение перечисленных задач было осуществлено с помощью
следующих методов:
− критический анализ научной и методической литературы;
− отбор корпусного материала;
− семантический и синтаксический анализ материала;
− количественный анализ результатов.
Объектом исследования являются контексты употребления глагола
быть в русской устной речи; предмет исследования – реализация
семантических ролей глагола быть в русской устной речи.
Основным источником материала исследования послужили данные
Корпуса русской устной речи (http://russpeech.spbu.ru/); вспомогательным
источником материала исследования был пользовательский устный
подкорпус, входящий в состав Национального корпуса русского языка (далее
– НКРЯ; http://ruscorpora.ru/).
Теоретическая значимость исследования обусловлена вкладом,
который она вносит в изучение проблематики семантических ролей и их
кодирования. Практическая значимость работы обусловлена тем, что ее
результаты будут учтены в алгоритме, имитирующем механизм восприятия
речи человеком; кроме того, составленная классификация семантических
валентностей может быть использована при обучении русскому языку как
иностранному.

В данной работе было представлено исследование, посвященное анализу
клауз с формами глагола быть в русской устной речи и описанию его
результатов в формате, который будет способствовать работе алгоритма
автоматического распознавания русской устной речи.
В первой главе работы были проанализированы и обобщены
существующие классификации семантических ролей с тем, чтобы на их основе
создать опорный инвентарь семантических ролей, на который можно было бы
ориентироваться при создании более специфических инвентарей,
адаптированных под нужды конкретного исследования. Затем этот инвентарь
был расширен и дополнен способами выражения семантических ролей, так
чтобы более точно описывать именно русскую устную речь (результат
представлен в Приложениях 1, 2).
В следующей части работы был проведен анализ клауз с глаголом быть,
в результате чего был сформирован модифицированный инвентарь
семантических ролей, с помощью которого можно описать специфику
значений и функционирования в русской устной речи именно форм глагола
быть. Так, в «репертуар» семантических ролей были введены следующие
частотные в материале корпуса семантические роли:
 Экзистенциальный субъект
 Объект обладания
 Посессор
 Тождественность
 Роль
 Функция
Также был обсужден ряд неоднозначных случаев и предложены критерии для
их разрешения.
Далее корпусный материал был описан в терминах перечисленных выше
(а также и более традиционно выделяемых) ролей, в результате чего были
сделаны выводы о частотности активации семантических ролей глагола быть
в русской устной речи, их распределении по формам глагола быть,
тенденциях их сочетаемости в рамках одной клаузы и основных способах
кодирования наиболее частотных из них.
Так, можно сделать следующие общие наблюдения о клаузах с глаголом
быть в проанализированном материале русской устной речи:
− значения глагола быть обуславливают специфику инвентаря
семантических ролей, выполняемых присоединяемыми им
распространителями;
− так, полное описание клауз с формами глагола быть требует введения
особых семантических ролей, малочастотных для распространителей
среднего глагола русского языка и высокочастотных для
распространителей глагола быть;
− самыми частотными семантическими ролями оказываются
Экзистенциальный субъект, Место, Посессор и Объект Обладания;
− клаузы с глаголом быть демонстрируют большую вариативность в
возможностях сочетания в их пределах семантических ролей, однако
прослеживается также и ряд общих закономерностей:
 наиболее типичной оказывается ситуация сочетаемости в
пределах одной клаузы двух семантических ролей;
 в материале корпуса встречаются пары семантических ролей,
чрезвычайно склонные к сочетаемости друг с другом;
– в разной степени частотные семантические роли Экзистенциальный
субъект, Объект обладания, Агенс и Тождество реализуются формально
схожим образом (именные группы в именительном или родительном
падеже) и, следовательно, представляют наибольшую сложность для
алгоритма распознавания устной речи;
– в некоторых (но не во всех) случаях можно выявить закономерности
сочетаемости этих ролей с другими, которые могут помочь при попытке
интерпретировать семантическую роль распространителя.

Заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 5 000 ₽

Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

    Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных и с правилами пользования Платформой

    Последние выполненные заказы

    Хочешь уникальную работу?

    Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!

    Оксана М. Восточноукраинский национальный университет, студент 4 - ...
    4.9 (37 отзывов)
    Возможно выполнение работ по правоведению и политологии. Имею высшее образование менеджера ВЭД и правоведа, защитила кандидатскую и докторскую диссертации по политоло... Читать все
    Возможно выполнение работ по правоведению и политологии. Имею высшее образование менеджера ВЭД и правоведа, защитила кандидатскую и докторскую диссертации по политологии.
    #Кандидатские #Магистерские
    68 Выполненных работ
    Дмитрий М. БГАТУ 2001, электрификации, выпускник
    4.8 (17 отзывов)
    Помогаю с выполнением курсовых проектов и контрольных работ по электроснабжению, электроосвещению, электрическим машинам, электротехнике. Занимался наукой, писал стать... Читать все
    Помогаю с выполнением курсовых проектов и контрольных работ по электроснабжению, электроосвещению, электрическим машинам, электротехнике. Занимался наукой, писал статьи, патенты, кандидатскую диссертацию, преподавал. Занимаюсь этим с 2003.
    #Кандидатские #Магистерские
    19 Выполненных работ
    Олег Н. Томский политехнический университет 2000, Инженерно-эконо...
    4.7 (96 отзывов)
    Здравствуйте! Опыт написания работ более 12 лет. За это время были успешно защищены более 2 500 написанных мною магистерских диссертаций, дипломов, курсовых работ. Явл... Читать все
    Здравствуйте! Опыт написания работ более 12 лет. За это время были успешно защищены более 2 500 написанных мною магистерских диссертаций, дипломов, курсовых работ. Являюсь действующим преподавателем одного из ВУЗов.
    #Кандидатские #Магистерские
    177 Выполненных работ
    Дарья С. Томский государственный университет 2010, Юридический, в...
    4.8 (13 отзывов)
    Практикую гражданское, семейное право. Преподаю указанные дисциплины в ВУЗе. Выполняла работы на заказ в течение двух лет. Обучалась в аспирантуре, подготовила диссерт... Читать все
    Практикую гражданское, семейное право. Преподаю указанные дисциплины в ВУЗе. Выполняла работы на заказ в течение двух лет. Обучалась в аспирантуре, подготовила диссертационное исследование, которое сейчас находится на рассмотрении в совете.
    #Кандидатские #Магистерские
    18 Выполненных работ
    Логик Ф. кандидат наук, доцент
    4.9 (826 отзывов)
    Я - кандидат философских наук, доцент кафедры философии СГЮА. Занимаюсь написанием различного рода работ (научные статьи, курсовые, дипломные работы, магистерские дисс... Читать все
    Я - кандидат философских наук, доцент кафедры философии СГЮА. Занимаюсь написанием различного рода работ (научные статьи, курсовые, дипломные работы, магистерские диссертации, рефераты, контрольные) уже много лет. Качество работ гарантирую.
    #Кандидатские #Магистерские
    1486 Выполненных работ
    Вирсавия А. медицинский 1981, стоматологический, преподаватель, канди...
    4.5 (9 отзывов)
    руководитель успешно защищенных диссертаций, автор около 150 работ, в активе - оппонирование, рецензирование, написание и подготовка диссертационных работ; интересы - ... Читать все
    руководитель успешно защищенных диссертаций, автор около 150 работ, в активе - оппонирование, рецензирование, написание и подготовка диссертационных работ; интересы - медицина, биология, антропология, биогидродинамика
    #Кандидатские #Магистерские
    12 Выполненных работ
    Мария М. УГНТУ 2017, ТФ, преподаватель
    5 (14 отзывов)
    Имею 3 высших образования в сфере Экологии и техносферной безопасности (бакалавриат, магистратура, аспирантура), работаю на кафедре экологии одного из опорных ВУЗов РФ... Читать все
    Имею 3 высших образования в сфере Экологии и техносферной безопасности (бакалавриат, магистратура, аспирантура), работаю на кафедре экологии одного из опорных ВУЗов РФ. Большой опыт в написании курсовых, дипломов, диссертаций.
    #Кандидатские #Магистерские
    27 Выполненных работ
    Шагали Е. УрГЭУ 2007, Экономика, преподаватель
    4.4 (59 отзывов)
    Серьезно отношусь к тренировке собственного интеллекта, поэтому постоянно учусь сама и с удовольствием пишу для других. За 15 лет работы выполнила более 600 дипломов и... Читать все
    Серьезно отношусь к тренировке собственного интеллекта, поэтому постоянно учусь сама и с удовольствием пишу для других. За 15 лет работы выполнила более 600 дипломов и диссертаций, Есть любимые темы - они дешевле обойдутся, ибо в радость)
    #Кандидатские #Магистерские
    76 Выполненных работ
    Катерина В. преподаватель, кандидат наук
    4.6 (30 отзывов)
    Преподаватель одного из лучших ВУЗов страны, научный работник, редактор научного журнала, общественный деятель. Пишу все виды работ - от эссе до докторской диссертации... Читать все
    Преподаватель одного из лучших ВУЗов страны, научный работник, редактор научного журнала, общественный деятель. Пишу все виды работ - от эссе до докторской диссертации. Опыт работы 7 лет. Всегда на связи и готова прийти на помощь. Вместе удовлетворим самого требовательного научного руководителя. Возможно полное сопровождение: от статуса студента до получения научной степени.
    #Кандидатские #Магистерские
    47 Выполненных работ

    Другие учебные работы по предмету

    Видовые различия в русской речи польских и чешских студентов
    📅 2021 год
    🏢 Санкт-Петербургский государственный университет
    Способы достижения эквивалентности при переводе конвенций ООН
    📅 2021 год
    🏢 Санкт-Петербургский государственный университет
    Фразеологические единицы в политическом дискурсе
    📅 2021 год
    🏢 Санкт-Петербургский государственный университет