Способы передачи лексико-стилистических особенностей немецкого искусствоведческого текста в переводе на русский язык

Дубина Анастасия Михайловна
Бесплатно
В избранное
Работа доступна по лицензии Creative Commons:«Attribution» 4.0

Стилистический анализ искусствоведческой монографии является актуальным в связи с той ролью, которую искусство выполняет в развитии межкультурных отношений. Особый интерес он представляет в связи со спецификой искусствоведческого научного текста, в котором на различных стилистических уровнях проявляются такие черты, как эмоциональность и описательность. Значительная часть стилистических особенностей искусствоведческий монографии обусловлена наличием эстетической информации и проявлений индивидуального авторского стиля. В качестве объекта изучения послужили монографии Г. Вёльфлина “Основные понятия истории искусств” и М. Дворжака “История итальянского искусства в эпоху Возрождения XIV-XV века”. Целью работы является определение основных стилистических особенностей оригинального искусствоведческого текста, релевантных при переводе, и описание основных способов перевода выявленных лексико-стилистических особенностей на русский язык.
Задачи исследования заключаются в следующем: выявить и охарактеризовать стилевые черты искусствоведческого текста; определить тематические группы лексики, свойственных этому типу текстов; проанализировать терминосистему искусствоведения, описать основные особенности передачи стилистических особенностей немецкой искусствоведческой монографии на русский язык.

Введение ………………………………………………………………………………………………………. 4

Глава 1. Стилистические особенности искусствоведческой монографии
конца XIX – начала XX вв…………………………………………………………………………… 9

1.1. Предмет изучения и задачи стилистики. …………………………………………………. 9

1.2. Функциональная стилистика и функциональные стили …………………………. 12

1.3. Виды текстов и типы информации ………………………………………………………… 17

1.4. Научный стиль речи ……………………………………………………………………………… 20

1.4.1. Научная монография …………………………………………………………………………… 25

1.4.2. Искусствоведческие научные тексты …………………………………………………… 27

1.5. Стилистический анализ оригинала и перевода искусствоведческих
монографий …………………………………………………………………………………………………. 32

Выводы по главе 1. ………………………………………………………………………………………. 36

Глава 2. Сопоставительный анализ стилистических особенностей
монографий М. Дворжака и Г. Вёльфлина ……………………………………………….. 39

2.2. Стилистическая характеристика синтаксиса …………………………………………… 44

2.2.1. Сложноподчиненные предложения……………………………………………………… 46

2.2.2. Однородные члены предложения ………………………………………………………… 52

2.2.3. Эмфатические конструкции ………………………………………………………………… 54

2.2.4. Восклицательные предложения …………………………………………………………… 57

2.2.5. Вопросительные предложения ……………………………………………………………. 59

2.3. Лексические особенности искусствоведческих монографий и их передача на
русский язык ……………………………………………………………………………………………….. 62

2.3.1. Термины …………………………………………………………………………………………….. 63
2.3.2. Стилистически нейтральные термины …………………………………………………. 66

2.3.3. Синонимия искусствоведческих терминов ………………………………………….. 68

2.3.4. Заимствованные термины……………………………………………………………………. 71

2.3.5. Общенаучная лексика …………………………………………………………………………. 85

2.3.6. Композиты …………………………………………………………………………………………. 87

2.3.7. Адъективы ………………………………………………………………………………………….. 91

2.3.8. Субстантивация ………………………………………………………………………………….. 93

2.3.9. Лексические тропы……………………………………………………………………………… 95

Выводы по главе 2. ………………………………………………………………………………………. 99

Заключение ………………………………………………………………………………………………. 104

Список литературы: ………………………………………………………………………………… 109

Приложения……………………………………………………………………………………………… 118

Искусствоведческий дискурс, и в частности, монографии, посвященные
проблемам изобразительного искусства, представляет особый интерес для
научного исследования, так как научный дискурс в сфере искусства преломляется
и граничит со многими другими сферами научной мысли и культурной жизни
человечества. Возникшая относительно недавно наука об искусстве сразу начала
«обрастать» терминологическим аппаратом, особенно плодотворным для развития
искусствоведческой мысли стал рубеж XIX – XX вв. В то время монографии по
искусству не просто описывали условия создания тех или иных произведений и
рассматривали их художественные особенности, но зачастую дискутировали как с
устоявшимися на тот момент философскими положениями, так и с другими
искусствоведами, иными словами, в этот период продолжал протекать процесс
активного становления научных подходов и методов в искусствоведении.
Искусствоведческие тексты не так строго регламентированы, как тексты точных и
естественных наук, благодаря чему в них можно обнаружить элементы не только
характерной для научных текстов когнитивной информации, но и эмоционально-
оценочную информацию, которая различными способами выражается на
лексическом и синтаксическом уровне текста и в наибольшей мере затрагивает
стилистический аспект текста.

Заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 5 000 ₽

Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

    Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных и с правилами пользования Платформой

    Хочешь уникальную работу?

    Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!

    Анастасия Л. аспирант
    5 (8 отзывов)
    Работаю в сфере метрологического обеспечения. Защищаю кандидатскую диссертацию. Основной профиль: Метрология, стандартизация и сертификация. Оптико-электронное прибост... Читать все
    Работаю в сфере метрологического обеспечения. Защищаю кандидатскую диссертацию. Основной профиль: Метрология, стандартизация и сертификация. Оптико-электронное прибостроение, управление качеством
    #Кандидатские #Магистерские
    10 Выполненных работ
    Родион М. БГУ, выпускник
    4.6 (71 отзыв)
    Высшее экономическое образование. Мои клиенты успешно защищают дипломы и диссертации в МГУ, ВШЭ, РАНХиГС, а также других топовых университетах России.
    Высшее экономическое образование. Мои клиенты успешно защищают дипломы и диссертации в МГУ, ВШЭ, РАНХиГС, а также других топовых университетах России.
    #Кандидатские #Магистерские
    108 Выполненных работ
    user1250010 Омский государственный университет, 2010, преподаватель,...
    4 (15 отзывов)
    Пишу качественные выпускные квалификационные работы и магистерские диссертации. Опыт написания работ - более восьми лет. Всегда на связи.
    Пишу качественные выпускные квалификационные работы и магистерские диссертации. Опыт написания работ - более восьми лет. Всегда на связи.
    #Кандидатские #Магистерские
    21 Выполненная работа
    Сергей Е. МГУ 2012, физический, выпускник, кандидат наук
    4.9 (5 отзывов)
    Имеется большой опыт написания творческих работ на различных порталах от эссе до кандидатских диссертаций, решения задач и выполнения лабораторных работ по любым напра... Читать все
    Имеется большой опыт написания творческих работ на различных порталах от эссе до кандидатских диссертаций, решения задач и выполнения лабораторных работ по любым направлениям физики, математики, химии и других естественных наук.
    #Кандидатские #Магистерские
    5 Выполненных работ
    Анна Александровна Б. Воронежский государственный университет инженерных технол...
    4.8 (30 отзывов)
    Окончила магистратуру Воронежского государственного университета в 2009 г. В 2014 г. защитила кандидатскую диссертацию. С 2010 г. преподаю в Воронежском государственно... Читать все
    Окончила магистратуру Воронежского государственного университета в 2009 г. В 2014 г. защитила кандидатскую диссертацию. С 2010 г. преподаю в Воронежском государственном университете инженерных технологий.
    #Кандидатские #Магистерские
    66 Выполненных работ
    Елена Л. РЭУ им. Г. В. Плеханова 2009, Управления и коммерции, пре...
    4.8 (211 отзывов)
    Работа пишется на основе учебников и научных статей, диссертаций, данных официальной статистики. Все источники актуальные за последние 3-5 лет.Активно и уместно исполь... Читать все
    Работа пишется на основе учебников и научных статей, диссертаций, данных официальной статистики. Все источники актуальные за последние 3-5 лет.Активно и уместно использую в работе графический материал (графики рисунки, диаграммы) и таблицы.
    #Кандидатские #Магистерские
    362 Выполненных работы
    Андрей С. Тверской государственный университет 2011, математический...
    4.7 (82 отзыва)
    Учился на мат.факе ТвГУ. Любовь к математике там привили на столько, что я, похоже, никогда не перестану этим заниматься! Сейчас работаю в IT и пытаюсь найти время на... Читать все
    Учился на мат.факе ТвГУ. Любовь к математике там привили на столько, что я, похоже, никогда не перестану этим заниматься! Сейчас работаю в IT и пытаюсь найти время на продолжение диссертационной работы... Всегда готов помочь! ;)
    #Кандидатские #Магистерские
    164 Выполненных работы
    Шиленок В. КГМУ 2017, Лечебный , выпускник
    5 (20 отзывов)
    Здравствуйте) Имею сертификат специалиста (врач-лечебник). На данный момент являюсь ординатором(терапия, кардио), одновременно работаю диагностом. Занимаюсь диссертац... Читать все
    Здравствуйте) Имею сертификат специалиста (врач-лечебник). На данный момент являюсь ординатором(терапия, кардио), одновременно работаю диагностом. Занимаюсь диссертационной работ. Помогу в медицинских науках и прикладных (хим,био,эколог)
    #Кандидатские #Магистерские
    13 Выполненных работ
    Анастасия Б.
    5 (145 отзывов)
    Опыт в написании студенческих работ (дипломные работы, магистерские диссертации, повышение уникальности текста, курсовые работы, научные статьи и т.д.) по экономическо... Читать все
    Опыт в написании студенческих работ (дипломные работы, магистерские диссертации, повышение уникальности текста, курсовые работы, научные статьи и т.д.) по экономическому и гуманитарному направлениях свыше 8 лет на различных площадках.
    #Кандидатские #Магистерские
    224 Выполненных работы

    Другие учебные работы по предмету

    Видовые различия в русской речи польских и чешских студентов
    📅 2021год
    🏢 Санкт-Петербургский государственный университет
    Фразеологические единицы в политическом дискурсе
    📅 2021год
    🏢 Санкт-Петербургский государственный университет