Сотрудничество России и Канады в сфере защиты культурных прав коренных народов Арктики

Джемилева Екатерина Руслановна
Бесплатно
В избранное
Работа доступна по лицензии Creative Commons:«Attribution» 4.0

В работе рассматриваются особенности защиты культурных прав коренных народов Арктики на примере России и Канады. Представлена роль отдельных направлений культуры, а именно сфера образования коренных народов, их спортивная деятельность, а также кинематограф и народное художественное творчество. В исследовании сделан акцент на современном этапе: культурная деятельность коренных народов РФ преимущественно относится к периоду с 2014 года, когда вышел указ Президента об определении границ Арктической зоны Российской Федерации. Также культурная деятельность коренных жителей канадской Арктики представлена современным этапом.
Был проведен анализ нормативно-правовой базы, относящейся к правовой защите культурных прав коренных народов Арктики в России и в Канаде. В ходе исследования были выявлены основные тенденции в установлении законодательного режима защиты культурных прав, рассмотрены особенности тематики культурных прав. В результате были определены области культурной деятельности, которым мало уделяется внимания в контексте рассмотрения проблематики коренных народов: дошкольное образование, спортивная деятельность, кинематограф и народное художественное творчество.

ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………………………………………………………….. 3

ГЛАВА 1. ИСТОРИЧЕСКИЕ И ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ
ПРОБЛЕМАТИКИКОРЕННЫХ НАРОДОВ АРКТИКИ В РОССИИ И КАНАДЕ ……. 9

1.1. Теоретические аспекты изучения культурных прав коренных народов и и особенности
законодательного режима их защиты в России и Канаде ………………………………………………… 9

1.2. Методология исследования проблематики коренных народов Арктики…………………… 26

1.3. Исторические аспекты взаимодействия с коренными народами Арктики в России и
Канаде и актуальные вопросы защиты их культурных прав коренных народов Арктики .. 33

ГЛАВА 2. СТРАТЕГИИ РОССИИ И КАНАДЫ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ КУЛЬТУРНЫХ
ПРАВ КОРЕННЫХ НАРОДОВ АРКТИКИ НА ПРИМЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ,
СПОРТА, КИНЕМАТОГРАФА И НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА ……………………………. 39

2.1. Образование для коренных народов Арктики в России и в Канаде ………………………….. 39

2.2. Спортивная деятельность коренных народов Арктики в России и Канаде ……………….. 50

2.3. Культура и искусство: кинематограф и народное художественное творчество коренных
народов Арктики в России и Канаде ……………………………………………………………………………..63

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………………………………………………….77

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ …………………….. 81

ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………………………………………………….94

На сегодняшний день Арктика является одним из важнейших направлений внешней
и внутренней политики, особенно это относится к Канаде и России, которые владеют
большей частью северных территорий. В связи с этим активно ведутся переговоры и
устраиваются встречи представителей стран, которые обсуждают не только вопросы
экономического, экологического, военного развитий, но и этнического взаимодействия в
регионе. Арктическая зона богата полезными ископаемыми, находящимися в земле и на
территории континентального шельфа. И в процессе освоения данных мест важно не
забывать о коренных народах, которые имеют традиционный уклад жизни. Они имеют
совершенно другой менталитет, не похожий на общепринятый как в Канаде, так и в России.
И это требует особого подхода к защите культурных прав жителей Арктики, так как
экономическая, экологическая деятельность коренных народов полностью зависит от
образа жизни. Поэтому возникали конфликты по линии «столкновения интересов»
предпринимателей и представителей власти с аборигенами Арктики, так как не были
приняты во внимание особенности культуры жителей арктического региона, что
негативным образом сказывалось на них.
Актуальность темы исследования состоит в том, что в последние годы Канада стала
отражать в стратегиях развития Севера и Арктики главы, посвящённые коренным народам
– их проектам, правам, интересам и потребностям. Особенно привлекло внимание
инициирование Правительством Канады процесса деволюции – частичной передаче
полномочий центральными правительственными органами местным органам власти. А
Россия начинает активно осваивать северные территории преимущественно в сферах
экономики и национальной безопасности. Данные случаи напрямую затрагивают
традиционный образ жизни коренных жителей. А это значит, что возникнет вопрос о
защите их культурных прав, поскольку они могут быть нарушены в ходе вмешательства
центров в данном регионе. Ключевым документом, который затрагивает проблематику
прав коренных народов, и одновременно ориентиром, является Декларация Организации
Объединенных Наций о правах коренных народов от 2007 года 1. В декларации как раз
отражена проблематика культурных прав коренных народов, предложенные в документе
рекомендации по их защите аккумулируют результаты многолетних усилий и инициатив
мирового сообщества, сделанных в этом направлении. Декларация привлекла внимание к
Декларация Организации Объединенных Наций о правах коренных народов от 13 сентября 2007 года.
[Электронный ресурс]. URL: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/indigenous_rights.shtml
(дата обращения: 11.04.2021).
таким областям, как образование, СМИ, обычаи, изобразительные искусства и т.д. и их роли
в сохранении культур коренных народов. Все чаще с платформы международных
организаций осуществляется заявляется критика существующего положения дел,
фиксируется отсталость в таких ключевых областях, как образование, кинематограф,
сохранение языка и др. Также наблюдается отсутствие единого подхода к преодолению
существующих проблем коренных народов – каждая страна самостоятельно решает
возникшие проблемы. Например, есть некоторая отсталость в развитии образования (и
доступа к нему) из-за кочевого образа жизни; нерешенные проблемы в сфере образования
коренных народов влекут за собой угрозу исчезновения языков в образовании что
отражается и на распространении родного языка. Образование представителей коренных
народов требует специального подхода из-за сложностей организации обучения в светской
системе образования. Все более актуальной становится проблематика сохранения
нематериального культурного наследия, в том числе спорта, фольклора и др. Становится
очевидным, что отсутствие внимания к поддержке и защите культуры и искусства
коренных народов, может поставить их на грань исчезновения.
Цель данного исследования заключается в определении российского и канадского

Изучение современных подходов к культурным правам коренных народов и анализ
их реализации в арктической части России и Канады, учитывающий не только их
нормативно-правовое обеспечение и практики поддержки различных сфер культурной
жизни, но и исторический опыт взаимодействия, позволили прийти к следующему итогу.
Рассмотрев правовое положение коренных народов в Канаде и России, можно
отметить, что исторически на территории Канады ущемлялись права коренных народов, и
это негативно отразилось на их положении в обществе. Они оказались в социальной и
экономической изоляции, что означало жизнь на низком уровне благосостояния в тяжелых
природных условиях. Бедственное положение сделало многих аборигенов более
уязвимыми к бедности, бездомности, злоупотреблению наркотическими веществами и
насильственным преступлениям. Поэтому в последние десятилетия правительство Канады
предприняло ряд шагов, направленных на улучшение отношений с коренными народами.
Особенно плодотворным можно считать текущий период. Распространение полной защиты
прав человека, в том числе и культурных прав, на аборигенов является шагом в этом
направлении, но это окончательно не решает образовавшихся проблем. Требуется более
комплексный подход к их решению.
В России же довольно мало упоминаний именно о культурных правах коренных
народов. Это связано с тем, что приоритетными направлениями текущей политики
являются обеспечение национальной, экологической и военной безопасности, развитие
социальной и экономической сфер, развитие инфраструктуры и технологий. И отдельно
представлены задачи в сфере развития международного сотрудничества, одна из которых
затрагивает интересы коренных народов, а именно установление сотрудничества с
родственными народами и этническими группами, а также содействие участию
малочисленных народов в осуществлении международного сотрудничества по вопросам
этнокультурного развития в рамках межгосударственных контактов. Российская Федерация
нацелена всесторонне развивать Арктическую зону, не ущемляя прав и интересов
малочисленных народов, проживающих на этой территории. Причём участие
представителей коренных народов в реализации как экономических, так и
социокультурных проектов будет поощряться.
Кроме того, изучив такие направления культуры, как образование, спорт и
искусство, можно сделать следующие выводы.
Образование – это важная сфера, которая занимает приоритетное место в
проблематике коренных народов, и у России, и у Канады. При этом у стран обнаружился
разный подход к решению вопросов в сфере образования. Канада начала с оформления
нормативно-правовой базы, которая впоследствии стала опорой для системы образования
для коренных народов. Главным образом, появились программы и методики, которые
предназначались для дошкольников из числа коренных народов Арктики, а также для
подготовки педагогических кадров, которые должны обучать учеников особенностям своей
культуры. В России же проблемой образования среди коренных малочисленных народов
активно стали заниматься только в начале XXI века, когда уже проявилось их бедственное
положение из-за структурных изменений государства. Ведь они были предоставлены сами
себе. Быстрее отреагировали регионы, где проживало большое количество аборигенов
Арктики. И по примеру Канады они также стали разрабатывать программы для
дошкольников и педагогов. И в итоге, те практики и методики, которые появились спустя
десятилетие после организации инициативы, были признаны мировым сообществом. И на
основании российских методик будут создавать и развивать модели и методики
образования для коренных народов в рамках проекта «Дети Арктики», который курируется
участниками Арктического совета (в том числе РФ и Канадой), помня об их культурных и
климатических особенностях. Этот проект призван помочь детям коренных жителей
Арктики гармонично интегрироваться в современное общество. И в России уже на
официальном уровне заявили активную работу в данном направлении с 2021 года.
Другой немаловажной сферой является спорт. Данная культурная деятельность уже
некоторое время носит несколько политизированный характер, что отражается на
настроении спортсменов на соревнованиях. Но если рассматривать спортсменов из числа
коренных народов из арктических держав на состязаниях в национальных видах спорта, то
можно заметить, что они настроены на установление и поддержание дружественных
отношений. Они стараются не вмешивать политику в спорт, что создаёт дружественную
атмосферу между представителями коренных народов, особенно из Канады и России, так
как на сегодняшний день политические отношения несколько натянуты в отличие от
культурных. Это хорошо видно на примере Арктических зимних игр, которые, скорее
всего, будут проводиться в России, несмотря на то, что по Уставу игр они могут быть только
в США, Канаде и Дании (Гренландии). А так с каждым годом интерес к спортивной
деятельности жителей Арктики увеличивается, поэтому не исключено, что в будущем спорт
коренных народов сможет составить конкуренцию олимпийским видам спорта. Но
существуют системные проблемы, а именно в России нет крупных организаций, которые
бы занимались полной организацией и курированием спортивных мероприятий (например,
как федерация футбола), в отличие от Канады, где есть как региональные, так и
федеральные объединения. А это уже создаёт определённые трудности в популяризации и
поддержке национальных видов спорта. Поэтому в России они менее известны, чем в
Канаде. Россия в этом вопросе пока находится на начальном этапе.
Что касается кинематографа, то фильмы, снятые коренными народами о своей
судьбе и проблемах, воспринимаются по-разному в России и Канаде. Для жителей Канады
это уже обыденное явление: такие фильмы активно транслируются по всем общинам
коренных народов и по многим городам, их оценивают кинокритики, а также отправляют
на кинофестивали. И в этот процесс вовлечены многие неравнодушные люди. Также в этом
деле помогают такие организации, как «Фонд искусства инуитов». Они не только
оказывают финансовую помощь, но и правозащитную. В России же подобные «этнические
фильмы» на сегодняшний день в большей степени носят региональный характер, то есть
показываются в местных кинотеатрах. И только немногие режиссёры отправляли такие
фильмы на международные кинофестивали. Но в последнее время этнические фильмы
стали появляться в массовом прокате, а именно этому способствовала победа фильма
«Пугало» на «Кинотавре» в 2020 году. Данное событие помогло посмотреть с другого
ракурса на этническое кино и на деятельность региональных киностудий. Однако есть
препятствие в активном распространении кинематографического творчества коренных
народов, а именно это отсутствие организаций самих коренных народов, которые бы
всесторонне помогали бы в этом деле, как это происходит в Канаде. Поэтому пока только
деятельность тех, кто неравнодушен к проблематике коренных народов, поддерживает
развитие этнического кино.
Помимо этого, была исследована народная художественная культура. Стоит
акцентировать внимание на том, что коренные народы, проживающие на территории РФ,
утратили со временем часть такого народного творчества (как это было у эвенков). Поэтому
этнокультурные центры стали активно участвовать в сохранении и поддержании фольклора
коренных народов. А также большой вклад внесли учёные, которые проводят исследования
культуры коренных народов, что помогает зафиксировать и распространить информацию
об их культурных особенностях. Даже был учреждён в 2000 году Арктический
государственный институт культуры и искусств в Якутске, где по сегодняшний день
осуществляется исследовательская деятельность в области культуры и искусств коренных
народов Арктики.
В Канаде активно поддерживается народное художественное творчество. В этом
участвуют как общественные и благотворительные организации, так и государство. Также
лоббируются культурные права коренных народов, отстаивая их интересы и авторство. При
этом помощь может быть оказана, если деятелю искусства нужно предоставить доступ к
образованию и профессиональной подготовке, или же установить диалог с общественными
пространствами для организации выставок или мастер-классов. При таком внимании и
содействии со стороны общества деятели искусства из числа коренных жителей Арктики
могут свободно развивать свою творческую деятельность, приучая к её результатам
канадское общество, популяризируя её среди граждан.

Заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 5 000 ₽

Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

    Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных и с правилами пользования Платформой

    Последние выполненные заказы

    Хочешь уникальную работу?

    Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!

    Катерина В. преподаватель, кандидат наук
    4.6 (30 отзывов)
    Преподаватель одного из лучших ВУЗов страны, научный работник, редактор научного журнала, общественный деятель. Пишу все виды работ - от эссе до докторской диссертации... Читать все
    Преподаватель одного из лучших ВУЗов страны, научный работник, редактор научного журнала, общественный деятель. Пишу все виды работ - от эссе до докторской диссертации. Опыт работы 7 лет. Всегда на связи и готова прийти на помощь. Вместе удовлетворим самого требовательного научного руководителя. Возможно полное сопровождение: от статуса студента до получения научной степени.
    #Кандидатские #Магистерские
    47 Выполненных работ
    Татьяна М. кандидат наук
    5 (285 отзывов)
    Специализируюсь на правовых дипломных работах, магистерских и кандидатских диссертациях
    Специализируюсь на правовых дипломных работах, магистерских и кандидатских диссертациях
    #Кандидатские #Магистерские
    495 Выполненных работ
    Екатерина С. кандидат наук, доцент
    4.6 (522 отзыва)
    Практически всегда онлайн, доработки делаю бесплатно. Дипломные работы и Магистерские диссертации сопровождаю до защиты.
    Практически всегда онлайн, доработки делаю бесплатно. Дипломные работы и Магистерские диссертации сопровождаю до защиты.
    #Кандидатские #Магистерские
    1077 Выполненных работ
    Анна С. СФ ПГУ им. М.В. Ломоносова 2004, филологический, преподав...
    4.8 (9 отзывов)
    Преподаю англ язык более 10 лет, есть опыт работы в университете, школе и студии англ языка. Защитила кандидатскую диссертацию в 2009 году. Имею большой опыт написания... Читать все
    Преподаю англ язык более 10 лет, есть опыт работы в университете, школе и студии англ языка. Защитила кандидатскую диссертацию в 2009 году. Имею большой опыт написания и проверки (в качестве преподавателя) контрольных и курсовых работ.
    #Кандидатские #Магистерские
    16 Выполненных работ
    Оксана М. Восточноукраинский национальный университет, студент 4 - ...
    4.9 (37 отзывов)
    Возможно выполнение работ по правоведению и политологии. Имею высшее образование менеджера ВЭД и правоведа, защитила кандидатскую и докторскую диссертации по политоло... Читать все
    Возможно выполнение работ по правоведению и политологии. Имею высшее образование менеджера ВЭД и правоведа, защитила кандидатскую и докторскую диссертации по политологии.
    #Кандидатские #Магистерские
    68 Выполненных работ
    Евгения Р.
    5 (188 отзывов)
    Мой опыт в написании работ - 9 лет. Я специализируюсь на написании курсовых работ, ВКР и магистерских диссертаций, также пишу научные статьи, провожу исследования и со... Читать все
    Мой опыт в написании работ - 9 лет. Я специализируюсь на написании курсовых работ, ВКР и магистерских диссертаций, также пишу научные статьи, провожу исследования и создаю красивые презентации. Сопровождаю работы до сдачи, на связи 24/7 ?
    #Кандидатские #Магистерские
    359 Выполненных работ
    Виктор В. Смоленская государственная медицинская академия 1997, Леч...
    4.7 (46 отзывов)
    Имеют опыт грамотного написания диссертационных работ по медицине, а также отдельных ее частей (литературный обзор, цели и задачи исследования, материалы и методы, выв... Читать все
    Имеют опыт грамотного написания диссертационных работ по медицине, а также отдельных ее частей (литературный обзор, цели и задачи исследования, материалы и методы, выводы).Пишу статьи в РИНЦ, ВАК.Оформление патентов от идеи до регистрации.
    #Кандидатские #Магистерские
    100 Выполненных работ
    Анна К. ТГПУ им.ЛН.Толстого 2010, ФИСиГН, выпускник
    4.6 (30 отзывов)
    Я научный сотрудник федерального музея. Подрабатываю написанием студенческих работ уже 7 лет. 3 года назад начала писать диссертации. Работала на фирмы, а так же помог... Читать все
    Я научный сотрудник федерального музея. Подрабатываю написанием студенческих работ уже 7 лет. 3 года назад начала писать диссертации. Работала на фирмы, а так же помогала студентам, вышедшим на меня по рекомендации.
    #Кандидатские #Магистерские
    37 Выполненных работ
    Татьяна П.
    4.2 (6 отзывов)
    Помогаю студентам с решением задач по ТОЭ и физике на протяжении 9 лет. Пишу диссертацию на соискание степени кандидата технических наук, имею опыт годовой стажировки ... Читать все
    Помогаю студентам с решением задач по ТОЭ и физике на протяжении 9 лет. Пишу диссертацию на соискание степени кандидата технических наук, имею опыт годовой стажировки в одном из крупнейших университетов Германии.
    #Кандидатские #Магистерские
    9 Выполненных работ

    Другие учебные работы по предмету